Введение к работе
АКТУАЛЬНОСТЬ диссертации обусловлена недостаточностью исследования этого периода с интегративных культурологических позиций, необходимостью выработки целостного понимания культурных процессов, места и значения русской живописи в эту эпоху, ее связей с другими видами искусства. Изучение этих существенных для культуры явлений в русской живописи тормозилось объективными причинами, имевшими место ранее в науке, культуре и искусстве. Кроме того рассматриваемые в диссертации вопросы важны для культурологов и искусствоведов Кореи, так как познакомят их с теми глубинными историческими, социальными, психологическими и художественными явлениями, которые обусловливают
самобытность русского искусства станковой живописи - составной части культуры России. В Корее эпизодически проводятся художественные выставки русского искусства, но обстоятельного теоретического материала, выполненного, например, на уровне кандидатской диссертации, и который бы способствовал лучшему пониманию сущности русского искусства, фактически нет.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА исследования состоит в том, что применен новый культурологический подход к изучению русской живописи как существенного компонента в развитии художественной культуры России в конце XIX в. Рассмотрен сам исторический тип русской живописи, рожденный конкретными социокультурными процессами и его факторами, обусловленный специфическим духовным контекстом русской культуры, что выражается в методах творчества и стилях. Проанализированы структурные компоненты русской живописи как явления художественной культуры: художнические индивидуальности в различных модусах творчества (ремесло, мастерство, талант, гений), в их поведении, поступках; направления живописи и конкретные наиболее репрезентативные произведения, их культурные смыслы; затронуты связи живописи с другими видами искусства России. Показано значение русской живописи как феномена европейской и мировой культуры. В диссертации также учитывалось, что внимание теоретиков художественной культуры к вопросам связи русских живописцев с православием, их отношения к некоторым явлениям повседневной жизни и другим вопросам, было не столь пристальным. В современных публикациях эти проблемы обозначались не слишком явственно, что обусловлено известными идейными установками, существовавшими в искусствознании прошлых лет. В диссертации прилагаются усилия понять указанные страницы истории русской художественной культуры, чтобы в дальнейшем, в последующих исследованиях автора, соотнести их с опытом корейского
изобразительного искусства. Создана основа для подготовки специального издания о русской живописи в Корее.
ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ служит совокупность социально-общественных, духовно-нравственных и эстетических характеристик жизни России конца XIX века, которые в своем взаимодействии стали движущей силой развития русской живописи как элемента художественной культуры в ее целостной совокупности.
ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ явилась русская станковая живопись в контексте противоречий, тенденций и закономерностей развития художественной культуры России в конце 19 века.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ определяется тем, чтобы выявить своеобразие развития русской живописи на 2-х уровнях научного изучения: контекстном (широком общекультурном и более конкретном художественно-культурном) и специфическом (собственно искусство живописи, его содержание, форма, ценностный смысл, уникальность). Предполагается также раскрыть перед корейскими читателями и зрителями - специалистами в области культуры народов и художественной общественностью в целом, неповторимую самобытность, душевную чистоту и высочайший профессиональный уровень русской станковой живописи конца XIX столетия.
В ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ входило:
проанализировать социокультурную ситуацию России конца 19 века;
охарактеризовать наиболее значимые культурные процессы, которые обусловили высокий "взлет" искусства русской живописи и обратное влияние живописи на практику художественной культуры;
- описать феноменологию русской живописи данного периода в
культурологическом аспекте;
- рассмотреть источники и историографию русской живописи 19 века;
- раскрыть необычность духовного содержания русской живописи,
своеобразие понимания человека в его отношениях к природе, обществу,
самой культуре, смыслу жизни, поискам пути развития человека и
отечества;
- раскрыть роль художника в культуре России: показать как художники
готовили зрителей к восприятию новых идей, как они были взаимосвязаны,
как коррелировалось развитие русской живописи в масштабе всей
художественной культуры;
- описать наиболее яркие произведения русской живописи, их
уникальную судьбу (в искусствоведческом плане);
- представить старые и новые факты и доказательства признания и
значения русской живописи как выдающегося феномена мировой культуры.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ: В ходе исследования автор опирался на фундаментальные теоретические положения современной культурологии и искусствоведения, а также на результаты научных исследований развития художественной культуры России конца 19 века. Привлеченная научно-теоретическая и историко-художественная литература помогла автору в поиске адекватных методологических подходов к систематизации и целостному рассмотрению обширного материала русской станковой живописи. В связи с тем, что вопросы, изучаемые в диссертации, являлись предметом научно-теоретического интереса на протяжении всего XX века, а также поскольку они неоднократно затрагивались в традиционных искусствоведческих исследованиях, автор опирался на накопленный богатый материал, но анализировал проблему русской станковой живописи под новым, культурологическим углом зрения. При этом делалась попытка найти собственное осмысление особенностей развития художественной культуры России, чтобы проложить дорогу к пониманию русского искусства у зрителя республики Корея.
НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ БАЗОЙ являлись:
1. В общетеоретическом исследовании - литературные источники, в
которых рассматривалась русская живопись конца XIX - начала XX веков, а
также раздел истории России, посвященный русской культуре указанного
времени.
2. Предметно-историческое исследование проводилось в
государственном Русском музее; государственной Третьяковской галерее;
музеях городов Пушкина и Павловска; Научно-исследовательском музее и
Научной библиотеке Российской Академии художеств.
3. Общехудожественное исследование осуществлялось в творческом
содружестве с художниками, искусствоведами, культурологами факультета
изобразительного искусства РГПУ им.А.И.Герцена, а также Санкт-
Петербургского государственного института живописи, скульптуры и
архитектуры имени И.Е.Репина.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ диссертации состоит в том, что ее теоретические и изобразительные материалы предназначаются к реализации: а) в университетах Кореи; в виде цикла лекций по истории русской художественной культуры; б) учебного пособия по искусству для высших и средних учебных заведений Кореи; в) книги-монографии по художественной культуре России на корейском языке.
АПРОБАЦИЯ исследования состоит в том, что его результаты докладывались на встрече с представителями корейской культуры в художественной галереи г.Сеула - "Хендэ Арт Галери"; опубликованы в двух статьях, объединенных общим заголовком "Два мастера русской живописи" в корейском специализированном журнале по искусству - "Мир искусства", 1995, сентябрь, № 9. - с.96 - 101 (1."Воскрешение дочери Иаира - первая картина Ильи Репина". - 0,25 п.л.,5 илл.; 2."Картина Василия Сурикова "Взятие снежного городка".- 0,25 п.л., 6 илл.).
СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ соотносится с целью исследования и методикой его проведения. Состоит из введения и трех глав, параграфы которых раскрывают тему каждой главы с различных сторон. В примечания вынесены факты полемики о путях развития национальной русской живописи, которые имели место в художественной среде изучаемого времени. Приводимая здесь литература может быть полезна также и корейским специалистам, привлекающим русское искусство для познания других областей общей культуры России.