Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Взаимодействие традиций в музыкальной культуре сибирского индустриального города (на примере г. Новокузнецка) Прибыткова Александра Викторовна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Прибыткова Александра Викторовна. Взаимодействие традиций в музыкальной культуре сибирского индустриального города (на примере г. Новокузнецка): диссертация ... кандидата : 24.00.01 / Прибыткова Александра Викторовна;[Место защиты: ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры»], 2018.- 176 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Роль традиций в музыкальной культуре 13

1.1. Понятие «традиция» в современных исследованиях по теории музыкальной культуры .13

1.2. Функционирование традиций в музыкальной культуре сибирского индустриального города 28

Глава 2. Определяющие тенденции формирования традиций в музыкальной культуре Новокузнецка 56

2.1. Генезис и структурирование музыкальных традиций в г. Новокузнецке .56

2.2. Взаимодействие традиций различного генезиса в музыкальной культуре Новокузнецка 93

Заключение 136

Список источников и литературы 140

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В современной культурологической
науке большое место занимает изучение различных аспектов уклада жизни
отдельных сообществ и социальных групп. В частности, учёных интересует
место традиций в современных урбанистических структурах. По этому поводу
написано уже немало научных работ. Тем не менее, нельзя сказать, что данная
проблематика исчерпана. Напротив, по мере появления новых исследований
расширяется проблемное поле, возникают новые ракурсы изучения и самого
понятия «традиция» и способы его применения к анализу культуры конкретных
поселений. Осмысливаются механизмы действия традиций в культуре центров
художественной жизни – столиц государств, крупных финансовых и торговых
мегаполисов. Однако, не столь известна логика функционирования традиций в
индустриальных городах. Нельзя сказать, что она совсем не изучена.
Существует некоторое количество диссертаций, посвящённых этой

проблематике, но рассмотрение культуры центров промышленного

производства в аспекте восприятия, развития и формирования художественных традиций – тема, не получившая достаточного освещения. Вместе с тем, она весьма актуальна по причине большого значения индустриальных городов для культуры нашей страны последнего столетия. На стадии формирования здесь сфокусировались традиции разного возраста и происхождения, сплавление которых породило особый тип культуры, генерирующий новые традиции и видоизменяющий существующие. В связи с особым социальным статусом, обусловленным концентрацией в одном месте множества людей разного происхождения, несущих с собой различный жизненный опыт, подчинённостью производственному ритму, традиции культуры имеют особый облик, позволяющий ставить вопрос о специфических характеристиках урбанистического уклада жизни, сказывающихся на понимании сути того, что есть «традиция» как феномен культуры в целом.

Рассмотрение традиций индустриального города в аспекте музыкальной культуры тоже весьма актуальный вопрос. С одной стороны, это показательная особенность урбанистической культуры, с другой – важнейшая составляющая музыкальной культуры в целом. Поэтому обращение к такой проблематике представляется важным элементом движения культурологической мысли.

Необходимо подчеркнуть также, что обращение к материалам по культуре города Новокузнецка весьма актуально в аспекте настоящего

исследования. Этот город относится к числу важнейших индустриальных городов Западной Сибири, причём на протяжении многих десятков лет сохраняет облик преимущественно индустриального центра. Конечно, здесь есть и административные, и образовательные, и научные функции, но все они являются второстепенными по отношению к главной, дающей основу характеристики традиций именно индустриального города.

Таким образом, актуальность темы выражена в специфике формирования музыкальной культуры молодого сибирского индустриального города и совмещении в этой культуре разнородных музыкальных традиций, связанных с различными этапами становления города, а также привнесением в ходе миграционных потоков разных музыкальных традиций.

Степень научной разработанности темы. Исследования проблем традиции в культурологии занимают большое место, присутствуют, в той или иной степени, в трудах практически всех крупных культурологов. Для нашего исследования особое значение имели разработки классиков – И. Г. Гердера, Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, Л. Уайта, П. Сорокина, – где обозначены подходы к макрокультурным процессам, в рамках которых развёртываются традиции разных уровней. Применительно к современным процессам анализ тех же проблем осуществляется в трудах Е. Шацкого, И. В. Суханова, М. С. Кагана, Э. В. Соколова, Э. С. Маркаряна, С. П. Иваненкова, А. Я. Флиера, В. И. Маркова, Г. Н. Миненко, Н. И. Мартишиной. Для понимания сути «традиции» как культурологического понятия следует особо подчеркнуть труды А. Ф. Лосева, К. В. Чистова, Ю. М. Лотмана, Н. А. Хренова, В. Д. Плахова, В. М. Каирова, И. А. Быченкову обозначивших подходы к дифференциации системы традиций по разным уровням и направлениям. Важный вклад в разработку понятия в плане различия «простой традиции» и «канона» сделал Б. М. Бернштейн, А. М. Лесовиченко. В числе исследователей, занимавшихся философско-культурологическими вопросами традиции в последние годы необходимо назвать В. В. Аверьянова, сосредоточившего внимание на отечественных изысканиях ХХ века, С. В. Дробовцеву, сосредоточившуюся на связи духовных традиций с процессом трансформации личности человека, И. В. Волкову, изучавшую проблему духовности русских религиозных традиций. Все эти аспекты важны для нас как для построения общей концепции работы, так и для осмысления её отдельных разделов.

Вопросы специфики традиций в области музыкальной культуры (в культурологическом ключе) рассматривали В. Дж. Конен, М. А. Сапонов, А. Н. Сохор, Э. В. Соколов. Их рефлексии позволили составить системное понимание процессов формирования традиций именно в области музыкальной деятельности. Работы новейших авторов – К. М. Курлени, А. М. Лесовиченко, Л. Ю. Егле, С. Б. Лупиноса, Н. Г. Денисова – позволили уточнить культурологические доминанты в собственно музыкально-творческих и музыкально-культурных процессах.

Урбанистикой культуры в интересующих нас аспектах занимались Д. А. Алисов, Н. Ю. Костюрина, Т. А. Артёменкова, Ж. Б. Балдандоржиев, И. А. Баргесян, А. С. Шадрина. Развитие различных направлений музыкальной культуры сибирских индустриальных городов были описаны в трудах М. И. Лознера, О. Ф. Турчиной, О. В. Гусевой, Т. В. Воробьёвой, А. Н. Сидорова. Кроме того, нами учтён опыт анализа разных аспектов региональной музыкальной культуры, содержащейся в трудах культурологов И. В. Артюховой, П. Л. Волка, А. М. Лесовиченко, В. И. Юдиной.

Рассматривая исследовательские наработки, близкие нашей проблематике, нельзя не указать труды по истории культуры Сибири и Дальнего Востока А. П. Уманского, В. Л. Соскина, Н. В. Авдюкова, Н. А. Томилова, Л. Г. Олеха, П. П. Лизогуба. Среди учёных, сделавших вклад в музыкальное сибиреведение – О. И. Куницын, И. Ю. Харкеевич, А. П. Мохонько, Б. А. Шиндин, Н. И. Головнёва, Т. А. Роменская, Л. Р. Фаттахова, А. М. Лесовиченко, Л. В. Гаврилова, Ю. Л. Фиденко, И. Г. Умнова, Е. К. Карелина, Л. Л. Пыльнева, О. В. Синельникова. Многие работы названных авторов напрямую касаются музыкально-культурной проблематики, рассмотренной в данной работе.

Проблемой исследования является противоречие между динамически развивающейся социальной средой крупного промышленного города, тяготеющего к постоянному обновлению своего уклада и преимущественной ориентацией на устоявшиеся традиции в её художественной культуре.

Объект исследования – музыкальная культура сибирского индустриального города.

Предмет исследования – взаимодействие различных традиций в условиях индустриального города, способствовавших образованию урбанистической музыкальной культуры.

Целью исследования является выявление доминирующих взаимосвязей европейских и иных (фольклорных, религиозных) традиций в становлении и развитии музыкальной культуры индустриального города.

Задачи исследования

1. Экспликация понятия «традиция» и его смысловое наполнение в
функционировании музыкальной культуры.

2. Анализ специфики музыкальной культуры сибирского
индустриального города.

3. Выявление особенностей исторического развития музыкальной
культуры сибирского индустриального города как результата взаимодействия
традиций разных видов (европейских профессиональных, фольклорных и
религиозных).

4. Детекция факторов и форм взаимодействия традиций музыкальной
культуры сибирского индустриального города.

Методологическая основа исследования. Теоретико-методологической основой исследования музыкальных традиций индустриального города сибирского региона является системно-типологический метод исследования, обоснование которому дано в ряде работ М. Н. Афасижева в 70 – 80-х годах, а позднее развитого другими учёными. Этот метод предполагает системное обобщение данных и построение на этой основе типологии, соответствующей особенностям эмпирических материалов. В исследовании были применены дополнительные методы исследования. Прежде всего, аксиологические, способствующие выявлению общности и различий в описании и обобщении исследуемых фактов, историко-компаративистские, предполагающие сравнительное описание явлений, исследуемых в научном исследовании, структурно-функциональные методы, подразумевающие обозначение границ изучаемого явления и дающие полную характеристику различных его сторон. Следовательно, необходима обширная база данных по истории города и региона в целом, его музыкальной культуре в частности, обработанная методами историко-культурного анализа. В конкретных аспектах применимы социологические методы.

Научная новизна исследования заключается в следующем: 1. Выявлена роль традиций различного уровня и происхождения в музыкально-культурном процессе, показанная в теоретическом аспекте. В частности, выделены и рассмотрены в контексте теоретических подходов следующие понятия: «простая традиция», «канон» и «инновация».

2. Эксплицирована неоднородность феномена традиции музыкальной
культуры сибирского индустриального города, характеризующегося
следующими признаками: территориальной удаленностью соседних городов,
увеличением численности населения, связанным с развитием городской
промышленности и плановым строительством, созданным по типовым
проектам. Таким образом, каждая группа населения подобной городской
структуры формирует особые пласты музыкальной культуры индустриального
города, находящиеся в тесном сопряжении друг с другом и влияющей на ее
развитие (образование крупного промышленного предприятия, приток
различного населения, популяризация массовой культурной деятельности и
др.).

3. Выделены социокультурные аспекты (коммуникативные,
информационные, мировоззренческие) проявления музыкальных традиций
различного происхождения, влияющих на музыкальную культуру сибирского
индустриального города в сфере становления и гармоничного развития его
населения.

4. Проанализированы и выявлены результаты (исполнительская,
композиторская и музыкально-религиозная деятельность) взаимодействия
различных художественных традиций в аспектах музыкальной жизни города,
способствовавших синтезу традиций разных по времени возникновения и по
своему происхождению, сочетающихся в музыкальной культуре сибирского
индустриального города.

5. Рассмотрен генезис развития музыкальных традиций Новокузнецка и
проанализировано районное структурирование музыкальной культуры
сибирского индустриального города с момента его становления.

Положения, выносимые на защиту:

1. Несмотря на то, что в урбанистической культуре зачастую
акцентируются инновационные моменты, понятие «традиция» является
универсальным при рассмотрении процессов, происходящих в художественной,
в т.ч. музыкальной культуре и позволяет фиксировать установки творческой
деятельности и организационные формы их реализации в диалектической
связанности с процессами обновления.

2. Культурная среда сибирского индустриального города складывается из
взаимодействия традиций разного происхождения, выраженного в синтезе и
форме этого взаимодействия (проникновение культовой канонической музыки
в творчество местных композиторов; исполнение профессиональными

коллективами традиционных народных примеров и др.), в результате которых устанавливается доминирующая роль одного из комплексов. Так, музыкальные традиции Новокузнецка демонстрируют преобладание традиций музыкальной культуры европейского типа над фольклорными и религиозно-каноническими. Это проявляется, в частности, в доминировании «преподносимых» (термин А. Н. Сохора) форм музыкальной деятельности.

3. Вследствие обширных территориальных границ Сибири формируется
автономная обособленность населенных пунктов и удаленность небольших
городов от крупных административных центров. В связи с этим происходит
рассеянность населения, а также миграционные процессы, связанные с
производством и способствующие формированию огромного пласта
переселенцев. Сибирский индустриальный город ограничивает возможности
для реализации инновационного переосмысления музыкальных традиций,
поэтому творческая жизнь деятелей искусства в таком населённом пункте
тяготеет по типу к канону и даже «простой традиции» больше, чем к
инновационной. Это обусловлено ориентацией общества на любительское
музицирование как на главный элемент художественной жизни, что, в свою
очередь, предполагает наличие общепринятых эстетических ориентиров и
экспериментальных подходов.

Таким образом, в силу производственного направления, преобладает индустриальная сторона жизни, инертное отношение к музыкальной традиции, так как любая инновация, закрепленная в крупных городских центрах, трудно приживается. В отдаленных населенных пунктах обновление происходит медленно, так как все импульсы, прижившиеся в столице, отторгаются.

  1. Стихийное образование и развитие культуры молодого сибирского индустриального города, происходившее из-за разобщенности прибывающего населения, направленного на строительство крупного промышленного предприятия, создало условия для возникновения синтезированных традиций, не имеющих прямых соответствий на других территориях, что ставит вопросы о диалектике взаимодействия данных тенденций, причинах, механизмах и формах проявления.

  2. В связи с рассмотрением музыкальных традиций различного генезиса возникла необходимость анализа районного структурирования музыкальной культуры, начинающей свое формирование в прошлом столетии, а также выделения наиболее крупных зон ее (музыкальной культуры) влияния.

Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость исследования выявлена спецификой изучаемого материала, поставленной целью и сформулированными задачами исследования. Рассмотрение особенностей традиций музыкальной культуры, существующей на территории индустриального города, а также формирование ее основных аспектов и культурно-динамическое развитие в соотношении традиций и инноваций, служат источником расширения методологических возможностей культурологических исследований не только Новокузнецка, но и других городов Сибири.

Практическая ценность диссертационного исследования заключается в возможности его использования в учебно-познавательном процессе разными образовательными учреждениями для изучения теории и истории культуры в целом, а также культуры Сибири, её населённых пунктов в сфере музыкальной деятельности. Результаты исследования могут быть применены для дальнейшего исследования местных музыкальных ресурсов, а также практического их применения в разработке учебных курсов по культурологии.

Апробация результатов. Основные положения диссертации были представлены на конференциях различного уровня и напечатаны в сборниках научных статей, составленных по их итогам: на Краевой научно-практической конференции «Красноярские Рождественские чтения» (г. Красноярск, 2011 г.); на Городской конференции «Одаренные дети в системе художественного образования: поиск, выявление, поддержка» (г. Новокузнецк, 2013 г.); в межвузовском сборнике «Педагогика искусства» (г. Брянск, 2013 г.); на VI Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы, проблемы и перспективы развития гуманитаристики в современном информационном пространстве: национальный и интернациональный аспекты» (г. Рубежное, Луганская обл., Украина, 2013 г.); на Всероссийской практической конференции «Церковь и искусство». IX Всероссийские научно-образовательные знаменские чтения «Традиционные ценности в условиях глобализации» (г. Курск, 2013 г.); на Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Музыка в провинции: традиции бытования и перспективы художественного образования» (г. Курск, 2013 г.); в Международном научном журнале «Мир науки, культуры, образования» (г. Горно-Алтайск, июнь 2014 г.); в Международном научном журнале «Мир науки, культуры, образования» (г. Горно-Алтайск, декабрь 2014 г.); «Вестник» Кемеровского государственного университета культуры и искусства

(г. Кемерово, 2014 г.); на Городской научно-практической конференции «Листая страницы музыкальной культуры города Новокузнецка. Время. События. Люди» (г. Новокузнецк, 2014 г.); на «XV-ой Международной научной конференции «Потенциал современной науки» (г. Липецк, 2015 г.); на Всероссийском культурологическом форуме «Никоновские чтения» (г. Чебоксары, 2016 г.); на Всероссийской научно-практической конференции «XV Зыряновские чтения» (г. Курган, 2017 г.).

По теме диссертационного исследования опубликовано тринадцать статей, в число которых вошли три издания, рекомендованные ВАК.

Структура и объем диссертации. В связи с достижением поставленной цели и решением задач, диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка литературы, включающего в себя 374 источника.

Понятие «традиция» в современных исследованиях по теории музыкальной культуры

В последнее время происходит повышение интереса к традициям, исследование которых связано с осознанием своего происхождения и наследия наших предшественников. Такие проблемы актуальны и на теоретическом уровне и в практической плоскости. В. И. Марков отмечал: «В процессе развития происходит частичное видоизменение ценностей системы культуры, но динамика не уничтожает стабильности, и мы с удивлением отмечаем типичный ход рассуждений, ценностные аксиомы, сохраняющиеся, например, в европейской или русской культуре на протяжении веков» [194, с. 44]. Осознание этого становится условием особого внимания к традициям самого разного рода.

На пике определенных исторических событий традиции и традиционные ценности имеют особый смысл и становятся опорой для дальнейшего социального развития. По словам В. В. Кашина, смысл традиций видится в том, что «они позволяют сохранить не только основу, содержательную наполненность тех конкретных исторических форм жизнедеятельности общества, которое их породило, но и специфические формы собственного существования» [140, с. 6].

Изучению традиций посвящено большое количество работ в разных областях знаний: философии, религиоведении, литературоведении, культурологии, педагогике, этнографии, фольклористике, а также недавно возникшей науки – традициологии.

Как известно, слово «традиция» происходит от латинского trado – передаю, traditio – передача [301, с. 28]. Первоначально его использовали в основном применительно к фольклору, обозначая устные народные предания, былины, сказки. В настоящее время данный термин применяют во всех областях общественной жизни, чтобы обозначить устойчивые свойства, отношения и явления социальной действительности, а также подчеркнуть косность, застой, прочность и так далее [27]. Однако нельзя не заметить, что традиции подвижны, адаптивны и гибки.

По словам В. Д. Плахова, «Традиция – это специфически социальная модификация закона управления системными изменениями и состояниями на основе памяти, которая в кибернетике представляется в виде способности органической материи селективно фиксировать и сохранять во времени следы информационных воздействий и при определенных условиях полностью или частично воспроизводить их» [240, с. 70].

Осмысление традиции как социального явления позволяет осветить обширный круг явлений общественной жизни, которые изучаются социально-экономическими и гуманитарными науками.

Всплеск интереса к традициям современной городской культуры возник во второй половине прошлого столетия, отражая общественные тенденции восстановления связей между поколениями, утерянные в советской идеологии. Это свидетельствовало о пробуждении интереса к прошлому опыту нашей страны, постепенно освобождавшейся от пафоса революционного нигилизма. Именно в эпоху социально-политического «затишья» проявился неподдельный интерес к культурным традициям прошлого у социологов и философов [42; 59; 69].

В последнее время проблема традиционализма связана еще большим углублением в наследие нашего народа, с различными культурными и религиозными ценностями и идеалами.

Большой вклад в разработку современной теории традициологии, появившейся впервые в трудах И. Г. Гердера, внесли следующие авторы: Е. Шацкий, Б. М. Бернштейн, И. А. Быченкова, М. А. Жуковская, С. Б. Лупинос, Э. С. Маркарян, В. Д. Плахов, И. В. Суханов, Л. Ю. Егле и другие. С точки зрения современной традициологии долго господствовавшее в науке разделение обществ на «традиционные» и «нетрадиционные» является неверным. Так как «нетрадиционность» присутствует в любом обществе, обеспечивает ускоренный темп развития современности и новый механизм передачи культуры, ослабляет роль всех традиционных социально значимых институтов. При этом само общество формирует новые традиции, входящие во взаимодействие с прежними. Заблуждение о несовместимости нового и традиционного поддерживается современными художественными течениями, создает иллюзию новаторства, что приводит к дополнительному давлению на традиции. Однако это не в состоянии их разрушить. Традиция, которую ранее отвергли, иногда пережив «бурное крушение», возвращается в более архаичном виде, чем отвергнутая.

Необходимо отметить, что в некоторых случаях, в традициологии термины «культура» и «традиция» выступают как синонимы, где «культура» обозначает непосредственно сам феномен, а «традиция» – способ его формирования и функционирования [193]. По словам И. Г. Гердера, «Культура – универсальная характеристика человеческого общества, развивавшаяся под влиянием человеческих сил, продолжающих собой органические силы природы, которые в виде внешних условий и факторов воздействуют на культуру. В силу этого культура едина и присуща всем народам, различия в культурах обусловлены лишь различной степенью развития этих народов» [82]. Обратимся к определению «традиции» в трудах различных культурологов. Как пишет К. В. Чистов: «Традиция – сеть связей настоящего с прошлым. При помощи этой сети совершается отбор, стереотипизация опыта и передача стереотипов, которые затем опять воспроизводятся» [332, с. 15], еще одно определение дат С. Б. Лупинос: «Традиция – инструмент синтеза имеющегося и приобретнного опыта, который (инструмент) является сам частью опыта обоих типов» [188, с. 25].

При употреблении слов «культура» и «традиция» указывается не на мимолетные явления, незначительные для истории, а на те, которые являются значимыми для всего человечества или какой-либо определенной социальной группы. Следовательно, традиции выступают в качестве опыта, накапливаемого в виде стереотипов деятельности человечества, ее результатов, представлений и способов обозначения [332].

Феномен «традиции» составляет основу эстетического сознания. Подвергаясь различным изменениям, традиция в культуре прошлого столетия является одной их острых тем для размышлений. Быстро сменяющие друг друга события, происходящие в мире, нашли отражение в философии, искусстве и эстетике в различных формах. Отказ от укоренившихся традиций классики в этом столетии считается одной из ведущих тенденций современной науки и художественного творчества. Однако в противовес этому достижения и опыт предыдущих исторических периодов хранят для современности интерес и служат неиссякаемым источником новаторства.

Претворяясь в искусстве, традиция приобретает множество значений. Здесь может присутствовать как имитация и стилизация под традицию, так и творческое развитие традиции на пути к новым идеям.

Устойчивость в культуре осуществляется с помощью культурной традиции, накапливающей и передающей опыт человечества в истории, где каждое последующее поколение может воплотить прошлый опыт в своей деятельности, опираясь на него, что «необходимо для выживания человеческих коллективов» [99, с. 13]. Однако если некоторые сообщества отказываются от насыщения своей культуры традиционностью и развиваются динамически, это не означает, что они полностью отказались от традиций. Так как культура не может существовать без них.

Таким образом, традиции выступают в качестве средства фиксации исторической памяти, являясь необходимым условием для существования и развития культуры. А. В. Данилова указывает в своей работе: «Усвоение положительных результатов предшествующей деятельности – это общий закон развития, который действует и в сфере культуры» [99, с. 16]. Культурное наследие напрямую зависит от традиций, следовательно, воспринимается в таком контексте. Передаваясь от одной нации к другой, культурная традиция воздвигает различные построения культуры разных сообществ, из которых складываются национальные культуры, возникшие в определенные временные периоды, являясь самобытными образованиями. По словам В. А. Рябцевой, в данном случае «традиция трактуется как некая фундаментальная универсальная характеристика, которая может охватывать целую историческую эпоху, цивилизацию и определять собой конкретный тип культуры» [266, с. 24]. На связи истории и традиции акцентируется внимание в книге Е. Шацкого: «Традиция всегда «исторична» в том смысле, что относится в действительной или мнимой истории (тому, что было). Нет традиции без завороженности прошлым, поэтому-то, когда говорят, что исторические знания родились из традиции, это совершенно правильно. Но в то же время традиция глубоко антиисторична, возводит прошлое в ранг вневременной нормы, политического, эстетического, нравственного абсолюта» [339, с. 427].

Развитие человеческой мысли, накопленные знания исчисляются многими тысячелетиями, которые передаются из поколения в поколение. Эти знания можно назвать «умными традициями» [301, с. 29], которые сложились на определенном этапе и несут на себе отпечаток своего времени. Однако, чем они совершеннее, умнее, тем больше выходят за установленные временные рамки. Таким образом, такие традиции не подвластны историческим движениям, а, наоборот, содействуют им. Из этого следует, что без наследия прошлых поколений, наличия «умных традиций», вошедших в достояние человеческой культуры, не было бы дальнейшего движения вперед. Каждому поколению пришлось бы начинать все сначала. Доказано, что происходит взаимовлияние человека и культуры во всех ее областях.

Функционирование традиций в музыкальной культуре сибирского индустриального города

Если общие представления о традиции связывались большей частью с крестьянским наследием, то с увеличением значения городской культуры изменяется и понятийный слой традиций. Более того, сама природа явления оказывается обновленной. Исходя из привычных смыслов, сомнительным представляется само применение понятия «традиция» к укладу городской, особенно современной, жизни. Тем не менее, нельзя не заметить, что идея «передачи» ценностей от поколения к поколению работает здесь так же, как и в крестьянском обществе. Устойчивость традиций очевидна. Однако характеризовать их необходимо в другом контексте.

Рассмотрим проблему урбанистических музыкальных традиций в актуальном сибирском пространстве.

Освоение Сибири и образование крупных городов происходило постепенно, опираясь на разные традиции. Сначала образовывались военно-оборонительные структуры, обозначающие территорию, а затем различные производственные комплексы (фабрики, заводы, шахты, разрезы и т.д.), позволяющие новым городам развиваться и выполнять соответствующие функции.

С расширением сибирских городов происходило увеличение численности населения за счет миграции крестьян и интеллигенции. Каждый из приезжих образованных людей привносил в общество не только свои знания, но и традиции культуры. Как отмечает И. Я. Мурзина, «Жители из разных областей страны, являясь носителями, с одной стороны, «материнской» культуры, с другой, привнесенных в нее особенностей, связанных с местом прежнего проживания, стремятся адаптироваться к конкретным формам существования, однако сохраняют в различных культурных формах черты прежней жизни» [219, с. 19]. Сегодня большое внимание уделяется культуре отдельных объектов нашей страны. Современными исследователями рассматриваются разные сферы жизнедеятельности регионов, областей или достаточно крупных городов, и освещение культурной жизни не стало исключением. Как уже отмечалось, ее целенаправленное формирование и развитие осуществляется в условиях определенной социально-духовной инфраструктуры, складывающейся из традиций вероисповедования, образования, искусства, социальных установок и так далее.

По словам И. Я. Мурзиной, «Понятие региональной культуры до самого последнего времени применялось к локальным, живущим на определенной территории, в большей степени – по отношению к культурам зарубежных стран. Рассмотрение региональных культур на территории России первоначально велось в ключе этнологических исследований, скорее фиксирующих сохранившиеся до современности элементы традиционной культуры отдельных народов» [219, с. 7].

В последнее время наблюдается тенденция рассматривать региональную культуру, как следствие сложившихся традиций, в которых явления культуры и искусства занимают центральное место. Заметить это можно, с одной стороны, опираясь на образцы местного бытового творчества, а с другой на адаптированные к местным условиям достижения «высокого» искусства.

Сибирь является крупнейшим по территории регионом России. Здесь есть города разного масштаба: крупные центры, такие, как Новосибирск, Красноярск, Омск. Меньшие центры по масштабу, но весомые для страны города – Тюмень, Барнаул, Кемерово, Иркутск, Улан-Удэ, Якутск, Чита, Томск, Новокузнецк и множество мелких городов, принадлежащих каждой области региона. Однако концентрация городских агломераций очень небольшая. Заселенность региона малая – только четверть населения России при более половины ее площади. Наследие культуры городов является богатством региона, а также важной частью истории российского народа. Использование в качестве некоего «ресурса» наследие культуры позволяет городам подняться на новый уровень развития жизнедеятельности населения и организации культурной среды.

По словам Б. А. Шиндина, «Многие сибирские города практически сразу ориентировались на опыт европейской культуры: создание обладающих соответствующим репертуаром исполнительских коллективов, воспитание заинтересованной слушательской аудитории, открытие необходимых для воспитания кадров учебных заведений» [342, с. 15].

Музыкальное искусство нашей страны издавна заимствует артефакты европейского искусства, приспосабливая их на русской территории. Первоначальные попытки переноса осуществлялись в духовной музыке, несущей в себе традиции богослужебного пения в процессе принятия православия, а затем и светском музицировании. Постепенно происходило развитие музыкальной культуры России в направлении западноевропейской музыки. С начала это были приезжие музыканты, несущие в жизненный уклад Руси свою культуру, а позднее, на основе синтеза канонов западноевропейского искусства и традиций русской культуры, сочинялись шедевры русской музыкальной классики.

Становление всей художественной культуры, особенно музыкальной, в таком далеком от столицы регионе, как Сибирь, происходило медленно. Во все времена это было связано с заселением региона переселенцами, прибывавшими отдельными группами, приезжими по долгу службы, ссыльными, военнопленными. Как в любых других местах огромной страны, столичное, заимствованное с Запада, накладывалось на местные обычаи и традиции. Сибирь не стала исключением.

С момента ограничения границ крупного и удаленного региона начали осваиваться остроги и небольшие поселения. Здесь звучала музыка, фольклорная, военная и церковная. Все крупные центры Сибири начали активно развиваться в государственном и культурном плане. На каждый город, в зависимости от его географического положения, была возложена определенная функция, с момента осуществления которой производился толчок в культурном развитии. Примерами могут послужить Барнаульский сереброплавильный завод, Транссибирская железная дорога, мост через реку Обь и так далее. Благодаря этим государственным проектам образовалась тесная связь провинции и столицы, способствующая большему проникновению культуры, в том числе и музыкальной [155].

В данном исследовании было рассмотрено преломление и распространение музыкальной культуры европейского типа в крупных городах сибирского региона. Однако для начала нам необходимо обратиться к понятию, введенному А. М. Лесовиченко, – «музыкальная культура европейского типа».

По своей структуре данное понятие является достаточно сложным и неоднозначным. Образовавшись в Новое время, музыкальная культура европейского типа приобрела свои характерные черты к середине XVIII века. Однако окончательное формирование и полное распространение по странам Европы произошли в XIX веке. В прошлом столетии данный тип культуры стал неотъемлемой частью всего мирового музыкально - культурного процесса.

Музыкальная культура европейского типа, или новоевропейская культура, развившаяся и существующая самостоятельно, не исключает принципов традиционности [174]. Если в культуре в простой традиции стабильность охватывает более девяноста процентов составляющих ее элементов, в канонической – около восьмидесяти процентов, то новационная культура, к которой относится музыкальная культура европейского типа, стремится к повышению количества новаторских элементов. Однако традиционные элементы все равно преобладают в пределах семидесяти процентов, то есть фактор традиционности является решающим и здесь. В своей работе А. М. Лесовиченко приводит различия между этими двумя типами культуры:

1. Традиционная культура тяготеет к стабильности. Новоевропейская – к динамическому развитию.

2. Традиционная – к синкретизму. Новоевропейская – к расчленению и синтезу.

3. Традиционная – к обиходному характеру бытования. Новоевропейская – к преподносимости.

4. Традиционная – к осуществлению равновеликих авторитетов и школ. Новоевропейская – к иерархии культурных центров.

5. Традиционная – к децентрализации. Новоевропейская – к оппозиции «центр – периферия».

Из приведенных выше культурных различий следует, что с момента наступления стремительного развития всех сфер человеческой жизни, происходило активное распространение нового, которое основывалось на традициях, достижениях прошлых лет с внедрением современности и индивидуальности [174].

Распространившись по Европе, музыкальная культура европейского типа окончательно внедрилась в русскую культуру, причем изменилась таким образом, что стала отличаться русскими национальными чертами. Закрепившись в столице, начала распространяться по всем регионам страны, в том числе и в Сибири.

Генезис и структурирование музыкальных традиций в г. Новокузнецке

Музыкальная культура в городе Новокузнецке тесно связана с социальной и производственной средой. Фактически е развитие есть отражение процессов в общественной жизни. Говорить об особых сугубо художественных процессах, как это бывает в городах, обладающих глубокими художественными традициями, трудно. В Новокузнецке недостаточно механизмов самовоспроизведения художественно-культурных элементов, поскольку мало развита внутренняя система профессиональной подготовки музыкантов, и не очень значителен профессиональный театрально-концертный комплекс. Тем не менее, такие структуры существуют. Они показали свою устойчивость в сложные годы постсоветских трансформаций.

В связи с политическими изменениями, происходящими в 90-е годы прошлого столетия, как известно, нарушились устоявшиеся традиции музыкальной жизни страны. Центр стал более ориентироваться на Запад, а отдаленные части страны пытались всеми возможными способами сохранить сложившуюся музыкальную культуру. Подобные изменения происходили и в Сибири. Здесь продолжали свое развитие традиции музыкальной культуры европейского типа, сложившиеся в более раннее время [97].

По всему региону продолжают работать театры и филармонии. Примерами могут послужить Красноярский государственный театр оперы и балета, Новосибирский государственный академический театр оперы и балета, Музыкальный театр Кузбасса им. А. Боброва в Кемерово, Новосибирский театр музыкальной комедии, филармонии во всех крупных городах Сибири. Необходимо отметить дворцы культуры, в стенах которых продолжают концертно-просветительскую деятельность различные коллективы города. Во многих городах организованы и продолжают существовать Союзы композиторов.

Новокузнецк занимает важное место в культуре Кузбасса. Это крупнейший город области, хотя он не является областным центром. Центр – в Кемерово. Эти города расположены достаточно близко друг к другу и оба выполняют похожие промышленные задачи. Несмотря на то, что Новокузнецк крупнее и представляет собой центр металлургии региона, Кемерово стал административным центром области. В связи с этим развитие в культурном плане у данных городов несколько отличается.

К концу XX века в Кемерово действовали учреждения, так или иначе имеющие отношение к музыкальной культуре: Кемеровский драматический театр, Театр оперетты и музыкальной комедии (театр им. А. Боброва), Кемеровская филармония, в составе которой действует большой симфонический оркестр (ныне Губернаторский симфонический оркестр). На базе филармонии возникли оркестр русских народных инструментов и камерный хор. В просветительской деятельности города принимает участие Академический хор Кемеровского государственного института культуры.

Благодаря множеству концертных площадок город посещали сольные исполнители и коллективы со всей страны. Например, Ансамбль народного танца под руководством И. Моисеева, Кубанский казачий хор, Государственный академический русский хор, А. Корсаков, П. Коган и многие другие [169; 215; 275; 278; 346].

Однако в Новокузнецке музыкальная культура выражена более скромно. В это время продолжали функционировать Новокузнецкий драматический театр, Театр металлургов, Дворец культуры «Алюминщик», Дом творческих союзов и джаз-клуб «Геликон». В городе существует Эстрадно-симфонический оркестр под управлением В. Василина, оркестр русских народных инструментов С. Толстых, Новокузнецкий муниципальный камерный хор под управлением С. Липового, а также джазовые коллективы. Кроме местных музыкантов, для жителей Новокузнецка выступали и приезжие солисты и коллективы, в том числе симфонический оркестр Кемеровской филармонии [192].

Конечно, по сравнению с центром области, ресурсы меньше. В конце 90-х годов прошлого века в Новокузнецке на базе концертных площадок Новокузнецкого музыкального училища (ныне Новокузнецкий областной колледж искусств) и джаз-клуба «Геликон» открывается музыкально-просветительский лекторий под руководством пианиста, преподавателя Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки – Л. Е. Александровского. В городе проходили не только сольные концерты пианиста, но и концерты-лекции, организованные Лазарем Ефимовичем с его студентами в библиотеке им. Н. В. Гоголя.

В городах Кузбасса продолжают свою работу средние профессиональные и высшие учебные заведения, подготавливающие кадры для музыкальных филармоний и театров мира. Выпускники Новокузнецкого областного колледжа искусств являются солистами различных оперных театров и оркестров. В городе функционируют также и детские музыкальные учебные заведения разного уровня и направления. Город имеет 10 школ дополнительного образования, из них – 2 художественные школы, 2 музыкальные и 6 школ искусств (данные за 2014 год). Кроме того, художественно-эстетическая подготовка детей осуществляется во дворцах культуры и школах-студиях.

В последнее время активно развивается гастрольная деятельность во всех направлениях, дающая возможность для повышения профессионального мастерства местных исполнителей.

В Новокузнецке на протяжении почти десяти лет функционировал фонд «Русское исполнительское искусство», в концертных программах которого принимали участие мировые исполнители всех направлений музыкального искусства. Начиная с 2010 года, проходят концерты солистов фонда Давида Гвенианидзе «Таланты мира», Санкт-Петербургской филармонии, отдельных солистов и так далее. В джаз-клубе «Геликон» также ведется активная гастрольная деятельность. На его сцене выступают джазмены и джаз-бэнды, популярные во всем мире.

Кроме светской академической музыки, свое развитие получила и духовно-хоровая музыка. В регионе множество композиторов и исполнителей данного направления. Примером могут послужить духовные сочинения Сергея Толстокулакова в исполнении Новокузнецкого камерного хора и хоров Спасо-Преображенского собора и Новокузнецкой духовной семинарии (ныне Кузбасская православная духовная семинария). Итогом этого творческого союза служит традиционный ежегодный православный фестиваль, проходящий в Новокузнецке.

Важным событием в развитии музыкальной культуры Новокузнецка, и всего Кузбасса в целом стала организация в 2000-х годах Союза композиторов, куда входят композиторы Кемеровской области. В 1999 году по инициативе М. М. Маслова (композитора, занимавшего в это время пост начальника Управления культуры администрации г. Новокузнецка) в Новокузнецке образовалось Городское объединение композиторов. Таким образом, местные композиторы получили возможность пропагандировать свое творчество не только в области, но и за ее пределами.

Кроме академического искусства, во всех городах существуют современные вокальные и танцевальные школы-студии и отдельные коллективы. На многих площадках городов свое искусство демонстрируют поп- и рок-группы, делая кавер-версии известных композиций и сочиняя собственные произведения. С большим успехом продолжает свою творческую деятельность молодежный театр «Седьмое утро», образованный еще в 1997 году. Театр поставил множество музыкальных спектаклей, среди них «Собор парижской Богоматери», «Десять заповедей», «Ромео и Джульетта», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Моцарт» и другие. Участие в спектаклях стимулировало творческое развитие многих студентов колледжа и участников различных вокально-хореографических студий. В Новокузнецке продолжают развиваться музыкальные традиции прошлых лет и готовится почва для дальнейших трансформаций. Рассмотрим подробнее этот вопрос. Имеет смысл начать с момента основания города. Невозможно привести документальные свидетельства о музыкальной жизни того времени, но очевидно, что некоторые фундаментальные традиции восходят именно в ту эпоху.

С момента закладки и формирования острога на правом берегу реки Томи вся культура была сосредоточена в церквях и среди служилых людей (там зародились зачатки хоровой и оркестровой музыки).

Как уже отмечалось, история города, находящегося на юге Кузбасса, насчитывает четырехсотлетнюю историю. Обязательным строением, возведенного острога, жителями которого являлись служилые люди и казаки, был православный храм. Так в 1621 году на берегу реки возводится деревянная, выполненная в северорусских традициях, с шатровым завершением, Спасо-Преображенская церковь. С этого момента начинается становление города как военно-оборонительного, промышленного и культурного объекта. Спустя 50 лет в остроге была воздвигнута деревянная Одигитриевская церковь, служившая, как и Спасо-Преображенская церковь, местом становления духовной культуры.

Взаимодействие традиций различного генезиса в музыкальной культуре Новокузнецка

Традиции музыкальной культуры на определенной территории, выделяются, прежде всего, творчеством местных деятелей и коллективов, вносящих вклад в ее развитие как на социальном, так и на художественном уровне.

В процессе адаптации различных направлений культуры и реализации их на территории провинциальных регионов происходит выявление ресурсов, заложенных в процессе их зарождения и распространения в европейской части страны. При этом носители музыкальных традиций, прибывшие из разных мест, приспосабливают свои знания и опыт к новым условиям. Музыкальная культура активно растущего города, каким является Новокузнецк, обретает индивидуальность именно через «переплавку» разных традиций. В процессе внедрения на новые территории вновь принесенные формы творчества соединяются с уже существующими в данной местности. Складываются традиции музыкальной культуры европейского типа, приспособленные к укладу жизни и системе ценностей присущих жителям данной местности.

В этом сложнейшем процессе участвует множество деятелей культуры различных направлений. Продолжателями музыкальных традиций были не только профессиональные музыканты, но и любители, внесшие немалый вклад в развитие культуры.

Сосредоточим внимание на характеристике важнейших явлений музыкальной культуры Новокузнецка, дающих представление о композиторской деятельности в городе, инструментальных, хоровых и фольклорных коллективах, а также музыкально-творческой активности религиозных сообществ. Традиции музыкальной культуры европейского типа так же, как любые традиции, могут реализовываться в разных формах. Здесь можно найти и «простую» традицию, и канон, и инновационные процессы [49, с. 114].

Применительно к Новокузнецку их можно наблюдать также в разных направлениях, однако очевидно одно: инновационный процесс в любых формах творчества здесь, как, вероятно, и в другом промышленном городе, минимален. Здесь доминируют самые устойчивые формы традиций.

Рассмотрим этот вопрос на характеристике разных видов музыкальной деятельности.

Обратимся к композиторскому творчеству – деятельности, по определению, ориентированной на инновацию.

Кузбасс не является центром композиторского творчества. Однако под руководством кемеровского композитора В. Пипекина в Кемерово в 2014 году появилось региональное отделение Союза композиторов России. Есть Кемеровская общественная любительская творческая организация «Союз композиторов Кузбасса» [78; 349; 368]. В Новокузнецке сформировано членами кемеровского отделения Союза композиторов самостоятельное общество, объединяющее композиторов и музыкантов города. В это общество, председателем которого является М. М. Маслов, вошли новокузнецкие композиторы А. А. Александров, А. Ф. Ляпин и С. Б. Толстокулаков.

То есть все официальные атрибуты принадлежности к композиторскому сообществу выдержаны. Однако знакомство с содержанием работы музыкантов, создающих новые произведения, предлагает рассматривать их творчество как принадлежащее к канону музыкальной культуры европейского типа, а в каких-то случаях даже к простой традиции. Здесь почти нет оснований для квалификации их творчества в аспекте инноватики.

Яркую страницу в музыкальной культуре Новокузнецка открыл композитор Александр Федорович Ляпин, заслуживший репутацию грамотного организатора и чуткого хормейстера, основавшего множество хоровых коллективов. Для его творчества было характерно сочинение песен в разных жанрах от героико-патриотической и гражданской тематики до лирического воспевания русской природы и малой родины. Все эти работы входят в каноническую систему советской песни как в образном, так в интонационном содержании. Большая часть созданного им песенного материала была написана в Новокузнецке.

Кроме песен для всех типов певческих коллективов: солистов, вокальных ансамблей и хоров, в творчестве А. Ляпина есть несколько вокально-хоровых и детских циклических произведений, что дает основание отметить в его деятельности выход за рамки канона, по крайней мере, в интенции.

Многие сочинения композитора были удостоены наградами различного уровня и участвовали во множестве конкурсов вокального и вокально-хорового искусства [35; 191; 196; 234; 278; 314; 348]. Это, кстати, тоже свидетельство строгой каноничности или даже следованию простой традиции творчества Ляпина, поскольку речь идет о мероприятиях самодеятельного творчества, где выходы за рамки канона никогда не поощряются.

Необходимо упомянуть о председателе новокузнецкого отделения Союза композиторов Кузбасса Михаиле Михайловиче Маслове. Маслов является видным общественным деятелем культуры города Новокузнецка. После того как на протяжении более десяти лет Михаил Михайлович занимал пост начальника управления культуры Администрации г Новокузнецка, он продолжает сочинять, организовывать различные просветительские мероприятия.

В композиторской деятельности М. М. Маслов тоже отдает предпочтение песне. Однако, в отличие от А. Ляпина, в его творчестве присутствует большое количество романсов, а также инструментальная музыка. Большинство из вышеперечисленных сочинений были удостоены различных наград. Жанровый круг здесь явно шире. Больше «филармонической» концертности. В этом смысле выше показатели инновационности. Неслучайно, помимо местных исполнителей, произведения композитора были исполнены столичными мастерами народными артистами России, исполнительницей народных песен Л. Трухиной и домристом С. Лукиным, заслуженными артистами России оперным певцом В. Огнвым и пианистом М. Аркадьевым [209; 277; 366; 367].

Еще одним композитором-песенником в Новокузнецке является Александр Алексеевич Александров. Пианист по профессии, почти четыре десятка лет занимающийся данной деятельностью, Александр Алексеевич нашел свое композиторское призвание в песне. В его творчестве имеются сочинения, многие из которых написаны на стихи местных поэтов, различные по своей тематике: это и песни о Родине; о профессиях, преобладающих в шахтерском крае; посвящения войнам разных времен и другое. Кроме песенного творчества, композитор в разные периоды обращался и к инструментальной миниатюре.

Каноничность установок Александрова ощущается уже в том, что в сочинении музыки его поддержала А. Н. Пахмутова, отметившая среди сочинений конкурса, председателем которого была, песню Александра Алексеевича «Запомни год». Также не прошли бесследно и встречи с композитором Т. Н. Хренниковым и поэтом Н. Н. Добронравовым. В сочинениях Александрова присутствует давно ушедшая стилистика 70-х годов прошлого века с характерным для этого времени мелодизмом [34; 201; 205; 272; 277; 347].

Достаточно самобытной в новокузнецком контексте и значимой фигурой музыкальной культуры города является Сергей Борисович Толстокулаков, музыка которого исполняется во многих епархиях Русской Православной Церкви. Этот композитор работает в различных жанрах, но предпочтение отдает вокально-хоровой, преимущественно духовной музыке. Он относит себя к продолжателям традиций московской музыкально 97 духовной композиторской школы XIX века. Преподавая в Новокузнецкой Духовной православной семинарии (ныне Кузбасская православная духовная семинария), Сергей Толстокулаков сочиняет Богослужебные произведения и песнопения различных праздников.

Кроме духовной музыки, в творчестве этого примечательного композитора присутствуют сочинения на фольклорной основе, воплотившиеся в крупных вокально-хоровых кантатах.

Обратившись к церковному пению, Толстокулаков вник в область совсем иных, чем его коллеги, традиций. Музыка его относится к категории «регентских» сочинений, то есть абсолютно канонична, хотя в некоторых случаях он решается немного расширять средства канонических ресурсов. В светском творчестве он придерживается канонов советской музыки [253; 259; 277; 298; 371].

Кроме названных композиторов, музыкальная культура города пополняется творчеством композиторов-песенников, преподававших в Новокузнецком музыкальном училище (ныне НОКИ) – В. А. Анненковым, В. М. Гольцовым, О. В. Зверьковым и другими. Данные композиторы в своих сочинениях использовали стихи не только прославленных, но и местных поэтов. В их творческой деятельности присутствуют лирические, военно-патриотические темы.