Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Основные проблемы становления и развития зрелищной культуры народностей Приамурья : Середина XIX-80-е г. г. XX вв. Крыжановская, Яна Станиславовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Крыжановская, Яна Станиславовна. Основные проблемы становления и развития зрелищной культуры народностей Приамурья : Середина XIX-80-е г. г. XX вв. : автореферат дис. ... кандидата культурологии : 24.00.02 / Хабаровский гос. пед. ун-т.- Санкт-Петербург, 1996.- 20 с.: ил. РГБ ОД, 9 97-1/4061-2

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ обусловлена

спецификой историко-культурной ситуащпі на Дальнем Востоке, где
традиционно проживают малочисленные народы Одной из
важнейших задач исторической культурологии на современном
этане является изучение культур аборигенных этносов, к которым
время особенно неумолимо. Осознавая это. Генеральная
Ассамблея ООН провозгласила начало (с 10.12.1995)

Международного десяттглетия коренных народов мира. В этой связи изучение .зрелищных форм как подсистемы в сложном целом традиционной культуры аборигенов Дальнего Востока приобретает особый смысл, способствуя сохранению целостности народной культуры, её возрождению и дальнейшему развитию.

Необходимость исследования проблемы определяется ее недостаточной теоретической и нсторико-э шоірафнческой разработашостью. Первичность жесто-мнмнческой модели реальности по отношегаяо к пространствекно-пластическоіі, культурная значимость изобразительной деятельности в древних обществах, традиционная устойчивость ритуально-зрелищных форм объясняют важность ті необходимость тех пристального шучення современной культурологической наукой. Их ценность как историко-культурного

источника тем более возрастает, если речь идёт о народностях, до недавнего времени не имевших собственной письменности.

Важность изучения зрелищных форм продиктована
недостаточной теоретической разработанностью категории

"зрелище" (применительно к традиционным культурам) и методов анализа этого явления. Опыт дефиниции основных понятий зрелищной культуры, её классификации, предложенные автором диссертации с учётом специфики конкретных форм, сформировав-пшхся у народностей Приамурья, могут отчасти изменить сложившуюся ситуацию в изучении наследия аборигенов края.

В настоящее время накоплен значительный материал по обрядовой практике, играм, традиционному музыкальному фольклору, а также описания современного самодеятельного театра народов Амура. Сегодня необходимо обобщение этого материала, представляющего не только теоретический интерес, но и практическое значение в связи с перспективами развития национального театра. Глубокие традиции обрядовых зрелищ способствуют обогащению эстетики, утверждению полгалементности художественного языка сценического искусства. В приамурском театре фольклор обретает "вторую жизнь", способствуя сохранению самобытности не только национального творчества, но и этноса в целом.

определяется наличием ряда ігубпишцш, затрагивающих отдельные
аспект: темы диссертации. Проблемы обрядово-зрелищной
культуры на историко-этнографическом материале рассматривались
в работах Л. Леви-Брюля, К. Леви-Стросса, Л. Я. Штернберга, Л. А.
Лопатина, а также Б. А. Рыбакова, А.В. Гадло, Е. В. Ревуненковой.
Эстетико-философские стороны зрелища и его восприятия
анализировались М. С. Каганом, Н. А. Хреновым, В. В. Селивановым,
Я. В. Ратнером, Ю.И. Перовым и др. Некоторые

культурологические аспекты анализируемой проблемы затрагивались в работах Й.Хейзинга, В.Тэрнера, В.Н. Топорова, В. Е. Гусева.

При наличии развёрнутого корпуса публикащш, большинство из этих работ не рассматривало самобытную культуру этносов Приамурья. В настоящее время назрела необходимость в синтетическом исторшснкультурологическом исследовании, посвященном аборигенам Дальнего Востока.

ЭТНИЧЕСКИЕ РАМКИ работы охватывают ряд

национальных групп, ггрожпваъпщгх г- Приамурье: нанайцев, ульчей, удэгейцев, тшхов. Сходные условия исторического проживания, близкие факторы и формы хозяйственной деятельности способствовали формированию относительного культурного единства народностей всего ареала При этом необходимо отметгсть, что проявления зрелищной культуры анализируемых этносов рассматриваются диссертантом системно, во всем мноюооразші межэтнических контактов - не только между собой, но и с негиддіїьцамп. ороками, орочами, эвенками, а также русскими , китайцами, японцами.

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ исследования включают период со (порой половины XIX в. до 80-х it. XX в.. что позволяет рассмотреть феномен традиционней зрелищной культуры народностей Приамурья в исторической динамике, от архаичных обрядовых форм к самодеятельному национальному театру, выявить основные закономерности и иротгггоречия этого развитии.

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ РАМКИ диссертации охватывают приамурский решок - место исторического и современного проживания нанайцев, ульчей. удэгеГшев, амурских нивхов и др. Выбор территории обусловлен компактным размещением этических групп и сохранением на ней традиционных зрелищных форм.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - зрещицная кульгура аборигенов /Хмура в её историческом развитии or обрядово-игровых форм к современному' геатрально-фольклорному искусству.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - тенденции и закономерности развития зрешпцной культуры амурских этносов в связи с іпменениями реальных условий ах существования, влияние градиционных форм на современный самодеятельный театр, особенности национальных .зрелищ как историко-культурного источтшка.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ - на основе архивных, ноленых, музейных материалов рассмотреть сігецифігку зрешлднок культуры как самостоятельного елся в контексте духовного опыта нанайцер,. ульчей, удэгейцев и нтгохов на протяжении 130 лет

1. Дать целостный негорпко-культурологнческші анализ традиционной зрелщциой культуры народностей Приамурья в контексте изменений общеегвешчой жіізиі, мировоззреши, трудовой деятельности и быта ;а период со второй половины XIX в. до 80-х п. XX в..

  1. На основе обобщения экспедиционных, архивных и музейных материалов выявить особенности различных типов зрелищных действий (таких как обряд, праздник, игра, сказка);

  2. Расширить и уточнить категориальный аппарат историко-культурологнческого изучения традиционных и современных зрелищных форм;

А. Обнаружить некоторые исторические и художественные закономерности, показать противоречия в развитии традиционных зрелищных форм и современного театрально-фольклорного искусства, на этой основе выявить национально-самобытный характер самодеятельного театра;

5. Рассмотреть процесс формирования и эволюции современных театрально-зрелищных форм как одно из средств адаптации этносов к новым социокультурным условиям.

1. У этносов Приамурья, в отличии от культур соседних стран
Азиатско-Тихоокеанского региона, к началу XX в. не сформи
ровались собственно театральные формы, но предпосылки такого
рода акций обнаруживаются внутри традиционных обрядовых
зрелищ различного типа, относящихся к исторически наиболее
раннему слою культуры. Их изучение может дать культурологам,
искусствоведам, этнографам дополнительный материал к решению
проблем этно- и кулыурогенеза,

  1. История традиционной зрелищной культуры поддаётся реконструкции через систему категорий, дефиниций и классификаций в виде условной теоретической модели (выстраиваемой как движение от обрядового зрелища, где зритель существует как фактор сознания исполнителей, к архаическому празднику, равноадресовалному реальному и малгческому адресату, и к зрелищу фояькцорного театра), сопоставимой с эмпирическими данными исторического характера;

  2. Зрелищная культура амурских этносов носит выраженный стадиальный характер. Внутри анализируемого периода представляется необходимым акцентирование трёх этапов: до конца XIX в. - этап традиционных обрядово-зрелищных форм; 1900-е - 20-егг. XXв.-этан постепенной секуляризации обрядового зрелища и усиления в нём собственно художественных элементов; 30-е - 80-е гт. XX в. -

становление it развитие национального театрально-фольклорного искусства;

4. При наличии индивидуальных черт в ритуалах, играх, фольклоре стилистическое единство приамурского зрелищного комплекса в его традиционном и современном вариантах реализуется через принцип имитации. Миметическое подражание животным (и прежде всего - медведю) составило cyi ь архетипа, определяющего шггонатшонно-нластическую культуру этноса, в которой ігнтонация и телодвижение оказываются синкретически взаимообу словленными.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ ОСНОВУ исследования

определяют современные исторические, куль туроЛОГИЧЄСКИЄ,
этнофилософские концегаши, объединённые призншпгем

своеобразия и высокой ценности культуры любого этноса независимо от его численности, географического положения и т.д. Автор диссертации исходила из того, что вне учёта реального вклада аборигенов Дальнего Востока с их уникальным социокультурным опытом модель мирового культурно-исторігческого процесса была бы неполной.

При исследовании зрелищных форм диссертант
руководствовалась принципом историзма в понимании

этнокультурных процессов, что способствовало выявлению основных закономерностей и этапов в развитии анализируемого :юления от его зарождения к расцвету и современному состоянию. Прштции историзма определил отношение к изучаемому пласту традиционной культуры как к явлению динамическому, находящемуся в контексте общего историко-культурного развития.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, применяемые в диссертации -
сравіштельно-нсгорісческнй. ретроспективный, визуального

наблюдения, социолог? рієскин. Комплекс принятых в работе методов позволяет рассмотреть различные проявления традиционной зрелищной культуры в качестве историко-культурного источника, определить основные тендещлш и закономерности развития зрелищной культуры народностей Приамурья на протяжении 130 лет, обозначить её место в мировом историко-культурном процессе.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА работы определяется тем, что в ней:

1. Впервые объектом историко-ку;штурологического рассмотрения стала зрелищная культура как самостоятельный слой в

системе традиционного наследия народностей Приамурья, её проблемы и история за период с середины XIX в. до 80-х гг. XX в.;

  1. Предложен ряд теоретических положений, классификаций и обоснований, предназначенных для исследования феномена "зрелищная культура" как исторической, культурной, этнографической реальности; автором внесены уточнения в определении основных категорий, привлекаемых для изучения традощионкых зрелищных форм - "обряд", "обрядовое зрелище", "праздник", "'фольклорный театр", "самодеятельный театра".

  2. В научный обиход вводятся новые данные по обрядово-зрелшшшм формам, в том числе экспедищюнно-полевые материалы автора, собранные в 1991 - 1996 гг. в ряде районов Хабаровского края, неопубликованные заметки А. Ф. Миддендорфа, Б. А. Васильева, а также архивные документы советского периода, с учётом которых выстраивается картина развития приамурской зрелищной культуры за 130 лет;

4. Впервые собраны и проанализированы материалы по истории
и сегодняшнему состоянию национального театра, являющегося
одной из важнейших современных зрелищных форм; определены
этапы его развития в период с 30-х по 80-е гг. XX в.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ . Основные выводы и положения диссертации изложены в сообщениях и докладах на вузовских научно-практических конференциях (г.Хабаровск, 1994,1995,1996it.), на межвузовских научно-практических конференциях (г.Комсомольск-на-Амуре, 1994; г.Хабаровск, 1996). Автор принимала участие в работе международной конференции по проблемам культуры, науки, образования (г. Хабаровск, 1995).

ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИКУ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ обусловлено тем, что систематизируемый в работе материал позволил сделать некоторые теорепиеские выводы относительно прошлого и современного состояния национальной культуры Приамурья. Собранные данные по истории традищюішьіх зрелтацных форм шіроко использовались автором диссертации при разработке курсов лекций, проведении практических занятий, спецкурсов и спецсеминаров для студентов исторического и филологического факультетов ХГПУ, а также факультативных занятий в 8-11 классах школьї-пімназіш N3 г.Хабаровска. Отдельные фрагменты диссертации могут быть полезны учителям национальных

школ, практическим работникам культуры, руководителям самодеятельных художественных коллективов, всем тем, кто на деле занимается сохранением и развитием амурский культуры.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения, приложения (списка использованных источников и литературы, списка сокращении).