Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Образ женщины в культуре бурят: историко-культурологический анализ Гончикова Нимажаб Дашинимаевна

Образ женщины в культуре бурят: историко-культурологический анализ
<
Образ женщины в культуре бурят: историко-культурологический анализ Образ женщины в культуре бурят: историко-культурологический анализ Образ женщины в культуре бурят: историко-культурологический анализ Образ женщины в культуре бурят: историко-культурологический анализ Образ женщины в культуре бурят: историко-культурологический анализ Образ женщины в культуре бурят: историко-культурологический анализ Образ женщины в культуре бурят: историко-культурологический анализ Образ женщины в культуре бурят: историко-культурологический анализ Образ женщины в культуре бурят: историко-культурологический анализ Образ женщины в культуре бурят: историко-культурологический анализ Образ женщины в культуре бурят: историко-культурологический анализ Образ женщины в культуре бурят: историко-культурологический анализ Образ женщины в культуре бурят: историко-культурологический анализ Образ женщины в культуре бурят: историко-культурологический анализ Образ женщины в культуре бурят: историко-культурологический анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гончикова Нимажаб Дашинимаевна. Образ женщины в культуре бурят: историко-культурологический анализ: диссертация ... кандидата : 24.00.01 / Гончикова Нимажаб Дашинимаевна;[Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Забайкальский государственный университет"].- Чита, 2015.- 195 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Основные факторы формирования образа женщины в бурятской культуре

1.1. Женский образ в мифологических и религиозных представлениях бурят 24 - 57

1.2. Роль ритуально-символических действий в создании образа женщины в бурятской культуре .57 - 100

ГЛАВА II. Становление образа женщины в фольклорном и художественно-литературном творчестве бурят

2.1. Образ женщины в фольклорном наследии бурятской культуры 101 - 128

2.2. Особенности образа бурятской женщины в художественной культуре (на примере литературы и живописи) 128 - 165

Заключение 166 - 170

Литература

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. Богатство культурных традиций определяется культурным многообразием этносов. В современном динамично изменяющемся мире каждый этнос стремится сохранить самобытность, уникальность своей культуры. Объективные политические и социокультурные изменения в стране приводят к тому, что происходит усиление процессов стандартизации, унификации культуры, и в общественном сознании доминируют не духовно-нравственные ценности, а стремления к определенному уровню материального благополучия. Кризисная ситуация, охватившая жизнедеятельность практически всех этнических групп, требует продуманных действий в разрешении создавшейся проблемы. В данном случае большую роль могут сыграть нравственные ориентиры традиционной культуры, способствующие формированию базовых ценностей и основ психологической устойчивости личности.

Бурятская культура представляет собой своеобразную систему идеалов, кодов, норм поведения, благодаря которой сохранились её самобытность, особенности менталитета и мироустройства этнического бытия степняка-кочевника. Образ женщины в бурятской культуре занимал особое место, так как женщина всегда выступала хранительницей традиционных ценностей. Представления о женской (материнской) сакральности и святости, воплощающей духовно-нравственный идеал, были характерны для бурятского народа. Поэтому воссоздание целостного образа женщины, представленного в разных пластах бурятской культуры, будет способствовать более глубокому проникновению во внутренний мир человека, в историю семьи, рода, поможет выявить особенности быта, условия жизни народа и специфику сакрального и профан-ного мира его культуры.

На современном этапе жизни в связи с глубокими трансформационными процессами в культуре бурят наблюдается размывание гендерных границ; кардинально меняется образ женщины, в котором ярко проявляется общественно активное начало с высоким уровнем социальной мобильности; идет процесс интенсивного завоевания женщиной «жизненного пространства»: она материально независима, участвует в различных движениях, конкурирует в профессиональной сфере с мужчинами. Появился феномен «деловой», «успешной» женщины, для которой практически не осталось закрытых социальных институтов, и это подтверждает факт того, что реалии современной жизни наполнили образ женщины совершенно новым содержанием. С одной стороны, этот образ способствует формированию новых жизненных приоритетов и ценностных установок, без которых невозможна дальнейшая жизнедеятельность социума, но, с другой стороны, в нем постепенно утрачивается традиционная природно-социально-культурная миссия, что, в конечном итоге, может привести к потере внутренней устойчивости общества и самой культуры.

Исследование образа женщины дает возможность более глубокого проникновения во внутренний мир человека, позволяет осмыслить и понять, как в обширном геопространстве в условиях динамичных этнических процессов сформировалась, развивалась, сохранилась и транслировалась своеобразная природа культуры бурят, какова была роль женщины в обеспечении стабильности социокультурного мира. Для того чтобы выявить, оценить и скорректировать скрытые угрозы социальных процессов, происходящих в современном обществе, необходимо актуализировать гендерную проблематику в её исторических реалиях и проанализировать варианты представления образа женщины в разных культурных контекстах прошлого и настоящего.

Актуальность темы диссертации связана с недостаточной систематизацией и обобщением в научных исследованиях образа женщины в культуре бурят как одного из важных конструктов, обеспечивающих целостность культуры. Несмотря на достаточное количество материалов историко-этнографического характера по данной тематике образ женщины как символ устойчивости определенных параметров бурятской культуры не был в достаточной степени представлен в исследовательской литературе.

Состояние и степень научной разработанности темы. Для написания
диссертационной работы отмечены основные понятия, помогающие раскрыть
заявленную тему. Ключевым является концепт «образ», который широко
используется в разных научных дисциплинах. Древние философы Платон и
Аристотель понимали «образ» как образец для подражания и связывали с
мышлением человека. В работах зарубежных философов Г. Гегеля, Э.
Гуссерля, Р. Декарта, И. Канта, В. Лейбница, Ж.П. Сартра представлены
разные трактовки понятия «образ», связанные с воображением, наглядностью,
результатом запечатления одного объекта в другом, выступающим в качестве
воспринимающей информации. К.Г. Юнг соотносит его с архетипом как с
первоосновой миропонимания и связывает с фантастическими

представлениями, которые рассматриваются в качестве «внутреннего образа», а не чувственной действительности.

Отечественные социологи, психологи и философы (Д.В. Захаров, И.
Имшинецкая) считают образ формой отражения и воздействия на психику
человека внешней действительности через ощущение, восприятие,

представление.

Особое значение для написания работы имеет понятие «символ». Платон «дал целостную трактовку символа как интуитивно постигаемого указания на высшую идеальную форму объекта». Аристотель рассматривает «символ как конвенциональный знак», значение которого может быть четко представлено, непосредственно узнаваемо и выучено наизусть.

В трудах зарубежных исследователей (Г.В. Гегель, И.В. Гёте, И. Кант, Ф.В. Шеллинг, Ф. Шлегель) символ представляется как один из способов познания мира. Г. Гадамер считает, что первоначально термин «символ» обозначал «знак дружеских отношений». В работах Дильтея, Зиммеля, Ницше символизация –

главное средство культуры, но в то же время выступает инструментом её же критики, средством нормирования, искажения проявлений жизни, ограничения человеческой воли.

Символ как социальный феномен, «архетипичный образ» анализируется в работах Б. Малиновского, Э. Дюркгейма, Э. Кассирера, С.К. Лангера, Л. Леви-Брюля, З. Фрейда, Дж. Фрейзера, К.Г. Юнга. Роль символов в сфере коммуникации, их мировоззренческую, ценностную и нравственную значимость в современных культурах исследовали К. Гирц и Р. Тэрнер.

Основы формирования знаково-символических средств человека,

символизма его сознания разрабатывались в отечественной научной мысли учеными Л.С. Выготским, Н.В. Кулагиной, А.И. Леонтьевым, Е.М. Метелинским, В.Н. Топоровым. Символ, по мнению А.Ф. Лосева, «заключает в себе обобщенный принцип дальнейшего развертывания свернутого в нем смыслового содержания». С.С. Аверинцев отмечает, что символ лучше всего поддается раскрытию через сопоставление с категориями образа и знака. Символ как «зерно развертывания будущего текста, память культуры» показан Ю. М. Лотманом.

Ритуалы как категория поведения маго-религиозного характера,

относящаяся к сакральной сфере, рассматриваются в работах зарубежных ученых А. ван Геннепа, Дюркгейма, Тайлора, Дж. Харрисона. В этом направлении интерес вызывают труды российских исследователей Ю.В. Бромлея, А.П. Садохина, В.Н. Топорова.

Женская тематика и проблематика всегда привлекали внимание
зарубежных и отечественных исследователей разных научных дисциплин.
Уникальный труд представляет собой монография Г. Плосса в трех томах
«Женщина в естествоведении и народоведении», в которой дается
характеристика женщины с этнографической, антропологической,

этнологической и культурно-исторической точек зрения.

В русской философской традиции XIX - начала XX вв. женское начало
специфицируется свойствами возвышенного характера. Божественное и
феминное (женственное) отождествляли с любовью, состраданием,

милосердием и жалостью такие философы, как С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, В.В. Розанов. В идее вечной женственности феминное начало ассоциируется с мудростью (образ Вечной Женственности, Премудрость, София). В.В. Розанов указывал, что женщина является символом силы, красоты. Правом женщины, считает философ, является «любовь», т.е. он поддерживал идею равенства полов только в сфере чувств и любви.

Философы О.М. Вовченко, С.К. Исполатова, Ю. Кристева, Л.И. Петражицкий и другие в своих работах рассматривают природу женщины, проблему равноправия полов, женской эмансипации, которую в России начали бурно обсуждать в середине XIX в. В этот период в трудах некоторых исследователей делались попытки обобщения итогов изучения положения женщин, развития женского движения, борьбы за доступ к общественным сферам. А.В. Амфитеатров, Г.Е. Благосветлов, Е.О. Лихачева, Н. Котляревский,

А.П. Щапов, Е.Н. Щепкина в числе первых обозначили женскую тему. Писатель-демократ С.С. Шашков, изучивший исторические судьбы женщин разных эпох, отмечал, что данная тема полезна для дела их освобождения. Социолог В.М. Хвостов рассматривал положение женщин в семье, воспитании и образовании, которые, по его мнению, выступали движущими силами для обретения женского равноправия. А. Коллонтай развивала взгляды на женщину нового общества, которая должна стать полноправным членом общества.

В современных философских исследованиях (Т.М. Алпеева, О.В. Артемьева, К.Х. Делокаров, А.А. Мишучков) отмечается, что женское начало направлено на создание коммуникативных путей трансляции традиций в реализации жизненных потребностей и стремлений.

Социологи С.И. Голод, О.Н. Козлова, Ю.Б. Рюриков, исследовавшие отношения мужчины и женщины в семье, соотносят женственность с женским достоинством. В.А. Исаев подчеркивал в женщине стремление к созданию устойчивости, способствующей укреплению единства коллектива. Писатели-классики Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой отмечали гуманную направленность женственности, заключенной в таких качествах, как жертвенность и материнство.

Диалектика отношений женщины и общества в прошлом и настоящем, её место и роль в социальных процессах нашли отражение в исследованиях О.А. Ворониной, С.М. Климовой, Л.Г. Кондрашкиной, Л.Г. Куликовой, И.В. Куприной, Н.Л. Пушкаревой, Л.А. Сазоновой, Н.С. Юлиной.

Положение женщины в семье и окружающем социуме, гендерные отношения рассматривают современные отечественные исследователи С.Г. Айвазова, М.А. Арутюнян, Л.В. Бабаева, Л.Ю. Бондаренко, О.М. Здравомыслова, Н.А. Коноплева, Романова Н.П., Л.Е. Римашевская, Л.Л. Рыбцова, А.А. Сыродеева, А.А. Темкина, З.А. Хоткина, И.Р. Чикалова, В.Н. Ярская.

Эти темы анализируются в трудах этнологов К. Леви-Стросса, Б. Малиновского, Э. Тайлора на примере разных народов. Российские исследователи (Л.Н. Гумилев, Н.Л. Жуковская) рассматривают тему женщины народов Центральной Азии. Богатый материал о жизни монгольских женщин эпохи Средневековья (жен ханов, князей и других высокопоставленных чиновников) несут в себе книга «Сокровенное сказание монголов» и труды ученых Рашид-ад-Дина, Э. Хара-Давана и Сайшияла, которые в разные годы исследовали время правления Чингис-хана, быт, жизнеустройство кочевников.

Принципиально важными для написания работы имели труды А.О. Бороноева, Ю.Н. Емельянова, Ю.В. Ивановой, П.А. Сорокина, В.А. Тишкова, в которых раскрыта специфика феноменов традиционности и народности. Отечественные ученые Н.Л. Жуковская, В.Л. Кургузов, Т.Д. Скрынникова и др. оказали большое влияние в изучении традиционной культуры бурятского народа. Необходимо также выделить работы Л.Л. Абаевой, СП. Балдаева, К.Д. Басаевой, М.И. Гомбоевой, Л.Л. Линховоина, Т.М. Михайлова, З.П.

Морохоевой, С.Ч. Чагдурова по изучению мироустройства, своеобразия этнической культуры бурятского народа.

Образ женщины можно проследить и в бурятском фольклоре, который помогает увидеть многообразие проявления женского характера. Женские образы в героическом эпосе «Гэсэр» проанализированы в трудах Р.С. Дылыковой, Е.Н. Кузьминой, Н.Н. Николаевой, С.Ю. Неклюдова, Г.Д. Санжеева, А.И. Уланова, М.Н. Хангалова, Е.О. Хундаевой, Н.О. Шаракшиновой.

В данной работе большое значение имеет изучение мифологических представлений о женщине, её природной сущности. Зарубежные философы Ф. Бэкон, И.Г. Гердер, Ф.В. Шеллинг в своих трудах дали первые попытки рационального истолкования мифов как аллегорий. Весомый вклад в изучение мифов и их особенностей внесли Э. Кассирер, К. Леви-Строс, Ф. Рэглан, Г. Юнг, российские ученые А.Ф. Лосев, Е.М. Метелинский, В.Н. Топоров и т.д.

Бурятские мифы рассмотрены в трудах многих исследователей. Образы женских мифических персонажей изучали ученые С.П. Балдаев, Т.М. Михайлов, Н.Н. Николаева, А.И. Уланов, М.Н. Хангалов, Н.О. Шаракшинова и другие. Для нашего исследования интерес вызывает тема места и роли женщины в буддийской культуре. Женские божества буддийского пантеона стали предметом анализа в трудах Г.М. Бонгард-Левина, Л.С. Васильева, И.В. Минаева, Р.Т. Сабирова, В.Я. Сидихменова, Е. Парнова и др. Идеальный образ женщины-буддистки дан в сочинениях тибетских мыслителей Цонкапы, Торелигии, монгольского ламы Тарган пандита-гэгэна, бурятских лам Галшиева Э-Д. и Данжинова Д-Ж. Большую ценность для написания работы представляли тибетская книга неизвестного автора «История Чойджид-дагини» (перевод А.Г. Сазыкина) и памятник древнеиндийской литературы «Законы Ману» (перевод С.Д. Эльмановича).

Среди бурятских исследователей тему шаманизма, культа женских буддийских божеств, социально-философские аспекты буддизма и отражение религиозно-культовых представлений в бурятском фольклоре затрагивали Л.Л. Абаева, Ж.А. Аякова, Т.Б. Бадмацыренов, Д.Ц. Бороноева, Г.Р. Галданова, Л.Ю. Дондокова, Ц. Жамсарано, Ц.А Жимбиев, И.А. Манжигеев, Т.М. Михайлов, С-Х.Д. Сыртыпова, М.Н. Хангалов, Г. Цыбиков, Н.О. Шаракшинова, Б.Б. Шойнжонов.

Бабкинова Л.В., Бабуева С., Батуева Б.Б., Будаев Ц.Б., Ц. Жамсарано,
Мадасон И.Н., Цыбикова С.Ж., Шойнжонов Б.Б. и др. рассматривают
отражение в жизни бурят религиозно-культовых представлений,

мифологических традиций, так или иначе связанных с данной темой.

Краткие, но ценные сведения о положении бурятской женщины в семье и
обществе встречаются в работах отечественных исследователей

дореволюционного периода Я.П. Дубровой, Г.М. Осокина, А.В. Потаниной, Г.Н. Потанина, А.П. Щапова, Н.С. Щукина и т.д.

Женской темы в традиционной культуре бурят коснулись в своих трудах многие исследователи. Наиболее важными для данной работы оказались

исследования Д. Банзарова, К.Д. Басаевой, К.М. Герасимовой, Л.Ю. Дондоковой, Н.Л. Жуковской, Л.Л. Линховоина, Т.М. Михайлова, Д.А. Николаевой, М.Н. Хангалова и т.д.

Большой вклад в исследование истории семейно-брачных отношений у бурят, условий и методов воспитания детей и связанных с ними поверьев, обрядов, ритуалов и традиций внесли К.Д. Басаева, Е.М. Залкинд, Ю.Б. Рандалов, А.А. Хараев и мн. др.

В последние годы увеличивается количество работ, посвященных
взаимоотношениям в современной бурятской семье, проблемам

этнокультурного воспитания детей. В частности, эту тему рассматривают Лыгдынова Р.Л., Осинский И.И. и Суборова Х.М., Тумунов Ж.Т.

Исследованию бурятского женского костюма, украшений, их

символических значений, изучению дополняющих его атрибутов посвящены работы Р.Д. Бадмаева, К.Д. Басаевой, Г.Р. Галдановой, М.Б. Дагдановой, Д.С. Дугарова, Т.Д. Скрынниковой, И.И. Соктоевой, О.В. Шаглановой.

В работах Дондоковой Л.Ю. «Статус женщины в традиционной культуре бурят» (2008) и Николаевой Д.А. «Женское пространство в традиционной культуре бурят» (2011) дан историко-этнографический анализ сферы деятельности женщины, на фоне которой рассматривается она как объект исследования. Следует однако отметить, что в данной работе диссертант обращается к образу женщины как к продукту восприятия и устоявшихся представлений о ней в сознании людей, продукту культуротворчества самого народа.

Анализ литературы по проблеме исследования позволяет сделать вывод о
том, что в целом тема женщины нашла свое отражение во многих работах
зарубежных и отечественных исследователей, однако в большинстве из них
роль и место женщины анализируются либо фрагментарно, либо в контексте
других проблем. Более подробно тема женщины рассматривается в процессе
изучения семьи и вопросов воспитания детей. Таким образом, несмотря на
имеющиеся работы по описанию роли, статуса традиционной бурятской
женщины в семье и обществе, её образ в настоящее время не стал предметом
специального комплексного исследования. Эта тема нуждается в целостном
представлении, для чего необходимо проанализировать сведения,

встречающиеся в многочисленных источниках исследования (изучения) традиционной культуры, и систематизировать их.

Исследовательское поле. Диссертация не может охватить все направления культуры, где представлен образ бурятской женщины, поэтому в работу включены фольклорные, назидательно-дидактические, литературные тексты и произведения художественного творчества, имеющие определенную значимость в изучении данного образа.

В качестве объекта исследования выступает образ женщины в культуре бурят.

Предметом исследования являются процессы трансформации образа женщины в бурятской культуре.

Цель диссертационного исследования заключается в историко-культурологическом анализе образа женщины в бурятской культуре и актуализации его социокультурного значения.

Реализация цели обусловила постановку и решение следующих исследовательских задач:

  1. Раскрыть особенности образа женщины в культуре бурят на основе изучения мифологических и религиозных представлений.

  2. Определить культурно-историческое значение ритуально-обрядовых действий, связанных с образом бурятской женщины.

  3. Выявить наиболее существенные характеристики женского образа на основе анализа бурятского устного народного творчества.

  4. Проанализировать особенности женских образов, представленных в художественном творчестве бурят в разные периоды, и показать их в контексте эволюционных процессов в бурятской и российской культуре.

Гипотеза исследования: Выявление и анализ специфического образа женщины в культуре бурят, обеспечивающей стабильность жизнеустройства бурятского этноса и устойчивость его культуры, может способствовать раскрытию сущности и направлений культурных изменений в контексте гендерных отношений и ценностных оснований культуры.

Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретической базой диссертационного исследования послужили:

- теория системности культуры (А.А. Пелипенко);

герменевтическая теория, рассмотренная в работах Г.-Г. Гадамера, М.Хайдеггера;

семиотическая теория, в рамках которой представлен концепт «символ» (С.С. Аверинцев, Ю.М. Лотман, В.Н. Топоров и др.);

теоретические положения гендерных вопросов К. Леви-Строса, Г Плосса, Э. Тайлора;

концепции традиционной культуры (Л.Л. Абаева, М.И. Гомбоева, Н.Л. Жуковская, Т.Д. Скрынникова, монография «Буряты» [2004]).

Методологические предпосылки исследования определялись тем, что целостный образ женщины в бурятской культуре раскрывается при одновременном и взаимообусловленном изучении культурного наследия этноса, в частности фольклорных и художественных текстов, верований и мифологии, ритуальных действий и их символики с привлечением материалов по культурологии и истории. Такой подход помогает составить целостный образ женщины, функционирующий в культурной традиции бурят. Также исследование основывалось на ряде принципов, подходов и методов, определяющих сущностную сторону этнокультурологического познания:

- принцип историзма позволил изучить женский образ в процессе его
эволюции, трансформации, связанной с изменениями в обществе;

- принцип объективности предложил комплексный анализ образа
женщины на фоне её жизненных этапов, несущих определенные изменения в
правилах поведения, этикете и т.д;

ценностный принцип помог проанализировать образ женщины в контексте сохранения и трансляции культурных ценностей;

– принцип системности применялся при раскрытии образа в совокупности разных направлений культуры. Данный подход помог собрать воедино, обобщить и составить целостный образ женщины, также позволил рассмотреть научные и художественные тексты в синхронном и диахронном направлениях. Вопросы воспитания детей, функциональных обязанностей членов семьи, роли, статуса женщины в социуме раскрыты через призму гендерных отношений.

Указанные принципы позволили исследовать материалы как в синхронном, так и в диахронном плане, а вопросы относительно семейного воспитания детей, функциональных обязанностей членов семьи, роли и статуса женщины в окружающем социуме рассматривались через призму гендерных отношений. Гендерный подход, определяющий представления о сущности мужского и женского, применен в процессе анализа фольклорных, религиозных морально-этических памятников, литературных произведений и живописи, в которых женщина рассматривалась в разных аспектах.

Для методологического основания исследования важными были следующие подходы:

Междисциплинарный подход, определяющий комплексный характер исследования (Ю.М. Лотман, Б. Малиновский, Э.Б. Тайлор, Т. Парсонс). Интеграция различных научных дисциплин (этнология, история, культурология, семиотика) способствовала получению новых характеристик многообразия рассматриваемого образа и определила его место в жизнеобеспечении этноса.

Историко-культурологический подход (К.Д. Басаева, Г.Р. Галданова, Н.Л.
Жуковская, О.В. Куприянова, В.Л. Кургузов, Т.М. Михайлов, Д.А. Николаева,
М.Н. Хангалов и т.д.) помог изучить образ женщины в его исторической
протяженности и рассмотреть с точки зрения эволюции в контексте историко-
культурных процессов государственной идеологии, найти общее и
отличительное между положением женщины в традиционной и современной
культуре. Образ женщины рассматривался и анализировался как культурный
символ, но отмечается, что с динамичным историческим процессом в обществе
меняются ценностные основы и происходит идентификация образа.

Структурно-функциональный подход (Б. Малиновский, Т. Парсонс) способствовал изучению данного образа с разных ракурсов как некой структурной целостности, имеющей свое функциональное значение. Выделены основные гендерные роли, выявлены характерные черты, присущие женскому образу.

Феноменологический подход (Э. Гуссерль, К. Роджерс) помог

проанализировать образ женщины на основе субъективного восприятия и познания окружающей действительности, тенденции к актуализации.

Диалектический подход позволил рассматривать женский образ как развивающееся, внутренне-противоречивое и многостороннее явление, требующее конкретного изучения в контексте традиционной бурятской культуры.

В исследовании применялись теоретико-концептуальные методы:

историко-культурологический, интерпретативный, герменевтический (П. Рикер), семиотический (Г. Гадамер, А. Геннеп, В. Дильтей, Ю.А. Лотман), которые в единстве способствовали изучению и анализу образа женщины в культуре бурят.

Историко-культурологический метод помог изучить бурятскую культуру в
контексте исторической эпохи, государственной идеологии, понять

сложившуюся в стране культурную ситуацию и осмыслить образ женщины как часть этнической картины мира.

Интерпретативному и герменевтическому методам придавалось в работе
особое значение, поскольку при исследовании исторической действительности
и культурных феноменов – фольклорных и художественных текстов –
необходимо было адекватное восприятие, понимание и объективное толкование
отдельных эпизодов. В нашем случае текст представляет собой универсальное
явление, ибо охватывает не только результаты духовной деятельности человека,
но и способы распредмечивания исторической действительности и культурных
памятников в виде определенной информации. Герменевтический анализ текста
основывается на диалектическом единстве познания человеком окружающего
мира и предметно-практической деятельности и реализуется на стыке авторской
интенции и читательского восприятия и интерпретации. Применение в работе
модели «данное-причина-цель» помогает определить фактическую,

концептуальную и символическую стороны произведений, способствующих детальному исследованию образа женщины на разных периодах жизни. Использование герменевтического круга показывает, как возврат мышления происходит от частей не к прежнему целому, а к иному, более обогащенному, т.е. диалектический характер движения по кругу помог нам познакомиться с содержанием текстов глубже.

В диссертационном исследовании обращение к прошлому народа является тем пространством, которое помогает найти присущие для женщины черты и качества, опровергаемые или принимаемые общественным институтом. Совершаемые женщиной ритуалы отражают мифо-религиозное восприятие картины мира древними бурятами. Также представленный в работе весь архаический культурный пласт позволяет выявить наиболее глубинные основы бурятской культуры и определить специфику традиционных ценностей, связанных с женским образом.

Важное место в исследовании занимает диахронный метод, показывающий преемственность и динамику этнокультурных процессов в разные периоды, а синхронный анализ систематизирует образ в единое целое. Применялся историко-сравнительный метод, который помог выявить общее и особенное в жизни женщины традиционной и современной культуры.

Использование структурно-функционального метода (К. Леви-Стросс, Т.М. Михайлов, Г.Ц. Цыбиков, М.Н. Хангалов) позволило рассмотреть образ женщины в соотношении с жизненными циклами и, основываясь на анализе ритуальных традиции бурят, раскрыть особенности основных этапов жизни.

В качестве пояснения к теоретико-методологическим основам

диссертационной работы следует также отметить, что многие ученые интерпретируют традиционную культуру как особый тип культуры, сформировавшийся на ранних этапах человеческой истории и основанный на мифических представлениях. Традиционная культура представляет собой комплекс социокультурных функций, необходимых для воспроизводства человека и общества. Так, культуру бурят можно считать традиционной, поскольку речь идет о миропонимании, сложившемся в эпоху господства мифопоэтического мышления, которое эволюционировалось и в общих чертах сохранилось и транслировалось до настоящего времени.

Источниковую базу диссертационной работы составляют теоретические и
эмпирические исследования, в качестве которых использованы

опубликованные и неопубликованные материалы. К эмпирическим источникам,
помогающим раскрыть образ традиционной женщины, относятся прежде всего
памятники устного народного творчества, мифы, религиозная и

художественная литература, живопись.

К неопубликованным источникам относятся полевые и архивные материалы:

полевые материалы автора (ПМА), собранные в Монголии посредством наблюдения и межличностного общения с местными жителями (2009, 2010) во время посещения паломнических мест: «Эжы-модон» (г. Сухэ-Батор), «Эжы-хада» (г. Улан-Батор), в результате которых был собран интересный материал о роли и месте женщины в семье и обществе, о трансформации её образа в современных условиях. Сделать необходимые выводы автору помогло посещение различных мероприятий, связанных с возрождением традиционных культурных ценностей, например, «Встреча белых лебедей», ежегодно проводимой на озере Ножей (Агинский район) в честь прародительницы хоринских бурят (2009, 2010, 2011, 2012).

– беседы-интервью с народной артисткой Республики Бурятия Д.Ж. Тангатовой (Улан-Удэ), художницей С. Шухэртуевой, проживающей в ГО «Поселок Агинское» (Забайкальский край). Посещены постановка драмы «Эхэ» (Мать) – главную роль матери сыграла Д.Ж. Тангатова, выставки рисунков, проанализированы произведения С. Шухэртуевой в интерпретации как автора диссертации, так и художницы.

архивные материалы, сосредоточенные в фондах: 1). Национального архива Республики Бурятия (НАРБ); 2). Центра Восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии (ЦВРК ИМБТ СО РАН).

В национальном архиве Республики Бурятия собраны уникальные документы, но материалы по гендерным проблемам имеют фрагментарный характер. Нормативные акты семейно-бытовых отношений, касающиеся положения женщин прописаны, в частности, в «Уставе об управлении инородцами в Сибири» (Ф. 460. Д. 1/118. лл. 80-87) и личных документах (Ф. 129, д. 84).

В центре Восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН сосредоточено огромное количество архивной документации. В работе использованы экспедиционные материалы К.М. Герасимовой, Г.Р. Галдановой, Т.М. Михайлова.

В исследовании в качестве источников использовались опубликованные материалы, к которым относятся фольклорные (народные сказки, героические эпосы, пословицы) и мифологические тексты, буддийские постулаты и произведения бурятского художественного искусства. Указанные памятники письменности, несомненно, обладают полисемантическим характером, ибо в них в сложном переплетении присутствуют представленные в символической форме ценностные пласты культуры. Поэтому структурно-семантический и герменевтический анализ произведений позволяет выявить мировоззренческую структуру представлений об образе женщины, который является отражением этнической картины мира (Абай Гэсэр [сост. Чагдуров С.Ш., 1995]; Гэсэр. Бурятский героический эпос [1988]; Бурятский героический эпос, Аламжи Мэргэн [1991]; Байкала-озера сказки [1988]).

Особый интерес представляют буддийские сочинения, в которых
приведены морально-этические правила поведения, касающиеся

внутрисемейных отношений и связанные с обязанностями женщины в семье (Э.Х. Гальшиева «Зерцало мудрости» [1966], Торелигии, Тарган и Д-Ж. Данжинова книга «Земля Ваджрапани. Буддизм в Забайкалье» (статья «Бурятский буддизм о женщине и её роли в семье и обществе») [2008]). Также нормы поведения женщин прописаны в повести «Истории Чойжид-дагини» [1990] и «Законах Ману».

Ценная информация о положении монгольской женщины в эпоху Средневековья содержатся в книгах «Сокровенное сказание монголов» [С.А. Козин, 1990], «Сказание о Чингисхане» [Сайшиял, 2009], «Чингис-хан как полководец и его наследие» [Хара-Даван, 2009].

Интерес вызывают материалы, полученные из средств массовой информации. Это журнал «Сагаалган» [2007], газеты «Агинская правда» [2010], «Буряад унэн» [1998], «Улаалзай» [2007], «Толон» [2010, 2012], публикующие историко-этнографические и культурологические статьи, связанные с женской тематикой. Использованы ресурсы Интернет-Сети.

Исследована научная литература. Образ мироустройства, модель мира в традиционной культуре бурят рассмотрены М.И. Гомбоевой [2002], Л.В. Санжеевой [2006], М.М. Содномпиловой [2009].

Этнографические исследования представлены:

– монографией Плосса «Женщина» [1995], труды В.Д. Бабуевой [2004], Н.Л. Жуковской [1988], Л. Линховоина [1972], М.Н. Хангалова [1959] и др.;

– сведениями о социальном и семейном положении женщин в традиционном обществе. С.П. Балдаев [1959], К.Д. Басаева [1980, 1991], Т.Б. Батуева [1995], А.Г. Гомбожапов [2006], Л.Ю. Дондоковой [2008].

– работами Д. Банзарова [1997], Л.Ю. Дондоковой [2008], Е.Н. Кузьминой [1980], Д.А. Николаевой [2010], Н.Н. Николаевой [2008], Т.М. Михайлова

[1980], Н.О. Шаракшиновой [1980], Г.Ц. Цыбикова [1991], М.Н. Хангалова [1959] раскрыты женские образы через мифо-религиозные представления древних бурят;

– в трудах о ритуальных действиях женщины [А. ван Геннеп, Леви-Стросс, В. Тэрнер]. Работы А.К. Байбурина [1993], Г.Р. Галдановой [1992], К.М. Герасимовой [1986] и т.д.;

– образ современной женщины. Труды А.И. Антонова [1998], Д.В. Захарова [2004], О.В. Куприяновой [2009].

Научная новизна исследования состоит в том, что в диссертации:

  1. На основе анализа мифологических и религиозно-дидактических текстов, репрезентирующих образ женщины, раскрыты «ролевые начала образа женщин», такие, как «прародительница», «спасительница», «защитница», «хранительница очага», «носитель и транслятор сакральных ценностей»; выявлена роль мифо-религиозных представлений в формировании образа женщины, в осмыслении её природно-социального предназначения.

  2. Определены: культурно-историческое значение ритуальных действий, связанных с образом женщины, особенности мировоззренческих констант, являющихся основанием традиционных гендерных отношений и ценностных установок бурятского этноса; раскрыты процессы формирования и трансформации женского образа в картине мира бурят. Выявлены противоречия в жизненных приоритетах женщин традиционной и современной культур, которые вызваны социокультурными трансформациями в российском обществе. Рассмотрена социокультурная роль женского образа в духовно-нравственной ориентации социума.

3. Проведен анализ образа женщины, представленный в фольклорном
наследии бурят, выявлены его характерные черты, как поощряемые, так и
осуждаемые обществом. Определено, что посредством порицания
отрицательных черт и культивирования идеального образа реализовывалась
попытка социальной коррекции роли и поведения женщины исходя из
ценностей традиционной культуры.

4. Проанализированы и обобщены различные образы женщин,
представленные в произведениях бурятской живописи и художественной
литературы. Выявлено многообразие этих образов в контексте
трансформационных процессов в бурятской и российской культуре в разные
исторические периоды.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В бурятской традиционной культуре в течение тысячелетий
сформировалась базовая модель (прообраз) ценностей, характеризующая
основные черты образа женщины. В мифологических и религиозных текстах
культуры отражены различные образы женщин, олицетворяющие символ
родоначальницы, жизненной субстанции, внутренней устойчивости

жизнедеятельности социума. Мифо-религиозные представления, этническая картина мироустройства бурят способствовали формированию почтительного

отношения к женщине, осмыслению её природного и социального
предназначения. Основным мотивом предоставления женщине равноправного с
мужчиной положения, относительной свободы в действиях и возможности для
духовного самосовершенствования был укоренившийся веками в сознании
народа культ материнства, способствовавший духовно-нравственной

ориентации общества.

2. Этнокультурное образование и гендерное воспитание бурят
сформировали ценности статусного характера. С малых лет прививали
девочкам традиционные умения и навыки, которые применялись ими во
взрослой жизни. Жизнь женщины была насыщена различными запретами,
наставлениями, правилами этикета, ибо благополучное проживание семьи
нуждалось в защите от внешних факторов, а ритуалы в символической форме
помогали корректировать, исправлять заданные извне проявления. В связи с
кардинальным изменением образа женщины многое из ритуальных действий,
носящих сакральный характер, стало частью повседневной культуры.

3. Образ женщины в устном народном творчестве и совокупность его
характерных черт (доброта, трудолюбие, житейская мудрость, жертвенность),
представляющих определенный культурный идеал, оказали влияние на
формирование системы ценностей бурятского народа, определили специфику и
развитие этнической культуры и детерминировали процесс становления
национального самосознания и основных форм культурной идентификации.
Положительные черты фольклорных образов выступают стабилизирующим
фактором в социуме, а определяемые ими природные и социально-культурные
функции женщины формируют ценностные и поведенческие ориентации в
бурятской культуре.

4. В бурятской живописи и художественной литературе представлен
широкий спектр женских образов: от хранительницы очага и матери до
шаманки-предсказательницы, воительницы и общественного деятеля. Образ
женщины подвержен изменениям, что находит выражение в изменении
традиционных норм её поведения, появлении новых интересов и жизненных
ориентиров вне семейного круга, в более активном участии в жизни социума.
Причины трансформации образов связаны с эволюцией социокультурного
пространства, содержанием и механизмами самоидентификации личности. С
другой стороны, образ современной бурятской женщины не лишен влияния
традиционных представлений, в которых также заложен потенциал социальной
активности бурятской женщины. Он совмещает в себе черты традиционализма
и инновационности, которые в единстве образуют социокультурные константы,
во многом определяющие устойчивость и динамику бурятской культуры.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Комплексный анализ женского образа в традиционной бурятской культуре является теоретически значимым не только для «гендерных» исследований, а также для историко-культурологического знания традиционной культуры, связанного с генезисом этнических ценностей и их ролью в современной культуре.

Выводы диссертации могут способствовать формированию новых

представлений о роли, статусе женщины в современном социуме и созданию благоприятного образа женщины в сознании людей.

Практическое значение работы заключается в возможности использования материалов в исследовательских и социокультурных проектах, направленных на сохранение и трансляцию духовного опыта бурятского народа, на укрепление семейных отношений, связанных с неустойчивым развитием современного общества.

Материалы исследования можно использовать в разработке специальных программ по гендерным вопросам, по проблемам духовного воспитания молодого поколения, также могут быть использованы в преподавании таких дисциплин, как «Культурология», «Культурная антропология», «Этнология», «Философия культуры», спецкурсов по традиционной культуре бурят.

Апробация результатов исследования. Теоретические положения

диссертационного исследования были представлены в докладе автора на международном семинаре (Элиста, 2008); на VI Международной научно-практической конференции «Этнодидактика народов России: обучение и воспитание в состязательной среде» (Нижнекамск, 2008); на Международной научной конференции «Культура как предмет междисциплинарных исследований» (Томск, 2008); (Иркутск, 2008); на VIII всероссийской научно-практической конференции «Кулагинские чтения» (Чита, 2008); на международной научно-практической конференции «Актуальные гуманитарные и естественные проблемы» (Москва, 2009); на региональной научно-практической конференции «Формирование и становление политической культуры: история и современность» (Агинское, 2009); в журнале Вестник Бурятского государственного университета (Улан-Удэ, 2009); на межрегиональной научно-практической конференции «Долина Онона: история и современность» (Агинское, 2010); на международном симпозиуме «Культурное пространство Северо-Восточной Азии» (Чита, 2011); в журналах Вестник Забайкальского государственного университета» (Чита, 2012), Научные ведомости Белгородского государственного университета (Белгород, 2012); на международном симпозиуме «Религия в культурном пространстве Северо-Восточной Азии» (Чита, 2012).

По теме диссертационного исследования автором выпущена монография («Образ женщины в традиционной культуре бурят» (Чита, 2014), опубликовано 12 научных статей, из них три работы – в рецензированных журналах, указанных в перечне ВАК.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения, списка литературы и приложения.

Женский образ в мифологических и религиозных представлениях бурят

Картина мира традиционной бурятской культуры отражена и передана от поколения к поколению почти в первозданном виде через уникальные явления культуры – мифологию и религию. Задачей данного параграфа является изучение образа женщины через анализ мифо-религиозных представлений древних бурят.

Обращаясь к мифам, отметим, что в исследовательской литературе встречаются различные толкования данного понятия. Например, первые попытки научного объяснения мифов были связаны с аллегорией. В трудах Ф. Бэкона, И.Г. Гердера, Ф.В. Шеллинга мифы раскрываются как иносказания, поучения, намеки, как «естественная религия». Ф. Рэглан определяет мифы как ритуальные тексты, Э. Кассирер говорит об их символической сущности, а Р. Барт называет мифы коммуникативной системой. Исследователи К. Леви-Строс и Г. Юнг рассматривали их в контексте истории культуры. Г. Юнг пришел к выводу, что, перестав быть единственной и доминирующей формой культуры, миф не исчезает окончательно, а продолжает жить в человеческой психике в форме архетипов, древнейших культурных образцов. В противовес ему К. Леви-Строс отмечал связь мифов с конструктами, образующими постоянную, непрерывающуюся цепь прошлого, настоящего и будущего, и исследовал мифологию как один из семиотических кодов, символов для обозначения универсальных образов. Ученый пришел к выводу, что символы являются промежуточными единицами между конкретно-чувственными образами и абстрактными понятиями, и как образ символ относится к области конкретного бытия, а как понятие может замещать другую вещь.

В своих трудах российские исследователи (А.Н. Афанасьев, А.Ф. Лосев, Е.М. Мелетинский, А.А. Потебня) отмечают, во-первых, сакрализацию мифического «времени первотворения», в котором кроется причина установившегося миропорядка; нерасчлененность образа и значения; всеобщее одушевление и персонализация; тесная связь с ритуалом; циклическая модель времени; метафорическая природа; символическое значение1. Философ А.Ф. Лосев указывает на совпадение в мифе общей идеи и чувственного образа, а А.Н. Афанасьев называет его древнейшей поэзией.

В работах исследователей С.С. Аверинцева, В.В. Иванова, Е.М. Мелетинского, В.Н. Топорова представлен опыт реконструкции древних мифов как знаковых систем. С.С. Аверинцев пишет, что символ лучше всего поддается раскрытию через сопоставление с категориями образа и знака. «Символ есть образ, взятый в аспекте своей знаковости, и что он есть знак, наделенный всей органичностью мифа и неисчерпаемой многозначностью образа»2. Так, концепты «образ», «символ» и «миф» в культуре – понятия, взаимопроникающиеся, взаимодополняющие друг друга.

Безусловно, мифологический период истории человечества наиболее тесно связан со становлением символического осознания мира, который является ведущим способом традиционно-архаического отношения индивида к действительности. Человек как субъект в ходе взаимодействия с реальностью обнаруживает и актуализирует в символах новые смыслы бытия, не объективируемые в рациональной форме и не сводимые к утилитарным смыслам чувственно воспринимаемой обыденной реальности.

Искусствовед и культуролог А.А. Пелипенко пишет, что миф, как отражение внутренней реальности (в том числе и коллективной) – это «разговор о том, чего никогда не было, но о том, что всегда есть». «Миф неуязвим для эмпирической критики: человек верит в миф поверх любых доводов опыта, ибо корни мифа уходят в психический режим экзистенциального природнения к миру и снятия травматичной с ним раздвоенности»1. Так, мифы мы понимаем как древнейшую форму мировоззрения, историко-культурное и духовное достояние народа, которое возникло из потребности древних людей в осознании и объяснении окружающей их природной и социальной действительности.

Исследователь Н.О. Шаракшинова появление первых бурятских мифов относит к «младенческому периоду» развития общества, когда человеку было свойственно мифологическое мышление. Но следует сказать, что мифы активно бытуют и в современное время, например, в работе Бороноевой Д.Ц. (2000) подтверждается существование милленаристского мифа о трех потоках переселения (один труднее другого) бурят на обетованную землю своих предков (прародиной, по древним сказаниям, считается выдуманная бурятами территория земли, которая именовалась этническими группами по-разному: Наян Нава, Мунгэн Бугсэ, Алтан Гадаса). «У кочевого народа, пишет исследователь, – легенды о кочевании, о переселении неминуемо должны были возникнуть, поскольку сам кочевой образ жизни предполагал перемену места жительства, с неизменно следовавшей за этим ностальгией – такова уж человеческая природа – по покинутым местам»2.

Для нашего исследования принципиально важны определения мифов, в которых они характеризуются как сказания о богах, духах, первопредках, действовавших в начале времени и участвовавших в создании самого мира, как «первая форма рационального постижения мира, его образно символические воспроизведения и объяснения»1. Так, мифотворчество, как «коллективная общенародная фантазия»2, помогает истолковать необъяснимые и непостижимые моменты мироустройства людей. Немецкий ученый Г. Герц, справедливо отметил следующее: «Если нам удалось создать из накопленного до сих пор опыта представления требуемого характера, то мы можем в короткое время вывести из них, как из моделей, следствия, которые сами по себе проявились бы во внешнем мире только через продолжительное время или же были результатом нашего вмешательства. Образы, о которых мы говорим, являются нашими представлениями о вещах»3. Так, в символах закодированы мифические образы как результат народного воображения, объясняющий природные явления на уровне человеческого постижения.

Древние люди окружающий мир представляли в двойном измерении: с одной стороны, их окружала обыденная жизнь с повседневными заботами, с другой стороны, они жили в призрачном, выдуманном мире, населенном многочисленными божествами и духами, от которых даже в большей степени были зависимы, чем от конкретных жизненных обстоятельств. Согласно верованиям, в мифах эти миры, небесный и земной, представлялись одинаково реальными и взаимосвязанными, и миропорядок в мифах устанавливался по определенной структуре, где среди небожителей существовала своя иерархическая система.

Э.А. Уланов отмечает трихотомный мир Вселенной: мифологический, фольклорный и литературный, и мифы являются первым уровнем объяснения, отражения и понимания окружающей действительности. «Это первая модель мира, в которой зарождались и концентрировались архетипы – коллективное бессознательное: фантазии, символы, первые изначальные прообразы внешнего мира»1, воспринимались как канон, культ.

Исследователь считает, что «в мифах живая природа всецело обожествлена, ибо властелинами мира являются боги и лишь на заднем плане, на периферии мифов, преданий фигурирует человек, являющийся наблюдателем, созерцателем божественных событий и мало участвующий в них»2.

В мифологическом сознании человека каждый образ, явление или событие повседневной жизни при определенных обстоятельствах становится символическим знаком, обладающим магической силой влияния на благополучие или неудачу человека. Причины всех природных катаклизмов, неприятностей семейно-родового характера люди связывали с гневом небесных божеств. Мифологические персонажи, делившиеся на злых и добрых, наделялись качествами земных людей, они также радовались, ссорились, враждовали, воспитывали детей, и их поступки оценивались степняками по земным меркам. Основными качествами, приписываемыми небесным силам, были прежде всего: справедливость и мудрость – в которых чаще всего нуждались люди. С целью избежания негативных проявлений и призывания жизненных благ они часто адресовывали ритуалы и обряды различным божествам.

Роль ритуально-символических действий в создании образа женщины в бурятской культуре

В современной науке образ представляет собой универсальный принцип человеческого отражения. Ощущение, восприятие, представление, утверждают исследователи, формируют его содержание. Например, в социальной философии под образом понимается особая субъективная картина реальности, мысленное отражение действительности человеком, в сознании которого формируется четкое представление о каком-либо предмете, явлении или личности. Человек интерпретирует полученную информацию на основе уже сложившейся в его сознании определенной категориальной системы. Образ, по мнению Д.В. Захарова, – это своего рода «отражение реальности, в котором зафиксированы представления человека об окружающем мире и о самом себе»2. Исследователь И. Имшинецкая считает, что «образ, обладая достоинством непосредственности, выступает как самоочевидность, поэтому не требует доказательств своей достоверности, отсюда его чрезвычайно высокая эффективность. Поток образов перерабатывается в сознании стремительно, практически без затрат времени на анализ и синтез информации, при стимулирующей активности воображения»3. Вслед за Л.В. Санжеевой (2006), под образом мы понимаем «не зеркальное отражение предмета, а субъективное эмоционально-когнитивное образование, являющееся носителем индивидуального видения реальности»4. Так, образ, как субъективное представление реальности, фиксирующее значимые признаки и отношения, представляет собой изменчивое явление, находящееся в зависимости от ряда таких факторов, как вид или специализация деятельности, культурный уровень социума и т.д.

Следует отметить, что современная жизнь насыщена большим количеством информации, где образы играют одну из ведущих ролей. Они воздействуют на людей, нередко заменяя собой реальность во многих социокультурных сферах. Самые популярные артефакты современной культуры связаны с женским образом, в котором, как отмечают некоторые исследователи, заложены основы весомости и значимости воздействия на общественное сознание.

Богатым и разнообразным материалом, на основе которого можно исследовать специфические черты национального характера, ментальные основания в целом всей культуры, в частности образа бурятской женщины, является устное народное творчество (пословицы, поговорки, сказки, легенды, героические эпосы, современные анекдоты).

Фольклор по своей природе – коллективное творчество народа, основанное на осмыслении законов бытия и исторического опыта,1 на обобщенном представлении народа о мироустройстве. В нем отражены различные проявления повседневной реальности, получившие свою нравственно-этическую оценку. По мнению исследователя Б.Б. Батуева, в фольклоре «находят отражение ум, характер, мудрость, обобщение богатейшего разнообразного жизненного опыта народа, его эстетические и нравственные ценности, олицетворение идеалов» 2.

В своем устном творчестве разнообразие этнической картины мира бурятский народ нередко раскрывал через женский образ. «Образы девушек, женщин, созданных в фольклоре в древние времена, – отмечает Р.Л. Лыгдынова, – это абстрактный эталон, чему должны были подражать… Женские образы в фольклоре всегда умны, великодушны, прекрасны внешне…». Следовательно, в нем отражаются образцы для подражания в самом широком, обобщенном представлении этноса.

Памятник культуры монголоязычных народов героический эпос «Гэсэр», представляющий собой особую форму поэтического отражения мировосприятия, сыграл исключительно важную роль как в духовном развитии бурятского народа, так и в историческом процессе формирования его как этноса. В произведении содержится комплекс идей и принципов устойчивого и гармоничного сосуществования триады «природа-человек-общество», кодифицированные в виде образов, маркеров, символов, различных культурных смыслов и как таковые отшлифованные веками. Многие исследователи отмечали значимость и исключительность женских образов. Так, А.И. Уланов, останавливаясь на положительной их направленности, утверждает, что в этих величественных образах люди выразили свои надежды и чаяния о счастье, мире, гармонии и красоте, имея в виду, что эти мечты народа связаны именно с женским началом.

Особенно ярко в «Гэсэре» представлены образы женщин, занимающих господствующее положение в обществе и обладающих тайной сверхсилой. По мнению Н.О. Шаракшиновой, образы мангадхаек и героических девушек восходят к наиболее раннему периоду общественного развития. Она называет их «образами матриархата», так как в связанных с ними эпизодах в наибольшей степени наблюдаются пережиточные моменты ранних общественно-семейных отношений, предшествовавших патриархальному роду и моногамному браку. В этом смысле на фоне бездеятельных, пассивных мужских образов во всей яркости и полноте дана характеристика Манзан Гурмэ тдэй – верховной предводительницы, родоначальницы западных небожителей, миф о которой исследователь Э.А. Уланов (2003) называет одним из самых матриархальных. Мудрая прародительница родилась от Великой Матери-Богини, волшебницы и удагана (шаманки). Отцом её было красноликое солнце, успевшее «коснуться лучом её золотого тоонто». Кем вырастет она, было видно с момента рождения: «Пригожая Манзан Гурмэ / Приветливой, доброй была, / Веселой и умной росла»1.

С одной стороны, прародительница, как земной человек, занимается обычными делами. Так, когда Эхэ Юрэн пришла к ней, та сидела за своей привычной работой – «мяла кожу». С другой стороны, выступает как непререкаемый авторитет, воплощение высшей мудрости, справедливости, верховный судья, к которому обращаются в самых крайних случаях. Ёе решение исполняется как закон и не подлежит обсуждению, при этом все подчиняются беспрекословно: «Тогда, разуверившись в своем уме, / Пошли они к бабушке Манзан Гурмэ»5.

Образ женщины в фольклорном наследии бурятской культуры

В истории бурятского народа женщина проявила себя в разных ракурсах: она была воительницей, труженицей, общественным деятелем, шаманский дар позволял ей выступать в роли защитницы, но во все времена её образ всегда связывали с хранительницей очага, воспитанием детей. Так, в данном случае говорим о бурятке, прошедшей путь от простой степнячки до эмансипированной, уверенной женщины, нашедшей свое место и силу во всех направлениях жизнедеятельности социума. Этнограф Г. Плосс в качестве примера женской эмансипации приводит рассуждение Lorenz v. Stein о том, что ей «доступны и должны быть доступны все занятия, за исключением тех, строгое выполнение которых мешает истинному назначению женщины, делая брак невозможным...; женщина, занятая целые дни за письменным или судейским столом» или на трибуне, может быть вполне заслуживающей уважения и очень полезной, но она перестанет быть женщиной, потому что она не может быть ни женой, ни матерью», т.е. Lorenz v. Stein, как сторонник патриархального направления, пришел к выводу, что эмансипация женщины есть отрицание брака, носителем общественной мысли, несомненно, должен быть мужчина.

Сегодня многие исследователи обращают свое внимание на образ современной женщины. По мнению К. Герсона, следует выделить следующие типы женщин: истинной роли, часто предпочитая семейному кругу работу, карьерный рост, что является одной из причин неустойчивости современных семейно-брачных отношений. К. Герсон, изучая выбор женщин между карьерой и материнством, пришла к выводу, что образ современной женщины представляет собой «недомашнюю женщину», бросившую вызов привычной домохозяйке»1. Cегодня распространен образ «бизнес-леди», руководителя, стремящейся к профессиональной самореализации. Д.В. Захаров отмечает, что «деловая женщина представляется несчастной в семейной жизни: её детям часто недостает материнского внимания, а она сама настолько загружена работой, что непременным следствием этого является потеря женственности и даже мужа»2. Другие ученые (И.В. Евсевичева, Л.Н. Лунева) констатируют, что молодые незамужние женщины чаще предпочитают карьеру семейным ценностям и «ради достижения профессиональных целей готовы отложить рождение детей иногда на весьма существенный срок»3. Сегодня современная бурятская женщина самодостаточна, успешно самореализуется, добивается в творческой и научной деятельности высоких результатов. Например, в настоящее время на территории Агинского округа большое количество женщин работают на руководящих должностях и не хуже мужчин справляются со своими обязанностями. Как видим, социокультурные изменения находят свое отражение и в образе женщины, которая в силу своих природных данных чутко реагирует на все трансформационные процессы. Известно, что в традиционной культуре бурят испокон веков образ женщины воспринимался как знак устойчивости семейно-родовых отношении и гарант сохранения духовно-нравственных ценностей. И сегодня, когда во многих общественных сферах наблюдается кризисная ситуация, сохранение устойчивости общества и культуры связывается с женщиной.

Подводя итог второй главы, отметим, что роль женщины в традиционных представлениях бурят всегда была достаточно определенной, так как основное её предназначение видели в семье, как хозяйки дома, хранительницы очага, многодетной матери. В культуре бурят мать всегда была регулятором внутрисемейных вопросов и воспитывала детей на незыблемых этнических традициях, которые транслировались из поколения в поколение как фундаментальные нормы бытия.

Анализ содержательной направленности произведений народного творчества (пословицы, сказки, героические эпосы «Гэсэр», «Аламжи Мэргэн») позволяет утверждать, что в культуре бурят исторически сложилось особое отношение к женскому образу. Отмечены наиболее существенные характеристики женских фольклорных образов, являющиеся универсальными во всех этнических культурах. С одной стороны, в них порицаются осуждаемые обществом пороки – сварливость, зависть, лень, коварство и т.д. С другой стороны, поощряются доброта, мудрость, жертвенность, внутренняя сила, гостеприимство, которые на протяжении многих веков культивировались бурятским народом и стали неким образцом для дальнейшей трансляции последующим поколениям. Образ женщины в культуре бурят, как носитель и транслятор культурных, духовно-нравственных ценностей народа, может послужить эталоном для подражания.

Особенности образа бурятской женщины в художественной культуре (на примере литературы и живописи)

В буддизме отмечается наличие множества культивируемых обществом женских божеств (Лхамо, Тара), несущих защиту и спасительную силу. Если роль буддийского учения заключается в укреплении положения женщины в обществе, то, в свою очередь, женский образ олицетворяет носителя и транслятора ценностей буддийского учения. По словам Далай лама XIV, именно на женщине лежит миссия спасения человечества от социальных потрясений, ибо ей свойственно чувство милосердия, доброты, в котором нуждается современная цивилизация, и благодаря феминистическому началу общество должно стать гуманнее, нравственно чище.

В фольклоре нашли отражение культивируемые народом черты женского характера: мудрость, ум, доброта, верность родовому институту, патриотизм и самопожертвование. Эти нравственные качества составляли важнейший элемент национальной идентичности, который оказал определенное влияние на формирование и сохранение этнического самосознания. В художественной литературе образ женщины раскрыт в динамике эволюционного развития и постепенного преображения под воздействием различных социокультурных процессов, в том числе связанных и с государственной идеологией.

В современной живописи своеобразие женских образов рассмотрено на различных стадиях жизненного цикла: юная девушка в ожидании счастливого будущего, замужняя женщина, олицетворяющая этническое бытие, и пожилая мать, беспокоящаяся за судьбу своих детей. Особенность работ художников заключается в том, что архаические образы даны в современной интерпретации, прошлое переплетается с настоящим и будущим, а авангардистский стиль помогает изобразить героинь в состоянии невесомости, метаморфозы.

Указывая на многогранность, разноплановость женского образа, отметим, что образ женщины, подвергаясь изменениям, согласно происходящим в социуме культурно-историческим новшествам, продолжал оставаться символом значимых явлений. Если в мифах женский образ выступал символом рождения новой жизни, в религиозных представлениях – символом защиты, исцеления, в традиционной культуре – олицетворял хранительницу очага, устойчивое и стабильное проживание социума, то в современном мире её деятельность вышла далеко за пределы традиционных представлений и направлена не только на сохранение и вопроизведение социокультурных констант, но и на их изменение.

В бурятской культуре декларируется приоритет духовных ценностей над материальным благом, почитание традиций и сложившихся веками устоев жизни. При этом ключевой всегда являлась нравственная характеристика женского образа, выступающего значимой частью в формировании национального самосознания, носителем и транслятором последующим поколениям этнических ценностей. Следует сказать, что в традиционной культуре бурят особое значение придавалось воспитанию детей, гендерный подход в воспитании позволял формировать в девочках соответствующие гендеру умения и навыки, знакомить с механизмом проведения различных ритуалов, которые впоследствии сопутствовали её жизни, придавая семейно-родовому пространству устойчивость. Так, ритуально-обрядовые действия, связанные непосредственно с женским образом, упорядочивали семейный быт и способствовали сохранению ценностей этнической культуры.

Как было сказано, образ бурятской женщины подвергался глубоким трансформациям, поскольку каждый этап развития культуры накладывала свой отпечаток. Так, образ женщины в бурятской культуре отражал изменения, исторически связанные с ролью женщины в культуре и социуме: хозяйку юрты, хранительницу очага, воспитательницу детей. В средние века у монголоязычных народов среди женщин были воительницы, которые наравне с мужчинами принимали участие в облавных охотах. Встречались случаи, когда в минуты опасности и угрозы со стороны внешних врагов женщины командовали войсками или своими подданными. В бурятской культуре особым почетом пользовались шаманки. Их функции связывали с особым даром, с помощью которого они исцеляли людей, предотвращали несчастье, призывали в дом благоденствие и процветание. И сегодня, совершая каждодневный утренний ритуал подношения чая высшим силам и духам предков, хозяйка дома в своих призываниях просит благополучного проживания и здоровья всем без исключения, ибо индивидуалистический характер прошения, по мнению буддистов, не имеет энергетической базы для осуществления. Следует отметить, что многие элементы ритуала, носящие сакральный характер, в профанной культуре перешли в режим повседневно-рутинного исполнения.

В традиционной культуре бурят создан устойчиво-универсальный образ женщины, представляющий ценностное ядро самой культуры. Как и в культурных традициях многих народов, женщине запрещалась публичная презентация, культивировались такие черты характера, как скромность, житейская мудрость, трудолюбие, но при этом она имела большое влияние на ближайшее окружение, ибо её собственная добродетельная жизнь была примером для подражания. С одной стороны, женщина играла второстепенную роль в жизнедеятельности этнического социума и в этнической культуре, её предназначение видели в сохранении духовно-нравственного баланса в семье и связывали с домашней сферой, т.е. вплоть до октябрьской революции 1917 года её жизнь проходила в пространстве домашнего бытия и представляла собой устоявшуюся, регламентированную модель. Государственная советская идеология и советская культура в целом сформировали новый образ женщины, репрезентирующий работницу, трудящуюся во благо народа, и образ матери, культивируемый в традиционной культуре, отошел на второй план. В период социализма образ бурятской женщины ассоциируется с образом труженицы, занятой в производстве