Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Методологические проблемы туризма как социально-культурного явления 12
1.1. Философско-исторический экскурс понимания туризма как социально-культурного явления 12
1.2. Понятие и сущность туризма: социально-культурный аспект 39
1.3. Система ценностей досуга и виды туризма 50
Глава 2. Социально-философские аспекты становления и современной практики туризма. 85
2.1. Социальная миграция как структурообразующая основа путешествий и туризма 85
2.2. Глобализация мировых процессов и современный туризм ПО
2.3. Краеведческий туризм как фактор идентификации и сохранения локальных культур 133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 149
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 155
- Философско-исторический экскурс понимания туризма как социально-культурного явления
- Понятие и сущность туризма: социально-культурный аспект
- Социальная миграция как структурообразующая основа путешествий и туризма
Введение к работе
Актуальность исследования.
Современное общественное бытие отличается органичным взаимодействием социальной и культурной сфер, их взаимовлиянием, что дает основание при изучении социальных и культурных процессов признавать их явлениями единого социокультурного масштаба. Достойное место среди этих процессов занимает туризм, специфика которого в настоящий период проявляется в том, что:
благодаря туризму значительно возрастают возможности как в решении социальных проблем (обеспечение полноценного отдыха людей, укрепление их здоровья, расширение трудовой занятости населения), так и в углублении диалога между культурами разных народов и стран, в расширенном воспроизводстве духовных ценностей;
- туристская ценность любой страны определяется не только наличием
природных, культурных, исторических достопримечательностей, НО И ИХ'
духовным включением в «индустрию» досуга и свободного времени, а через
него - оптимизацией качества всей социокультурной сферы;
на фоне унифицированно-массовых технологий в сфере туризма происходит дестандартизация и демассовизация предоставляемых и, соответственно, потребляемых туристских услуг (турпродуктов), в туризме все шире распространяются базирующиеся на дифференцированном подходе к людям индивидуализированные услуги и продукты туристского потребления;
- в условиях постоянного, гибкого приспособления к потребительскому
спросу происходит все ускоряющееся обновление видов туризма, а
появление новых усовершенствованных модификаций туризма становится
непрекращающимся процессом;
Социально-культурный вектор туризма органично вписывается в условие, при котором человек есть высшая ценность, а его культура - основа
4 общественного прогресса. Существенную роль социально-культурных начал в жизнедеятельности общества во многом определяет действие закона приоритетности культуры в общественном развитии (С.С. Аверинцев, А.И. Арнольдов, В.С Библер, М. Вебер, Э.В. Ильенков, Э.С. Маркарян, X. Ортега-и-Гассет, А. Швейцер, К. Ясперс), открытие которого способствовало разработке эффективного механизма обеспечения культуры труда, познания, быта, досуга, социальных отношений, делового и личностного общения1. Подобного рода разработку требует и туризм. В настоящее время туризм
является активно развивающимся процессом, все более привлекающим к себе
внимание специалистов разных областей научного познания. Актуальность теоретического осмысления данного феномена обусловлена как нуждами современной практики туристской деятельности, испытывающей все большую потребность в глубоко продуманных подходах по ее реализации, так и необходимостью решения методологических вопросов по определению путей дальнейшего развития туризма. Исключительно важным при этом становится рассмотрение туризма как социально-культурного явления, поскольку такое рассмотрение позволяет глубже понять саму сущность туризма, истоки его возникновения и последующую эволюцию, характер-современных процессов в нем и тенденции развития в будущем.
Проблемная ситуация заключается между недостаточностью
и философско-теоретического осмысления роли туризма в социальном бытии
и реальном его значением, как активного, культуросозидающего элемента общественной жизнедеятельности.
В рамках сложившейся проблемной ситуации была сформулирована гипотеза: туризм в процессе исторической эволюции общественного бытия и своей собственной эволюции достиг путем наращения социально-
ф
1 См.: Аверинцев С.С. Попытки объясниться: беседы о культуре. - М., 1998. - 45 с, Арнольдов А.И. Введение в культурологию. - M., 1993; Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в ХХІв. - M., 1991; Вебер М. Избранное. Образ общества. - М., 1994; Ильенков Э.В. Философия и культура. - М., 1991; Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. - М., 1983; Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. - М., 1991; Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. - М., 1991; Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М., 1992; Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.
5 культурных качеств такой самостоятельности и развитости, которая превратила его в культуросозидающую силу и активного социально-культурного реагента, воздействующего в обратном порядке на общественное бытие, цивилизационные процессы и культуру личности.
Степень научной разработанности проблемы.
Общепризнанно, что понятие «туризм» прочно вошло в обиход с середины XX в., констатировав тем самым факт широкого его распространения в жизни общества.
Теоретические подходы к изучению туризма как социально-культурного явления обозначены в работах известных российских ученых -А.Арнольдова, М. Ариарского, Т. Киселевой, Э. Соколова, Ю. Стрельцова, А. Якимовича и др.1
Серьезные результаты в рассмотрении туризма через призму его социокультурных функций достигнуты В. Квартальновым. Заслуживает внимания диссертационное исследованием С. Сычаниной, рассмотревшей туризм в «социокультурном пространственно-временном континууме2». Соглашаясь в целом с предложенными концепциями, мы, однако, должны констатировать, что в имеющихся научных разработках отсутствует ретроспектива философского осмысления туризма, до сего времени не прослежена динамика исторического становления и развития его социокультурных качеств, туризм не соотнесен с системой ценностей досуга и свободного времени, наконец, оставлена без внимания диалектическая взаимосвязь мирового, международного туризма и туризма местного, краеведческого в контексте современных процессов глобализации и регионализации.
1 См.: Арнольдов А.И. Культура и горизонты XXI века // Вестник МГУКИ. - 2003. - № 1. - С. 9 - 18;
Ариарский М.А. Прикладная культурология как область научного знания и социальной практики. - СПБ.:
СПбГУКИ, 1999; Киселева Т. Г. Глобализация общества и современная культурная политика// Вестник
МГУКИ. - 2003. - № 1. - С. 19-26; Соколов Э.В. Понятие, сущность и функции культуры. - Л.: Л ГИК,
1990; Стрельцов Ю.А. Свободное время и развития социокультурной деятельности // Вестник МГУКИ. -
2003. - № 1. - С. 76 - 86; Якимович А.К. «Свой - чужой» в системе культуры // Вопросы философии. - 2003.
-№4.-С. 48-61.
2 См.: Квартальное В.А. Туризм социальный: история и современность. - Киев: Наукова думка, 1989;
Сычанина С.Н. Туризм в социокультурном пространственно-временном континууме: автореф. дисс. на
соиск. учен. степ. канд. философ, наук. - Краснодар: КрГУКИ, 2004.
Несмотря на обилие научных и специальных работ в данной области, в том числе работ таких отечественных ученых, как А. Александровой, М. Биржакова, В. Гуляева, В. Дворниченко, В. Квартального, Г. Папирян, В. Сенина, В. Соколовой, А.Чудновского, а также белорусских исследователей - А. Дурович, Н.Кабушкина1, туризм до сего времени не стал предметом философского осмысления и философско-социокультурного анализа. В работах названных авторов затронуты лишь отдельные аспекты содержательной стороны туризма. Существуют работы и зарубежных авторов Ф. Котлера, Дж. Боуэна, Дж. Мейкенза, Дж. Уокера . Но посвящены они в основном предпринимательству в туризме и фактически не затрагивают его философскую социокультурную проблематику.
Степень разработанности проблемы указывает на явное несоответствие, в котором, с одной стороны, имеется многовековое богатство философской мысли, широта воззрений в теории и истории культуры, глубокое теоретическое осмысление сущности свободного времени, а с другой стороны, накоплен достаточно обширный опыт туристской деятельности, не располагающий соответствующим ему уровнем философско-теоретического анализа с последующим выходом его на решение практических вопросов.
Объектом исследования является туризм как многомерная социально-культурная компонента общественного бытия в пересечении накопленного в ней опыта и ее культуросозидающих свойств.
Предметом исследования являются сущность туризма в генезисе, развитии и современной модификации его социокультурных качеств, закономерная обусловленность последних и их субъектно-активная значимость в современных социокультурных процессах.
1 См.: Александрова А.Ю. Международный туризм. - М.: Аспект-Пресс, 2001; Биржаков М.Б. Введение в
туризм. - СПб.: Изд. дом «Герда», 2001; Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. - М.: Нолидж,
1966; Дворниченко В.В. Развитие туризма в СССР (1917 - 1983). - М., 1985; Квартальное В.А.
Стратегический менеджмент в туризме: современный опыт управления. - М.: Финансы и статистика, 1999;
Папирян Г.А. Международные экономические отношения: экономика туризма. - М.: Финансы и статистика,
1999; Сенин B.C. Организация международного туризма. - М.: Финансы и статистика, 2003; Соколова М.В.
История туризма. - М.; Мастерство, 2002. - 352 с; Чудновский А.Д. Менеджмент в туризме и гостиничном
хозяйстве. - М.: Кнорус, 2006. - 320 с; Дурович А.П. Маркетинг в туризме. - Минск: Новое знание, 2003. -
496 с; Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. - Минск: новое знание, 2002. - 409 с.
2 См.: Котлер Ф., Боуэн Дж„ Мейкенз Дж. Туризм. - М.: ЮНИТИ - ДАН, 2002. - 1063 с.
7 Целью настоящего исследования служит философское обоснование туризма как значимого социально-культурного явления, детерминированного развитием человеческой цивилизации, занимающего ныне субъектно-активное место в жизни общества и детерминирующего в качестве социокультурного реагента современные цивилизационные процессы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проследить философское понимание и трактовку туризма как
социально-культурного явления в конкретно-исторической связи с его
генезисом, обусловленностью и дальнейшем развитием в рамках античной,
классической и неоклассической философии;
- выявить социально-культурный вектор понятия и сущности туризма,
исходя из ныне существующей практики туристской деятельности, ее
современного научного толкования и теоретического осмысления;
- изучить феномен туризма в системе социокультурных ценностей
досуга и свободного времени с выделением видов и функций туристской
деятельности;
- рассмотреть проявление социально-культурных качеств туризма в ряду
социальных миграций и диалектического взаимодействия общемировых
процессов глобализации и регионализации.
В качестве методологических оснований данного исследования выступили базисные положения о том, что туризм - одно из проявлений социального бытия и неотъемлемый элемент общечеловеческой культуры с присущей ему конкретно-исторической динамикой социокультурных свойств.
Данная работа опирается на ряд научных подходов и принципов: на парадигмальный подход, который базируется на том, что система теоретических, методологических принципов, принятых в качестве образца решения научных задач, связанных с туризмом, верна на определенный исторический период времени; на системно-структурный подход, он
8 ориентирует на рассмотрение туризма как целостного социально-культурного явления и предполагает исследование механизмов и способов, обеспечивающих связь туризма с системой ценностей досуга и свободного времени, проявление туризма в структуре социальной миграции и путешествий.
Что касается принципов, то это будут принцип детерминизма, направленный на раскрытие обусловленности и причинно-следственных связей в зарождении и дальнейшей модификации туризма; принцип исторического-логического в их диалектическом единстве, позволяющий проследить поступательное развитие и современное состояние туристского феномена; принцип компаративности, то есть сравнение, сопоставление и выявление общего и особенного в социальных миграциях, путешествиях и туризме, в системе ценностей досуга и видах туризма; принцип генерализации - анализ различных точек зрения на туризм, завершающийся синтезом, где достигается решение, из которого иные взгляды, концепции туризма «вытекают как частные случаи».
Для осмысления методологических вопросов туризма как социально-культурного явления важное значение имело наследие мировых философов,; социологов, культурологов: Демокрита, Л. Сенеки, А. Августина, Ф. Бэкона, Р. Декарта, Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, О. Шпенглера, М. Бахтина, А. Маслоу, О. Тоффлера, труды ученых, Изучающих социально-культурную сторону общественного бытия: А.И. Арнольдова, М.А. Ариарского, Т.Г. Киселевой, Р.Г. Нугманова, Э.В. Соколова, Ю.А. Стрельцова, А.К. Якимовича, а также работы отечественных и зарубежных ученых, в той или иной степени затрагивающие проблемы туризма: А. Александровой, М. Биржакова, Г. Долженко, В. Квартального, В. Новаторова, Г. Папиряна, В. Сенина, М. Соколовой, Э. Соколова, А. Чудновского, А. Дуровича, Н. Кабушкина.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что:
- впервые представлен развернутый философско-исторический экскурс понимания туризма как социально-культурного явления, в свете чего
9 прослежены становление, развитие и модификации в туризме его общечеловеческих, гуманитарных свойств и их проявление в современной туристской практике;
на философском уровне рассмотрены современные трактовки понятия и сущности туризма в его социально-культурном аспекте, что позволило, в свою очередь, подойти к изучению данного феномена в комплексе присущих ему социальных и культурных качеств;
с помощью сравнительного анализа соотнесена система социально-культурных ценностей досуга с видами туризма, что значительно дополнило существующее ныне теоретическое и прикладное понимание туризма как органического элемента общественного и личностного свободного времени;
выявлено базисное значение социальной миграции для генезиса и дальнейшего структурного образования путешествий и туризма в общем континууме взаимодействия социальной миграции - путешествий - туризма;
- изучена диалектика взаимосвязи современного международного
туризма в условиях глобализации мировых процессов и туризма
краеведческого как фактора идентификации, сохранения и развития
локальных культур. »
На защиту выносятся следующие положения:
Понимание туризма как относительно самостоятельного элемента человеческого бытия и как социально-культурного явления с присущими ему собственными качествами складывалось на протяжении многих веков при длительном разрыве между осознанием туризма и его действительной ролью и значением в конкретно-исторических условиях.
В настоящее время туризм, явившийся результатом долгой исторической эволюции как социального бытия, так и себя самого путем приращения новых качеств и свойств, носит достаточно самостоятельный и развитой характер, что позволяет расценивать его как активную культуросозидающую силу и значимый социокультурный реагент, воздействующий на социальные процессы.
В исторической ретроспективе и в наши дни туризм не только являлся и является инструментом диалога культур, что влечет генезис и формирование культурной общности стран и народов, но также при онтологической необходимости в диалоге Другого, становясь инструментом остраннения реальности, обеспечивает формирование отвлеченного (рационального) культурного самосознания и, тем самым, выступает в роли основания рациональной культуры.
Являясь детерминированным продуктом социального свободного времени и находясь в тесной взаимосвязи с системой ценностей досуга, туризм имеет тенденцию все большего обратного воздействия на содержание свободного времени и структуру досуговых занятий, насыщая их растущими возможностями по расширению разнообразия видов человеческой деятельности, носящей «протребительский» характер.
В конкретно-исторических условиях диалектического единства глобализации мировых процессов и социальной, социально-культурной регионализации туризм не только способствует омассовлению, стандартизации и унификации культуры, что, безусловно, можно отнести к его негативным издержкам, но превращается в средство преодоления отсталости для многих регионов и стран земного шара, а через региональный, местный, краеведческий туризмы способствует в своем
А единстве идентификации, сохранению и развитию локальных культур.
Теоретическая и практическая значимость исследования обусловлена тем, что впервые философское, философско-теоретическое осмысление туризма, поставило и решило вопрос о туризме как культуросозидающей силе и субъектно-активном конструкте социального бытия, что в практическом плане имеет большое значение для более
4' осознанной организации туристской деятельности, улучшения подготовки
специалистов в этой сфере, повышения качества предлагаемых населению туристских услуг.
Апробация работы.
Основные положения и результаты диссертационного исследования
отражены в выступлениях на международной, всероссийских научных и
научно-методических конференциях. Основные результаты
диссертационного исследования отражены в публикациях автора, общим объемом 3,1 п.л.
Материалы диссертационного исследования использованы автором при разработке учебно-методического комплекса по преподаваемым предметам «Организация туризма» и «Введение в туризм», в лекционных курсах, практических и семинарских занятиях со' студентами Казанского государственного университета культуры и искусств.
Структура работы.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка, литературы.
Философско-исторический экскурс понимания туризма как социально-культурного явления
Термин «туризм» в научном обиходе включает, по меньшей мере, два различных значения. Во-первых, это теория туристской деятельности или хотя бы система разработанных рекомендаций для организации ее. Такой «туризм» восходит к середине XIX в., когда основоположник организованных туристских поездок для своих соотечественников англичанин Томас Кук пытался осмыслить накопленный опыт, чтобы с максимальной пользой использовать его на благо создаваемой им компании. К тому времени слово «турист» прочно вошло в английский лексикон (а traveler is nowdays called a tourist). Во-вторых, «туризм» - система действий, поступков, фактов, имеющих ряд общих свойств, осознаваемых или не осознаваемых субъектом человеческой деятельности в качестве таковых. Так вот - предмет данного параграфа есть «туризм» во втором смысле слова: не туризм как социально-культурное явление, а понимание туризма в системе его социально-культурных свойств, реконструируемое из сохранившегося философского наследия и современных философских концепций. В данной части диссертации рассматривается преимущественно не столько то, что могли понимать под туризмом философы минувшей поры (античности, средневековья, Нового и Новейшего времени), сколько то, что мы можем понять о туризме как социально-культурном явлении из их работ.
Вряд ли будет ошибочным утверждение, что философские начала осмысления туризма зародились еще во времена античности. Разумеется, античная философия никак напрямую не могла быть связана с туризмом. Объяснять это отсутствием по тем временам самого понятия туризма было бы некорректно и наивно. Задолго до появления Афин и Рима существовала социальная миграция, были бесчисленные путешествия, наконец, был и туризм, если под последним понимать досужее времяпровождение вдали от родного очага. В эпоху Древней Греции и Древнего Рима свободные граждане могли позволить себе то, что современным языком называется туризмом. Каково же было отношение к нему известных нам философов?
У Демокрита мы находим мысль, что жизнь в чужих краях учит довольствоваться тем, что имеешь: ячменная лепешка и соломенная подстилка - сладчайшие средства против голода и усталости1. Логическое продолжение мысли подсказывает, что у себя дома, на родине нередко пресыщаешься тем, что имеешь, тогда как «на чужой сторонушке, рад своей соловушке». Чужедальние странствия и путешествия порой необходимы человеку для врачевания его души. Возвращение блудного сына - апофеоз такого врачевания.
С размышлениями Демокрита перекликаются мысли Аннея Сенеки. В «Нравственных письмах к Луцилию» мы находим: «Ты не странствуешь, не тревожишь себя переменою мест. Я думаю первое доказательство спокойствия духа - способность жить оседло и оставаться с самим собою ». Согласно мнению Сенеки душевно здоровый человек довольствуется своим домом, его никуда не тянет в отличие от больной души, жаждущей странствий. Дальнейшие размышления Сенеки уводят его, однако, от начального согласия с Демокритом. «Кто везде - тот нигде. Кто проводит жизнь в странствиях, у того в итоге гостеприимцев множество, а друзей нет»3. В скобках заметим, что сей вывод сделан философом, но не странником; отсутствие у последнего саморефлексии может привести не к исцелению, а, напротив, к еще большему падению, к бродяжничеству.
Понятие и сущность туризма: социально-культурный аспект
Вопрос понятий, принятых за основу дефиниций, определений, терминологии является необходимым условием постижения изучаемых процессов. Исследование туризма как социально - культурного явления требует серьезного внимания к ныне существующим определениям и терминологии данного феномена, поскольку теоретический их дискурс еще вырабатывается. Обратимся, в связи с этим, к современным толкованиям туризма, нашедшим отражение в соответствующих международных и отечественных документах. За основу возьмем Манильскую и Гаагскую декларации по туризму, «Глобальный кодекс этики туризма», Российский ГОСТ по туристским услугам. Обращение к названным документам обусловлено тем, что именно в них заложены интересующие нас понятия и определения, а также даны сущностные характеристики туризма как социального явления.
В первоначальном смысле туризм понимался как передвижение и временное пребывание людей вне постоянного места жительства. Однако со временем содержание и смысл этого понятия постоянно изменялись и дополнялись. Так, по определению, принятому в 1954 г. Организацией Объединенных Наций, туризм - это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие людей и связанный с передвижением их и пребыванием за пределами постоянного места жительства. Академия туризма в Монте-Карло представила более развернутую трактовку данного понятия, согласно которому туризм охватывает все формы временного выезда людей с постоянного места жительства в оздоровительных целях, для удовлетворения познавательных интересов в свободное от работы время.
В 1980 году на Всемирной конференции по туризму в столице Филиппин была принята Манильская декларация по мировому туризму. В названной декларации «туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международных отношений»1. В данном документе определение туризма, как таковое, вынесено за рамки декларации. В определенной степени отсутствие дефиниций оправдано тем, что ко времени конференции сложилось уже традиционное понимание туризма.
Тем не менее, Манильская декларация пыталась отразить важное значение туризма в его воздействии на социальную, культурную, образовательную и экономическую область жизни стран и народов, подчеркнула мировой характер этого феномена и его гуманитарную насыщенность. Не исключая экономической составляющей туризма, названная декларация в первую очередь ясно наметила социально культурную сущность и ценность туризма. Последующий текст декларации подтверждает первоначальный тезис. «Развитие туризма связано с социально
- экономическим развитием наций и зависит от доступа человека к активному отдыху и отпуску и его свободы путешествий в рамках свободного времени и досуга, глубокий гуманитарный характер которых он подчеркивает».
Социально - экономическое развитие наций рассматривается декларацией как условие существования туризма, поскольку именно социально - экономический уровень развития общества обеспечивает наличие необходимых для туризма возможностей активного отдыха людей, наличие свободного времени и досуга.
Социальная миграция как структурообразующая основа путешествий и туризма
Движение присуще материи. Применительно к органическому миру движение есть условие его существования и жизни. Крылатая фраза «Движение есть жизнь» при всей ее афористичной броскости глубоко содержательна. Относительно животного мира и человеческой цивилизации движение, воплощенное в различные формы, основательней всего представлено феноменом миграции. Будучи названным латинским словом migratio, он означает передвижение, перемещение, переселение животных и этносоциальных образований. Предметом нашего рассмотрения в данной части работы явится миграция этносов, населения, людей как генезисной и структурообразующей основы путешествий и туризма.
Миграция этносоциальных образований существует с древнейших времен. Однако в различные исторические эпохи существенно различались ее формы, масштабы, интенсивность и основные последствия. Миграции (перемещения) первобытных коллективов могли иметь следующий характер: внутриэтнические миграции, при которой перемещения происходили внутри территории, занимаемой отдельным сообществом;
- этноэмиграция, когда участие в ней принимали отдельные группы данного сообщества (выход группы за пределы обитания своего сообщества с последующей утратой структурной с ним связи);
- миграция собственно самого сообщества, наиболее часто встречаемая в древности .
В свою очередь, миграция самого сообщества состояла либо из переселения его на новую территорию, либо из расселения одной или нескольких частей сообщества на другую территорию без потери связи с
родственным началом, а гораздо позднее - с созданием полностью автономного сообщества.
Первобытный коллектив, проживая на четко определенной территории старался редко нарушать его границы, поскольку это могло повлечь столкновения с другими племенами, малознакомыми условиями существования. Территория обитания первобытных сообществ не могла быть маленькой по пространству, так как она являлась «кормящим ландшафтом» для людей, живущих по уровню развития производительных сил «присваивающим хозяйством». Тяжелые условия выживания влекли необходимость жизни сообща. Вряд ли могли существовать такие причины, которые заставили бы человека покинуть свой коллектив. Жизнь не то, что в одиночку, но и небольшой группой была просто невозможна. Недаром одним из наиболее страшных видов наказания было изгнание, влекущее верную смерть человека от хищников или от голода.
В ранние первобытные времена не было того, что в более поздний период обретет характер путешествия. В перемещениях по окружающим ландшафтам принимали участие в той или иной степени все члены сообщества. В полной мере это относится к собирательству, когда в поисках съедобных растений, червей, насекомых люди должны были преодолевать многие километры, кочуя с места на место.
Если в период «присваивающего хозяйства» миграции были условием сохранения этносоциального образования, то характер их значительно меняется при переходе к «производительному хозяйству». Культурные растения и одомашненные животные быстро распространились по ойкумене, зачастую удалялись от центров происхождения своих видов на десятки тысяч километров. Происходит изменение обычных маршрутов миграции, меняется их значение. Для скотоводов отныне надо отыскивать более удобные и тучные пастбища, для земледельцев - места для посева злаков, дающих максимальную урожайность. Обретение относительной свободы в добывании пропитания, когда наряду с собирательством и охотой все более значимыми становятся земледелие и скотоводство, приводит к тому, что наряду с переселением и кочеванием сообществ происходит их расселение. Отдельные группы того или иного сообщества выходят за пределы обитания своего коллектива, все чаще утрачивая с ним структурную связь и образуя новые сообщества. Именно расселения этносоциальных образований на широкие географические пространства с необходимостью повлекли за собой появление путешествий.
Изначально путешествия выполняли поисковую и рекогносцировочную функции. В задачи первых путешественников входило разыскание удобных для племенных становищ мест. Такие места должны были в достатке обеспечить соплеменников пропитанием, быть относительно безопасными от ненужного вторжения чужаков и набегов хищных животных. Необходимость в путешественниках была подсказана практикой миграции: этносоциальным образованиям были во всех отношениях выгодней «услуги» путешественников, нежели безрезультатные скитания всего сообщества. Первопроходцы, в случае удачной кампании по переселению в новые места, пользовались в племени заслуженным уважением и почетом.
При переходе от первобытного стада к родовой общине характерной частью быта становятся «брачные» путешествия. Брачных партнеров нужно было искать вне рода, в других кровнородственных коллективах. Чтобы выбрать себе жену, необходимо было совершить путешествие на территорию обитания соседней родовой общины. Отголоски этого явления можно обнаружить в генеалогических мифах, традициях и поверьях (сведения о 12 коленах древнего Израиля, 6 племенах мидийцев, 4 филах древних афинян, 24 старейшинах гуннов и т.д.).