Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нравственное совершенство в культурфилософском творчестве Б.П. Вышеславцева Виноградова Ирина Борисовна

Нравственное совершенство в культурфилософском творчестве Б.П. Вышеславцева
<
Нравственное совершенство в культурфилософском творчестве Б.П. Вышеславцева Нравственное совершенство в культурфилософском творчестве Б.П. Вышеславцева Нравственное совершенство в культурфилософском творчестве Б.П. Вышеславцева Нравственное совершенство в культурфилософском творчестве Б.П. Вышеславцева Нравственное совершенство в культурфилософском творчестве Б.П. Вышеславцева
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Виноградова Ирина Борисовна. Нравственное совершенство в культурфилософском творчестве Б.П. Вышеславцева : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01 / Виноградова Ирина Борисовна; [Место защиты: Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева].- Саранск, 2008.- 185 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-9/32

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основания проблемы совершенства

1.1. Феномен совершенства в культурфилософской мысли 15

1.2. Совершенство как регулятивная идея 60

Глава II. Концепция совершенства в философии культуры Б.П. Вышеславцева

2.1. Творчество Б.П. Вышеславцева: поиск парадигмальности в культуре 99

2.2. Проблема духовного совершенствования в «Этике преображенного Эроса» Б. П. Вышеславцева 133

Заключение 162

Библиографический список 169

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проблема совершенства является одной из наиболее значимых для теории культуры. Любая культурфилософская концепция выстраивается, исходя из начальных представлений о совершенстве, идеале, абсолюте. Данная проблема разработана с различных точек зрения (метафизической, религиозной, эстетической), но до сих пор остается одной из самых неоднозначных в культурфилософском дискурсе. Одним из исследователей феномена совершенства в культурфилософском пространстве является Борис Петрович Вышеславцев (1877– 1954). Феномен совершенства в русской религиозной философии рассматривался многими мыслителями: В.С. Соловьевым, С.Н. Булгаковым, П.А. Флоренским, С.Л. Франком и др. Можно с уверенностью говорить о том, что творчеством Вышеславцева подводится предварительный итог развитию русской религиозной философской мысли. Он представляет в своем творчестве оригинальную трактовку проблемы совершенства, осуществляя ее на стыке философии, религии и психоанализа. Заслугой Вышеславцева является блестящая интерпретация психологических концепций (Фрейд, Юнг) и их удачное применение к проблемам этики. В работе «Этика преображенного Эроса» Вышеславцев анализирует нравственные проблемы, а именно совершенства, самосовершенствования, абсолюта, обосновывает движущие силы, которые способствуют реализации смысла человеческого существования. Основной тезис данной работы заключается в том, что подлинное самосовершенствование возможно лишь при наличии Абсолюта. Вместе с тем, русский философ пытается вывести иррациональные основания совершенства, отождествляя его с Абсолютом. Он подчеркивал, что основным неразрешимым противоречием философии является антиномия системы и бесконечности, рациональности и иррациональности; утверждал ценность интуиции в познании, так как «абсолютное не дано в понятиях».

Тема исследования относится к числу проблем, связанных с выявлением ценностного содержания культурной системы, неотъемлемым компонентом которой является феномен совершенства. В обществе все совершается только людьми, и люди не могут совершенствовать общественную жизнь, не совершенствуя самих себя. Совершенствование человека предстает как моральная проблема восхождения человека от низин сущего к вершинам должного, что характеризует уровень его нравственного достоинства, а тем самым его индивидуальность и человечность. Стремление к совершенству является условием полноценного бытия как человека, так и общества в целом.

Идея совершенства на протяжении многих эпох была одним из движущих мотивов и регулятивных принципов для культурных традиций. Она глубоко отражалась как на сознании отдельного человека, так и на характере социальных структур. Невозможно представить себе общество и культуру (как восточное, так и западное) без образа нравственного совершенства, сияющего на вершине любой стройной концепции (философской, религиозной и др.). Данные концепции рассматриваются в рамках перфекционизма, особого типа этических учений, в основе которых лежит идея совершенства; при этом в достижении совершенства усматривается конечная цель человека, а под добром и должным - все то, что этому способствует.

Интерес к проблеме совершенствования оживился, несомненно, в последние годы в России и на Западе. Данный интерес стимулируется условиями переходного периода, когда обнаруживается несостоятельность существующих традиционных норм, сопровождаемый неизбежной переоценкой всех культурных ценностей.

Современное общество столкнулось с ситуацией распада той системы высших ценностей, которые ранее легитимировали социальный порядок и обеспечивали осмысленность общей картины мира. В отличие от прошлых эпох, этот распад не преодолевается открытием новой универсальной и безусловной основы человеческой деятельности.

На наш взгляд, в настоящее время существует необходимость развернутого культурфилософского анализа феномена «совершенства» с этических позиций. Это тем более актуально, поскольку современный человек смотрит на свое существование в мире, не замечая метафизической укорененности в бытии, не осознавая ответственности за свою судьбу и сущность. Моральные нормы, долженствующие быть регулятивами поведения, воспринимаются как внешние, порой оторванные от жизни и, следовательно, невыполнимые и ненужные. Бессмысленность идеалов в свою очередь вытекает из бессмысленности человеческого существования, свободного от метафизических и онтологических характеристик. Все это свидетельствует о том, что проблема совершенства связана с глобальной проблемой человека. Как жить человеку в современной культуре? Какими ценностями руководствоваться в своей жизни? К чему стремиться? Совершенен ли мир? Достижимо ли совершенство? Осмысление данных вопросов в значительной степени определяет содержание нравственной культуры. К тому же, в настоящее время недостаточно освещены механизмы духовной деятельности, способствующие совершенствованию личности.

Однако прежде необходимо обратиться к опыту прошлого, ибо без анализа понятий «совершенство», «совершенствование», «совершенный человек», рефлексий над ними в культуре и философии, их трансформаций от эпохи к эпохе и неизменной востребованности в культуре, мы не сможем в полной мере осмыслить духовные основы бытия человека.

Степень разработанности проблемы. Основу диссертационного исследования составляет философское творчество Б.П. Вышеславцева. Русский мыслитель предлагает оригинальное решение проблемы совершенства и совершенствования, связывая ее не только с онтологическим, но и аксиологическим Абсолютом, с необходимостью и возможностью сублимации подсознания личности на основе свободы и силы воображения.

Категория «совершенство» связана с поиском предельных оснований бытия. Она входит в круг проблем, характеризующих активную, деятельную природу духовной жизни человека. Поэтому философы и ученые издревле в той или иной мере обращались к проблеме совершенства. Среди мыслителей, заложивших основы осмысления данной проблемы и осуществивших категориальный анализ понятия совершенства следует выделить Сократа, Платона, Аристотеля, Марка Аврелия, Фому Аквинского и др. Свой вклад в теоретическую разработку перфекционизма на Западе внесли И. Кант, Ф. Ницше, М. Оссовская, Б. Спиноза, В. Татаркевич, И. Фихте, Э. Фромм, А. Швейцер, А. Шопенгауэр и др.

В эпоху средневековья византийские теологи Дионисий Ареопагит, Симеон Богослов, Василий Великий, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст, Григорий Палама сформировали культурную традицию понимания совершенствования как процесса обожения человека, то есть постепенного уподобления его Богу путем посмертного преображения, как души, так и тела.

Среди русских философов, придавших совершенствованию статус ведущей антропологической проблемы, необходимо отметить философов религиозного ренессанса, среди которых - Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, И.А. Ильин, Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский, П.И. Новгородцев, Н.Ф. Федоров.

Культурологический подход к изучению проблемы совершенства представлен работами М.М. Бахтина, Н.И. Ворониной, Л.С. Выготского, А.А. Гагаева, А.В. Гулыги, П.С. Гуревича, М.С. Кагана, Л.Н. Когана, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, Д.С. Лихачева, В.М. Межуева и др.

Значительное влияние на развитие современной этической мысли в перфекционистском направлении оказывают работы Р.Г. Апресяна, О.В. Брейкина, В.П. Веряскиной, О.И.Генисарецкого, А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко, А.В. Прокофьева, В.И. Сагатовского, А.П. Скрипника, Н.И. Учайкиной, С.С. Хоружего и др.

На рубеже веков продолжаются попытки осмысления бытия человека и общества сквозь призму совершенства. В контексте культурологических, научных и религиозных учений различные аспекты названной проблемы освещены в диссертациях П.А. Калинина, М.А. Носоченко.

Следует отметить, что до недавнего времени в отечественной этической мысли проблема совершенства не была дифференцирована. Это и объясняет тот факт, что в советских философских справочниках и словарях нет понятий «совершенство» и «самосовершенствование» личности. Полагалось, видимо, что такие понятия, как «нравственный прогресс», «идеал» и «воспитание» делают их излишними. В современном энциклопедическом словаре по этике Р.Г. Апресяном дано развернутое определение данной дефиниции, что свидетельствует о придании понятию совершенства статуса самостоятельной категории, вписанной в набор фундаментальных ценностей этики.

На основании изучения литературы были выделены два подхода к толкованию феномена совершенства – религиозный и этический. Первый из них рассматривает совершенство как особую сферу реальности, атрибут Абсолюта. Соотнесение совершенства с особым, трансцендентным, планом бытия характерно для средневековья (Августин, Ф. Аквинский и др.) и русской религиозной философии (Вл.С. Соловьев, Л.П. Карсавин, П.А. Флоренский и др.). Однако для полноценного анализа феномена совершенства религиозный аспект представляется недостаточным, поскольку не позволяет в полной мере осмыслить стремление к совершенству как факт духовно-нравственного бытия человека.

Этический аспект интерпретации феномена «совершенства» позволяет обозначить механизм конструирования идеального проекта деятельности индивида, на реализацию которого направлены все его нравственные устремления. Он предполагает саморазвитие индивидуальности каждой личности, ее самореализацию в течение жизни. Таким образом, совершенствование предстает как процесс бесконечный и самоценный.

Преодоление односторонности обоих подходов (этического и религиозного) возможно на основе их органического синтеза. Подобный синтез осуществлен в концепции совершенства, выдвинутой Б.П. Вышеславцевым. Трансцендентное совершенство (тождественное Абсолюту), в его понимании, не отвергает имманентный мир и человека, а охватывает их, включает в себя. Таким образом, обосновывается необходимость следовать моральным заповедям посредством санкции высшего начала.

Обзор наличной литературы позволяет сделать вывод о непреходящей актуальности теоретических разработок проблемы совершенства в нравственной культуре. Данный феномен допускает многообразие, вариативность толкований в зависимости от мировоззренческих позиций мыслителей. Объединяющим смыслом во всех концепциях совершенства является утверждение идеи приоритета созидания над разрушением, объединения над разделением, развития над деградацией.

Актуальность проблемы, ее недостаточная разработанность в философской литературе определили выбор цели, задач, объекта и предмета исследования.

Объектом исследования является проблема совершенства в системе западных и отечественных культурфилософских концепций.

Предметом исследования является нравственная специфика феномена совершенства в философии Б.П. Вышеславцева.

Гипотеза исследования:

Феномен нравственного совершенства и процесс совершенствования человека имеют безусловную соотнесенность с добром как универсальной культурной ценностью. В философии Вышеславцева совершенство проявляется на следующих уровнях: онтологическом (реальность), антропологическом (природа человека), гносеологическом (категория совершенства), аксиологическом (синтез ценностей как регулятивов в процессе самосовершенствования), праксеологическом (реализация в процессе целенаправленной деятельности).

Цель состоит в выявлении сущности совершенства как универсальной культурной ценности, являющейся многоаспектной категорией, и раскрытия механизма нравственного совершенствования человека в творчестве Б.П. Вышеславцева.

Для осуществления поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  1. Анализ культурфилософских концепций совершенства.

  2. Обоснование механизма нравственного совершенствования как регулятивной идеи.

  3. Установление качественного своеобразия совершенствования в его светском и религиозном вариантах.

  4. Выявление культурфилософского контекста и его влияния на становление концепции совершенств Б.П. Вышеславцева.

  5. Описание механизма духовного совершенствования личности в контексте этики сублимации Б.П. Вышеславцева.

Теоретические основания исследования: теория «Единого» Платона, теория дианоэтических добродетелей Аристотеля и его теория совершенства, теория всеединства и абсолютной самоценности человека Вл.С. Соловьева, теория биосоциальной природы человека, гуманистический психоанализ Э. Фромма, философское наследие Б.П. Вышеславцева.

В качестве исходных теоретических предпосылок в диссертационном исследовании использованы также работы современных мыслителей: Р.Г. Апресяна, О.В. Брейкина, А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко, А.В. Прокофьева, А.П. Скрипника. В них отражены особенности исторического развития морали, сущность и назначение нравственного идеала, основное содержание категории совершенства, принципов процесса совершенствования.

Среди работ отечественных культурологов, философов и историков культуры должны быть отмечены труды В.П. Веряскиной, П.С. Гуревича, Л.Н. Когана, В.М. Межуева, В.А. Мильдона.

Методологическими основаниями диссертационного исследования послужили:

- системный подход, в соответствии с которым феномен совершенства представлен в качестве сложного образования, имеющего инвариативную основу, специфические принципы и динамическую сторону;

- синтез онтологического, аксиологического и этического подходов в анализе перфекционистских концепций;

- сравнительно-исторический метод, дающий возможность проследить развитие содержательного наполнения категории совершенства и путей его достижения в истории светской и религиозной культуры;

- метод интерпретации, способствующий применению этических концептуальных средств в представлении перфекционистского аспекта того или иного философского учения;

- метод сравнения, обеспечивающей выявление в многогранном феномене совершенства собственно этической сущности;

- общенаучные методы анализа, синтеза, дедукции, индукции, абстрагирования, позволяющие наиболее продуктивно представить проблему совершенства.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что:

проанализирован ряд философских концепций под перфекционистским углом зрения, в результате чего выявлены представления о совершенстве и возможных путях его достижения в культуре;

рассмотрена проблема совершенства в контексте философской традиции и христианской культуры;

выявлена специфика совершенства как регулятивного феномена, содержащего ряд концептуальных аспектов: онтологический, этический, антропологический, праксеологический, аксиологический;

раскрыта проблема нравственного совершенства и самосовершенствования в русле метафизических и антропологических воззрений Б.П. Вышеславцева.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Феномен совершенства в культурфилософской традиции представлен в нескольких аспектах. В онтологическом совершенство представляет собой космический порядок и количественные соотношения, гармонию (Пифагор), божественный атрибут (Фома Аквинский); в гносеологическом – единство общего (единого) и уникального (многого) понятия (Платон); в антропологическом – свойство человеческой природы как устремленность к развитию всех способностей и возможностей человека (Э. Фромм); в аксиологическом – систему культурных ценностей (религиозные заповеди, моральные нормы и т.п.), в праксеологическом - реализацию в процессе целенаправленной деятельности (Сократ, Аристотель, И. Кант).

2. Нравственное совершенство - понятие, выражающее идею полного воплощения высших моральных ценностей и абсолютно развитой духовности. Совершенство как регулятивная идея содержит следующие элементы:

духовность как идентификация с Богом, Добром, Благом. Потенциал самосовершенствования;

развитие личности: самоактуализация, самореализация, самоутверждение;

самопознание и рефлексия о своих грехах и добродетелях; методики, программы индивидуального характера;

достижение личностью самоидентификации и свободы в социуме.

3. Представление о совершенстве формируется в процессе рационального и (или) иррационального постижения человеком себя и бытия. В связи с этим выделяются две характерные линии в трактовке совершенства – светская и религиозная. Согласно нерелигиозной трактовке совершенства, человек сам по себе, то есть вне всякой связи с Абсолютом, способен превзойти собственную данность и достичь совершенства. Самосовершенствование представляет собой не движение человека к некоему абстрактному идеалу, а саморазвитие по идеалу, непрерывное приближение к собственной подлинности, лучшему проекту Природы.

Религиозная трактовка совершенства соотносит данное понятие с областью Абсолюта; в человеке признается наличие совершенного божественного образа, и это порождает у него стремление и способность искать Бога. В религиозном контексте совершенствование имеет два аспекта: 1) идентификация с Богом, Христом (богообожение), носящее не столько этический, сколько онтологический характер; 2) устремленность к Богу во времени и пространстве, что неизменно сопровождается следованием моральному закону, аскетической практикой.

4. Этика Б.П. Вышеславцева складывается на основе творческого синтеза западноевропейских и русских культурфилософских парадигм, что позволяет ему создать и применить собственный способ истолкования понятий, включенных в перфекционистское пространство: Абсолютное, самость, диалектика, гармония, эрос, сублимация, свобода.

5. Регулятивный аспект идеи самосовершенствования в культурфилософии Б.П. Вышеславцева представлен через синтез онтологического (соотнесенность с Абсолютом), гносеологического (постижение актуальной и потенциальной бесконечности), антропологического (психофизиологическая сущность человека), аксиологического (совокупность священных христианских ценностей) и праксеологического (реализация в процессе сублимации) уровней человеческого бытия. Существенным механизмом совершенствования человека выступает сублимация как процесс трансформации «эроса подсознания» в энергию жизни и творчества по Христу. На основе творческой силы воображения, религиозного внушения и сублимированной свободы возможно действительное преобразование («преображение») человеческой сущности.

Научная и практическая значимость. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты расширяют и конкретизируют этические представления о человеческой природе, ее духовном потенциале, а также об образах совершенства, сформированных в философских концепциях на протяжении всего развития человеческой мысли; составляют основу для решения значимой философской проблемы совершенствования личности. Обретение целостности и уникальности человеческого существования осуществляется через самосовершенствование, результатом которого становится полная актуализация всех уровней бытия человека через их органический синтез.

Создание концепции совершенства как инструментария философско-этического знания будет способствовать расширению объектного и предметного поля перфекционистских исследований, выявлению их влияния на современные социокультурные процессы в их духовно-нравственном аспекте. Основные положения и выводы могут быть использованы в дальнейшем исследовании проблем совершенства и самосовершенствования человека, а также в разработке теоретико-методологических основ религиоведения, философской и культурной антропологии.

Теоретические обобщения и выводы могут быть положены в основу преподавания спецкурсов «Духовный опыт человека», «Нравственная культура», «Проблема человека в русской философии», «Человек и бог в христианской философии» и т.п., содержание которых может оказаться интересным для студентов различных специальностей.

Материалы диссертации могут представлять интерес так же для средств массовой информации и других структур, занимающихся проблемами духовности, культуры, формирования общественного мнения молодежи.

Апробация диссертации. Основные положения диссертационного исследования представлены в виде научных докладов на конференциях: VI Международная научная конференция «Рациональность и свобода» (Санкт-Петербург, 2005 г.); всероссийские научные конференции (Саранск, 2006; Смоленск, 2007); межрегиональная научно-практическая конференция (Саранск, 2006); региональные научные конференции (Саранск, 2006- 2007); Евсевьевские чтения (Саранск, 2004-2007).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, общим объемом 168 страниц. Библиографический список содержит 221 наименование.

Феномен совершенства в культурфилософской мысли

Первоначально проблема совершенства раскрывалась применительно к конкретным вещам. Но с развитием философской мысли вставал вопрос о совершенстве как таковом. Это вопрос «метафизического» характера, поскольку «совершенство» выступало как регулятивный принцип в отношении развития мира и человека, и являлось методологической основой практической жизни.

Понятия «совершенство», «совершенный» употребляются в различных сферах жизни и деятельности. Можно говорить: 1) о совершенстве реальных вещей, которые сделаны человеком безупречно относительно их цели -совершенная машина, совершенное оружие; 2) о «совершенном» как научном термине - совершенный треугольник, совершенная дробь, совершенные числа; 3) о совершенстве как мастерстве в проявлении какого-либо свойства - в совершенстве можно владеть шпагой, иностранным языком, игрой в шахматы и т.п.; 4) о совершенстве природы, которая создает свои творения безупречно и прекрасно - совершенство цветка, бабочки, самой природы и человека как ее творения в целом; 5) о совершенстве чувств и их проявлений. При этом они могут быть как позитивными - совершенная любовь, совершенная доброта, - в значении полные, не знающие исключений, - так и негативными, если отрицательное качество присутствует в избытке - совершенный злодей, совершенный обманщик (синоним - «законченный»), совершенная печаль. Все это свидетельствует, что «совершенство» означает предельность, крайнюю степень. чего-либо (как правило, положительную). Совершенство не является негативным понятием. Оно также никогда не было и не является сравнительным или относительным понятием (другое дело, что каждая вещь обладает соответствующим ей совершенством). Так, словосочетания «совершенная любовь», «совершенное счастье» означают не что иное как просто любовь и просто счастье.

«Совершенство» является понятием, значение которого издревле устанавливается весьма условно. Самая ранняя дефиниция, учитывающая оттенки понятия, принадлежит Аристотелю. Стагирит дал ее в «Метафизике», выделив три значения:

1. Совершенно то, что является полным, содержит все необходимые части, «вне чего нельзя найти хотя бы одну его часть» [12, 169]. Согласно этой дефиниции, не будут, например, совершенными часы без пружины или с вынутым циферблатом.

2. Совершенно то, «что является настолько хорошим, что по достоинствам и по ценности не может быть превзойдено в своей области» [там же].

3. Совершенно то, что «достигло хорошего конца» [там же].

Первые два понятия не противоречат друг другу, скорее взаимодополняемы. Но третье относится к иной плоскости совершенства. Поэтому из дефиниций Аристотеля можно вычленить два взгляда на проблему - 1) совершенство как атрибут, имманентный предмету, и 2) совершенство как цель.

Характеризуя совершенство предмета как его полное совпадение с целью, предназначенной для совершенного предмета, следует отметить, что все совершенно в той мере, в которой оно достигает собственной цели. Следовательно, совершенство может пониматься в смысле полного соответствия или полной осуществлённости некоторой цели, воплощённости некоторого замысла. Это один из главных аспектов, фигурирующий почти во всех концепциях совершенства.

Совершенство — лучшее из возможного. Реализуя свою полноту и законченность, совершенство тем самым не воплощает норму. Оно, скорее, надстраивается над ней, перерастает в своей индивидуальности. Эта мысль о совершенстве разрабатывалась в эпоху Возрождения, когда мыслители и художники Ренессанса находили сущностное значение человека и мира в их исключительности, неповторимом своеобразии. Посредственное и общетипическое, даже полностью соответствующее своей цели и имеющее завершенность «по всем пунктам», - это еще не совершенство. Совершенство в этом смысле всегда конкретно и единично, сопоставимо с гениальностью.

Совершенство гармонично, обладает безупречной цельностью. Так, например, философы античности и художники эпохи Ренессанса считали совершенным образ круга и использовали его в своем искусстве.

Таковы главные определения, сложившиеся исторически. Следует отдать должное Аристотелю, так как именно его дефиниции были развиты впоследствии.

Совершенство в собственном смысле, этимологически, означает «совершённость», «доведенность до конца», «целостность» и «полную законченность». Это значение входит в семантическое поле понятия и не утратило своей актуальности3.

Таким образом, совершенство - многозначное слово, но все его значения вписываются в два семантических круга, первый из которых соотносит совершенство с завершенностью и целесообразностью, а второй — с превосходством, великолепием, исключительностью.

Понятие совершенства нельзя заменить другими понятиями,. вследствие отсутствия степени сравнения. Так, понятие лучшего по сравнению с другими объектами, превосходного не могут быть с совершенным взаимозаменяемыми понятиями. Эти высокие оценки заключают в себе существенные различия: «превосходное» является выделением из многого, подразумевает сравнение, а «совершенное» сравнения не содержит, и если что-то признается совершенным, то само по себе, без сравнения с другим. Механизм смешения этих двух понятий все же вполне понятен, ибо как «совершенный», так и «наилучший» — это наивысшая оценка, и они отождествляются именно благодаря тому, что и то, и другое понимается как наивысшее. Эта ошибка не имеет значения для разговорной речи, но она неприемлема в абстрактных философских, этических, религиозных рассуждениях.

То, что «совершенный» существенно отличается от других прилагательных, и в особенности от «наилучшего», «высочайшего» (optimus, summus), отчетливо выразил Цицерон в сочинении «О наилучшем роде ораторов». Выделяя наилучшего из поэтов, трагических, эпических и комических, он пишет, что не будет искать наилучшего, «ибо я ищу совершенного: ведь один только род совершенен» [205, 242], то есть совершенство одно для всех видов. «Наилучший» — это наилучший в своем роде, а «совершенный» совершенен абсолютно.

Совершенство - это абстрактная конструкция, имеющая свои онтологические, гносеологические и аксиологические основания.

В онтологическом контексте совершенство - это нечто, укорененное в бытии, существующее само по себе, ни от чего не зависящее, само себе равное, неизменное; эталон.

В гносеологическом контексте совершенство - это исчерпывающее знание, абсолютно точное знание (при этом, понятие «совершенная истина» тождественно просто понятию «истина»), исходный принцип познания, последнее основание знания.

Совершенство как регулятивная идея

Идея совершенства применима ко многим проявлениям бытия (искусство немыслимо без существования эстетического совершенства), но нас она интересует как нравственный феномен. Где, в каких структурах человеческой природы либо бытия можно обнаружить эту идею?

На этот вопрос можно ответить, если исходить из определения сущности самого человека. Человек в традиционной трактовке представляет собой единство биологического (природного), духовного и социального. Это сложное единство указывает, по крайней мере, на два полюса в его существовании - чисто биологический и абсолютно духовный (идеальный). Биологически существует животное, которое заключает в.себе одну простую сущность. Отдалившись от нее (гипотетически), оно утратит свой облик -превратится в нечто иное - либо погибнет. Особенность сущности животного в том, что для него не существует какого-либо идеала или образца для подражания; оно не ведает об иерархии ценностей и не нуждается в этом. На противоположном полюсе находится сущность идеальная (ее воплощением в религии является Бог): Это сущность совершенная, а значит — абсолютно завершенная, не способная к изменению и развитию. Но человек — действительность самобытная и независимая, обладающая собственной спецификой. Неотъемлемой особенностью человека можно признать отсутствие у него раз и навсегда заданной сущности.

Человек в обязательном порядке имеет два измерения: общее и собственное (индивидуальное). Согласно одному, он человек (а не что-то другое), согласно же другому — именно такой человек. И эта вторая составляющая - динамична, подвержена изменению. При этом сохраняется, сущность человека как принадлежность к роду «человек». Подчеркнем, что человек — в физическом и биологическом смысле — существо в основном завершенное, но в духовном отношении он находится в процессе становления, развития. Тем самым проявляется его способность разрушать собственные пределы, прежние границы и превращаться в «другого себя» -трансцендировать.

Итак, в человеческой природе сосуществуют пласт относительного, несовершенного эмпирического бытия и абсолютного, совершенного, идеального подлинного бытия, прорыв к которому человек осуществляет в течение всей жизни путем духовного становления, нравственного совершенствования.

Если представить себе человеческое бытие в форме сложно организованной иерархической системы, то, несомненно, такая система будет способна развиваться и совершенствоваться. Наличие иерархического начала, т.е. присутствие противоположностей высшего и низшего, совершенного и несовершенного, упорядоченного и хаотичного в данной системе — показатель ее эволюционного статуса и возможностей грядущего совершенствования. Иерархически организованы многие «неживые» и все живые системы; иерархична любая хорошая система управления и любой социальный организм, подразумевающий гармоничное распределение социальных ролей и функций. Не низшее определяет высшее, а наоборот: высшее направляет и организует низшее, а целевая детерминация (или «детерминация будущим» в другой терминологии) есть важнейший тип детерминации, особенно в обществе. «Уничтожьте цели и разрушьте идеалы в человеческом бытии, - пишет А.В. Иванов, - и оно лишится своей самой существенной - структурообразующей - характеристики, ибо человек тем и выделяется по своему онтологическому положению в космосе, что, в отличие от всех других существ, способен не адаптироваться к миру, а сознательно преобразовывать в соответствии со своими целями и интересами как собственные основания поведения, так и внешние условия существования» [72,6].

Согласимся с мнением А.В. Иванова, что если в человеческом существовании нет идеального «вертикального» измерения, то нет и никакого эволюционного преображения, а есть неизбежная стагнация и деградация. «Наличие же иерархической организации в человеческом бытии с явно выраженной вертикалью определяет эволюционный потенциал личности. Подобное существование и может быть названо бытием подлинным, имеющим прочные субстанциальные основания» [там же, 7].

На взгляд современных нерелигиозных философов, идея совершенства заложена в самой природе человека. Так, В.Н. Сагатовский, размышляя о бытии идеального, утверждает способность человека к творчеству новых возможностей - «овозможнению бытия» [149, 55]. Оно реализуется на основе свободы, в результате которой человек «доопределяет собственное бытие, создавая новые возможности саморазвития» [там же]. Внутренняя духовно-душевная жизнь человека самоценна. Самосозидание (творчество) и рефлексию, понимая под ней контролирование и отчет о содержании сознания, оформленные в языковых структурах, В. Н. Сагатовский называет «центром человеческой формы идеального» [там же]. Этот центр организует внутреннюю жизнь человека и направляет внешнюю: человек сначала проектирует изменения, а затем изменяет мир и самого себя. Направленность его созидательного и ответственного творчества задается «характером глубинного общения души и духа... Так, хищный эгоцентрик разрушает мир во имя «себя любимого», а созидатель выражает себя в самосовершенствовании, по отношению к которому он — сознательная, творческая и ответственная часть целого» [там же]. Таким образом, идея совершенства, по мнению Сагатовского, заложена в структуре сознания, а ее реализация обеспечена действием и направленностью организующего центра в сфере человеческого идеального.

Человеческий индивид появляется на свет незавершенным, и, как отмечает А. П. Скрипник, в организацию его личности «генетически вложено стремление к обретению совершенства» [157, 136]. Человек жаждет превзойти собственную природную данность. Не порывая с ней окончательно («порвать - значит, перестать жить»), он преодолевает ее, и каждый раз заново воспитывает в себе человечность. Ведь духовность не передается по наследству, а созидается каждым человеком как необходимая опора. Инстинкт саморазвития, присущий природе человека, постепенно оформляется в сознательную духовную потребность, трансформируется в высшую человеческую способность и осмысливается в образах совершенства.

А.П. Скрипник называет стремление к совершенству «кардинальной духовной способностью» [157, 136]. Действительно, нравственное совершенство - понятие этическое по определению, а этика отражает специфическую сторону бытия человека - духовную. Духовность есть обращенность человека к высшим ценностям - к идеалам, есть сознательное стремление усовершенствовать себя. Одухотворение предполагает внутреннюю работу, посредством которой происходит возвышение человека над суетой обыденности, индивидуализация его бытия, обретение подлинной свободы (которая выражается в независимости внешней воли и внутреннем раскрепощении, способности к творчеству).

К чему конкретно стремится человек, поставивший перед собой цель достичь нравственного совершенства? Очевидно, что совершенным не является хорошо воспитанный и спонтанно, естественно добрый человек. Нравственное совершенство не вытекает лишь из воспитания, характера или благоприятных обстоятельств; оно представляет собой результат целенаправленных усилий человека по изменению себя, его стремления соответствовать тому образу совершенства, который содержится в нравственном идеале как цели.

Совершенство - сложное понятие. А как справедливо отмечал Дж. Мур, «исследование внутренней ценности какого-либо предмета является сложным вследствие того, что ценность целого может быть иной, чем сумма ценностей составляющих его частей» [118, 44]. Совершенство касается разных сторон человеческой личности, но приобретает идеальную целостность, будучи приоритетно обращенным к нравственности. Этический аспект совершенствования - главный в содержании всей данной проблемы. Именно он рождает и решает вопросы о значении, целях, задачах и путях совершенствования. Сфера этих проблем охватывается терминами морали и вообще не разрешима ни в каком ином ключе, кроме этического. Более того, вне сферы морали все проблемы самосовершенствования (например, физического, профессионального, эстетического и других) теряют свой позитивный, гуманистический смысл.

Творчество Б.П. Вышеславцева: поиск парадигмальности в культуре

Период развития философии, на который приходится творчество Бориса Петровича Вышеславцева (1877-1954), принято обозначать как «русский религиозно-философский ренессанс». Он характеризовался небывалым взлетом духовности, обновлением русской культуры и русской мысли. В исследованиях Вышеславцева не могли не отразиться особенности философии современной ему эпохи. Более того, его идеи оказались чрезвычайно созвучны ей. Речь идет о таких особенностях, которые подчеркивают подавляющее большинство историков философии: во-первых, это связь русской мысли с религиозной стихией, со своей религиозной почвой [См.: 67, 68; 100, 72]. Религиозному опыту придавалось существенное значение в выработке философского мировоззрения. Так, Н.О. Лосский отмечал: «любая философская система, поставившая перед собой великие задачи познания сокровенной сущности бытия, должна руководствоваться принципами христианства. Ряд русских мыслителей посвятил свою жизнь разработке всеобъемлющего христианского мировоззрения. В этом состоит наиболее характерная черта русской философии» [100, 163]. Другая, не менее характерная особенность - антропоцентризм русских философских исканий. При всей своей религиозности, русская философия наиболее занята «темой о человеке, его судьбе и путях» [67, 214]. Относительно специфики русской философии, которую пытались выявить многие мыслители начала XX века, Вышеславцев вывел свою формулу: «Основные проблемы мировой философии являются, конечно, проблемами и русской философии. В этом смысле не существует никакой специально русской философии. Но существует русский подход к мировым проблемам, русский способ их переживания и обсуждения» [35, 154].

Его воззрения складывались на основе творческого восприятия культурфилософских парадигм, которые послужили основанием для становления его этической картины мира. В недрах мировой философии он обнаруживает те понятийные модели, которые позволили ему разрабатывать теории и решать проблемы в области этики, антропологии, социальной философии, философии культуры.

Социально-культурная активность интеллигенции этого периода выразилась в появлении разнообразных кружков, обществ и т.п., в проведении всевозможных вечеров, диспутов, собраний. Интерес к философии, искусству, православию и церкви Вышеславцев удовлетворял, будучи постоянным членом (с 1902 г.) кружка, формировавшегося вокруг П.И Новгородцева. Нравственные достоинства и научные дарования руководителя кружка привлекали и таких его участников, ставших крупными мыслителями, как И.А. Ильин, Н.Н. Алексеев. Последний, бывший близким другом Вышеславцева, писал об этом кружке: «Школа» самого Новгородцева отличалась широкой терпимостью: он умел собирать вокруг себя и материалистов, и скептиков, и эмпириокритицистов, и гегельянцев, - лишь бы они были философами. Он настойчиво внушал нам мысль, что человеческая личность есть высшая ценность и что человеком нельзя пользоваться как средством, так как он есть «цель в себе» [Цит.по: 66, 4-5]. Этическое, социальное направление мысли Новгородцева и сама ее энергия оказались чрезвычайно созвучны духовным устремлениям Вышеславцева. Под руководством ученого он готовится к сдаче магистерских экзаменов, а затем на два года уезжает за границу для работы над диссертацией. Живя в Марбурге, Вышеславцев посещает лекции П. Наторпа и Г. Когена, сближается с молодыми философами Н. Гартманом, Вл. Татаркевичем [См.: 186, 121]. Общение с Гартманом оказало большое влияние на формирование Вышеславцева как философа. Некоторые идеи немецкого мыслителя-идеалиста были подхвачены и развиты им в основных своих работах (прежде всего - в «Этике преображенного Эроса» (1931)). В целом, русская философская мысль XIX-XX веков испытывала на себе влияние западноевропейской, в особенности немецкой классической, философии. Как писал Вышеславцев, «мы, русские, правда, прошли через период ученичества и были добросовестными учениками всех философских школ Европы. Но этим мы можем только гордиться. Нашей задачей было использовать все лучшее, что было сделано философами Европы» [35, 158].

Не анализируя системы идей Н. Гартмана (1882-1950), обозначим те из них, которые выразились в философских пристрастиях Вышеславцева. Неокантианец Гартман утверждает объективное, независимое от субъекта, существование системы ценностей, определяющей бытие человека. В разработанной им новой (или критической) онтологии важная роль отводится пониманию бытия как многоступенчатой, уровневой структуры. Оно включает в себя четыре "слоя": неорганический (физический), органический (биологический), душевный (психический) и духовный (идеальное, бытие). Высшие "этажи" возникают на основе низших, закономерности которых присутствуют и в них ("закон возвращения"). "Высший слой бытия не может существовать без низшего, тогда как последний может". Высшие уровни не сводимы к низшим, наращивают в себе свободу как свою атрибутивность ("закон нового") [См.: 82, 211]. Эти принципы отразятся в этических построениях Вышеславцева, в решении проблем сущности человека, сублимации Эроса и сублимации свободы.

Другим кумиром эпохи, а также Гартмана и Вышеславцева, был Макс Шелер (1874—1928) — немецкий философ и социолог, один из основоположников аксиологии, культур-социологии и социологии знания, философской антропологии. Он осуществил перенос феноменологии как основного метода изучения и понимания мира в область этики, философии культуры и религии. На основе этого метода Шелер создал систему ценностей, исходящую из интуитивного постижения Абсолюта. Вышеславцев прямо указывает на свои- симпатии к философии Шелера, которая нацелена на «преодоление западного интеллектуализма» [35, 156-157]. Обозначая два горизонта человеческого бытия - эмпирический, и надэмпирический, объективный, немецкий философ указывает на ценностную значимость второго, поскольку тот задает сущностную составляющую человека (в котором человек противостоит миру, становится сопричастным Абсолюту — Богу). Вслед за Августином Блаженным Шелер следует идее богоподобия человека, его необъяснимости из самого себя. С одной стороны, будучи сопричастным жизни через свое животное начало, человек включен в отношения господства, с другой, — будучи устремленным к Богу, к Абсолюту, человек постоянно выходит за пределы самого себя в актах любви. Немецкий философ-антрополог раскрывает «амбивалентность самого понятия "человек", в котором даны одновременно и "известность" и "тайна", подлежащая постоянному расшифровыванию, что позволяет приближаться к идеалу "всечеловека" — никогда не реализуемому, но всегда манящему» [82, 1275-1278]. Такие установки были близки .русскому философу, размышлявшему над проблемами Абсолюта, человека и его совершенствования.

Вернувшись из-за границы, Вышеславцев блестяще защищает свой первый научный труд - магистерскую диссертацию - «Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии» (1914), в котором впервые касается темы «иррационального». Эта тема станет ведущей в его последующем философском творчестве. Исследователь С.А. Левицкий отмечает, что в своей диссертации «Вышеславцев убедительно показывает, что понятие «трансцендентального», введенное Кантом, получив свое дальнейшее развитие у Фихте, приобрело значение Абсолюта, к которому, становятся неприменимы рациональные категории» [Цит. по: 152, 7]. Он с особой силой подчеркивает иррационализм и глубокую устремленность к Абсолютному в трансцендентальной философии Фихте, видя в этом проявление метафизики. «Тема метафизики, - утверждает здесь Вышеславцев, - вся таинственная беспредельность, развертывающаяся в интуиции», - а «интуиция и рациональное мышление нераздельны».

Проблема духовного совершенствования в «Этике преображенного Эроса» Б. П. Вышеславцева

Тема совершенствования человека у Б.П. Вышеславцева включена в контекст антропологической и экзистенциальной проблематики, связана с проблемой Абсолютного и современными ему разработками в сфере психоанализа. Вопрос о сущности человека и самопознание - это вечные проблемы философии от древнеиндийских учений и античности до современности. Вышеславцев решает их, опираясь, в первую очередь, на христианскую антропологию. Она основана на духовной практике и православной аскетике, где столетиями вырабатывался христианский взгляд на человека, его познание и пути реализации человеческого назначения.

По словам В.В. Зеньковского, проблема религиозной этики Вышеславцева «есть проблема динамики духа, разыскание тех «движущих сил», которые обуславливают в человеке реализацию всяческого «смысла»" [67, 768]. В этом ключе и развивает философ тему Абсолютного, связывая ее с возможностями человека в совершенствовании. Исходным тезисом о человеке является его глубинное богоподобие и неразрывная связь с Абсолютным. Но как возможна эта связь, необходимо рассмотреть подробнее.

И «светские», и религиозные мыслители выражают сходные взгляды на природу человека, говоря о двойственности его сущности, совмещающей в себе идеальное и реальное. По мысли Б.П. Вышеславцева, «человеческое Я принадлежит сразу к тому и другому миру: оно укорено в мире вечных сущностей, и вместе с тем живет и действует в мире временных явлений» [35, 79]. Расширяя эту антиномию, Вышеславцев представляет человека как сложную иерархическую структуру, отражающую зависимость человека от низших ступеней природы и наличие сверхприродных элементов. Она включает в себя семь уровней его бытия:

1. Физико-химическая энергия человека.

2. Биологическая энергия, живая клетка.

3. . Психическая основа, образующая коллективно-бессознательное, как почву, на которой развивается индивидуальная душа.

4. Лично-бессознательное, которое основывается на коллективном бессознательном.

5. Сознательная душа (прежде всего недуховная, животная? душа), воспринимающая и оценивающая все лишь в отношении к жизненным (витальным) потребностям.

6. Духовная личность, духовное сознание, способная воспринимать все объективно ценное и истинное.

7. Человек «в себе», самость, высшая и последняя, мистическая ступень, в сущности человека. О ней-можно только сказать, что она есть, поскольку она непознаваема и недоказуема рациональным мышлением (многие религии отождествляют ее с «сердцем») [См.: 35, 284].

Вершиной человеческого существа Вышеславцев считает не сознательный дух, а сверхсознательное Я, или самость. Эта категория разработана им на основе достижений аналитической психологии (особенно - К.Г. Юнга) и связана с религиозной аскетикой. Итак, самость не тождественна сознательному, не тождественна личности, она возвышается над всеми уровнями бытия и представляет из себя их синтез, и более того — «бесконечный выход» (трансцензус), свободу, нечто абсолютоподобное, богоподобное, бессмертное и бесконечное.

Несомненно, она имманентна физическому миру, поскольку присутствует в нашем Я. И, вместе с тем, она способна к трансцендированию, выходу за пределы этого мира и Я. Для рационального мышления Самость недостижима и недоказуема - только Откровение и мистическая интуиция указывают на эту предельную глубину [См.: 35, 261-265]. Недоступный рациональному познанию, этот мистический элемент сущности человека обладает способностью «сообщаться» с Богом. Самость ограничена тем сущим, что противостоит, а точнее, надстоит ей - это и есть Абсолютное. Самость и Абсолют — два предельных основания бытия, считает Вышеславцев, они несводимы к явлению, их невозможно доказать. Однако и сомневаться в их существовании невозможно, как невозможно сомневаться в наличии фундамента бытия. Фундамент можно по-разному мыслить и представлять, сомнение может касаться только таких рассуждений, но не самого факта существования Абсолютного.

Основным тезисом о человеке у Вышеславцева становится его; человека, глубинное богоподобие. Эта идея заложена в Библии - в факте создания человека Богом «по образу и подобию своему», в словах апостола Павла «вы боги и сыны всевышнего все», в самом духе христианского вероучения. Каждый человек есть как бы «монада Абсолютного», он — абсолютоподобен. В доказательство русский философ фактически показывает соизмеримость между Богом и человеком. Указывая на сотворенность человека, с одной стороны, и его неустранимую способность к творчеству (в том числе, к само-творчеству), Вышеславцев в очередной раз подчеркивает, что человек - не начало и не конец бытия, он лишь отображение Абсолютного, расположенное к нему ближе всех. Первопричина и конечная цель бытия - это, несомненно, Абсолютное, но в человеческом бытии личность также будет являться первопричиной и конечной целью собственных действий [См.: 35, 281]. Понимание человека как Богочеловека, укорененного в Абсолютном, - яркая характерная черта антропологии Вышеславцева. Опираясь на учения о человеке отцов церкви, он выводит основные признаки человека, в которых проявляется его богоподобие. Прежде всего, это ум, делающий возможным всякое познание. Обожествление ума, логоса, традиционно для античной и средневековой философии; эту же традицию развивает русская философия .

Важнейшей чертой человека, искони позволяющей сравнивать его с Богом, является свобода. Ни одно существо в мире не действует свободно, все подчиняется законам, только человек может сам решать и выбирать. Свобода человека - это его власть над самим собой, его само-обладание.

Человек может творить, правда, не как Бог - из ничего, но преображая и возвышая уже существующее в этом мире. Человек воплощается в своих творениях, в культуре, так же, как Бог воплощается в своих творениях, в человеке.

Способность любить - также проявление богоподобия в человеке. И, наконец, стремление к бессмертию, приобщению к вечности Божией - всё это специфические характеристики человека. И эти черты (ум, свобода, творчество, способность любить и стремление к бессмертию) — есть проявление самости, которая, в свою очередь, есть залог совершенства, великая возможность восхождения к Абсолюту.

Таким образом, самость ведет к Абсолютному, они подобны, способны сообщаться. Но в каком отношении находятся эти две сущности - Бог и человек? Насколько абсолютно их качественное подобие? Определить это крайне важно для Вышеславцева, поскольку, по его словам, «понять человека - значит, понять его отношение к Богу» [33,279].