Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Русский провинциальный театр рубежа XX - XXI веков : Ярославская социокультурная модель Дидковская, Наталья Александровна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дидковская, Наталья Александровна. Русский провинциальный театр рубежа XX - XXI веков : Ярославская социокультурная модель : диссертация ... кандидата культурол. наук : 24.00.02.- Ярославль, 2000.- 177 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-24/54-3

Введение к работе

Ситуация рубежа веков, в которой пребывает современная культура, характеризуется естественным желанием общества обратиться к ее традиционным ценностям (религиозным, нравственным, художественным). Эта тенденция коррелируете возросшим в последнее десятилетие интересом к культурно-историческим феноменам провинции.

Общепризнано, что театр исторически возник как явление городской культуры, «образцы и эталоны которой изначально складывались на столичных сценах и затем уже транслировались на периферию» .

Восприятие провинциального театра как вторичного, едва ли не второсортного по своим художественным особенностям, порождает аналогичное отношение к его проблемам и нуждам как второстепенным для страны в целом и для конкретного города в частности.

Однако преобладание описательно-констатирующих, дискретив-ных подходов не позволяет говорить о специфическом интересе к проблемам бытования и функционирования провинциального театра, выводит суждения о нем за границы обстоятельного культурологического анализа.

Актуальность исследования. Настоящее исследование предполагает изучение «совокупного театра» провинциального города как феномена художественной культуры и субъекта социокультурных отношений.

Аксиомой при этом мы полагаем, что театр как экстравертное искусство есть уникальная форма проявления общественного сознания.

Обращение к современному провинциальному театру в качестве художественного феномена и субъекта социальных отношений подразумевает изучение системы взаимодействия, взаимовлияния, творческого партнерства как внутри театрального коллектива, так и при коммуникации театра и социума. Особую актуальность этот подход приобретает в период смены социокультурной парадигмы существования искусства.

Если художественно детерминированные условия деятельности в профессии значимо не меняются, то социально-психологические ориентиры театральных деятелей, эстетические и общественно-политические взгляды аудитории в связи с устранением идеологического и появлением экономического прессинга меняются существенно. Инер-

Дмитриевский В. Театр и город в контексте культурной политики (современность и будущее) // Город и искусство. - М., 1996. - С. 188.

имя сложившихся отношений театра и публики, характеризующая и массовое сознание, и профессиональные представления, не изжита. Процесс утверждения новых принципов контакта театра и зрителя протекает противоречиво. Политически ангажированный зритель, привыкший к яркому, зрелищному, «плакатному» театру «гражданских идеалов» сейчас имеет возможность реального участия в общественной жизни. Идеологическая же сторона деятельности театра оказывается часто невостребованной.

Зрители, ориентированные на ценности массовой культуры, находят их в явлениях коммерческого искусства, их учитывают сейчас и многие театры. Так утверждается театр «тиражируемых амплуа», устойчивого типажа. Аудитория, стремящаяся к содержательному эсте-тігческому общению, к емкой интерпретации драматургического произведения непредставительна, а значит и сам театр все реже учитывает ее позиции в своей программе.

Сложность смены социокультурной парадигмы существования театра усугубляется тенденцией устранения из современного театрального процесса такой системы, как «лидер — ансамбль». Во главе театров оказываются директора-менеджеры, главные режиссеры — «производственные функционеры», то есть те, кто даже не претендует на художественное лидерство. В провинции это общероссийское явление из «кризиса лидерства» переросло в катастрофическое отсутствие театральных лидеров как таковых. По справедливому замечанию публициста: «после "гибели богов" остаются вовсе не художественные школы, способные развить идеи и традиции Мастера, а вакансии в штатном расписании»1. Театральные коллективы, объявленные «национальным достоянием» за легендарную историю и былые художественные достижения утрачивают способность саморазвития и присутствуют в современном театральном процессе лишь формально, в качестве «музейной реликвии».

Отсюда материалом настоящего исследования стала прежде всего социокультурная среда одного из старейших и богатейших в плане культурных традиций города России — Ярославля. Основной эмпирический материал составили спектакли ярославских театров. Кроме того, проводились беседы с актерами и режиссерами, наблюдения репетиционного процесса, изучались архивы театров, программы местных телеканалов, посвященные театрам Ярославля и театральным деятелям. Научный аппарат нашего исследования нетрадиционен; место архивных и иных материалов занимают итоги наблюдений над раз-

Ііеяявский Ю. «Гибель богов» (экспозиция). Клльтура. 2000. Х« 21.

личными аспектами личностной самореализации ныне здравствующих художников.

Объект исследования — русский провинциальный театр р>бе-жа XX-XXI веков, вписанный, с одной стороны, в контекст современного социума и, с другой стороны, в историко-культурную ситуацию конкретного города.

Предметом исследования являются социокультурные характеристики театров, конкретные коллективы, их творческие работники, спектакли и роли. Предмет исследования характеризуется конкретными хронологическими рамками. В силу этого «современным театральным процессом» мы именуем не только финальные годы XX века, но и тот тридцатилетний контекст, из которого выросла собственно текущая театральная жизнь Ярославля.

Целью предпринятой научной работы стало построение социокультурной модели провинциального театра на рубеже ХХ-ХХІ веков. В связи с обозначенной целью автор решал следующие задачи:

  1. Определить место театра как институционального организма в жизни современного провинциального города.

  2. Охарактеризовать основные составляющие театрального коллектива и систему его интеракций в социокультурной среде.

  3. Исследовать логику организационной и творческой деятельности режиссера в специфической социокультурной ситуации провинциального города.

  4. Выявить качественные характеристики современного провинциального актера как носителя духовной и «технологической» традиции и особенности эволюции некоторых представителей актерского ансамбля разных театров.

  5. Воссоздать живой образ конкретных спектаклей и ролей, наполняющих сложную многомерную систему, определяемую нами как модель.

Степень разработанности проблемы. Феномен современного русского провинциального театра как специфического культурного учреждения, уникальной сферы жизни и сферы художественной деятельности практически не исследован ни в театроведении, ни в культурологии.

Фундаментальные монографии, посвященные истории театра и театральной критики (это прежде всего работы Б. Алперса, Л. Лльтшуллера, П. Зографа, Г. Хайченко, Е. Холодова, а также издания «История русского драматического театра» в семи томах, как и более ранние монографии В. Всеволодского-Гернгросса и др.) очень

мало затрагивают провинциальный пласт. Исключение составляют исследования И. Петровской, в частности о репертуаре и зрителе русской провинции XIX века. Изучение социологических проблем провинциального театрального искусства по сей день ведется в основном на уровне создания методик исследования, которые коснулись в первую очередь репертуара и зрительской аудитории.

В литературе провинциальный театр существует более заметно как объект рефлексии мемуаристов (В. Андреева-Бурлака, Е. Волгиной-Покровской, Г. Ге, О. Голубевой, Б. Горин-Горяйнова, П. Дьяконова, Ф. Лазарева-Теплинского, Н. Муханова, М. Рыбальского, М. Щепкина), а так же в художественной прозе (ему посвящено множество рассказов А. Чехова) и драматургии (пьесы А. Островскою).

Имеются материалы описывающие театральную жизнь Ярославля в историческом аспекте. Эта ситуация характерна не для каждого города, но театральные корни Ярославля дали материал для различных по степени глубины и достоверности излагаемых фактов исследований М. Ваняшовой, К. Евграфова, К. Куликовой, М. Любомудрова, Н. Севера.

В последнее десятилетие провинциальный театр практически лишен критической среды; интерес столичных критиков к нестоличному театру минимален, зачастую формален; местная критика не стремится к социокультурному анализу театрального процесса: она либо эмоционально-рефлексивна, либо отстраненно-эпична. Современное состояние провинциального театра России до сих пор не стало предметом обобщения ни в объемных исследовательских монографиях, ни в обобщенных социолопгческих трудах. К сожалению, ни материалы, проводимых московскими и петербургскими учеными социологических исследований, касающиеся театральной ситуации в отдельных городах и регионах, ни материалы научной конференции «Театр и город» в г. Тольятти, ни, наконец, подробный критический анализ картины российских театральных фестивалей не получили широкой презентации. Если можно говорить об определенном уровне разработанности проблем провинциального театра XVIII и XIX веков как в научных исследованиях, так и в литературных, эпистолярных источниках, то современная жизнь театра русской провинции является неотрефлекси-рованной с научных позиций.

Научная гипотеза. В соответствии с поставленными целями, задачами и особенностями объекта и предмета исследования мы предположили:

1. Как явление художественной кчлыуры театральная модель может
рассматриваться в двухмерной системе координат, — «горизон
тальных» связей:

уровень и динамика развития творческого диалога театров города;

характер творческого процесса в различных театрах;

анализ основных художественных тенденций; — «вертикальных» связен

сопряжение современной театральной практики с «легендарным прошлым» театров;

логика взаимоотношений художественной истории и практики театра реального, наблюдаемого «здесь» и «сейчас», и театра идеального, каковым он предстает в письменных, а главным образом, устных воспоминаниях.

  1. Социокультурная модель провинциального театра предстает в версии не «литературной» (летописной: документально подтвержденной хотя бы на уровне репрезентативных по количеству и качеству критических и исторических материалов), а мифологической. Это связано с тем, что театральное прошлое рассматривается не как простая последовательность событий, цепь фактов, галерея персонажей, то есть «история», а как сгусток постоянно накапливаемой творческой энергии и эмоционального напряжения. Театральная мифология в нашем случае становится оригинальным механизмом изучения и оценки современного театрального процесса, ибо он творится и воспринимается в свете именно такого театрального мифа.

  2. Современная социокультурная модель провинциального театра рассматривается как микросистема, для которой характерны тенденции, отчасти связанные с общероссийским театральным процессом, но проявляющиеся более остро подчас разрушительно чем в столицах; центральной из таких тенденций можно считать кризис художественного лидерства как в социальном, так и в личностном плане. Эту модель можно представить и как макросистему, где наличествуют противоречивые тенденции в сфере актерского творчества: имеет место «охранительная» тенденция, направленная на утверждение сложившихся норм в работе ансамбля, соблюдение актерских амплуа, но личностные характеристики актеров старшего и среднего поколения позволяют говорить о стремлении современных творцов диалектично работать с собственным возрастом и амплуа.

Методология работы основана на современных позициях «понимающей» социологии и активно развивающихся в последние 30 лет

исследованиях в области социологии театра (Ю. Фохт-Бабушкин, В. Дмитриевский, Т. Клявина. Л. Ионии. В. Петров и др.)- Была использована театроведческая методология как в ее исторической традиции (Б. Ллперс, А. Альтшуллер, Б. Асеев, Е. Полякова-Горячкина, О. Фельдман), так и в плане исследований театральной ситуации в современной России и, в частности, в провинции (М. Дмитриевская. Т. Злотникова, И.Соловьева, И. Таршис, Т. LHax-Азизова, М.Швыдкой). Была востребована также синергетика как фундамент для формирования интегративных представлений о конкретном художественном феномене.

Отдельный методологический пласт составляет, во-первых, традиция русских философов и культурологов второй половины XX века, развивающих феноменологические, герменевтические и семиотические традиции (В. Библер, М. Глазман, Л. Закс, Ю. Лотман, М. Мамарда-швили, Г. Померанц), а также психоаналитическая традиция изучения художественного творчества (Э. Берн, 3. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорн-ни), и наиболее значимые исследования физиологов, касающиеся нашей проблематики (В. Бехтерев, И. Павлов, П. Симонов).

Теоретическая значимость исследования определена системным характером обобщений, целостностью концептуального видения состояния провинциального театра России на рубеже ХХ-ХХ1 веков.

* На основе наблюдений над социокультурными аспектами
функционирования совокупного театра Ярославля описана модель
провинциального театра, обладающая широкой репрезентативно
стью. *
Обозначены ее' основные критерии и характеристики.

* Выделены два уровня последовательного рассмотрения модели: мик
роуровень
(совокупный театр как элемент городской социокультурной
среды) и макроуровень (театр как высококоммуникативное сообщество
творцов и аудитории), в результате чего можно было определить спе
цифику хронотопа провинциального театра.

* Рассмотрены три варианта модели провинциального театра
как системы: идеальный театр; образцовый театр; реальный театр.

* Типологизированы художественные методы конкретных театров,
образующих совокупный театр Ярославля. * Актуализирован миф про
винциального театра, обозначены и структурированы его основные
элементы. * Выявлены социально-психологические и эстетические
проблемы самореализации творческой личности в провинциальном
театре рубежа XX-XXI веков в условиях смены социокультурной па
радигмы искусства. * Осуществлен театроведческий анализ конкрет
ных спектаклей и ролей.

Практическая значимость исследования определяется тем, что оно не только детерминировано актуальной театральной практикой, но и востребовано ею. Осуществленная систематизация представлений о современном состоянии провинциального театра вообще и его ярославской модели в частности позволит практикам театра, административно-управленческим структурам:

  1. Сформировать у деятелей театра, на основе исследования художественной ткани спектакля и психоэмоциональных характеристик творческой личности, рефлексию над собственной деятельностью.

  2. Определить оптимальные способы организации творческой деятельности в период сложных процессов, протекающих как пне, так и внутри театрального коллектива.

  3. Выработать критерии, обеспечивающие механизм плодотворно го взаимодействия правящей элиты, с одной стороны и творческой элиты — с другой стороны.

Научная новизна обусловлена тем, что:

выявлено проблемное поле, в котором эволюционировал и продолжает развиваться театр старейшего русского города как составляющая социокультурной ситуации Ярославля;

определена структура социокультурной модели провинциального театра в современном российском городе;

проанализированы конкретные параметры, наиболее адекватно характеризующие содержательные аспекты модели, исследованы три варианта модели провинциального театра;

на основании анализа микро- и макро- уровней существования театра выведена характеристика хронотопа театра современной русской провинции;

дан эмпирический (культуролопгческий и театроведческий) анализ совокупного театра города Ярославля в аспекте режиссерских и актерских работ последних лет;

собран значительный справочный материал, зафиксированы свидетельства участников театрального процесса, которые могут быть положены в основы дальнейших исследований.

На зашиту выносятся следующие положения:

провинциальный театр рубежа ХХ-ХХ1 веков, обладая едиными художественными корнями с театром столичным, существенно отличен в аспекте социокультурного функционирования; театральные мифологемы, будучи феноменом,характерным и для столицы, и для провинции, имеют особое воздействие на актуальный творческий процесс в провинции;

изучение театра как творческой общности и социокультурного института предполагает использование многоуровневой модели, учитывающей инварианты идеального, образцового и реального театра;

для театральных творцов провинции определяющую роль играют как личностные аспекты творческой деятельности, так и специфический хронотоп; - ярославская модель обладает широкой репрезентативностью с точки зрения реалий российской провинции. Апробация работы. Основные позиции диссертации были обсуждены на научных конференциях в Ярославском государственном педагогическом университете (1996-1998), на научных конференциях молодых ученых ЯГПУ (1996-1999), в рамках летнего международного университета «Методология общественных наук в России и зарубежном мире на исходе века» (Ярославль, 1997), на региональной конференции «Социокультурная динамика России» (Иваново, 1998), в ходе участия в зимнем методологическом университете «Кризисная Россия: к новым парадигмам исследования» (Звенигород, 1999), а также на научно-практической конференции «Традиции Федора Волкова и русская театральная культура» (Ярославль, 2000).

Материалы исследования использовались в педагогической деятельности автора в Ярославском государственном педагогическом университете Им. К.Д. Ушинского. Внедрение научных результатов осуществлялось в процессе публикаций статей, тезисов, чтения лекций в ЯГПУ им. К.Д. Ушинского.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Объем диссертации — 177 страниц, список литературы содержит— 265 наименований.