Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Российские праздники в истории культуры Петербурга первой четверти XIX века Лихачева, Ольга Олеговна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лихачева, Ольга Олеговна. Российские праздники в истории культуры Петербурга первой четверти XIX века : автореферат дис. ... кандидата культурологии : 24.00.02.- Санкт-Петербург, 1997.- 19 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы:

Конец XX века - время особенно внимательного отношения к прсщдо-г. когда осмысление традиций русской культуры становится одной их іжнейших задач современности. В поисках новых ценностей мы обращаем-i к историческому опыту. В такой ситуации изучение праздничной лльтуры - хранительницы российских традиций - обретает особую роль.

Актуальность темы обоснована значением, которое имели праздники з 5сем строе жизни россиянина, е культуре страны. 2 Росини XIX века на 37 рабочих дней приходилось Э8 дней праздничных - больше, чем в л;:-эм из европейских государств. Даже этот чисто формальный показатель зндетельствует о значении праздников. Праздники были не только време-эм отдыха, но и неотъемлемой частью духовной культуры.Чередование эуд-IX дней и торжеств задавало чёткий ритм жизни. Религиозные праздники называли влияние на духовный облик человека, государственные имели, па-оиотический характер, формировали гражданскую позицию. Именно поэтому зучение праздников так важно для понимания русской культуры в целом.

В Петербурге - столице России - праздникам придавалось особое тачение. Они призваны были подчеркивать мощь и величие империи,ее ис-орическую миссию. Этим обосновывается характер петербургских торжеств помпезных и блистательных, но зачастую имеющих казенный оттенок.

Несмотря на большое значение, которое имели праздники в XIX еєкє, зучены они совершенно недостаточно.Актуальность темы обоснована кэоб-одимостью восполнить пробел в знаниях о праздничной культуре России.

Степень научной разработанности проблемы:

Специальных работ, посвященных выбранной теме, нет, но отдельные опросы, с ней связанные, освещены в культурологических. Философских, сторических и иных гуманитарных исследованиях.

Общие культурологические подходы к изучению культуры и ее рол;; в изни общества, на которых базируется настоящее исследование, пред-тавлены в работах С.Н.Артановского, С.Н.Иконниковой, Ю.М.Лотмаыа, .В.Соколова, В.А.Щученко и др. Анализ праздничной культуры как социо-ультурного феномена дается в фундаментальных трудах М.М.Бахтина, .С.Лихачёва, А.М.Панченко, К.Жигульского. Й.Хейзинги, благодаря кото-ым сформировалось представление о празднике как об одном из важней-их социально-культурных явлений. С позиции социальной значимости рас-матриваются праздники в работах Д.М.Генкина, А. И Мазаева и др.

Проблема культурологического изучения праздника многоаспектна, ячало исследованию собственно российской праздничной культуры было .'олокено в трудах этнографов (И.Снегирев. В. Забылин и др.). Описания [разднований приводятся в работах историков Петербурга к.XIX - н.ХХ в. М.И.Пыляев, И. Н.Божерянов, В.О.Михневич и др.). Благодаря исследова-[иям A.M.Конечного и особенно А.Ф.Некрыловой наиболее полно изучены

- 4 -городские народные гуляния. Немало внимания было уделено изучению х; дожественного оформления праздников, начатого еще Р.А.Ровикским и прі долженного в новейших трудах В.Н.Васильева и 0.В.Немиро.

Интерес к праздничной культуре как к одной из существенных со тавляющих русской культуры возрастает. В последние годы стало трад: пней создание в музеях города временных экспозиций, посвященных пра дникам. Частные вопросы, связанные с отдельными характеристиками ра личных компонентов праздничной культуры, анализируются в работах фил логов (А.Т.Ягодовская, И.Е.Душечкина и др.), историков (Л.Я.Лурь A.M. и М.А.Гордины и др.), этнографов и искусствоведов (Т.В.Станюк вич. А. М. Решетова, С.И.Великанова и др.). Однако и большая часть и следований, и выставки обычно затрагивают какой-либо один аспект пра дников. Не изучен российский календарь как органичное целое. Недост точно разработан вопрос о влиянии праздников на культуру Петербург малоизвестны придворные торжества, особенно относящиеся к XIX веку.

Цель исследования: комплексное изучение праздничной культуры первой четверти XIX века.

Задачи исследования:

ввести в научный обиход новые данные о петербургских праздниках, их содержании, законодательной основе, социальной ориентации;

на основе современных культурологических подходов провести комплексный анализ праздничной культуры;

проанализировать проблему исторической преемственности празднико выявить их взаимодействие с древнерусскими и западноевропейскими тр дициями;

рассмотреть аксиологический аспект изучения праздников, их взаимо вязь с духовной культурой общества.

Объект исследования: государственные и городские праздники пе вой четверти XIX века.

Предмет исследования: история, типологические особенности, с циально-культурная направленность праздников, их влияние на культу Петербурга.

Разнообразие праздников в Петербурге XIX века заставило сделз отбор изучаемого материала. В диссертации не рассматриваются религио ные праздники, которые могут быть предметом специального исследовани

Гипотеза исследования: праздничная культура XIX века - целости явление, отражающее ценностные ориентации общества и обладакж культуросозидающей энергией. Праздники оказали влияние на развитие и фраструктуры города, его художественны облик и духовную среду.

Методологической основой настоящей работы является комплекси анализ культурно-исторических явлений на основе междисциплинарнс

дхода. Исследование исходило из принятой в современной культурологии

.Н.Артановский, С.Н.Иконникова,М.С. Каган, Э.В.Соколов, В.А.Щученко

др.) концепции органичной ззаимосзязп явлении культуры..

Методологической базой изучения пробемы стал принцип исследования

аздника как Феномена духовней культуры общества (М.Ы.Бахтин, Л.С.Лп-

целостности (С.С.Аверннцев, Ю.М.Лотман и др.;

Методы исследования:

В ходе работы над диссертацией автор опирался на принципы системно подхода к анализу явлений, осуществленные на примере конкретного дорического периода. Исходя из этого, в работе использованы: компаративистский метод - сравнительно-исторический анализ различных апов разития праздничной культуры, позволяющий выявить основные тен-інции развития праздничной культуры, определить их место и значение русской культуре XIX века;

аксиологический метод - исследование ценностных ориентации общества, ютавляющих основу праздничной культуры;

методы теоретического анализа; проблемно-тематического изучения доцентов.

Источники исследования. Основой диссертационной работы стало пзу-;ние источников. В ней использованы:

историографические источники: исследования М.Пыляева, П.Черепкина, Михневича и др., содержащие описания петербургских праздников, основные на устных рассказах и наблюдениях их современниками; рукопись известного автора "О праздновании столетия Петербурга" 1890-х гг, ірхив Половцовых РО РНБ) и др.;

источники документального характера: законодательные акты; придворье календари и месяцесловы; Камер-фурьерские церемониальные журналы 1К опубликованные (до 1816 г.), так и неопубликованные (фонд Ка-ф-фурьерских журналов РГИА); межведомственная переписка (фонда )ф-интендантской конторы и фонда Канцелярии обер-прокурора Синода НА; фондов Главного Педагогического института и института Инженероз лгей сообщения ЦГИА СПб.и Ленинградской области, фонда Военной по тату канцелярии РГА ВМФ) протоколы, журналы и расходные книги (фонды' титула Российских Императорских орденов и Мальтийского ордена РГИА, жд Мальтийского ордена РГАДА, фонд общества "Старый Петербург" РГАЛИ; источники личного происхождения: мемуары (П.Дараган, А.Чарторижский, В.Булгарин, и др.); дневники (С.П.Жихарев и др.); массовые источники: периодическая печать - газетные и журнальные эоники, очерки о праздниках ( газеты: "Санктпетербургские ведомости",

"Северная почта", "Русский инвалид", и др., журналы: "Отечественны записки", "Вестник Европы" и др.);

- литературные источники, в основном, оды и речи, посвященные праздни
кам (Амвросий, митрополит Санкт-Петербургский, С.Бобров, пастор И.Бус
се, В.А.Жуковский, митрополит Феофилакт и др.)

В работе использовано 254 источника. Большинство документов влег вые вводятся в научный оборот.

Научная новизна исследования определяется:

реализацией нового подхода к анализу праздничной культуры Петербур га, которая рассмотрена как целостное явление в широком социаль но-культурном и историческом контексте;

обработкой эмпирических материалов с позиции исторической культуре логии, в результате которой обосновано значение праздников как неотс емлемой части культуры России;

выявлением взаимосвязи традиционной российской праздничной культур с европейской, в результате которого исследованы истоки праздникоЕ значение традиции в ходе развития праздничной культуры, проанализирс ваны характер и границы западного влияния.

На основе изучения широкого круга источников в культурологию вве ден обширный материал о праздничной культуре,расширен контекст бытовг ния памятников художественной культуры Петербурга.

Практическая значимость исследования:

Материалы диссертация использованы в лекционных курсах: "Исторі православия и традиции русской культуры", "История русской культуры1 "История русского искусства и архитектуры". Они также могут оказаты полезными при планировании городскими властями праздничных меропри: тий и при составлении сценариев современных массовых праздников;

Положения, выносимые на защиту:

  1. Понятие праздничной культуры как целостности, синтезирующей разли' ные формы государственной, общественной и духовной жизни.

  2. Культурологический анализ социокультурных доминант российск: праздников, основанных на взаимодействии языческой, западноевропейск и древнерусской традиций.

  3. Принципы сохранения элементов языческой традиции, сказавшейся праздновании Семика. Раскрытие роли влияния европейской культуры, пр явившегося:

в ассимиляции праздников нерусского происхождения ("кавалерск дни". 1 мая);

в формах праздников (придворные церемониалы).

Результаты анализа древнерусской (христианской) традиции, котор

- 7 -ослеживается:

в ходе формирования праздничного календаря (сохранение праздников, язанных с древними христианскими святынями), в ходе празднований (богослужение, благотворительность и др.), в богословском истолкозании всех государственных праздников ("цар-ие дни", Новый год и др.); Системный анализ культуросозидающего потенциала праздника, осущест-яемого путём взаимосвязи и взаимодействия праздников с иными сферами ховной и материальной культуры, выразившегося:

в формировании идеологических представлений народа, донесенных че-з проповеди, манифесты, публицистику и др.; в развитии инфраструктуры города (строительство храмов, мемо-альньгх ансамблей и др.);

в создании литературных произведений, произведений изобрази-льного и прикладного искусства, посвященных праздникам.

Апробация работы: Основные результаты исследования освещены в сти публикациях (список прилагается), изложены в докладах на семи нференциях.

Структура диссертации: