Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Разработка концепции развития проектирования обуви с позиций современного эргодизайна Рощупкина Дарья Вячеславовна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рощупкина Дарья Вячеславовна. Разработка концепции развития проектирования обуви с позиций современного эргодизайна: диссертация ... кандидата Технических наук: 05.19.05 / Рощупкина Дарья Вячеславовна;[Место защиты: ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)»], 2018

Содержание к диссертации

Введение

1. Эргодизайн как инновационная технология в проектировании обуви 13

1.1. Термины и определения эргодизайна 13

1.2. Историко-аналитический анализ развития конструкций обуви с позиций эргодизайна 16

1.3. Анализ коллекций известных брендов и брендов масс-маркета с учетом принципов эргодизайна 32

Выводы по первой главе 43

2. Маркетинговые исследования с целью определения актуальности разработки коллекций обуви на основе исторического костюма как творческого источника 45

2.1. Определение цели и выбор инструментов маркетингового исследования 45

2.2. Проведение маркетингового исследования 47

2.3. Концепция создания коллекций обуви на основе творческого источника при особой значимости эстетической и эргономической составляющих 61

Выводы по второй главе 69

3. Экспериментальные исследования условных разверток боковой поверхности колодки 72

3.1. Эволюция способов получения условных разверток боковой поверхности колодки 72

3.2. Экспериментальная реализация методов получения условных разверток боковых поверхностей колодки 79

3.3. Количественная оценка разверток боковых поверхностей колодок 95

Выводы по третьей главе 102

4. Разработка коллекций обуви на основе исторического костюма жителей Северной Америки 19-го века 103

4.1. Концепция разработки современных коллекций обуви на основе исторического костюма жителей Северной Америки 19-го века 103

4.2. Анализ костюма жителей Северной Америки 19-го века 106

4.3. Интерпретация костюма индейцев и ковбоев в современной моде 121

4.4. Разработка коллекции обуви «Вестерн» 130

Выводы по четвертой главе 137

Основные выводы по работе 138

Список литературы 142

Приложение А 152

Приложение Б 154

Приложение В 159

Приложение Г 164

Приложение Д 168

Приложение Е 173

Введение к работе

Актуальность темы. В условиях ужесточения конкуренции все большее значение для занятия лидирующих позиций на мировом рынке приобретает конкурентоспособность товаров (качество, дизайн, новые потребительские, медико-биологические, функциональные и другие их свойства). Экспортеры по параметрам «качество-цена» разделяют конкурентоспособность продукции мирового рынка товаров легкой промышленности на четыре основные ниши. Российские товары отнесены к категории среднего качества, простого дизайна и средних цен. Занять соответствующее место в первой нише мирового рынка и в группе ведущих экспортеров товаров легкой промышленности Россия сможет, только решив задачу существенного повышения конкурентоспособности отечественной продукции.

В настоящее время наблюдается переориентация внимания обувного бизнеса от традиционных компонентов технологии (совершенствования технологических процессов) на такие его составляющие, как маркетинг, логистика, продвижение на рынке, прогнозирование моды, формирование брендов. Рост удельного веса затрат, связанных с реализацией продукции, смещает акценты управленческого воздействия в данном секторе с технико-технологических инноваций (в последние 10-15 лет прорывных технологий в массовом обувном производстве не наблюдалось) на маркетинговые нововведения.

Одной из актуальных тенденций рынка обуви в России является изменение культуры потребления обуви. Согласно данным участников рынка, потребители становятся все более требовательными к ассортименту и уровню обслуживания в магазинах, ориентируются на торговые марки. Приоритетными факторами при выборе обуви становятся ее качество, стиль, соответствие модным тенденциям. Эстетические свойства особенно актуальны для молодежного и женского ассортиментов обуви, так как эта часть потребителей наиболее активно реагирует на моду и может служить средством популяризации изделий с определенными параметрами. В этих условиях таким параметром выступает эстетичность конструкций. Следовательно, диссертационное исследование на тему «Разработка концепции развития проектирования обуви с позиций современного эргодизайна» является актуальной.

Степень научной разработанности избранной темы. Существенный вклад в решение проблем развития и совершенствования проектирования и производства обуви внесли Ю.П. Зыбин, В.А. Фукин, В.М. Ключникова, Т.С. Кочеткова, Д.И. Анохин, А.Н. Калита, В.Л. Раяцкас, В.Е. Горбачик, Н.В. Бекк, П.С. Карабанов и др., в научных трудах которых разработаны методо-

логические основы создания конструкций обуви, методы и средства их оценки.

Диссертационная работа соответствует п. 9. «Разработка основ автоматизированного контроля качества продукции», п.11 «Антропобиомеханиче-ские основы проектирования обуви, закономерности в антропометрических данных для построения рациональной внутренней формы и деталей; размерно-полнотного ассортимента обуви, перчаток и т.д.» и п. 12 «Разработка теоретических основ проектирования обуви, кожгалантереи и других изделий из кожи, в том числе автоматизированного» паспорта научной специальности 05.19.05 – Технология кожи, меха, обувных и кожевенно-галантерейных изделий.

Объектами исследования являются исторический костюм и обувь, как его элемент, в контексте эволюции формообразования.

Предмет исследования — процесс проектирования обуви на основе трансляции элементов исторического костюма в конструкции современных изделий с использованием принципов эргодизайна и потребительские свойства обуви.

Целью работы является создание научно-обоснованной базы проектирования конкурентоспособных конструкций обуви с позиций эргодизайна.

Для достижения поставленной цели в работе: – сформулировано понятие «эргодизайн» применительно к обуви; – изучены, выявлены и систематизированы основополагающие элементы костюма различных народов в исторические периоды: Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим, Романско-готический период, Барокко, Рококо, Ампир, Модерн, Америка XIX века, XX век в Западной Европе с позиций современного эргодизайна; – разработан алгоритм стилизации элементов исторического костюма, как источника вдохновения, и способ их внедрения в разрабатываемые изделия на основе методов, используемых домами моды и брендами масс-маркета при создании коллекций, а также систематизированных основополагающих элементов костюма различных исторических периодов; – предложены основные проектные принципы эргодизайна в соответствии со сформулированным его понятием применительно к проектированию конструкций обуви; – проведены маркетинговые исследования по выявлению мнений российского потребителя в отношении изделий с элементами исторического костюма;

– предложена классификация обуви по критерию «цена-качество» (степень новизны и стоимость создания обуви) при создании изделий на основе идей источника вдохновения; – разработана концепция создания коллекции обуви на основе творческого источника при особой значимости эстетической и эргономической составляющих; – проведен анализ современных способов получения условных разверток

боковых поверхностей колодки (УРК); – проведена количественная оценка УРК, полученных различными способами с боковых поверхностей соответствующих колодок; – разработана конструкторская документация для изготовления обуви с использованием исторического костюма, как источника вдохновения; – изготовлено 9 пар экспериментальных образов обуви, для которых в качестве источника вдохновения использованы костюмы Америки 19-го века и эпоха «Модерн».

Методы исследования. Основой исследования послужил системный
подход к формированию конкурентоспособных конструкций современной
обуви с элементами исторического костюма. В ходе выполнения работы ис
пользованы методы маркетинговых исследований и классификаций, основ
ные теоретические положения эргодизайна, теоретические и прикладные ме
тоды анализа и структурирования данных, 2-D и 3-D автоматизированных
систем. Информационно-теоретической базой диссертации послужили труды
отечественных и зарубежных ученых по исследуемой и смежной проблемам,
энциклопедическая и справочная литература, конструкторско-

технологическая документация, теоретические и научно-практические основы технологии и конструирования изделий из кожи, материаловедения.

Исследования проводились на кафедре художественного

моделирования, конструирования и технологии изделий из кожи ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина» в рамках тематического плана НИР (2014-2018 г.) по проблеме №2 «Проблемно-ориентированные исследования в области перспективных технологий и дизайна» (тема 2.3 «Совершенствование методов компьютерного дизайна и проектирования изделий легкой промышленности») и в University of Applies Sciences (Пирмазенс, Германия) в рамках стажировки по программе DAAD.

Научную новизну исследования составляет разработка: 1. проектных принципов эргодизайна, которые базируются на маркетинговом подходе, направленном на удовлетворение растущих потребностей в высококачественной конкурентоспособной обуви, в интересах общества и потребителей;

2. концепции создания коллекции обуви, основанной на особой значимости
эстетической и эргономической составляющих;

  1. систематизации с позиций эргодизайна конструктивных решений обуви как элемента исторического костюма, определяющая хронологию их проявления в изделиях гардероба различных исторических периодов; преобразования функций изделия и структурных связей между его составляющими;

  2. концептуального подхода к созданию конструкций обуви с позиций эрго-дизайна на примере использования исторического костюма, как источника вдохновения, включающего ретроспективный обзор, оценку потребительских предпочтений, проектирование и изготовление экспериментальных образцов.

Личный вклад автора. Автором сформулированы цель и основные задачи исследования, проанализированы тенденции в формообразовании обуви в различные исторические периоды с позиций современного эргодизайна; проведены:

– маркетинговые исследования по выявлению мнений российского потребителя в отношении изделий с элементами исторического костюма; – анализ современных способов получения условных разверток боковых

поверхностей колодки (УРК); – количественная оценка УРК, полученных различными способами с боковых поверхностей соответствующих колодок. Предложены: алгоритм стилизации элементов исторического костюма, как источника вдохновения, и способ их внедрения в разрабатываемые конструкции обуви на основе методов домов моды и брендов масс-маркета; разработана конструкторская документация для изготовления обуви с использованием исторического костюма, как источника вдохновения. Изготовлены 9 пар экспериментальных образов обуви.

Теоретическую значимость работы составляют:

– сформулированное понятие «эргодизайн» применительно к обуви;

– концепция создания коллекции обуви на основе исторического источника при особой значимости эстетической и эргономической составляющих;

– систематизация с позиций эргодизайна конструктивных решений исторического костюма, и его элемента обуви, определяющей хронологию их проявления в изделиях гардероба различных исторических периодов; преобразования функций изделия и структурных связей между его составляющими;

– концептуальный подход к созданию конструкций обуви с позиций эргоди-зайна на примере использования исторического костюма, как источника

вдохновения, включающего ретроспективный обзор, оценку потребительских предпочтений, проектирование и изготовление экспериментальных образцов.

Практическую значимость работы составляют:

– результаты проведенных маркетинговых исследований потребительских предпочтений, которые рекомендуются для предприятий обувной индустрии; – результаты количественной оценки УРК, полученных различными способами с боковых поверхностей соответствующих колодок; – разработанная конструкторская документация для изготовления обуви с

использованием исторического костюма, как источника вдохновения; – изготовленные образцы женской обуви, разработанные с использованием элементов исторического костюма различных народов и эстетических предпочтений потребителей.

Достоверность. Достоверность проведенных исследований базируется на согласованности аналитических и экспериментальных результатов, использовании информационных технологий, современных методов и средств проведения исследований. Апробация основных положений диссертации производилась в научной периодической печати, конференциях, а также на ООО «Каприс Восток» г. Москва.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Систематизация с позиций эргодизайна конструктивных решений обуви, как элемента исторического костюма, определяющая хронологию их проявления в изделиях гардероба различных исторических периодов; преобразования функций изделия и структурных связей между его составляющими;

  2. Концептуальный подход к созданию конструкций обуви с позиций эр-годизайна на примере использования исторического костюма, как источника вдохновения, включающего ретроспективный обзор, оценку потребительских предпочтений, проектирование и изготовление экспериментальных образцов;

  3. Концепция создания коллекции обуви, основанной на особой значимости эстетической и эргономической составляющих;

  4. Результаты проведенных маркетинговых исследований потребительских предпочтений в отношении обуви, созданной на основе исторического костюма различных народов;

  5. Результаты количественной оценки УРК, полученных различными способами с боковых поверхностей соответствующих колодок.

Реализация результатов. Разработанные концепция преобразования эскиза на основе исторического костюма различных народов как источника, в

модельную конструкцию обуви и алгоритма создания современной коллекции обуви на основе исторических источников с учетом принципов эргоди-зайна рекомендуются предприятиям различных форм собственности и профильным учебным заведениям. Дипломы ряда конкурсов различного уровня, акт о внедрении результатов в ООО «Каприс Восток» (г. Москва) свидетельствует о состоятельности предлагаемых в диссертации решений по разработке конкурентоспособных коллекций обуви с позиций эргодизайна.

Апробация и реализация результатов работы. Основные положения и результаты диссертации докладывались и получили положительную оценку на заседаниях кафедры художественного моделирования, конструирования и технологии изделий из кожи Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Международной научно-технической конференции «Новое в технике и технологии в текстильной и легкой промышленности» (Витебск, 2015), VIII международной научно-практической конференции «Академическая наука – проблемы и достижения» (North Charleston, USA, 2016), 68-ой Внутривузовской научной студенческой конференции «Молодые ученые – инновационному развития общества (МИР-2016)» - (Москва, 2016), международной научно-технической конференции «Дизайн, технологии и инновации в текстильной и легкой промышленности (ИННОВАЦИИ –2016)» – (Москва, 2016), 50-й международной научно-технической конференции преподавателей и студентов, посвящённой году науки - (Витебск, 2017), международной научно-практической конференции «Наука и образование третьего тысячелетия». – Москва, 2018.

Публикации. Основные положения диссертационной работы опубликованы в 9 печатных работах, 3 из которых - в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК при Минобрнауки России.

Структура и объем работы. По своей структуре научно-квалификационная работа (диссертация) состоит из введения, четырех глав, выводов по каждой главе, общих выводов по работе, списка литературы, приложений. Работа изложена на 176 страницах машинописного текста, содержит 90 рисунков, 7 таблиц. Список литературы включает 127 библиографических наименований.

Историко-аналитический анализ развития конструкций обуви с позиций эргодизайна

История обуви такая же древняя, как и история человеческой культуры. Для проведения анализа развития конструкций обуви с позиций эргодизайна обратимся сначала к схеме, предложенной Ю.П. Зыбиным [17, 18] (рис. 1), демонстрирующей связь развития конструкции обуви с развитием орудий и предметов труда (материалов). Схема показывает, что в ходе изменения производительных сил общества, с расширением его технических возможностей, ростом потребностей человека конструкция обуви способы ее производства все более и более совершенствуются. Исследования свидетельствуют, что общее развитие конструкции обуви начиная с XVIII в. во всех европейских странах шло по одному пути: выделились ее конструктивные виды: туфли, ботинки, сапоги; с развитием ремесел появляется несколько вариантов ниточного прикрепления подошв (прошивной, рантовый и др.); изобретение и освоение во второй половине XIX в. обувных машин - швейной, до-ппельной, затяжной, обтяжной и др. привели к коренному изменению формы и конструкции обуви. Стремление человека сделать обувь более удобной и износостойкой с учетом свойств используемых материалов и затрат труда, приводит к разделению обуви на детали, что обусловлено и техническими возможностями. Верх обуви стали расчленять на детали различной конфигурации и украшать декоративными строчками. Краткое представление схемы (рис.1) развития конструкций обуви по Ю.П. Зыбину показывает, что становление формы обуви в ее современный вид – это следствие развития производительных сил и технических возможностей, а непосредственно человек находится за рамками этого процесса и должен приспособиться к предлагаемым ему обстоятельствам.

Развитие механического производства позволяет создавать конструкции обуви с учетом климатических и географических условий, поэтому, естественно, они не остаются без изменений, поскольку со временем изменяются предъявляемые требования, расширяются технические возможности совершенствования, нацеленные на повышение производительности труда, увеличение выпуска обуви, расширение ассортимента. Попытаемся провести аналогичный анализ, сместив акценты, поставив во главу угла человека, т.е. рассмотрим развитие конструкций в системе «человек- обувь-окружающая-среда», как это заявлено нами в определении эргодизайна. При разработке конструкций обуви на основе принципов эргоди-зайна, ключевыми являются эстетические и эргономические свойства разрабатываемых изделий. С этой целью при анализе костюма различных народов и эпох нужно выявить характерные для каждого исторического периода виды обуви, ее роль в костюме, материалы, из которых она изготавливалась, а также структурировать формообразование конструкций и факторы, влияющие на него [18-25]. В табл.1 в качестве примера приведены основные сведения об истории развития обуви в Западной Европе [21-24, 26-33]. Подобным образом может быть систематизирована информация об истории развития обуви Дальнего Востока, Африки, Америки, Восточной Европы и т.д.

Исходя из полученной систематизации можно сделать вывод, что определяющей являлась все-таки мода, которая менялась циклично. Мода, впитывающая в себя функциональные, художественно-образные и культурные аспекты бытия, является отражением эстетических предпочтений времени. Исторические эпохи порождают различные формы искусства и моды. Мода развивается «от пика до пика», то есть от одной крайности до другой, но при этом имеет четкую закономерность. Например, такая закономерность просматривается в форме носочной части – от узкой заостренной к округлой широкой и наоборот; высоте каблука: от низкого до невероятно высокого и снова к низкому; декоративности: от простоты и лаконичности к бутафорской и снова к аскетичности. Следует отметить сокращение периодов влияния какого-то одного стиля: если в начале тысячелетия мода господствовала веками, в 20-м веке десятилетиями, то мода 21-го века меняется настолько стремительно, что главенствующими оказываются сразу несколько направлений и выделить что-то одно становится практически невозможным.

По табл. 1 проследим процесс формообразования обуви. Он шел от простого к сложному - от бесшовной конструкции к многодетальной. Развитие техники, технологии, технический прогресс привело к совершенствованию и процесса создания обуви. Так к 30-м годам 20-го века в конструкции обуви достигается пик членения деталей верха и низа. Начиная с 50-х годов конструкция обуви постепенно упрощается, акцент переносится на материал. Появляется особый вид производственной деятельности - промышленное конструирование. Возникает и развивается наука о конструировании обуви. В нашей стране хотя развитие конструкции обуви отличается от развития конструкции обуви в странах с умеренным климатом, однако по мере механизации обувного производства (этот процесс начался практически только после Великой Октябрьской социалистической революции) тоже развивается конструирование обуви. Этому в немалой степени способствовало появление новых обувных материалов - резины, картона для стелек, тканей с покрытием из нитроцеллюлозы для задников и подносков и др. Из табл. 1 видно, что в 70-е годы прошлого века массовое производство начинает ориентироваться на отдельные группы потребителей, а в 80-е - развитие получает эргономика, появляются новые технологии для поддержания здоровья и комфорта. В связи с этим в следующем разделе диссертации представляется целесообразным обратиться к опыту разработки современных конструкций обуви и формализовать его с позиций эргоди-зайна.

Концепция создания коллекций обуви на основе творческого источника при особой значимости эстетической и эргономической составляющих

Совокупность потребительских свойств, характерных для того или иного изделия, определяет его качество - показатель, характеризующий степень пригодности продукта для удовлетворения потребностей, определенных его назначением [66]. Очевидно, что, чем выше качество, тем выше материальные, интеллектуальные, временные и других затраты, связанные с созданием новых коллекций обуви. В группе потребительских свойств важное значение имеет «Социальное назначение» изделия. Например, состоятельные люди предпочитают дорогую обувь с высокими эстетическими достоинствами, а менее состоятельные - склонны, как правило, приобретать недорогую, но с высокими показателями надежности обувь. Потребности людей постоянно качественно растут. Если по своим характеристикам изделие не соответствует возросшим потребностям человека, то оно может оказаться морально устаревшим уже в момент выхода на рынок. Ценность идеи для социума или бизнеса определяется уровнем ее новизны (табл. 2) [67]. Из таблицы видно, что «открытие» находится на самой верхней ступеньке шкалы ценности и определяется как "творческий" уровень новизны идеи [67]. Оно не имеет прототипа и не ассоциируется у общества с ранее достигнутыми результатами творческой деятельности. При этом на трех первых уровнях градации новизны ("репродуктивный", "репродуктивно-творческий", "творческо-репродуктивный) идея определяется как комбинация ранее сформулированных, известных социуму идей, изобретений, процессов. Идея может быть получена и оригинальной перестановкой ранее известных объектов, направлением и способом их использования [67].

В рамках настоящего диссертационного исследования классификация обуви по критерию «цена-качество» [91] (степень новизны и стоимость создания изделий на основе идей любого источника вдохновения), на наш взгляд, выглядит следующим образом:

- инновационная обувь, которую потребитель воспринимает как совершенно новую или обладающую некоторым набором уникальных свойств;

- новые фасоны колодки и низа обуви, значительно определяющие внешний вид и свойства изделия;

- новые артикулы обуви, имеющие общие основные геометрические параметры верха и низа обуви и различающиеся главным образом по номенклатуре используемых материалов.

Следовательно, при разработке предполагается как максимум принципиально новая конструкция обуви с уникальными свойствами и как минимум - модификация с не существенными изменениями.

Повышение качества выпускаемых товаров расценивается в настоящее время, как решающее условие их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Ориентация на потребителя является гарантией повышения уровня качества продукции. Кроме того, повышение качества продукции является реальной основой повышения эффективности производства.

Конкурентоспособность — это характеристика товара, отражающая его отличие от товара - конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.

Показатель, выражающий такое отличие, определяет конкурентоспособность анализируемого товара по отношению к товару - конкуренту. Базой оценки конкурентоспособности является исследование потребностей покупателя, требований рынка. При совершении покупки потребитель выбирает необходимое ему изделие из целого ряда аналогичных, предлагаемых на рынке, и приобретает то из них, которое в наибольшей степени удовлетворяет его потребность. При этом покупатель учитывает его потребительские свойства, выясняет степень соответствия собственной потребности. Каждая потребность обладает свойствами и характеризующими их параметрами, которые определяют ее сущность, необходимый потребителю полезный эффект в конкретных условиях потребления. При совпадении параметров потребности и параметров изделия совершается покупка. Для того, чтобы товар был приобретен конкретным покупателем, он должен соответствовать его потребностям по техническим параметрам и финансовым возможностям, при этом потребитель стремится оптимизировать свои затраты. Так как потребности отдельно взятого потребителя складываются под воздействиями широкого комплекса факторов и носят индивидуальный характер, то оценки одного и того же товара разными покупателями могут не совпадать. Соответственно неодинаковым будет и их предпочтение при выборе из массы предлагаемых на рынке аналогичных товаров. Следовательно, по отношению к конкретному потребителю конкурентоспособность отдельно взятого товара тоже будет индивидуальной. В числе товаров, предназначенных для удовлетворения конкретной общественной потребности, признание получает тот, который наиболее полно ей соответствует. Это выделяет его из общей товарной массы, обеспечивая успех. Таким образом, конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате сравнения, и поэтому является относительным показателем, отражающем его отличие от товара - конкурента по степени удовлетворения общественной потребности. Уже на этапе проектирования формируются требования, которые влияют на качество продукта (социально-экономической целесообразности; обусловленные анатомо-физиологическими особенностями человека - антропометрические, биомеханические, гигиенические; обусловленные особенностями окружающей среды- защитные, эстетические; безопасности; долговечности) и, следовательно, его конкурентоспособность. В табл. 3 приведены группы потребительских свойств обуви, которые выделены нами на основе результатов маркетинговых исследований и предложенного определения эр-годизайна. В данном диссертационном исследовании интерес представляют эргономические и эстетические свойства обуви. Раскроем их содержание с позиций решаемых задач.

Эргономические свойства характеризуют способность обуви удовлетворять потребности человека в удобстве и комфорте на этапе эксплуатации в системе «человек — обувь — окружающая среда». Антропометрические свойства характеризуют обувь по размерам, полнотам и другим признакам. Их учитывают в построении видового и размерно-полнотного ассортиментов. Проявляются они в удобстве пользования обувью [68].

Антропометрические свойства связаны с размерами стоп населения, подчинены закону нормального распределения, гарантируются на основе данных обмера стоп населения и поддаются измерению несложными инструментами и приборами. В стандартах, технических условиях нормируются размеры, высота исходного (среднего) размера основных видов обуви. Размеры обуви, как и ее форма, изменяются в процессе хранения и носки. Физиологические свойства обуви влияют на энергетическое состояние мышечного аппарата и скорость рабочих движений человека. Они характеризуются жесткостью (гибкостью) и массой обуви.

Эстетические свойства обуви проявляются в модели, применяемых материалах верха и подошвы, фасоне и высоте каблука, видах фурнитуры и отделочных материалов, цветовом решении. Обувь является весомым дополнением к костюму, поэтому все составляющие внешнего вида обуви дизайнеры проектируют с учетом существующих стилей в одежде, категорий потребителей, направлений моды и достижений науки и техники. Для оценки эстетических свойств обуви изучают ее информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции и совершенство производственного исполнения.

Информационная выразительность обуви характеризуется ее соответствием выбранному стилю и модным направлениям, а также оригинальностью. Цветовое оформление и форма обуви определяют отношение к стилю. Стилевое соответствие выражается в устойчивых признаках формы, характеризующих общность средств и приемов художественной выразительности. Для современного стиля характерны простота, логичность, строгость формы и экономичность решения. Модные тенденции в костюме, обуви и аксессуарах, как правило, проявляются одновременно и имеют общие характерные черты. Такая общность в форме, отделке, цветовых решениях позволяет потребителю создавать гармоничный образ. Оригинальность обуви — это новизна, индивидуальность и личные предпочтения. Оригинальность включает те своеобразные признаки формы, которые выделяют данное изделие из числа подобных. Знаковость проявляется в художественно-образном отражении социально значимой информации и происходит от двойной функциональности обуви, которая является одновременно и вещью, и знаком.

Рациональность формы обуви выражает степень соответствия формы и конструкции обуви объективным условиям эксплуатации, эргономическим требованиям, функционально-конструктивным решениям, удобству пользования, технологическим особенностям изготовления и применяемым материалам.

Целостность композиции проявляется признаками формы: организованностью объемно-пространственной структуры, упорядоченностью изобразительных элементов, силуэтом, колоритом и декоративностью. Каждый из указанных признаков включает отдельные элементы эстетических свойств или имеет самостоятельное значение.

Количественная оценка разверток боковых поверхностей колодок

Для эксперимента нами были выбраны женские колодки (рис. 49 а, б), которые используются ООО «Каприс Восток» г. Москва в производстве обуви. По мнению покупателей [89], достоинством обуви марки CAPRICE (Каприc) является ее повышенный комфорт. Судя по отзывам жителей России это связано исключительно с удобной колодкой, качественной кожей и профессиональными секретами. Объяснить это можно еще и тем, что обувь CAPRICE позволяет стопе занимать удобное положение в обуви, снабженной каблуком по технологии AntiShock и вкладной стелькой OnAir, разгружающими при ходьбе позвоночник и уменьшающими нагрузку на суставы [89]. Результаты нашего маркетингового исследования показали, что в числе наиболее предпочитаемых марок респонденты выделили Caprice (14%) наряду с такими брендами как Ecco (18 %), Nike (14%), и Rieker (12%) (см. раздел 2.2, рис. 21).

Дадим характеристики выбранным колодкам (рис. 49). По конструкции колодки - раздвижные с разрезом по дуге, с продольным перемещением носочной части при скользящем дугообразном движении пяточной [90] и предназначены для внешнего формования.

По приподнятости пяточной части в соответствии с ГОСТ 3927-88 «Колодки обувные. Общие технические условия» [90] они относятся к подгруппам с низкими — 5, 10, 15, 20, 25, и средними— 30, 40, 45 мм каблуками. Для обеспечения переката носочная часть обуви должна быть приподнята от плоскости опоры на величину Нн, зависящую от рода обуви и высоты приподнятости пяточной части Нк. Согласно [73] носочная часть следа колодки женской обуви в точке минимального припуска по длине следа отстоит от опорной поверхности для низкой и средней приподнятости пяточной части соответственно на 11-12 мм и 9-10мм. Высоту подъема носочной части Нн от опорной поверхности до точки минимального припуска измеряют по схеме, приведенной на рис. 50.

Рисунок 50. Положение колодки при определении высоты приподнятости носочной части [73, 82, 83] В разные периоды мода диктует различную форму носочной части обуви: она может быть узкой или широкой, плоской или наполненной, что сказывается на величине припуска (рис.51). Для выбранных фасонов колодок припуск в носочной части отвечает анатомо-физиологическим требованиям. Приведенные характеристики свидетельствуют о том, что выбранные колодки отвечают принципам эрго-дизайна, так как обеспечивают изготовление здоровьесберегающих эргономичных конструкций обуви.

Площади поверхностей двух колодок определены нами при сканировании ручным сканером марки BodyScan (рис. 52). Результаты сканирования были экспортированы в программу MSoft, которая позволила записать 3D - модели в формате, удобном для дальнейшей работы в программе Custom Shoemaster. Скан-копии поверхностей колодок были откорректированы в 3D-среде программы (рис.53).

Затем в программе Rhinoceros установили значения площадей боковых поверхностей колодки, а сантиметровой лентой измерили длины линий гребня, пяточного закругления, ребра следа с наружной и внутренней сторон (табл. 4). Полученные параметры приняты нами в качестве эталонных.

Контуры разверток боковых поверхностей выбранных для исследования колодок, полученные с использованием методик итальянской школы «АРС Сутория», немецкой обувной школы, системы 3D-проектирования, жесткой оболочке и бумажных шаблонов, с помощью дигитайзера мы занесли в программу АСКО-2Д [92]. В выбранной программе определены площади разверток, длины линий пяточного закругления, гребня и ребра следа. Затем, сравнив полученные результаты с площадями боковых поверхностей колодок – эталонов и длинами линий пяточного закругления, гребня и ребер следа, мы установили различия, которые указаны в табл. 5, 6.

Из результатов исследования следует, что площади разверток, полученных по опыту немецкой обувной школы (ОНОШ), жесткой оболочке (ЖО) и в системе 3D-проектирования (3D) по сравнению с эталонной больше в среднем на 0,50%, 1,35% и 0,50% соответственно (табл.5). Длины линий ребра следа наружной и внутренней разверток больше эталонных на 0,60% и 0,90% - ОНОШ; на 1,40% и 1,60% для 3D-разверток; на 1,60% и 1,40% - ЖО-разверток соответственно (табл.6). При этом длины линий гребня меньше на 1,10% и 0,60% - ОНОШ; полностью совпадают для 3D- разверток; развертка ЖО-наружной меньше на 1,40%, а внутренней на столько же больше эталонной. Таким образом, три указанных способа получения УРК можно использовать при разработке коллекций обуви на основе принципов эргодизайна, так как установленные отличия не превышают погрешностей технических измерений. Очевидно, что выбор одного из методов в каждом конкретном случае будет определяться уровнем организационно-технических возможностей.

Разработка коллекции обуви «Вестерн»

Следуя этапам предложенного нами алгоритма (см. раздел 1.3), было установлено, что в наступающем осеннем сезоне будут актуальны коллекции обуви в ковбойском стиле, что было также подтверждено результатами социологического опроса потребителей. Были изучены модные тенденции осенне-зимнего сезона 2018/2019, выделены характерные элементы костюма жителей Северной Америки 19 века, а также прослежено развитие и трансформация элементов ковбойского костюма в современной моде. Но основе собранной информации нами созданы муд-борды (рис. 84, 85).

Мудборды передают образ выбранной эпохи, позволяют выделить ключевые элементы ковбойского и индейского костюмов, трансформировать их в новую форму в соответствии с потребительским спросом и современной модой. На основе изученного материала нами разработаны эскизы будущей коллекции, выбраны колодки с учетом требований эргономики, подобраны материалы в соответствии с дизайнерской задумкой и спроектированы модели обуви с учетом результатов маркетинговых исследований (см. раздел 2.2). Представим описание моделей коллекции «Вестерн» [105, 106].

Кожа цвета пустынь и горных плато в коллекции «Вестерн» передает атмосферу жаркого климата и суровых условий жизни на Западе Соединенных Штатов. Шерстяная ткань с этническим узором из «огурцов» в охристо-оранжево-зеленой гамме вызывает ассоциации с индийскими племенами, отражает природную цветовую гамму. Темно-бордовый цвет кожи с коричневым оттенком ассоциируется с растительным дублением, роднит с костюмом коренных жителей Америки.

В конструкции обуви присутствуют элементы и ковбойского, и индейского костюмов: вытяжные союзки, текстильные вставки, декоративная отделка металлическими хольнитенами и продержка кожаным шнурком, бусины и пуговицы, бахрома и гамаши, которые пристегиваются к поясному ремню.

Каблуки и платформы в женских моделях выполняются из дерева, покрытого лаком. Натуральный узор древесины придает моделям этнический стиль, позволяя показать естественность и гармонию стиля с природой. Плавные и закругленные формы деталей низа придают композициям моделей целостный и законченный образ. Оригинальные каблуки мужских ботинок - броганов, перекликаясь со скошенными ковбойскими, подчеркивают стиль и навевают антураж жизни на Диком Западе. Съемные гамаши разнообразят костюм современного городского модника, делают его образ оригинальным и слегка историчным, но при этом не теряется их главное функциональное назначение: защищать от грязи и пыли, обеспечивать тепло. Ковбойский стиль –дух свободы, озорства- позволяет сочетать абсолютно разные вещи: например, легкие шифоновые платья и ковбойские сапоги или грубые кожаные куртки и изящные ботильоны. Поэтому коллекция «Вестерн» легко вписывается в гардероб современной молодежи и дарит настроение удалого, готового к приключениям ковбоя. Эскизы моделей коллекции «Вестерн» представлены в ПРИЛОЖЕНИИ В.

Модель 01 (рис.86) - мужские сапоги с низкими голенищами без приспособления для закрепления на стопе, клеевого метода крепления, с высотой приподнятости пяточной части hk = 30мм, осенне-весеннего сезона носки, украшенные декоративными хольнитенами, ремнем и продержкой. Заготовка верха состоит из наружных деталей: союзки, голенища, задинки, декоративного ремня, протяжки и подпряжечного ремня. Материал союзки, задинки и ремней - кожа, цвет кожи союзки и задинки -желтый, ремней и продержки -бордо. Голенище - из ткани с этническим узором. Задинка и союзка настрачиваются на голенище настрочным швом. Декоративный ремень прикрепляют между внут- Рисунок 86 Модель 01 из коллекции «Ве ренними и наружными деталями в стерн» области верхнего канта. Внутренние детали заготовки верха представлены кожаной подкладкой под союзку, голенище и кожкарманом. К промежуточным деталям заготовки верха относятся: межподкладка под задинку и голенище, жесткий задник и подносок. Межподкладка под союзку не требуется, так как для союзки используют кожу толщиной 1,5-1,6 мм, обеспечить формоустойчивость обуви. Детали низа состоят из наружных (каблук, набойка, подошва плоская), промежуточных (металлический геленок, жесткая формованная полустелька и простилка) и внутренних (вкладная и основная стельки) деталей.

Модель 02 (рис.87) - мужские гамаши, которые в нижней части крепятся к ботинкам 01 при помощи ремня и пряжки (рис. 87), в верхней части - к ремню брюк при помощи ленты «велькро». Гамаши имеют разъемную застежку-молнию с внутренней стороны, состоят из тканевых голенищ, штаферок из кожи цвета бордо, декорированных холь-нитенами, по центрам гамаш с наружной стороны проходит ремень, который украшен продержкой из кожи цвета бордо и тематической фурнитурой.

Модель 03 (рис.88) - мужские ботинки с настрочными берцами на шнурках, клеевого метода крепления, осенне-весеннего сезона носки со складками на союзке и чересподъем-ным декоративным ремнем, с высотой приподнятости пяточной части hk=20 мм. Заготовка верха модели 03 состоит Рисунок 88. Модель 03 из коллекции из наружных деталей верха: союзки, «Вестерн» берцев, отрезного носка с перфорацией, надблочника, чересподъемного и подпря-жечного ремней, заднего наружного ремня и язычка. Союзка и берцы выполнены из кожи желтого цвета, отрезной носок и надблочник - из кожи цвета бордо, задний наружный ремень и язычок изготавливают из ткани с этническим узором. Внутренние детали верха заготовки представлены кожаной подкладкой под союзку, берцы, язычок и кожкарманом. К промежуточным деталям заготовки модели 03 относятся: межподкладка под задний наружный ремень, язычок, межподблочник, жесткий задник и подносок. Детали низа состоят из наружных (каблук, набойка, подошва плоская), промежуточных (металлический геленок, жесткая формованная полустелька и простилка) и внутренних (вкладная и основная стелька) деталей.

Модель 04 (рис.89) - женские сапоги с низкими голенищами, с настрочной союзкой, без приспособления для закрепления на стопе, клеевого метода крепления, осенне-весеннего сезона носки с декоративными ремешками на задинке, с высотой приподнятости пяточной части hk=80 ммЗа-готовка модели 04 состоит из наружных деталей верха: союзки, задинки и декоративных ремешков. Союзку, декорированную Рисунок 89. Модель 04 из коллекции «Верстерн» продержкой из кожи цвета бордо и хольнитенами, выполняют из кожи желтого цвета. Материал задинки – ткань с этническим рисунком. Декоративные ремешки изготавливают из кожи желтого и бордового цветов и вшивают между союзкой и задинкой. Внутренние детали верха заготовки представлены кожаной подкладкой под союзку, голенище и кожкарманом. К промежуточным деталям верха заготовки модели 04 относятся: межподкладка под задинку, жесткий задник и подносок. Детали низа состоят из наружных (каблук, набойка, подошва с языком), промежуточных (металлический геленок, жесткая формованная полустелька и простилка) и внутренних (вкладная и основная стелька) деталей.