Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Тамань в евразийском социокультурном пространстве : Проблемы формирования цивилизованной модели исторического развития региона Еременко, Андрей Григорьевич

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Еременко, Андрей Григорьевич. Тамань в евразийском социокультурном пространстве : Проблемы формирования цивилизованной модели исторического развития региона : диссертация ... кандидата культурол. наук : 24.00.02.- Краснодар, 2000.- 236 с.: ил. РГБ ОД, 61 00-24/110-5

Введение к работе

Актуальность данной работы заключается в том. что назрела необходимость написания специальной работы, которая давала бы целостную панораму культуры таманских этносов в социокультурном пространстве на протяжении VII в. до н.э. - - XV в.н.э. Значительное расширение источниковой базы, в первую очередь, археологической, возникновение ряда дискуссионных вопросов, требующих нового осмысления, отсутствие до сих пор культурологических и вообще диссертационных работ по региону - все это придаст особую своевременность подобной постановки проблемы.

Актуализирует исследование и формирование самой культурологической науки, новое понимание категорий «евразийства» и «социокультурного пространства». Особенности поликонфессионально-сти и сосуществования многочисленных этносов нашей страны ряд исследователей предлагает искать «...в многоцветье культур региона, в опыте сожительства русских, адыгов, кабардинцев, балкар и десятков других народов Юга России...»". Появление полемических иссле- n дований. новых методологических подходов к изучению и оценкам локальных и самобытных культурно-исторических цивилизаций Се-

Манаенков А.И. Взаимодействие национальных культур - важный фактор формирования духовного облика народов России.// Региональные факторы развития культуры: информационный аспект. - Краснодар. 1999. -С. 136; Горлова ИИ. Региональная культура и культурная политика.// Региональные факторы развития культуры: информационный аспект. - Краснодар. 1999. -С.ЗО-35.42-43.

" Кудрина ТА. Информатизация общества и культура региона. /Региональные факторы развития культуры. Краснодар. 1999,- С.60: Иконникова С.Н. Культурное пространство России как ценность и национальное достояние.// Региональные факторы развития культуры: информационный аспект. - Краснодар. 1999.

верного Кавказа придает дополнитсльнмо значимость проблем дан-

I ной диссертации

Степень иі\чєнности. Исследования истории Таманского полу-острова и его археологическое изучение ведется более 200 лет с момента обнар>жсния ""Тмутараканского камня". но "ореол таинственности, окружавший его в XVIII в.. не исчезает и но сей день, вынуждая вновь и вновь обращаться к связанной с ним проблематике"

Тмутаракань четырежды упоминается в знаменитом памятнике древнер>сской литераг\ры "Слове о полку Игореве" как край земли русской, но с I 185 год> она была отрезана от Киевской Руси половцами. Однако, по мнению ряда исследователей', и его разделяет автор, русское население ушло из Тмутаракани к концу XIII в. и вновь появляется на территории Тамани в XVIII веке.

Проблемы истории Таманского полуострова затронуты в фундаментальных работах Н.М. Карамзина А.В. Соловьева. В.Н. Татищева, кубанских исследователей Е.Д. Фелицына. ФА. Щербины. НИ. Веселовского и др\ гих Среди современных ученых наиболее весомый вклад внесли А А Миллер Б А Рыбаков. В.Д. Блаватский АЛ Монгайт. МИ. Артамонов. С.А. Плетнева. А.К. Коровина. Э.Я. Николаева, А.В. Г алло. О.В. и И Н. Богословские и ряд других историков и археологов

Среди множества публикаций по истории Таманского полуострова следует выделить работу Марта Ю.Ю.. в которой освещены экспедиции и многие издания дореволюционного периода , историогра-

1 См.: Аникеев А.А.. Лубский А.В. Теоретические поиски в современной исторической науке и проблемы изучения истории Северного Кавказа// Научная мысль Кавказа. 1997. № 3 - С.53: Абдулатипов Р.Г. Кавказская цивилизация: самобытность и целостность// Научная мысль Кавказа. 1995. №1 - С.56: Б иже в АХ. .Адыги Северо-Западного Кавказа и кризис восточного вопроса в конце 20-х - начале 30-х годов XIX в. - Майкоп. 1994. -С 140.

" Гадло А.В. К истории Тмутараканского княжества во втор. пол. XI в //Историко-археологическое изучение древней Руси. - Л.. 1963. - С.7.

1 См.: Богословская И Н. Указ. соч. - С.21: Плетнева С.А. Средневековая керамика Таманского городища //Керамика и стекло древней Тмутаракани.-М. 1963. -С. 67.

' Марти Ю.Ю. Сто лет Керченскому музею - Керчь. 1926.

фичсскис исследования Латышева В.В и Герца К.К." Значительная часть последней работы посвящена письменным источникам по Таманскому полуострову Отдельные фрагменты г м\тараканской истории освещены в работе Прозритслсва Г П и монографии Бертье-Дслсгарда А.Л.

Историографический очерк по проблеме славяно-русского населения на Дону и "Гамани в IX- X! вв. дан в работе ИЛ Ляпушкнна История Тмутаракани является частью более общей проблемы, связанной с с\ шествованием так называемой Артании или Азово-Чсрноморской Руси. Краткую характеристику существующих точек зрения на эту проблему опубликовал А.В Гадло' До сих пор существуют различные точки зрения на время основания Тмутараканского княжества, его политическую историю, этнический состав населения, хозяйственную жизнь. По сегодняшний день нет ясности в локализации Таманского городища и его существовании в качестве русского княжества. Перечисление всех точек зрения здесь не представляется целесообразным, поскольку все историки от Н.М. Карамзина до Б.А. Рыбакова оперировали летописными сведениями, дополненными археологическими исследованиями. Наиболее ценным, на наш взгляд, является исследование летописей и письменных источников, сделанное АН. Насоновым.

Латышев В.В. Краткий очерк по истории Боспорского царства. -СПб.. 1846.

" Герц К. К. Археологическая топография Таманского полуострова. -М.. 1870; он же: Историографический обзор археологических исследований на Таманском полуострове. -М. 1886; он же. Исторический обзор археологических исследований и открытий на Таманском полуострове с к. XVIII до 1859 г. - М.. 1876.

3 Прозрителев Г.П. К истории Тмутараканского княжества. Ставрополь. 1913.

Бсртье-Делегард АЛ. Заметки о Тмутараканском камне. Симферополь. 1918.

"" Ляпушкин И.И. Славяно-русские поселения 1Х-ХІ1 вв. на Дону и Тамани по археологическим памятникам. -МИА. -МЛ941. -№6.

6 Гадло А. В. К истории Тмутараканского княжества во втор. пол. XI в. //Историко-архсологичсское изучение древней Руси. - Л.. 1963; он же: Этническая история Северного Кавказа IV-X вв. - СПб.. 1994.

См.: Насонов АН. Тмутаракань в истории Восточной Европы X в. // Исторические записки. №6. 1940.

Фрагменты политической истории Тм\тараканского княжества содержатся в многочисленных работах, посвященных Тмутаракан-скому камню. Итоги двухвековой дискуссии по этой проблеме подведены в работе А.А. Медынцевой, статьях А. В. Гадло и ряда последующих исследователей .

В исследовании ИИ. Ляпушкина" впервые в культурном слое Таманского городища выделяется два периода - хазарский и русский, а также сделана классификация салтово-маяцких памятников, подтвержденная и дополненная позднее работами Н.Я. Мерперта"', С.А. Плетневой4 и др. В этой классификации утверждается двухэтничность салтово-маяцкой культуры и отмечается алано-болгарскос взаимопроникновение. Позднее были выведены и ее локально-этнические варианты: приазовский, крымский, нижневолжский и дагестанский. Важная информация по исследуемой теме содержится в трудах Волго-Донской экспедиции и в работах АЛ. Якобсона по средневековой Таврике.6 Уникален и единственный в своем роде сборник статей, посвященных характеристике находок с Таманского городища .

' Медынцева А.А. Тмутараканский камень. - М.. 1979. -С. 52: Гадло А.В. Тмутараканские этюды. V. /Олег Святославович //ВЛУ - Л.. 1991. №3.- С. 18-25: он же: Тмутараканские этюды. V1//B Л У. -Л.. 1991.- № 5. -С. 19-31. он же: К истории Тмутараканского княжества во втор. пол. XI в. //Историко-археологическое изучение древней Руси. - Л. 1963; он же: Этническая история Северного Кавказа IV-X вв. - СПб., 1994; Богословский О.В. Тмутараканское княжество./Я1о страницам истории Кубани. -Краснодар. 1993. С. 46-67; он же: Средневековье Северного Кавказа. Тмутараканское княжество. //Очерки истории Кубани. - Краснодар, 1996. С.91-107: См: Берлизов Н.Е. Тмутараканское княжество. // Словарь по истории Кубани. Составит.: Трехбратов. Б.А Краснодар, 1999,-С. 470; Трехбратов Б.А. История Кубани. - Краснодар. 2000. -С. 58-69.

2 Ляпушкин И.И. Славяно-русские поселения IX-XII ст. на Дону и Та
мани по археологическим памятникам. - МИА. - М.. 1941. - №6

3 Мерперт Н.Я. О генезисе салтовской культуры. - КСИИМК. вып.
XXXVI. 1951.

А Плетнева С.А. Указ. соч. - С.64.

"" Труды Волго-Донской экспедиции. МИА. -1959.№17- С.75.

6 Якобсон А.Л. Керамика и керамическое производство средневековой Таврики -Л. 1979.

Керамика и стекіо древней Тмутаракани. / Под ред. Рыбакова Б.А.-М..1963.

История поздних кочевников нашла свое отражение в работах П.В. Голубовского. С.А. Плетневой. ГА. Федорова-Давыдова . Последний автор в своей монографии систематизировал, классифицировал и проаншішировал материал по истории кочевников Х-ХІІІ вв.

Исследованием проблем урбанизации и особенностей таманских скульптуры и архитектуры античного периода снимались НИ Сокольский. Н.Н. Исаева. А.В. Круглое и др". На современном этапе значительный вклад в топографию полуострова с использованием аэрофотосъемки внес Паромов Я.М"\ По картографии этих работ в последние несколько лет ориентируются все археологические исследования .

См.: Голубовский П.В. Печенеги, тюрки и половцы до нашествия татар. - год 23.№1-Киев. 1883: Плетнева С.А Салтово-маяцкая культура. / Степи Евразии в эпоху средневековья. (Археология СССР). - М. 1981. Федоров-Давыдов ГА. Культура и общественный быт золотоордынских городов. - М.. 1964.

" Исаева Н.Н. К иконографии анода в греческой коропластике классического периода.//Образ-смысл в античной культуре. - М.. 1990. -С. 164-173: Молева Н.В. О происхождении боспорских антропоморфных изваяний.// С А.. 1981.№4 - С. 71-75: Круглов А.В Заметки о синдской скульптуре.// Таманская старина. - ML. 1998. -С.69.

Паромов Я.М. Обследования археологически.х памятников Таманского полуострова в 1981-1983 гг.// КС И А№ 188.1986. -С.69-71; он же: Обследования археологических памятников Таманского полуострова в 1984-1985 гг.// КСИА. №196. 1989. -С.72-78: он же: Археологическая карта Таманского полуострова. (Депон. Рукопись ИНИОН РАН №47103). -М.. 1992: он же: Материалы к выделению культурно-исторических ландшафтов Тамани.//Археологический фактор в планировочной организации территории. - М.. 1997. -С. 189-213.

' См.: Таманская старина. -М.. 1998: Соловьев С.Л.. Бутягин А.М Южно-Таманская Античная комплексная археологическая экспедиция в 1997 г. / Отчетная Археологическая сессия Государственного Эрмитажа за 1997 г. - СПб., I998.-C. 14-16; Они же и Власова Е.В. Исследования Некрополя Нимфея и сельских памятников Гермонассы.// Отечественная археологическая сессия Государственного Эрмитажа за 1996 год. -СПб.. 1997.-С. 16-22: Кобылина. М.М. Фанагория.-М..1989.-С.!-52-. Саво-стина Е.А Античное поселение Юбилейное 1 на Тамани. //СА. 1987.№1. -С.70.

Диссертант останавливается на культурологических подходах, не углубляясь в рассмотрение археологии отдельных городищ и поселений. Ряд материалов, нашедших место в данной работе, малоизвестен или вводится в научный оборот впервые на основе авторского сопоставления находок экспедиций на Тамани и исследований по другим регионам. Широкий спектр источников и публикаций отечественных антиковедов и медиевистов, временные рамки исследования предопределили приоритетность эволюционного подхода и сравнительного культурологического анализа в рассмотрении истории Таманского полуострова.

Отправным методологическим моментом в осуществлении исследования послужили работы Л.Н. Гумилева , предвосхитившие особенности цивилизационного и культурологического подходов, континуитивностъ процессов складывания и развития цивилизацион-ных отношений в полиэтническом регионе Кавказа".

Исследование социокультурного пространства с точки зрения цивилизационных влияний предопределило использование работ по проблемам цивилизационного подхода Семенниковой Л.И. и других", культурологические произведения, содержащие основы типологии культур , и энциклопедическую справочную литературу . Концепту -

' Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера чемли. - Л., 1989; он же: От Руси к России. - М 1992; он же: Древняя Русь и Великая степь. - М.,1992.; Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Сб. ст. - М. 1993.

" Фролова НА. Пробела Континуитета на позднеантичном Боспоре по нумизматическим данным.// ВДИ.№1. - М., 1998.-С.247-262; Виноградов Ю.Г. Позднеантичный Боспор и Античная Византия./ЛЗДИ.1998. №1. -С.233-246; Болгов Н.Н. Закат античного Боспора. Очерки истории Бос-порского государства позднеантичного времени. (IV-V вв.) Белгород, 1996. -С.9-121: он же: Боспор IV-V вв. и проблема позднеантичных государственных образований.// Автореф. на соиск. уч. степ. к.и.н. -М., 1994.-С.6.

3 Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. -
Брянск. 1996; Массой В.М. Первые цивилизации. - Л., 1989: Боннар А.
Греческая Цивилизация. В 2-х. Т. - Ростов-на- Дону. 1994; Нейхардт А. А.
Скифский рассказ Геродота в отечественной историографии. - Л.. 1982.

4 Скворцова ЕМ. Теория и история культуры. - М.,1999; История и
культурология/ под ред. Шишовой Н.В. -М..1999; Культура Византии. -
М.. 1989: Культурология. Курс лекций/ под ред. Радугина А.А. -М., 1998;
Культурология./ под ред. Драча Г.В. - Ростов -на - Дону, 1999.

альные положения в исследованиях культуры и истории Северного Кавказа в рамках «локальных цивилизаций» (цивилизационная гсо-рия) приводят исследователей поиску выхода из «кризиса методологий» в смене парадигм и синтезе познавательных установок".

В изучении северокавказской цивилизации сложилось несколько подходов. Так. Р.Г. Абдулатипов утверждает «единую кавказскую цивилизацию», о «целостности и культурно-исторической близости армян и азербайджанцев, грузин, и абхазов, осетин и ингушей», характерной чертой которой является «интенсивнейшее взаимодействие многих уникальных культур и почти всех мировых религий», усматривает в «глубинных естественных социокультурных факторах», в «этногенетических аспектах кавказской ментальное»0. Другие авторы видят на Кавказе взаимодействие нескольких цивилизаций, например, АХ. Бижев пишет о существовании самобытной «адыгской доиндустриально—земледельческой цивилизации» . Целый ряд исследователей подчеркивает значение регионального опыта сосуществования различных этнических, конфессиональных народов в многонациональных, поликонфессиональных социокультурных пространствах и государствах .

Школой академика Виноградова В. Б. предложены новые подходы к периодизации всемирной истории, в основу которой был по-

1 Розин В.М. Культурология. -М.,1998.; Энциклопедический словарь
по культурологии. - М, 1998; Энциклопедический философский словарь.
- М., 1999; Информационное общество культурологические аспекты и
проблемы. -Краснодар, 1997; Региональные факторы развития культуры,
информационный аспект. Краснодар, 1999.

2 Аникеев А.А., Лубский А.В. Теоретические поиски в современной
исторической науке и проблемы изучения истории Северного Кавказа. //
Научная мысль Кавказа . 1997. №3 - С.53.

3 Абдулатипов Р.Г. Кавказская цивилизация: самобытность и целост
ность//Научная мысль Кавказа. 1995. №1. - С.56.

4 Бижев А.Х. Адыги Северо-Западного Кавказа и кризис восточного
вопроса в конце 20-х - начале 30-х годов XIX в. - Майкоп. 1994. - С. 140.

3 В сб. ст. : Региональные факторы развития культуры: информационный аспект-Краснодар, 1998. (Горлова ИИ.; Иконникова С.Н.; Кудрина ТИ.; Манаенков А.И.; Недвига Н.Г.); Горлова ИИ. Культурная политика в современной России. - М., Наука, 1996. -С. 14.

И)

ложен событийный подход . Так. Е.Н. Нарожный отмечает, что на основе изучения многовекового опыта совместного проживания в условиях Северного Кавказа субъектов и носителей разных культур и традиций, различных конфессий и языковых групп может появится шанс сохранить стабильность развития региона . Это нашло отклик и у других регионоведов. говорящих об особом облике ссверокавказ-ской цивилизации .

Анализ рассмотренной научной литературы показывает, что специальных исследований по цившіизационной модели исторического развития региона нет, хотя многие авторы отдельными фрагментами или частично касались этой темы.

Цель и задачи диссертации. Исходя из актуальности и степени изученности проблемы, автор ставит своей целью исследовать генезис или начальный этап становления и эволюции цивилизационнои модели исторического развития региона Таманской культуры в евразийском социокультурном пространстве.

Данная цель конкретизировалась через постановку ряда задач, которые можно свести к следующим:

выявление самого смыслового поля культуры и данного исследования, его понятийного аппарата, формулирование признаков и толкования автором терминологии проблемы;

рассмотрение и синтезирование основных дифиниций: культура, цивилизация, евразийство, социокультурное пространстве, ци-вилизационная модель и т.д.;

исследование особенностей материальной культуры, характерной этногенезу процессов ее формирования;

Виноградов В.Б., Дударев С.Л., Нарожный Е.И Основные этапы всемирной истории. - Армавир, 1993: То же. 2-е изд. - Армавир, 1994, №2.: они же: О ходе обсуждения новой периодизации всемирной истории, разрабатываемой в АПТИ//Вторые чтения по всеобщей истории... -Ростов-на-Дону. 1994: они же: Основные этапы всемирной истории //Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. - М.,1995. №5: Великая Н.Н. Слово о Российской империи в контексте новой периодизации всемирной истории// Проблемы всеобщей истории. № 2. 1996

2 Нарожный Е.И. Северный Кавказ: этапы исторического развития-
Армавнр. 2000. - С.34.

3 Аникеев А.А., Крикунов В.П.. Невская В.П. Севсрокавказская циви
лизация. Проблемы типологии// Актуальные проблемы историографии и
методологии. - Ставрополь. 1997.

поэтапное изучение уникального полифонизма духовной жизни, причин его возникновения и развития на территории Таманского полуострова;

анализ положений политической культуры с другими сферами общественной жизни:

исследование культуры Тамани как целостного феномена, характеризуемого нами как таманская цивилизационная модель культурно-исторического развития.

Объектом изучения настоящей работы являются этносы, самостоятельно и принудительно вовлеченные в цивилизационное пространство и исконно населяющие Таманский полуостров.

Предметом выступает взаимовлияние и взаимопроникновение этносов, определившие полифоничные особенности культуры таманской цивилизационной модели в целом.

Территориальные рамки работы охватывают Таманский полуостров. С юго-запада он омывался Черным с севера - Азовским морем, а с востока его граница условно проходила по старому руслу реки Кубань. Вместе с тем, для выявления причинно-следственных связей автор выходил за обозначенные рамки и рассматривал также Зи-хию, лежащую за пределами кубанской дельты и входящую в единую сферу влияния с Таманью. Оседлое население античных городов объединило море, кочевые племена и народы средневековья - степь, вытесняемые этнические группы уходили в предгорья и горы. Эти три стихии - море, степь и горы - для Таманской цивилизационной модели развития неразрывно соединили десятки этносов в единое социокультурное пространство.

Хронологические рамки исследования с VII в. до н.э. - XV в. н.э. обусловлены тем, что в этот период происходили взаимосвязанные социокультурные процессы. В VII - III в. до н.э. дикая степь оказалась втянутой в начало колониальной политики античных государств, и уникальный храмовый комплекс Таманский толос надолго стал геополитическим и духовным центром консолидации местных степных народов. Эти процессы ускорили складывание первых централизованных и культурных формирований (прогосударств) и определили цивилизационные тенденции формирования первого Боспор-ского государства. Последующий период развития полифоничной культуры Тамани происходил под сильными перекрестными влияниями различных типов цивилизации и к концу XIV-XV вв. н.э. глубокая синкретизация во всех сферах жизни стала господствующей. Только в конце XV в. на смену цивилизационному синкретизму при-

шла восточная цивилизация Османской империи, которая выпадает из круга нашего исследования, так как принцип полифонии, присущий таманской цивилизационной модели на предшествующем этапе, был нарушен.

Источниковую базу исследования составляют разнообразные по видам и степени информативности источники. Ввиду отсутствия письменных источников, относящихся к начальному этапу исследования, автором использовались опубликованные материалы и отчеты археологических экспедиций.

Среди дореволюционных археологических исследований следует выделить обобщающие исследования К.К. Герца, который перечисляет и анализируют в основном все исследования на Тамани до 1876 года, и работы К.К. Келера - с 1836 г., А.Б. Ашика и Д.Б. Ка-рейша -с 1839 г. ,

Много материала для анализа содержится в отчетах археологических экспедиций и исследованиях, проведенных Л.Я. Люлье, Пу-ленцовым, К.Р. Бегичевым, И.Е. Забелиным. А.Е. Люценко, В.Г. Ти-зенгаузеном, В.Г. Маценко, СИ. Вербаносовым, ФИ. Гроссом, ВВ. Шкориным, Е.Д. Фелицыным, Н.И. Веселовским и др. Огромный вклад в исследования курганов, погребений и сельской хоры на Таманском полуострове внесли экспедиции Я.М. Лазаревского, А.К. Коровиной и других ученых.

Большой археологический материал получен на Таманском городище за 16 лет работы Тмутараканской археологической экспедиции ГМИИ им. А.С. Пушкина под руководством А.К. Коровиной и СИ. Феногеновой, результаты их раскопок были обобщены О.В. и И.Н. Богословскими, сотрудниками Таманского краеведческого музея в 1984-1996 годах. Отчеты о полевых исследованиях являются основ-

1 Лазаревский Я.М. Курганы Таманского полуострова// ИАО.-СП6..1861.Т.ІІ. -С.28-32. Отчеты о раскопках на Таманском полуострове// OAK за І864.-СП6., 1865.Ш-ХІ: OAK за 1866-СПб.. 1868. XII-X1; OAK за 1868.-СПБ..1870; OAK за 1869. -СПб.. 1871.Х-Х1; OAK за 1870-1871. -СПб., 1874.I1I-XV1II.OAK за 1872 -СПб..1875.Ш-ХУ; OAK. за 1881.-СПб.,1883.ХУ- XX.; OAK за 1882-1888. -СПб.. 1891.XIV-XVIII; ИАК-СПб., 1910. Вып.35.-С45-47; Коровина А.К. К вопросу о памятниках бронзы на Таманском полуострове.// Сообщения ГМИИ им. А.С. Пушки-на.-Л.,1964. Т.11.-С36-38; она же: Курган МежлиманныйУ/СА.. 1974.№4.-С.201-211. Кругликова И.Т. Сельское хозяйство Боспора. -М. -1975. -С. 53 и след.

ными источниками изучения материальной и духовной культуры населения городища . В начале 50-х годов XX века экспедицию возглавлял Б.А. Рыбаков, его отчеты автор также использует для датировок и аналогий.

Сведения о первых оседлых жителях полуострова встречаются у древнегреческих авторов VI-V вв. до н.э. Гекатея Милетского. Гел-ланика Митилснского, Геродота и др. и носят фрагментарный характер . В двадцатитомной истории СССР целый том посвящен античным поселениям Северного Причерноморья".

В раскопки античного периода Таманского полуострова существенный вклад внесен Н.Я. Николаевой, которая, основываясь на исследованных предметах материальной культуры, предложила датировать раннехристианские предметы на азиатской части Боспора І-ІІ веками н.э. . Исследования античной урбанизации, привнесенной греками, и роли уникального храмового комплекса Таманского толоса были произведены в начале 70-х гг. Н.И. Сокольским .

1 Отчеты Тмутараканской археологической экспедиции: /1950-1951
под. Рук. Б.А. Рыбакова; /1982-1996 под рук. Богословских О.В. и И.Н.) -
Архив Таманского краеведческого музея.

2 Шелов Д.Б. Северное Причерноморье 2000 лет назад. - М., 1975. -
С. 18-23.

3 Археология СССР: в 20-ти тт. Античные государства Северного
Причерноморья.// Под ред. Б.А. Рыбакова; сост. Алексеева Е.М., Брашин-
ский И.Б. и др. - М., 1984. -С.88

4 Николаева Э.Я., Десятников Ю.Д. О распространении христианства
на Боспоре.// Таманская старина. - М, 1998.- С. 82-83.; Николаева Э.Я.
Боспор после гуннского нашествия.// Автореферат на соискания ученой
степени к.и.н. - М., 1984.-Сб.

Сокольский Н.И. Таманский толос. Резиденция Хрисалиска. - М. 1976; он же: Новые памятники синдской скульптуры.// КСИА, 100- 1965. С. 86-96; он же: К вопросу о синдской скульптуре.// Культура античного мира. - М, 1966.-С. 243-258; он же Синдская скульптура. Античное общество. - М, 1967. -С. 183-204; он же: Вопросы синдской скульптуры.// Художественная культура и археология античного мира. -М.. 1976-С. 187-198; Шульц П.Н. Скифские изваяния. // Художественная культура и археология античного мира. - М, 1976.- С. 218-231; Кобылина ММ. Новый памятник Боспорского искусства - стела Агафа. //ВДИ. №4. 1948. -С. 85-90.; Коровина А.К. Группа надгробных стел Таманского полуост-

По мнению И.Н. Богословской, письменных источников, относящихся к данной теме, много и маю одновременно. С одной стороны, каждое из государств, в сферу влияния которых входил Таманский полуостров, фиксировало собственную историю в летописях и хрониках, представляя тот или иной тип цивилизации: Хазарский каганат - восточный тип цивилизации. Византийская империя и Киевская Русь - западный в стадии становления евразийского. С другой стороны, основные положения об античном периоде и греческом (западноевропейском) влиянии на социокультурное пространство Таманского полуострова строятся на археологических исследованиях материальной культуры, поскольку в письменных источниках он почти не фиксируется. Кроме того, имеющиеся сведения принадлежат разноязычным авторам - грекам, арабам, русским, хазарам, что создает возможность перепроверки фактов об одних и тех же событиях. Скудность источников фрагментарность сведений объясняется окраинным положением Таманского полуострова по отношению к политическим событиям государств средневековья. Основными письменными источниками VII -VIII вв. являются хроники Феофана Исповедника и его современника патриарха Никифора, привлеченный ими для освещения VII -VIII вв. так называемый «Большой хронограф» не сохранился до нашего времени, что делает их произведения незаменимыми для изучения указанного периода. Именно из упомянутых работ известно, что в то время Таманский полуостров заселяли тюрко-язычные племена болгар, образовавшие самостоятельное государство в середине VII в. и вскоре вошедшие в состав Хазарского каганата

К середине IX в. относится хроника Георгия Амартола, содержащая существенные дополнения к работам предшественников. Из византийских источников большую информацию содержат трактаты Константина Багрянородного", где впервые упоминается новое название исследуемого памятника - Таматарха.

рова. // СМИИ. №4.1968. -С. 100-109: Иванова Н.Н. Скульптура и живопись Боспора. - Киев. 1961.

1 См.: Успенский КН. Очерки по истории иконоборческого движения в Византии в VIII-IX вв. Феофан и его хронография. - Византийский временник. Т.З. 1950.

: См.: Истрин В.М. Хроника Георгия Амартола. Т.1. - Пг . 1920. Т.2.З.-Л.. 1930.

' Константин Багрянородный. Сочинения «о фемах» и «о народах». -СПб.. 1899.

Единственным источником еврейско-хазарского происхождения, содержащим ценную информацию по данной теме, является письмо кагана Иосифа испанскому сановнику, датируемое серединой X в., в котором упоминается о городе Самкерц, многими исследователями отождествляемый с Таматархой-Тьмутараканью. Подробному анализу этого источника посвящены работы ПК. Коковцова и А.Я. Гаркевича".

Ценная информация содержится в сирийских и арабских источниках, основательно рассмотренных в работах Н.В. Пшллевской3 и И.Ю. Крачковского.4 Практически все письменные источники VI -XII вв. использовал и интерпретировал М.И. Артамонов в капитальном труде "История хазар'"", который исследователи справедливо называют «энциклопедией по истории народов юго-восточной Европы в период средневековья». Источниками по тмутараканскому периоду являются скудные сведения русских летописей. История поздних кочевников нашла отражение в работах П.В Голубовского, С А. Плетневой, Г.А. Федорова-Давыдова.

Археологически Хазарский каганат представлен салтово-маяцкой культурой, всесторонний анализ которой дан в многочисленных работах отечественных археологов-медиевистов. Археологический материал этого периода, помимо уже упомянутых работ С.А. Плетневой и И.Н. Богословской, совершенно не изучен.

Сведения существования Таманского городища второй пол. XIII -XV вв., содержащиеся в восточных источниках, проанализиро-

1 См.: Коковцев ПК. Еврейско-хазарская переписка в X веке. -
Л.,1932.

2 См.: Гаркевич А.Я. Крымский полуостров до монгольского нашест
вия в арабской литературе. - Труды Археологического съезда. Т.Н. - Ка
зань, 1891.

3 См.: Пигулевская Н.В. Сирийские источники по истории народов
СССР.-М.-Л., 1957.

4 См.: Крачковский И.Ю. Избранные сочинения. T.IV- М.-Л.. 1957.

5 См.: Артамонов М.И. История Хазар. - Л.. 1962.

6 См.: Голубовский П.В. Печенеги, тюрки и половцы до нашествия та
тар. - Год 23. № 1,- Киев, 1883; Плетнева С.А. Салтово-маяцкая культура.
- Степи Евразии в эпоху средневековья. (Археология СССР) - М..1981 ;
Федоров-Давьщов Г.А. Культура и общественный быт золотоордынскнх
городов. - М.. 1964.

ваны известным востоковедом В.Г. Тизенгаузсном. Упоминания о Матрике в золотоордынский период пересекаются с генуэзской Мат-регой, сведения о которой очень фрагментарны и не несут полноценной исторической информации, а лишь фиксируют существование города и подтверждают его название." Имеются лишь публикации Г.А. Федорова-Давыдова и его учеников, посвященные исследованиям двух столиц Золотой Орды, где нашли отражение и некоторые категории находок, аналогичных найденным на исследуемом полуострове/ Таким образом, основными источниками являются отчеты Тмутараканской археологической экспедиции Таманского краеведческого музея.

В качестве аналогий при датировке и культурно-исторических реконструкциях использовались материалы раскопок ИИ. Ляпушки-на, А.Л. Якобсона, М.И. Артамонова, Б.А. Рыбакова, А.К. Коровиной и др., а также фонды и коллекции Анапского, Керченского, Таманского, Темрюкского, Краснодарского, Феодосийского, Херсонесского музеев. Для получения целостной картины об особенностях материальной культуры использованы сопоставления раскопок античной Фанагории, Ильичевского и Голубицкого городищ, раскопок на х. Казачий Ерик.

Кроме того, в работе использовались материалы письменных и археологических источников средневековых авторов, а также работы современных ученых-медиевистов и антиковедов.

Теоретической и методологической основой диссертационной работы являются научные принципы историко-культурологического познания: объективность, историзм, системность, всесторонность.

См.: Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т.1. Извлечения из сочинений арабских. - СПб., 1884.; Т.П. Извлечения из сочинений персидских. - М.-Л., 1941.

" Зевакин Е.С., Пенчко НА. Очерки по истории генуэзских колоний на Западном Кавказе в ХШ-XV вв.// Исторические записки. №3. - Л.. 1938. -С.79-91; они же: Из истории социальных отношений в генуэзских колониях Северного Причерноморья в XV в.// Исторические записки под. ред. Грекова Б.Л. Вып.VII. Л-М., 1940.-С. 3-33; Фелицын Е.Д. Некоторые сведения о генуэзских поселения.х в Крыму и Кубанской области /Кубанские сборник. TV. - Екатеринодар. -1889. С. 1-24.

3 Федоров-Давыдов Г.А. Указ. Соч.: Булатов Н.М. Классификация красноглиняной поливной керамики золотоордынских городов. -В сб.: Средневековые памятники Поволжья. - М. 1976.

При анализе генезиса и развития цивилишциониых процессов культурно-исторической модели Тамани использчютси гри группы методов:

общенаучные - культурологический, исторический, логический, классификационный, этимологический;

социально-исторические - хронологический, синхронный, проблемный;

методы смежных наук - географии: картографический, археологии: типологический, синкретический, этнографии: наблюдение жизни этносов, анализ взаимосвязи личности и культуры.

Научная новизна данной диссертации заключается в том, что впервые предпринято специальное исследование, целью которого является попытка проанализировать целостную картину возникновения и развития Таманской цивилизационной культуры в культурологическом аспекте и в контексте евразийского социокультурного пространства.

Новизной выступают и широкие хронологические рамки исследования, вызванные особенностями поступательных (континуи-тивных) процессов этой уникальной исторической модели развития, которой свойственны полифонизм, поликонфессиональность и синкретизм.

В исследовании региона с точки зрения культуры и цивилизации, в методологическом анализе и синтезе всего спектра источников, в том числе неопубликованного археологического материала, в использовании последних результатов экспедиций - и заключается новизна данной работы. Ряд ее положений вводится в научный оборот впервые и расставляет авторские акценты в некоторых полемических вопросах.

Практическая значимость работы состоит в том, что выводы и основные положения ее могут быть отправным моментом для дальнейшего научного исследования и обобщающих трудов по истории культуры Северного Кавказа, Юго-Восточной степи: материалы могут быть использованы в педагогической, образовательной, просветительской деятельности, в работе музеев и представляют интерес для краеведов-исследователей, педагогов и студентов. Исходя из поставленных целей и задач, структура диссертации строится следующим образом. Она состоит из введения, четырех глав и заключения, списка источников и использованной литературы и приложения.