Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социокультурные детерминанты русского менталитета Мурунова Анна Вячеславовна

Социокультурные детерминанты русского менталитета
<
Социокультурные детерминанты русского менталитета Социокультурные детерминанты русского менталитета Социокультурные детерминанты русского менталитета Социокультурные детерминанты русского менталитета Социокультурные детерминанты русского менталитета Социокультурные детерминанты русского менталитета Социокультурные детерминанты русского менталитета Социокультурные детерминанты русского менталитета Социокультурные детерминанты русского менталитета
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мурунова Анна Вячеславовна. Социокультурные детерминанты русского менталитета : Дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01 : Н. Новгород, 2005 185 c. РГБ ОД, 61:05-9/559

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Менталитет и его роль в истории культуры народа 17

1.1. Сущность и структура менталитета 17

1.2. Менталитет и ментальносты сравнительный аспект 33

Глава II. Основания инвариантности русского менталитета 42

2.1. Базисные детерминанты русского менталитета 42

2.2. Духовные константы русского менталитета 54

2.3. Религиозный архетип русского менталитета 72

2.4. Икона как архетипический образ России 89

Глава III. Культурно-регулятивный механизм сохранения и модификации русского менталитета 103

3.1. Закономерности модернизации менталитета 103

3.2. Адаптационные механизмы менталитета 125

3.3. Влияние социокультурной динамики на менталитет 143

3.4. Изменения социальных детерминант русского менталитета... 154

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 162

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 166

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Этническая, политическая и социальная нестабильность мирового
масштаба, а также попытки модернизации российского общества
обусловливают актуальность проблемы национальной

самоидентификации, сохранения особенностей национального сознания, менталитета, определяющего самобытность культуры.

В связи с переменами в науке и обществе в отечественной гуманитаристике назрела потребность во всестороннем изучении категории «менталитет» и «ментальность», а также разграничении этих понятий, потребность в новом категориальном аппарате при исследовании социокультурных процессов и явлений. Разработка проблемы русского менталитета, его социальных детерминант, представляет нам ключ к пониманию социального и духовного бытия человека, способствует более глубокому познанию взаимоотношений между человеком и обществом. Кроме того, в России наблюдается дефицит теорий общественного развития, анализа и сравнения различных обществ и исторических систем, в том числе концепций модернизации вообще и русского менталитета, в частности.

Кризис ценностей, разрушение исконных нравственных основ, размывание критериев добра и зла, потеря идеалов в российском обществе обусловливают необходимость изучения духовных констант русского менталитета, оснований стабильности и устойчивости русской культуры. Обращение к истокам русской духовности имеет принципиальное значение для осознания смысла русской цивилизации, особенностей ее развития.

Выбранная тема позволяет выявить истоки и социальные черты русского менталитета, цивилизационные отличия России от Запада. Ее

разработка также актуальна и потому, что современные

реформаторы не учитывают специфику русского менталитета, выявление которой важно для эффективного осуществления реформ в сфере экономики, политики, культуры и образования.

Исследование данной темы позволит преодолеть внушаемый нам комплекс цивилизационной, исторической и духовной неполноценности России, нейтрализовать попытки лишить ее духовных основ, которые организовали ее в нацию и обусловили особенности протекания исторических процессов.

Анализ русского менталитета позволяет выявить методологические подходы к модернизации России, указывает пути сохранения специфики русского менталитета, самобытности национальной культуры, дает возможность предотвратить отрыв реформ от культуры.

Таким образом, с одной стороны, без изучения менталитета невозможно изучить процессы социокультурной динамики, с другой -менталитет народа социально детерминирован и подвержен влиянию социальных изменений. Исследование данной темы позволит в известной степени прогнозировать успех или неуспех принимаемых решений по развитию страны.

Состояние разработанности проблемы

Термин «менталитет» имеет зарубежное происхождение. В 30-е годы XX века представители французской исторической школы «Анналов» М. Блок и Л. Февр стали инициаторами разработки теории ментальностей, во главу угла ставившей исследование константных представлений, которые заложены в сознание людей «культурой, языком, религией, воспитанием, социальным общением». В дальнейшем проблема менталитета исследовалась историками различных школ и направлений в США, Англии, Италии, Германии и Польше. Польские и немецкие историки и социологи связали понятие менталитета с

социальной историей, стали рассматривать его не как чисто психологическое явление, а как социальное. Обширный теоретический и эмпирический материал по данной проблеме содержится в работах зарубежных ученых: Ж. Ле Гоффа, Г. Ботуля, Г. Дюби, А. Дюпрона, Ф. Грауса, Ф. Ариеса, П. Бёрка, А. Буро, У. Раульфа, Ж. Ревеля и др.

В России менталитет как объект научного исследования появился сравнительно недавно и первоначально методология его исследования была привнесена с запада. Советские ученые все же пытались проанализировать глубинные пласты народной психики, выявить особенности национального характера. (С. Н. Арутюнян, А. К. Байбурин, Н. О. Белоусова и др.) Прежде всего их заинтересовала этническая самобытность русского народа, его национального сознания.

Современные исследования феномена менталитета, начиная с 90-х годов XX века, имеют три основные направления: психологическое, социально-политическое и духовное, т.е. культурологическое. Психологические константы менталитета в целом и русского менталитета, в частности, отражены в работах Н. О. Белоусовой, П. С. Гуревича, Д. Хендерсона и др.

Менталитет как социально-философский феномен рассматривается в статьях и монографиях Е. И. Ануфриева, Л. В. Лесной, Ф. Т. Аутлеевой, А. П. Бутенко, Ю. В. Колесниченко, А. Я. Гуревича, Г. Г. Дилигенского, Ю. А. Трескова др. Однако полного структурного анализа русского менталитета и его социальных детерминант не было предпринято и в данном подходе.

Русская философия конца XIX - начала XX веков знаменовала интенсивное развитие литературно-полемического направления в изучении русской национальной ментальности (Н. А. Бердяев, Н. Лосский, С. Н. Булгаков, Б. П. Вышеславцев, И. А. Ильин, П. А. Флоренский, Е. Н. Трубецкой). Эти русские мыслители с точки зрения методологии во многом обогнали свое время. Особенно успехи были

6
достигнуты в русской этнопсихологии. Проблема

взаимодействия православия и русского менталитета, которая была

заложена в трудах русских религиозных философов, нашла отражение в

современной отечественной теории менталитета. Духовные константы

русского менталитета освещаются в отечественной литературе с позиций

влияния православия на формирование и развитие русской культуры.

Православный компонент как один из главных составляющих элементов

русского менталитета был проанализирован в работах А. С. Панарина,

Б. П. Шулындина, В. В. Зеньковского, А. И. Ипатова, В. В. Бычкова и

других.

Проблема национального своеобразия менталитета,

взаимосвязанности понятий национальный характер, национальная культура и национальная идея нашла отражение в работах П. Е. Астафьева, И. К. Пантина, В. Г. Бабакова, Е. М. Семенова, К. Д. Кавелина, Д. С. Лихачева, Л. Е. Шапошникова и других. Историофилософский анализ литературы показывает, что «белые пятна» встречаются в области сравнительных исследований национальной ментальности, так как ученые исследуют больше неповторимость русской цивилизации, нежели ее взаимоотношения с окружающим миром.

Русские философы XIX века по-разному подходили к проблеме цивилизационного «усовершенствования» России, влияния принципов западного капитализма на русского человека. К. Н. Леонтьев отрицательно оценивал западные влияния в России, считал, что технический прогресс ускоряет деградацию личности. В. С. Соловьев и Н. А. Бердяев считали, что западная цивилизация больна, а стремление к материальным благам погубит человечество.

Различные пути российской модернизации и изменения ментальности русского народа в условиях идентификационного кризиса актуализируются в работах А. С. Ахиезера, М. Гельвановского, Б. С.

Ерасова, В. К. Кантора, Н. Г. Козина, И. В. Кондакова, И. И. Кравченко, В. А. Красильникова, А. Н. Курячьевой, И. И. Лапина, Н. Н. Моисеева, А. С. Панарина, В. Г. Федотовой, Е. В. Фещенко, И. Г. Яковенко, Е. Н. Ярковой и других.

Сущностные черты, влияющие на социокультурные доминанты менталитета, проанализированы в исследованиях В. П. Кожевникова, Г. Лебона, А. Я. Флиера, С. Л. Франка, Л. Чинаковой и других.

За последнее время наметилось формирование новых методологических подходов в отношении изучения категории «менталитет» в русской культуре. Специфика методов и подходов к менталитету выявляется в работах отечественных исследователей: А. Ю. Большаковой, Е. Ю. Зубковой, А. И. Куприянова, В. П. Кожевникова, И. В. Кондакова, Ю. М. Лотмана, А. П. Огурцова, М. В. Сапронова и других. В частности, И. В. Кондаков анализирует архитектонику русской культуры, которую образует цивилизационный алгоритм. Архитектоника культуры - это смысловые конструкции, органически связывающие семантику и социодинамику культуры.

Благодаря разработке культурологических методов исследования появляется возможность изучить структуру менталитета, его элементов и их взаимодействие. С начала 90-х годов в России появляются исследования, основанные на творческом наследии К. Г. Юнга, который выделил глубинные психологические компоненты менталитета. Попытки выделить и проанализировать структуру менталитета предпринимались в работах В. В. Васильковой, Л. А. Зеленова, И. В. Мостовой, А. П. Скорика, В. И. Овчаренко, В. М. Сторчака, Н. С. Южалиной и других. Особое место занимают исследования В. Г. Белоуса, М. Г. Горбуновой, М. Н. Любавина, У. Раульфа, В. М. Строгецкого и других, касающиеся природы архетипов и их выделения в национальном менталитете.

Сегодня особенно актуальными становятся исследования, изучающие взаимодействия русского менталитета с западным и

восточным. Важную роль в становлении данной проблематики сыграла теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского. Он считал, что «славянский тип» наиболее полно выражен в русском народе и призван внести в историю человечества истинный смысл. Противостояние Европы и России он рассматривал как противоречие плоти и духа, материально-утилитарных и нравственно-духовных ценностей. В связи с этим он высоко оценивал православие с его принципами соборности и духовности, с его противостоянием агрессивному западному рационализму и прагматизму.

Исследователи Б. С. Гершунский, Г. Д. Гачев, Ю. Б. Смирнов, С. Л. Франк, Н. Н. Шульгин и др. предлагают различные мнения по вопросу о том, в чем специфика русского и западного менталитетов, возможно ли привносить инородные инновации в черты менталитета народа, сохранив при этом его своеобразие и способность к самоидентификации.

Вследствие теоретической недоработки категории «менталитет» в отечественных и зарубежных исследованиях возникла неопределенность соотношения менталитета и ментальности. Данной проблеме посвящены отдельные статьи Г. Н. Дрепы, А. Н. Дмитриева, Э. Я. Дмитриевой, Е. Ю. Зубковой, А. И. Куприянова, Т. В. Ивановой, В. К. Трофимова, Е. В. Фещенко, Н. С. Южалиной и других. Данные исследователи пытаются классифицировать понятия менталитета и ментальности, определить, в каких случаях наиболее правильно будет их употреблять.

Историографический анализ показывает, что, несмотря на интенсивную разработку категорий «менталитет» и «ментальность» и даже своеобразную моду на их употребление, в настоящее время в науке отсутствуют обобщающие работы, полно и ясно освещающие структуру менталитета и соотношение составляющих его элементов.

Таким образом, предметом данного исследования являются закономерности развития русской культуры.

Объект исследования - русский менталитет.1

Цель работы состоит в выявлении системы социокультурных

факторов, которые обусловили формирование русского менталитета, а

также механизмов его модификации и адаптации к условиям

современной социокультурной динамики России.

Поставленная цель может быть достигнута при решении следующих

конкретных задач исследования:

  1. Определить социокультурные детерминанты русского менталитета.

  2. Раскрыть структуру менталитета и способы организации его элементов.

  3. Проанализировать динамику изменения константных слоев менталитета.

  4. Сравнить категории менталитета и ментальности.

  5. Выявить роль православного религиозного архетипа в сохранении устойчивости и стабильности русского менталитета.

  6. Проанализировать архетипические образы русской культуры на примере русской иконописи.

  7. Определить возможности русского менталитета в усвоении иных образцов культуры.

Методологическая и теоретическая основа исследования

Исследуя такую сложную для научного познания категорию «менталитет», мы использовали, прежде всего, диалектический метод, который позволил вскрыть закономерности изучаемого феномена,

1 Отдельные авторы (К. А. Абульханова, А. В. Брушлинский, Е. И. Ануфриев, Б. С. Гершунский и др.) употребляют термин «российский менталитет». Предметом нашего исследования являются закономерности русской культуры, поэтому мы придерживаемся позиции ряда других авторов (А. Ю. Большаковой, Л. А. Зеленова, И. В. Кондакова, В. П. Кожевникова и др.), использующих понятие «русский менталитет», подчеркивая его этническую сущность.

разобраться в особенностях его структуры, взаимоотношении его компонентов. Был произведен так называемый понятийный «синтез» менталитета, который помог рассмотреть все его элементы и их специфику. Был использован сравнительный анализ при изучении категорий менталитета и ментальности.

Для выделения сущностных черт русского менталитета применялся метод исторических параллелей, суть которого состоит в сопоставлении духовных доминант западной цивилизации и русской культуры. Для определения путей духовного развития России был применен метод аналогии.

В основу культурологического подхода к данной проблематике были положены концепции русской культуры, разработанные И. В. Кондаковым и В. П. Кожевниковым. И. В. Кондаков рассматривает кумулятивное, дивергентное и конвергентное развитие русской культуры, анализирует попытки культурного синтеза и селективного развития. В. П. Кожевников исследует идеальную модель русской культуры. Исходным положением исследования стало представление о том, что движение, изменение, развитие культуры и менталитета находится в прямой зависимости от изменения, развития общества.

В работе были использованы также системно-синергетический, структурно-функциональный, типологический, культурологический и др. методы.

Научная новизна работы

Проблема социальных детерминант русского менталитета до настоящего времени не была достаточно разработана в философской и культурологической литературе. Новизна исследования состоит в попытке выявить закономерности влияния социокультурных процессов на менталитет, их взаимной обусловленности.

11 В диссертации осуществлен всесторонний анализ структуры

менталитета, разграничены понятия менталитета и ментальности, что

снимает противоречия, которые сформировались в отечественной науке

по этому вопросу. Сделана попытка осуществить понятийный «синтез»

менталитета, т.е. обобщить весь накопленный материал в отношении

сущности менталитета и его структурных компонентов, которые

присущи не только русскому менталитету, но менталитету в

общетеоретическом смысле.

Кроме того, предпринята попытка определить и проанализировать в целом духовные константы русского менталитета, выявить особенности их формирования и определить возможности их модификации в новой социокультурной действительности; дать ответы на следующие актуальные вопросы: можно ли улучшить и трансформировать русский менталитет, каковы темпы социокультурной динамики менталитета, что лежит в основе необычайной цивилизационной крепости России и устойчивости её менталитета, каковы мотивационные установки русских, их ценностные ориентиры бытия, социальные устремления и идеалы, насколько сильны диссимилятивные тенденции в русском менталитете, насколько сегодня он может адаптироваться к западной культуре.

В исследовании были получены следующие результаты:

определены ценности и архетипы цивилизационной, исторической и национальной идентичности менталитета России;

показано, что модернизационные процессы всегда основывались на ценностях национальной идентичности, вырастали из глубин национального духа, культуры и истории;

намечены пути укрепления генетического кода, духовного ядра русского менталитета;

раскрыта система архетипов русского менталитета, как базовых образований национальной идентичности.

Положения, выносимые на защиту

  1. Менталитет можно определить как духовную матрицу культуры, определяемую ценностными ориентациями и установками сознания. Но он не идентичен общественному сознанию, а характеризует его специфику, представляет собой его критериальную основу, поскольку выражает стереотипы мышления и поведения, вытекающие из системы ценностей.

  2. Социальный контекст и связанные с ним структуры менталитета наиболее подвижны и степень их изменения практически равна степени социальной динамики вообще. Среди главных каналов трансляции и передачи менталитета из поколения в поколение следует назвать природное окружение, классические, сакральные и иные тексты, структуру языка, предметы повседневного обихода, типичные образцы поведения.

  3. К числу структурообразующих категорий русского менталитета следует отнести национальную идентификацию, русский ментальный тип, понимание пространства и времени, национальный характер, национальную идею. В сущности его составляют мировоззрение, мировосприятие, мироосвоение, мироощущение. Именно эти категории определяют ценностные ориентации бытия, социальные устремления, интересы этноса, его идеалы, шкалу ценностей, стратегические цели бытия, специфику его самоопределения в системе человеческого рода.

  4. Если ментальность отличается релятивностью, то менталитет - стабильностью, постоянством, устойчивостью. Менталитет - реальный, актуальный способ мышления и духовной жизнедеятельности, присущей определенной общности людей. Ментальность - гибкие, вариативные психические процессы, состояния и формы духовной деятельности.

  1. Евразийский характер создаёт высокую синтетичность русской культуры, способность её к диалогу с любой культурой. В тоже время «пограничность» русской цивилизации создаёт сложность сохранения устойчивости менталитета. Специфика русского менталитета состоит в антиномичном противостоянии его ценностных ориентации, ведущим также к углублению раскола, быстрым переходам от одной стороны антиномии к другой (инверсия). В свою очередь дихотомичность русского менталитета создает его исключительную гибкость, адаптивность, приспособляемость даже к самым трудным условиям.

  2. Духовные константы русского менталитета дают возможность сохранить его генетический код, с его системой архетипов социальности и культуры, базовых структур национальной идентичности. Они способствуют развитию русской цивилизации на базе собственных цивилизационных основ, а не посредством их преодоления, слома базовых структур цивилизационной идентичности.

  3. Религиозный архетип в русском менталитете обусловливает приоритет духовных ценностей над материальными, определяет толкование смысла жизни, различия в его понимании в западном и православном сознании, определяет нравственный архетип русской культуры.

  4. Русский менталитет обладает специфическими механизмами самоорганизации и защиты. Одни из механизмов используют внешние воздействия, а другие предохраняют от воздействий, которые система переработать не в состоянии. Единая система культурных ценностей, нравственный идеал русской культуры, совпадающий с нравственным идеалом Православия, является своеобразным аттрактором в преодолении кризисных явлений и катастроф.

  5. Социокультурные регулятивные механизмы менталитета составляют логику культурно-исторического развития,

цивилизационный алгоритм русской культуры, в котором

можно выявить закономерность последовательного восхождения надстраивающихся друг над другом и в то же время сменяющих друг друга пяти основных регулятивных механизмов (конфигураторов): кумуляция, дивергенция, культурный синтез, селекция и конвергенция.

10. Бинарность любых смысловых образований в ходе взаимодействия культур ведет к тому, что глубинный регулятивный механизм русской цивилизации постоянно держится на гране «срыва», «слома». В то же время русская культура и менталитет характеризуются «гибкостью», «мягкостью» и «переменчивостью» по отношению к внешним воздействиям и внутренним потрясениям. Они легко адаптируются к взаимно исключающим друг друга тенденциям развития.

Теоретическая и практическая значимость работы

Теоретическая и практическая значимость работы определяется актуальностью проблемы социальной детерминации русского менталитета, возникновением в современной философии и культурологии насущной потребности во всестороннем исследовании менталитета, систематизации его компонентов, выявлении глубинных закономерностей взаимодействия культуры и социума. Сделанные в ходе исследования выводы о путях сохранения духовных доминант русского менталитета и эффективной адаптации его к новым социокультурным условиям имеют методологическое и практическое значение для дальнейшей модернизации русской культуры и менталитета. Выявление социальной обусловленности менталитета имеет сущностное значение для выбора вектора дальнейшего развития России. Материал данной диссертации, а также ее выводы могут быть использованы при дальнейшем исследовании социальных механизмов русской культуры и менталитета, в курсах социальной философии и культурологии, а также истории и теории русской культуры.

Апробация исследования

Основные положения диссертационного исследования и его результаты нашли отражение в докладах и опубликованных материалах на международных, региональных и межвузовских конференциях:

- Духовная культура: Материалы V-й межвузовской конференции по
теории и методике преподавания культурологии в высшей школе. — Н.
Новгород, 1999.

- Пути развития общества в эпоху перемен: Материалы II
региональной научной конференции - Н. Новгород, 2001.

- Этническая культура: образ жизни и образ мысли: Материалы VII
межвузовской конференции по культурологии. - Н. Новгород, 2001.

- Законы развития человеческого общества: Материалы V
Международной ярмарки идей. - Н. Новгород, 2002.

- Россия и проблемы глобализации: Материалы III региональной
научной конференции. - Н. Новгород, 2002.

Законы педагогической сферы общества: Материалы VI Международной нижегородской ярмарки идей. - Н. Новгород, 2003.

Проблемы взаимодействия этнических культур: история и современность: Материалы VIII межвузовской конференции по культур ов еде нию. - Н. Новгород, 2003.

Культура и антикультура: Материалы IX межвузовской конференции по культурологии. - Н. Новгород, 2003.

- Истина и заблуждение. Диалог мировоззрений: Материалы VII
Международного научно-богословского симпозиума. - Н. Новгород,
2003.

Закономерности управленческой сферы: Материалы VII Международной нижегородской ярмарки идей. - Н. Новгород, 2004.

- Этническая культура в условиях глобализации: Материалы X
межвузовской конференции по культурологии. - Н. Новгород, 2004.

16
Строительство - формирование среды

жизнедеятельности. Материалы II международной (VII межвузовской)

научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и

докторантов (26-27 мая 2004). - М., 2004.

По теме диссертационного исследования опубликовано 11 статей, общим объемом 1,6 печатных листов.

Отдельные положения диссертационного исследования были апробированы на лекциях по курсу «Социология» со студентами Гуманитарно-художественного института.

Структура диссертации

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. Общий объем диссертации составил 185 страниц машинописного текста, список литературы включает 190 наименований.

В первой главе «Менталитет и его роль в истории культуры народа», состоящей из двух параграфов, анализируется структура менталитета, способы организации его элементов, уясняется суть понятий менталитет и ментальность.

Во второй главе «Основания инвариантности русского менталитета», состоящей из четырех параграфов, исследуются базисные детерминанты русского менталитета, в том числе духовные константы русского менталитета, его религиозный архетип, а также рассматривается икона как архетипический образ русской культуры.

В третьей главе «Культурно-регулятивный механизм сохранения и модификации русского менталитета», состоящей из четырех параграфов, анализируются адаптационные механизмы менталитета, влияние социокультурной динамики на менталитет, а так же изменения социальных детерминант русского менталитета.

Сущность и структура менталитета

Основательную разработку проблемы менталитета и ментальности получили в трудах представителей школы «Анналов». Интенсивно исследуют эту проблему и отечественные ученые, которые по-разному рассматривают и определяют сущность менталитета. А. Я. Гуревич использует в своих исследованиях термин «мировидение», близкий по смыслу понятию «менталитет». К. Д. Кавелин понимает менталитет как «умственный и духовный строй народа». По мнению А. П. Огурцова, менталитет объективно раскрывает духовные структуры, которые регулируют сознание, исторический опыт, историческое бытие. Именно в нем откладывается память народа о прошлом, стереотипы поведения той или иной нации. А. В. Милов определяет менталитет как совокупность норм и идеалов культуры, отождествляя его с национальным характером. Однако нельзя превращать менталитет из духовного феномена в феномен этнической и национальной психологии. А. В. Данилов и В. П. Данилов дают довольно широкое, расплывчатое определение: менталитет это мировосприятие, нравственность, этика, социальная психология, поведенческие стереотипы. Для зарубежных ученых менталитет - это своеобразные установки сознания, неясные его структуры, включающие в себя основные представления о человеке, его месте в природе и обществе, его понимание Бога. Во французском словаре философских терминов менталитет определен как склад мышления, комплекс мнений или предрассудков, которые создают базу и управляют мышлением индивида или группы.

Являясь системой образов и представлений социальных групп, менталитет - дорефлективный слой сознания, социокультурные автоматизмы сознания. Он связан с процессами большой длительности, устойчивости и имеет глубокие пласты залегания. Менталитет - это образ мысли, это склад мышления, его особенности и своеобразие. В то же время это и образ жизни с его эмоциональными и ценностными ориентирами, особенностями коллективной психологии.

Можно ли считать менталитет, российский космопсихологос чем-то неизменным, статичным, или он может изменяться и развиваться? На этот вопрос, заданный главным редактором «Вопросы философии» В. А. Лекторским, Г. Д. Гачев ответил так: этот процесс можно уподобить прорастанию зерна. Из него растет стебель, потом - организм. В зерне заложено не только зерно, а все развитие целого, которое кончается опять зерном. Нужно брать целый круг, цикл развития, а не просто некую статуарность.2 Русский менталитет характеризуется общинностью, соборностью, религиозностью и государственностью. Для русского менталитета свойственен разрыв между настоящим и будущим, исключительная поглощенность будущим. В России другое соотношение пространства и времени. Системообразующий стержень русского менталитета — это этическая концепция коллективного спасения, когда каждый ставит своё личное спасение в зависимость от спасения всех и каждого - «православная этика».3 К числу особенностей русской культуры и её менталитета следует отнести также высокую степень их «синтетизма», высокую подвижность, восприимчивость к внешним воздействиям. Эта особенность таит в себе возможность быстрого распада русской духовности. Стабилизирующим началом менталитета является стремление к нравственно-религиозной справедливости. Характерен так же мессианский характер национальной идеи, открытость или всеотзывчивость русского менталитета.

Менталитет детерминирован в большей степени традицией и культурой, чем наличными производственными отношениями и социальным строем, поэтому эта категория не использовалась в советское время. Мировоззрение и мировосприятие русских определились сельским укладом жизни, натуральным аграрным хозяйством и присушим ему консерватизмом, неизменным циклом трудовой и праздничной жизни, которые регулировались обычаями, нравами, сменой времени года. На характер русского народа и его менталитет наложили отпечаток, во-первых, огромная протяженность территории при отсутствии естественно-природных границ, её ограждающих, нескончаемость пространства, малая плотность

2 Российская ментальность (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. - 1994. №1. — С. 29.

3 Межуев В. М. О национальной идее // Вопросы философии. - 1997. - №12. - С. 11. населения. Это порождало в сознании человека чувство бесконечности, единства с природой. Во-вторых, нахождение России между Западом и Востоком, когда она становилась зоной определенного синтеза. В-третьих, суровый климат; в-четвертых, многонациональность народа; в-пятых, многоконфессиональность; в-шестых, хозяйственное «взаимодополнение» русских и других народов с разным характером деятельности; в-седьмых, многоукладность экономики; в-восьмых, постоянное военное давление с разных сторон и формирование «оборонного комплекса»; в-девятых, богатые природные ресурсы.

Базисные детерминанты русского менталитета

Менталитет человека носит глубинно-устойчивый характер, складывается длительным путем. В первую очередь на человека влияют обстоятельства его жизни, непосредственно им воспринимаемые и требующие от него ответной реакции. Однако не следует забывать, что такие факторы, как традиции, коды культуры, стандарты поведения, стиль мышления складываются веками на протяжении истории общества, в котором живет человек. Эти факторы, зачастую не осознанными человеком путями влияют на него, превращаются в черты его менталитета. Аналогично тому, как генетический аппарат животного складывается на протяжении многих поколений и в определенной степени инвариантен по отношению к особенностям жизни данной конкретной особи, так и менталитет суть производное в человеке от его всеобщей истории и в определенной мере инвариантен по отношению к обстоятельствам его биографии.40 Таким образом, в качественном ядре человека представлены, переплавлены все факторы его жизнедеятельности. Здесь отсутствует жесткая редукция, которая бы отсекала от ядра человеческого существования по тем или иным мотивам какие-то факторы человеческой жизнедеятельности.

Находясь в динамичных, бесконечно разнообразных обстоятельствах, человек приспосабливается, непрерывно меняет ориентиры поведения. Без такой динамичной адаптивности его существование было бы невозможно. Менталитет же человека характеризует не эту бесконечную вариативность человеческого поведения, он является скорее стационарной основой человеческого существа. Менталитет человека, будучи устойчивой основой его существа, выступает активным фактором человеческой жизнедеятельности, детерминирует всю линию жизненного поведения человека.

На наш взгляд, важной задачей в теории менталитета является изучение особых законов складывания, функционирования менталитета человека, а также факторов, которые обусловливают специфику менталитета. Следует, однако, помнить, что, хотя на формирование менталитета воздействует огромное и разнообразное множество факторов, менталитет, тем не менее, не выступает как их простое следствие, простая проекция в личностно-индивидуальную форму бытия этих факторов. Менталитет народа имеет свое качественное своеобразие, и он существует, развивается, функционирует именно по законам своей собственной качественной природы.

Становление менталитета русского народа обусловлено комплексом факторов. Основными детерминантами русского менталитета, на наш взгляд, являются следующие:

1) природно-климатическая детерминанта;

Природный фактор оказывает бесспорное влияние на формирование и развитие цивилизаций, а также на своеобразие национального менталитета. Под воздействием условий природной и социальной среды, исторических судеб народа в его духовном облике запечатлевается его самобытность, складываются специфические черты и навыки, по которым можно определить людей, принадлежащих к разным нациям.

Сторонники теории А. Тойнби полагают, что в основе разнообразия цивилизаций лежит различие мировых религий. Однако ряд исследователей считает, что в первую очередь в данном вопросе нужно учитывать особенности тех условий, в которых возникла и развивалась цивилизация. В частности, Н. Н. Моисеев делает вывод, что вряд ли прав А. Тойнби, утверждавший, что религии формируют цивилизации. Ведь они старше любой религии и поэтому всё происходит как раз наоборот: цивилизации выбирают религию и адаптируют её к своим традициям, оправданным историческим опытом. Н. Н. Моисеев думает, что особенности цивилизаций определяются, прежде всего, условиями жизни, особенностями территории, её ландшафтом, климатом. На наш взгляд, вряд ли верно утверждение, что цивилизации старше любой религии. Языческая Русь по своему духу, умострою выбрала христианство и действительно адаптировала его к своим традициям. А вот второй фактор по значению влияния на особенности цивилизации - это природно-географический фактор.

Символы «святости» и «природности» конструируют основное содержание русской души, составляют фундаментальную базу русскости. Н. А. Бердяев обращал внимание на то, что в типе русского человека всегда сталкиваются два элемента - первобытное, природное язычество, стихийность бесконечной русской земли и православный, из Византии полученный аскетизм, устремлённость к потустороннему миру. Черты народной психологии, эстетические и нравственные требования оказались органическими и неистребимыми: любовь к миру, природе, стихии. Г. П. Федотов выделял такие архетипы русской культуры, которые сформировались под влиянием природного фактора, — оседлость, но сохранившаяся тяга к духовному кочевничеству, безмерность пространственной ориентации и отсюда «широта духа», стихийность.

Русский человек, как писал И. А. Ильин, не справляется хозяйственно с бременем природной щедрости, с этим соблазном бесхозяйственности, беспечности и лени. Природно-климатические условия породили замедленность и способность задерживать реакцию, стремление работать в своем ритме и по своему плану, трудное переключение с одного вида деятельности на другой. И. Ильин говорит о русском человеке, что и земля у него «Божия» и лес у него «Божий», а «Божье» - значит «ничье», и потому чужое ему не запретно. Подобное представление крестьян о праве собственности вело даже к оправданию воровства.

Закономерности модернизации менталитета

В истории можно выделить три эпохи развития - доэкономическая, экономическая и постэкономическая. Но не все общества проходили их одновременно, а некоторые не проходят вовсе. До первой научно-технической революции процессы модернизации шли настолько медленно, что практически не влияли на политическую и экономическую историю. Замена каменного оружия на бронзовое, а затем и на железное занимали сотни лет, как и появление технических новшеств. Поэтому инновации не вносили заметных изменений в жизнь людей. Другая ситуация сложилась с XVII - XVIII вв. Если инновационный цикл от выдвижения идеи до ее практического внедрения в XIX в. составлял 100 лет, в XX в. в среднем 30 лет, то в инновационной цивилизации XXI в. 3-5 лет. В динамично меняющейся среде более способными оказываются универсальные системы с большим набором разнообразных элементов.

Чем больше разнообразие народов страны, тем больше шансов их выживания в экстремальных ситуациях.

Модернизация — это переход от традиционного общества к современному, от аграрного к индустриальному. Традиционное общество - это общество, воспроизводящее себя на основе традиции и имеющее источниками активности прошлое, традиционный опыт. Для него характерно: зависимость в организации социальной жизни от религиозных или мифологических представлений; цикличность развития; коллективистский характер общества и отсутствие выделенной персональности; преимущественная ориентация на метафизические, а не на инструментальные ценности; авторитарный характер власти; предэкономический, прединдустриальный характер; отсутствие массового образования; преобладание особого психического склада — недеятельной личности; ориентация на мировоззренческое знание, а не на науку; преобладание локального над универсальным.

В. Г. Федотова считает главной чертой традиционного общества доминирование традиции над инновацией. Вторым по значению признаком выступает наличие религиозного или мифологического оправдания традиции. В традиционном обществе возможность быстрых преобразований блокируется этими формами сознания, и модернизаторские попытки, которые могут иметь место, не завершаются, возникает попятное движение. Движение вперед и возврат назад создает циклический характер развития.132 По мнению М. Вебера, противоположность традиционного общества современному состоит в переходе ценностной рациональности к целерациональности. Э. Дюркгейм считал, что модернизация это переход от механического к органическому составу общества.

Диалектика развития такова, что никакая страна не может остаться в стороне от модернизации, ибо в этом случае она может превратиться в придаток, эксплуатируемый более развитыми государствами. Суть модернизации в процессе трансформации, т.е. в качественном изменении механизма социокультурного производства, когда статичная модель воспроизводства сменяется динамичной.

Отношение незападного мира к западному есть центральная проблема модернизации. Она есть катастрофическое преобразование, качественный сдвиг при непременном сохранении связи традиции и инноваций, определенной преемственности. В то же время модернизация не означает полной реконструкции цивилизации, а многие цивилизационные стандарты, особенно взаимоотношения личности и общества, крайне консервативны и их изменение требует многих поколений. Понятие модернизации нельзя путать с понятием трансформации. Теория модернизации не может претендовать на роль некой общей теории развития. Из ее расширенного толкования возникла сначала концепция развития, а затем - глобалисткие и миросистемные построения.134

Модернизацию нельзя отождествлять с понятием вестернизации (внедрение западных стандартов жизни). Вместе с распространением современного промышленного производства, вместе с технотронной волной происходила и миграция «западных образцов жизни». Модернизация неотделима от распространения культуры «модернити»: приверженности рационализму и сциентизму, идеям социального равенства и индивидуальной свободы, индивидуализм, ориентация людей на преумножение материального, вещного богатства и технический прогресс, отношение к природе исключительно как к объекту приложения своих знаний и сил, готовность человека к постоянным переменам в производстве и потреблении, в правовых нормах и политических институтах, ценностях и образе жизни, а так же собственное стремление быть инициатором таких перемен.

Модернизация представляет собой явление цивилизационного масштаба. Она по своей сути является формой перехода от традиционной цивилизации к либеральной, от общества, нацеленного на производство на основе некоторого статичного идеала, к обществу, рассматривающему повышение эффективности форм деятельности, развитие способностей личности к собственному саморазвитию как основе общественной динамики.136 Экономический мотив становится самоцелью, приходя в противоречие с традиционным стилем мышления. Постмодернизационного человека отличает: интерес ко всему новому, готовность к изменениям, разнообразие взглядов, ориентация на информацию, серьёзное отношение ко времени, планирование эффективности, личное достоинство, партикуляризм и оптимизм.