Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Современный АРТ-контент как феномен культурной коммуникации Ершова Дарья Евгеньевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ершова Дарья Евгеньевна. Современный АРТ-контент как феномен культурной коммуникации: диссертация кандидата культурологии : 24.00.01 / Ершова Дарья Евгеньевна;[Место защиты: ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»], 2018 - 231 с.

Содержание к диссертации

Введение

Введение 3

Глава I. Арт-контент и его место в формировании современной жизненной среды 25

1.1. Изобразительное искусство в контексте развития сетевой коммуникации 25

1.2. Структура современного арт-контента 38

Глава II. Арт-мемы в пространстве современной сетевой коммуникации 53

2.1. Арт-мем как элемент актуального культурного дискурса 53

2.2. Принципы классификации современных арт-мемов 64

Глава III. Типология арт-мемов в системе массовой художественной коммуникативной практики 73

3.1. Арт-селфи как способ персонификации художественного пространства 73

3.2. Арт-пойнт как способ семантической интерпретации художественного текста 108

Заключение 143

Библиография 150

Приложение 181

Введение к работе

Актуальность диссертационного исследования определяется

расширяющимися направлениями сетевой коммуникации и стремительно усиливающимся интересом к изучению ее конкретных форм.

Социокультурные обстоятельства актуальности темы диссертационного исследования связаны, прежде всего, со стремительной интенсификацией процессов развития сетевой коммуникации и появлением новых форм ее реализации. Место и роль изобразительного искусства, специфика его представления в сетевом формате становится предметом специальных исследований по социологии искусства, особенностям визуального восприятия, информационного обеспечения. В то же время, способы массовой интерпретации произведений классического искусства, которые в последние два года стали популярным феноменом сетевой культуры до сих пор не становились предметом исследования. Однако степень охвата аудитории практикой создания арт-мемов и набирающая силу популярность подобной формы интернет-коммуникации требует появления исследований, анализирующих этот феномен.

Научные обстоятельства актуальности темы связаны с необходимостью уточнения ряда понятий, описывающих направления сетевой коммуникации, а в некоторых случаях – введения в научный оборот новых понятий, фиксирующих формы представления искусства в сетевой среде, появившиеся в последние два-три года и ставшие значительной составляющей арт-контента. Анализ многообразия форм сетевой коммуникации как важной части культурной коммуникации, основанных на интерпретации изобразительного искусства, позволит выйти на уровень систематизации и классификации важного феномена современной визуальной культуры.

В пространстве культурологических исследований изучение визуальной
культуры как формы, приобретающей доминирующий характер, занимает все
большее место. Визуальные исследования сегодня стали актуальным
мейнстримом и ведутся на стыке ряда наук – философии, психологии,
социологии, искусствоведения. Важной задачей культурологических

исследований в междисциплинарной системе «visual studies» становится разработка комплекса проблем морфологии нового типа визуальности, определения ее связи с тенденциями развития культуры в XXI веке. Поскольку сетевая составляющая является ключевой в понимании стратегий и механизмов развития новой визуальности, культурологический анализ сетевого опыта представляется важным для современной науки. Одним из наименее изученных фрагментов сетевой культуры на сегодняшний день является пространство арт-контента, влияние которого на динамику развития новых сетевых практик в последние несколько лет столь существенно, что требует специального культурологического исследования, представленного в данной работе.

Степень изученности проблемы

Комплексный характер исследования арт-контента как важной

составляющей современной сетевой среды подразумевает использование источников и исследований различных областей научного знания. Анализ научной литературы по смежной проблематике позволил выделить несколько основных блоков исследуемых проблем.

Первый блок работ составляют работы, анализирующие смысл глобальных
трансформаций современной культуры
. Корпусом работ, значимых для темы,
является постмодернистская теория, сформированная в трудах М. Фуко, Ж.
Бодрийяра, Ж. Делеза, Ж. Лакана, Ж.-Ф. Лиотара. Исследования,

представляющие собой первую попытку осмыслить радикальные изменения
социокультурного ландшафта современности, продиктованные доминированием
информационной реальности, являются ключевыми для анализа феномена
сетевой культуры. Методологической основой постмодернистских аналитических
исследований является логика деконструкции, наиболее полно представленная в
работах Ж. Деррида. Разработанная Ж. Делезом и Ф. Гваттари концепт-
философия
подходит для адекватного описания феноменов компьютерного и
интернет-пространства. Понятия детерриториализации и децентрации, концепт
симулякра Ж. Бодрийяра, категории повторения и различия критически
описывают современное дигитальное состояние культуры, где субъект крайне
деперсонализирован и представляет собой продукт эпистемы. Дискурс-анализ М.
Фуко, с его идеей «разрыва», позволяет анализировать новый режим
существования искусства. Эстетике постмодернизма свойственна смысловая
неопределенность, фрагментарность, деканонизация, безличность,

полилогичность, ирония, гибридизация, карнавализация, перформанс,

имманентность. Все перечисленные качества конституируют особый способ бытования культурной традиции в цифровом пространстве и находят свое наглядное отражение в художественно-эстетических особенностях современного арт-контента.

Однако сегодня исследователи фиксируют переход постмодернизма к
новым художественным формам и новому концептуальному наполнению,
который обозначают термином метамодернизм, предложенным голландскими
культурологами Т. Вермюленом и Р. ван дер Аккером. Признание
метамодернизмом высказывания, наделенного сразу двумя

взаимоисключающими характеристиками: иронией и искренностью, открывает
новый этап художественной интерпретации. В свете концепции метамодернизма,
различные визуальные трансформации классического искусства получают верное
культурологическое толкование. Постмодернистская критика не дает

исчерпывающей оценки такого явления, как, арт-мем, трактуемого лишь с позиции насмешки и издевки над классикой. Путь к грамотному пониманию их культурной семантики лежит в осознании тотальной раздвоенности современного сознания, одновременно тяготеющего к оптимизму и сомнению, апатии и энтузиазму, фанатизму и иронии и т.д. Свойственная метамодернистскому дискурсу реанимация классических художественных идеалов в век сетевой культуры возможна в парадоксальной форме арт-мема. Таким образом, в рамках

исследования арт-контента особое значение приобретают работы, раскрывающие динамику глобальных изменений культуры.

Второй блок работ составили исследования знаковых систем и текстов культуры, которые позволили изучить круг проблем, касающихся языка современной мемогенерации. Знаково-символический характер сетевой сферы и возросшая семиотизация цифровой среды актуализирует вопросы философии языка и семиотики культуры отраженные в работах М. М. Бахтина, У. Эко, Ю. М. Лотмана, М.С. Уварова. Введенный Ю. Кристевой термин интертекстуальность характеризует одно из важнейших свойств арт-мемов. Мем представляет собой высказывание с помощью общих мест и готовых слов, подобный подход к тексту представлен в работах Ж. Женетта.

Для арт-мемов свойственен прием переноса значения одного объекта на другой, что отсылает нас к исследованиям онтологии метафоры, отраженном в трудах Н.Д. Арутюновой, М. Блэка, Дж. Лакоффа, М. Джонсона.

В герменевтической концепции Х.-Г. Гадамера образ трактуется как
одновременно визуальный, пространственный и социальный феномен

(медиальность, пространственность, перформативность). При этом, ограничения семиотической модели образа стали очевидны большинству современных исследователей.

Несмотря на то, что арт-мем широко представлен в практике и является важной составляющей современной сетевой культуры, он не изучен как феномен культурной коммуникации, то есть как способ передачи информации посредством особо рода организованной художественно-знаковой системы.

Третий блок составляют работы, исследующие феномен массовой культуры, необходимые для понимания смысла произошедшей сетевой революции и формирования нового глобального культурного сетевого сообщества. В сфере исследования феноменов массовой культуры можно назвать имена С. Жижека, Б.Е. Гройса, П. А. Сорокина, А.В. Костиной, Н.Н. Суворова и других. Для данного исследования важно, что, несмотря на массовый характер арт-контента, именно полемическое взаимодействие элитарной и популярной культуры является одним из основополагающих художественных тропов современных арт-мемов. Одновременно, в последение годы произошел процесс постепенной трансформации арт-мемов из субкультурного явления в востребованный феномен массовой культуры.

Четвертый блок исследований был необходим для создания

методологической основы культурологического исследования. С опорой на деятельностную и парадигмальную концепцию культуры, разработанную в трудах Э.С. Маркаряна М.С. Кагана и В.С. Степина и других, в работе был применен функциональный подход к исследованию арт-контента, в части анализа его роли и значения в формировании ментальности современного индивида, а также выполняемых им социокультурных функций.

Наконец, в исследовании был использован феноменологический подход к произведениям искусства, отраженный в работах М. Мерло-Понти и М. Хайдеггера. Авторы наделяют артефакты силой воздействия и важными социальными функциями вне зависимости от временного и географического

контекста их создания. Их идеи развивает Ж.-Л. Марион, который констатирует способность художественных образов выступать в качестве первичного опыта реальности, что своеобразным образом формирует новую картину мира. Используя данный механизм, арт-мемы представляют собой мощный канал влияния на общественное сознание. Проблемное поле феноменологии видимого и невидимого в исследованиях М.-Ж. Мондзен помогает глубже раскрыть механизмы взаимодействия реципиента с произведением искусства и проанализировать эстетические стратегии авторов арт-селфи.

Пятая группа работ, значимых в контексте разработки проблематики современного сетевого арт-конента, связана с исследованием специфики и смыслов так называемого «иконического поворота». Вопросы философии образа, характеристика его роли в современном мире, особенно в контексте взаимодействия с цифровой средой, проблема перепроизводства иконического являются актуальными направлениями культурных исследований. Формула «iconic turn» была предложена искусствоведом Г. Бёмом в 1994 году и обозначила новую трансдисциплинарную исследовательскую область, хотя социально-расширенный взгляд на проблематику образности был дан уже, например, в работах В. Беньямина и Р. Барта. Т. Митчелл, один из инициаторов расширения сферы визуальных исследований, в своей программной статье «The Pictorial Turn» касается вопроса общественной функции визуальных изображений и образов. Согласно В. Савчуку «Иконический поворот - означающее сдвига в социально-культурной ситуации, при котором онтологическая проблематика переводится в план анализа визуальных образов. Он следует за онтологическим, лингвистическим поворотами и фиксирует отход в средствах коммуникации от вербального способа к визуальному».

Шестую группу работ составили исследования междисциплинарной
области «visual studies».
Искусствоведение продолжает сохранять за собой
прерогативу изучения визуальных образов, но при этом важно отметить
заметный перелом в этой области, связанный с развитием такого направлением
междисциплинарных исследований, как visual studies. Визуальные исследования,
делающие ставку на осмысление визуальности как таковой и активность
воспринимающего субъекта, выступают как радикальный способ

переосмысления истории искусства. В диссертационной работе используется «нерепрезентативный» подход к визуальному образу, отраженный в трудах таких ученых как К. Мокси, Г. Бальтинг, Ж. Диди-Юберман, Н. Трифт, рассматривающих образ как автономное и активное начало. Ключевая роль образа в социальной коммуникации, которые используются не только как средства распространения знаний, но и как фактор его производства, находит наглядное воплощение в арт-мемах.

Среди отечественных исследователей, занимающихся проблематикой визуального, можно назвать Е.В. Петровскую, А.А. Курбановского, А.Ю. Демшину. Специфика онтологических слоев образа дана в исследованиях И.Н. Инишева, Л.Ю. Лиманской, Е.В. Сальниковой.

В рамках данного исследования были использованы идеи Дж. Александера, характеризующие процессы восприятия искусства, а также работы Р. Краусс, посвященные вопросу изобразительного поля и позиции зрителя и автора.

На примере эстетики непрофессиональной фотографии, такие

исследователи как П. Бурдье и Дж. Урри изучали процесс конструирования визуального в социальном пространстве.

За последние годы вышло несколько русскоязычных исследований по
вопросам теории и истории цифровых форм искусств и их влияние на массовую
культуру. Исторические предпосылки возникновения и основные направления
развития сетевого искусства отражены в работе И.В. Гурулева. Исследования
Е.А. Шенцевой посвящены изучению художественной активности человека в
современном сетевом обществе. Н.Л. Соколовой показан процесс

взаимодействия креативных онлайновых практик и современной популярной
культуры. Художественно-эстетические особенности и цифрового

компьютерного искусства отражены в работах С.В. Ерохина.

Медиальный аспект искусства является одним из самых актуальных
художественных дискурсов эпохи сетевых технологий. Различные концепции
информационного общества и виртуальной реальности разрабатывались такими
учёными как И. Масуда, Д. Белл, М. Кастельс, У. Дж. Мартин, Э. Гидденс, Н.А.
Носов и другими. До сих пор полемичным остается вопрос о возможных

последствиях медиатизации всех сфер человеческой жизни, которая обеспечивает индивида инструментами активного конструирования мира, как «набора образов» и в то же время регламентирует вопрос их выбора, то есть унифицирует. В трудах М. Маклюэна и Э. Тофлера дается теоретическое осмысление медиа-технологий как фактора изменения культурного опыта человека, в свете открывшихся новых возможностей. В настоящий момент большой исследовательский интерес представляет изучение последствий изменения моделей производства и потребления произведений изобразительного искусства в рамках сетевой коммуникации. К. Поул считает ключевой особенностью интерактивности в новых медиа особую форму «материальной» трансформации произведения. Г. Уэйнбрен указывал на главенствующую роль открытого доступа к множеству медиаэлементов, которые можно было комбинировать до бесконечности создавая новые культурные смыслы. Эти тезисы прекрасно иллюстрируют массовые арт-практики нового типа, уже успевшие стать существенной частью виртуальной коммуникации современного индивида.

Концепт мема, введенный Р. Докинзом, получил наибольшее

функциональное развитие в сетевой среде. В настоящее время значительную актуальность представляет сфера изучения интернет мемов, представленная такими учеными как Д. Рашкофф, Ю.В.Щурина, Ю.В. Будовская, Н.А. Зиновьева.

Таким образом, можно констатировать, что феномен медиа, сетевой коммуникации, сетевого искусства является предметом значительного круга исследований в рамках нового направления визуальных исследований, внутри которых представлены самостоятельные научные концепции и направления. При этом арт-контент пока не стал предметом отдельных научных исследований, так как по сути отсутствует соответствующая дефиниция. Кроме того,

искусствоведение, претендуя на ведущую роль в исследовании проблем искусства в контексте визуальных исследований, уделяет внимание пространству декларируемого художественного творчества (искусства или того, что претендует на роль искусства). Практики, основанные на массовой априприации произведений искусства, остаются вне поля внимания современного искусствоведения. Между тем, влияние оказываемой массовыми художественными интернет-практиками столь значительно, что заслуживает внимания. Изучение арт-контента и арт-мемов в рамках культурологического подхода, предполагающего рассмотрение всех (в том числе, массовых и маргинальных форм творчества) представляется наиболее перспективным.

Можно констатировать, что в настоящее время не существует аналитических исследований, раскрывающих суть процесса взаимодействия реципиента с дигитальными формами репрезентации художественного наследия прошлого, что свидетельствует об актуальности поднятых в исследовании вопросов.

Объектом исследования является совокупность цифровых форм репрезентаций изобразительного искусства в сети интернет.

Предмет исследования - современные массовые дискурсивные арт-практики, основанные на интерпретации произведений изобразительного искусства как части культурной коммуникации современного пользователя сети Интернет.

Целью диссертационного исследования стала разработка концепции, позволяющей целостно исследовать место и роль арт-контента в современном культурном пространстве, а также анализировать его влияние на изменение жизненной среды и изучать конкретные формы его представления в рамках сетевой коммуникации (арт-мемы).

Задачи работы: S исследовать проблему места и роли изобразительного искусства в контексте

развития сетевой коммуникации; S сформулировать дефиницию и изучить структуру современного арт-контента; S определить арт-мем как элемент актуального культурного дискурса и дать его

характеристику; S предложить принципы классификацию современных арт-мемов; ^ проанализировать арт-селфи как способ персонификации художественного

пространства; S осуществить исследование феномена арт-пойнта как способа семантической

интерпретации художественного текста.

Эмпирическую базу исследования составили более ста отечественных и интернациональных интернет-сайтов, мобильных приложений и мессенджеров, являющихся базой для размещения арт-контента. Наиболее значимыми из них являются Facebook, Instagram, Twitter, ВКонтакте, Tumblr, Pinterest. Для понимания сущности того или иного сервиса, принципов его работы в процессе анализа уровень исследования колебался от ознакомительного просмотра доступных разделов до регистрации на нём и систематического мониторинга его структурно-функциональных особенностей и публикаций пользователей. На

основании работы с арт-контентом, представленным в сети интернет, была составлена обширная систематизированная база арт-мемов. В нее включено более четырех тысяч работ сетевых авторов.

Хронологические рамки исследования ограничены новейшим периодом развития глобальной сети интернет. Именно в последнее десятилетие произошел решительный рост мировых социальных сетей и социальных медиа, существенно трансформировавших саму специфику пользовательской активности и сформировавшие особую сетевую визуальную культуру.

Методологические основания работы.

Комплексный характер исследования подразумевает использование
разнообразного методологического инструментария, который можно

подразделить на три группы методов: общенаучные, искусствоведческие и культурологические.

Первая группа методов – это базовые теоретические и эмпирические общенаучные методы.

Диалектический метод рассматривает явления сетевой культуры как динамичные, многосторонние и неоднозначные феномены. Системный метод позволяет выявить во всем их многообразие организованную целостность. На первом этапе исследования с помощью метода феноменологической дескрипции было создано описание основных прецедентных форм бытования арт-контента. Сравнительный (компаративный) и типологический методы были использованы для классификации исследуемых источников. Применение теоретического индуктивного метода позволило сделать выводы социальных и художественных закономерностей на основе обобщения множества отдельных дискурсивных арт-практик.

Вторая группа методов – искусствоведческие, необходимые для анализа конкретных явлений, составляющих основу современного арт-контента.

Сравнительно-исторический анализ, представляющий развитие искусства
как единого целого в перспективе постоянных изменений, позволил выявить
генезис основных художественных стратегий сетевых авторов. Иконологический
анализ сюжетных схем арт-мемов, описание и систематизация их

изобразительных мотивов был использован для изучения образной специфики современных мемов. Структурный анализ художественных особенностей арт-контента позволил проследить наличие определенных устойчивых эстетических установок и интенций авторов мемов.

Третья группа методов – методы культурологического исследования, позволяющие выйти на уровень обобщения и концептуализации в процессе анализа современного арт-контента и арт-мемов в системе культурной коммуникации.

Использование семиотико-герменевтического метода, обеспечивающего знаковый подход к художественному произведению, позволило произвести герменевтическое осмысление семантики художественного текста арт-мемов. Для исследования закономерностей современной сетевой ментальности в аспекте дискурсивной практики мемогенерации, бессознательных мотивов, стереотипов мышления была использована методологическая процедура деконструкции.

Структурно-функциональный метод позволил выявить наиболее важные социальные и психологически функции арт-мемов.

Культурологический принцип исследования осуществляется за счет рассмотрения столь разноплановых феноменов как цифровая коммуникация, сетевая транзакция и классическое искусство, художественная интерпретация и т.д. в их социокультурной интегральности. Культурологическая рефлексия позволяет выявить культурную семантику явлений арт-контента и различных модификаций арт-мемов в их связи с эстетическими стратегиями художников авангарда, политическими pr-технологиями, психоаналитической рефлексией и т.д.

Природа арт-мемов сложна, так как он представляет собой пересечение различных культурных образований и содержит в себе элементы массовой, повседневной, информационной, цифровой, художественной, политической, сетевой, экранной, визуальной, психологической, сексуальной и некоторых других видов культур.

Методологической основой исследования столь разноплановых явлений современности, по мысли И.В. Кондакова, является культурология. Только в интегральном культурном приложении разнообразные синкретичные феномены современной сетевой реальности обретают идейную целостность и адекватный идеографический аппарат.

Вопросы терминологии. В работе вводится в научный оборот и объясняется ряд аналитических понятий, таких как, «арт-контент» («art-content»), «арт-мем» («art-meme»), «арт-селфи» («art-selfie») и «арт-пойнт» («art-point»), арт-косплей («art-cosplay»). Использование англицизмов является целесообразным по целому ряду обстоятельств: названия образованы по принципу комбинации уже сложившихся в цифровой

среде понятий, таких как контент (content), селфи (selfie), мем (meme), косплей

(cosplay) и т.д. что делает их интуитивно понятными для интернет-аудитории; S английский язык является основным языком коммуникации в сетевой сфере,

благодаря лаконичности и емкости, способствующей увеличению скорости

интеракции; S понятия описывают интернациональные явления культуры и должны стать

общеупотребительными, в том числе и для не русскоговорящей аудитории.

Научная новизна и практическая значимость.

Диссертационное исследование вносит вклад в научное осмысление культурных трансформаций восприятия изобразительного искусства в аспекте перформативности опыта, а также методику теоретических подходов к современному массовому визуальному творчеству.

Научная новизна работы определяется тем, что: S впервые осуществлено комплексное исследование в области современных

дискурсивные арт-практик, основанных на массовой, непрофессиональной

интерпретации произведений изобразительного искусства, с привлечением

обширного цифрового визуального материала. S впервые введены в научный оборот аналитические понятия «арт-контент»

(«art-content»), «арт-мем» («art-meme») и его разновидности «арт-селфи» («art-

ю

selfie») и «арт-пойнт» («art-point»), выявлены их типологические

характеристики, а также предложена возможная классификация. S исследованы творческие и эстетические стратегии сетевых авторов в процессе

трансформации художественного образа в различные визуальные формы;

проанализирована роль арт-мемов в отражении современных жизненных

реалий и культурных тенденций. S произведен функциональный анализ роли арт-контента в современной

культурной коммуникации.

Результаты исследования представляют практическое значение для включения материалов в учебные программы по современной культурологии, истории и теории визуальной культуры, они могут представлять интерес для образовательных отделов художественных музеев и могут быть использованы в просветительских проектах и программах.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Исследование арт-контента приобретает особое значение в контексте современных культурологических исследований морфологии нового типа визуальной культуры, сложившейся в XXI веке.

  2. Арт-контент представляет собой актуальный способ презентации и интерпретации изобразительного искусства в сетевом пространстве, основанный на традиции апроприации и интерпретации произведений изобразительного искусства и активном использовании современных информационных технологий.

Структура арт-контента включает два основных типа: немодифицированный арт-контент и модифицированный арт-контент.

Немодифицированный арт-контент представляет собой совокупность веб-контента, в котором произведения изобразительного искусства представлены в своей традиционной форме. Их интерпретация может согласоваться или не согласоваться с общепризнанной в искусствоведении и культурологии позицией, но существует «отдельно» от произведения, которое само по себе не подвергается изменению.

Модифицированный арт-контент представляет собой совокупность веб-контента, в котором произведения изобразительного искусства претерпевают трансформацию и различного рода изменения.

Основной единицей информации, совокупность которых образует арт-контент, является арт-пост.

Арт-пост - это конкретная форма существования арт-контента в интернет-пространстве.

3. Формой представления модифицированного арт-контента в пространстве
современной сетевой коммуникации является арт-мем.

Мем - это единица культурной информации (идея, образ), подвергшаяся копированию, имитации и ретрансляции. Арт-мем - это интернет-мем, который содержит арт-контент.

4. В основание классификационных схем современных арт-мемов положен
принцип анализа различных сторон процесса конвертации художественных
произведений в новую единицу культурной информации.

Основные классификационные схемы арт-мемов различаются:

її

по способу контакта с художественным произведением (использование
цифровой копии, использование художественного артефакта в пространстве
музея, галереи или городской среды, использование манеры и стиля письма
великих художников, использование сюжетов и образов известных
произведений);

У по способу изменения визуальной структуры произведения (визуальный,

вербальный, анимационный, синтетический);

У по характеру модификации произведения (совмещение нескольких

произведений, замена героев, изменение поведения героев, добавление

современных предметов, переодевание, перемещение героев современную среду,

исчезновение героев, замена лица персонажа картины эмодзи, визуальные

комиксы, использование выразительных средств знаменитых произведений,

копия при помощи графического редактора, копия из различных бытовых

предметов, арт-косплей, museumselfie, биди-арт, коллаж, применение различных

фото-фильтров, изменение названия, надпись-комментарий, высказывание героя,

диалог героев, добавление цитаты, «арт-ликбез»);

У по цели создания арт-мемов (сатирический, лирический, информационный,

мотивирующий);

У по ценностному потенциалу (обращение к общечеловеческим проблемам,

обращающиеся к проблемам определенной социальной группы, обращающиеся к

конкретным современным общественным проблемам);

S по степени охвата в рамках межкультурной коммуникации

(мультикультурные, локальные);

S по степени оригинальности решения (полностью оригинальные, частично

оригинальные, имитационные);

по уровню профессионализма автора (профессиональные художественные апроприации, профанное сотворчество и гибридный тип)

по характеру взаимодействия между автором мема и произведением (телесно-активные, художественно-активные, концептуально активные).

  1. Классификационные схемы позволяют успешно работать с массивами арт-мемов с точки зрения определения тех или иных частных признаков, однако не позволяют анализировать арт-мемы как феномен культурной коммуникации. Возможным путем исследования феномена арт-мема является разработка концепции на уровне культурологической типологии. Анализ типологии арт-мемов составляет важную часть исследований морфологии современной визуальной культуры и позволяет комплексно представить культурологические основания актуальных направлений массовой арт-практики. Методологической основой такого анализа может стать концепция дихтомии арт-мемов.

  2. При всем многообразии подходов к определению специфики арт-мемов, целесообразно выделить два основных типа, позволяющих успешно анализировать конкретные формы контента: арт-селфи и арт-пойнт.

Арт-селфи - тип арт-мема, основной задачей которого является выражение отношения к художественному объекту в связи с личностью автора. Ведущим компонентом здесь является эстетика. Аффект восприятия - чувственный. Арт-селфи фиксируют модус присутствия индивида и репрезентуют его

окружающим. При его создании происходит выработка новых индивидуальных траекторий эстетического опыта, а эстетическое переживание используется как форма интенсификации самосознания. Физически индивид может полностью или частично присутствовать на изображении, транслируемом в сети, или же использовать арт-объект в качестве своего альтер-эго, то есть делегировать художественному образу право представлять его внутренний мир настроение, переживания.

Арт-пойнт - тип арт-мема, основной задачей которого является выражение некоего значения. Ведущим компонентом здесь является семантика. Аффект восприятия - интеллектуальный. Арт-пойнт декларирует определенное мнение, общественную позицию, социальный смысл. В противовес арт-селфи, сконцентрированных на индивидуальных переживаниях, арт-пойнт тяготеет к социальной значимости, массовости, к демонстрации общественных проблем, затрагивающим большие группы людей. Здесь доминирует перформативность опыта общения с искусством, активность восприятия, освоение поля искусства путем художественной трансформация. Интеллектуальное исследование и художественная практика в арт-пойнт срастаются.

7. Предложенная типология арт-мемов позволяет успешно анализировать современный модифицированный сетевой арт-контент, изучение которого является важной частью культурологических исследований современного типа новой визуальности.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования.

Основные положения диссертации нашли отражение в десяти публикациях, из них шесть статей опубликованы в изданиях из Перечня рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук.

Результаты исследования были представлены на международных научных конференциях, в частности: S на XVIII, XIX и XX Международной объединенной конференции «Интернет и

Современное общество» (Санкт-Петербург, 2015, 2016, 2017 гг.); S на Международной научно-практической конференции «Контуры будущего:

технологии и инновации в культурном контексте» (Санкт-Петербург, 1-3

ноября 2017 г.); S на третьей Международной научно-практической конференции «Судьбы и

карьеры художников XX - XXI веков» (Санкт-Петербург, 7-9 ноября 2017 г.)

Структура диссертационного исследования.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, а также списка литературы и приложений. Список литературы содержит 283 наименования на русском и английском языках.

Приложение представляет собой наиболее репрезентативные примеры основных типов арт-мемов, при этом общая база исследования составила более четырех тысяч наименований вариантов современных арт-мемов, представленных в сети Интернет.

Изобразительное искусство в контексте развития сетевой коммуникации

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием компьютерных технологий, проникающих во все сферы человеческой деятельности, обеспечивающих распространение информационных потоков между людьми и образующих тем самым глобальное информационное пространство. Сегодня интернет является универсальной медиа-средой с комплексом своих специфических коммуникативных практик.

Проблема культурной коммуникации в современном мире приобретает особую остроту в связи с глобализацией всемирного интернет пространства. Общеизвестно, что основой культурной коммуникации являются обмен информацией посредством определенных знаковых систем. Знаки, кодирующие и транслирующие культурную информацию, должны адекватно восприниматься всеми участниками культурного диалога, что с неизбежностью приводит к отказу от традиционных локальных форм, и поискам новых универсальных языковых средств, способных быть релевантными в глобальных сетевых условиях. Электронная сетевая коммуникация анализируется сегодня как важная часть культурной коммуникации, в которой мультимедийные технологии являются основой создания сообщений нового типа, а сеть интернет – коммуникационных каналом их трансляции. В связи с этим, именно культурологический анализ сетевой коммуникации представляется своевременным и необходимым.

Любой специфический информационный процесс нуждается в адекватных средствах воплощения , в связи с чем сетевая коммуникация обретает новые знаковые системы. Одной из важных особенностей этих систем является активное включение образов изобразительного искусства, способных транслировать универсальные идеалы и ценности. Проникновение интернет-технологий в сферу искусства существенно его дополняет и трансформирует. Традиционные формы искусства, такие как: живопись, музыка литература и т. д. переходят в цифровой формат и поселяются в интернете, но кроме того, возникают совершенно новые образования, такие как сетевое искусство Компьютерная технология размывает границу между художником и зрителем, между содержанием и методом доставки этого содержания. Этот феномен интерпретируется как интерактивность. Существование цифрового искусства остро ставит проблемы критериев искусства, где традиционные эстетические критерии принципиально видоизменяются. Границы визуальной интерпретации в свободном сетевом пространстве значительно расширены. В настоящее время новой нетрадиционной системой творческого мышления стала свободная художественная практика, наилучшей базой для которой служит сфера интернета.

Иконический поворот , произошедший в современной культуре определил визуальный образ, как важнейшую частью информации и главный предмет коммуникации, который все больше подменяет реальность, порождая феномен симуляции. «В настоящее время визуальная реальность воспринимается в качестве единственно возможной» Постепенное сокращение сектора вербальной информации в пользу несловесных, визуальных способов передачи информационного содержания актуализирует сферу изобразительного. Современный период доминирования экранной культуры изменил акценты и внес заметные коррективы в постижение общественных качеств и свойств искусства. Потребляя искусство, реципиент вступает в определенного рода социальную коммуникацию и социальную общность, которая оказывает существенное влияние на формирование эстетических приоритетов, что согласуется с теорией «поля», предложенной П. Бурдье. Развитие информационных технологий обусловило появление новых механизмов передачи важной культурной информации и новых форм взаимодействия человека с искусством. Все большую интенсивность набирают процессы виртуально опосредованной коммуникации, а социальные сети и социальные медиа теперь по сути являются новыми каналами инкультурации человека.

Возникновение новых культурных феноменов и практик, в которые вовлечены тысячи людей, серьезно влияет на понимание и оценку изобразительного искусства. Зритель воспринимает искусство и конструирует свои художественно-эстетические предпочтения через доступные в данной культуре символические системы. В рамках виртуальных социальных сообществ формируется принципиально новый тип постмодернистского эстетического сознания, базовым вектором которого является создание новых культурных конфигураций на основе заимствований и имитаций. Эта система приводятся в действие механизмом репликации, действующей в широком пространстве социологически-дифференцированных зрительских групп, отличающихся по своим художественным симпатиям и вкусам. В результате мы имеем сложные интеграционные процессы художественного потребления и массовых художественных практик с социальной и экономической технологией и психологическими сторонами общественной жизни.

Текст более нормативен по сравнению с изображением, полисемантичность которого символизирует демократизацию всех сфер человеческой жизни. Язык визуального образа соответствует новому открытому обществу, в котором все более стираются национальные, языковые, политические и социальные различия и все большую силу набирают идеи мультикультурализма. В отличие от текста, где смысл привносится с помощью регламентированных языковых единиц, изображение требует спонтанного эмоционального переживания увиденного, ведь смысл образа неконвенционален, в нем парадоксальным образом соединены телесность и огромные внутренние пространства символических взаимосвязей. При этом образ имеет холистический характер, его материальная основа и внематериальная сущность охватываются в одном перцептивном акте Внутреннее пространство художественного изображения обладает большим медиальным потенциалом. Свободно используя его смыслообразующие и коммуникативные ресурсы, сетевые авторы генерируют новые социокультурные синтагмы. Понятие искусства, проходя долгий путь развития от эпохи к эпохи, становится все более сложным и неоднозначным. Особенно непростым является определение его границ в настоящее время. Такие факторы как, доступность инструментов арт-производства, простота тиражирования и трансляции произведений в цифровой среде, тесная корреляция с массовой культурой, включило миллионы людей в ряды художественных просьюмеров .

Пользователь стремится к упрощению языка общения, к редукции сложных смысловых структур в визуальные иконки. Этот процесс обусловлен большей информационной емкостью зрительного образа, что в свою очередь увеличивает скорость интеракции. Происходит конверсия восприятия при которой именно изображения становятся символами различных понятий и идей. При этом цифровой образ все больше утрачивает связь с материальной реальностью, являясь уже «образом образа»

Доминирование визуальной культуры ставит вопросы взаимодействия изобразительного искусства и актуальных цифровых арт-практик. Кризис перепроизводства символического и масштабы копирования зрительных образов приводят к преобладанию чувства «дежавю» у пользователей. То есть становится практически невозможным свободное, прямое восприятие произведения искусства, т.к. оно уже было с неизбежностью вовлечено в бесконечный круговорот визуальных контекстов и образных трансформаций. Все это можно назвать утратой непосредственности восприятия или медиальностью.

Арт-мем как элемент актуального культурного дискурса

Интернет-пользователи обладают специфическим опытом восприятия произведений классического и авангардного искусства посредством различных сетевых медиа-ресурсов. Одним из новых способов репрезентации культурных артефактов прошлого является арт-мем. В нашем понимании мем – это единица культурной информации (идея, образ), подвергшаяся копированию, имитации и ретрансляции. Распространение мемов происходит благодаря процессу тиражирования в цифровой среде, основанному на психологической склонности человека к подражанию. Впервые концепт «мема» был введен Р. Докинзом, который предложил теорию репликатора по отношению к социокультурным процессам. Интернет-мемы на сегодняшний момент являются крайне важным медиальным феноменом цифровой культуры. Огромное влияние на аудиторию обусловило активный интерес к изучению мемов специалистов в области PR-технологий, маркетинга, журналистики, социологии, филологии и т.д. Особенности функционирования мемов в медиапространстве, процесс декодирования их семиотики, механизмы воздействия мемов на индивидуальное и общественное сознание представляют собой актуальные вопросы современности. Исследователями были предложены различные классификации интернет-мемов. При этом как объект культуры, продукт сетевого творчества или арт-объект, мемы практически не исследуются. Применительно к данному исследованию, представляется необходимым выделить отдельную категорию мемов – арт-мемы. Арт-мем – это интернет-мем, который содержит арт-контент. Любой арт-пост потенциально стремится к статусу арт-мема, т.е. стремится обрести популярность у неопределенно широкой аудитории интернет-пользователей. Конкретный мем признается пригодным для ретрансляции если он располагает потенциалом эмоционального воздействия на реципиента и стимулирует общественный резонанс.

Для арт-мемов характерно:

- подчеркнутое игровое начало;

- анти-иерархичность, демократизм;

- открытость и диалогизм; - провокационные задачи, нацеленность на эмоциональную реакцию;

- ассоциативный характер;

- ироничность, нигилизм;

- актуальность, открытость жизненным реалиям;

- фрагментарность, мозаичность, стилистический эклектизм;

- перегруженность аллюзиями, интертекстуальность;

- экспериментальное новаторство, свобода индивидуального творчества; - отсутствие инертности, разнообразие возможных модификаций;

- наличие определенной смысловой интенции, суггестивность;

- отсутствие четкой границы между автором и потребителем.

Арт-мем – это особый вид художественной продукции, стихийно возникший в последние годы в интернет-среде. Взяв за единицу измерения культурной информации подобного рода арт-мем, мы можем приступить к процессу изучения сложных путей взаимодействия массового интернет-пользователя с мировым художественным наследием. Среди ключевых особенностей арт-мемов необходимо назвать следующие:

1. Создание арт-мемов – это определенного рода арт-практика, в которой реализуются игровые и креативные функции автора и реципиента. Это творческий процесс трансформации классической художественной традиции с использованием механизмов актуального искусства, таких как деканонизация, фрагментарность, полисемантичность и т.д. Стремительно растущие возможности медиа-среды позволяют каждому пользователю свободно работать с цифровыми копиями известных произведений, меняя по своему усмотрению их художественно-образный строй и смысловой контекст.

2. Процесс мемогенерации – это взаимодействие с актуальной действительностью, ответ на нее через призму искусства. Искусство прошлого – настоящая сокровищница разнообразных образов и сюжетов. Современный сетевой активист всегда может найти там нужное визуальное и идейное воплощение своих мыслей.

3. Репликация и ретрансляция арт-мемов представляет собой процесс общения, обмена культурной информацией и художественным опытом в цифровой среде. Таким образом, арт-мемы участвуют в воспроизводстве и накоплении специфического социального капитала.

4. Создание арт-мема – это новый способ получения индивидуального опыта общения с произведениями искусства (особенно это актуально для таких разновидностей как museumselfie и арт-косплей). Арт-мемы служат цели самопрезентации, самоидентификации, самораскрытия или, говоря более широко, самопознания через искусство.

Интернет-мемы отличаются разной степенью локальности в зависимости от того, какую часть интернет-пространства они покрывают. В настоящее время наблюдается феномен роста популярности арт-мемов, которые распространены не только и не сколько в интернет-сообществах художественно-культурной направленности, но и на подавляющем большинстве развлекательных сайтов, не имеющих никакого отношения к изобразительному искусству Это динамично развивающийся, неоднозначный художественный феномен современности. Ежедневно сталкиваясь с огромным информационным потоком, интернет-серфер вынужден сортировать информацию по шкале субъективной релевантности. Большой общественный резонанс явления арт-мема позволяет сделать выводы об актуальности и востребованности заложенных в нем идей. Происхождение. По-видимому, первой разновидностью арт-мемов были, так называемые, «фотожабы», которые представляют собой творческую переработку участниками форума, блога, имиджборда или другого интернет-ресурса некоего художественного произведения при помощи графического редактора с использованием других изображений и фильтров. Название происходит от распространенного в англоязычной среде симметричного понятия photoshopping, так как наиболее часто для создания подобных изображений применяется Adobe Photoshop.

В настоящий момент можно констатировать наличие большого типового разнообразия арт-мемов. Это могут быть комиксы, демотиваторы, коллажи, селфи, косплей, гиф-анимация и многое другое. Стремительный рост числа различных модификаций арт-мемов свидетельствует о настойчивой общественной потребности в такого рода художественной практике.

Генезис отдельных арт-мемов может быть различным. Иногда это произведения художников современного искусства, таких как австралийский автор Matthew Quick американец Dave Pollot , David Irvine , турчанка Sara Shakeel , Ben Benjilali и многих других. Их творения попадают в интернет и начинают распространятся в социальных сетях и блогах.

Второй вид происхождения – в результате творческой активности интернет-пользователей. В настоящее время подобного рода арт-практики стали массовым явлением мировой цифровой среды. В их основе лежат практически те же художественные приемы и средства, что и у художников актуального искусства. Существенно может отличается лишь уровень творческой оригинальности и профессионализма.

Арт-селфи как способ персонификации художественного пространства

Разнообразие конкретных форм арт-мемов определяет методологическую задачу, которой является определение возможностей анализа всех многообразных проявлений создания модифицированного арт-контента в рамках универсальной типологии, позволяющей включать новые формы арт-мемов в единый контекст исследования. Методологической основой такого анализа может стать концепция дихтомии арт-мемов. Под дихотомией в аналитических целях традиционно понимают последовательное деление объекта исследования на две части, более связанные внутри, чем между собой. Дихотомическое деление является способом образования подразделов одного понятия или термина и служит для образования классификации элементов. В рамках исследования природы арт-мема можно выделить два магистральных направления его развития в сетевом пространстве. Несмотря на происхождение из общего «корня», две линии развития массовой арт-практики, имеют внутреннюю логику и более подчинены внутренним законам, чем связаны между собой.

Итак, арт-мемы обладают значительным видовым разнообразием, но при всей их эклектичности в массовой практике они используются в двух основных модификациях: «арт-селфи» («art-selfie») и «арт-пойнт» («art-point»). В обоих случаях происходит апроприация художественного образа, но используется этот образ в разных аспектах, с разными целями, используя разные технологии создания.

Арт-селфи и арт-пойнт представляют собой два различных подхода к созданию арт-мема и требуют отдельного анализа. В случае арт-селфи - это будет анализ эстетических и стратегий сетевых авторов. Анализ арт-пойнт сосредоточен на семантике, т.е. изучении отраженных в них значимых социокультурных дискурсов.

Арт-селфи - тип арт-мема, основной задачей которого является выражение отношения к художественному объекту в связи с личностью автора. Ведущим компонентом здесь является эстетика. Аффект восприятия – чувственный. Арт-селфи фиксируют модус присутствия индивида и репрезентуют его окружающим. При его создании происходит выработка новых индивидуальных траекторий эстетического опыта. Эстетическое переживание здесь используется как форма интенсификации самосознания. Арт-селфи - это процесс познания себя через искусство и искусства в себе. Физически индивид может полностью или частично присутствовать на фотографии или же использовать арт-объект в качестве своего альтер-эго, то есть делегировать художественному образу право представлять его внутренний мир настроение, переживания.

Для создания селфи подходят как известные произведения, так и довольно редкие. В качестве объектов арт-селфи «мейнстримное» и «маргинальное» искусство обладают равными правами. Это становится возможным в силу перманентной субъективности данного типа арт-мема, напротив, использование нестандартных артефактов подчеркивает креативность автора. (Приложение 27)

В арт-селфи важным является мотив феноменологического присутствия артефакта, его непосредственная данность. В процессе чувственного созерцания он наделяется экзистенциальным статусом. В этом перцептивном акте общения с искусством стирается субъект-объектное разделение Подобного рода философия присутствия нашла отражения в трудах Х.У. Гумбрехта Также создание арт-селфи можно отождествить с обретением некой символической идентичности, в которую могут быть интегрированы все разрозненные и фрагментарные состояния субъекта. Лакан говорил, что изначально «расчленённое тело» находит своё единство в образе Другого или в его собственном отражении. Арт-селфи представляет собой игру отражений и проекций, сюжет о соотношении частного и общего, метафизичного и историчного, попыткой найти собственное место в дискурсивных формациях. Арт-селфи образуют многомерную полифонию смыслов, основанную на пересечении прямого интуитивного созерцания и проективной силы фантазии. Постмодернизм включает рефлексию по поводу произведения искусства в само произведение. Арт-селфи представляет собой визуальный, наглядный образ рефлексии. Он позволяет конституировать в качестве личного опыта симптоматику непосредственных реакций человека смотрящего.

По своей бессознательной интенции арт-селфи обращаются к первичному феноменологическому опыту в обход господствующих искусствоведческих трактовок. В эссе «Оплакивая голубоватую листву» Дж. Элкинс рассуждает о том, как «отравленный колодец истории искусства» лишает его непосредственных ощущений от картины Джованни Беллини «Экстаз св. Франциска»: каждый прочитанный текст «забирал нечто из того, что я чувствовал, и превращал это в нечто, что я знал» Автор констатирует бессмысленность контекстуального подхода, т.к. зритель воспринимает художественный образ вне контекста его создания. Картина не имеет изначально заданного смысла, она каждый раз его вновь обретает в созерцательном акте реципиента, в котором феноменологическая пристальность соединяется с установкой на целостность мгновенно воспринимаемого образа-гештальта. Таким образом, каждый раз происходит выстраивание нового, личностно обусловленного контекста восприятия произведения. Арт-селфи также может содержать элемент провокации, хотя это и не является основным мотивом. Например, довольно неоднозначно выглядят работы, в которых герои скульптурных и живописных произведений одушевляются и предстают на фото в виде живых людей, состоящих из плоти и крови. Фотографии в определенном ракурсе и освещении, разрушающие границы картинной рамы или музейной витрины, свидетельствуют о потребности глубоко контакта с предметом искусства, желании «впустить» его в современную жизнь. (Приложение 28) Эта подсознательная установка на восприятие художественных произведений в качестве живых субъектов, также является лейтмотивом многих произведений актуальных авторов. Например, аргентинский фотограф Andres Wertheim создал серию работ «The museum s ghosts» («Призраки музея»). С помощью двойной экспозиции автор соединяет два плана видимой реальности – посетителей музея, рассматривающих экспонаты и сами произведения искусства, размещенные в зале - пытаясь создать диалог между ними. Подобным образом создается иллюзия того, что персонажи картин «подсматривают» за нами. Эту тенденцию также характеризует распространение по всему миру такого китчевого явления, как «Trick Art Museum» или «Музей иллюзий» в котором происходит столь вожделенное разрушение границ музейной рамы и зритель может непосредственно контактировать с персонажем картины.

На сервисе аренды недвижимости Airbnb возможно даже арендовать комнату Ван Гога в Арле со знаменитой картины голландского мастера. Туристический проект создан Институтом искусств Чикаго, которые ранее занимались научной визуализацией картины.

Говоря об арт-селфи, впервую очередь нужно остановиться на таком сверхпопулярном феномене современной сетевой культуры, как museumselfie.

Арт-пойнт как способ семантической интерпретации художественного текста

Арт-пойнт - тип арт-мема, основной задачей которого является выражения некоего значение. Ведущим компонентом здесь является семантика. Аффект восприятия – интеллектуальный. Арт-пойнт декларирует определенное мнение, общественную позицию, социальный смысл. В противовес арт-селфи, сконцентрированных на индивидуальных переживаниях, арт-пойнт тяготеет к социальной значимости, массовости, к демонстрации общественных проблем, затрагивающим большие группы людей (Приложение 34). Здесь доминирует перформативность опыта общения с искусством, активность восприятия, освоение поля искусства путем художественной трансформация. Интеллектуальное исследование и художественная практика в арт-пойнт срастаются. Для этого зачастую используются популярные, «знаковые» произведения искусства и художественные образы, так как именно они обладают наибольшим влиянием на общественное сознание. Агентность не является привилегией субъекта-автора, она распределена и в значительной мере принадлежит художественному образу. Арт-пойнт можно подвергнуть анализу с точки зрения содержащихся в нем сообщений. Иногда эмоциональная сила воздействия произведения искусства настолько сильна, что сообщению придается навязчивый характер и императивная сила.

Арт-пойнт, в отличие от арт-селфи освобождает от необходимости при помощи воображения привносить личный опыт в произведение, он дает четкую и однозначную позиции, хотя порой и выведенную имплицитно. Сочетание семантических планов, ассоциативно связанных между собой образуют сложный диалектический синтез. Кондратьев говорит о многослойности художественного произведения в котором «интерпретация одного уровня оставляет в тени другой». При этом, арт-пойнт представляет собой сочетание, которое никогда не становится полноценным синтезом, но всегда сохраняет дихотомию смыслов. Чаще всего в сложные семантические отношения вступают вербальный и визуальный компонент. Они могут быть построены по принципу симуляция, через нахождение сходства в несходном, или диссимуляция, через нахождение различий в сходном. Конструирование итогового понимания происходит за счет введения его оппозиции, иначе говоря, отсутствия, которое вскрывает фантазмы массовой культуры. Арт-пойнт несут важную социокультурную функцию, приучают внимательно всматриваться и находить обман в кажущихся естественными причинно-следственных связях и последовательностях, обнажают скрытые противоречия и различные формы общественной дискриминации. Этот процесс принципиально не завершим, любые высвобожденные смыслы последствии унифицируются, а у публики вырабатывается иммунитет. Поэтому арт-пойнт может существовать исключительно в ситуации «вечного ускользания», вновь и вновь представляя зрителю очередной «развоплощенный образ».

Мемы стали одним из важнейших медиафеноменов современности благодаря ясности их визуального языка, смысловой доступности и удобству ретрансляции в сфере сетевых сообществ. Анализ семантики современных арт-мемов позволяет выявить наиболее значимые для массовой аудитории социокультурные дискурсы, а также определить поле резонанса новейших культурных трендов и образов классического искусства.

Популярность и влиятельность арт-мемов свидетельствует о востребованности их художественных принципов и важности концептуального значения Идеи ревизионизма, выявления архетипических противоречий и самоирония, открытость и диалогизм, подчеркнуто игровое начало и экспериментальное новаторство привлекают миллионы пользователей по всему миру к процессу создания, трансформации и ретрансляции арт-мемов. Арт-мемы открывает новые коннотационные грани произведений искусства прошлого и актуализирует их содержание в современной социальной действительности. Феномен арт-мемов – это амбивалентное явление сетевой культуры. Оно несет как положительный демократический настрой, поскольку позволяет приобщить к искусству широкие массы интернет-пользователей, так и угрозу подмены подлинных способов познания художественных произведений суррогатными. Особенности функционирования мемов в медиапространстве, процесс декодирования их семантики, механизмы воздействия мемов на индивидуальное и общественное сознание представляют собой актуальные вопросы современности. Попробуем проанализировать различные аспекты этого явления. Когнитивно перегруженное сознание интернет-пользователя, привыкшее иметь дело с заимствованиями и симулякрами воспринимает оригинальные произведения искусства с трудом, сила и масштаб их воздействия нуждается в своего рода защитном экране. В деконструированном виде они значительно органичнее вписываются в стандартную новостную ленту, представляющую собой череду сменяющихся обновлений социальных сетей Facebook, Google, Instagram, Tumblr, выстраивающихся в глобальном гипертекст. Арт-мемы подстраиваются под ожидания среднестатистического юзера, выдавая порцию арт-продукта в удобной для усвоения форме, а процесс восприятия искусства простым и комфортным. По справедливому замечанию Славоя Жижека, повсюду преследующий нас, навязчивый призыв – «Наслаждайся!» распространяется и на сферу духовного». При этом процессу наслаждения искусством зачастую сопутствуют затруднения, вызванные труднодоступностью его языка. Возникающее чувство психологического дискомфорта, естественного в ситуации непонимания чего либо, вызывает беспокойство у массовой аудитории. Большая временная дистанция, отделяющая нас от эпохи древнего и средневекового искусства затрудняет правильное прочтение и интерпретацию его семантики. Действительно, только историк искусства может с точностью сказать, что кроется за необъяснимыми с точки зрения обыденной логики сценами с полулюдьми-полуживотными египетских фресок, а также разгадать сложные символические смыслы, которыми переполнены средневековые миниатюры. По выражению А. Курбановского: «воззрения прошлых эпох, запечатленные в произведениях живописи, суть всегда некие шифры, семиотические загадки; сходство изображенного в картинах мастеров прошлого с тем, что доступно наблюдению в окружающем нас мире XXI столетия, маскирует глубокие, нередуцируемые различия» .

Люди всматриваются в свое прошлое, отраженное в образах искусства, оно притягивает их своей загадочностью и зашифрованностью. Зрители самостоятельно пытаются нащупать связь между этими сюжетами и своей повседневной действительностью. Им кажется важным не потерять контакт с историей из-за семантического барьера, не «разорвать эту нить», но «соткать» ее заново. Ставя вопрос о последствиях данного процесса, можно сказать, что этика тотального гедонизма приводит к отказу от трудной и кропотливой работы по освоению сложного многоуровневого языка классического искусства, а традиционные схемы и модели восприятия теряют свою актуальность в новой цифровой среде. При этом возникают совершенно неожиданные связи и альтернативные пути взаимодействия, радикально отличающиеся от предшествующего человеческого опыта общения с художественными произведениями. Итак, потеряна живая связь, что вызывает у аудитории желание компенсировать это посредством возвращения музейного искусства в сферу актуального жизненного опыта. Например, существует такое движение как Museum Hack. Оно подталкивает к активному освоению искусства, к его обсуждению и личной рефлексии от увиденного. Гиды-непрофессионалы делятся своими персональными эмоциями от экспонатов Metropolitan Museum. Существуют, например, специальные туры для феминисток или геев. В первую очередь это движение создает свободную и раскрепощенную атмосферу, в которой нет ничего запретного и невозможного. Арт-мемы характеризуются схожим подходом: «Долой все границы и запреты!» Очень часто используется ненормативная лексика и острые провокационные приемы. Это происходит не случайно. Во-первых, это символизирует освободительный порыв - говорить об искусстве может каждый желающий, не зависимо от уровня подготовки и наличия специального образования. Во-вторых, говорить можно все что угодно, можно проецировать свой личный жизненный опыт и затрагивать абсолютно разные темы. Внешне это выглядит как совершенно несерьезная игра, но за эксплицитным уровнем иронии, хранятся множество значимых общественных дискурсов.

Одно из важных свойств арт-мемов – это способность отражать актуальные общественные настроения. Конкретный мем признается пригодным для ретрансляции если он располагает потенциалом эмоционального воздействия на реципиента и стимулирует общественный резонанс. Сетевой автор ставит провокативные задачи, он стремится активизировать зрительское внимание, спровоцировать его эмоциональные реакции. При этом идеи, потерявшие актуальность и остроту, моментально теряют пользовательскую поддержку и исчезают с культурного горизонта. По степени популярности какого-либо мема, мы можем судить о степени актуальности и «болезненности» затронутой в нем проблемы для современного социума. Согласно Ролану Барту «текст - это право диктовать тот или иной взгляд на изображение». Сопроводительный текст позволяет зрителю выбрать правильный уровень восприятия визуального образа. Также при его помощи возможно полностью деконструировать семантику классических произведений. Любой текст, например, само название картины, неизбежно сжимает интерпретационное поле. (Приложение 22) Сетевой автор переименовывает произведение, в результате чего полотно Поля Делароша «Кромвель у гроба Карла I» превращается в «Оливер Кромвель понимает, что это не та гитара, которую он заказал на Амазоне», а картина Иеронима Босха «Сад земных наслаждений» в «Центральный Парк Культуры и Отдыха». Данный прием представляет собой особый механизм смысловой адаптации произведений элитарного искусства к повседневным реалиям современного индивида. Постмодернистская игра либерализует самые невероятные опыты и эксперименты и отныне текст больше не сковывает проектную силу воображения, открывая новые зоны значений.