Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Народное искусство домовой резьбы по дереву у татар Среднего Поволжья середины XX - начала XXI в.: семантика и стилевые особенности Шкляева Людмила Михайловна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шкляева Людмила Михайловна. Народное искусство домовой резьбы по дереву у татар Среднего Поволжья середины XX - начала XXI в.: семантика и стилевые особенности: диссертация ... кандидата : 24.00.01 / Шкляева Людмила Михайловна;[Место защиты: ФГБОУ ВО Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва], 2017.- 192 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Исторические этапы и особенности развития искусства домовой резьбы по дереву у татар Среднего Поволжья 26

1.1. Предпосылки возникновения искусства домовой резьбы 31

1.2 Семантика и стилевые особенности в декоре домов: от X - XIII века. до середины XX-начала XXI века 38

1.3 Механизм трансляции классицизма XIX - начала XX века в искусство домовой резьбы 59

Глава 2 Региональные и национальные особенности народного искусства домовой резьбы у этнографических групп татар Среднего Поволжья от середины XX до начала XXI века 76

2.1 Домовая резьба по дереву у татар от середины XX до начала XXI века 78

2.2 Этническая специфика народного искусства домовой резьбы, казанских татар, кряшен, мишарей 91

Заключение 126

Список сокращений 133

Библиографический список 134

Приложение 149

Введение к работе

Актуальность исследования. В настоящее время одним из приоритетных направлений отечественной науки является изучение традиционной культуры народов, населяющих территорию современной Российской Федерации. «Прошедшее столетие в этнической истории многих народов было глобальным актом рефлексии и самообретения, поиском собственной культурной парадигмы»1.

Проблема сохранения народного искусства как части культурной самобытности приобрела особую актуальность в связи с ростом глобализации. В качестве противодействия нивелирующим тенденциям в стране, в Татарстане наблюдается подъем уровня национального самосознания. Деятельность, направленная на поиск знаков самоидентификации, охватывает традиционное художественное творчество, к которому относится самобытное искусство домовой резьбы с развитой орнаментальной системой, несущей свою семантику и выполняющей функцию сохранения в образах и символах исторической памяти этноса.

В традиционных мотивах орнамента фасадного декора отразилась информация о миропонимании минувших поколений, без восприятия которой невозможно обеспечить связь современного народного искусства с истоками. С I тыс. до н. э. по настоящее время в тюркском мире существуют технические приемы, средства и способы художественной обработки дерева, которые развивалась неравномерно, то достигая высокого уровня исполнения, то угасая. Деревянные изделия, созданные в условиях домашних локальных ремесел, отличались от продукции кустарных промыслов и производства городских мастерских. Образцы народного искусства требуют особого разностороннего изучения, в том числе по соблюдению традиционных узоров и технологий, неразрывно связанных с самобытной домовой резьбой, сохранившей этническое своеобразие вплоть до настоящего времени. Недостаточно исследованы особенности художественных форм современного домового деревянного декора, а также семантическое значение устойчивых элементов его орнаментальной системы, отражающей историю развития духовной культуры народа. В настоящее время художественные образы татарского орнамента являются областью поиска знаков национальной самоидентификации, символическим выражением этнической принадлежности. В народном искусстве домовой резьбы заключаются возможности для обеспечения преемственности при

1 Колчева Э. М. Явление этнофутуризма в марийской художественной культуре: Искусствоведческий анализ: автореферат дис. …кандидата искусствоведения: 24.00.01 / Морд. Гос. Ун-т им. Н.П. Огарева. – Саранск, 2005. – 22 с.

наличии определенных условий для его сохранения и развития, при поддержке интереса у подрастающего поколения к родной культуре. Необходимо формирование отношения к внешнему своеобразию облика строений как к ценности, как к одному из важнейших способов национального жизнеустройства.

Памятники деревянного зодчества татар XIX столетия признаны национальным достоянием. Актуальной остается проблема восстановления архитектурных памятников в соответствии с первоначальным видом постройки. Реконструкция как одна из форм деятельности по сохранению культурного наследия требует научного обоснования при воссоздании домовой резьбы. Известны примеры восстановления аутентичного татарского дома, искажающие его самобытный облик.

Изучение истоков и причин существования народного искусства домовой резьбы актуально и потому, что из-за естественного старения разрушаются многие дома, часть строений сносится. В сохранившихся жилищах, в соответствии с предпочтениями молодого поколения, наблюдается массовое установление стандартных окон из пластика или металла. Так происходит утрата традиционного оформления фасадов жилищ, меняется облик домов, общего вида улицы и эстетической составляющей, о чем сожалеют сами жители населенных пунктов. Сохранить устойчивые аутентичные орнаментальные узоры деревянной резьбы необходимо для возможного последующего их восстановления.

Степень изученности проблемы. Первые научные труды, содержащие описания деревянных домов татар, датируются XVIII в. и принадлежат этнографам. Традиционная культура татар, проживающих на территории Российской империи, привлекала внимание европейских, а потом и отечественных ученых, которые наряду с одеждой и пищей кратко охарактеризовали их жилища. В 1776 году был напечатан труд немецкого этнографа И. Г. Георги (1729–1802) «О народах татарского племени», в котором сообщается, что «Дворы городских и деревенских татар одинаковы не только в другом чём, но и в самой величине и красе. Они все, кроме малого числа каменных, деревянные»2. Ученый обратил внимание на «малые окна, составленные из кусочков стекла или слюды»3. Возможно, узорные оконные деревянные решетки, которые делали татарские мастера XVIII в., были имитацией гипсовых переплетов, украшавших богатые дома Казанского ханства. Данное предположение подтверждается современными исследователями татарского зодчества4. Аналогии обнаруживаются в турецких постройках XVI в., описанных Джелал Эссадом, как элемент

2Георги И.-Г. О народах татарского племени // Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов: Их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей. СПб. 1776. Т. 2. С. 14–15.

3 Там же. С. 11.

4Халит Н.Х., Альменова-Халит Н.Н. Стили и формы средневековой архитектуры Казани. Казань: Татарское книжное изд-во, 2013. С. 199, рис. 4–56.

османского стиля в архитектуре Стамбула5. Узорными переплетами деревянных рам со стеклами ярких контрастных цветов декорировались окна некоторых жилищ зажиточных татар Казани XIX века. В качестве примера можно привести дом казанского купца В. Гизятуллина. Фигурной застеклённой решеткой был оформлен мезонин деревянного дома купца З. Шафигуллина (Татарстан, Зленодольский р-н, д. Акзегитово).

Карл Фукс (1776–1846), немецкий этнограф и историк, поселившийся в Казани в 1805 году, в работе «Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях» (1844) отмечал, что бывали случаи, когда деревянные дома татар возводились русскими, и наоборот, татары строили для русских6. Ученые XVIII–XIX вв. зафиксировали факт наличия деревообработки и отметили красоту строений татар, однако народное искусство домовой резьбы по дереву ими не рассматривалось.

Систематические научные исследования художественной деревянной резьбы в декоре экстерьера жилищ казанских татар Среднего Поволжья осуществлялись в начале XX века в рамках государственных программ Татреспублики, предполагающих экспедиционные исследования. Один из участников экспедиции 1923 года по Атнинскому району республики – П. М. Дульский (1879–1950) – собрал материалы по татарскому орнаменту и национальной деревянной архитектуре, изложив результаты в публикациях «Искусство Тат. Республики на Всесоюзной С.Х. и К.П. Выставке» (1923) и «Искусство казанских татар» (1925). Он указывал, что городское деревянное зодчество татар утратило традиционное своеобразие, поэтому типичное жилище казанских татар следует изучать в сельской местности7. Особенностью оформления дома ученый отметил резной орнамент фронтонов крыши и крыльца, наличников, который имел локальные черты. П. М. Дульский обнаружил видимое сходство некоторых форм татарских богатых домов с формами классицизма, в общем стиле нарядных татарских построек – «родство с русским ампиром»8. Его суждение получило поддержку у следующего поколения ученых9. Иного мнения придерживается доктор архитектуры Н. Х. Халитов. Он высказал гипотезу о более древних

5Джелал Эссад. Константинополь от Византии до Стамбула. М.: Изд-во Сабашниковых, 1919. С. 230.

6Фукс К. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. Казань: Университетская типография, 1844. С. 10–11.

7Дульский П.М. Искусство казанских татар. М.: Центральное издательство народов СССР, 1925. С. 8.

8Там же. С. 10.

9Нугманова Г.Г. Архитектура казанских татар: российское законодательство и; Нугманова Г.Г. Татарская городская усадьба Казани середины XIX – начала ХХ вв.: дис. … канд. искусствоведения. М., 2000. 177 с.; Айналов Р.А., Валеев Р.М., Надырова Х.Г. и др. Свод памятников истории и культуры Республики Татарстан. Казань, 1999; Маковецкий И.В. Заметки о памятниках деревянной архитектуры Поволжья // Сообщения Института истории искусств. М., 1951. Т. 1. С. 45–47.

истоках форм татарского зодчества, получивших развитие в архитектуре Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанском ханстве10.

Один из первых исследователей истории и культуры казанских татар М. Г. Худяков (1894–1936) обратил внимание на художественные достоинства узорной домовой резьбы в деревнях Большие Менгеры и Балтаси северной части Арского кантона (ныне Атнинский и Балтасинский р-ны Татарстана). Ему удалось найти подтверждение в песенном фольклоре жителей: «Красота менгерских построек воспевается казанскими татарами в народных песнях»11. Ученый считал, что лучшие образцы сельских строений арских татар сохранили традиционную красоту внешнего облика. Ученый опирался на описание окрестностей Арска князем Курбским по наблюдениям, сделанным в походе 1552 г.: «Дворы княжат их и вельможей зело прекрасны и воистину удивления достойны»12. М. Г. Худяков, изучив особенности татарской архитектуры периода Казанского ханства и сопоставив их с домами татар XIX–XX вв., отметил некоторые общие характерные элементы: шатровые вышки, ярусные крыши, полихромную раскраску. Он сделал вывод, что самобытное зодчество татар, в основном сформировавшееся за период XIII–XIV вв., в основных чертах сохранилось без изменений со времен Казанского ханства13. Автор отмечал общие тенденции в татарской и китайской архитектуре. М. Г. Худяков считал, что традиционные деревянные строения татар сходны с калмыцкими хурулами14. Он выразил мнение, что, по сравнению с другими видами народного искусства, наиболее ярко национальное своеобразие эстетики татар проявилось в декоративном убранстве фасада домов15.

Во второй половине 1920-х гг. была опубликована серия этнографических статей молодого ученого Н. И. Воробьева (1889–1967).16 В

10Халитов Н.Х. Поиски «национального стиля» в архитектуре татар Казани в конце Х1Х – начале ХХ вв. // Искусство Татарстана: пути становления. Казань: ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова КФАН СССР, 1985. С. 115–159; Халит Н., Альменова-Халит Н.Н. Стили и формы средневековой архитектуры Казани. Казань: Татарское книжное издательство, 2013. 351 с.; Халит Н., Альменова-Халит Н.Н. Стили и формы архитектуры Казани II трети XVIII – начала XX вв. Казань: Татарское книжное издательство, 2014. 391 с.

11Худяков М.Г. Деревянное зодчество казанских татар // Казанский музейный вестник. Казань: Комбинат Издательства и Печати Т.С.С.Р., 1924. № 1. С. 23–28

12 Сказания князя Курбского. Изд. 3-е, Н. Устрялов. СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1868.

13Худяков М.Г. Деревянное зодчество казанских татар // Казанский музейный вестник. Казань: Комбинат Издательства и Печати Т.С.С.Р., 1924. № 1. С. 23–28.

14 Худяков М.Г. Татарская Казань в рисунках XVI столетия // Вестник Научного
общества Татароведения. Казань, 1930. С. 56.

15 Худяков М.Г. Очерки по истории Казанского ханства. М.: Инсан, 1991. С. 286.
16Воробьев Н.И. Жилища и поселения казанских татар Арского кантона ТССР.

Казань: 1-я типография «Красный "Печатник», 1926; Воробьев Н.И. Некоторые данные по быту крещеных татар (кряшен) Челнинского кантона ТССР // Вестник Научного общества Татароведения. Казань, 1927. № 7; Воробьев Н.И. К.Ф. Фукс – первый исследователь быта казанских татар // Вестник Научного общества Татароведения. Казань, 1927. № 6.; Воробьев Н.И. Этнографические исследования в Татарской АССР с 1920 по 1927 гг. М.-

1930 г. вышло издание его фундаментального труда «Материальная культура казанских татар»17, где в главе «Жилище и поселения» подробно рассмотрены типы сельских домов Арского района, включая наиболее ранние сохранившиеся сооружения с резными украшениями, фронтонными нишами, полосатой раскраской, датирующимися концом XVIII в. Татары предпочитали поручать постройку сруба русским плотникам, а «отделку же поручают татарам потому, что русские всегда вносят много чисто русских черт и не умеют работать на татарский вкус»18. Это важное для нас наблюдение во многом объясняет национальные черты татарской ментальности, раскрывая механизм сохранения художественной традиции.

Появившееся в публикациях 1920–1930-х гг. Н. И. Воробьева, П. М. Дульского и М. Г. Худякова предположение о воспроизводстве в народном искусстве домовой резьбы Арского Заказанья образов (имитаций элементов) каменной архитектуры Казанского ханства получило поддержку и дальнейшее обоснование в трудах татарских исследователей 1950–1960-х гг., которые полагают, что такие особенности декора экстерьера, как фронтонные ниши, фланкированные резными столбиками; фронтонные окна, обрамленные накладными, расходящимися лучами-лепестками19; а также пилястры, были «близки к явлениям восточной каменно-кирпичной архитектуры»20. «Исключительное своеобразие в декоре жилищ представляла полосатая раскраска», возможно, отражающая полихромию кирпично-каменной кладки XV – XVI вв. 21

В конце 1950 – начале 1960-х гг. вышла серия публикаций известного татарского архитектора А. Г. Бикчентаева по застройке и архитектурным особенностям сельских поселений Заказанья по результатам экспедиций в Атнинский, Дубьязский, Тукаевский, Балтасинский и др. районы ТАССР, который изучил традиционные приемы планировки и архитектурно-художественного решения татарского жилища для внедрения в широком масштабе в практику сельского строительства22.

Л., 1927; Воробьев Н.И. Отчет о поездке с этнографической целью в Свияжский и Тетюшский кантоны ТССР летом 1927 г. // Вестник Научного общества Татароведения Казань, 1928. № 8; Воробьев Н.И. Кряшены и татары. (Некоторые данные по сравнительной характеристике быта) // Труд и Хозяйство. Казань: Тип. Совнаркома, 1929. № 5.

17Воробьев Н.И. Материальная культура казанских татар (опыт этнографического исследования). Казань: Изд. Дома Татарской культуры и Академического центра Татнаркомпроса, 1930.

18 Там же. С. 204.

19Бикчентаев А. Г. Сельское жилище Татарской АССР. Казань: Татполиграф, 1957.

20Валеев Ф.Х. Архитектурно-декоративное искусство казанских татар. Сельское

21Воробьев Н. И., Валеев Ф. Х. Народное прикладное искусство татар Поволжья. к 22Бикчентаев А. Г. Сельское жилище Татарской АССР. Казань: Татполиграф,1957;

жилище. Йошкар-Ола: Марийское кн. изд-во, 1975. 212 с 21Воробь

М.: Наука, 1964 22Бикчен

Бикчентаев А.Г. Жилищное строительство в сельской местности Татарской АССР. Казань,

Большой вклад в изучение народного искусства домовой резьбы внес искусствовед Ф. Х. Валеев (1921–1984), опубликовавший фундаментальные научные исследования в области татарского декоративно-прикладного искусства23. Его труд «Архитектурно-декоративное искусство казанских татар» (1975), основанный на многолетних полевых наблюдениях, посвящен сельскому жилищу. По характеру архитектуры и декоративному убранству он подразделял татарские селения на три больших района: Заказанье; юго-восточные и восточные районы современного Татарстана; а также Правобережье республики. Ученый считал деревянные постройки Глазовской и Балезинской групп чепецких татар (в Удмуртии) аналогичными Заказанским.

Ф. Х. Валеев сделал вывод о том, что наибольшей самобытностью и древними художественными традициями выделяются дома казанских татар Заказанья. Он отметил своеобразие фронтонных карнизов в старинных татарских постройках как чисто декоративного элемента, по своей структуре близкого к явлениям восточной каменно-кирпичной архитектуры. Исследователь выразил мнение, что судовая «барочная» резьба была совершенно незнакома творчеству татарских мастеров. В книге «Народное декоративное искусство Татарстана» (1984) автором изложена периодизация резного декора деревянных строений в соответствии с определённой техникой исполнения. Самым старинным способом обработки деревянного оформления экстерьера жилища он считал выемчатую резьбу. Он выявил синтез земледельческого и скотоводческого типов орнамента, ярко отразившихся в зооморфном и растительном мотивах, которые у казанских татар встречаются в резной деревянной отделке фасада строений.

Исследования народного искусства домовой резьбы Ф. Х. Валеева были продолжены в трудах Г. Ф. Валеевой-Сулеймановой24. В своей монографии: «Декоративно-прикладное искусство казанских татар» (соавтор Р.Г. Шагеева) (1990) она дала общую характеристику развитию народного искусства домовой резьбы по дереву, её орнаментально-декоративным принципам и технике исполнения. Автор указала на сложность системы татарского народного искусства, включающего в себя художественное творчество казанских татар, татар-мишарей, кряшен, касимовских, астраханских, приуральских, сибирских татар. Информацию о влиянии на

1961; Бикчентаев А.Г. О принципах размещения совхозных и колхозных поселков // Архитектура СССР. М., 1965. № 11.

23Валеев Ф.Х., Воробьев Н.И. Украшение сельского жилища татар Заказанья // Архив ИЯЛИ АНТ; Валеев Ф.Х. Древнее и средневековое искусство Среднего Поволжья. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1975; Валеев Ф.Х. Архитектурно-декоративное искусство казанских татар. Сельское жилище. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1975. 212 с.; Валеев Ф.Х. Народное декоративное искусство Татарстана. Казань: Татарское книжное издательство, 1981.

24Валеев Ф.Х., Валеева-Сулейманова Г.Ф. Древнее искусство Татарии. Казань: Татарское книжное издательство, 1987; Валеев Ф.Х. Татарский народный орнамент. Казань: Татарское книжное издательство, 2002.

татарское зодчество тюркской культуры IV–V веков содержит «Древнее искусство Татарии» (1987), совместное исследование с Ф. Х. Валеевым. Мнение ученых подтверждается сохранившимся письменным свидетельством византийского дипломата Прииска Панийского, который посетил в V в. ставку Аттилы (вождя гуннов)25 и описал его дворец: «Выстроен из брёвен и хорошо выструганных досок и окружён деревянной оградой не для безопасности, а для красоты»26.

Доктор искусствоведения С. М. Червонная в книге «Искусство Татарии» (1987) представила и обосновала закономерности эволюции декоративно-прикладного искусства на территории Республики Татарстан до 1917 г, обобщив труды предшествующих исследователей. Ссылаясь на данные археологов, она сделала вывод, что наиболее искусные деревянные изделия древнейших времён обнаружены в Тураевских могильниках27. Автор аргументировала мнение о том, что добулгарский «звериный стиль» проявляется в зооморфном орнаменте декоративного оформления татарских домов XX в.28

Р. Ф. Шарифуллин в статье «Дерево в строительном деле Волжской Булгарии домонгольского периода» (1981) на основе различных письменных источников делает вывод, что дерево широко применялось булгарскими строителями. Подтверждением этого являются материалы археологических раскопок. Изученный строительный инструментарий булгар позволяет автору предположить, что для резьбы по дереву могли применяться как специальные резцы, так и обычные железные ножи, «находки которых так многочисленны в булгарских памятниках»29.

Из исследователей позднего советского и постсоветского времени выделяется доктор архитектуры Н. Х. Халитов, опубликовавший большое количество статей и монографий, касающихся истории и формообразования в татарской архитектуре30. Наиболее близкими к нашей теме, насыщенными

25 В соответствии с гипотезой, которую поддерживает большинство ученых, гунны – народ тюркского происхождения. См., напр.: Гавритухин И.О. Гунны // БРЭ. 8. М., 2007. С. 160.

26Валеев Ф.Х., Валеева-Сулейманова Г.Ф. Древнее искусство Татарии. Казань: Татарское книжное издательство, 1987.

27Елабужский район РТ.

28Червонная С.М. Искусство Татарии. История изобразительного искусства и архитектуры с древнейших времен до 1917 года. М.: Искусство, 1987.

29Шарифуллин Р.Ф. Дерево в строительном деле Волжской Булгарии домонгольского периода // Из истории материальной культуры татарского народа. Казань: ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова КФАН СССР, 1981. С. 35.

30Халитов Н.Х. Традиционные черты и основные композиционные акценты в оформлении фасада татарского народного жилища Арского района ТАССР // Материалы IV конференции молодых научных работников. Казань, 1976; Халитов Н.Х. К вопросу о происхождении полихромии в татарском народном зодчестве // Архитектура Среднего Поволжья: межвузовский сборник. Казань: КХТИ, 1982; Халитов Н.Х. Татарская национальная традиция в архитектуре Казани второй половины XVIII – начала ХХ веков: дис. … канд. архитектуры. М.: ЦНИИТИА, 1986; Халитов Н.Х. Характерные черты и особенности архитектуры казанских татар XVIII века // Взаимодействие

конкретным материалом и концептуальными по содержанию, является серия книг «Стили и формы архитектуры Казани», написанная совместно с Н. Н. Халитовой31. Авторы справедливо отмечают воздействие угро-финской культуры (мотивы геометрического орнамента); «звериного» и «восточного, азиатского» стилей; традиций Булгара и Казанского ханства, трансформировавшихся в самобытное деревянное зодчество казанских татар. Они указывают также и на усиление с XVIII века воздействия русской культуры на технику резных украшений татарских сельских строений, на стилевые особенности фасадов, отмечая при этом устойчивость воспроизводства элементов национального стиля. Ими проведен широкий сопоставительный анализ с зарубежными аналогиями, прослежены пути развития традиций в целом и в развитии отдельных сюжетов и мотивов.

На фоне достаточно большого списка научных работ по культуре и искусству казанских татар следует отметить их недостаточность по отношению к искусству домовой резьбы мишарей и кряшен. Культура мишарей исследуется с 1863 года32: ученые изучали происхождение, историю, этническое и антропологическое своеобразие мишарей, не уделяя внимания деревянному декору внешнего облика строений33. Р. Г. Мухамедова34, описывая традиционные жилища мишарей, отметила наличие домовой резьбы. Вопросы самобытной художественной обработки дерева у мишарей учеными не рассматривались. Похожая ситуация сложилась и с изучением народного искусства домовой резьбы по дереву у кряшен, принципы жизнеустройства которых раскрываются в монографиях Ю. Г. Мухаметшина (1974, 1977), где особенности народного искусства домовой резьбы не затрагиваются.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что тема народного искусства домовой резьбы по дереву у татар Среднего Поволжья получила различную степень изученности: обширную у казанских татар, а у мишарей и кряшен – недостаточную. В научный оборот не введены приемы художественного творчества и технические особенности художественной обработки дерева в традиционном декоре экстерьера жилищ второй половины XX –начала XXI в., а также имена современных мастеров-резчиков. Не рассмотрено влияние постперестроечного времени, отразившегося на оформлении фасада сельских строений, без чего нельзя представить целостную

интернационального и национального в изобразительном искусстве Татарстана. Казань: ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова КФАН СССР, 1981.

31Халит Н., Альменова-Халит Н.Н. Стили и формы средневековой архитектуры Казани. Казань: Татарское книжное издательство, 2013. 351 с.; Халит Н., Альменова-Халит Н.Н. Стили и формы архитектуры Казани 2 трети XVIII – начала XX вв. Казань: Татарское книжное издательство, 2014. 391 с.

32Вельяминов-Зернов В.В. Исследование о касимовских царях и царевичах. 2 изд. СПб: Тип. Имп. Академии наук, 1863.

33В.В. Радлов (1877), А.Ф. Можаровский (1884), В.А. Казаринов (1884), Е.А. Малов (1884), В.К. Магницкий (1896, 1898, 1901), Г.Н. Ахмаров (1903), С.П. Толстов (1928), Б.А. Куфтин (1929).

34Мухамедова Р.Г. Татары-мишари. М., 1972. 246 с.

картину народного искусства домовой резьбы по дереву татар Среднего Поволжья.

Рабочая гипотеза – домовая резьба по дереву у татар Среднего Поволжья развивалась с VIII в., эволюция проходила неравномерно. К XV в. в основном сформировался самобытный стиль. На эстетику оказали влияние древнетюркские, финно-угорские, салтово-маяцкие, среднеазиатские мусульманские, китайские и османские каноны. Орнамент отделки экстерьера строений наделялся символическим значением. В XIX в. воздействие оказали стилевые формы «классицизма» и нормы русского деревянного зодчества. Расцвет этого вида народного художественного творчества для всех этнографических групп татар пришелся на период с середины XX – по начало XXI в., характеризуясь региональными, национальными и локальными особенностями.

Объектом исследования является народное искусство татарской домовой резьбы по дереву от истоков до настоящего времени.

Предмет исследования – татарский орнамент в домовой резьбе по дереву середины XX–XXI вв., технология выполнения и семантика художественного образа.

Целью исследования является выявление исторически сложившихся национальных особенностей современного искусства домовой резьбы по дереву, а также стилеобразующих элементов и факторов образно-художественного решения и семантики орнамента резного фасадного декора строений следующих групп татар: казанских татар, кряшен и мишарей – в контексте татарской традиционной культуры.

В соответствии с указанной целью в работе ставятся следующие исследовательские задачи:

– установить исторически обусловленную последовательность развития народного искусства резьбы по дереву у татар Среднего Поволжья и его предков;

– охарактеризовать технологические способы, приемы и средства художественной резьбы по дереву, наиболее часто применяемые у поволжских татар;

– проследить генетические корни современной татарской орнаментальной традиции в исследуемых рамках;

– охарактеризовать общие стилевые свойства декоративных узоров в татарской домовой резьбе, ее региональные, национальные и локальные особенности;

– раскрыть признаки национальной самобытности народного искусства домовой резьбы у татар Среднего Поволжья середины XX – начала XXI в.;

– выявить устойчивые элементы орнамента, распространенного в оформлении фасадов современных жилищ казанских татар, кряшен и мишарей;

– раскрыть символическое значение орнаментальных узоров татарской домовой резьбы середины XX – начала XXI в., отражающих принцип исторически сложившейся преемственности;

– определить место народного искусства домовой резьбы в общей системе татарской традиционной культуры.

Методологическая база и методика исследования. В основу методологии исследования положен принцип историзма, предполагающий преемственность художественных явлений и их развитие в различные исторические периоды, в хронологической последовательности и во взаимосвязи с общественно-политическими, экономическими и культурными событиями.

Поставленные в диссертационной работе задачи решались методом сопоставительного анализа, в том числе и с привлечением аналогий широкого круга памятников татарского народного искусства домовой резьбы, традиционного орнаментального декора и технологий. При анализе и обобщении использовались научные принципы историко-художественного исследования, разработанные ведущими отечественными и зарубежными учеными. Основным принципом стало сочетание сравнительно-исторического (сравнительно-сопоставительный анализ, историко-типологическое сравнение, выявление сходства на основе взаимовлияния) и иконологического методов. При изучении художественно-орнаментальной системы домовой резьбы применялись стилистический и структурный методы.

В основу теоретической базы исследования легли труды отечественных
и зарубежных авторов по теории и истории искусства, публикации по теории
и истории орнамента, эстетике, фольклорные источники. Исследователи
описывают искусство татар как процесс, охватывающий все феномены
художественного творчества на всем протяжении существования этноса на
любой территории проживания. Это позволяет раскрыть пути
преемственности в самобытной домовой резьбе у татар Среднего Поволжья.
Данный вид художественной обработки дерева и народного искусства с
присущими ему особенностями развития, обусловленными

многонациональной структурой художественной культуры региона, со сложившейся системой взаимовлияний рассматривается как единый целостный процесс. Выделены основные укрупненные периоды эволюции художественной обработки дерева от истоков до современности (I тыс. до н.э. – начало XXI в.). Хронологические рамки этапов развития народного искусства домовой резьбы у татар и их предков на Средней Волге определяются временем возникновения, становления и угасания стилеобразующих явлений художественного творчества, обусловленных историко-культурными обстоятельствами с VIII по XXI века.

Народное искусство домовой резьбы у татар Среднего Поволжья середины XX – начала XXI в. рассматривается в данной работе как один из периодов процесса его эволюции, в целом, как явление, вобравшее в себя наиболее значимые и совершенные художественные формы предшествующих этапов развития. В исследовании выявляются региональные, национальные и локальные особенности, которые находят отражение в образно-художественном решении облика сельского дома,

создаваемого архитектурными деталями декоративного оформления и орнаментальной отделкой. Региональные особенности тесно связаны с природными условиями, культурными взаимовлияниями с различными наиболее многочисленными народами, проживающими на территории, а также с общим материальным уровнем населения. Национальное своеобразие зависит от этнического происхождения мастеров. Локальные местные традиции возникают и сохраняются благодаря сложившимся эстетическим ценностям, сформировавшимся у людей, связанных общей историей, а также способами жизнеустройства в однотипных природных условиях.

Зафиксированы и проанализированы характерные композиционные приемы и технические виды исполнения устойчивых узоров экстерьера современных сельских строений татар Среднего Поволжья, что позволило выявить историко-культурную самобытность народного искусства домовой резьбы, отражающей отголоски эстетических принципов предков татар с древних времен. В орнаментах деревянной отделки татарских жилищ до сих пор воспроизводятся многие тюркские образы, несущие семантическое значение. Раскрытие системы декорирования татарского дома связано с выявлением традиционных закономерностей восприятия изобразительных форм: композиционного строя, цветового решения и стиля воспроизводства орнаментальных мотивов, отражающих мировосприятие народа и, в свою очередь, влияющих на формирование ценностей на современном этапе.

Научная новизна диссертации. Данное исследование является первой попыткой по созданию целостной картины развития народного искусства домовой резьбы по дереву у татар Среднего Поволжья.

– Впервые народное искусство домовой резьбы по дереву татар Среднего Поволжья середины XX – начала XXI в. стало предметом отдельного искусствоведческого исследования.

– Впервые анализируются особенности традиционной художественной обработки дерева в декоре экстерьера домов всех этнографических групп: казанских татар, кряшен и мишарей.

– Подробно рассматриваются и вводятся в научный оборот образцы искусства традиционной резьбы по дереву, продолжающей развиваться в формах орнаментального фасадного декора жилищ, построенных на рубеже XX–XXI вв. Данные собраны в экспедициях, организованных Институтом языка, литературы и искусств им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан с 2008 по 2017 годы по местам компактного проживания татар Среднего Поволжья в: Актанышский (2008 г.); Кукморский (2010 г.); Апастовский (2011 г.); Мамадышский (2013 г.); Арский (2016 г.); Муслюмовский и Мензелинский (2017) районы Татарстана. За пределами РТ: в Нижегородскую область (2011 г.); в Параньгинский район Республики Марий Эл (2012 г.); в Балезинский и Юкаменский районы Удмуртии (2012 г.); в Похвистневский, Клявлинский и Камышлинский районы Самарской области (2014 г.). Автор принимала участие в плановых и частных (Балтасинский (2012 г.), Апастовский (2013 г.), Аксубаевский (2014 г.), Атнинский (2015 г.)) экспедиционных исследованиях с 2013 г.

– Проведен художественно-стилистический анализ резного орнамента в фасадной резьбе сельских деревянных строений татар середины XX – начала XXI в., позволивший выявить мировоззренческие истоки, повлиявшие на формирование художественного творчества мастеров народной резьбы по дереву, обусловившие его своеобразие и закономерности развития.

– В ходе исследования составлен словарь мастеров-резчиков, вводящий в оборот отечественного искусства ряд имен, сопровождающихся биографическими сведениями. Собрана библиография изданий об искусстве резьбы по дереву татар Среднего Поволжья. Вышеуказанные данные вошли в приложение к диссертации.

Практическое значение. Результаты данного исследования можно использовать в качестве руководства при фасадной декоративной отделке современных домов татар, а также при проведении реставрационных работ и реконструкции памятников зодчества татар.

Основные выводы диссертации могут быть использованы в учебном процессе, при разработке курсов, пособий и программ по изучению культуры татарского народа, искусствоведению.

Материалы диссертации могут применяться в образовательном процессе по изучению культуры и истории татарского народа в школе, в средних специальных учебных заведениях, в вузах культуры и искусств, на гуманитарных факультетах.

Хронологические рамки исследования и их обоснование. В качестве нижней границы хронологических рамок определена середина XX века. Верхняя граница обозначена 2017-м годом (время завершения сбора фактического материала для исследования).

Народное искусство современной домовой резьбы по дереву у татар Среднего Поволжья тесно связано с предыдущими этапами развития благодаря принципу преемственности, обеспечивающему воспроизводство традиционных форм и стилей резного декора внешнего облика строений, развивающегося с VIII века. Предпосылками для возникновения домовой резьбы послужили приемы и способы художественной обработки дерева тюркского периода в первое тысячелетие до н. э.

Источниковая база исследования. Настоящее исследование базируется на изучении и анализе шести групп источников. В первую вошли опубликованные экспедиционные и иные исследовательские материалы предшественников. Труды П. М. Дульского, монографии Н. И. Воробьева, публикации Ф. Х. Валеева и др., а также коллективные сборники из серии «Из сокровищницы научных экспедиций», изданные Институтом языка, литературы и искусств им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан (ИЯЛИ АН РТ): «Актаныш» (2010), «Апас» (2010),«Нижегородская область», «Параньгинский район. Марий Эл» (2011 г.), «Дрожжаное» и «Кукмор» (2016 г.), «Мамадыш» (2017), этнографические описания, сопоставительный материал по народному орнаменту из специализированной литературы, рисунки и фотографии; материалы частных коллекций.

Материалы музейных и архивных фондов по Татарстану: Национальный архив РТ; Государственный музей изобразительных искусств РТ; Национальный музей РТ; Этнографический музей Казанского университета; Атнинский краеведческий музей; Арский район: музейный комплекс Тукай-Кырлай»; Высокогорский район: музей «Иске Казань»; Школьные музеи: д. Старое Гришкино Менделеевского района; с. Бурды Тукаевского района; д. Верхний Берсут, Малые Кирмени, д. Шемякино, д. Тулбаево, с. Зюри Мамадышского района; клубный и библиотечный музеи с. Ковали Пестречинского района; Этнографический музей кряшен Дома дружбы народов г. Набережные Челны; Муниципальные краеведческие музеи д. Нижний Таканыш и д. Малая Сунь им. Ф. Яруллина.

Для конкретизации общих сведений привлекались материалы Сети.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Народное искусство домовой резьбы по дереву у татар Среднего Поволжья второй половины XX – начала XXI в. развивается в русле традиционной татарской культуры. С VIII в. на первом домонгольском булгарском этапе самобытный стиль формировался на основе тюркского культурного наследия. Через тюркский пласт современной домовой резьбы, проявляющийся в орнаменте, колористическом решении, техниках обработки дерева, обнаруживается общее историческое прошлое этнографических групп: казанских татар, мишарей и кряшен. С X в. заметное воздействие на становление национальных особенностей домовой резьбы оказали среднеазиатский и сельджукский стили. Следующий период эволюции искусства Волжской Булгарии, связанный с золотоордынской культурой, характеризуется сохранением предыдущих с преобладанием китайских принципов оформления экстерьера строений. В Казанском ханстве, унаследовавшем традиции Улуса Джучи, ощутимо проявились османские нормы декоративной резной отделки фасада. Таким образом, с VIII по XVI в. в основных чертах сформировался самобытный стиль народного искусства домовой резьбы по дереву у татар Среднего Поволжья.

  2. В современном фасадном оформлении сельских татарских строений ощутимо воздействие отголосков стиля классицизм, адаптированного к эстетическим нормам Казанского ханства, устойчиво сохраняющегося с XVI по начало XIX в. Воспроизводятся лопатки и пилястры, которые декорируются традиционным для татар орнаментом. Бытуют резные пальметты и акант, украшающие внешний облик домов. В народном искусстве домовой резьбы у татар Среднего Поволжья середины XX – начала XXI в. проявляются региональные компоненты отделки внешнего облика сооружений. К ним относятся розетки и ромбы, которые входят в орнаментальную систему резной деревянной отделки экстерьера. Общим явлением в домовой резьбе региона в настоящее время является воплощение советских идеологических символов, чаще всего пятиконечных звезд.

3. В конце XX – начале XXI в. мастера всех этнических групп
используют в отделке фасадного декора однотипные способы
художественной обработки дерева. С середины XX века повсеместно и

широко распространены все виды пропильной техники: ажурная, щелевидная, сквозная. Находят применение топорная и сверленая резьба. Продолжает бытование плоскорельефная техника. Изредка встречается выемчатая резьба. Все перечисленные способы обработки дерева, за исключением пропиловки, были известны ранним тюркам с I тыс. до н. э., передавались от поколения к поколению, стали достоянием этнической культуры татар и дошли до настоящего времени. Современный резной декор размещается на основном поле накладным способом, предварительно вырезанная плоская форма небольшой толщины обретает вид невысокого рельефа. Эстетические нормы татарского искусства домовой резьбы характеризуются плоскостной манерой изображения.

  1. Самобытность домовой резьбы по дереву у татар обусловлена местом размещения узорной резьбы и ее колористическим решением. Традиционно резными бывают: решетки верхней части забора и первой створки ворот. Внешнее поле ворот оформляется крупными наборными розетками. Сиянием и имитацией балясин часто декорируется фронтон строения, многоярусные карнизы с кронштейнами или их имитация придают дому нарядный вид. Орнаментом оформляются наличники окон, в очелье размещаются формы более крупных размеров, несущие символическую нагрузку, как правило – это благопожелание обитателям жилища. Следует отметить наличие локальных особенностей народного искусства резьбы по дереву у татар Среднего Поволжья, а также обозначение в резном декоре мусульманских символов у казанских татар и мишарей.

  2. Национальные особенности композиционного решения орнамента домовой резьбы у татар сложились благодаря преемственности мастерства резьбы по дереву в отделке экстерьера жилищ. Прежде всего, это соблюдение таких преобразований симметрии, как бордюр, вращение и отражение (как вертикальное, так и горизонтальное). Композицию орнамента могут составлять сочетания элементов: зооморфного и растительного, зооморфного и геометрического, солярного и геометрического и др. Таким образом, за счет стилеобразующих элементов, полиморфного орнамента и вида симметрии создается национальное своеобразие узоров современного народного искусства домовой резьбы по дереву.

  3. К национальным, общим для всех этнографических групп татар Среднего Поволжья, стилеобразующим элементам орнамента народного искусства домовой резьбы конца XX – начала XXI в. относятся рогообразные завитки, стилизованные гусиные головки с клювом в виде капель, образы лебедей и «райских» птиц. Фасады деревянных строений татар традиционно декорируются трилистниками, волнообразными стеблями, лотосами, сердцеобразными мотивами, веревочным узором. Из этих устойчивых элементов, составляются различные композиции, которые строятся в соответствии с определенными, исторически обусловленными принципами.

7. Установлена сходность образного решения внешнего облика жилища
у одних и тех же этнографических групп, проживающих на удаленных друг
от друга территориях (например, наблюдается и у кряшен Мамадышского

района РТ, и у кряшен Самарской области). Цветовое решение современных сооружений отличает та же полихромия, которая наблюдалась сто лет назад. Мастера-представители практически всех локальных групп оформляют фасады тесом и раскрашивают в гамме синих, зеленых, желтых и охристых оттенков. Резным деталям наличников, как правило, придают белый цвет, контрастно выделяющийся на общем фоне. Отражение эстетических предпочтений наблюдается в домовой резьбе казанских татар, кряшен и мишарей.

Степень достоверности и апробация результатов. Автор принимала участие в 19 конференциях с докладами, из них: 9 международных, в том числе одна зарубежная; 5 всероссийских; 3 межрегиональных; 2 республиканских.

9 международных: V международная научно-практическая
конференция «Развитие и динамика иерархических (многоуровневых)
систем. Философские, теоретические и практические аспекты», г. Казань,
Татарстанское отделение российского философского общества РАН (11
ноября 2013 г.); I международный конгресс «Пространство этноса в
современном мире» (29–31 октября 2014 г.), Грозный, Чеченский
государственный университет; I-я международная научная конференция
«Современное искусство Востока». Москва, Государственный институт
искусствознания, Российская академия художеств, Московский музей
современного искусства, Государственный музей Востока (6–9 октября 2015
г.); XX Международная научно-практическая конференция, Санкт-
Петербург, Высшая школа народных искусств (13–14 ноября 2014 г.);
Международная научная конференция «Актуальные вопросы развития
искусствоведения в России и странах СНГ», посвященная 135-летию со дня
рождения искусствоведа, музейного деятеля, педагога, художника Петра
Максимилиановича Дульского (1879 – 1956), Казань, ИЯЛИ (16–17 декабря
2014 г.); Международная научно-практическая конференция

«Взаимодействие органов власти, общественных объединений и образовательных учреждений по гармонизации этноконфессиональных и межнациональных отношений: региональный аспект», Казань, Дом дружбы народов (29 апреля 2015 г.); Международная научно-практическая конференция «Вопросы искусствоведения XX – начала XXI века», Алматы (5–6 апреля 2016 г.); Международная конференция «Габдулла Тукай и тюркский мир», Казань, ИЯЛИ (25 апреля, 2016 г.); Международная научная конференция «Три века под знаком новизны. Отечественное искусство. 1700–2000-е», Москва, НИИ РАХ (27–28 апреля 2016 г.).

5 всероссийских: Всероссийская научно–практическая конференция «Фольклор в диалоге культур», Республика Башкортостан, г. Стерлитамак (20 ноября 2013 г.); Всероссийская научно-практическая конференция «Традиционная культура народов Поволжья», Казань, ГКУКИ (17–18 апреля 2014 г.); 2-я Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Традиционная культура народов Поволжья», г. Казань (10–12 февраля 2015 г.); Всероссийская научно-практическая

конференция студентов, аспирантов, учителей и ученых «Тенденции и закономерности развития современного российского общества: экономика, политика, социально-культурная и правовая сфера», Чистополь (15 апреля 2016 г.); III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Традиционная культура народов Поволжья», Казань, МинКульт РТ (9–11 февраля 2016 г.).

3 межрегиональных: Межрегиональная научно-практическая конференция «Художественная жизнь Поволжья: современное состояние и тенденции развития», Йошкар-Ола (1 ноября 2013 г.); Межрегиональная научная конференция молодых учёных и аспирантов «Наука XXI века. Проблемы филологии и искусствоведения», посвященная 75-летию образования ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ, Казань (16 мая 2014 г.); Межрегиональная научная конференция. «Татары Удмуртии: история, традиции и современность», Ижевск (29 мая 2014 г.).

2 республиканских: Итоговая конференция ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова «Гуманитарные науки: поиски и достижения», Казань (20 февраля 2014); Итоговая конференция Института языка, литературы и искусства имени. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, Казань (24 февраля 2015 г.).

Структура диссертации. Работа включает: введение, две главы, заключение, библиографический список использованной литературы (148 наименований), список сокращений. Приложения включают список мастеров с биографическими данными и иллюстративный материал по домовой резьбе татар Среднего Поволжья середины XX – начала XXI века (150 ил.).

Семантика и стилевые особенности в декоре домов: от X - XIII века. до середины XX-начала XXI века

Кочевники-тюрки пришли на Среднюю Волгу в VII столетии108. Номады обладали собственной тысячелетней историей и, следовательно, развитой культурой, ремеслами, в том числе секретами художественной обработки дерева. Процесс сближения с коренными обитателями носил долговременный характер109. На начальной стадии тюрки перенимали у финно-угров строительные приемы возведения стационарных жилищ из дерева, но, отличаясь от них мировоззрением и эстетикой, они, вероятно, использовали привычные для них приемы и способы узорной отделки деревянных поверхностей, вошедшие впоследствии в орнаментальную систему булгар. Деревянные сооружения были как сельского, так и городского типа. Современные исследователи110 пришли к выводу, что в первой половине IX столетия на Средней Волге стали появляться города111. «На территории Волжско-Камской Булгарии к настоящему времени известно около 170 городищ домонгольского времени»112. Города успешно строились и развивались, что подтверждается археологическими данными. К концу IX века их объединение привело к возникновению государства Волжская Булгария113 и началу расцвета домонгольского этапа в развитии искусства волжских булгар, длящегося до первых десятилетий XIII века114. Деревянное зодчество занимало значительное место в культуре Волжской Булгарии, что известно благодаря арабским ученым средневековья. Некоторые из них, посетив территорию Среднего Поволжья, составили описания, содержащие ценность впечатлений очевидцев. Письменные сообщения арабских географов115 и материалы археологических исследований информируют о том, что города булгар были, в основном, застроены срубными, а также глинобитными домами, кроме того для проживания использовались полуземлянки, шалаши и юрты116.

Средневековые исследователиХ века Абу-л-Касим ибн-Хаукаль117 и Ахмет ибн-Сахл аль-Балхи обратили внимание на мастерство булгарских строителей118. Аль-Балхи отмечал, что «дома деревянные служат зимними жилищами, летом же жители расходятся по войлочным юртам»119. По мнению Ибн-Хаукаля120, «дома здесь строили искуснее, чем в Итиле»121. По данным археологии, булгарские мастера широко использовали в своей практике доски, обработанные теслом, знали пилу, соединяли бревна способами в шип и в обло122. Есть основания предполагать, что в булгарских сооружениях существовали деревянные элементы и конструкции, украшенные резьбой: балки и потолки, опоры и столбы, а также двери.

Подводя итоги, можно констатировать, что мотивы орнаментального искусства ранних тюрков, отразившие их мироощущение, были восприняты мастерами Волжской Булгарии, составили основу декоративного решения домовой отделки предков татар и вошли в декоративную систему татарского народа. При оформлении фасада жилища отдельные элементы орнамента наделялись особым символическим значением123. Их сочетание составило устойчивые исторически сложившиеся узоры домовой резьбы, которые были характерны для художественного творчества булгар, мастеров Казанского Ханства и являются носителями современного национального стиля. Общность этнографических групп татар проявляется в современном народном искусстве домовой резьбы через тюркский орнаментальный пласт, не связанный с религиозной принадлежностью124.

Раннефеодальное общество предков татар, переходивших к оседлости, еще сохраняло родоплеменное содержание культуры, воспроизводившееся в эстетике народного прикладного искусства в целом и домовой резьбе по дереву в частности. Традиционная идеология отображалась в культовых символах, которые еще долго сохранялись в народном искусстве, продолжая формировать мировоззренческую модель этноса до времени ее трансформации в новых условиях. В процессе перехода поволжских тюрков к оседлости при угасании отдельных и сохранении значительного большинства прежних художественных видов ремесел, вероятно, появились новые, связанные со строительством и оформлением экстерьера деревянного жилища. Появление городов в конце IX-первой четверти X века на территории Среднего Поволжья свидетельствует о завершающемся для поволжских тюрков этапе оседлости125. Пока остается открытым вопрос о точной дате нижней границы возникновения домовой резьбы в творчестве татар Средней Волги. Есть основания предполагать, что это произошло в X веке Волжской Буларии. Принимая во внимание, что в домонгольской Булгарии мастера оформляли орнаментом все предметы быта, мы с большой долей вероятности можем предположить, что орнаментальная отделка внешнего облика деревянных жилищ не была исключением. Народное искусство домовой резьбы было сформировано в русле традиционной культуры, отобразившей духовные ценности как значимый компонент системы жизнеобеспечения и способов материального бытия предков татар. В первую очередь, это мировосприятие кочевников, в образах передавшее представление о месте человека в динамике изменений окружающей его природы и почитания устойчивых культов. Начальный период оформления резьбой деревянных жилищ татар отображал переход от кочевья к оседлости их предков. Перемены, связанные с трансформацией образа жизни номадов, повлекли за собой постепенные изменения в экономической, социальной, культурной и политической сферах бытия не только у пришельцев, но и у коренных средневолжских народов. Эстетика финно-угров оказывала воздействие на меняющееся мироощущение новых обитателей территории Среднего Поволжья и наоборот. Были случаи совпадения отдельных орнитоморфных мотивов, например, гуся. Но сама трактовка образов, была разной. В элементах, обнаруженных археологами шумящих финно-угорских подвесок, часто воплощались гусиные лапки126. В декоративном творчестве древних тюрков эти птицы воплощались целиком, что со временем было переработано до орнамента, содержащего намеки на голову и клюв.

Раннебулгарский период эволюции искусства резьбы по дереву в прикладном творчестве казанских татар Ф. Х. Валеев связывал с VII-X вв., т. к. именно в это время шло освоение края тюркоязычными «насельниками»127.

С. М. Червонная определяла возникновение искусства ранних булгар на Волге иначе128 - со второй половины VIII века. При этом она отмечает, что уже «в VI-VII вв. шло проникновение на земли Татарии племен Тюркского каганата»129. Мнение Ф.Х. Валеева подтверждается современными археологическими данными, доказывающими, что первая волна массовых переселений болгар на Среднюю Волгу была связана с распадом Великой Болгарии хана Кубрата. На Средней Волге тюрки-булгары постепенно обустраивались в деревянных жилищах. Вторая миграционная волна болгар на Волгу связана с крупным поражением в 737 г. Хазарского каганата от арабов130. Следовательно, «в VIII в. проявилось влияние эстетических предпочтений тюркских переселенцев из Хазарского каганата в Поволжье»131 и вошло в содержание раннебулгарского периода132 , а также всех последующих этапов развития народного искусства резьбы по дереву у татар Среднего Поволжья.

Народное искусство домовой резьбы начало формироваться в период перехода предков татар от кочевого образа жизни к оседлости. Вероятно, тогда применялись выемчатые и плоскорельефные техники, в основном воспроизводящие уже сложившиеся тюркские орнаменты, являющиеся продуктом кочевой культуры. Воплощались растительные салтово-маяцкие узоры и в меньшей степени мотивы, заимствованные у финно-угорских народов. В декоре деревянных жилищ средневековых городов домонгольского времени могла проявиться полихромия. В синтезе вышеперечисленных компонентов было создано своеобразие народного искусства домовой резьбы домонгольской Волжской Булгарии, на которую также повлияли стиль и формы мусульманского искусства Средней Азии.

После принятия ислама Волжской Булгарией в конце IX века, начинается очередной виток в развитии культуры предков татар и соответственно наступает первоначальный этап развития искусства домовой резьбы, который формировался во взаимодействии художественных традиций Степи, использовании символов пантеона Тенгри и мусульманских изобразительных канонов. Для исторических предшественников татар пришло время познания ислама, однако духовные традиции, удерживаемые в коллективном сознании этноса, являются очень устойчивыми, символы домусульманских верований, связанных с тенгрианством, продолжали отображаться в народном искусстве домовой резьбы по дереву, они сохранились и воспроизводятся до настоящего времени.

Механизм трансляции классицизма XIX - начала XX века в искусство домовой резьбы

С XVIII по XIX века народное искусство домовой резьбы у татар Среднего Поволжья продолжительное время развивалось в пространстве российской имперской культуры, оставаясь при этом достаточно закрытым для внешнего воздействия явлением. «Что касается деревянного зодчества, то национальные черты претерпели мало изменений в течение последних веков»201. Обычно декором оформлялись карнизы фронтона крыши, также орнамент украшал створки ворот, резной была верхняя часть забора.

Выразительными элементами внешнего облика строений являлись фронтонные ниши, обрамленные резными, расходящимися лучами лепестками202. Ниши разнообразных форм были «близки к явлениям восточной каменно-кирпичной архитектуры»203. Фронтонные окна заполнялись деревянными переплетами, образующими различные узоры. «Исключительное своеобразие в декоре жилищ представляла полосатая раскраска»204, отражающая полихромию кирпично-каменной кладки XV-XVI веков. Подобные образцы самобытного зодчества носили не массовый и не повсеместный характер. Территория распространения ограничивалась татарскими слободами Казани и Арскими землями. Татарское общество не избежало имущественного расслоения. Огромное количество народа проживало в бедности. Их деревянные жилища не имели подобного цветового и узорного убранства экстерьера. Домовая резьба была предельно лаконичной. На основе визуальных наблюдений исследователи сделали предположение, что резной декор деревянного жилища у татар получил распространение только с конца XVIII столетия, утверждая также, что в начале ХТХ века дома с яркой резной фасадной отделкой встречались в единичных случаях205. Проводя сопоставление методом сравнения изученных образцов между эволюцией искусства татарской и русской домовой резьбы, следует отметить, что большинство русских изб Поволжья этого периода тоже обладали скудной орнаментацией206.

В 1926 году этнограф Н. И. Воробьев, описывая внешнюю отделку домов Арского кантона, отметил, что «резьба татарами почти не употребляется и орнаментация наличника состоит преимущественно из накладных простых геометрических фигур: ромба, квадрата, круга»207. Под термином «резьба» ученый, очевидно, имел в виду пропильный или рельефный способы художественной обработки дерева. Отмеченный им геометрический орнамент наличников окон татарских жилищ, вероятно, был вырезан топором и являлся элементом домового резного декора. Также топором выполнялась у татар отделка экстерьера строений, получившая введенное российскими исследователями название «городковая резьба», которое произошло от русского слова «городник» (так на Руси XІІ-ХІП вв. называли плотников и столяров208). Городковая резьба наносилась на один край неширокой доски. Затем доски соединяли так, чтобы стороны, украшенные вырубленными зубчиками геометрических форм, образовали бордюры. Мастера-татары исполняли топорным способом детали фасадной отделки жилищ на протяжении длительного периода. Инструмент не позволял делать криволинейные детали декора, поэтому так часто в домовой резьбе сельских строений татар до середины XX века преобладали крупные геометрические прямолинейные формы. Широкое распространение получили ромбы различных пропорций и сегментов. Форма получалась плоской, вырезалась без сквозных узоров и накладывалась на фронтон, очелья окон, пилястры, ворота209. Верно подмеченная Ф. Х. Валеевым особенность искусства домовой резьбы у казанских татар обусловлена характерной для национального стиля плоскостной манерой изображения. Контур накладного декора выделялся на основном поле доски, возможно, поэтому Ф. Х. Валеев ошибочно назвал данный способ оформления «контурным накладным». Известно, что термин «контурная резьба» предполагает один из видов выемчатой техники, т.е. углубленной в поле доски резьбы, которая является глухой (неотделимой от фоновой плоскости)210. Следовательно, контурный способ исполнения резьбы по дереву не может быть накладным. На Среднем Поволжье в XVIII-XIX вв. выемчатый орнамент в основном украшал наличники фасадных окон211. Контурный способ художественной обработки дерева в отделке домового фасада применялся мастерами всех субэтнических групп татар. Р. Г. Мухамедова зафиксировала образцы, изготовленные мишарями (субэтническая группа татар Среднего Поволжья и Приуралья)212. Ю. Г. Мухаметшин отметил применение выемчатой техники в оформлении внешнего вида строений конца Х1Х-начала XX в. у татар-кряшен (субэтническая группа православных татар)213. Об этом свидетельствуют узоры на столбах, воротах и наличниках окон214. Ногтевидным (скобчатым) видом выемчатой резьбы, получавшимся при помощи полукруглой стамески, декорировалась подкарнизная доска наличника, а также бытовая утварь. Например, в перечисленных техниках оформлялись прялки, представленные в экспозиции музея школы с. Бурды Тукаевского района Татарстана, пряничные печатные доски школьного музея кряшен из с. Зюри Мамадышского района Татарстана. Выполняя бордюрный декор края округлого изделия, мастер удалял грани широким косяком или прямой стамеской для получения крупного трехгранно-выемчатого орнамента (такую технику также называют геометрической или клинообразной). До сих пор выемчатая резьба украшает столбы ворот и наличники окон деревянных жилищ в Кукморском районе Республики Татарсан215.

Другой распространенный вид резьбы называется - сквозной или силуэтный. Таким способом часто выполнялся устойчивый сердцеобразный мотив в оформлении городских и сельских строений татар XIX века. Орнамент был включен в композицию узора наличников ныне утраченного дома купца Алафузова. Сердцеобразный орнамент встречается в домовой резьбе Балтасинского и Атнинского современных районов Татарстана. Нам не удалось найти аналогичный орнамент, украшающий изделия декоративно-прикладного искусства ранних тюркских племен и салтово-маяцких мастеров, этот орнамент не наблюдается в сохранившихся образцах булгарского периода. Сердцеобразные мотивы обнаруживаются в декоративных мотивах среднеазиатского круга. При существующих со средневековья постоянных контактах с торговыми центрами Средней Азии орнамент в форме сердца мог быть заимствован татарскими резчиками Среднего Поволжья. Существует трактовка, наделяющая форму значением символа ислама. Так мулла одной из деревень Мамадышского района указывал на частое изображение сердечка острием вверх, а не вниз. Эта версия имеет основания, в ее защиту можно привести суждение о том, что вряд ли мусульманин станет украшать свой дом символом бога Диониса или таза Венеры. Сердцеобразный орнамент применялся не только в художественной обработке дерева и кожаной мозаике, но и в оформлении надгробных камней мусульманских могил. На надгробиях это форма цифры пять в арабском написании.

Н. И. Воробьев отметил распространение такого орнамента наличников, как «полрозетки в середине» и «жгутиков со спускающимися вниз кистями»216. Он не указал, в какой технике резьбы по дереву выполнялись подобные детали фасадного оформления. Если учесть, что топором такие криволинейные фигуры создать достаточно сложно, можно предположить применение плоскорельефной техники. Подтверждение этому обнаруживается в образцах экстерьерной отделки сохранившихся столетних жилищ различных татарских деревень. Очелья окон украшены солярными розетками, изготовленными в технике подрезки форм плоского узора. Расчленённая желобками на сегменты фигура (круга, полукруга или сегмента) располагается либо в композиционном центре плоскости очелья, либо занимает верхние углы доски традиционными фрагментами желтого «солнца» с заоваленной формой лучей. Способ выполнения орнамента типичен для резного оформления наличников домов мишарей, кряшен и казанских татар. Форма совпадает с устойчивым217, домусульманским элементом орнаментальной системы ранних тюрков, воплощающим образ Тенгри. Плоскорельефной резьбой были выполнены элементы фасадного декора деревянных строений татар Заказанья середины XIX, например, отделка подкарнизной доски окон дома купца Бакирова в Больших Менгерах современного Атнинского района Татарстана218, относящегося в начале XX века к Арскому кантону, где было развито народное искусство домовой резьбы.

Домовая резьба по дереву у татар от середины XX до начала XXI века

Рассматривая предпосылки возникновения региональных стилевых особенностей в народном искусстве домовой резьбы по дереву у татар Среднего Поволжья, следует кратко охарактеризовать воздействующие на его формирование факторы. К ним относятся природно-географические условия, способствующие развитию художественной обработки дерева благодаря обилию лесов и распространенному опыту строительства деревянных домов. Совпадение местных общих условий формирования принципов деревянного зодчества привело к определенному сходству жилищ оседлых народов Волго-Камья. Этнический состав населения, проживающего на территории Среднего Поволжья, с давних пор был неоднороден260. В регионе проживают различные народы: чуваши, татары, русские, а также финноугорская группа народов - мордва, удмурты, марийцы, являющиеся аборигенами края и использующие дерево как основной строительный материал с древних времен. В VII веке на Средней Волге появилась первая массовая волна тюрков261. Тюркские полукочевники перенимали у финно-угров способы возведения жилищ и совершенствовали их. Пришлые номады владели приемами художественной обработки дерева со II тыс. до н. э.262. Искусство домовой резьбы получило развитие у предков поволжских татар, начиная с X века263. Русские стали осваивать опустевшие поселения бывшего Казанского ханства гораздо позже - в XVI столетии. Следовательно, длительное время стилистика оформления экстерьера строений формировалась в регионе без ощутимого воздействия русской культуры. Влияние стало значительным только с момента введения имперского государственного управления градостроением.

В Среднем Поволжье середины XX-XXI вв. домовая резьба является одним из распространенных направлений народного художественного творчества, отражающего общие тенденции развития самобытного декоративно-прикладного искусства региона. Сложились общие региональные приемы внешнего оформления зданий, включающие крупные детали декоративной отделки, резные украшения из дерева - наиболее доступного в местных условиях материала, а также способы его обработки. Народная домовая резьба являлась и продолжает быть потомственным мужским занятием, технические приемы и средства воплощения образов передавались и передаются от отца к сыну.

К региональным стилевым факторам народного искусства домовой резьбы у татар Среднего Поволжья середины XX-XXI вв. относится применение сходных, повсеместно распространенных техник художественной обработки дерева: пропильной (ажурной, сквозной, щелевидной), сверленой, топорной. Сходно использование определенных приемов отделки в определенных частях строительных конструкций. Так, например, в экстерьере деревянных домов середины XX-го и XXI вв. отмечается повсеместное оформление подкарнизной фронтонной доски городковой резьбой264.

Региональный компонент в основном проявляется в деревянных конструкциях и имеет близкое родство с зодчеством других аборигенов рассматриваемого региона265. В его художественную структуру входят принципы симметрии и повторяемости. Наличие симметрии является отображением идеи устойчивого равновесия, порядка и гармонии, т.е. такого устройства мира, которое может обеспечить воспроизводство жизни. Идея повторяемости выражает цикличность бытия, смены поколений, времен года.

Региональное стилевое своеобразие не идентично этническому, хотя и связано с ним. В Среднем Поволжье оно объединяет подходы и приемы разных этносов, населяющих данную территорию. Русское влияние проявилось в широком распространении так называемых русских ворот с двускатной крышей над створками. Не менее популярными сегодня остаются и татарские ворота (без крыши), что свидетельствует о влиянии татарской традиции на региональные стилевые закономерности. Русские ворота изготавливают, например, мастера в деревне Ирнур Параньгинского района266 Марий Эл. Подобные ворота бытуют в Кукморском районе, где среди мастеров известностью пользуются Гаян и Ренат Ахметшины (отец и сын)267. Ворота обоих типов встречаются в Апастовском, Мамадышском, Балтасинском районах Республики Татарстан.

В регионе, одним из главных выразительных средств в художественном решении внешнего облика дома являются оконные наличники, сохранившие к настоящему времени традиционное декоративное оформление, и прежде всего в выборе ключевого сюжета образа - символа в центре тимпана. В настоящее время в его трактовке, а также в окружающих его узорах, выполненных в различных техниках, используются геометрические, зооморфные и растительные орнаментальные мотивы в геральдической композиции.

Региональный стиль проявляется в однотипных элементах резных украшений наличников окон средневолжских домов. В фасадном декоре жилищ, построенных в конце ХХ-начале XXI века, повсеместно встречаются крупные розетки или их полусегменты. В настоящее время изображение становится меньшим по размеру, теряет свою самостоятельность и входит в композицию более сложного орнаментального узора домовой резьбы. Солярные розетки носят сходный характер в резном оформлении наличников домов как разных поволжских народов, так и этнографических групп татар: казанских татар, мишарей и кряшен. Например, в домовой резьбе самарских татар на очельях окон сохранились розетки, выполненные в технике выемчатой резьбы268. Это расчлененная желобками на сегменты фигура (либо круга, либо полукруга), которая располагается в центре композиции. Аналагичный солярный орнамент был зафиксирован Ф. Х. Валеевым на подкарнизной плоскости окон домов татар Заказанья269. Такие же символические знаки встречаются в декоре русских строений270, воплощающих образ славянского бога Ярилы, что свидетельствует не только о сходных мировоззренческих процессах у народов, проживающих в Поволжье, но и об установлении некоторых общих декоративных форм отделки экстерьера. Также к региональным особенностям домовой резьбы можно отнести использование ромбов в оформлении фасада строений не только всех групп татар, но и других народов Среднего Поволжья. Повсеместно и издавна распространенный орнамент, включающий ромб, относится к общечеловеческой истории и демонстрирует древнейшее изначальное единство культурных истоков. Этот характерный для региона орнамент несет в себе молчаливое сообщение о древних истоках своего возникновения, вероятно связанного с отражениями представлений первобытных людей о мироустройстве. Само изображение ромба появилось в декоре изделий того периода. В результате исследований проведенных учеными в 1965 году, установлено, что ромбы составляли природную структуру костей мамонта и были «ясно видны на их срезах»271. Ранние художники воспринимали ромб как символ источника и пищи, одежды и жизнеспособности в целом. Этот поразительно долго живущий орнамент воспроизводится как устойчивый стилистический элемент в традиционном искусстве домовой резьбы всех народов средневолжского региона. В Адмиралтейской слободе Казани, в сельских районах Татарстана272 и повсеместно наблюдаются ромбы, выполненные топорной резьбой без сквозных отверстий, которые входят во многие композиции декоративной отделки наличников по краям орнамента. Встречаются случаи размещения трех ромбов на воротах по центру поля верхней доски над входной створкой273.

На региональные стилевые особенности народного искусства домовой резьбы по дереву оказали воздействие культурные взаимовлияния различных этносов, проживающих на общей географической территории, а также единые историко-социальные условия, объединяющие народы Среднего Поволжья более 500 лет. Например, региональными стилевыми элементами в декоре экстерьера жилищ второй половины XX-XXI вв. стали изображения ракет, серпа и молота, т.е. символов советской идеологии. До сих пор часто воспроизводится мотив пятиконечной звезды, заимствованный из советской символики. Так, например, в д. Верхняя Сунь Мамадышского района красная накладная пятиконечная звезда красуется в центре белого поля очелья окон, от нее синими горизонтальными лучами, по три с каждой стороны, расходится сияние.

Этническая специфика народного искусства домовой резьбы, казанских татар, кряшен, мишарей

С конца XIX века этнографами изучалась материальная культура казанских татар, кряшен и мишарей303. С 1920-х годов благодаря деятельности Общества изучения Татарии начался сбор сведений о региональных, национальных и этнографических стилевых особенностях декоративно-прикладного творчества татар304. Специалистами разрабатывалось научное содержание данных понятий в области деревянного зодчества305. Советские искусствоведы в основном рассматривали культуру и декоративно-прикладное искусство казанских татар, оставляя за рамками научного анализа художественное творчество кряшен и мишарей. Была создана искусствоведческая научная база исследования резьбы по дереву в экстерьере строений казанских татар. Особое внимание уделялось искусству домовой резьбы Арского и Атнинского районов306. Иной подход проявился в исследованиях Г. Ф. Валеевой-Сулеймановой периода 1990-х-2000-х, направленный на проблематику национального искусства татар в комплексе этнических аспектов307. Народное искусство домовой резьбы этнографических групп татар с середины XX века осталось обширным полем для искусствоведческого анализа.

Рассматривая фасадный резной деревянный декор домов кряшен и мишарей, мы опирались на научные труды этнографов XX века. Во внешнем облике деревянных сооружений татар Среднего Поволжья середины XX-начала XXI веков существуют отличия, обусловленные определенной разницей мировосприятия и соответственно эстетических норм, присущих той либо иной этнографической группе. Наблюдение подтверждается, например, в проявлении отголосков общеевропейского стиля классицизм в резном деревянном оформлении экстерьера современных жилищ татар, что выражается в вариантах размещения декоративных колонн. У казанских татар колонками фланкируется ниша фронтона, у кряшен колонны имитируются воротными столбами, а у мишарей колонками оформляются входы крыльца и слухового фронтонного окна.

В облике строений всех локальных групп татар фиксируются региональные особенности, характерные для деревянного зодчества Среднего Поволжья, обусловленные своеобразием данной географической территории. Одним из устойчивых элементов орнаментальной отделки экстерьера сооружений региона является ромб, но его применение особенно характерно для оформления фасада жилищ мишарей. В традиционной резьбе деревянных домов всех этнографических групп средневолжских татар можно наблюдать общетюркские, салтовские, среднеазиатские и османские декоративные формы и мотивы орнамента. Их возникновение в прикладном творчестве предков современных татар связано с историческими периодами Казанского ханства, Золотой Орды и Волжской Булгарии. Разновидности воспроизводства в домовой резьбе носят локальный характер и соответствуют этнографическим особенностям мироощущения. В оформлении фасада жилищ проявляются эстетические предпочтения казанских татар, кряшен и мишарей. Изучая внешний облик сооружений татарского деревянного зодчества середины ХХ-начала XXI века, мы определяем, каким образом воспроизводятся компоненты перечисленных стилевых направлений фасадной отделки, особенности композиционных и колористических решений. В вариантах трактовки устойчивых элементов и факторов национального стиля проявляются отличия народного искусства домовой резьбы у этнографических групп татар Среднего Поволжья середины XX-XXI века.

Технические способы изготовления деревянных резных украшений экстерьера домов до последней трети XX века у локальных групп татар исследовались этнографами Н. И. Воробьевым (казанские татары и кряшены), Р. Г. Мухамедовой (мишари) и Ю. Г. Мухаметшиным (кряшены), а также искусствоведами Ф. Х. Валеевым, Г.Ф. Валеевой-Сулеймановой и С. М. Червонной, чье внимание привлекали казанские татары. Нами отмечены технические виды домовой резьбы по дереву, которые характеризуют творчество мастеров конца ХХ-начала XXI века. Сохранилось повсеместное применение городковой резьбы. Например, подобным образом оформлены фронтонные карнизы жилищ казанских татар Мамадышского района Татарстана, Самарской области, кряшен Тукаевского и мишарей Дрожжановского районов Татарстана 308. В отделке домов всех локальных групп татар используются в сочетаниях сверленная, щелевидная, сквозная (силуэтная), ажурная техники. Бытует плоскорельефная резьба. Все детали декора крепятся на основное полотно накладным способом и традиционно размещаются на фронтоне, карнизе, наличниках, воротах.

Наиболее распространенными остаются солярные, геометрические, орнитоморфные, цветочно-растительные мотивы орнамента. Мотив трилистника воплощается в экстерьерной отделке деревянных домов, орнамент сохраняет популярность в народном искусстве домовой резьбы современных татарских мастеров309. Появилась новая вариация декоративной формы - трилистник исполняется в виде реалистически трактованного садового тюльпана. В домовой резьбе у татар применяется веревочный орнамент, являющийся как самостоятельным элементом отделки оконных наличников, так и составной частью композиции узора.

Народное искусство домовой резьбы по дереву у казанских татар середины ХХ-начала XXI века обладает особенностями художественного решения, обусловленного ощутимым воздействием городской архитектуры, в первую очередь Ханской Казани. Воссоздавая привычные формы жизнеустройства, мастера воспроизводили в дереве внешний облик домов средневековой Казани. Другими направлениями, оказавшими воздействие на деревянное зодчество казанских татар, стали классицизм и турецкие принципы архитектурного искусства.

Самобытные узоры домовой резьбы середины ХХ-начала XXI вв. традиционно распределялись на фасаде следующим образом. Фронтон, как правило, украшался «сиянием» из резных разноцветных либо однотонных «глухих» пластинок. Эти солярные мотивы воспринимались населением как символ восходящего солнца. Карниз фронтона включал ажурные рогообразные и трилистниковые узоры. Орнаментом декорировались пилястры фасада и наличники окон.

В общей картине искусства домовой резьбы казанских татар выделяются строения Заказанья, где фронтоны крыш, наличники, решетка верхней части забора и ворота традиционно богато и затейливо украшались резьбой по дереву. Подробнее остановимся на локальных особенностях. Устойчиво сохраняется локальное своеобразие Арского и Атнинского районов Татарстана, «невзирая на смены общественно-экономических формаций, технологий и отделочных материалов»310. Современные усадьбы выделяются высокими заборами и воротами с резными фигурными решетками. Створки ворот декорируются крупными солярными розетками в наборной накладной технике. Встречаются творческие вариации декора ворот в исполнении современных резчиков. Например, мастер Ибрагимов попытался воссоздать средневековые ворота времен Казанского ханства311. Фронтоны жилищ наблюдаются как с неглубокими нишами, так и без них. Но всегда они оформляются цветным сиянием из резных деревянных «лучей». Как уникальное явление, украшающее фронтоны домов Арского и Атнинского районов, воспринимаются скворечники, представляющие собой резные модели мечетей. Эта особенность наблюдалась во времена советской власти и бытует до сих пор. Возможно, данная традиция появилась как ответная реакция жителей на разрушения мечетей. Их облик воссоздали скворечники, оформленные различными видами резьбы, художественная выразительность дополнялась полихромной раскраской. Концы полумесяца на навершиях минаретов указывали направление на Мекку и служили ориентиром для мусульман, куда они должны смотреть во время намаза.

Своеобразием отличается деревянная резьба, украшающая ворота усадеб. В деревне Пшенгеры Арского района на полотне каждой трехцветной створки ворот одного из домов рустовкой обозначена окружность, в центре которой размещено исполненное в ажурной технике резное желтое солнце.

Его лучи завершаются ромбиками, усиливая эффект «сияния». Верхние части створок оформлены цветочно-растительным геральдическим орнаментом, напоминающим очертаниями звериный образ. Над входной створкой размещена узорная решетка в щелевидной, сверленной и пропильной резьбе, имитирующая балясины. Воротные столбы, зашитые диагонально расположенными дощечками, декорированы традиционными каплеобразными формами в вертикальной симметрии. Вариация внешнего облика других ворот той же деревни отличается решением солярного знака в центре окружности створки, которая в данном случае имеет вид шестилучевой звезды в глухой пропиловке, а также резной решеткой над каждой створкой ворот. В гамме колористического решения здесь появляется в небольших количествах красный цвет, как акцент, усиливающий контрастность. Ворота третьего жилища украшают многолучевые полихромные солярные розетки, расположенные внутри окружностей каждой створки. Композицию узора составляет сочетание сквозной и ажурной резьбы, создающей образы лучей и сердцеобразных мотивов.