Введение к работе
Актуальность данного диссертационного исследования, таким образом, обусловлена особой значимостью театра-6
льно-зрелищного искусства в системе традиционной и современной черкесской культуры, неисследованностью этого искусства как феномена культуры, его исторических форм и перспектив развития.
Целью данной диссертации является исследование исторических и социально-культурных предпосылок самоопределения этнической художественной культуры адыгов (черкесов), изучение основных этапов эволюции их зрелищной культуры, а также выявление проблем развития современной профессиональной театральной культуры черкесов.
В достижении цели возникла также необходимость решения более конкретных задач: проанализировать историографию черкесской художественной культуры; исследовать современную культурную ситуацию Черкесии; выявить место и роль зрелищного искусства в этнической культуре черкесов; определить типологическое своеобразие черкесской художественной культуры; осуществить системно-исторический анализ развития театральной культуры черкесов в XX веке; выявить ориентации черкесского театра накануне XXI века.
Новизна данной работы заключается в том, что впервые исследуется система художественной культуры черкесов, место театрально-зрелищного искусства в ней, его исторические формы в контексте эволюции этноса, современные проблемы развития театральной культуры и ее перспективы.
Характер используемого материала, логика его анализа и итоги исследования позволили выдвинуть положение о мультикультурном пространстве Кавказского региона, маргинальности современной черкесской художественной культуры и возможной маргинальности других этнокультур этого региона. Полагаем, что ввиду неисследованности мультикультурного состояния современной региональной культуры Северного Кавказа, попытку типологизировать каждую из маргиналий в контексте их многовекового взаи-
модействия можно считать новым подходом к проблеме изучения общих и индивидуальных особенностей развития этих этнокультур. Театральная культура, как одна из ведущих форм этнокультурного развития, позволяет это сделать.
Методологические основания исследования:
современное понимание культуры, достигнутое ее системным изучением;
культурологическое осмысление театрально-зрелищного искусства как многовекового духовного опыта народа, обладающего спецификой внутреннего строя и содержания;
осознание поликультурности и мультикультурности художественных процессов в Кавказском регионе, их диалогичность и направленность в конце XX века.
- В работе применены методы сравнительно-исторического и структурного изучения этнохудожествен-ных процессов, а также историко-культурологическии анализ современного театрального творчества.
Проведенные исследования в теоретическом плане помогают осознать феномен национального театра в широком контексте развития художественной культуры северо-кавказского региона России, понять особенности его современного функционирования и увидеть перспективы его развития. Итоги работы могут быть также использованы в исследованиях по целостной истории художественной культуры Кавказа, в частности, при подготовке научных монографий по истории театрального искусства Карачаево-Черкесии, всеобщей истории искусства народов этой республики.
Практически материалы диссертации могут быть применены при создании программ изучения региональной и этнической культуры, в курсах лекций по этнокультуроло-гии и этнохудожественной культуре. Кроме того, они могут быть полезными для создания учебников для вузов и школ 8
"Художественная культура народов Карачаево-Черкесии", планируемых к печати в 1997-1998 годах.
Апробацию тема исследования прошла в выступлениях на конференциях: "Современные аспекты изучения литератур народов Северного Кавказа" (Карачаевск, 1992 г.), "Сравнительная педагогика и проблемы образования в современном мире" (межрегиональная, Карачаевск, 1996 г.), "Алиевские чтения" (Карачаевск, 1996 г.) и на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей и аспирантов Карачаево-Черкесского госпедуниверситета. Тезисы докладов опубликованы (см. с. 25). Кроме того, по теме диссертации написаны и вышли в печати 4 статьи, создана авторская учебная программа для студентов "Художественная культура Карачаево-Черкесии".
При разработке общей концепции данного исследования были использованы труды ученых:
С.А.Арутюнова, Э.С.Маркаряна, М.С.Кагана о современном понимании культуры как способа и результата человеческой деятельности, внебиологического по своей природе;
М.М.Бахтина, В.С.Библера, М.С.Кагана об идее диалога культур;
Л.Н.Гумилева о соотношении этногенеза, этнической, социальной и культурной истории;
Ц.А.Арзаканянц, М.С.Кагана, их концепция художественной культуры как особого структурного компонента культуры;
Б.Х.Бгажнокова о специфике адыгского (черкесского) художественного мышления;
В.Абаева, З.Налоева, М.Мижаева об этнокультурных процессах на Северном Кавказе. Историографическая часть исследования базируется на
анализе сведений о черкесах, начиная с XV в. (И.де Гало-нифонтибус, Страбон). Использованы материалы "Кавказ-
ского сборника" (ХІХв.), труды кавказоведов Л.Я.Люлье, Е.И.Крупнова, Л.И.Лаврова. Под критическим углом зрения рассмотрены исследования о черкесах Н.Дуброваина, С.А.Стороженко, И.Х.Калмыкова, дополненные недавно вышедшими в печати произведениями писателя-просветителя XIX в. Хан-Гирея.
В целях выявления зрелищных традиций в художественной культуре адыгов проанализированы труды С.Мафедзева, Г.Мамбетова, П.Акритаса, А.Шортанова, М.Меретукова и многих других.
Базовое значение для театроведческой части исследования имело семитомное издание "История русского драматического театра" и трехтомная "История зарубежного театра", а также труды Э.Алексеева, П.Г.Богатырева и
ДР-
Проблемы развития национальной драматургии в условиях современной лингво-культурной ситуации (двуязычие) в Карачаево-Черкесии рассматриваются под углом зрения черкесских языковедов и литературоведов Л.А.Бекизовой, Х.И.Бакова, А.Х.Загаштокова, О.В.Загаштоковой, Р.Х.Теми-ровой.
Под критическим углом зрения рассмотрены работы театроведов Г.М.Бартыханова, М.М.Шовгенова, А.Т.Шорта-лова по истории театров Кабардино-Балкарии, Адыгеи и Дагестана.
История черкесского театра написана по немногочисленным газетным материалам, извлечениям из личных архивов деятелей черкесского театра. Использованы также материалы фольклорных и театроведческих экспедиций, предпринятых автором в течение 1992-1994 гг.
Структура работы: диссертация состоит из семи глав, введения, заключения и списка литературы.