Введение к работе
Актуальность темы исследования. Одной из особенностей современной общественной мысли и культуры в России является смена ценностных ориентации научно-исследовательской работы, появление новых проблем и тем, актуальных для современной науки и общественной жизни. Обновили свое содержание целые области знаний - культурология, политология, конфликтология и т.п. В исследованиях изменились акценты, переосмыслился и осовременился наработанный прежде запас знаний. В частности, культурология, как в теоретическом плане, так и в исторических исследованиях, позволила по-новому осветить многие социальные и культурные процессы исторического развития общества. Это обстоятельство актуализирует социокультурный анализ общественного идеала в русской культуре.
Актуальность исследования вытекает из неизменного интереса к социальной, философской, культурологической мысли, к проблеме идеала, которая, наряду с проблемой человека, смысла жизни^яв-ляется вечной. Исследование как самой проблемы в ее современных постановках, так и культурных процессов через призму решения этой проблемы является актуальным, поскольку позволяет по-новому взглянуть на многие традиционные вопросы истории русской общественной мысли.
В результате социально-политических изменений, произошедших в современном обществе, образовался вакуум в сфере, где раньше существовали вполне определенные, запрограммированные, общепризнанные идеалы. Этот факт является причиной обра-
щения к анализу этой проблемы и истории культуры, и, особенно, русской культуры.
Выбор в качестве предмета исследования поиска социального идеала во второй половине XIX века обусловлен тем, что этот период по многим своим проявлениям сходен с современной ситуацией в области духовной культуры общества. В связи с отменой крепостного права и другими социальными преобразованиями был разрушен старый общественный уклад и шел повсеместный поиск новых жизненных ориентиров. Потому изучение общественного идеала и различных вариантов представлений о нем русских философов, писателей, деятелей культуры второй половины XIX века дают ценный материал для осмысления современных проблем духовной культуры России.
Степень научной разработанности проблемы.
Проблема исследования получила серьезную и обстоятельную разработку в дореволюционной и современной литературе. Много-аспектность темы дает возможность говорить о нескольких направлениях ее исследований в различных областях гуманитарного знания.
Первое направление представлено в работах, анализирующих проблему идеала в общефилософском плане. (Давидович В.Е., Ильенков Э-В., Лармин О.В., Мерцинковская Т.Д., Оспунюк Е.В., Туманов СВ., Яценко А.И. и др.)
Второе направление исследований - труды отечественных авторов, посвященные анализу особенностей социальных идеалов русской национальной культуры и ментальности. (Бакунин М.А.,
Бердяев Н.А., Булгаков С.Н., Данилевский Н.Я., Кропоткин А.П., Лосский Н.О., Новгородцев П.И. и др.)
Третье направление исследований связано с анализом социо
культурного идеала в русской общественной мысли и культуре вто
рой половины XIX в., в трудах ее наиболее выдающихся предста
вителей. Это работы, посвященные анализу теоретического насле
дия) Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, В.С.Соловьева,
Н.Ф.Федорова, К.Н.Леонтьева, Н.Я.Данилевского и др. (Федчин
B.C., Курлянский Г.Б., Замотин П.И., Давыдов Ю., Кантор Л. и
ДР-)
Четвертое, последнее, направление связано с современными аспектами освоения проблем отечественной ментальности, социокультурного идеала. (Бессонов Б.Н., Гаврюшин Н.К., Громов М.Н., Кантор В.К., Кантин И.К.. Хоружий С.С. и др.)
Очевидно, что представленные труды не исчерпывают все стороны исследуемой темы, т.к. имеется определенный дефицит работ по сравнительному ретроспективному анализу проблем российского социокультурного идеала, закономерностей его образования и существования в истории русского общества.
Объектом данного исследования является функционирующая в обществе духовно-нравственная сфера поиска идеала.
Предметом исследования выступает проблема выбора идеала в своих социально-значимых и культурных проявлениях, выраженных в философской литературе.
Основная цель работы состоит в исследовании проблемы выбора социального идеала в русской культуре второй половины XIX в. Осуществление данной цели диссертационного исследования предполагает решение следующих задач:
исследование понятия идеала как социокультурного феномена;
раскрытие многообразия представлений о социальном идеале в русской культуре второй половины XIX в.;
определение и раскрытие содержания понятия ментальность;
соотнесение понятия социального идеала и судьбы в русской культуре второй половины XIX в.;
обоснование того факта, что разработка социального идеала в русской культуре второй половины XIX в. имеет аналоги в современном общественном политическом и культурном развитии России.
Методологическая основа исследования. Работа выполнена на основе культурологического и историко-философского подхода к анализу социального идеала, которые позволили выявить его собственно социальную сущность как целостной функционально значимой общественной подсистемы.
В исследовании в качестве теоретических источников использованы труды представителей русской философии, а также отечественных историков русской общественной мысли и культуры. /Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, В.С.Соловьева, Н.Я.Данилевского, А.П.Кропоткина, М.А.Бакунина, Н.Ф.Федорова, К.Н.Леонтьева и др./ Диссертант опирался на критико-аналитические работы современных авторов: В.С.Федчина, П.И.Замотина,
Ю.Давыдова. Л.Кантора, Г.Б.Курляндской, а также на философско-
теоретические труды В.Е.Давидовича, Э.В.Ильенкова,
О.В.Лармина, С.В.Туманова, А.И.Яценко и др.
Научная новизна диссертации.
Новизна работы состоит в том, что осуществлено обобщенное исследование природы идеала, начиная с выяснения его историко-философской природы и заканчивая социально-историческими формами его проявления в культуре второй половины XIX века.
Систематизированы взгляды на процесс становления и развития общественных идеалов в России второй половины XIX века, в результате чего выяснены его гносеологические, социологические и культурологические особенности в данный период, а также раскрыты их функции и роль в историческом развитии общества.
Представлены в новом аспекте соотношение понятий "идеап" и "судьба", их значение в русской культуре.
На основе методологического анализа общественного идеала показано его влияние на становление культуры и мышления современного общества.
Теоретическая и практическая значимость исследования за-ключается в постановке проблем для дальнейшего теоретического осмысления конкретного уровня и степени культурного общества.
Материалы исследования могут быть использованы в качестве теоретической базы в разработке учебно-методических материалов по курсам "история культуры", "история философии", "социальная философия", "мировая и отечественная культура", а также для разработки спецкурсов в рамках указанных дисциплин.
Положения, выносимые на защиту:
важнейшим понятием культурологии является идеал, как социокультурный феномен, определяющий развитие и содержание многих аспектов культуры;
в современной культурологии существенное значение приобретает менталитет как определенная внутренняя сумма установок социального субъекта в области мышления, чувств, деятельности и восприятия мира определенным образом. Он складывается во взаимодействии с традициями, обычаями, нравами, институтами и законами, т.е. культурой данного социума и, одновременно, формирует эту культуру;
в России второй половины XIX в. среди многообразных социально-политических течений как интегрирующие выделяются революционно-демократическое, монархическое и либеральное. В каждом из них был сформирован свой социальный идеал, вокруг которого строилась деятельность этих течений;
эти идеалы соотносятся с судьбой России, судьбой русской культуры, служат своеобразным представлением о будущем России;
имеются три наиболее характерных тенденции развития русской культуры, которым соответствуют определенные социальные идеалы. Это - идеалы В.С.Соловьева и Ф.М.Достоевского, обозначающие стремление "одухотворить" Православием "умирающую Европу*;идеал об особом пути молодой России по сравнению с
''умирающей Европой" сформулированный Н.Я.Данилевским и К.Н.Леонтьевым и, наконец, социалистический идеал.
- все социальные идеалы, рожденные в русской культуре вто
рой половины XIX в., особенно те, которые содержали обращен-
ч носп, к Добру, Красоте, Справедливости, Любви, имеют значение и для современной отечественной культуры.
Апробация работы. Материалы исследования использованы в качестве основы для тезисов выступлений на III Санкт-Петербургском симпозиуме историков русской философии (1995), на Всероссийской научно-практической конференции "Проблемы формирования культуры и нравственности в современных социокультурных условиях" (Барнаул, 1995), на Всероссийской научно-практической конференции "Православие, современное образование и культура" (Барнаул, 1996). Материалы использованы в курсе лекций «История культуры», а также в опубликованных статьях.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.