Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Образ города в художественной культуре: методологические установки 11
1.1. Город как среда обитания 11
1.2. Антропоцентризм городской среды 13
1.3. Сущность образа города в художественной культуре 18
1.3.1. Образ города в художественной культуре как системное качество городской среды 18
1.3.2. Образ города в художественной культуре как способ познания городской среды . 28
1.3.3. Образ города в художественной культуре как результат становления городской среды 31
1.3.4. Художественный образ города как проявление антропоцентризма городской среды 33
1.3.5. Границы художественного образа городской среды 37
1.4. Своеобразие городской среды как предмет его 2 m и 47
1.4.3. Индивидуальное своеобразие городской среды. Его относительность 54
1.4.3.1. Антропоцентризм городской среды как фактор ее индивидуального своеобразия. Границы индивидуального своеобразия городской среды
4.3.2. Художественный образ городской среды как фактор ее индивидуального своеобразия.
Компенсаторная роль художественного образа города 61
ГЛАВА II. Образы художественной культуры, порожденные оппозиционностью городской среды другим средам 66
2.1. Образы художественной культуры, отражающие оппозиционность города природе 66
2.1.1. Упорядоченность города и ее отражение в художественной культуре 66
2.1.2. Искусственность города и ее отражение
2.2. Образы художественной культуры, отражающие ппозиционность города деревне 85
2.2.1. Обособленность города и ее отражение в художественной культуре. 86
2.2.2. Притягательность города и ее отражение в художественной культуре 89
2.2.2.1. Город как очаг деятельности 90
2.2.2.2. Город как место потребления результатов деятельности 91
2.2.2.3. Функции городской среды 92
2.2.2.4. Контрастность городской среды 101
2.2.3. Мотив греховности городской среды 104
Заключение
Библиография
- Образ города в художественной культуре как способ познания городской среды
- Антропоцентризм городской среды как фактор ее индивидуального своеобразия. Границы индивидуального своеобразия городской среды
- Искусственность города и ее отражение
- Город как место потребления результатов деятельности
Введение к работе
з
Актуальность темы.
Появление данной работы связано с закономерной в условиях кризиса современной культуры повышенной востребованностью достижений культуры прошлого, выразившейся, в частности, в подъеме краеведческого движения, характерными особенностями которого являются:
сосредоточенность на конкретных разрозненных фактах (основной подход), не соотнесенных с фактами из жизни других городов;
безотносительность используемых в краеведении подходов к специфике города как объекта изучения, принципиально отличного от села, усадьбы, монастыря, региона и т.п.
Отношение к городу как пассивной материи, по своему значению сводимой к некоему социально-экономическому фону, на котором разворачивается творческая деятельность конкретных авторов, распространено в искусствоведении. Образ города в изобразительном искусстве нередко отождествляется с городским пейзажем, который отличается от любого другого пейзажа по формальному - "архитектурному" - признаку. Непонимание специфики города иногда приводит к восприятию последнего как явления почти мистического (что хорошо видно на примере Петербурга, право которого не только на эстетическое отношение, но и на самую любовь к нему со стороны жителей, вынужден был отстаивать в начале XX в. А.Н.Бенуа), тогда как город, сколь бы выдающимися ни были история его возникновения и роль в культуре какого-либо пространственно-временного ареала, - не чародей, не монстр, не литературный текст (распространенное восприятие Петербурга, обозначенное М.В.Добужинским как "литературщина"), не волшебная греза или исчадие ада, а реальное поселение, имеющее уникальную культуру и формирующееся в ней искусство.
Опыт Петербурга показывает, что сопоставление художественных образов двух или нескольких городов, относящихся к одному культурному пространству (например, "пара" "Москва-Петербург", рассмотренная через призму непрекращающегося спора западников и славянофилов), - формирует устойчивое отношение к каждому из них как внутренней, местной проблеме региона, тогда как любой город (и его художественный образ) может быть рассмотрен и как уникальное образование, и как конкретное проявление качественно своеобразного целого (и тем самым выведен на "мировую арену"). - Для современной культуры, стремящейся осознать свое единство, данная установка представляется единственно возможной.
Степень разработанности проблемы.
Наука о городе (урбанистика) возникла в конце ХГХ в., т.е. в тот исторический момент, когда с появлением "мировых столиц" (факт, тотчас же зафиксированный О.Шпенглером, автором данного термина) обозначилась перспектива развитая ("судьба") данного явления и, следовательно, стало
возможным говорить о качественном своеобразии последнего. Уже в рассуждениях о городе О.Шпенглера обобщены положения, которые с той или иной степенью полноты, в разное время и в разной терминологии востребовались другими исследователями города: М.Вебером, Х.Ортегой-и-Гассетом и др. (мысли об антитетичности города деревне и - через нее - природе); Ф.Броделем (исследовавшим не только отношения города и деревни, но и городов друг с другом - для последних им было найдено определение "иерархия городов"); эти важнейшие посылки соединены в культурологическом, системном подходе к городу - "как многостороннему целостному способу организации жизни и деятельности людей", - предложенном М.С. Каганом.
Значительное место в изучении художественного образа города принадлежит работам Н.П.Анциферова, из наследия которого большинством отечественных исследователей были воспринята только часть, касающаяся теоретического и практического краеведения (причем и здесь, в потоке публикаций по частным вопросам, затерялась идея комплексного подхода к изучению конкретного города. Также отечественным "градоведением" оказалась невостребованной "Книга о городе" Н.П. и Т.Н. Анциферовых, в которой тексты художественной литературы были сгруппированы по тематическим разделам, призванным продемонстрировать разнообразие существующих типов городов и многосторонность и типические стороны жизни каждого города "вне рамок стран и народов"1. В предисловии к третьей части "Книги о городе" составители этой своеобразной хрестоматии констатировали свою зависимость от выбранных ими авторов и далее отмечали: "Мы могли бы увеличить во много раз использованный нами материал, но желанной полноты все равно не удалось бы достигнуть"2. Из данной позиции следуют два вывода:
-"типическую" характеристику города можно получить, основываясь на текстах художественной литературы;
- исчерпывающая полнота данной характеристики может быть достигнута, по-видимому, только привлечением всех художественных текстов, имеющих' отношение к городу. (Ясно, что такая постановка вопроса равноценна .утверждению принципиальной недостижимости "всесторонней характеристики жизни города" и в конечном итоге противоречит намерению Н.П.Анциферова обнаружить типические черты (существования которых он не отрицает) города).
Данное противоречие может быть снято, если взамен позиции "зависимости от автора" (его стиля, творческой манеры, психологического склада) предложить точку зрения, согласно которой города сами инициируют связанные с ними образы искусства, причем некоторые из этих образов будут общими для всех городов, что возможно, если допустить наличие объективных качеств, присущих городу независимо от его территориальной, нацио-
1 Анциферовы Н. и Т. Книга о городе: Жизнь города. Л., 1928, с.4
2 Указ.соч., с.5
нальной, временной и т.д. принадлежности; они, несомненно, существуют, в противном случае было бы бессмысленно говорить о городе как особом образовании (всякий раз пришлось бы делать оговорку: "то, что называется городом в Китае", или "то, что называлось городом в Древней Руси"; однако если такая свобода формулировок осмысленна в рассуждениях о какой-либо культурной эпохе, то она абсолютно неприемлема в науке о городе, которая не может существовать без определения предмета своего изучения).
Подход, при котором возможно выявление закономерностей, в соответствии с которыми формируется художественный образ любого города (одна из задач данной работы) предполагает более высокий уровень обобщения, чем тот, которым оперировал Н.П.Анциферов. Классификация городов, предложенная Анциферовым, как и выявленные им функции, определяющие жизнь города, не может быть распространена на все без исключения города, ибо за основу для нее взяты не самые качества города как особого образования, а конкретные проявления этих глубинных качеств. Н.П.Анциферов совершенно справедливо назвал эти конкретные проявления типическшт. Типов городов (и функций внутри последних), действительно, много, а один и тот же город может принадлежать к различным группам городов, объединенным по тому или иному "типическому" признаку (или нескольким признакам).
Необходимо также назвать авторов - теоретиков градостроительства (М.Г.Бархина, В.Л.Глазычева, А.В.Иконникова, О.А.Швидковского, З.Н.Яр-гину и др.), - в своих работах затрагивающих проблему эстетического восприятия города, в том числе (работы В.Л.Глазычева, З.Н.Яргипой) связывающих данный способ отношения к городу с существованием художественного образа последнего.
Безусловно заслуживающими внимания направлением - уже в силу его ориентированности на человека (что равноценно попытке адекватно выразить сущность городской среды) - является семиотика города (работы Р.Арнхейма, Р.Барта, К.Линча, Ю.М.Лотмана, В.Н.Топорова, ФШоэ и др.), некоторая ограниченность которой объясняется стремлением решить невыполнимую задачу закрепления за элементами материальной оболочки городской среды конкретных, константных значений.
Объектом диссертационного исследования является город как качественно своеобразная культурная целостность.
Предмет изучения - художественный образ города, его функция и семантика.
Цель исследования
в осмыслении образа города в художественной культуре как целостного явления;
в обнаружении сущностного единства образа города в его художественных вариациях различных культурных эпох (семантический аспект).
6 Задачи исследования:
определить научные подходы к изучению города и образа города в художественной культуре как качественно своеобразных, целостных явлений;
установить границы существования художественного образа города;
показать значение художественного образа города для функционирования и развития городской среды;
выявить объективные основания для возникновения семантической общности художественных образов урбанизма.
Методология исследования. Учитывая сложность объекта исследования, решение задач, стоящих перед автором, невозможно без применения системного подхода. Широкие обобщения, связанные с выявлением общих для всех городов, или их определенных групп, качеств, требуют использования приема сравнения, методов анализа и синтеза. Некоторые выводы исследования основаны на использовании гипотетико-дедуктивного метода. В первой части работы была сформулирована идея о необходимости использования, наряду с системным, антропоцентрического подхода к изучению города и его образа в художественной культуре.
Таким образом, специфика материала предполагает совмещение различных подходов и методов к его изучению.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые разработаны теоретические основы художественной культурологии города. Образ города в художественной культуре рассмотрен как целостное явление, своеобразие которого проявляется в семантической близости художественных образов городов, относящихся к различным пространственно-временным ареалам, созданных различными видами и жанрами искусства.
Источниковедческая база. Специфика исследуемого предмета предполагает обращение к разнородным источникам, которые могут быть классифицированы следующим образом:
семантически связанные с городом тексты художественной культуры, относящиеся к разным видам, жанрам искусства, различным культурным эпохам (тематические альбомы, хрестоматии и т.д.);
работы по теории города;
искусствоведческие, литературоведческие работы, целиком или частично посвященные исследованию художественного образа города или творчества отдельных авторов, обращавшихся к теме города;
работы по теории и практике градостроительства, вопросам эстетического осмысления среды города;
исследования по психологии восприятия;
работы по семиотике города.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту: 1. Город универсально определяется как среда обитания с качественно иным, по сравнению с природой и деревней, соотношением природной и культурной составляющих. Соотношение это таково, что изучение городской
среды и ее образа в художественной культуре предполагает использование, наряду с системным, антропоцентрического подхода.
-
Являясь в большей степени, чем деревня, способом и продуктом деятельности, среда города для эффективного функционирования и развития нуждается в самопознании и самооценке средствами искусства.
-
"Средовая" сущность города позволяет значительно расширить понимание границ его образного воплощения в искусстве, признать "урбанистическим" любой художественный образ (независимо от времени и места создания, принадлежности к конкретному виду и жанру искусства), имеющий отношение к данной среде.
-
Город инициирует связанные с его жизнью художественные образы; при этом в фокусе художественной культуры оказываются присущие городу черты своеобразия, по-разному проявляющиеся в произведениях искусства различных культурных эпох, стилистических направлений. Своеобразие городской среды существует и обнаруживается в образах искусства на трех взаимосвязанных уровнях (видовое, типическое, индивидуальное).
-
Семантическая общность художественных образов многих городов объясняется проявлением видовых и типических черт своеобразия городской среды.
4. С помощью указанных подходов выявляются образы художественной культуры, в которых отражены видовые качества города, раскрывающиеся в его противостоянии (оппозиционности) другим средам.
Теоретическая и практическая значимость работы.
Основные положения данного исследования могут быть восприняты в качестве теоретических основ художественной культурологии города как самостоятельного раздела науки о городе.
Заданный в работе уровень обобщения может служить ориентиром, позволяющим преодолеть "провинциальный", ограниченный взгляд на культуру каждого города как средоточие не обусловленных спецификой данной среды и потому каждый раз "уникальных" фактов. Выводы данной работы позволяют при анализе художественного образа города учитывать не только особенности общего социокультурного контекста эпохи, творческой манеры, стиля, обстоятельств личной жизни, психологического склада конкретного автора, не только специфику творческой деятельности и определенного вида и жанра искусства, но и характер города как объекта изображения, что создает предпосылки для широких, продуктивных сопоставлений художественных образов города, созданных различными художниками в разное время, относящихся к различным видам и жанрам искусства, посвященных разным городам. Таким образом, результаты настоящего исследования могут быть востребованы теми разделами культурологии, которые связаны с изучением города и художественной культуры; краеведением; искусствоведением.
Практическая ценность работы определяется тем, что ее результаты могут быть использованы в учебных курсах по культурологии, регионоведению,
s а также в практическом решении проблем организации художественной жизни города.
Апробация работы.
Многие положения диссертации были отражены в спецкурсе "Культура Санкт-Петербурга" (разделы "Петербург как феномен городской культуры", "Образ Петербурга в отечественной художественной культуре"), программа которого опубликована.
Результаты исследования и сделанные на его основе выводы были обсуждены и получили положительную оценку на заседании кафедры художественной культуры.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Образ города в художественной культуре как способ познания городской среды
Понятием "среда" подчеркивается изначальный антропоцентризм города как места возможного безвыездного проживания (в отличие от дома, замка, усадьбы, района) многих людей, где человеку могут быть предоставлены условия для удовлетворения материальных, духовных и иных запросов в неведомых другим средам многообразии и полноте.
В философском осмыслении жизнеспособная городская среда есть форма существования, возникшая в результате непрекращающихся разнонаправленных выбросов специфически-человеческой энергии, которая не исчерпывается понятием "деятельность", так как данная среда, какова ни была бы степень ее рукотворности, формируется всем существом человека, включая его биологическое начало (со всей присущей последнему областью бессознательного). В то же время среда города с момента своего возникновения как никакое другое образование (предмет, явление) манифестирует наивысшую степень отдаленности человека от природных форм жизни, -иными словами, по степени присутствия в ней культурной (искусственной, рукотворной) составляющей в сравнении с другими средами, она имеет все основания считаться принадлежностью культуры, ее подсистемой.
Если рассматривать город в указанном ключе, а именно как способ и продукт деятельности, то следует подчеркнуть, что: - создание так называемой искусственной среды обитания требует привлечения всех возможных видов деятельности (познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентационной, общения, а также художественного освоения мира9, что является залогом ее исключительной, претендующей на универсальность, сложности, незнакомой другим видам культурных образований; - данная деятельность, как правило, лишь опосредованно связана с освоением природы (точнее, связана с ним на качественно новом витке - через отрицание деревни).
Итак, человек формирует городскую среду в соответствии с потребностями, которые присущи ему как биологическому, социальному, культурному существу. Собственно, многогранностью, слитностью человеческой природы и следует объяснить целостность, структурную нерасчленимость данной среды. В то же время роль демиурга, которую в данном случае с такой очевидностью исполняет человек, нередко позволяет трактовать городскую среду как результат реализации преимущественно социо-культурных потребностей.
Так, Х.Ортега-и-Гассет склонен был видеть в полисе "в первую очередь... место собрания граждан, пространство, предназначенное для решения задач, стояших перед обществом. В культурном пространстве города человек наконец смог освободиться от родственных связей с растением и животным и, оставив их за городскими стенами, создал особую среду обитания, уже чисто человеческую"10. Однако само понятие среды исключает какую бы то ни было односторонность.
"Человеческий фактор" - не только основа всех функциональных связей внутри городской среды, но м о д у л ь, с помощью которого материальная оболочка города обретает свой реальный смысл. В XVI в. эту мысль исключительно точно выразил Исидор Севильский, сказав, что город (civitas) - это не камни, а люди" . Город, покинутый людьми (=город, из которого ушла жизнь), перестает быть городом даже при сохранении своей материальной оболочки: "Город по своей сущности и по своему смыслу есть место встречи одного индивидуума с другим" .
Человеческим началом опосредуются все составляющие организма города. Знаменательно, что даже самые обобщенные - типологические - характеристики художественных достоинств городского ландшафта могут строиться с учетом присутствия человека: "Связующая сеть зеленых бульваров и проспектов, на которых архитектура и динамичная оживленная толпа вместе создают празднично приподнятое настроение", или: "Плотность малорасчле-ненных кварталов, сложность соподчиненных пространств, заполненных неупорядоченной, как Броуново движение, толпой"13. Данные объектив н ы е черты пространственной организации Парижа и Стамбула, подмеченные историком архитектуры, могут служить иллюстрацией к внешнему проявлению единства "предметной" и "человеческой" составляющих городской среды, как и художественный образ фрагмента Нью-Йорка из рассказа М.Горького "Город Желтого Дьявола": "Улица - скользкое, алчное горло, по нему куда-то вглубь плывут темные куски пищи города - живые люди.. В реальности связи гораздо глубже, взаимоопосредованнее. Характер их таков, что в результате город никогда не может быть "приравнен к пейзажу"14. Отчасти приблизиться к их пониманию возможно, уподобив среду города контексту, в котором слово ( человек), с одной стороны, обретает смысл, но который, с другой стороны, вкупе с остальными словами и фразами, составляет необходимое условие существования самого контекста.
Существует и другой путь: так, если развить аналогию, ставшую чуть ли не общим местом в художественной литературе (например: "...есть дома и даже города и гавани, подобные человеку с его жизненным настроением " (А.С.Грин. "Корабли в Лиссе"), или: "...Париж является самым обольстительным чудовищем: сейчас он - очаровательная женщина, мгновение - и он нищий старик... Притом у этого чудовища все - как у настоящего живого существа. Его чердаки - это мозг, блещугций знанием и талантом; вторые этажи - сытый желудок; лавки в нижних этажах - настоящие ноги, здесь толпятся гуляющие и люди деловые" (О.Бальзак. "Феррагус, предводитель деворантов"), - между организмом города и организмом человека, то "предметный" компонент окажется, условно говоря, "телом" города (с его "сердцем", "чревом", "легкими" и т.д.), тогда как "человеческий" наиболее удачно характеризуется понятием "душа" (ср.: "Москва не безмолвная громада камней... нет! у нее есть своя душа, своя жизнь" (М.Ю.Лермонтов. "Панорама Москвы") и "...город без души... немыслим" (О.Э.Мандельштам.
"Кровавая мистерия 9-го января"; см.также стихотворение Э.Верхарна "Душа города"). "Духовен" же город "всей тьмой перебывавших душ" (Б.Л.Пастернак. "Город"). Другой автор, в соответствии с религиозной традицией своего народа, конкретизирует это понятие, одновременно расширяя круг "носителей духовности": "Душа Бенареса... Это бханг, это скопище быков и коров. Это толпа, медленная, говорливая, пестрая.."" (Амитраб. "Прогулка по Бенаресу"). Смысл (нередко мистический), закрепляемый за понятием "душа города" в литературе, таким образом, имеет реальную подоплеку - неизвестную другим средам плотность населени.. Справедливость этого суждения может быть несколько необычно проиллюстрирована следующим отрывком из воспоминаний Н.П.Анциферова: "От этой тесноты особая напряженность. Ж.Ромен писал в "Силах Парижа" о "душе" трамвая, "душе" библиотеки, "душе" кинозала. И у каждой камеры есть своя душа"15. Заполненное людьми пространство тюремной камеры подсознательно рождает в Н.П.Анциферове представление о "душе" которой он ранее в своей работе уже наделил город.
Антропоцентризм городской среды как фактор ее индивидуального своеобразия. Границы индивидуального своеобразия городской среды
Искусственность городской среды часто выявляется через подчеркнутую искусственность, ярко выраженную рукотворность ее пред-меткой оболочки, при этом можно выделить следующие особенности в изображении последней:
1. Акцентирование (сопряженное с высоким уровнем обобщения, гиперболизацией) искусственности самого материла,, из которого формируется предметная оболочка. Так, в числе "общих мест" в литературе урбанизма следует выделить представление о городе Новейшего времени как изделии из "стекла и бетона"; "в мрамор, в гипс, и в сталь, и е копоть, и в мазут" одет, согласно Э.Верхарну, "город-спрут" ("Исход"; пер.Э.Линецкой); "Стальной, кирпичный и стеклянный ", с железными жилами, с дворцами из золота и хрустальными залами внутри последних - город у В.Я.Брюсова ("Городу. Дифирамб"). Этой же особенностью города, по-видимому, навеяно сравнение его с толчеей фарфора и битого хрусталя " (И.А.Бродский. "Венецианские строфы", II).
Характерно, что подобное восприятие городской среды иногда переносится и на природную составляющую материального каркаса города (например, распространенное уподобление вод стеклу: "вод веселое стекло" (А.С.Пушкин. "Евгений Онегин". Глава 1, строфа ХL VIII) или "воды, застывшие стеклом" в стихотворении Н.С.Гумилева "Венеция"; показателен в этом отношении "оловянный закат", брошенный вечностью в город (стихотворение А.А.Блока "Вечность бросила в город...") или сверкающее, как эмаль, море, являющееся частью города (Н.С.ГуМилев. "Неаполь"), или "хрустальные небеса" последнего (В.Г.БенеДйктов. "Ночь") (ср.: "хрусталь фонтана" (И.А.Бродский. "Пьяцца Маттеи").
2. Выявление в природном компоненте предметной оболочки города черт, характеризующих ее: - как средоточие и способ деятельноси:: так, водное пространство на изображениях и в описаниях городов предстает (иногда - во преки действительности) заполненным различными судами (например, на пе тербургских видах А.Ф.Зубова и М.И.Махаева); реки и каналы выглядят как зеркала (хотя прямое уподобление может отсутствовать), в которых отража ются разнообразные по своим функциям многочисленные постройки: "Фасады домов крупных буржуа", церкви, "красные домики и... черные и бе лые фасады верфей" (К.Чапек. "Путешествия"); подчеркивается их значение как транспортных артерий (к примеру, в работах Е.Е.Лансере "Никольский рынок" и А.П.Остроумовой-Лебедевой "Амстердам. Рынок железа" или "Венеция. Большой канал. Стоянка гондол"); - как результат деятельноси;; например, большое вни мание в искусстве урбанизма уделяется рукотворному обрамлению природ ных фрагментов городской среды - изображениям садовых и парковых оград, скульптурного и архитектурного облика садов и т.п.; "одетых в гра нит" набережных с их пристанями, спусками к воде, мостами, доками (например: М.В.Добужинский. "Амстердам. Доки"); маяков и других порто вых сооружений приморских городов и т.д. Подчеркивается искусственное происхождение некоторых водоемов (каналов, прудов), причем сохраняется память о тех из них, которые были уничтожены (к примеру, "пассеистическая" работа Е.Е.Лансере "Старый Зимний дворец в середине XVIII в.", содержащая изображение впоследствии засыпанного Адмиралтей ского канала и моста через него). Искусство урбанизма фиксирует приметы, свидетельствующие о п р е-одолении человеком естественного течения при р о д н о й ж и з н и; убранные в трубы реки (в числе которых - до сих пор актуальная в иконографии Москвы (например, очерк В.А.Гиляровского из книги "Москва и москвичи") Неглинка); акведуки; осушенные, вымощенные камнем, приспособленные для жизни людей болота (к примеру: "И родится чудо-град / Из неплодных топей блата" (С.П.Швырев. "Петрограду"); укрощенное благодаря возведению дамб, плотин и других гидротехнических устройств море; чрезвычайно обширна иконография фонтанов (так, фонтан -своего рода центр провинциального города Альбано - описан в повести Н.В.Гоголя "Рим"). Сады, парки (как регулярные, так и пейзажные) города также в значительной мере являются результатом деятельности и могут рассматриваться как архитектурные комплексы со своим дизайном (партерами, боскетами, аллеями и т.д.). Как математически упорядоченное, рукотворное целое предстает, например. Летний сад Петербурга на гравюре А.Ф.Зубова ("Летний сад". Клеймо "Панорамы Петербурга"); приблизительно такое же представление о целом (хотя степень упорядоченности пейзажного парка или парка переживающего - чаще всего вместе со средой своего города - упадок будет качественно иной) дают изображения Версаля в работах А.Н.Бенуа "Версаль под дождем", "Версаль у Курциуса" и др., парков Царского Села и Павловска на гравюрах А.П.Остроумовой-Лебедевой ("Перспектива Царского Села", "Павловск. Павел I"), усадебных петербургских парков на гравюрах, выполненных по рисункам М.И.Махаева садов Арля на полотнах В.Ван Гога (например:
Искусственность города и ее отражение
Доминирующее, центральное положение города, проявляющееся несмотря на то, что "до самого XVIII в. даже крупные города сохраняли у себя различные виды сельскохозяйственной деятельности", давая приют "пастухам, сельским стражникам, хлебопашцам, виноградарям (даже в Париже)"88 , - определяется новым уровнем существования в нем всех видов деятельности, проявлением новых форм и разновидностей последней. Результатом этой качественно и количественно своеобразной деятельности явились новые функции, утвердившиеся за городом в такой степени, что послужили основанием для одного из наиболее распространенных его определений (например: "Город - крупный населенный пункт, жители которого заняты главным образом в промышленности и торговле, а также в сферах обслуживания, управления, науки, культуры. Город обычно административный и культурный центр окружающего paйoна"89 ; ср.высказывание Ф.Броделя о городах XIV - XVIII вв.; "В принципе в городе всегда располагались торговцы сосредоточивались функции политического, религиозного и экономического управления ремесленное производство"90.
Знаменательно, что встречающиеся в науке попытки определить город по наиболее существенным функциям, отличающим его от деревни, могут быть отчасти обоснованы частотой, с какой та или иная функция оказывается отмеченной текстами художественной культуры (так, можно заметить, что чаще всего в искусстве урбанизма город предстает именно как центр об ъь Бродель Ф. %Ыаз.соч., с. 517 v: мена (товарами, информацией) между деревнями (и другими городами), т.е. как рынок. Следует заметить также, что ни одна из функций не является прерогативой одного только города (можно вспомнить, к примеру, ярмарку в "местечке" Сорочинцы (Н.В.Гоголь. "Сорочинская ярмарка") или ярмарку в Поджо а Каяно, запечатленную на известном полотне Д.М.Креспи, названном одним из исследователей "синтезом сельской жизни"91 ; многочисленные изображения сельских церквей (например: "Приходская церковь была в шести верстах, в Косогорове, и в ней бывали только по нужде, когда нужно было крестить, венчаться іти отпевать; молиться же ходили за реку... " (АЛ.Чехов. "Мужики"); упоминанием о "фабричных" или "заводских" селах (к примеру: "Село Уклеево лежало в овраге, так что с шоссе и со станции железной дороги видны были только колокольня и трубы сстценабивных фабрик" (АЛЛехов. "В овраге"), и т.д.). - "Функциональная оппозиционность" города негородской среде может быть удостоверена, в конечном итоге, средним показателем - численным соотношением, например, "заводских городов" и "заводских сел", а также их изображений.
Из множества позиций (складывающихся в результате проявления одной или нескольких "городских" функций), по которым можно судить о притягательности города, рассмотрим, в качестве пример,, некоторые, имеющие значительную иконографию:
Как центр обмена город предстает на всех изображениях, запечатлевших: - порты, гавани (один из ранних образцов - фреска "Гавань" из Геркуланума; "порты" А.Марке (работы "Стокгольмский порт", "Гаврский порт", "Грузовое судно в Марселе", "Порт в Роттердаме", "Гамбургский порт" и др.); к этому же разряду изображений следует отнести декорацию К.А.Коровина к балету "Конек-Горбунок"; картину К.Грасси "Генуэзский порт" (1485 г.); полотно К.Ф.Юона "Пристань на Волге. Нижний Новгород" и т.д.; - ярмари,, рынки, базары (одно из таких изображений Ф.Бродель, помещая в своей книге, снабжает следующим комментарием: "Город нуждался в близлежащей деревне. Сцена на рынке, картина Жана Мишлена: продавцы - это крестьяне, доставившие свои продукты..."92; к числу лучших произведений бытового жанра в собрании ГМИИ им.А.С.Пушкина принадлежит картины нидерландских художников XVI в. И.Бекелара "На рынке", П.Питерса "Торговка рыбой", а также работа голландского художника XVII в.Э.де Витте (автора многих изображений рынков) "Рынок в порту"; крестьяне, съезжавшиеся в базарные дни в захолустный Ангулем, упомянуты в романе О.Бальзака "Утраченные иллюзии"; описанием ежедневного "паломничества" крестьян со своими товарами к центральному рынку открывается роман Э.Золя "Чрево Парижа"; город, славный "на всю Россию" хлебной торговлей, отмечен в рассказе И.А.Бунина "Деревня"; у Апулея можно прочитать: "Узнав, что в Гипате... продается по сходной цене отличный на вкус свежий сыр я поспешил туда собираясь закупишь ezo весь оптом" ("Золотой осел"); персонаж "Комедии о горшке" Плавта на рынке нанял "поваров и флейтшиц" (280-281; пер.А.В.Артюшкова).
На существование портов и рынков в античных городах указывают следующие строки из мима Менандра "Сводник", относящиеся к одному из героев (корабельщику Фалесу): "Фалес вам скажет: "Я из Аки вновь прибыл С пшеницей к вам и тем прикончил злой голод ". Я ж девок понавез и Тира /.../ Либман М.Я. Д.М.Креспи. М., 1967, с.21 Бродель Ф. Указ.соч., с.515 Сегодня в Брикиндерах ты живешь, скажем. Вчера - вАбдере был, а завтра, коль будет Груз для тебя, - уж в Фаселиду ты отбыл ". (пер.Г.Церетели; 17-19, 59-61); - значение города как центра обмена, наиболее активного обращения средств, подчеркнуто изображениями бирж (например, полотно Э.де Витте "Амстердамская биржа", гравюра В.Холлара "Лондонская биржа в 1644 г.", стихотворение "Биржа" Э.Верхарна), лавок (к примеру, картина А.Ватто "Вывеска лавки Жерсена"),, магазинов, пассажей; контор ростовщиков (миниатюра "Март" из "Часослова Рогена"), игорных домов (например: Ф.Гварди. "Ридотто"), к этому же разряду изображений относится сюжет "Сборщики податей" (работа М.де Реймерсвале) и т.п.; - о данной функции города можно судить по изображениям и н -терьеров (в частности, кухонь), а также работам, относящимся к жанру натюрморта (так, если "крестьянский ужин второй половины XVII в. включает только одно блюдо, и без мяса" (комментарий Ф.Броделя к одноименной картине Х.ван Хемскерке93, то стол горожанина (судя по многочисленным голландским, фламандским, испанским натюрмортам того же времени) отличается обилием и разнообразием, как правило, изысканно сервирован и драпирован, что является несомненным показателем широких торговых связей городов) или к бытовому жанру (композиция "Молитва перед обедом", встречающаяся у А.ван Остаде и представляющая сцену из крестьянской жизни, и композиция с тем же названием у Ж.Б.С.Шардена - бытописателя жизни горожан третьего сословия).
Город как место потребления результатов деятельности
4. Город инициирует связанные с его жизнью художественные образы; при этом в фокусе художественной культуры оказываются присущие городу черты своеобразия, по-разному проявляющиеся в произведениях искусства различных культурных эпох, стилистических направлений. Своеобразие городской среды существует и обнаруживается в образах искусства на трех взаимосвязанных уровнях (видовое, типическое, индивидуальное). Таким образом, с одной стороны, художественный образ каждого города может быть рассмотрен как конкретное проявление (уникальное - в силу воздействия "факторов индивидуального своеобразия" и "человеческого фактора") видового и типического своеобразия городской среды, а с другой стороны, иконография конкретного города, или даже одно произведение художественной культуры, в каком бы жанре искусства оно ни было создано содержит указние на качественно своеобразное целое, частью (и способом существования) которого оно является.
Семантическая общность художественных образов многих городов объясняется проявлением видовых и типических черт своеобразия городской среды.
С помощью указанных подходов выявляются образы художественной культуры, в которых отражены видовые качества города, раскрывающиеся в его противостоянии (оппозиционности) другим средам.
Теоретическая и практическая значимость работы. Основные положения данного исследования могут быть восприняты в качестве теоретических основ художественной культурологии города как самостоятельного раздела науки о городе.
Заданный в работе уровень обобщения может служить ориентиром, позволяющим преодолеть "провинциальный", ограниченный взгляд на культуру каждого города как средоточие не обусловленных спецификой данной среды и потому каждый раз "уникальных" фактов. Выводы данной работы позволяют при анализе художественного образа города учитывать не только особенности общего социокультурного контекста эпохи, творческой манеры, стиля, обстоятельств личной жизни, психологического склада конкретного автора, не только специфику творческой деятельности и определенного вида и жанра искусства, но и характер города как объекта изображения, что создает предпосылки для широких, продуктивных сопоставлений художественных образов города, созданных различными художниками в разное время относящихся к различным видам и жанрам искусства посвященных разным городам. Таким образом результаты настоящего исследования могут быть востребованы теми разделами культурологии, которые связаны с изучением города и художественной культуры; краеведением; искусствоведением.
Практическая ценность работы определяется тем, что ее результаты могут быть использованы в учебных курсах по культурологии и регионове-дению, а также в практическом решении проблем организации художественной жизни города.
Пути дальнейшего изучения темы. Тема образа города в художественной культуре допускает - в качестве возможного логического развития: - изучение морфологии данного образа, - т.е. его структуры, предполагающей "включение" различных видов художественной культуры урбанизма в соотношении, определяющемся спецификой конкретного пространственно временного, культурного ареала. В частности, как гипотезу можно выдвинуть предположение о близости строения художественной культуры в целом и художественной культуры урбанизма (например, в эпоху античности художественный образ города будет отражен преимущественно в произведениях скульптуры; в эпоху Возрождения - живописи и т.д. В период средневековья таким видом искусства для художественного образа городской среды была архитектура (косвенным подтверждением чему являются имеющиеся в данной работе указания на тождественность понятий "религиозный" и "культурный" центр для некоторых эпох, а также отмеченный факт существования грандиозных готических соборов в условиях становящейся городской среды; - исследование зависимости характера художественного образа от специфики того или иного вида (и жанра) искусства, задействованного средой для выражения ее своеобразия. Например, каждый вид искусства может быть рассмотрен с точки зрения его способности выразить городскую среду в ее делостиости (единстве "человеческой" и "предметной" составляющих): гак, В.Л.Глазычев утверждал, что средствами, "с помощью которых впервые оказалось возможным выразить городскую среду адекватно", явились фотография и кино" 03