Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Трансформация древнеримского концепта "верность" (fides) в культуре поздней Античности Голикова Мария Сергеевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Голикова Мария Сергеевна. Трансформация древнеримского концепта "верность" (fides) в культуре поздней Античности: диссертация ... кандидата Философских наук: 24.00.01 / Голикова Мария Сергеевна;[Место защиты: ФГБОУ ВО «Московский государственный лингвистический университет»], 2018

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования обусловлена следующими факторами. Понятие верность рассматривается в современной философии культуры прежде всего как морально-этическое свойство субъекта, его преданность кому-либо или чему-либо, неизменность в своих словах, отношениях, в исполнении обязанностей, долга; в этом случае это понятие выступает нравственной категорией и объектом анализа этики. Верность рассматривается и в рамках гносеологии как ментально-гносеологическое образование – в ключе разных когнитивных установок, принципов смыслообразования, ценностных категорий. Во многих культурах верность является для человека данностью бытия и понимается учеными как объект онтологии.

В античной и западно-европейской культуре феномен верности приобрел широкое значение, выполняя важнейшую роль в социуме – залога стабильности общественной жизни и духовного развития человека. В настоящее время в науке происходит отход от традиционного толкования верности только как данности, присутствующей или отсутствующей в обществе; верность осознается в рамках концепта1, реализующегося в совокупности онтологического, гносеологического и аксиологического уровней познания. Концепт верность – это результат целенаправленной созидательной деятельности, который может быть подвержен влиянию различных культурных процессов и факторов, а также сам является их причиной. Поэтому в настоящее время востребованными становятся ранее не рассматривавшиеся аспекты изучения концепта – в русле теории и истории культуры, в фокусе культурной динамики. Такой подход к теме может вскрыть новые закономерности во взаимодействии культурного целого и концепта верность.

1 Концепт – это содержательная сторона знака, совокупность значений, опосредованных понятием, принадлежащая умственной, духовной и материальной сфере существования человека, выработанная и закрепленная общественным опытом народа, имеющая в его жизни исторические корни, осмысляемая социально и субъективно.

В современной культурной действительности и в сфере научного анализа
обращение к эпохе поздней Античности представляет особый интерес. В
западноевропейской цивилизации понимание верности под влиянием
философии постмодерна становится все более размытым и неопределенным.
Конфликт интерпретации верности в европейской социокультурной и научной
среде можно рассматривать как свидетельство нарушения межличностного и
межкультурного диалога, показатель неблагополучия в культурно-

цивилизационном пространстве. Между тем возвращение к истокам европейской культуры, которая в течение последних столетий во многом определяла развитие разных народов мира, позволяет в новом ключе взглянуть на смысловую и практическую динамику концепта в контексте трансформаций поздней Античности. Именно римляне осмыслили верность (fides) как основу государства, выразили ее в понятиях, которыми пользуются до сих пор представители социально-гуманитарных дисциплин в разных странах мира. В то же время анализ феномена верность – это исследование переломного времени и мировоззренческого сдвига, так как фундаментальный для римлян концепт «fides» был заимствован христианской культурой.

Античный материал дает возможность раскрыть закономерности и характеристики концепта незаметные в синхронии, а сходные обстоятельства культурной ситуации первых веков нашей эры образуют параллель с современными глобальными изменениями европейской культуры, делая исследование трансформации древнеримского концепта верность актуальным ответом на запросы настоящего времени. В связи с этим внимание к проблематике понятия верность обретает немалую значимость, так как составление общей картины развития концепта способствует осознанию его места и роли в современном мире. Научно-теоретическая проблематика данного исследования заключается в комплексе вопросов, связанных с динамикой и концептуализацией верности в переломные эпохи. Новейший аналитический аппарат философии культуры и культурологического познания дает возможность рассмотрения поставленных вопросов.

Степень научной разработанности темы диссертации. Начиная с эпохи поздней Античности и вплоть до XX века верность не являлась отдельным объектом научного анализа ни на Западе, ни в России, хотя постоянно возникала в ракурсе исследования смежных философских понятий и проблем (справедливости, доверия, морали, религии) (М. Бубер, Т. Гоббс, И. А. Ильин, Г. Марсель, Н. Макиавелли, Б. Спиноза, Н. С. Трубецкой, Д. Юм).

Теоретически значимыми для настоящего исследования являются определения верности в русле немецкой классической философии и немецкого романтизма, сформировавшие основные представления о значении и природе объекта и субъекта верности (Г. В. Ф. Гегель, Э. Кант, Ф. Шлейермахер, А. В. Шлегель, И. Г. Фихте). Такие «сквозные» определения и гипотезы в результате привели к выделению верности как самостоятельного объекта научного изыскания, заложили предпосылки и обозначили вектор дальнейшего изучения.

Идеи Дж. Ройса, изложенные им в работе «Философия лояльности»2, стали основой для научной дискуссии, в результате которой образовалось направление, объединяющее философов, которые исследуют верность в разных ракурсах. В русле философии верности с позиции морали и этики верность рассматривали Х. А. Блох, С. Брайан, М. Р. Конвитс, С. Келлер, Дж. Кляйниг, Дж. Дж. МакДермотт, Г. П. Флетчер. Проблематику характеристики объекта верности освещали в своих трудах: М. Барон, Дж. Ладд, А. Олденквист. Социокультурные аспекты понятия верность исследовали: Д. Гродзин, Дж. Кленси, Дж. Коннор, М. Хили, Р. Е. Эвин.

Параллельно, не пересекаясь с философией верности проходило изучение древнеримского понятия fides (верность, доверие, вера) в рамках классической филологии. В 1916 г. немецкий филолог-классик Э. Френкель в статье «Об истории слова fides» на основе масштабного лексического анализа выявил конфликт между фундаментальной значимостью этого понятия для Античности и несовершенством современных научных представлений о нем. Выдвинутые

2 Книга «Philosophy of loyalty» не переведена на русский язык. В научной литературе встречаются разные варианты ее названия: «Философия лояльности», «Философия преданности» или «Философия верности».

им гипотезы стали отправной точкой для дальнейшего изучения
древнеримского понятия верность в русле классической филологии и
антиковедения (П. Бояансе, С. Кальдероне, А. Пиганиоль, Ж. Фройбурже, Р.
Хайнц, Х. Хампл,). В дальнейшем появились работы посвященные
религиозным, философским, социальным аспектам этого древнеримского
понятия, анализировались филологические аспекты употребления термина fides
у античных авторов. Однако исследований fides в поздней Античности до сих
пор не проводилось, хотя необходимость таковых неоднократно

подчеркивалась (Д. Б. Ботте, К. Штрекер). Узкоспециальные вопросы употребления древнеримской fides в процессе изучения родственных античных категорий, социальных институтов, литературного наследия отдельных авторов и источников освещали в своих работах: Э. Бенвенист, Д. Барри, С. Дмитриев, Ж. Дюмезиль, З. А. Крук, С. Кальдероне, А. Кларк, Л. Ломбарди, Дж. Либешуйтс, А. Мейе, С. Парлей, В. Пешл, Д. К. А. Шоттер. Понятие fides анализировалось в теологическом ракурсе на материале источников периода раннего христианства (Э. Бруннер, Т. Морган, К. Штрекер). Важные аспекты концепта верность затрагиваются в исследованиях понятий вера и доверие (Р. С. Соломон, Ф. Фукуяма, Ф. Флорес).

В поле современных научных изысканий в XXI в. превалируют два исследовательских направления. Представители первого, в продолжение дискуссии Дж. Ройса и Дж. Ладда о характере объекта верность, рассматривают широкий круг философских базовых проблем и этических вопросов, обсуждая ценность, границы понятия верность, его значимость для объединения людей и для интеграции в новую культуру, целесообразность и различные виды культурной репрезентации: «множественная», «политическая», «потребительская верность» и др. (Б. Герт, Ж. Графф, М. Р. Рутгерс, Е. Фелтен, Л. Янг). Другое направление, возникшее в последнее десятилетие, представлено рядом отдельных работ, посвященных анализу верности в локальных культурах и конкретных периодах истории в приложении к реальным историко-культурным эпохам и языковым ареалам. П. Вудруфф (верность в

древнегреческой традиции), К. Хиггинс (верность в конфуцианстве), Н. Бушманн, К. М. Борромаус-Мурр (верность в немецкой культуре), Л. Р. Лаврентьева (верность в английском языке).

Материалом для исследования послужили оригинальные тексты на латинском и древнегреческом языках языческих и христианских авторов I в. до н. э. – I в н.э.: сочинения Цицерона, Сенеки, Тита Ливия, Силия Италика, Валерия Максима; I – II в. н. э.: Тацита, Плиния Младшего, Авла Геллия; II – III в. н. э.: Тертуллиана, Геродиана, Киприана Карфагенского; III – IV в. н. э.: Лактанция, Евсевия Кесарийского, Амвросия Медиоланского, Пруденция, Вегеция, Клавдиана, Аврелия Августина. Были привлечены данные лексикографических источников и исторических документов посредством использования ресурсов и информационных баз: Bibliotheca Teubneriana Latina (BTL), Loeb Classical Library, Oxford Latin dictionary (OLD), Perseus Digital Library, Thesaurus Linguae Latinae (TLL), Thesaurus Linguae Graecae (TLG).

Объектом исследования выступает концепт верность в культурно-динамических процессах поздней Античности.

Предметом исследования являются закономерности развития

древнеримского концепта верность (fides) в культурном контексте указанного цивилизационного ареала на примере латинских и древнегреческих источников.

Цель данного диссертационного исследования состоит в раскрытии содержательных характеристик концепта верность и трансформаций, происходящих с ним в переломную эпоху поздней Античности.

Реализация поставленной цели достигается посредством решения следующих задач:

  1. систематизировать базовые толкования и исходные принципы формирования концепта верность в контексте современной культурфилософской парадигмы;

  2. рассмотреть основные теории и исследовательские подходы к интерпретации диахронического развития концепта верность;

  1. провести анализ семантики древнеримского концепта верность в дохристианскую эпоху для определения его структуры, характеристик и происходящих с ним процессов;

  2. соотнести полученные данные о семантической динамике концепта верность с культурно-историческим пространством поздней Античности;

  3. выделить специфику концепта верность в раннехристианской культуре;

  4. проанализировать процесс реализации концепта верность в христианском контексте позднеантичной культуры.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются фундаментальные идеи, принципы и научные позиции отечественных и зарубежных философов. Базовым культурфилософским принципом исследования стал философско-антропологический подход к пониманию культуры (Н. А. Бердяев, М. Бубер, В. Дильтей, К. Т. Ясперс и др.).

В ракурсе историзма и культуроцентризма были осмыслены процессы культурной динамики, трансформации, феномены и структурные элементы культуры, связанные с концептом верность (Г. А. Аванесова, А. Л. Андреев, Н. Х. Бёме, В. М. Дианова, А. О. Лавджой, П. Сорокин, О. Шпенглер, Л. Т. Уайт, А. Я. Флиер, Н. А. Хренов, Л. А. Черная и др.)

Культура древнего Рима и непосредственно периода поздней Античности освещалась через призму трудов С. С. Аверинцева, К. А. Бартон, П. А. Бранта, А. Брента, Н. Н. Бологова, П. Брауна, П. Гарнсей, Г. С. Кнабе, А. Кэмерона, М. Лавана, Дж. Э. Лендона, А. И. Марру, С. А. Мельникова, А. Момильяно, Х. Мэттингли, Х. Ри, В. И. Уколовой, С. Л. Утченко, Й. Хельмрата и др.

Теоретической основой для определения и исследования концепта верность стало так называемое направление философия верности (М. Барон, С. Брайан, Х. А. Блох, Д. Гродзин, М. Р. Конвитс, Дж. Коннор, С. Келлер, Дж. Кляйниг, Дж. Ладд, Дж. Дж. МакДермотт, А. Олденквист, Дж. Ройс, Е. Фелтен, Г. П. Флетчер).

Для формирования подхода к верности как концепту принципиальную ценность представляли работы по теории культурных концептов (С. Г.

Воркачев, Т. В. Глазкова, В. З. Демьянков, Д. С. Лихачев, Ю. С. Степанов, Б. А.Успенский, Н. Ю. Шведова).

Вследствие значимости концепта верность, который сложно переплетен со множеством культурных проявлений и обнаруживается во всех аспектах человеческого бытия и коммуникации, потребовалось привлечение широкого круга источников и комплексного подхода для их исследования как текста культуры. Основной методологической парадигмой стал междисциплинарный подход школы Истории понятий (Begriffsgeschichte / History of concepts), основанный на герменевтических принципах, при помощи которого был проведен диахронический анализ концепта верность в ракурсе семантики, контекстуализации и интерпретации (Х.Е. Бёдекер, К. Вайзнер, Х. Г. Гадамер, А. Доршел, Р. Козеллек, Н. Е. Копосов, Ж. В. Мюллер, К. Палонен, М. Рихтер).

На синхроническом уровне основным является структурно-

функциональный метод, который позволил разложить объект исследования на
составные части и выявить внутренние связи, обусловленности, соотношения
между ними. Для выявления структуры концепта и динамики

внутриконцептуальных процессов были использованы

лингвокультурологические разработки по когнитивному моделированию прототипической ситуации (метод прототипической реконструкции) М. Джонсона, Дж. Лакоффа, Э. Рош. Культурологический анализ позволил рассмотреть источники и события в ракурсе культурной памяти, как продукт западноевропейской культуры в совокупности античной картины мира, специфики хронотопа и мировоззрения. Посредством контент-анализа была дана оценка культурной значимости концепта в конкретные временные периоды. На диахроническом уровне в работе использован диахронический метод, предназначенный для выяснения хронологической последовательности изменений, который позволил проследить трансформацию концепта верность в период поздней Античности. При помощи историко-культурологического метода этапы развития концепта были соотнесены между собой и была выявлена их взаимосвязь.

Научная гипотеза исследования заключается в предположении, что культурная трансформация, возникшая в поздней Античности при столкновении традиционного языческого и христианского мировоззрений, оказала влияние на концепт верность, изменив его семантическую структуру и социокультурную репрезентацию, что предопределило его дальнейшее развитие в европейской культуре.

Научная новизна исследования выражена в следующих положениях:

Выделены и систематизированы основные этапы культурфилософского осмысления (религиозный, социальный и этический дискурс) и сущностные характеристики концепта верность (бинарный - разделяется на субъект и объект; кластерный - состоит из множества субконцептов).

Концепт верность проанализирован в диахроническом ракурсе через призму теории культурной динамики, в отличие от традиционного синхронного и линейного подхода, что способствует раскрытию закономерностей развития концепта в культурной динамике.

Разработана модель прототипической ситуации древнеримского концепта верность, которая, в отличие от традиционного синхронного описания понятия верность, позволяет выявить механизмы динамики внутренней трансформации субъектно-объектных отношений - изменение векторной направленности коммуникации.

Внутриконцептуальные изменения соотнесены с культурной средой в которой они протекали - это позволило не только зафиксировать их, но и определить причины трансформации концепта, а именно появление новых моделей социально-культурных связей и их философское осмысление в культуре поздней Античности.

Определены специфика христианской интерпретации концепта верность, причины и способы заимствования древнеримского концепта христианской культурой.

Процесс реализации концепта верность в динамике культурного развития разделен на последовательные этапы: «архаический этап развития древнеримского концепта верность» (VIII - I вв.), «классический этап развития древнеримского концепта верность» (I - V вв.), «христианский этап развития древнеримского концепта верность» (I - V вв.). Новизна подхода заключается в том, что в данной триаде концепт древнеримская верность рассматривается как трансформирующийся, а концепт христианская верность рассматривается как преемственное продолжение древнеримской традиции.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Верность - концепт европейской культуры, многозначный и сложноструктурный, обладающий как постоянными, так и изменчивыми характеристиками, тесно связан с другими понятиями и концептами и содержит ряд субконцептов в своем составе, специфика которых на него непосредственно влияет. Наряду с изменяющимися параметрами он имеет сущностные черты, а именно наличие двух коммуникантов (A, В), которые в русле поздней европейской философской традиции осмыслены в терминах «субъект» и «объект». Субъект верности - это действующая сторона, источник или первоисточник верности, имеющий активный характер, объект - это пассивная сторона, реципиент, принимающий верность, или то, на что направлена верность.

  2. Культура как исторический процесс и ее динамика являются определяющими факторами развития концепта верность. Он появляется на определенном отрезке исторической эволюции в цивилизационном ареале Античности и реализуется в межличностной коммуникации и философской интерпретации. Концепт верность развивается нелинейно, аккумулируя в себе разные историко-культурные пласты, в частности, древнеримский как доминирующий.

  3. Верность (fides) является базовым культурным концептом для древнего

Рима. Изменение его структуры прослеживается как через призму развития

її

его семантики, так и в ракурсе культурной динамики мировоззренческих,
религиозных, философских и социальных трансформаций античной
ментальности. На уровне внутриконцептуальной структуры в ракурсе
прототипической ситуации верность реализуется через отношения между
двумя коммуникантами (А и В), которые находятся в неравнозначном
положении по отношению друг к другу, и заключаются в ряде
последовательных этапов: обмен доверием, договор, испытание. Верность
это модель взаимодействия (физического или ментального), при котором
коммуникант, основываясь на импульсе веры или доверия, ставит интересы
другого коммуниканта выше своих собственных: добровольно, действенно
и продолжительно. На ранних этапах эволюции древнеримской культуры
принципиальное первенство в этой модели отношений отдавалось
коммуниканту (А), который обладал большей культурной и социальной
ценностью. При такой концептуальной расстановке коммуникантов понятие
fides имело превалирующее значение «гарантия/покровительство». В эпоху
поздней Античности происходит изменение архаической

внутриконцептуальной диспозиции (векторной направленности): смысловой
акцент переносится на коммуниканта (В), занимающего более низкую
позицию по отношению к коммуниканту (А). В этом случае основным
значением концепта fides становится непосредственно доверие/верность.
Это изменение динамики отношений стало принципиальным для
формирования других характеристик концепта верность и является
трансформацией, так как прежде всего заключается в изменении структуры
концепта при преемственности его содержания.
4. Трансформация древнеримского концепта верность была обусловлена
историко-культурными тенденциями имперского периода,

характеризующегося интеграцией новых народов и расширением культурных границ. Коммуниканты (А и В) ситуации верность в древнем Риме, прежде всего, осмыслялись в рамках философии патрон-клиентских отношений, прототип которых прослеживается в широком спектре

проявлений верности: государственной, межгосударственной и

межличностной. В ракурсе новой социально-культурной действительности
их аксиологическая позиция в обществе изменилась, тесная связь между
патроном и клиентом ослабла, что привело к трансформации их отношений.
Это повлияло на философское переосмысление архаического концепта и
появление новых форм концептуализации верности: военная (fides militum),
императорская (fides imperatoris) и др. В этом случае основным субъектом
при контактах в ситуации верности становится коммуникант (В), который
ранее находился на более низких социальных позициях.
5. Христианский концепт верность (fides / ) возник на базе

древнеримского и является новым, трансформационным этапом его
развития. Формально используя традиционные термины (fides, fidelis,
fiducia и др.), символы (богиня верности Фидес интерпретируется как
символ христианской добродетели) и обряды (рукопожатие, отсылки к
военной клятве при крещении и др.) для выражения верности, делая это
осознанно и целенаправленно, раннехристианское общество изменило ее
классическую интерпретацию. В новой интерпретации был осуществлен
синтез древнегреческого понимания (верность как личные и равноправные
отношения) с древнеарамейскими представлениями (принципиальное
значение верности Богу среди других добродетелей и жизненных целей).
Заимствуя содержательное наполнение концепта древнеримской верности,
христианство усложнило его структуру, интерпретируя коммуниканта (A) –
Бог, коммуниканта (В) – человек. Таким образом, концепт верность
синтезировал несколько типов коммуникации в разных пластах бытия,
граница между которыми максимально размыта – в духовном (между Богом
и человеком), материальном и социальном (в категориях земного
пространства). Верность человеческая и божественная взаимно

интегрированы: реализация верности Богу происходит через соблюдение договора между людьми, верность между людьми интерпретируется как часть завета между Богом и человеком. Структура христианского концепта

приобретает новые характеристики, утрачивая некоторые прежние: значение «доверие» теряет свою важную роль; значение «верность» становится превалирующим; возрастает ответственность и активность коммуниканта (В); меняются границы и аксиология верности в культуре. 6. Процессы внутренней перестройки концепта находят отражение в культуре поздней Античности, а главным выразителем нового христианского понимания верности становится феномен мученичества. В его рамках реализовывалась концептуализация верности – в активном действии, вербальной и символической выраженности. Христианство требовало от верующего (fidelis) не только пассивной веры в существование Бога, но определенных действий и осознанных поступков. Такая действенная реализация верности способствовала тому, что после непродолжительного периода, когда концепт христианской и языческой верности продолжали сосуществовать в одном социокультурном пространстве, христианская интерпретация верности становится превалирующей. К IV в. н.э. понятие fides ассоциируется прежде всего с христианами и основным значением концепта верность становится «христианская вера».

Достоверность научных результатов исследования обеспечивается анализом более 100 источников на языке оригинала, апробированием основных положений работы в публикациях, докладах и сообщениях на научно-практических конференциях; опытом практической работы на кафедре классической филологии МГЛУ.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что основные положения работы могут быть использованы в качестве базовых при разработке общей теории «философии верности», а также в ходе применения ее выводов в широком диапазоне концептуализации категории верности в рамках философии, культурологии, социологии, политологии, религиоведения и других дисциплин. Изучение диахронических и синхронических форм концепта верность позволяет судить и делать теоретические выводы об истории концепта в европейской культуре. Анализ структуры и механизмов концепта

дает представление о характеристике субъектно-объектных отношений верности как в целом, так и при переносе их функциональных ролей. Верность, являясь концептом культуры, отражает на микроуровне культурную динамику в целом, поэтому выводы исследования могут быть использованы для совершенствования теории трансформации культуры. Основные теоретические положения данной работы могут быть использованы при изучении смежных концептов (вера, доверие), в социологических и морально-этических исследованиях верности и определении уровня доверия в обществе. Полученные результаты могут быть использованы в философских работах широкого диапазона, а также культурологических, религиоведческих, теологических, исторических, филологических трудах. Также они могут быть использованы при изучении генезиса современного понятия верность в русской культуре и выявления его специфики.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его положения, обобщения и выводы могут быть использованы для построения «моделей доверия» (теория и практика организации межличностных коммуникаций на основе верности и доверия), в ходе изучения военной практики, патриотического воспитания молодежи, а также в эмпирических исследованиях разных форм социальной верности. Введены в научный оборот не переведенные на русский язык материалы на латинском языке; труды современных европейских философов, культурологов, историков, в которых представлены новейшие положения, трактовки верности и методики исследования динамики культурных концептов. Использование фактических данных и материалов возможно при разработке и чтении курсов «Философия культуры», «Теория и история мировой культуры», «Античная культура», «Религиоведение», «Чтение древнегреческих античных и христианских авторов», «Православная культура», «Перевод латинских античных и христианских авторов», «Древние языки и культуры».

Апробация диссертационного исследования. Основные положения и выводы диссертации были апробированы на международных конференциях, в

частности в докладах на Международной конференции студентов,
аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (МГУ, 2013 г.), на межотраслевой
научно-практической конференции «Религиозная коммуникация в пространстве
профессионального образования» (МГЛУ, 2014 г.), на «круглых столах»
кафедры классической филологии МГЛУ в рамках Московского фестиваля
наук: «Античность в ракурсе современной науки» (2012 г.), «Культурное и
языковое наследие Античности: новые материалы и методики изучения» (2013
г.), «Античность и Средневековье: новые исследования преподавателей
кафедры» (2014 г.), на международной конференции «События в коммуникации
и когниции» (МГЛУ, 2016 г.), на международной конференции «XX
Cергеевские чтения» (МГУ, 2017 г.), на «XLVI Международной

филологической научной конференции» (СПбГУ, 2017 г.).

По теме диссертации автором опубликованы 9 научных статей в изданиях, рекомендованных ВАК. Общий объем публикаций составляет 5 п. л.

Диссертационная работа и автореферат были рассмотрены на заседании кафедры мировой культуры ФГН ФГБОУ ВО МГЛУ и рекомендованы к защите, протокол № 6 от 29.07.2017 г.

Структура работы обусловлена содержанием и последовательностью решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.