Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема периодизации музыкальной культуры Монголии Бадамжавын Батжаргал

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бадамжавын Батжаргал. Проблема периодизации музыкальной культуры Монголии : диссертация ... кандидата культурол. наук : 24.00.02.- Москва, 2000.- 192 с.: ил. РГБ ОД, 61 00-24/37-0

Введение к работе

Актуальность темы. Современное состояние музыкальной культуры Монголии характеризуется рядом новых процессов. Отмечается все большая ее коммерциализация. За последние годы наметилась тенденция значительного развития индустрии звукозаписи. Причем рынок звукозаписей заполняется прежде всего коммерческой музыкой, представленной разновидностями так называемой поп и рок музыки. Эта музыка, как тенденция, адресованная главным образом молодежной аудитории, противопоставляется серьезной национальной музыке" в центре которой находятся оперные и симфонические жанры.

Вместе с тем, общая тенденция стиля жизни современной Монголии характеризуется интересом к национальным ценностям, национальной истории, желанием отстаивать национальное достоинство монголов. В этой ситуации чрезвычайно важно обратиться к истории монгольской музыки, представить ее как определенное единство, составляющее одігу из существенных частей духовной культуры монголов.

Цели и методы исследования. Цель данной работы заключается в установлении периодизации музыкальной культуры монголов.

В силу этого, автор не мог удовлетвориться только музыковедческим методом, когда рассматривается прежде всего материал музыкальных произведений (мелодико-ритмические, тембральные и т.п. характеристики собственно музыкального текста). Обращение к культурологическому методу как ведущему в работе объясняется стремлением автора рассмотреть монгольскую музыку в более широком общекультурном контексте - как социальный институт внутри системы монгольской культуры. При культурологическом подходе изучаются прежде всего музыкальные институции монголов в их историческом развитии. При этом первоочередным становится изучение таких аспектов структуры музыкальной культуры, как характер аудитории и ее исторические изменения, искусство создания музыкальных инструментов и их организация в рамках определенной традиции, формирование музыкального образования и социальная значимость музыкальных деятелей.

В своем исследовании автор опирался также на методы музыкальной культурологии, разработанные известным композитором, музыковедом и культурологом Д.К. Михайловым. Одним из важнейших понятий созданной им "теории музыкальной культуры" является понятие "музыкальная культура", которое может быть системно описано при рассмотрении трех основных аспектов: состава музыкальной культуры, ее социальной обусловленности и характера функционирования.

Поскольку одной из центральных проблем диссертации является проблема заимствований в монгольской музыкальной культуре, при анализе материала использовались также методы сравнительного музыковедения и эт-

номузыкологии, где одним из центральных моментов является сопоставление традиций музыкальных культур различных народов мира.

Материал работы избирался прежде всего с учетом принципов культурологического исследования, разработанных в книге проф. Ю.В. Рождественского "Введение в культуроведение". Ю.В. Рождественский предлагает начинать культурологическое исследование в определенной области культуры с состава слов-имен, поскольку полное описание слов-имен и их систематизация дает цельную картину избранной области культуры.

В работе использованы словари монгольского языка. Основным источником для первоначального этапа изучения истории монгольской музыкальной культуры стал толковый словарь "Сокровенные четки, созданные для удобства разыскания монгольских слов". Этот словарь составлен известным знатоком культуры Монголии, ученым-филологом, бывшим ламой-гэвши Содовыном Шагжом (1886-1938) в 1929 г. с учетом всей традиции монгольских словарей. Полнота сведений в этом словаре проверялась обращением к другим словарям монгольского языка. Выделенный таким образом свод имен послужил основанием для привлечения материалов книг и статей разных авторов, которые так или иначе затрагивали историю монгольской музыкальной культуры.1

Для уточнения и сравнения музыкальных инструментов и облика музыкальной жизни в эпоху завоевания монголами китайских земель в 13-14 вв. незаменимым источником стала книга монгольского историка Г. Бадраха "Из истории монгольской музыки" (1937; I960).

В работе использовались материалы личных наблюдений и научных изысканий автора (в частности, личный опыт работы в качестве секретаря Союза композиторов Монголии).

Научная новизна исследования. В данном исследовании впервые применены культурологический и культурно-музыковедческий подходы к изучению этапов исторической эволюции музыкальной деятельности монголов.

Периодизация монгольской музыкальной культуры впервые в мировом монголоведении рассматривается как специально поставленная научная проблема.

Впервые осуществляется типологический анализ музыкальных форм монгольского ламаистского богослужения. Специальное рассмотрение зву-

' Это прежде всего, работы монгольских ученых - Ж.Бадраа, Д.Батсурена, Н.Жанцаннорова, Д.Оюунцэцэг, Л.Хурзлбаатара. ДЦэнда, С.Лувсанвандана, Ц.Дамдинсурсна. С.Шагжа. Ж.Энэбиша, О.Пурэва. Л.Оюунчимэга, Л.Эрдэнэчимэга и др. Начиная с классиков русского востоковедения Н.Я.Бичурина (1828-18-Ю гг.), А.Позднеева (1880), Д.Банзарова (1891), А.Д-Руднева (1909), Г.ЦЦыбикова (1918), Б.Я.Владимирцова (1919 -1934 гг.), Г.Е.Грум-Гржимайло (1926), Г.Уваровой (1947), Л.К.Герасимовича(1921-1964), Б.Ф.Смирнова (1963) до разнообразных по тематике работ современных востоковедов - В.В.Грайворонского, Л.Н.Гумилева, Н.Л.Жуковской, И.Я.Златкина, Э.А.Новгородовой. Е.И.Кычанова и др.

ко-музыкальных форм религиозного театрализованного действа Цам ранее не встречалось в научной монголоведческой литературе.

Проблема заимствования в музыкальной культуре Монголии впервые ставится на культурологическом и историко-типологическом уровнях. В связи с этим проблема взаимоотношений своего и чужого в культуре подробно анализируется на примере всех четырех главных этапах истории музыкальной культуры Монголии: фольклорной музыки, придворного музыкального искусства, церковной музыки и: авторской музыки.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Монгольская музыкальная культура представляет собой историческое единство, которое определяется гражданской историей монгольского народа. Историческое единство монгольской музыкальной культуры с культурологической точки зрения подобно истории музыкальных культур других народов. Монгольская музыкальная культура прошла следующие этапы развития: этап фольклорного музыкального творчества, этап государственной и военной музыки, этап церковной музыки и этап авторской музыки, включающий в себя музыку массовой коммуникации (массовую музыку).

  2. История монгольской музыкальной культуры своеобразна в том отношении, что, в отличие от русских, китайцев, тюрков, корейцев и других народов, она совместила в себе традиции культуры Дальнего Востока, традиции культуры европейской музыки и имеет тесную связь с этнической музыкой тюрков. Эта характеристика монгольской музыкальной культуры и ее особенность объясняется тем, что Монголия находится на перекрестке культур Запада и Востока, и эта культурная особенность Монголии, вероятно, сохранится и будет развиваться далее.

  3. В диссертации ставится задача на основе данных культурологии восстановить и реконструировать некоторые части музыкальной культуры монголов, в частности, монгольскую церемониальную и военную музыку Юань-ского времени.

  4. В диссертации рассмотрены основные социальные противоречия, определяющие вкусы современной монгольской аудитории и высказаны предположения о вероятном развитии современной музыкальной культуры на основании истории монгольской музыкальной культуры.

Практическая значимость работы. Поскольку работа носит междисциплинарный характер, она может быть использована в довольно широкой сфере гуманитарного знания и оказаться полезной для культурологов и востоковедов, историков, этнографов, филологов, искусствоведов и др. Материалы диссертации найдут применение в образовательном процессе в курсах по истории и этнографии народов Востока, по истории религии, по теории культуры и культуроведению, по истории мировой музыкальной культуры.

Апробация работы проведена на заседании кафедры "Музыкальные культуры мира" Института стран Азии и Африки при МГУ им. М.В. Ломо-

носова. Материалы исследования были апробированы автором в учебных курсах: "Музыкальные культуры мира" Института стран Азии и Африки (1997-1999 гг.), "Монгольская музыкальная литература" в Музыкально-хореографическом колледже им. С. Гончиксумлы (1988-1991), "История монгольской музыки" в Университете культуры Улан-Батора (1991-1995).

Важнейшие научные положения диссертации были изложены автором на III и IV межреспубликанских научных конференциях "Состояние и проблемы развития музыкальных культур стран Ближнего и Среднего Востока" в Баку (1986, 1987 гг.), на межвузовской научной конференции "Актуальные вопросы музыкального краеведения" в Ленинграде (1988), на научно-творческой конференции Московской консерватории "Теория и практика индийской классической музыки: традиции и современность" (1998), конференции к 100-летию со дня рождения М. Дугаржава в г. Улан-Баторе (1994), на Международном симпозиуме монголоведов «История и культура монгольских народов: источники и традиции» в Элисте (1999), на Всероссийской научной конференции «Владимирские чтения IV» в г. Москве (2000).