Введение к работе
Актуальность темы исследования.
Одним из наиболее специфических феноменов "фаустовской цивилизации" является рок. Появившись в 50-х годах XX века в англоязычных странах, рок-музыка быстро распространилась по всему миру. Сегодня аудитория поклонников рока предельно широка и включает в себя представителей различных социальных групп, живущих на всех континентах земного шара.
Рок как особый феномен привлек внимание исследователей еще в конце 60-х годов и с тех пор интерес к нему не ослабевает. Однако чаще всего к проблеме рока обращались социологи и социальные психологи, которые рассматривали его в основном как часть молодежной контркультуры. Ими настойчиво подчеркивалось, что по своей направленности и идейному содержанию рок-музыка является своеобразным выражением самосознания "потерянного поколения", находящегося в состоянии конфронтации с существующим обществом и не приемлющей ценностей так называемой "официальной" культуры. Приблизительно на этих же позициях находится и ряд исследователей-музыковедов, которые рассматривали и рассматривают рок как музыкальный стиль, стоящий в оппозиции к так называемой "поп-музыке" и тому пласту музыкальных произведений, которые относятся к академической музыке. Между тем, очевидно, что рок представляет собой более сложный феномен, и рассматривать его только как "музыку протеста" вряд ли целесообразно. За последние десятилетия возникла так называемая "рок-литература", появился своеобразный
символический язык, на котором говорят поклонники рока, сложились определенные ритуалы, верования, стиль поведения и одежды. Нет сомнения в том, что, будучи порождением культуры постиндустриального общества, рок оказывает существенное влияние на соответствующую социокультурную реальность, предлагая собственные, зачастую альтернативные варианты развития. Таким образом, изучение рока невозможно без рассмотрения его вне широкого социокультурного контекста, без выявления его места в системе культуры "фаустовской цивилизации". Это говорит о том, что существует насущная потребность исследования рок-феномена в рамках культурологического подхода, что позволит дать ответы на многие вопросы, остающиеся открытыми до сегодняшнего дня, в том числе такие: как протекает процесс развития культуры в условиях потиндустриалыюго общества, где складываются иные предпосылки для производства, распространения и потребления культурных ценностей, в чем специфика культуры общества "технотронной эры", какова ее динамика и назревшие противоречия и так далее. Говоря другими словами, рассмотрение рока в культурологической плоскости даст ключ к решению ряда актуальных проблем современного культурологического знания, которые стоят в центре оживленных теоретических дискуссий последних лет. В этом прежде всего состоит актуальность выполненной диссертационной работы, которая, на наш взгляд, явно выходит за рамки локального исследования частной проблемы.
Степень разработанности проблемы.
Теоретическое осмысление феномена рока, как показывает анализ литературы, началось приблизительно с конца 60-х - начала 70-х годов,
когда появились первые публикации на эту тему. В основном это были
работы, где рок рассматривался как конституирующий элемент
молодежной контркультуры, выражающем самосознание
послевоенного поколения, "заброшенного в мир" и утратившего представление о смысле жизни. Среди них, прежде всего, следует назвать работы Г.С.Кнабе, который одним из первых опубликовал статью "Проблема контркультуры" в журнале "Вопросы философии" в 1973 году. Где прямо говорилось о том, что рок-музыка - одно из последних по времени и самых ярких проявлений особого модуса культуры - того, который сегодня принято называть контркультурой. Справедливости ради необходимо отметить, что Г.С. Кнабе никогда не рассматривал рок только как музыку. Он подчеркивал, что для значительного числа молодых людей, относящих себя к рок-аудитории, рок прежде всего является стилем жизни и выражением определенной общественной позиции. Несколько позже появились работы А.С.Панарина, П.С.Гуревича, А.М.Каримского и других, которые рассматривали рок приблизительно в том же ключе. Через несколько лет в свет вышла работа Ю.Н.Давыдова и И.Б.Роднянской "Социология контркультуры", где проблема рока связывалась не только с проблемой контркультуры, но и с проблемой социального инфантилизма. По мнению авторов этой монографии, разрыв между биологическим и социокультурным взрослением молодежи свидетельствует о нарушении механизма социализированного включения молодежи в жизнь взрослых, что предполагает принятие молодым человеком на себя новых обязанностей и обязательств. Все это приводит к тому, что определенная часть молодежи не может по достижению возраста, когда она могла бы выполнять социокультурные функции, считающиеся в
современном обществе функциями взрослых, совершить качественный переход и приобщиться к трудовой и общественно-политической жизни, создать семью и т.д. Отсюда и "промежуточное состояние" инфантильности, когда человек уже достигший биологической зрелости, по-прежнему стремиться сохранить свой "подростковый" статус. Комтркультура, с точки зрения этих исследователей, есть выражение протеста против "культуры взрослых", опредмеченное в различных материальных и духовных ценностях, в том числе эстетическо-художественных, имеющих особую значимость, прежде всего для молодежи.
Несколько по иному рассматривали взаимосвязь рок-музыки и контркультуры зарубежные исследователи. В частности Белла Кёпеци в книге «Идеология "новых левых"» интерпретировала контркультуру как результат деятельности молодежных формирований, выражающий в основном их социально-политические позиции. При этом рок-музыка рассматривалась ею как средство агитации наряду с театральным искусством представленным "Ливинг-тсатром", а также таким неоавангардистским жанром как "хеппининг". Аналогичную позицию занимала и Эрика Биллите, которая в своей книге, посвященной современному театральному искусству, рассматривала рок-музыку сходным образом.
О связи рока и контркультуры писали и такие известные американские исследователи как Т.Роззак и Ч.Рейч, которые, занимаясь изучением молодежных движений 60-х годов в Европе и Северной Америке, предприняли попытки представить ее как элемент некоего мировоззренческого целого, составляющими которого кроме рока являются "новая левая" социология Миллса, фрейдо-марксизм
Маркузе, "гештальт-терпапевтический анархизм" П.Гудмена, "апокалипсический мистицизм" Н.Брауна, "дзен-буддийская психотерапия" Л.Уотса и "оккультный нарциссизм" Т.Лири1. Приблизительно с тех же позиций рассматривали рок Мери Копанчиева2, Джон и Вульф Ротчилд3, Маурис Кренстон4, Д.Симпсон5 и другие западные авторы.
Таким образом, есть основание утверждать, что толикой сознания большинства исследователей рок-музыки как отечественных, так и зарубежных являлось и является ее восприятие в качестве элемента молодежной контркультуры.
Однако среди литературы, посвященной рок-музыке, существует группа источников, где рок определяется по иному. Ряд авторов рассматривает его как субкультуру, занимающую свое определенное место в культуре современного общества. Среди исследователей, стоящих на данной точке зрения, следует назвать Н.Д.Саркнтова', З.В.Сикевича7, И.Л.Набока4, Д.Хебдиджа9, Г.Маркуса10. К этой группе
Roszak Тії. The making of counter-culture: Reflections on the tchnocratic society and the youthful opposition. N.Y., 1969. Конанчисва M. Илюзитс нп младежката "Контра културата" - София:Парнздат, 1977. - 2f>2c.
3 Rothchild ].& \V. The children of the counterculture. -Doublcday, 1976. -207p.
4 . .
The New left. Six critical essays on Che Guevara, Jean-Paul Sartre, Herbert Marcusc, Frantz Fanon, Black Power, R.D.Laing. Ed. by Maurice Cranston, - The Library Press, New York, 1971, - p.210.
Simpson G.E. The Ras Tafari Movement in Jamaica: A study of race a. class conflict// Social forces: -Ballimor, 1955.- Vol.34, №2. - 308p.
' Саркнтоп Н.Д. Социальные функции и ее место в молодежном субкультуре-культуре. -Автореферат. - М.,1987.
Спксвим З.В. Молодежная культура: "за" и "против": заметки социолога. - Л.: Лсшпдат, 1990, -170 с.
Набок И.Л. Рок-музыка: эстетика п идеология. - Л.,1989.
можно также отнести практически всех исследователей такого социокультурного явления как растафаризм. Среди них можно назвать Д.Уиндерса", С.Джонса'2, Л.Симаджа13, Р.Неттлфорда14, М.Смита15. В ряде работ рок описывается как проявление "альтернативной культуры". Эта точка зрения представлена в работах П.В.Гладкова, а также некоторых других отечественных авторов.
В ряде исследований, в основном принадлежащих перу музыкантов и музыкальных критиков, рок рассматривается только как музыкальный феномен. Эта позиция представлена в статьях "Рок-музыка: истоки и развитие" А.С.Козлова, и "Рок-музыка вчера и сегодня" О.Л.Феофанова, "На волне научно-технического прогресса" И.В.Орловой, и "Смерть ритм-н-блюза" Н.Джорджа, "К изучению западноевропейской музыки XX века" Д.В.Житомирского и "Эволюция энтропии в музыке группы "Битлз" Алана Веста и Колина Мартиндейла.
Таким образом, круг авторов, рассматривавших рок с тех или иных позиций, весьма широк. Однако ни одним из них не ставиться вопрос о
Hcbtlitigc D. Subculture: the meaning ofstylc. -L.: Mcthucn, 1979. - 193p.
Marcus G. Mystery train: Images оГ America in rock'n'roll music - London etc: Omnibus prcss,1977. -X1I.279, [9]p.
Winders J. A. Reggae, Rasnafarians and Revolution: Rock Music in the Third World II J. of popular culture -Bowling Green (Ohio), 1983.-Vol. 17, N 1.-P.70.
Jones S. Black culture, white youth: the Reggae tradition from JA to UK. - L. etc.: Ncttlcford R. Caribcan cultural identity: The case оГ Jamaica: An essay in cultural dynamics. - Los Angeles, 1979. -P.64.
Scniaj L.T. Rastafari: Ггот religion to social theory II Ibid. —217p.
Nctllcford.R. Caribbean cultural identity: The case of Jamaica: 1979- 320p.
Smith M.G., Auigicr R., Ncttlcford R. The Ras Tafari Movement in Kibgston, Jamaics. - Mona: Inst, of soc. and ccon. Research, 1960. - 267p.
роке как явлении "фаустовской цивилизации", нигде не
рассматривается влияние рок-музыки на процесс развития современной
культуры, нигде не анализируются совокупность тех идей, которые с
помощью музыкальных средств транслируются от рок-музыкантов к их
слушателям. Именно на исследовании этих проблем и сосредотачивает
свое внимание автор данной работы.
Объектом исследования является рок как социокультурный феномен,
возникший в лоне культуры "фаустовской цивилизации" на
постиндустриальной стадии ее развития.
Предметом исследования выступают мировоззренческие,
эстетические и этические основы рок-музыки, рассматриваемые как
комплекс существующих в рок-среде идей и представлений,
сформировавшихся в ходе развития рока и оказывающих весомое
влияние на процесс становления как молодежной субкультуры, так и
культуры постиндустриального общества в целом.
Цель данной работы может быть определена как выявление сущности
рока как значительного культурного явления, сформировавшего
определенное мировоззрение и стиль жизни, свойственные культуре
постиндустриального общества.
Достижение данной цели достигается через решение ряда задач:
выяснение комплекса социальных, идейно-эстетических и материально-технических предпосылок, которые обусловили появление рока и превращение его в музыкально оформленное выражение самосознания молодого поколения;
описание генезиса рок-музыки, ее основных стилей и направлений;
рассмотрение совокупности идей, наиболее распространенных в рок-среде, которые можно условно называть "философией рока";
анализ эстетических представлений рок-музыкантов и их единомышленников, составляющих основу "эстетики рока";
выявление нравственных установок и моральных императивов, лежащих в основании "этики рока".
На основе решения вышестоящих задач автор стремится расширить представление о роке и показать несостоятельность устоявшихся штампов восприятия этого явления.
Теоретико-методологической основой исследования являются, прежде всего, принципы материалистической диалектики: детерминизма, историзма, комплексности, развития, восхождения от абстрактного к конкретному, что дает возможность рассмотрения предмета исследования в многообразии его связей и отношений. При написании диссертации использовались также некоторые базовые установки системного анализа, культурно-деятельностного и генетического подходов.
Базовыми для себя автор считает труды, созданные учеными, принадлежащими к Франкфуртской школе социальных исследований, в частности Т.Адорно, Г.Маркузе, Э.Фромма, в которых, на его взгляд, содержится ряд конструктивных идей, позволивших дать глубокое описание рок-музыки как фрагмента социокультурной реальности наших дней. Диссертант использовал и работы авторов, работающих в других исследовательских парадигмах, считая возможным применять отдельные положения их концепций для уточнения собственного видения проблемы, при условии их конгруэнтности основополагающим методологическим посылкам.
Научная новизна исследования вырал/сается:
в первой в отечественной культурологической литературе попытке рассмотреть рок как феномен культуры постиндустриального общества как целостное явление, во всем богатстве его проявлений и черт;
в рассмотрении комплекса идей, составляющих основу "философии" рока, его этики и эстетики;
в раскрытии причин возникновения и описании генезиса рока;
в создании авторской концепции понимания рока не как контркультурного явления, рожденного для противопоставления западной культуре, а как "нового транслятора старых идей", чьей основной функцией является придание нового импульса культуре "фаустовской" цивилизации, пребывающей в перманентном кризисе.
Научно-практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы и выводы могут быть использованы: для дальнейшего исследования самого широкого круга проблем, связанных с изучением культуры постиндустриального общества, в том числе современной живописи, литературы, музыки; при разработке учебных пособий, курсов лекций по культурологии, теории, философии, социологии культуры и культурной антропологии. Полученные в исследовании данные могут стать основой при разработке практических рекомендаций, необходимых в работе специалистов, занятых в области арт- и шоу-бизнеса.
Апробация исследования. Диссертация обсуждалась и получила одобрение на заседании кафедры культурологии Института молодежи. По теме диссертации опубликовано 2 статьи и 2 работы находятся в
печати. Материалы диссертации заслушивались на научной конференции (Москва, 1997г.) и на очередных заседаниях кафедры.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения и списка использованной литературы.