Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Концептуальные подходы к исследованию регионального социально-культурного проектирования 19
1.1. Социально-культурное проектирование в контексте культурологического знания 19
1.2. Ценностный смысл регионального социально-культурного проектирования на уровне сельских поселений Республики Саха (Якутия) 46
1.3. Региональное социально-культурное проектирование как ресурс культурной политики Республики Саха (Якутия) 61
ГЛАВА II. Специфика реализации социально культурного проектирования в республике Саха (Якутия) 79
2.1. Анализ культурных предпочтений сельских жителей как объект социально-культурного проектирования 79
2.2. Социально-культурное проектирование как инструмент этнокультурного взаимодействия в условиях сельских поселений тлбэ 100
2.3. Прогнозирование рисков социально-культурного проектирования в сельском поселении-тлбэ 118
Заключение 130
Список литературы
- Ценностный смысл регионального социально-культурного проектирования на уровне сельских поселений Республики Саха (Якутия)
- Региональное социально-культурное проектирование как ресурс культурной политики Республики Саха (Якутия)
- Социально-культурное проектирование как инструмент этнокультурного взаимодействия в условиях сельских поселений тлбэ
- Прогнозирование рисков социально-культурного проектирования в сельском поселении-тлбэ
Введение к работе
Актуальность темы исследования. В современном мире действуют мощные факторы унификации культуры и «обесценивания» национальной специфики народов, в том числе процессы экономической и культурной глобализации, проникновение стандартов, ценностей и стилей жизни, задаваемых лидирующими индустриальными и постиндустриальными странами, во все уголки планеты. Культурная глобализация обеспечивается стремительно развивающимися средствами массовой информации и коммуникации, формированием глобального рынка.
Одновременно отмечается рост этнического самосознания и активизация деятельности, направленной на сохранение традиционной культуры народов. Значимость культуры не сводится к возможности ее «коммерциализации» - использования как ресурса экономической деятельности (индустрии туризма, «креативной индустрии» и т.п.); культура имеет свою собственную непреходящую ценность. Выявилось значение ценностей культуры как «экзистенциальной» основы существования человека и человеческих сообществ, как условия благополучного существования народа в виде последовательности сменяющих друг друга поколений.
Важной чертой развития культуры в стране стало появление новых методов и технологий социально-культурного проектирования, направленных на стимулирование активной культурной деятельности сообществ и отдельных индивидов. С помощью реализации социально-культурных программ и проектов можно добиться необходимого сочетания традиционных и инновационных начал в отечественной культуре, роста культурного многообразия. Такой подход особенно актуален при реализации государственной культурной политики в регионах. Одним из таких регионов является Республика Саха (Якутия), которая расположена на «территории особого характера», отличающейся суровыми природно-климатическими условиями и уникальной самобытностью культуры.
В сельской местности современной Якутии проживает 35,8% населения, что является высоким показателем для Российской Федерации. В современных условиях социально-культурное развитие поселений-тёлбэ связано с особенностями сельского образа жизни и необходимостью развития социально-культурного проектирования в условиях сельской социальной инфраструктуры.
В соответствии с процессами реформирования местного самоуправления ответственность за обеспечение доступа населения к культурным благам, создание и предоставление услуг культуры возложена, по большей части, на органы местного самоуправления и муниципальные учреждения культуры, которые пока не могут в полной мере реализовать предлагаемые региональные культурные программы в силу неразвитости культурной инфраструктуры, а также малой изученности проблем социально-культурного проектирования в сельских поселениях.
Исследование социально-культурного проектирования в условиях сельского поселения позволяет заявить о недостаточной степени разработанности данной научной проблемы, что делает ее актуальной для теоретической и прикладной культурологии.
Степень разработанности темы. Анализ литературы по тематике диссертационного исследования указывает на существование различных теоретико-методологических подходов к социально-культурному проектированию. Например, вопросы, отражающие диалектическое взаимодействие культуры и общества, раскрыты в трудах таких ученых, как П.С. Гуревич, В.Ж. Келле, Л.Н. Коган, Д.С. Лихачев, Э.С. Маркарян, В.М. Межуев.
Значительный интерес для данной работы представляют публикации, посвященные ценностным аспектам культуры. Это работы таких ученых, как А.А. Аронов, Г.С. Батищев, А.Н. Быстрова, Г.В. Выжле-цов, Ю.А. Веденин, И.И. Докучаев, О.Г. Дробницкий, Е.Э. Дробыше-ва, А.Г. Здравомыслов, С.Н. Иконникова, Н.И. Лапин, Ю.М. Лотман, В.А. Ремизов, В.Н. Тугаринов и др.
Современное состояние законодательной и нормативно-правовой базы в сфере культуры, возможности органов исполнительной власти, обеспечивающих функционирование организаций и учреждений культуры в условиях проведения административных реформ, правовые механизмы обеспечения сохранения культурных ценностей и использования культурного наследия, международный опыт взаимодействия права и культуры анализировались Г.А. Аванесовой, О.Н. Астафьевой, С.Н. Горушкиной, В.К. Егоровым, Ю.А. Тихомировым.
Проблемы методологии социально-культурного проектирования исследованы Н.А. Аитовым, Г.А. Антонюк, О.Г. Генисаретским, В.Л. Глазычевым, Л.М. Гаврилиной, М. Драгичевич-Шешич, Д.Б. Донду-реем, М.И. Долженковой, Е.В. Дзякович, Т.М. Дридзе, С.Э. Зуевым, И.В. Колинько, О.В. Курбатовой, В.И. Курбатовым, А.В. Лисицким,
В.А. Луковым, Э.А. Орловой, Г.В. Олениной, В.М. Розиным, А.И. Тощенко, Г.П. Щедровицким и др.
Сущность технологии проектирования социально-культурных процессов раскрыты в работах М.А. Ахановой, И.В. Бестужева-Лады, Г.М. Бирженюка, Г.А. Баландиной, Д.М. Булавиной, М.С. Кировой, А.П. Маркова, Ю.А. Стрельцова, О.В. Степанченко, В.В. Чижикова, Н.Н. Ярошенко и др.
Научная разработка проблем деятельности сельских учреждений культуры с позиций теории, методики и организации социально-культурной деятельности исследованы А.Д. Жарковым, Л.С. Жарковой, В.М. Чижиковым.
Различным аспектам социально-культурного проектирования в контексте региональной культурной политики посвящены исследования Р.Г. Абдулатипова, Г.А. Аванесовой, О.Н. Астафьевой, А.С. Ба-лакшина, А.В. Костиной, С.А. Копацкой, К.А. Кокорина, В.П. Тору-кало.
Проблемы личности и ее адаптации в условиях социально-культурного проектирования рассмотрены в работах А.В. Кирьяко-вой, В.Б. Ольшанского, О.В. Степанченко и др.
Этнокультурная идентичность в контексте глобализации получила глубокую разработку в трудах таких авторов, как Ю.В. Арутюнян, В.И. Бойко, Ю.В. Бромлей, Г.Д. Гачев, Л.Н. Гумилев, Е.В. Дзякович, Л.М. Дробижева, А.В. Костина, И.В. Малыгина, Ю.В. Попков, В.А. Тишков, Л.В. Хомич, М.М. Шибаева. Привлечение их исследований в данной работе позволило значительно расширить спектр изучения села, в частности, рассмотреть этнические и этносоциальные процессы в сравнительно-типологическом отношении.
Для современного изучения специфики этнокультурных процессов народов Сибири и Севера актуальны исследования НА. Алексеева, В.И. Васильева, И.С. Гурвич, З.П. Соколовой, Ю.Б. Симченко, И.Е. Спиридоновой, А.Д. Коростылева.
Различные аспекты реализации региональной социально-культурной политики в Республике Саха (Якутия) отражены в трудах М.А. Абрамовой, А.С. Борисова, У.С. Борисовой, У.А. Винокуровой, Е.П. Винокуровой, С.С. Игнатьевой, Е.В. Мамедовой, И.И. Подойнициной, Е.Н. Романовой, И.Е. Спиридоновой, В.А. Тарасовой, К.Д. Уткина, Л.В. Федоровой, О.М. Харайбатовой, СВ. Хон, О.В. Шлыковой и др.
В исследованиях подчеркивается связь социально-культурных проблем не только с изменением содержания и условий труда, но и с
выработкой определенного типа отношений населения к культурному наследию. Авторы акцентируют свое внимание на изучении и анализе ценностных ориентации, потребностей, мотивов и стимулов народов Севера в культуре в целом, открывают перспективы для изучения особенностей социально-культурного проектирования в сельских по-селениях-тёлбэ Республики Саха (Якутия).
Анализ научной литературы по теме диссертации позволяет сделать вывод о том, что социально-культурное проектирование в сельских поселениях-тёлбэ является сложным полифункциональным процессом, который зависит как от степени развития социально-экономических и межнациональных отношений, этнокультурного взаимодействия, степени экономических и социокультурных рисков, так и от локальных особенностей социально-культурного проектирования в условиях села.
В таком ракурсе еще не предпринималось осмысление социально-культурного проектирования в Республике Саха (Якутия). Этим обусловлены объект и предмет исследования диссертации.
Объект исследования - социально-культурное проектирование в условиях села.
Предмет исследования - специфика регионального социально-культурного проектирования как фактора устойчивого развития сельского поселения-тёлбэ Республики Саха (Якутия).
Цель диссертационного исследования состоит в определении основных направлений реализации социально-культурного проектирования в условиях сельского поселения-тёлбэ Республики Саха (Якутия).
Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
-
На основе анализа существующих подходов и трактовок социально-культурного проектирования уточнить специфику данного феномена применительно к поселению-тёлбэ.
-
Выявить ценностный смысл регионального социально-культурного проектирования.
-
Определить потенциал социально-культурного проектирования как ресурса региональной культурной политики.
-
Проанализировать уровень социокультурного состояния сельских поселений и культурных предпочтений их населения при реализации социально-культурного проектирования.
-
Рассмотреть социально-культурное проектирование в условиях
сельских поселений-тёлбэ как инструмент этнокультурного взаимодействия.
6. Обозначить риски и приоритеты социально-культурного проектирования в условиях сельских поселений-тёлбэ.
Теоретико-методологические основания исследования обусловлены интегративной природой предмета исследования, его целью и задачами. В процессе исследования применялся междисциплинарный подход к изучению социально-культурного проектирования в условиях сельских поселений-тёлбэ, который требует привлечения результатов фундаментальных исследований: социологии, культурологии, регионо-ведения. Автор диссертации опирается на принципы равнозначности и равноценности культурного наследия как ресурса устойчивого развития локуса, региона, локальных цивилизаций в эпоху глобализации, обусловленной противоречивыми тенденциями развития (Л.М. Гаври-лина, Е.В. Дзякович, А.В. Костина и др.).
В диссертации используются идеи ученых о зависимости социоре-гулятивных свойств культуры от ее типа (Э.А. Орлова, В.М. Чижиков и др.). Феномен социально-культурного проектирования предстал в диссертации в виде познавательной теоретической модели, рассмотренной как в собственной процессуальности и динамике внешней среды (Г.М. Бирженюк, А.П. Марков и др.), так и в виде статичного теоретического конструкта. Данные заключения обеспечили возможность проведения сравнительного анализа особенностей проектирования на материале конкретного региона - Республики Саха (Якутия) и его улусов (районов).
Культурная политика рассматривается в качестве ведущего регулятора культурных процессов на различных уровнях (федеральном, региональном, местном), эффективность которого определяется системой взаимозависимых факторов, например, наличием формируемых в соответствии с ключевыми проблемами социокультурной жизни приоритетов, прежде всего в области сохранения культурного наследия; способностью учитывать и эффективно использовать социокультурный потенциал и ресурсы территории полиструктурным субъектом, включающим как институциональные, так и неинституциональные культурные ресурсы (О.Н. Астафьева, Г.М. Бирженюк, И.А. Урмина и др.).
Особое значение при проведении исследования имеют теоретические положения:
- о диалектике взаимосвязи социально-культурного развития сель-
ского поселения с особенностями сельского образа жизни;
о необходимости привлечения альтернативных ресурсов и поддержания государственно-частного партнерства с целью эффективного управления в сфере культуры;
о сочетании традиционных и инновационных начал в культуре;
об укреплении единства культурного многообразия (У.А. Винокурова, С.С. Игнатьева, B.C. Никифорова, О.В. Шлыкова и др.).
Методы исследования. В диссертации применены общенаучные и специальные методы исследования: системный анализ, диалектический метод познания, индуктивный и дедуктивный методы, компаративный метод исследования, а также методы эмпирического анализа - включенного наблюдения, анкетирования, интервьюирования, контент-анализ результатов социально-культурного проектирования в условиях сельского поселения.
На основе системного подхода социально-культурное проектирование в сельских поселениях-тёлбэ исследовалось в диссертации как часть социокультурной сферы, которая находится в единстве с другими элементами и формирует своим взаимодействием её целостность.
Диалектический метод познания позволил рассмотреть социально-культурное проектирование в сельских поселениях-тёлбэ как развивающийся многосторонний процесс, требующий комплексного изучения. Индуктивный и дедуктивный методы важны для выявления взаимосвязи социокультурного программирования и социально-культурного проектирования в условиях сельских поселений-тёлбэ. Компаративный метод позволил проследить причинно-следственные связи изменений развития проектирования и выявить некоторые особенности социально-культурных проектов и программ в сельских поселениях-тёлбэ. Эмпирические методы включили социологические исследования, проведенные в сельских поселениях улусов Республики Саха (Якутия) в период с 2009 по 2015 г.
Гипотеза исследования. Социально-культурное проектирование в условиях сельского поселения-тёлбэ выступает как инновационная проектная технология сохранения аутентичного культурного наследия в современном глобальном обществе и как актуальный фактор устойчивого развития культурного пространства сельских поселений Республики Саха (Якутия).
Научная новизна исследования:
1. Уточнена специфика регионального социально-культурного проектирования в сельских поселениях, под которым понимаются само-
стоятельное направление культурологического знания и комплексная технология, направленная на конструктивное развитие культурной среды сельского поселения-тёлбэ, социума и личности.
-
Выявлен ценностный смысл социально-культурного проектирования в сельском поселении-тёлбэ, который заключается в раскрытии инновации данной технологии, обеспечивающей в условиях глобализации повышение творческой самореализации личности и качества духовной жизни населения сельского поселения-тёлбэ за счет сохра-нения реликтовых культур и зон.
-
Определен потенциал социально-культурного проектирования в сельских поселениях-тёлбэ как ресурса региональной культурной политики Республики Саха (Якутия), которая, в свою очередь, опирается на интеграцию интересов различных слоев и групп местного населения, на взаимодействие социальных факторов по созданию единого культурного пространства при сохранении самобытности региона.
-
На основе исследования уровня социокультурного состояния сельских поселений Республики Саха (Якутия) и культурных пред-почтений их жителей выявлена целесообразность социально-культурного проектирования и программирования, определены условия их реализации как факторы устойчивого культурного развития сельского поселения-тёлбэ.
-
Раскрыт характер социально-культурного проектирования как инструмента этнокультурного взаимодействия. Выявлены риски и обоснованы приоритеты социально-культурного проектирования в сельских поселениях.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что осуществлен культурологический анализ процессов регионального социально-культурного проектирования. Разработана новая научная идея доминирования компонентов локальной особенности, в соотнесении с которой определяются стратегические основы процесса соци-ально-культурного проектирования в условиях сельских поселений Республики Саха (Якутия) как субъекта Российской Федерации. Обосновано социально-культурное проектирование как инновацион-ная технология, способствующая сохранению аутентичного культурного наследия, традиционности и этнокультурной идентичности сельских поселений Республики Саха (Якутия), в том числе в условиях глобализации.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы
органами местного самоуправления при разработке и принятии целевых программ и управленческих решений; научно-исследовательскими коллективами при проведении исследований по социокультурному развитию сельских поселений; общественными организациями для разработки социально-культурных проектов.
Положения и выводы диссертации использованы автором в преподавании курсов «Основы социокультурного проектирования», «Этнокультурное проектирование», «Организация и руководство НХК», «Менеджмент и маркетинг в этнокультурной организации» на кафедре народной художественной культуры Арктического государственного института культуры и искусств.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности.
Диссертация соответствует п. 1.9. «Историческая преемственность в сохранении и трансляции культурных ценностей и смыслов», п. 1.11. «Взаимоотношение универсального и локального в культурном развитии», п. 1.19. «Культура и этнос», п. 1.22. «Культура и национальный характер», п. 1.29. «Культурная политика общества, национальные и региональные аспекты культурной политики», п. 1.31. «Организация культурной жизни», 1.32. «Система распространения культурных ценностей и приобщения населения к культуре» паспорта специальности 24.00.01 - теория и история культуры (культурология).
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Важной особенностью народонаселения Республики Саха является исторически сложившийся значительный удельный вес сельских жителей в общей численности всего населения. Анализ удовлетворенности населения спектром культурных услуг позволяет заключить, что доминирует желание жителей сохранить этнокультурную идентичность, локальное культурное пространство и родной язык. Вместе с тем поляризация уровня жизни села, минимальные денежные доходы сельских жителей, рассеянность местного населения по изолированным малочисленным пунктам проживания являются объективным препятствием для доступа к основным культурным благам и социальным ресурсам. Кроме того, миграция, урбанизация, распространение ценностей общества потребления, давление массовой культуры существенно ослабляют «этнические корни» самобытных культур коренных народов Якутии. Безусловно, этот факт актуализирует социально-культурное проектирование и программирование, которые ориентированы на сельскую местность как колыбель уникать-
ных культур Севера и Арктики, сельские учреждения культуры как центры духовно-нравственного развития местного сообщества и сельское население как носителя живых народных традиций.
2. Региональное социально-культурное проектирование - это само
стоятельное научное направление прикладного культурологического
знания и комплексная креативная технология, которая оптимизирует
взаимодействие всех субъектов проектной деятельности и способст
вует конструктивному развитию культурной среды, социума и лично
сти.
Социально-культурное проектирование отражает, с одной стороны, многоаспектный характер деятельности всех институтов и субъектов сельских поселений-тёлбэ с учетом особенностей одного из стабильных и гармоничных в этнокультурном и этнополитическом развитии региона - Республики Саха (Якутия), имеющего позитивный опыт длительного совместного проживания различных этносов. С другой -оно позволяет совершенствовать механизмы адаптации сельского населения к экстремальным условиям, сохранять уникальную самобытность народов Севера, обеспечивать укрепление единого социокультурного пространства Российской Федерации, наполняя социально-культурные проекты актуальным содержанием с целью укрепления культурной целостности региона на макро- и микроуровнях.
3. Ценностный смысл социально-культурного проектирования как
инновационной технологии заключается в системном следовании
сельскими поселениями-тёлбэ традициям вопреки глобализационным
процессам.
Полилингвизм, консолидационный ресурс крепко сплоченной общины при внешней локальной замкнутости, этнокультурная идентичность и самобытность, ядром которых являются традиционный национальный праздник Ысыах со знаменитым «хороводом» осуохай, героический эпос Олонхо - памятник ЮНЕСКО, уникальные при-родно-ландшафтные зоны, человеческий потенциал и т.д., обеспечивают основу для социально-культурного проектирования в сельских поселениях-тёлбэ. Вместе с тем социально-культурное проектирование заключается в устойчивом и гармоничном балансе традиций и новаций.
Диалог культур различных групп населения способствует целостности многоцветия социокультурного пространства при сохранении уникальности отдельных сегментов. Региональное социально-культурное проектирование позволяет выделить как общесистемные
(нормы, факторы и механизмы, поддерживающие целостность социокультурной среды региона в целом), так и проблемно-ситуативные условия реализации проектов на уровне отдельного поселения.
4. Социально-культурное проектирование сельских поселений Рес
публики Саха (Якутия) является индикатором эффективности управ
ления и реализации стратегических направлений региональной куль
турной политики, которая выстраивает следующие приоритеты:
- учет основных трендов мирового культурного процесса;
непрерывность глобальных и глокальных интеракций в сфере культуры;
необходимость поддержания идентичности и самобытных культурных традиций, создающих в совокупности уникальный историко-культурный облик Якутии;
создание условий для реализации творческих идей и личностного роста жителей;
развитие практики социального партнерства власти, общества, бизнеса и некоммерческого сектора.
5. Отличительным признаком народонаселения Республики Саха
является его сложная многообразная этнодемографическая структура.
В связи с усиливающимся во времени «эффектом этнического пере
крестка», где происходят сложные процессы взаимодействия мен
тальной карты, культурных традиций и коммуникативных практик
этнических сообществ Севера и Юга, в социокультурном проектиро
вании сельских поселений-тёлбэ культурное многообразие выступает
фундаментом устойчивого развития и диалога культур народов Рес
публики Саха (Якутия).
В основе культурной модели сельского поселения-тёлбэ Якутии лежат традиции толерантности и уважения к другим культурам, веками культивировавшиеся как важный фактор выживания в экстремальных условиях Севера, а также такие ее системообразующие элементы, как идеология «общего дома», гражданская идентичность («мы - россияне»), региональная этнокультурная идентичность («мы - якутяне», «мы - жители Якутии»).
6. Процесс регионального социально-культурного проектирования
на селе включает следующие риски: риск развития среды (террито
рии) как фактора разрушающего влияния на локусы и заповедные зо
ны геокультурного развития (оленеводческие, коневодческие и др.)
под давлением глобализационных процессов; вызовы всепроникаю
щей рыночной идеологии, основанной на приоритетах «экономики
потребления» и монетизации культурных практик, что непосильно для современного сельского жителя; риск возрастания миграционных потоков в связи с активным промышленным освоением территории республики; риск увлеченности количественной стороной проектирования в ущерб концентрации на качественном проектировании; риск следования за виртуализацией реальности вместо реального прожи-вания и существования в гармонии с природой.
Приоритетными направлениями в социально-культурном проекти-ровании села становятся укрепление культурного кода нации, сохра-нение идентичности этносов и воспроизводство региональных на-циональных ландшафтов памяти, обеспечение законодательной за-щищенности сельских жителей, права на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям.
Апробация диссертационного исследования.
По теме диссертационного исследования опубликовано 14 статей, в том числе три публикации в изданиях, входящих в рекомендован-ный ВАК Минобрнауки РФ перечень рецензируемых научных изда-ний, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата на-ук/на соискание ученой степени доктора наук.
Материалы и результаты исследования прошли апробацию в форме докладов и сообщений на конференциях различного уровня, в том числе на межрегиональной научно-практической конференции «Основные направления имиджевой политики Республики Саха (Яку-тия)» (Якутск, 2006), международных научно-практических конфе-ренциях: «Культура как ресурс социально-экономического развития» (Улан-Удэ, 2010), «Актуальные научные вопросы: реальность и перспективы» (Тамбов, 2011), «Актуальные проблемы науки и образова-ния: прошлое, настоящее, будущее» (Тамбов, 2012), «Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития» (Тамбов, 2014), «Современная наука: теоретический и практический взгляд» (Челябинск, 2015), «Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе» (Уфа, 2015).
Результаты диссертационного исследования внедрены в учебный процесс ФГБОУ ВО «Арктический государственный институт куль-туры и искусств» на кафедрах социально-культурной деятельности и народной художественной культуры (основные результаты исследова-ния интегрированы в курсы лекций по дисциплинам: «Основы социокультурного проектирования в сфере культуры», «Этнокультурное
проектирование», «Организация и руководство народной художественной культуры», «Менеджмент и маркетинг в сфере культуры»).
Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры теории и истории культуры Государственной академии славянской культуры (протокол № 2 от 21.10.2015 г.).
Структура диссертации обусловлена целью и поставленными задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Ценностный смысл регионального социально-культурного проектирования на уровне сельских поселений Республики Саха (Якутия)
В силу перечисленных факторов изучение социально-культурного проектирования в сельских поселениях-тлбэ улусов Республики Саха (Якутия) является необходимым и важным направлением культурологических исследований. С точки зрения проектировщика социокультурных процессов, в региональной среде необходимо выделять такие ее социальные и культурные компоненты как этнокультурный состав населения, историко-культурные особенности развития, особенности культурного самосознания, характерного «для относительно больших групп людей и обусловленного культурно-историческими традициями, образом жизни. По этому критерию можно достаточно отчетливо увидеть специфику больших региональных сообществ, отличающихся друг от друга не только традициями, но и “образами мира”» [21, с. 35].
Перспективное планирование социально-культурного проектирования в условиях региона состоит из этнических и национально-культурных факторов, которые будут способствовать интеграции общностей и дифференциации культурных или территориальных границ этносов. Вышеизложенные факторы обеспечивают устойчивость и взаимодействие национально-этнических и духовно-культурных тенденций и способов самореализации основных социальных институтов сельского населения. Так как в условиях региона социокультурный процесс неразрывно взаимосвязан и взаимозависим с жизнедеятельностью человека, средой обитания, природой и культурным наследием.
В связи с этим средовой подход к социально-культурному проекту позволяет рассмотреть регион как сложное и многоуровневое образование, которое имеет своеобразную социальную, историко-культурную инфраструктуру. Средовой подход позволяет представить социокультурную среду как совокупность инициативных предложений, методов, частных решений, актуальных задач и проблем социальных групп, институтов, исполнительных органов власти и т.д. Поиски новых подходов к раскрытию сущности процесса социально культурного проектирования и программирования требуют не только глубокого теоретического обоснования, но и анализа особенностей его реализации на всех институциональных уровнях: от общенационального (в рамках государственной культурной политики) до регионального (на уровне территориальных учреждений культуры). При этом на уровне социокультурных групп важно оценить возможности прямого руководства процессами развития самодеятельных ансамблей, общественных объединений, любительских клубов, различных ассоциаций, движений – в условиях отдельного сельского поселения.
На теоретическом уровне сущность понятия «социально-культурное проектирование» и в методологии исследования, с точки зрения культурологической науки, ее локальная особенность разработана недостаточно.
Анализ исследований[104, 137, 146, 115] показывает, что социально-культурное проектирование направлено на объекты социума и культуры. Теория развития общества О. Шпенглера [179] заключается в том, что цивилизация проходит циклы – развитие, деградацию, падение морали и скопление людей в городах.
С точки зрения А. Тойнби [152], социум представляет собой совокупность дискретных единиц социальной организации, которые объединяются духовными традициями и географической границей. Ученый считает, что прогресс конкретной цивилизации определяется способностями людей, живущих в данном ареале.
Социум – большая устойчивая общность, характеризуемая единством условий жизнедеятельности людей, общим местом проживания и наличием вследствие этого общей культуры [23]. Социум мы представляем как социальные группы, институты, имеющие универсальные, типичные, устойчивые образования и процесс «социальной механики» взаимодействия и отношения между ними. Отношения народа с представителями других национальностей являются частью его общественного бытия, которое отражается в его общественном сознании. Человек в социуме осознает себя субъектом этнической общности со своими социально-психологическими установками и стереотипами.
Региональное социально-культурное проектирование как ресурс культурной политики Республики Саха (Якутия)
На сегодняшний день сформировалась культурная модель Республики Саха (Якутия) как одного из крупнейших культурных центров на северо-востоке Российской Федерации. Основу ее составляют 40 подведомственных государственных учреждений культуры и искусств в ведении Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), состоящих из 16 театрально-зрелищных учреждений, 2 библиотек, 8 музеев и 10 их филиалов, 8 учебных заведений. На муниципальном уровне в сфере культуры функционируют 485 библиотеки, 83 музеев – из них 8 музеев республиканского значения, 536 культурно-досуговых учреждений, 86 детских музыкальных, художественных школ и школ искусств. В учреждениях культуры республики работают 8897 человек. Из них специалистов основного персонала – 4677 [188].
Развитие культуры и искусства в последнее десятилетие шло двумя путями: возрождение национальных культур народов Якутии и дальнейший рост профессионализации культуры и искусства, интеграция в культурное и образовательное пространство Российской Федерации.
Безусловно, ведущую роль в развитии культуры и региона в целом играет кадровый потенциал учреждений культуры и искусства. Это работники библиотек, музеев, культурно-досуговых учреждений, их деятельность связана с овладением культурным наследием, хранением и предоставлением доступа населению к ценностям материальной и духовной культуры, удовлетворением культурно-досуговых запросов общества.
Арктический государственный институт культуры и искусств является одним из основных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия) в подготовке и повышении квалификации кадров в сфере культуры и искусства. К началу XXI в. в Республике Саха (Якутия) было осознано, что обществу нужны специалисты новой генерации, способные работать в новой социально-культурной среде. В этих условиях Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 17 января 2000 года № 946 был создан Арктический государственный институт культуры и искусств как единый центр подготовки и переподготовки кадров высшей квалификации в области культуры и искусства для региона северо-востока Российской Федерации и реализации научно-исследовательских программ по актуальным проблемам культуры Севера.
С первых дней работы института образовательная деятельность была построена с учетом раннего включения студентов в творческую деятельность. В результате первые выпускники института добились значительных успехов в творческой деятельности, уже начинают реализовывать свои первые самостоятельные социально-культурные проекты.
Современный этап культурного развития ставит перед Арктическим государственным институтом культуры и искусств новые стратегические цели и задачи в рамках реализации миссии института: сохранение уникального духовного и культурного наследия народов Арктики, созидание на его основе новых форм искусства и включение его высших достижений в контекст мировой культуры.
Арктический государственный институт культуры и искусств как творческий вуз является генератором духовного развития региона – это культурообразующий элемент инновационного общества. Среди приоритетных направлений региональной культурной политики, создающей условия для актуализации человеческого капитала и культурных традиций, С.С. Игнатьева выделяет следующие: – создание в регионе культурного пространства духовного и интеллектуального роста, которое обеспечивает преемственность духовно-нравственных традиций культуры региона, сохраняет и способствует увеличению слоя национально-творческой, духовно-интеллектуальной элиты; – расширение общественной базы культурной жизни путем мотивации и поддержки культурных индустрий и самодеятельной активности населения региона; – развитие инфраструктуры, обеспечивающей условия сохранения, экспонирования, трансляции и воспроизводства культурных ценностей; – поддержка образовательных и просветительных организаций, участвующих в формировании культурного пространства, обеспечивающего, преемственность поколений; – разработка механизмов противостояния экспансии явлений массовой коммерческой культуры, которые приводят к деградации личности и утрате самобытности отечественной культуры [93, с. 95].
В Республике Саха (Якутия) принята комплексная Республиканская программа «Создание условий для духовного развития народов Якутии на 2012–2016 гг.». В состав программы входят отдельные направления, касающиеся развития социально-культурного проектирования в условиях села: – проведение творческих проектов, приуроченных к Году Села в Республике Саха (Якутия); – развитие современных направлений культурно-досуговой работы и расширение перечня предоставляемых услуг для культурно-духовной деятельности населения; – развитие проектной деятельности специалистов культурно-досуговых учреждений в сфере организации досуга населения; – проекты, направленные на проведение мероприятий, посвященных Году Села; – развитие и внедрение научно-методической деятельности в работу учреждений культурно-досугового типа, проведение семинаров, мастер-классов, курсов повышения квалификации, направленных на улучшение качества деятельности специалистов сельских культурно-досуговых учреждений; – стимулирование деятельности центров культурного развития в малонаселенных пунктах;
Социально-культурное проектирование как инструмент этнокультурного взаимодействия в условиях сельских поселений тлбэ
В ответах отчетливо прослеживается дифференциация мнений в зависимости от обособленности социальных групп по возрасту, уровню образования, характеру трудовой деятельности респондентов.
Язык, как один из основных компонентов этнической культуры, играет важную роль в сохранении этноса, его национальной самобытности и идентичности. Посредством языка из поколения в поколения передается богатейший материально-хозяйственный, культурный и нравственный опыт. Поэтому, одной из задач исследования было выяснить, на каком языке чаще проводятся мероприятия в клубе.
Как и предполагалось, и в Чурапчинском (75,8%), и в Мегино-Кангаласском (84,1%) районах мероприятия проводятся преимущественно на якутском языке, что в целом составило 82,2% ответов респондентов (таблица 2.).
На каком языке чаще проводятся мероприятия в клубе? количество ответов в % преимущественно на якутском 382 82,2 чаще на якутском и русском 80 17,2 преимущественно на русском 3 0,6 всего ответов 465 100,0
Укрепление сознания национальной идентичности – одна из функций средств массовой информации. Проблемы распределения функциональной нагрузки национальных и русского языков, проблемы содержательности национальной прессы, радио, телевидения и качества их языка остаются в поле зрения многих социолингвистов с 80-х гг. ХХ века, поскольку сфера массовой информации, наряду со сферой образования, духовной культуры, относится к важнейшим структурным компонентам языковой ситуации. Ценностное содержание активной культурной позиции сельских жителей обнаруживается в ответах на вопрос: «В каком направлении может развиваться сельская культура?». Большинство респондентов указывает на то, что сельская культура может развиваться, опираясь: во-первых, на инициативы и творческую активность жителей, при этом подчеркивается личностная значимость каждого из них; во-вторых, на национальную культуру (224 респондента); в-третьих, на обеспечение квалифицированными специалистами (196 респондентов). Последний фактор является необходимым условием в организации работы в сельской местности. Только грамотный специалист с высшим образованием, знающий свое дело, может эффективнее планировать и реализовать культурную деятельность. На четвертом месте отмечена государственная поддержка специалистов учреждений культуры (186 респондентов). Данный аспект уже воплощается в рамках Указа Президента РС(Я) от 27 сентября 2012 г. № 1644 «О комплексных мерах по развитию села в Республике Саха (Якутия)» [190]. На пятом месте, – приоритет отдается досугу молодежи и мужчин (176 респондентов). На шестом – принятие закона РС(Я) «О культуре» (114 респондентов). На седьмом месте – создание многофункциональных культурных комплексов (110 респондентов).
На восьмом – создание многофункционального культурного учреждения (85 респондентов), на девятом месте – привлечение государственно-частного партнерства (71 респондент), и на десятом – реализация гарантированных культурных прав граждан и культурных прав граждан и народов (63 респондента). Для детального анализа культурных потребностей сельских жителей Республики Саха (Якутия) нами были привлечены результаты социологического исследования, проведенного в 2015 г. по заказу Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Институтом гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, которое имело рабочее название «Комплексный анализ деятельности учреждений культуры Республики Саха (Якутия)». Количество респондентов, опрошенных в рамках данного исследования, составило 1600.
На вопрос, как часто жители села бывают в культурно-досуговых учреждениях, расположенных в их населенном пункте, 53,2% опрошенных ответили, что являются активными посетителями. При этом: еженедельно посещают – 28,8% и ежемесячно – 24,4%; еще 33,7% респондентов приходят в эпизодически, раз в квартал или в полгода. Преимущественно это связано с посещением определенных культурно-массовых мероприятий в качестве зрителя или участника.
Оживленные визиты в культурно-досуговых учреждений (далее КДУ) связаны в основном с большим интересом опрошенного населения к проводимым там культурно-массовым мероприятиям, о чем сообщили 68,6% респондентов.
Периодические крупные всплески активного посещения КДУ населением вызваны гастролями артистов филармонии и театральных коллективов (37%), а также непосредственным участием респондентов в работе культурно-досуговых формирований, организованных при клубе (27,4%). Массив опрошенных, которых объединяют другие мотивы посещения КДУ, составляют в среднем от 7,5 до 14,9% респондентов в зависимости от географической зоны, где находится их населенный пункт.
Прогнозирование рисков социально-культурного проектирования в сельском поселении-тлбэ
Село традиционно является хранителем духовно-нравственных, общечеловеческих, этнокультурных ценностей. Развитие культуры села-тлбэ зависит от социально-культурного проектирования как транслятора сохранения сельской самобытной традиционной культуры. Реализация социально-культурного проектирования в условиях села улучшит качество культурной жизни сельского населения, предоставит молодежи возможности трудоустройства и самореализации, повысит престиж села, даст толчок к развитию социально-культурной сферы села, ориентированной на формирование духовно-нравственных ценностей, заложенных в сельской культуре.
Среда социально-культурного проектирования как сложная интегрированная система состоит из внешнего (окружающая, или макросреда) и внутреннего (микросреда) факторов. Информационная субсреда, как один из важнейших факторов развития территории региона, в нашем случае села-телбэ, позволяет обеспечивать информационное поле социально-культурного проектирования.
Ценностный смысл социально-культурного проектирования выражается в ориентациях и установках, которые выступают активными регуляторами человеческой деятельности на основе полученной информации в процессах коммуникации и взаимодействия людей друг с другом и локальным окружением, когда устанавливаются социально-культурные отношения, формируются группы, коллективы и т.д. В этих процессах формируются система ценностей сельского поселения-тлбэ и его общая культура, выявляются ее специфические особенности.
В современных условиях стратегической перспективой и трендом устойчивого развития общества выступает курс на расширяющееся воспроизводство социального и человеческого потенциала. При этом важна мотивация личности на творческие инновации. Анализ исследований по ценностям и инновациям свидетельствует, что доминируют исследования, в которых акцент сделан на технологические инновации и инновационное поведение социума.
В отличие от нововведений в сфере техники, экономики, дипломатии и т.п., которые к настоящему времени наиболее исследованы, природа социокультурных инноваций практически не изучена, хотя именно данный тип инноваций содержит в себе перспективы и является фактором развития культуры и общества.
Традиционно принято считать, что инновации – это рождение нового, ведение деятельности на основе современных технологий и идей. Вместе с тем, по мнению автора, сегодня инновацией можно считать и возвращение к своим этническим корням, культ исторической памяти.
Понятие нового связано с одной из вечных философских проблем – проблемой развития и попытками решить так называемый парадокс развития. Это такие изменения в нашей жизни, которые мы сами вносим после того, как оценили собственный опыт и сформулировали цель и смысл преобразований. Поэтому в определенном смысле социокультурные инновации являют собой не просто нововведения как таковые, а новый взгляд на ценность и бесценность традиционности с учетом той новизны, которая улучшает существующую картину мира без ее радикального разрушения.
Нами выявлен ценностный смысл инновационной культуры сельского поселения-тлбэ и ее особенности: – совокупность художественного и религиозного творчества (традиционные архитектурные сооружения, декоративно-прикладное творчество сельчан, исполнители и носители фольклора, устного народного творчества и т.д.); – оправдавшие себя и доказавшие на практике свою эффективность обычаи, традиции, народные праздники и стереотипы сознания и поведения, 132 которые ведут к интеграции общества, росту взаимопонимания между людьми, их комплементарности и т.д.
Таким образом, можно утверждать, что эти особенности сельского поселения-тлбэ составляют «ядро» этнокультурной идентичности селян и определяют ключевую ценность социально-культурного проектирования.
Реализация социально-культурного проектирования в условиях сельского поселения, учитывающая культурные предпочтения населения, создает следующие условия: – условия для сохранения, развития и исследования нематериального культурного наследия сельского поселения-тлбэ; – условия снижения бюджетной нагрузки за счет оптимизации расходов на содержание здания путем локализации социально-культурного проектирования и программирования сфер культуры в условиях сельского поселения-тлбэ; – условия, повышающие качество оказываемых услуг в сфере культуры, с локализацией однотипных учреждений в многофункциональные учреждения культуры в условиях сельского поселения-тлбэ; – условия повышения уровня занятости населения; – условия доступности услуг в сфере культуры для населения; – условия для удовлетворения духовных потребностей населения; – условия для разработки и внедрения в практику инновационных технологических решений социально-культурного проектирования и программирования в условиях сельского поселения-тлбэ; – условия для создания креативной среды в целях привлечения молодежи в социально-культурное проектирование; – условия для мотивирования инициативы социальных групп сельского поселения-тлбэ для участия в социально-культурных проектах; – создание условий для мониторинга социально-культурных проектов в условиях сельского поселения-тлбэ.