Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социокультурная природа мультимедиа Шлыкова Ольга Владимировна

Социокультурная природа мультимедиа
<
Социокультурная природа мультимедиа Социокультурная природа мультимедиа Социокультурная природа мультимедиа Социокультурная природа мультимедиа Социокультурная природа мультимедиа Социокультурная природа мультимедиа Социокультурная природа мультимедиа Социокультурная природа мультимедиа Социокультурная природа мультимедиа
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Шлыкова Ольга Владимировна. Социокультурная природа мультимедиа : Дис. ... д-ра культурологических наук : 24.00.01 : Москва, 2004 307 c. РГБ ОД, 71:04-24/8

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Мультимедиа как феномен культуры

1.1. Мультимедиа: дефиниции с позиции культурологического подхода 21

1.2. Мультимедиа - новое средство социокультурных коммуникаций и культурного обмена 35

1.3. Мультимедиа - синкретичная форма творчества :. 55

1.4. Историческая динамика мультимедиа как особого способа транслирования культурных ценностей 71

Глава II. Мультимедиа как проблема субъекта культуры и культурной деятельности

2.1. Культура субъектов мультимедиа 104

2.2. Формирование новых сфер социокультурной деятельности 124

2.3 .Мультимедиа и культурологическое образование 139

Глава III. Мультимедиа в современном социокультурном пространстве

3.1. Культура как объект мультимедиа 156

3.2. Типология мультимедийных ресурсов по культуре 169

3.3. Методологические аспекты сохранения культурного наследия в электронном виде 236

Заключение 266

Список литературы 271

Приложение №1 302

Введение к работе

Актуальность исследования. Идеологи постиндустриального общества в своих социально-философских построениях, отмечая специфику информационного общества, именуют его обществом «третьей волны». Если первая волна определяется доминированием технологий агрикультуры, вторая - индустриальными технологиями, то третья - технологиями электронной культуры. Характерным признаком третьей волны является культ знания, отождествление уровня культуры с количеством и качеством информации, системой ценностей, доступных человеку для ее практического применения. С этой точки зрения, прогресс культуры совпадает с накоплением информации, созданием, освоением и ее распространением. Как отмечается экспертами, сегодня один человек узнает в день больше нового, чем его предок узнавал всю жизнь. В информационный век увеличивается социальная и культурная роль мультимедиа, наступает век «цифрового Ренессанса», в котором люди получают знания в качестве нового ресурса.

Смена медиатехнологий означает смену парадигмы, что влечет за собой смену технологий культурной коммуникации. Не являются исключением и мультимедийные технологии. Они формируют особую социокультурную и технологическую возможность для создания сверхнасыщенного информационного поля, которое практически повсеместно окружает современного человека. В эпоху электронных преобразований увеличивается социальная и культурная роль мультимедиа, в которой люди получают различные типы культурной информации в качестве нового ресурса активации интересов и уровня компетентности с помощью самых разнообразных средств, в том числе и электронных.

Непременная установка на прогресс и инновацию, заложенная в самой логике развития технологий, позитивно и стимулирующе воздействует на культуру, на всех, кто активно обращается к их услугам.

Свойство интерактивности, присущее мультимедийному ресурсу, также является проявлением сложного взаимодействия медиа в пределах формируемого виртуального трехмерного пространства, которое становится непрерывным, бесконечным, как наша реальность, только в данном случае мы имеем дело с реальностью, созданной виртуально .

Появление новых технических приемов дает возможность передавать содержание при помощи различных средств информации, доступных для восприятия разными органами человеческих чувств, да еще и путем интерактивного взаимодействия с аудиторией. Мультимедиа, совершенствуясь и оттачивая свой язык, начинает обособляться от тех искусств и технологий, которые вызвали его к жизни. Поэтому правы те исследователи, которые полагают, что нашу эпоху будут знать как век, когда человек постигал современные информационно-коммуникативные технологии, влияющие на его восприятие культурных текстов и артефактов.

Разумеется, мультимедиа, как любое прогрессивное явление, вносит собой вместе с огромными завоеваниями и перспективами ряд проблем и негативных моментов. Так, например, при его несомненных преимуществах как средства обучения (возможность сочетания логического и образного способов освоения информации; активизация образовательного процесса за счет усиления наглядности и т.п.) нельзя не отметить такие факты, появляющиеся в результате триумфального вхождения Сети в реальную практику образования, как:

мозаичность культуры, пришедшей на смену просветительской модели культуры, эклектичность сферы знаний в противовес системному мировоззрению, основанному на едином подходе, парадигме;

ориентация на репродуцирование вместо творчества и др. Технология становится и регрессивной в отношении к традиционным ценностям — это касается экономики, политики, культуры и т.д. Например, постоянное использование Интернет приводит к тому, что дети совсем перестают читать, отвыкают думать, т.к. комплекс самых различных средств восприятия заменяет и эту культурную традицию жизни человека. К недостаткам «виртуальной культуры», задающим новые проблемы, относят также и:

1. труднодоступность нахождения определенной информации,

2. неточность ряда материалов (повальные ошибки в электронных библиотеках, допускаемые при сканировании материалов под давлением современного темпа бизнес-жизни «со скоростью мысли»),

3. обилие рекламы, приводящей к «информационному шуму», и др.

Не случайно Интернет называют страной хаоса, напоминающей библиотеку после землетрясения с разбросанными повсюду книгами и лишь изредка встречающимися фрагментами систематизации.

В условиях стремительного развития технологий информационного общества происходит переоценка ценностей, что не может не оказывать влияния на образ жизни молодого поколения, его вкусы и приоритеты.

Для того чтобы найти точки соприкосновения с новой моделью информационной культуры и образования, необходимо изучение и глубокое осмысление особенностей функционирования феномена мультимедиа в современном социокультурном пространстве, что и стало темой данного диссертационного исследования.

Несмотря на предпринятые представителями перечисленных областей научного знания обоснования природы мультимедиа, практика его функционирования показывает, что сущность и возможности мультимедиа как социокультурного феномена имеют резервы для дальнейшего и более детального его осмысления: рассматривать мультимедиа лишь как вид компьютерной технологии — слишком узко. Отсюда целесообразность раскрытия социокультурной природы мультимедиа и осмысления специфики его функционирования под углом зрения pro et contra (или, по Гегелю, «диалектики приобретений и утрат»).

В современной социокультурной ситуации весь спектр информационно-коммуникационных технологий, в особенности интенсивно развивающийся Интернет, становится все более эффективным средством как реализации индивидуального творческого потенциала, так и продуктивного коллективного сотрудничества в целях решения общих проблем. Развитие на основе совместных интересов локальных и интернациональных сообществ, благодаря легкодоступной и непосредственной коммуникации, а также свободе доступа к информации (арт-серверы, листы-рассылки, видеоконференции и т.д.) в целом повышает динамизм культуры и общественных связей.

Речь идет о нетрадиционных подходах в осмыслении культуры прошлого, ее корней как фундамента развития "ожидающей" культуры, нового понимания человека и личности. Можно говорить о формировании новой методологической культуры, о которой писал в свое время А. Ф. Лосев.

Если это так, то тогда центральным становится вопрос о том, каким быть человеку современному, в чем проявится эволюционный скачок в его развитии? Анализ литературы по названной проблематике при всем многообразии взглядов и позиций позволяет выделить нечто общее, некое объединяющее начало. Это проблема творчества, творческой, научной, общественной и т.д. самореализации человека. Тогда роль и значение мультимедиа как синкретичной формы творчества и средства социокультурной коммуникации, современного электронного способа транслирования культурного наследия в плане формирования и развития нового человека кардинально изменяются.

Как справедливо отмечает М. Кузнецов , аппаратура «виртуальной реальности» и глобальная Сеть утрачивают статус принадлежащих исключительно к сфере техники, техногенных явлений и становятся в известном смысле метафорами, позволяющими хотя бы в общих чертах определить контуры тех реалий культурологического, антропологического и философского порядков, с которыми мы сталкиваемся в новом тысячелетии. По-своему ощутимы и некоторые приметы мифологизации роли мультимедиа в основных сферах жизнедеятельности.

Рождение нового типа коммуникаций — электронного - выдвигает на повестку дня вопросы как его изучения, так и регулирования культурных процессов в Интернет-пространстве (в том числе организационного, правового, нравственно-этического, социокультурного), технических и информационно-коммуникационных инноваций, сохранения и передачи культурного наследия в электронном виде, что обусловило осмысление мультимедиа с позиции культурологии.

Таким образом, основу актуальности нашего исследования составляет решение противоречия между бесконечно расширяющимся полем культуры и нахождением технологии ее компактной систематизированной подачи населению. При этом особенно важным становится осмысление места мультимедиа в современной культуре, а также анализ данного феномена как явления массовой культуры, каким он является на начальном этапе своего развития.

Дальнейшее развитие мультимедиа позволит расширить представление о мультимедиа на основе изучения специфики его базисных оснований по сохранению культуры, обновлению культуры, (в том числе институтов обновления знания и инновационного воздействия на "код" культуры), а также трансляцию культурных ценностей и социального опыта. При этом поставленные в диссертационном исследовании задачи предполагают решение таких фундаментальных проблем, которые ответственны за сохранение, передачу социального опыта; изучение факторов, оказывающих расшатывающее, «мутационное воздействие на "гены" культурно-исторических образований, перестраивающих их "код" в процессе творчества; изучение суммарных последствий такого развития как реальной истории "очеловечивания" мира».

Безусловно, что сотворение новых субкультур и социокультурных систем должно служить развитию гуманистического начала в человеке.

Дефицит исследований, характеризующих исходный уровень и состояние культуры в условиях современной интернетизации и медиатизации общества, свидетельствует о том, что сложный синтетический характер изучаемого объекта не поддается достаточно полному описанию и исследованию с позиций какой-либо отдельно взятой науки, теории или концепции. Поэтому его изучение требует выработки комплексного междисциплинарного подхода. Целостной теории данного уровня в настоящее время пока еще не существует. В связи с этим, современная наука преодолевает отмеченные трудности путем самостоятельного анализа различных подсистем объекта с использованием уже отработанных моделей по отношению к этим подсистемам.

Степень разработанности проблемы. Многогранность и неоднозначность феномена мультимедиа привлекает внимание ученых, что, в свою очередь, порождает разнообразное его толкование. Существует ряд подходов к изучению мультимедиа, которые позволяют приблизиться к пониманию его сущности.

И. Вернер, автор одной из первых монографий о мультимедиа, переведенной в России в 1996 г., избегает определения мультимедиа, одновременно отмечая, что современной технологической формой информационного общества является технология мультимедиа, которая открывает принципиально новый уровень обработки информации и интерактивного взаимодействия человека с компьютером3. В 1970-е гг. (по мнению автора, именно в это время появились первые упоминания о мультимедиа в энциклопедических изданиях) термин «мультимедиа» обозначал совокупность средств для обработки и представления видео-, аудио- и печатной информации. Эта «технико-технологическая трактовка» понятия «мультимедиа» чаще всего используется специалистами в области компьютерных технологий и позволяет им включать в состав мультимедиа широкий спектр информационных возможностей, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на реципиента.

Немецкий исследователь М. Кирмайер, рассматривая мультимедиа как результат деятельности в области электронной или компьютерной промышленности и как взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения, вместе с тем подчеркивает особенности мультимедиа и как маркетингового инструмента, и как предмета бизнеса4.

Американские исследовательницы Л. Дж. Скибб, Сюзэн Хэйфмейстер, Анжела М. Чеснат называют технологии мультимедиа «эволюцией в прогрессе»5.

Отмечая, что мультимедиа является смешанной технологической прогрессией, а не просто комбинацией аппаратных и программных компонентов, авторы трактуют мультимедиа как «комбинацию платформ, инструментов коммуникации, людей и влияния на культуру»6.

Мультимедиа как социокультурное явление получило развитие в ряде работ отечественных исследователей, в том числе и работах автора.

Отличительной чертой современных информационных, прежде всего мультимедийных, технологий является их способность не только производить некий предназначенный для употребления продукт, но и, что гораздо важнее, оказывать косвенное влияние на пользующегося ими человека, меняя его представления о самом себе. Эту антропологическую функцию информационные технологии способны выполнять потому, что в производимом ими цифровом продукте человек, как в зеркале, распознает элементы своей собственной интеллектуальной деятельности. Подобное овеществление событий и явлений «внутреннего мира» заставляет по-новому взглянуть на то, что казалось уже хорошо известным, наметить иные аспекты его осмысления

При исследовании различных ракурсов темы мы опирались на положения:

— о культуре как второй природе в целом и активной, целенаправленной человеческой деятельности в частности, изложенные в трудах А. И. Арнольдова, Г. С. Батищева, М. В. Демина, В. П. Зинченко, Н. С. Злобина, В. П. Иванова, Э.В.Ильенкова, М. С. Кагана, Л. Н. Когана, И. С. Кона, В. С. Лазарева, А. Н. Леонтьева, А. А. Пелипенко, С.Л. Рубинштейна, В.Н.Сагатовского, Э. В. Соколова, А. Я. Флиера, Э. Г. Юдина и других философов и культурологов;

— Об эволюции социокультурных коммуникаций в обществе и ее креативной роли в процессах культурного развития — школы Ю.М. Лотмана, А. Моля, М. Маклюэна, Д. Белла и др.

Перспективные тенденции развития новых информационных гипертекстовых технологий, основанных на реальности виртуальности, в определенной мере исследованы Э.П. Семенюком, В.А. Емелиным, Н.А. Носовым, М.М. Кузнецовым, А.Д. Урсулом, А.В. Соколовым и др. авторами.

Источниковедческой основой при анализе мультимедиа как культурного феномена стали труды:

— в области развития культуры в постиндустриальной цивилизации: Д. Белла, Э. Тоффлера, М. Маклюэна, М. Кастельса и др.;

— в области изучения духовных, нравственных и этических вопросов, а также правового поля Интернет-пространства — А.И. Арнольдова, Л. Баткина, В.М. Межуева, В. Наумова, Э.А. Орловой, К. Разлогова и др.;

— в области изучения мультимедиа как креативного феномена и новой формы творчества - работы В.А. Волобуева, М.Н.Афасижева, Ю.У.Фохт-Бабушкина и др.;

— в области изучения информационной культуры личности Р.С. Гиляревского, А.И. Каптерева, Н.А. Слядневой, А.В. Соколова, Ю.А. Шрейдера.

Применительно к теме диссертации представляют интерес фундаментальные исследования по семантике и истории культуры.

Изучение и интерпретация культурных традиций разных народов на основе информационных теорий разработаны в работах С.А. Арутюнова, Н.Н. Чебоксарова, Л.Н. Гумилева и др. исследователей, предсказывающих формирование качественно иной культуры человечества, в которой в будущем будет сформирована целостная картина мира, человека и космоса в их единстве, взаимосвязи и взаимодействии.

Методологическими основаниями исследования послужили:

концептуальные установки «классического» эволюционизма (концепции адаптации к условиям существования человека и общества, закономерностям исторического процесса),

идеи структурного функционализма (концепции культурной системы потребностей и социального действия, социальных ролей, институтов и норм и т.д.) и отчасти структурализма (концепции культуры как символической системы, упорядоченной по образу языка), — постмодернистские парадигмы, нашедшие отражение в принципах синкретичносте, фрагментарности, плюрализма, децентрализации, концепции неоднородности культурных пространств и др..

Таким образом, в силу междисциплинарного характера исследования в нем применялись различные методологические подходы.

В диссертации использован комплекс следующих методов исследования: метод исторического анализа, позволяющий выявить начальные условия развития мультимедиа, а также сравнительно типологический метод. При проведении диссертационного

исследования широко применялись методы анализа и синтеза, количественные методы обработки полученных данных — построение круговых диаграмм и гистограммы и др.

При формировании понятия «мультимедиа» задействован метод восхождения от абстрактного к конкретному как движения от менее содержательного знания к более содержательному, и метод концептуального анализа в целях устранения имеющегося несоответствия между реальной конкретностью мультимедиа и ее теоретическим воссозданием.

Вся совокупность этого методологического инструментария позволила расширить понятие мультимедиа, оттенив его социокультурную природу.

Объект исследования: особенности функционирования мультимедиа в современной социокультурной ситуации.

Предмет исследования , электронная культура как новая технология межкультурной коммуникации.

Цель исследования: изучить природу мультимедиа и культурный потенциал данного феномена.

Реализация данной цели включает в себя следующие задачи исследования:

1. Изучение мультимедиа как культурологической проблемы в отечественной и зарубежной гуманитарной, а также социально-информационной науках.

2. Анализ мультимедиа с точки зрения его коммуникационной, художественно-творческой, нравственно-правовой, экономической и информационной составляющих.

3. Раскрытие культуры в качестве объекта мультимедиа.

4. Выявление реакции общества, создателей и пользователей мультимедиа на изменения в традиционном этнокультурном опыте в связи с высокими скоростными трансформациями современной культуры, а также с техническими инновациями в моделях информационно-коммуникационных каналов;

5 Определение сущности мультимедиа как специфической детерминанты электронной культуры;

6. Осмысление и оценка места мультимедиа в системе культурологического образования как важнейшей части социокультурного процесса.

Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что не только и не столько техническая составляющая (накопители информации, средства разработки, программы и т.д.) определяет сущность мультимедиа, но и, прежде всего, вид деятельности, в которую вовлекаются субъекты мультимедиа. Область деятельности, где функционирует мультимедиа, задает ее характеристики и оказывает обратное воздействие на человека, его социальный опыт.

Еще Маршалл Маклюэн — первый теоретик масс-медиа, во многом опередивший свое время и по сути дела предсказавший еще в 1970-х гг. наступление эпохи информационных технологий, - предложил культурологическую концепцию, в которой описывалась последовательная эволюция технических средств в разные периоды истории, революционно преобразовывавших всю практику (и сопутствующую ей теорию) межчеловеческой коммуникации — от колеса и печатного пресса Гутенберга до сверхзвуковой авиации и цветного телевидения.

В отличие от Г. М. Маклюэна, предсказывавшего гибель «галактики Гутенберга» и наступление эры слуховизуальнои чувственной постписьменной культуры на основе телеэлектронной видеотехники, Кастельс не заявляет о новой «электронной чувственности», об отказе от книжной грамотности, но стремится к «плюралистической перспективе, которая объединяет вместе культурную идентичность, глобальное переплетение сетей и многомерную политику с широким кругом интересов». Только с помощью такой перспективы и можно, по его мнению, применить правильную методологию и объяснить особенности того «мультикультурного, взаимозависимого мира».

Исторической спецификой современной новой электронно-коммуникационной системы знаковости, по мнению Кастельса, является то, что в отличие от прежних форм и стадий культурного развития человечества нынешняя «культура реальной виртуальности» характеризуется глобальными масштабами своего распространения и воздействия на все сферы общественной жизни и человеческого бытия в целом (65). Становление же начальных форм коммуникации (от мнемических способов общения, идеограмм и знаковых форм передачи информации) в определенной степени подготовило почву для современных медийных коммуникационных аналогов, в том числе и мультимедиа.

Положения, выносимые на защиту .

1. Мультимедиа является культурным феноменом, обязанным своим возникновением исторически - постиндустриальному обществу, технически - развитию коммуникационных технологий, прежде всего, электронной коммуникации, художественно - неограниченным, развернутым в будущее способам соединения изобразительных и выразительных средств, отражения реальной и создания виртуальной действительности.

2. Мультимедиа выступает новой технологией социокультурных коммуникаций и культурного обмена, особенности которой состоят в том, что данный феномен не только фиксирует транслируемое аудитории явление в формах самого явления, но и прогнозирует его развитие, апеллируя как к воображению реципиента, так и «реально», через систему звукового, зрительного, а сегодня тактильного и ароматического рядов. Мультимедиа является отличительной характеристикой такой формы межкультурной коммуникации, как сетевое общение, позволяющей соединить целые миры и континенты с индивидуальным типом восприятия различных видов информации, художественность общения в Сети с неограниченным набором аудиовизуальных, интерактивных, гипертекстовых и гипермедийных средств.

3. Мультимедиа в Интернет становится масштабным социокультурным феноменом, стимулирующим не только собственное развитие, но и существенно влияющим на все сферы общественной жизни. Пользователи Сети становятся обладателями принципиально новых коммуникационных возможностей, для многих из них Интернет выступает инструментом профессиональной самореализации.

Субъекты мультимедиа начинают дифференцироваться в зависимости от статуса и ролей в Сети: это основатели Интернета, модераторы и собственно пользователи, - каждая из которых имеет свою портретную характеристику, мотивацию и другие отличительные признаки.

Статусный портрет пользователей мультимедиа (преимущественно молодежь в возрасте от 18 до 27 лет) позволяет уточнить характер потребностей и интересов, динамику популярности ресурсов и услуг, а также рассмотреть Интернет как особый катализатор глобальных изменений и сдвигов в социуме, . в социально-психологической сфере, в социально-экономической и культурной атмосфере общества. Молодежная субкультура представляет собой новое социокультурное явление, приоритетными чертами которого выступают коммуникация, форма самореализации и креативные потребности.

4. Как форма художественного творчества мультимедиа обладает новыми средствами, специфическим проявлением которых являются: хранение, обработка и представление информации в цифровой форме; транслирование различных видов информации (не только текстовой, но и звуковой, графической, анимационной, видео и т.д.); интерактивность - активное взаимодействие ресурса, программы, услуги и человека, их взаимовлияние и сотворчество; наличие гипертекста.

Мультимедиа не просто форма, а новая синкретичная форма, которая являет собой синергию между различными художественными формами, синергию между звуком, образами и текстами. В этом смысле мультимедиа выступает не столько продуктом «технологической революции», сколько цифровым воплощением идей, которые присутствуют в разных видах искусства и деятельности на протяжении тысячелетий.

Мультимедиа также рождает новые формы художественного творчества (компьютерная графика, анимация и др.) и новый тип культуры.

5. Критическая масса культурного наследия, оцифрованного и представленного в Сети, позволяет говорить о становлении такого вида культуры, как электронная.

Серьезным недостатком сохранения культурного наследия в электронном виде является методологическая неразработанность процессов его дигитализации, неравномерность и фрагментарность представленности разных сфер культуры (некоторые темы развиты очень полно, другие - недостаточно), отсутствие репрезентативного и обобщающего ресурса, представляющего лучшие достижения российской культуры.

6. Мультимедиа становится важным инструментом в профессиональной деятельности специалистов различного профиля. Актуальным является уточнение места мультимедиа как предмета и средства преподавания в системе культурологического образования, а также расширение спектра учебных и научных специальностей в области прикладной культурологии.

Научная новизна исследования:

3. Мультимедийные технологии рассмотрены как детерминанты социокультурной деятельности человека, но и деятельность, прежде всего информационная и творческая, изучены как сферы проявления мультимедиа;

4. Явление мультимедиа определено как особой технологии культуры, представляющей собой комбинацию средств, типов информации наиболее эффективного их воздействия на реципиента (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем) в целях удовлетворения его культурных потребностей, а также сохранения и передачи культурного наследия в общемировом информационном пространстве;

3. В научный оборот введен материал, касающийся методологии и методики изучения мультимедиа в современной «цифровой эпохе»;

4. Дана типология мультимедийных ресурсов в сфере культуры и образования в целом, в частности по признаку общественного назначения, а также проанализировано современное состояние Интернет-ресурсов и перспективы развития сетевой культуры;

5. Предложен новый взгляд на место мультимедийных технологий в системе непрерывного культурологического образования и перспективы повышения их коэффициента полезного действия.

6. В смысловое пространство и назначение мультимедиа введены нравственно-этические и правовые характеристики, без которых невозможно плодотворное развитие общей культуры общества и личности, а также ее особого вида — электронной.

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении методологического аппарата культурологии, в частности такой ее важной составляющей как социокультурная коммуникация, за счет включения в ее проблемное поле информационных аспектов, в построении структурной модели мультимедиа - базового фактора развития электронной культуры, в определении перспектив мультимедиа как социокультурного явления.

Практическая значимость исследования заключается:

В использовании его результатов при формировании учебных планов и программ подготовки специалистов в области мультимедиа, разработке европейской программы магистратуры по электронной культуре;

В учете положений и выводов исследования при организации web-сайтов по культуре и искусству, а также университетских порталов и сайтов образовательного профиля и выявлении возможностей их включения в мировую информационную сеть;

В использовании данного исследования при дальнейшей разработке целевых комплексныхпрограмм по информационной и культурной политике страны;

Апробация и внедрение результатов исследования.

1. Исследование получило апробацию в докладах и сообщениях автора на научных конгрессах, симпозиумах и конференциях как в России, так и за рубежом, в том числе:

международных конференциях в России и странах СЫТ:

«Новые пути наук о культуре», «Сохранение культурного наследия» (Москва, февраль 1999, 2000, 2002,2003 и др.);

«Новые технологии - новые формы сотрудничества» (Судак, 1999-2001 гг.);

«Электронные визуальные искусства» (Москва, 1999-2003 гг.);

- конференциях выпускников академических обменов Бюро образовательных и культурных программ Гос. Департамента США (Москва, июнь 1998 г., Санкт-Петербург, октябрь 2002 г.);

международных конференциях за рубежом:

«EVA 2003» (июль 2003, Лондон);

2-й международный форум по сотрудничеству в области политики, экономики, культуры (октябрь 2003, Тайпей);

«Цифровые библиотеки» (июль 2002, Пекин);

«Управление знаниями и информацией» (июль 2002, Шанхай);

«Электронные ресурсы России и США» (март 2001, Вашингтон);

XXXII Конгрессе "Диалог между культурами и изменения в Европе и мире" (3-7июля 1995 г., Триесте).

2. Материалы диссертации использованы в процессе преподавания курсов: «Введение в специальность», «Технологии создания бизнес-презентаций», «Введение в мультимедиа», «Интернет-ресурсы и услуги в социокультурной сфере», апробированных автором в ряде гуманитарных вузов: в Московском государственном университете культуры и искусств, Психолого-социальном институте, Московском государственном педагогическом институте, а также колледжах культуры и искусств.

3. Некоторые выводы диссертации положены в основу гипотезы и использованы при изучении научно-исследовательской темы «Разработка концепции построения и формирования отраслевой системы учета, регистрации и мониторинга информационных ресурсов сферы образования» совместно с НЦП «Информрегистр» в рамках федеральной программы «Развитие единой информационной образовательной среды» (2001-2005).

4. Материал апробирован в 40 публикациях автора.

5. Диссертационное исследование обсуждено на заседании кафедры теории культуры, этики и эстетики 20 ноября 2003 г., протокол №4 и рекомендовано к защите.

Структура диссертации включает введение, три главы, заключение, список литературы из 221 названия на русском и иностранных языках, список используемых компьютерных терминов и список адресов наиболее популярных Интернет-ресурсов по культуре и образованию. 

Мультимедиа: дефиниции с позиции культурологического подхода

Сегодня все чаще в информационной среде используются такие понятия, как мультимедиа, медийное искусство, медиакулыура. Они не являются синонимами, но у этих феноменов есть точки взаимопересечения. Что же такое мультимедиа, какова его природа и отличительные особенности?

Термин «мультимедиа» является латинизмом, проникшим из англоязычных источников в различные языки практически в первоначальной транскрипции. Иногда его произносят на английский лад — «малтимедиа». Происходит он от соединения английских слов — «multy», «multiple» (множественный, складной, состоящий из многих частей) и «media» (среда, средство) или, точнее, от латинских слов multum (много) и media, medium (средоточие, средство, способ). Таким образом, дословно «мультимедиа» означает «многие среды».

За этим, казалось бы, вполне понятным обозначением мультимедиа кроется множество оттенков, требующих дальнейшего уточнения и детализации, так как природа мультимедиа намного глубже и сложнее, а его характер и особенности находятся в «эмбриональной» стадии изучения. Это естественно, ведь мультимедиа еще достаточно молодое явление.

Чем больше появляется книг и исследований, посвященных мультимедиа, тем более загадочным, многообещающим, но несколько расплывчатым становится его содержание. Дебаты вокруг термина мультимедиа напоминают многолетние дискуссии вокруг определений таких явлений глобального уровня, как «здоровье», «счастье», «информация», «культура»: все интуитивно осознают, что кроется за ними, могут сформулировать признаки соответствующих им антонимов, но дать исчерпывающее определение, которое удовлетворило бы всех участников дискуссий и высветило все грани данных феноменов, нет. То же происходит и с мультимедиа.

Ряд специалистов полагает, что нет вообще смысла долго говорить о том, что такое мультимедиа, так как «это туманный термин, не переводящийся на нормальный язык» (148), достаточно знать, что данное явление есть.. Не будем столь категоричны и, коль скоро существует данный феномен, попытаемся в нем разобраться.

Действительно, мультимедиа один из терминов, который может означать разные вещи, предназначенные для самых разных людей и пользователей. Поэтому так много дисциплин, имеющих дело с мультимедиа (в компьютерной сфере - это сайтостроение, гипертекстовые системы, компьютерная графика, компьютерная анимация и т.д., в средствах массовой информации — журналистика, в том числе и Интернет-журналистика, речевые и социальные коммуникации и др., в искусстве -сетевое искусство, компьютерная анимация, компьютерный видеомонтаж, режиссура звука, фильма и др.). Трудно определиться, где мультимедиа начинается и где заканчивается. Очень образно по этому поводу сказал Джеф Бургер (Jeff Burger), обозреватель журнала «Новые Медиа» (New Media): «Определение мультимедиа напоминает мне старую притчу о трех слепых мужчинах, впервые повстречавшихся со слоном. Один притрагивается к хвосту слона и говорит, что это похоже на канат. Другой, охватывая ногу животного, описывает его как дерево. Третий, держась за хобот, уверяет, что это змея. Назначение мультимедиа меняется в зависимости от того, где и для кого предполагается использовать это средство, в каких целях» (227).

В «Энциклопедии "Кирилла и Мефодия"» мультимедиа определяется как электронный носитель информации, включающий несколько ее видов (текст, изображение, анимация и пр.)1. В словаре «Основные понятия и определения прикладной интернетики» под мультимедиа понимается взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения. Обычно это означает сочетание текста, звука и графики, а в последнее время все чаще — анимации и видео (148).

И. Вернер, автор одной из первых монографий о мультимедиа, переведенной в России в 1996 г., избегает определения мультимедиа, одновременно отмечая, что одной из новых технологических форм информационного общества является технология мультимедиа, которая открывает принципиально новый уровень обработки информации и интерактивного взаимодействия человека с компьютером (29, с. 7). Это означает, что видеоряды, текстовая и аудиоинформация, компьютерная графика и анимация могут быть произвольным образом скомпонованы, изменены и/или отображены в другой форме представления данных. Благодаря этому открываются широкие возможности для различных видов деятельности, прежде всего для творчества. В 1970-е гг. (по мнению автора, именно в это время появились первые упоминания о мультимедиа в энциклопедических изданиях) термин «мультимедиа» обозначал совокупность средств для обработки и представления видео-, аудио- и печатной информации. «Такое определение предполагает возможность подключения к мультимедиа-компьютеру разнообразных устройств для работы с различного рода данными, иными словами, компьютер применяется в качестве базы или центрального пульта управления, чтобы объединить его возможности с возможностями видео- и телевизионной техники» (29, с. 8). В настоящее время трактовка термина «мультимедиа» несколько расширилась. Он стал охватывать не только компьютерные средства обработки информации, но и носители информации.

Культура субъектов мультимедиа

Рассмотрение данного вопроса невозможно вне контекста культуры личности. Изучением вопроса культурологической сущности личности, ее типологических моделей в историко-культурном процессе занимались ряд исследователей - Г.А. Аванесова, П.С. Гуревич, Э.А. Орлова, В.А. Ремизов и др. Исследуя культуру субъектов новой субкультуры — мультимедиа мы понимаем под культурой личности в функциональном аспекте динамический процесс, в котором закономерно проявляются ее генетическая и деятельностно-культурная природа, характер реального культурного бытия.

Мультимедиа, как и любой другой рынок, состоит из трех сфер: производство, распределение и потребление.

Сфера производства представлена мультимедийными продуктами, созданными разработчиками и издателями.

Компания «Кордис&Медиа»1, исследуя вопросы становления отечественного рынка мультимедиа, разработала базу данных, обратившись к которой можно проследить историю становления фирм-разработчиков мультимедиа с 1992 по 2001 г. Она послужила аналитической основой для издания первого в России аннотированного каталога неигровых электронных изданий на CD-ROMe «Камертон» («Кордис & Медиа», 2001 г.), вышедшего в 2003 г.

За 10 лет на отечественном рынке присутствовало более 290 организаций разработчиков (165а) .

Некоторые разработчики основательно закрепились на рынке мультимедийных продуктов. Это — «АРТИНФО», «КОМИНФО», «Компакт-бук», «Кордис» (под разными названиями), Республиканский медиацентр (РМЦ), Интерсофт и др.

Первые российские легальные разработки, выполненные в жанре мультимедиа, относятся к концу 1992 - началу 1993 г., когда в страну стали сравнительно легко ввозиться достаточно мощные персональные компьютеры, появилось соответствующее программное обеспечение. К началу 1994 г. окончательно оформились 8 компаний, принявших решение профессионально заниматься мультимедиа-издательской деятельностью. К 1995 г. количество издателей значительно увеличилось за счет новых команд и шагнуло за два десятка. Отрадно отметить, что появились мультимедийные издатели при учебных центрах и университетах страны при Новгородском и Волгоградском государственных университетах, Тамбовском региональном центре новых информационных технологий при ТГУ, «Открытом музее» Российского государственного гуманитарного университета и др. Появились также центры, лаборатории, спонсируемые фондами - Музейная лаборатория Центра современного искусства Сороса, Project Harmony, Inc (Программа «Обучение и доступ в Интернет» ) и др. Таким образом, была нарушена «профессиональная» монополия на мультимедийные разработки. Только в 1998 г. было выпущено несколько мультимедийных изданий силами 9 высших учебных заведений5.

Проявился интерес к электронной издательской деятельности у министерств: у СВР (службы внешней разведки), Государственного

комитета по высшему образованию и у Министерства культуры в лице Центра ПИК и др.

На рубеже тысячелетий список фирм, определяющих моду в отечественном мультимедиа-жанре, сформировался практически окончательно и не превышает 30-ти. На их долю приходится более 65% изданий, выпускаемых за год.

Среди проблем, мешающих в деятельности российских профессиональных разработчиков на этапе зарождения мультимедийных изданий, отмечают, прежде всего:

-отсутствие платежеспособного спроса на диски легальных мультимедиа-компаний (фактически, отсутствие сформированного рынка);

-высокую активность производителей нелегальных копий программного обеспечения, выпускающих продукцию по демпинговым ценам;

-появление Интернет-версий мультимедийных CD-ROMOB. Хотя они не являются полной копией CD-ROMOB, В силу того, что ряд мультимедийных эффектов в Сети как бы приглушен и не реализован в полной мере и может быть затруднен из-за пропускной способности связи, вместе с тем введение в CD-ROMbi и DVD-ROMbi новой информации осуществляется менее оперативно, чем в Интернете и т. п.

Если первая причина привела к, временному «вынужденному простою» в деятельности некоторых профессиональных команд, не выпустивших за год ни одного издания, но продолжавших как бы «латентно» присутствовать на рынке, то воздействие второй причины носит более долговременный и масштабный характер.

Причины экономического характера породили раскол внутри очень многих команд разработчиков, «миграцию» сотрудников в другие (как правило, вновь создаваемые) фирмы6, чем, в частности, можно объяснить

резкий рост количества (в два с половиной раза) компаний, выпускающих мультимедийную продукцию (критическими считают 1995 и 1998 гг.).

В настоящее время число названий мультимедийных продуктов измеряется десятками и сотнями тысяч.

Отечественный рынок мультимедийных продуктов значительно скромнее западного, хотя он, по данным экспертов, находится на подъеме, развивается.

Если в первом издании российского справочника по компакт-дискам и мультимедиа 1995 г. перечислено всего 34 названия таких продуктов, то в издании 1996 г. -уже более 112 (106). В 1997 г. появились новые данные - 160. На начало 2002 г. каталог «Камертон» электронного издательства «Кордис@Медиа» включал 400 неигровых электронных, прежде всего CD-ROM изданий (73). А Интернет-каталог мультимедиа CD-ROM по культуре, искусству и образованию, который составляется и пополняется Центром по проблемам информатизации культуры Министерства культуры РФ с 1995 г. по настоящее время, охватывает более 620 названий (отечественных производителей) .

Как видим из диаграммы, среди компакт-дисков не менее, трети составляют компакт-диски культурно-образовательного направления. Трудно сказать, насколько возрастет количество российских CD-ROMOB, однако можно уверенно заявить, что рост продолжится.

Интересно, что наряду с компьютерными играми наибольший коммерческий успех у обучающих дисков. Среди них, например: «Демонстрационно-программные системы по физике и органической химии», «Азбука мультимедиа», а также по иностранным языкам. Качество многих российских мультимедийных продуктов вполне отвечает европейскому уровню. Целый ряд их успешно продается в Европе, а некоторые отечественные производители сейчас даже больше продают своих изделий на Западе, чем в России.

Культура как объект мультимедиа

Мультимедиа и бизнес. Системы мультимедиа становятся все более общепринятыми в окружении бизнеса. Бизнес становится все более глобальным и международным, фактически, благодаря современным средствам коммуникации, исчезает значение офиса, т.к. сотрудники могут работать у себя дома, в машине, - где угодно. Уже появляются на рынке устройства, обеспечивающие дистанционный онлайновый контроль за своим рабочим местом, квартирой и т. д. Формируется новая профессиональная сфера - электронный бизнес.

Роль мультимедиа в учреждениях и офисах заметно увеличивается. Владельцы магазинов, киосков, торговых фирм могут демонстрировать свои товары с помощью мультимедиа. Применение мультимедийных программ является логическим следствием тех разнообразных возможностей, которые предлагают соответствующие аппаратные и программные средства.

Область витринной рекламы является классическим примером применения мультимедиа. С помощью таких витрин клиенты имеют возможность самостоятельно получать интересующую информацию (запросить необходимую информацию и получить ее на экране). Например, это могут быть операционные залы банков, где может сообщаться информация о кредитах, о различных банковских операциях (больше половины опрошенных банков, которые хотят использовать витринные терминалы POS/POI, рассчитывают при этом на увеличение оборота), залы на выставках и ярмарках, залы автосалонов, бюро путешествий, аэропорты, железнодорожные вокзалы и т. д.

Такой справочной системой можно пользоваться и в нерабочие часы, если экран находится за стеклянной витриной с клавиатурой в специальном витринном исполнении, позволяющем вмешиваться (запрашивать нужную информацию) в работу информационной системы. Можно, например, полистать каталог, а также взглянуть на изображение желаемого изделия и, разумеется, можно заказать товары по их товарной спецификации или номеру.

Пользователь может сам ознакомиться с образцами товаров, сравнить их друг с другом. Это то, что сейчас делается в Интернет-магазинах, сетевых киосках.

Разноообразны базы данных, предоставляющие информацию о производителях той или иной продукции, например, база данных «Российский генеральный регистр производителей товаров и услуг», юридические базы данных, которые все чаще в последнее время готовятся с использованием мультимедиа-технологии, давая не просто текстовую информацию, но и сопровождая ее звуковыми, изобразительными эффектами. Известным поставщиком гипертекстовых баз данных правовой тематики является фирма «КонсультантПлюс», а также компании «Гарант-Парк», «Кодекс», представляющие собой информационно-аналитические объединения с разветвленной сетью представительств по России.

Уникальность представляемой информации состоит в том, что впервые такой огромный массив текстовой, табличной и графической информации от ведущих агентств, газет и журналов, министерств и ведомств обработан по специальной технологии и дает возможность доступа одновременно ко всем источникам базы данных. Здесь применен интуитивный поиск близких по смыслу понятий (реализованный на принципах искусственного интеллекта), имеются гипертекстовые переходы по важнейшим понятиям.

Кроме того, «Гарант-Парк» создает на заказ мультимедийные продукты на CD-ROMax, разрабатывает программно-инструментальные средства мультимедиа в Интернете.

Мультимедиа и туризм. Широкое распространение мультимедиа приобретает в сфере туризма. При этом популярностью пользуются виртуальные туры.

Посетители, например, мультимедийного сайта американского Белого дома смогут попасть на виртуальную экскурсию, которую проводят лично президент Джордж Буш, его жена Лора, вице-президент Дик Чейни и другие сотрудники президентской администрации. Открытие сайта приурочено к вековому юбилею Западного крыла штаб-квартиры американских президентов. В настоящее время посетить Белый дом с экскурсией могут лишь группы школьников, ветеранов и гости сотрудников администрации президента и Конгресса США. Эти ограничения обусловлены ужесточением мер безопасности после трагедии 11 сентября 2001 г. Для того, чтобы посетить Белый дом виртуально, необходим компьютер с достаточно быстрым подключением к Интернету и программа Real Player. В будущем должна появиться новая версия сайта, представленная в формате Windows Media. Виртуальная экскурсия состоит из посещения многочисленных помещений Белого дома. Шестнадцать из них можно осмотреть в режиме панорамного обзора, а о наиболее интересных местах рассказывается подробнее. Например, Джордж Буш в течение семи минут демонстрирует Овальный кабинет, Лора Буш -комнату для приема иностранных гостей, а Дик Чейни проводит экскурсию по резиденции вице-президента, расположенной по соседству с Белым домом1.

В российском Интернете виртуальные гиды также получили свое развитие. На сайте www.300online.ru - совместный проект 300online.RU и компании Internet Help - открыт сервис Your personal guide, позволяющий совершить виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу с персональным гидом, говорящим на русском или английском языках. В отличие от обычного сайта, где пользователь - находит тексты и фотографии, здесь информация дополняется присутствием гида, которому можно задавать вопросы, вести диалог. Оператор одновременно общается с 5-6 пользователями, поэтому информационная служба справляется с потоком клиентов. Информация может быть различной - от ресторанов и бань до музеев, театров или погоды. В конце экскурсии все материалы и справочная информация отправляются клиенту по электронной почте.