Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социокультурные функции сказки Кольцова Ирина Николаевна

Социокультурные функции сказки
<
Социокультурные функции сказки Социокультурные функции сказки Социокультурные функции сказки Социокультурные функции сказки Социокультурные функции сказки Социокультурные функции сказки Социокультурные функции сказки Социокультурные функции сказки Социокультурные функции сказки Социокультурные функции сказки
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кольцова Ирина Николаевна. Социокультурные функции сказки : Дис. ... канд. культурол. наук : 24.00.01 Н. Новгород, 2000 203 с. РГБ ОД, 61:00-24/92-3

Содержание к диссертации

Введение. Глава I.

1. 2. Глава II.

i.

2.

Сказка в системе культуры общества

Генезис и типология сказки Структурно-функциональный анализ сказки Сказка в системе социализации личности

Педагогический потенциал сказки Социально-педагогические технологии реализации универсального потенциала сказки

Заключение. Список литературы

Введение к работе

Актуальность исследования. Культура как многогранное явление включает в себя множество социальных, человекотворных образований. Среди них особое специфическое место занимает сказка-Специфичность значения сказки объясняется, прежде всего, ее универсальностью: традиционные формулы сказки (сюжет, композиция, структура, герои) остаются стабильными для всех времен и народов.

В проекте национальной доктрины образования в Российской Федерации стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки и т,д. В качестве основных задач система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, т.е. развитие межэтнических отношений; формирование культуры мира и межличностных отношений.*

Для реализации этих целей и задач необходима "последовательная ориентация на культуросообразностъ образования, призванную обеспечить формирование духовного мира человека",2 что предполагает разработку адекватных механизмов трансляции духовных ценностей в процессе социализации личности.

1 Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
Проеісг. - М., 2000,

2 Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в
12-летней школе). Проект. - М., 2000- - С.2,

В качестве универсального механизма включения человека в мир культуры, особенно на этапе его первичной социализации, мы предлагаем рассмотреть социально-педагогические технологии работы со сказкой.

В этих целях впервые в культурологической литературе сказка анализируется нами не только как социокультурный феномен, но и как механизм инкультурации и социализации личности.

Генетические корни сказки, как жанра устного народного творчества, как известно, восходят к первобытному мифу. Эти истоки, уходящие в незапямятные времена, вызывают ассоциацию вечности и незыблемости. Однако уже в XVII веке сказка, исчерпав себя как продуктивный вцд фольклора, начинает медленно затухать и деградировать, что дало основание многим сказковедам считать судьбу сказки, как самостоятельной языковой формы, предопределенной в плане ее вытеснения художественной литературой.

На наш взгляд, такого однозначного вывода не хотелось бы придерживаться хотя бы потому, что сказка, в основном, изучалась как социогенетический инвариант: антропологическая, лингвистическая, психоаналитическая гипотезы и т.д. Исходя из анализа формальной структуры сказки, универсальной для многих культур, исследователи приходили к выводу о едином источнике возникновения сказки и в дальнейшем ее "кочевье" по странам и континентам, что и делало сказку объектом и предметом изучения в истории, философии, филологии, этнографии и т.д.

Функционирующая до Нового времени, как устный жанр, сказка в большей степени была адресована взрослой аудитории. С появлением в XVII веке книжных изданий сказка теряет свою зависимость от мастерства сказителей, превращаясь в некий канонизированный свод литературы. Именно это обстоятельство является основанием для завоевания интересов детской аудитории.

Однако эта адресность, в свою очередь, является источником ее
возрождения как особого жанра детского фольклора, в котором к тому
же во многих случаях авторами выступают сами дети, создавая
детскую субкультуру, наполненную детскими играми, детским
юмором, смеховой культурой, своеобразной и оригинальной детской
философией, уникальным детским словотворчеством, эстетическими и
этическими представлениями, гарантом которых выступает

своеобразный детский "правовой кодекс". Оказываясь в роли интегратора детской субкультуры, сказка,во-первых, проявляет себя в многочисленных функциях, что до сих пор не стало предметом исследования (что и подчеркивает актуальность выбранной темы), помогая ребенку понять себя, испытать чувство радости от сотрудничества, проявить свою уникальность, то есть стать субъектом индивидуального и коллективного творчества. Поэтому изучение мира сказки как некого социокультурного интегрально-универсального явления требует такого же интегрального подхода в рамках культурологии, которую, несомненно, можно назвать - интегралыю-универасальной дисциплиной.

Во-вторых, изучение сказки, ее генезиса, типологии, социокультурных функций представляет интерес с точки зрения общей теории социализации как процесса не только приобщения индивида к социальному опыту человечества (а он богато представлен в сказке), но и развития собственного творческого потенциала личности (особенно на ее ранних стадиях), обуславливающего качество дальнейшего образования. Это также свидетельствует об актуальности выбранной темы.

В-третьих, актуальность культурологического анализа сказки мы связываем и с необходимостью ее углубленного теоретического исследования. Необходимо учитывать, что многие вопросы изучения сказки остаются или дискуссионными, или недостаточно раскрытыми:

типология сказки, системы функций сказки, структурно-содержательных особенностей сказки, ее социально-педагогического потенциала и т.д.

B-чегвертых, момент актуальности состоит в том, что современная технотронная культура, формирующая человека, постепенно "выдавливает" из него его человеческую реальность. На место духа приходит разум, который начинает действовать против своего создателя,1 но пока еще мир не приобрел полностью постчеловеческое измерение» а человеческая реальность не стала технической; богатый потенциал сказки и может быть использован именно в этом направлении.

Практическая сторона социокультурной функции сказки в состоянии сформировать у молодежи с детства чувство со-единства, со-доверия, со-страдания и со-трудничества. Мы находим, что сказка выступает не только как мощная детерминанта в изменении мотивов поведения, но и как социальная сила, которая сплачивает человеческие общности. Думается, что сказку, по образному выражению МЛипмана, можно назвать "зоной согласия".2

Все выше сказанное определяет необходимость исследования сказки как консервативно-охранительного социального явления, способного интегрировать общество, как определенного консервата культуры,3 как социокультурный "констант" или универсалий,4

Частнонаучный анализ сказки с позиции педагогики, психологии, социологии и т.д. не может дать единой картины этого

і Кутырев ВА, Разум против человека. - М., 1999,

2Липман М- Обучение с целью уменьшения насилия и развития

миролюбия // Вопросы фидософииг1995- - № 2, - СЛ10-121,

3 Моль А, Социодинамика культуры. М: Прогресс, 1973.

4 Дахин А.В. Феноменология универсальности в культуре
(монография). - Н.Новгород: ННГУ, 1995.

социокультурного феномена. Мы полагаем, что данная задача может быть решена в границах культурологического исследования.

Состояние исследования проблемы

Можно утверждать, что вопросы, связанные со сказкой, являются самыми древними, тж. проблемы образования и воспитания, безусловно, не могли не строиться на сказке. Об этом свидетельствует вся история мифологии. Однако на сегодняшний день можно констатировать отсутствие широкого культурологического исследования сказки, а тот доминирующий, часгноваучный анализ ее, о чем упоминалось выше, не дает (и не может дать) единой картины этого своеобразного социокультурного феномена,

В существующих многочисленных подходах в изучении генезиса мифологического творчества можно выделить философско-исторнческнй, представленный в работах таких авторов, как В.П.Аникин, Н-П-Андреев, А. Н. Афанасьев, М.К.Азадовский, М.М.Бахтин, В.А.Бахпша, С Л.Бойко, В.ВХруздева, А.В.Дахин, В.М.Жирмунский, В.В.Зеньковский, В.П.Кожевников, Д.СЛихачев, А.Ф.Лосев, Н.В.Новиков, В.Я.Пропп, Б.А.Рыбаков, Е.Н.Трубецкой, Ю.В.Филиппов, В.А.Фортунарова и мн. др.

В работах перечисленных авторов содержится богатейший теорегичеосий и эмпирический материал, фиксируется этническое своеобразие мифологического творчества, что представляет интерес и для нашего исследования.

Значительная литература посвящена изучению сказки с
филологических или литературоведческих позиций. Этш аспект
находит отражения в работе таких авторов, как М.К.Азадовский,
В.В.Аникин, В.П. Аникин, А.Н. Афанасьев, Л.Г.Бараг, В.Г.Белинский,
Л.Ю.Брауде, А.К.Бьгчко, А.М,Горький, В.ИДаль, Н,А.Дмитриев,
В-Жирмунский, Э.И.Иванова, Ю.Г.Круглов, И.П.Лупанова,
Е.М.Мелетинский, С.И.Минц В.Н.Морохин, А.И.Никифоров,

Н.Е,Ончуков3 Э.В.Померанцева, ВЛ.Пропп, П.Н.Сакулин, Б. и Ю. Соколовы и др.

В работах подобного типа исследуются художесгаенио-образные особенности сказок, специфика народной и авторской сказки, общая и особенная сюжетно-фабульная структура сказок и т.п- Этот материал имеет для нас значение при разработке социально-педагогических технологий.

Мир сказки находит отражение и в психолого-педагогических
исследованиях, которые интенсивно разрабатывались отечественными
учеными, начиная с 40-х годов до нашего времени. Мы имеем в виду
работы В.В.Абраменковой, Т.И.Алиевой, Д.М.Арановской-Дубовис,
А,М.Виноградова, Л.М.Гурович, М.В.Ермолаевой, А,В .Запорожца,
ВЛЗ.Зеньковского, Э.И.Ивановой, Л.П.Князевой, А-Д.Кошелевой,
М.ИЛисиной, И.А.Мелъничук, Д.Миилс, Т.И.Морозовой,
А.М.Орлова, МЛШсориной, Д.Соколова,

Л.П.Стрелкова,В*А.Сухомлинского, Н.Циванюк, Д.ВЗльконина, Л.И.Элькониновой^ П.И.Яничева и др. В этих работах, в основном, изучается особенность восприятия сказок детьми, влияние сказки на развитие функциональных характеристик ребенка, формирование игровой деятельности детей посредством сказки и т.п.

Нельзя не назвать и авторов этнографических работ,
посвященных анализу специфических особенностей сказок народов
мира. Это И Л.Андреев, А.В.Ващенко, Е.Н.Елеонская,
В. М.Жирмунский, Е.Ф.Карский, И.Ф. Ковалев, И.С.Кон,

Д.С.Лихачев, Н.И.Никулин, А.М.Панченко, М.А.Сказкин, Е.В.Субботский, В.Н.Харузина, С.Е.Шамаев, Л.Я.Штернберг, Э.Эриксон и др.

Хочется отметить тот факт, что во всех исследованиях сказка, как социокультурный феномен и особенно ее интегративные функции, не стала предметом специального анализа. Чаще всего она была

представлена в качестве среза либо философско-исторического анализа, либо филологического, либо этнографического и т.д. И это понятно, т.к. многих авторов интересовала и интересует не сама сказка, как социокультурный феномен развития обществами личности, а ее различные аспекты.

В своем исследовании мы показали, что сказка, действительно обладает более богатыми возможностями, являясь атрибутом некой интегральной реальности человеческой культуры.

Имеющаяся по данному вопросу литература, конечно же, траст эвристическую роль, но она лишь очерчивает наше проблемное поле, в то время как сама проблема ставится нами впервые.

Цели и задачи исследования. Целью нашего исследования является интегральный анализ социокультурных функций сказки во всей полноте их потенциального и актуального существования, определение ее типологических (исторических, социальных, культурологических) и структурных функций- Для достижения поставленной цели были разработаны конкретные задачи. Важнейшими из них можно обозначить:

- обоснование и исследование полифуикциональной природы
сказки;

выявление многомерной типологии сказки;

исследование структурно-содержательной диалектики сказки;

рассмотрение педагогического потенциала сказки как социокультурного образования;

разработку социально-педагогических технологий

использования универсального потенциала сказки как для сохранения социокультурных традиций общества, таки для развития личности.

Объектом диссертационного исследования является сказка как социокультурный феномен. Сущность ее может быть проанализирована в разных аспектах, о которых уже много раз

писалось выше. В нашем исследовании сказка представлена как продукт духовной деятельности народа, отражающий атмосферу конкретного исторического времени- Подчеркивается, что она всегда выполняла особую мировоззренческую роль, выступая идеологическим интегратором в развитии и сохранении общественного и индивидуального сознания на обыденном уровне.

Предмет исследования задан самой темой - социокультурные функции сказки. Данная постановка проблемы позволила нам выйти на такие важнейшие задачи, которые и были обозначены выше. Особо отмечается роль сказки как социокультурного феномена развития и сохранения общества и личности.

Теоретико-методологические основы исследования. Б работе,
прежде всего, использован богатый эмпирический материал народных
и авторских сказок. В исследовании проблемы мы опирались на
теоретический материал, содержащийся в работах исторического,
филологического, литературоведческого, этнографического,

педагогического и психологического характера: этническое своеобразие сказок, художественно-образную специфику сказок, особенности композиции детской сказки и ее восприятия детьми и др. (работы В.В.Абраменковой, Н.П.Андреева, М.КАзадовского, М.М.Бахтина, С.П.Бойко, Т.Зинкевич-Евстигнеевой, И.С.Кона, Д.СЛихачева, А.ФЛосева, М.ИЛисиной, С.И.Минца, В.Н.Морохина, Е.М.Мелетинского, Э.В.Померанцевой, В.Я.Проппа и др.)

В качестве общетеоретических основ исследования можно назвать положения теории социализации личности и теории культуры, разработанные в рамках ученых нижегородской школы; трактовка культуры как системы ценностей, этапы и формы социализации личности, типы функций субъектов в процессе социально-педагогического взаимодействия (В.В.Груздева, А.В.Дахин,

Л.А.Зсленов, В.П.Кожевников, В.А.Кутырев, Ю.А.Лебедев, Л.В.Филиппова, Е.В.Федотов, Ю-В.Филиппов).

Эта теоретическая база позволила на конкретном материале рассмотреть генезис, типологию, структурно-функциональный анализ сказки, а также показать технологию реализации его универсального потенциала-

Методические ориентации определили цели и задачи

диссертационного исследования. Прежде всего, это диалектический метод познания, особенно его основные принципы: интегральность, противоречивость, гуманизм, деятельность, системность и преемственность-Научная новизна. Мы отдаем себе отчет в том, что проблема сказки исследована достаточно широко в имеющейся психологической, физиологической, социально-психологической и педагогической литературе, и что в этом направлении трудно сказать новое слово. Тем не менее, на наш взгляд, изложенные далее положения представляют интерес как для теории исследования сказки, так и для ее практического воплощения, как механизма социализации.

Новизна работы, безусловно, заключена уже в самом предмете исследования - социокультурных функциях сказки. Впервые в культурологической литературе к этой теме было обращено внимание. Мы показали, что сказка является (и в этом, несомненно, элемент новизны) атрибутом интегральности человеческой культуры, и что она, как и прежде, в ьшолняет особую мировоззренческую роль в развитии и сохранении общественного и индивидуального сознания.

Изучение проблемы социокультурных функций сказки позволило сформулировать те положения, которые мы выносим на защиту, считая, что они в определенной степени внесли изменения в исследовании сказки:

1) рассмотрены не только сугубо историко-хронологические
истоки сказочного творчества, но и разноуровневые отображения в
мире сказок всей универсальности социума (этнос, природа,
народность, авторство, коллективность, индивидуальность и т.д.);

2) впервые дан анализ полифункционального содержания сказки,
образующего ее универсальный потенциал, который может быть
использован в процессе социализации личности;

3) выявлена и исследована структурно-содержательная
диалектика сказки с анализом ее полярных характеристик:
общечеловеческое и национальное, рациональное и эмоциональное,
реальное и ирреальное, авторское-народное, общечеловеческое-
этническое и т.д.;

4) по-новому трактуется педагогический потенциал сказки,
который не сводится к ее информационному или даже
воспитательному значению. Показано, что она является средством,
универсальным механизмом влияния на развитие личности
(становление психофизиологических качеств и функций индивида,
приобщение к этнической культуре, традициям, верованиям,
формирование умений и навыков, способностей, освоение
общечеловеческого опыта, адекватное включение в социальную среда и

т-дО;

5) предложены конкретные оригинальные технологии
социально-педагогического взаимодействия, реализующие
универсальный потенциал сказки в работе с детьми дошкольного
возраста, как наиболее ответственного периода в становлении
личности.

Теоретическая и практическая значимость работы. В теоретическом отношении основньїе положения диссертации имеют значение для теории и истории культуры, для социальной педагогики и психологии- Мы имеем в виду, в частности, анализ генезиса и

типологии сказки, ее полифункциональности, структурно-содержательной диалектики сказки и ее психолого-педагогического потенциала.

Практическое значение исследования мы видим, прежде всего, в том, что разработанные технологии социально-педагогического использования сказки хорошо реализуются в практике работы с детьми. В связи с этим создана возможность более широкой трактовки социализации не только через приобщение к культуре социального опыта человечества, но и как важного механизма развития имманентного потенциала индивида. Разработанные методики могут использоваться педагогами дошкольных образовательных учреждений.

Социально-педагогические технологии не только

экспериментально апробированы нами, но и внедряются в педагогической практике в ДОУ и курсах повышения квалификации педагогов в Муниципальном центре здоровьесберегающих педагогических технологий, и в центре поддержки развития ребенка г.Нижнего Новгорода. Представленные выводы и рекомендации, по нашему мнению, несут большую методологическую ценность как для педагогов-практиков дошкольного и школьного уровней, так и для руководителей различных образовательных учревдений.

В свете сказанного нашу работу мы рассматриваем не только в плане теории и истории культуры, но и в плане прикладной культурологии. Это означает, что все теоретические вопросы рассматриваются сквозь призму праксеологического значения.

Полученные результаты могут быть использованы и в вузах в качестве методических материалов к спецкурсам и элективам теории и истории культуры, социальной философии, прикладной культурологии, исторической культурологии, артпедагогики и др.

Апробация работы

Результаты основных теоретических положений работы были изложены в докладах на следующих конференциях:

  1. "Педагогическая валеология: опыт, проблемы, перспективы". - ^Новгород, НГАСУ, 1997.

  2. "Семья в современных социально-экономических условиях". -Н.Новгород, НГАСУ, 1997.

3- "Проблемы многоуровневого высшего образования". -Н.Новгород, НГАСУ, 1998.

  1. "Образование Взрослых - шаг России в XXI век". -Н.Новгород, ННГАСУ, 1999.

  2. "Здоровьесберегающий подход к содержанию обучения и воспитания в учреждениях дошкольного и начального общего образования". - Н.Новгород, ННГАСУ, 2000.

  1. "Христианство в истории человечества". - Н.Новгород, ННГАСУ, 2000.

  2. Методические разработки представлены в методическом пособии "Воспитание социально-адаптированного поведения у дошкольников", ННГАСУ, 1999.

Структура работы

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Общий объем работы составил 203страницы машинописного текста; список литературы включает 384 названия.