Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Народно-певческое исполнительство в социокультурном пространстве России СТЕНЮШКИНА Татьяна Сергеевна

Народно-певческое исполнительство в социокультурном пространстве России
<
Народно-певческое исполнительство в социокультурном пространстве России Народно-певческое исполнительство в социокультурном пространстве России Народно-певческое исполнительство в социокультурном пространстве России Народно-певческое исполнительство в социокультурном пространстве России Народно-певческое исполнительство в социокультурном пространстве России Народно-певческое исполнительство в социокультурном пространстве России Народно-певческое исполнительство в социокультурном пространстве России Народно-певческое исполнительство в социокультурном пространстве России Народно-певческое исполнительство в социокультурном пространстве России Народно-певческое исполнительство в социокультурном пространстве России Народно-певческое исполнительство в социокультурном пространстве России Народно-певческое исполнительство в социокультурном пространстве России Народно-певческое исполнительство в социокультурном пространстве России Народно-певческое исполнительство в социокультурном пространстве России Народно-певческое исполнительство в социокультурном пространстве России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

СТЕНЮШКИНА Татьяна Сергеевна. Народно-певческое исполнительство в социокультурном пространстве России: диссертация ... кандидата : 24.00.01 / СТЕНЮШКИНА Татьяна Сергеевна;[Место защиты: Кемеровский государственный университет культуры и искусств].- Кемерово, 2015.- 193 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Методологические и культурно-исторические аспекты изучения народно-певческого исполнительства 14

1.1. Деятельностный подход в исследовании народно-певческого исполнительства в социокультурном пространстве 14

1.2. Народно-певческое исполнительство как коллективная деятельность 33

1.3. История становления и развития русского народно-певческого исполнительства 53

Глава 2. Функциональное пространство народно-певческого исполнительства 92

2.1. Пространственные характеристики народно-певческого исполнительства 92

2.2. Функции народно-певческого исполнительства в социокультурном пространстве 108

2.3. Трансформация функций народно-певческого исполнительства в современном социокультурном пространстве 137

Заключение 171

Список литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В современном мире наряду с процессами интеграции, межкультурного диалога важное место занимает процесс осознания уникальности культуры каждого народа. Уникальность народа, уникальность его культуры выражается, прежде всего, в его духовной культуре, в том числе и в музыкальном искусстве. Хоровое пение - одна из самых древних и многообразных областей музыкального искусства. Певческая деятельность всегда была и до настоящего времени остаётся одним из самых доступных видов творческой деятельности. Много столетий эта деятельность была тесно сплетена с процессом материальной жизни людей и функционировала на уровне крестьянского быта. Зародившись на бытовом уровне, и, оставаясь много веков принадлежностью трудовой жизни, насущной необходимостью, древнерусское пение стало тем началом, из которого вырос огромный пласт русской хоровой культуры с её традициями и национальными особенностями.

Народно-певческое исполнительство, в своё время, являвшееся бытовым, прошло длительный путь развития, в результате которого выросло до сценических форм и стало частью русской хоровой культуры. В настоящее время русское народно-певческое исполнительство включает в себя сложные процессы взаимодействия народных и профессиональных образцов музыкального творчества. В этих условиях исследование функционирования русского народного исполнительства в его разных формах в пространстве русской хоровой культуры занимает особое место. Песенный фольклор и русское народное исполнительство содержат в себе мощный творческий потенциал, который повышает возможности его адаптации в современных условиях, создает основу для развития новых форм сценического искусства. Постоянное взаимодействие традиционного и инновационного является условием развития песенного фольклора в современных условиях. В русских народных песнях проявляются национальные традиции, в их содержании отражаются нравственные нормы и ценности, выработанные предшествующими поколениями.

В настоящее время существуют исследования, посвященные отдельным проблемам и аспектам русского народно-певческого исполнительства, но нет обобщающего междисциплинарного исследования. В этом контексте актуально видение природы народного исполнительства, которое основано на современном восприятии песенного творчества. Возникает необходимость в более детальной культурологической проработке, в более полном, глубоком осмыслении и анализе народно-певческого исполнительства как составной части русской хоровой культуры, которая, в свою очередь, являясь генетическим кодом нации, несёт в себе идеи гуманизма, изначально заложенные в хоровом пении, влияет на сохранение нации, культурного наследия для будущих поколений.

Степень научной разработанности темы. Проблемы русской хоровой культуры в целом и народно-певческого исполнительства как его составной части, только становятся предметом культурологического исследования. Основу культурологического подхода к истории хоровой культуры составляют исследования общетеоретического плана, касающиеся фундаментальных представлений о сущности культуры, её происхождении и основных функциях. Рассмотрение теоретических аспектов культуры и социокультурного пространства России обусловило обращение к исследованиям Т. И. Балакиной, Т. С. Георгиевой, В. К. Егорова, Н. С. Злобина, И. В. Кондакова, Д. С. Лихачёва, Ю. М. Лотмана, М. К. Петрова, Е. М. Скворцовой, А. Н. Сохора, в которых рассматриваются фундаментальные основания культуры с философской и культурологической точек зрения. Деятельностная концепция культуры, являющаяся основополагающей для данного исследования, подробно разработана в работах Э. С. Маркаряна, М. С. Кагана, В. М. Межуева, Н. С. Злобина, В. А. Лекторского, Э. Г. Юдина и др.

Деятельностный подход в данном исследовании был дополнен социокультурным, который в своих основаниях ориентирован на рассмотрение культуры в единстве социальности и культуры. Данные положения изложены в исследованиях Н. П. Лукиной, Н. И. Лапина. В вопросах определения необходимых понятий «культурный институт», «социокультурная организация», «социокультурный институт», «социокультурное пространство», «культурная форма» мы опирались на работы А. Я. Флиера, Ю. Н. Солонина.

Значимыми для данного исследования являются работы, касающиеся общих вопросов истории хорового искусства, методики, творчества, исполнительства. Для изучения вопросов истории хоровой культуры, народно-певческого исполнительства особо ценны исследования В. П. Ильина, В. И. Краснощёкова, О. Е. Левашовой, Д. Л. Локшина, К. Ф. Никольской-Береговской. Указанные работы содержат ценные сведения, касающиеся становления народно-певческого исполнительства, хоровой культуры в разные периоды истории и роли ярких личностей-творцов в процессе создания новых исполнительских форм.

Следует также особо отметить исследования в области русского народно-певческого исполнительства, его истории, теории, практики. Общие вопросы теории народно-певческого исполнительства изложены в трудах музыковедов Б. В. Асафьева, Е. В. Гиппиуса, П. Г. Богатырёва. В них подвергается осмыслению народно-певческое исполнительство как феномен русской культуры, анализируются особенности народного пения, символическая и смысловая сторона творческой деятельности. В вопросах определения понятия «исполнительство» мы обращаемся к трудам М. Г. Харлапа, Л. В. Шаминой, В. А. Живова которые трактуют указанное понятие в качестве музыкальной и творческой деятельности. В раскрытии понятийного ряда нашего исследования - традиция, творчество, фольклоризм, исполнительские формы - мы опираемся

на работы К. В. Чистова, В. М. Щурова, А. С. Кабанова, В. П. Аникина, С. Ю. Неклюдова. Особенности процесса творческой деятельности в народном искусстве раскрыты в исследованиях М. А. Некрасовой, Т. В. Чередниченко.

Большое значение для исследования имеет функциональный подход, который как методологическая основа зародился в работах английского антрополога Б. Малиновского и получил продолжение в исследованиях Т. Парсонса, Р. Мертона. В культурологии функциональный подход позволяет решить исследовательские задачи обнаружения функциональных связей между внешними и внутренними факторами существования культурных феноменов. Функциональный подход позволяет исследовать феномен народно-певческого исполнительства и связанные с ним процессы, которые определяли как их устойчивость и сохранение, так и изменения, происходящих в социокультурном пространстве под влиянием условий конкретной исторической эпохи. При исследовании функций русского народно-певческого исполнительства, их трансформации в современном социокультурном пространстве большую помощь оказали исследования и статьи И. И. Земцовского, И. В. Мациевского, А. М. Мехнецова, Л. Л. Христиансена, Н. К. Мешко, Л. В. Шаминой.

Значимыми для данного исследования явились труды М. С. Кагана «Человеческая деятельность: опыт системного анализа», «Введение в историю мировой культуры» (Кн. 1), Отдельно следует выделить работы «Народная культура в современных условиях» и «Вторая жизнь традиционной народной культуры в России эпохи перемен» (ред. Н. Г. Михайлова), в которых рассматриваются проблемы народно-певческого исполнительства в современных условиях, основные формы бытования традиционного песенного фольклора.

В настоящее время сформировался определенный круг литературы исторического и методического характера, который представляет собой разрозненные публикации, в некотором плане освещающие методические и исполнительские особенности народно-певческого исполнительства. Однако эти работы не являются достаточной исследовательской базой для теоретического осмысления народно-певческого исполнительства как основы русской хоровой культуры. Таким образом, возникает противоречие между потребностями общества в возрождении и развитии традиций народного исполнительства и реальным состоянием в исследовании данного вопроса в системе русской хоровой культуры. С учетом указанного и сделан выбор темы данного диссертационного исследования, в рамках которого можно сформулировать проблему.

Проблема исследования - выявление взаимосвязи активно-творческого характера субъекта русского народно-певческого исполнительства и субъективно-объективных социокультурных форм его репрезентации.

Объект исследования - социокультурное пространство России.

Предмет исследования - формы репрезентации народно-певческого исполнительства в социокультурном пространстве России.

б

Цель исследования - выявить и проанализировать особенности развития и функционирования субъекта народно-певческого исполнительства, форм его репрезентации в социокультурном пространстве России.

Задачи исследования:

  1. Выявить перспективы и ограничения деятельностного подхода, применительно к исследованию феномена народно-певческого исполнительства.

  2. Рассмотреть специфику русского народно-певческого исполнительства как коллективной деятельности, разные уровни его институциализации, которые представлены конкретными социокультурными организационными формами.

3. Рассмотреть историю становления русского народно-певческого
исполнительства с XV до конца XX веков, выделить этапы его развития.

  1. Охарактеризовать особенности организации физического, акустического пространства хорового исполнительства в разные исторические периоды.

  2. Определить внешние и внутренние функции русского народно-певческого исполнительства в социокультурном пространстве, разработать и предложить их классификацию.

  3. Рассмотреть особенности трансформации функций народно-певческого исполнительства в современном социокультурном пространстве России.

Методологическая основа исследования. Теоретико-методологической основой диссертации служат основные положения деятельностного, социокультурного, функционального подходов. Базой исследования являются научные труды по истории и философии культуры, истории и теории песенного фольклора и народного исполнительства. Кроме того, в ходе исследования были использованы общенаучные подходы и методы, позволившие комплексно рассмотреть народно-певческое исполнительство, изучить его функциональное пространство, проанализировать основные функции, их соотношение в современном исполнительстве. Среди методов: анализ эмпирического материала; анализ и систематизация исторических фактов, которые дали возможность выявить условия и факторы становления и развития профессионального народного исполнительства в России; функциональный подход, который способствовал выявлению особенностей исполнения народной песни на современной сцене; сравнительный анализ, который позволил выявить влияние традиций классического хорового пения на формы современного народно-певческого исполнительства; аксиологический подход, который определил ценностный аспект содержания и исполнения русской народной песни. Указанные методы и подходы позволили применить данные различных областей гуманитарного знания для достижения цели и решения задач, поставленных в настоящем исследовании.

Деятельностная концепция, применённая для изучения народно-певческого исполнительства, представлена в работах М. С. Кагана, Э. С. Маркаряна, В. М. Межуева. Она позволила эффективно применить методы анализа, сравнения, аксиологии. В качестве методологических средств были использованы положения функционального подхода Б. Малиновского,

Т. Парсонса. Видение культуры и общества в их единстве вызвало необходимость дополнить деятельностный подход социокультурным, который обоснован в работах П. Штомпки, Н. П. Лукиной, Н. И. Лапина. Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Обосновано, что деятельностный подход акцентирует внимание на
субъекте творческой деятельности народно-певческого исполнительства,
функциональный подход выявляет внутренние и внешние взаимосвязи, а
социокультурная интерпретация оптимально репрезентует через категории
«культурный институт», «социокультурная организация», «социокультурный
институт» («социальный институт культуры») роль и место русского народно-
певческого исполнительства в социокультурном пространстве России. Тем
самым сформирована адекватная методологическая парадигма нашего
исследования.

  1. Проанализирована культурная динамика русского народно-певческого исполнительства в социокультурном пространстве России: народно-певческое исполнительство как культурный институт (до второй половины XV века); народно-певческое исполнительство как социокультурная организация (начало XVI века - начало XX века); народно-певческое исполнительство как социокультурный институт (начало XX века - первое десятилетие XXI века).

  2. Предложена и аргументирована классификация функций русского народно-певческого исполнительства в социокультурном пространстве. Выделено три группы функций. Основные функции (I группа), объединяющий признак - социокультурный синкретизм. Внешние функции (II группа), отражающие взаимосвязь на индивидуально-личностном и коллективно-социальном уровне с внешним миром, окружающей средой данного культурного сообщества, предложено объединить по классификационному признаку социокультурного функционирования личности. Внутренние функции (III группа), реализующие взаимосвязи внутри субъекта народно-певческого исполнительства, объединяющий признак - целостность творческой структуры личности. Общим признаком для трёх групп функций выделено положение о взаимосвязях субъекта народно-певческого исполнительства внутри социокультурного пространства.

  3. Обоснована трансформация и диверсификация народно-певческого исполнительства в XX - начале XXI веков через расширение функций хоровой культуры как социокультурного института на области культурного функционирования искусства, образования, социального управления, СМИ.

Положения, выносимые на защиту:

1. Культурно-историческая эволюция народно-певческого исполнительства осуществлялась на двух уровнях: деятельность, связанная с освоением предыдущего опыта, и деятельность, связанная с развитием уже освоенных культурных форм, способов отношения к ним - мировоззренческих установок, социокультурных норм и т. п., как единство артефактов и артеактов, то есть видов деятельности и их результатов. Народно-певческое исполнительство явилось своеобразной социокультурной матрицей артефактов - аутентичный

ансамбль, фольклорный ансамбль, хоровой коллектив и т.п., и артеактов -обычай, обряд, традиции, ритуал и др. Содержание этой социокультурной матрицы раскрывалось в конкретно-исторический период, выдвигая в качестве ответа на запросы культуры и общества те или иные составляющие её элементы - артефакты и артеакты, функционирование которых выражало музыкально-эстетические запросы конкретного исторического периода.

2. Народно-певческое исполнительство в своей культурной эволюции
путём формирования профессиональных характеристик у субъекта
исполнительства либо как у индивида-исполнителя, либо как у коллектива-
исполнителя расширением своего локально-культурного пространства и
повышения социально-культурного статуса развивало присущие ему
социокультурные организационные формы - певческие школы, хоры и
ансамбли, которые по своему содержанию оставались воплощением
внутреннего духовно-идеального и активно-творческого характера русской
культуры. Сама культурная эволюция при этом была во многом обусловлена
внешними социальными факторами - заинтересованностью государства,
церкви, отдельных меценатов и др. Это во многом способствовало
трансформации народно-певческого исполнительства, как по форме, так и по
содержанию в социокультурном пространстве России.

  1. Народно-певческое исполнительство в процессе культурной эволюции сформировало и реализовало присущие ему функции, для которых характерна трансформация и диверсификация, расширяющие его статусно-ролевую диспозицию в обществе и культуре. Так утилитарно-бытовая, сохранения и передачи традиций, трансляции социального опыта, сакральная и др. характеризуют народно-певческое исполнительство в качестве культурного института; деятельностная, ценностная, нормативная, коммуникативная и аналогичные в большей степени характеризуют его социокультурную организацию, трансформировавшуюся впоследствии в социокультурный институт.

  2. В своём становлении и развитии народно-певческое исполнительство прошло определённые культурно-исторические этапы, в рамках которых происходило изменение его функционального пространства, характеризуемое трансформацией и диверсификацией функций. В современном социокультурном пространстве народно-певческое исполнительство приобрело новые культурные формы. Так эстетическая и рекреативная функции достаточно полно реализуют себя также в современном профессиональном искусстве - вокальном, хореографическом; досуговая через концертную деятельность хоров и ансамблей, функция трансляции социального опыта трансформировалась в функцию трансляции информации, ценностей, культурных норм средствами литературы, театра, музыки, СМИ. Тем самым функциональное пространство народно-певческого исполнительства становится не только количественным элементом социокультурного пространства, но и формирует его качественную определённость.

Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в том, что в ней исследовано русское народно-певческое исполнительство в контексте русской хоровой культуры, определены, и исследованы основные функции, которое оно выполняло в разные периоды своего существования, что важно для углубленного понимания сущности русской хоровой культуры в целом и народно-певческого исполнительства в частности, что конкретизирует предметное поле культурологии. Конкретизация понятий и выявление новых функций народно-певческого исполнительства обогащает методологический арсенал культурологии, его теоретико-познавательную активность.

Практическая значимость диссертационного исследования связана с возможностью использования его результатов в учебном процессе для изучения истории и культуры России, её музыкального искусства. Результаты исследования также могут быть использованы в ходе практической работы русских народно-певческих коллективов, при подготовке руководителей народных хоров и фольклорных ансамблей, могут послужить основой для новых исследований по истории русской музыкальной культуры в целом и народно-певческого исполнительства, в частности.

Апробация результатов. Основные положения диссертационного исследования излагались в докладах на конференциях различного уровня: Искусство глазами молодых. Международная научная конференция (Красноярск, 2011 г., 2012); Слово и образ в русской художественной культуре. Международный научно-практический форум (Кемерово - Далянь, 2011 г.); Славянский мир. Диалог культур. Международный научно-практический Форум (Кемерово -Омск, 2011 г.); Наука в современном мире. Международная научно-практическая конференция (Таганрог, 2012 г.); Актуальные вопросы культуры и искусства: история и тенденции развития. Международная заочная научно-практическая конференция (Красноярск, 2012 г.); Христианство и славянское культурное наследие. Международный научно-практический форум (Кемерово, 2013 г.); В мире научных открытий. Международная научно-практическая конференция (Таганрог, 2013г.); Инновации в современной науке. Международный летний симпозиум (Таганрог, 2013 г.); Русское слово в культурно-историческом контексте. Российская конференция с международным участием (Кемерово, 2010 г.); Искусство регионов России. Всероссийская научно-практическая конференция (Кемерово, 2014 г.); Актуальные проблемы социокультурных исследований. Межрегиональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей (Кемерово 2011 г., 2012 г., 2014 г.).

По теме исследования опубликовано 17 статей, три из которых вошли в рецензируемые издания, рекомендованные ВАК.

Структура и объём диссертации обусловлены логикой исследования, направленной на достижение поставленной цели и решение задач. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка литературы, который включает в себя 183 источника.

Народно-певческое исполнительство как коллективная деятельность

Деятельность - это способ отношения человека к окружающему миру, в ходе которого он преобразует его и делает себя деятельным субъектом, а осваиваемый мир - объектом своей деятельности. При этом осваиваемые предметы человек включает в состав своей материальной и духовной жизни. С точки зрения одних исследователей, деятельность - это один из способов описания и объяснения действительности. Другие считают, что деятельность задаёт саму реальность, и ничего кроме деятельности не существует. Маркс К. понимал деятельность как практику. Он подчеркивал, что деятельность, практика обязательно предполагает вступление индивида в отношения с другими, то есть совместную деятельность и использование одними индивидами предметов, созданных другими [95, с. 262]. Индивид вступает в отношения с другими, поэтому практическая деятельность исходно имеет коллективный характер и опосредуется коммуникацией. Сама коммуникация может быть видом деятельности и быть формой создания социальной реальности.

Вступая в жизнь, человек сталкивается со сложившейся системой мировоззрений, отношений, ценностей, которые стали результатом деятельности предшествующих поколений. Включаясь в эти отношения, новое поколение при помощи своей деятельности их переосмысливает, обновляет, делает актуальными и понятными для себя. Деятельность - это форма проявления социальной активности человека, через которую он вступает в определённые связи и отношения с действительностью, при этом изменяя себя, свой внутренний мир и реализуя потребности. Деятельность связана с использованием в общении языка, ценностей и норм, наличием прошлого опыта, потребностей, целей и мотивов. С точки зрения М. С. Кагана, «...под "деятельностью" следует понимать способ существования человека и соответственно его самого правомерно определить как действующее существо» [60, с. 5]. При чём, продолжает мысль М. С. Каган, «деятельность охватывает и материально-практические, и интеллектуальные, духовные операции; и внешние, и внутренние процессы; деятельностью является работа мысли в такой же мере, как работа руки, процесс познания в такой же мере, как человеческое поведение» [60, с. 5]. Юдин Э. Г. определял деятельность как «специфически человеческую форму активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры» [183, с. 272-273].

С данными определениями совпадает более современная трактовка деятельности как «вида социоэволюционной активности субъекта», который «действует согласно своим способностям-опыту, целям-задачам», опираясь на накопленные знания, опыт, ценности, используя материалы и инструменты, которые существуют и доступны в данный момент развития [139, с. 175]. Это не противоречит определениям, приведённым выше. И в том и в другом случае подчёркивается, что человек активно действует, и это действие служит удовлетворению потребностей человека, реализации его способностей, а «...в деятельности человек раскрывает свое особое место в мире и утверждает себя в нем как существо общественное. Поэтому ответить на вопрос: "Что такое человеческая деятельность?" — значит выяснить, что представляет собой сам человек» [60, с. 6]. Маркарян Э. С. рассматривал деятельность как силу, производящую культуру [91].

В 60-80 годы прошлого века наибольшее признание получила деятельностная концепция культуры, которая стала на долгое время базовой в процессе истолкования данного феномена. Согласно этой концепции философы, исследователи культуры её развитие определяли как процесс деятельности, а деятельность уже понималась как способ развития культуры.

В основе деятельностной концепции культуры лежали два основных подхода к истолкованию культуры. Первый из них выражался в понимании культуры как процесса творческой деятельности. Сторонники этой точки зрения (А. И. Арнольдов, Н. С. Злобин, В. М. Межуев, Л. Н. Коган и другие) рассматривали культуру через призму культурной революции в нашей стране, процессы духовного производства, функционирования и развития личности, её преобразования в деятельности. По их мнению, культура охватывает собой лишь область творчества и в неё не включается то, что связано с повторением ранее созданного. Но культура - это не одномоментный акт творчества, а довольно длительный процесс создания, накопления ценностей, знаний, опыта, которые передаются из поколения в поколение, поэтому процесс деятельности не может сводиться только к моменту творчества и к созданию новых ценностей, он включает в себя момент их освоения и сохранения достигнутых результатов. Сторонники второго направления (В. Е. Давидович, Ю. А. Жданов, М. С. Каган, 3. И. Файнбург, Э. С. Маркарян и др.) толковали культуру как универсальное свойство общественной жизни, специфический человеческий способ деятельности, состоящий из сложной системы механизмов, выработанных внебиологически, помощью которых осуществляется активность людей в обществе, программирование и координирование этой активности.

Существовали и точки зрения, в которых культура не отождествлялась ни с процессом деятельности, ни с творчеством. Например, по мнению философа А. К. Уледова, культура охватывает собой результаты и отношения между людьми в процессе этой деятельности, то есть всю деятельность в целом. Это системное качество общества, которое характеризует его уровень исторического развития. В связи с этим А. К. Уледов писал: «Культура - это не структурированная часть целого (сфера, область, часть), а, скорее, определенное качественное состояние общества на каждом этапе его развития» [152, с. 27-28].

В современных условиях, как утверждает философ В. А. Лекторский, деятельностный подход обладает интересными перспективами. По его мнению, исходная модель деятельностной теории «должна включать ряд моментов, в часности, момент трансформации внешнего предмета или ситуации и момент коммуникации» [80, с. 65]. В своей статье он ссылается на исследования В. В. Давыдова, который описал психологическую теорию коллективной деятельности и утверждал, что деятельность коллективная включает взаимную деятельность и взаимные действия. Взаимодействие её участников может быть понято как коммуникация, которое предполагает равноправие и самостоятельность каждого субъекта, которые свободно участвуют в процессе и считаются друг с другом, результате чего они оба изменяются [80 с. 60-62].

Любой человеческий индивид изначально и непрерывно находится во взаимосвязи с другими людьми (деловая, производственная, духовная, творческая и т.д.). В этой взаимосвязи осуществляется практическая деятельность субъектов, их общение, поведение, познание, созерцание и другие виды человеческой активности, достигаются необходимые результаты. Субъект инициирует и осуществляет практическую деятельность, общение, познание, ставит цели, прогнозирует и добивается необходимых результатов, так как, «субъект - это человечество в целом, представляющее собой противоречивое системное единство субъектов иного уровня и масштаба: государств, этносов, общественных классов и групп, индивидов, взаимодействующих друг с другом. Субъект - это человек, люди на высшем (для каждого из них) уровне активности, целостности (системности), автономности и т.д. Следовательно, этот высший уровень всегда индивидуализирован относительно каждого конкретного человека или группы людей - с учётом их мотивации, способностей и т.д. в реальных исторических условиях» [17, с. 94].

История становления и развития русского народно-певческого исполнительства

Чтобы уничтожить её, достаточно лишить связи только с прошлым. Настолько важно роль прошлого в культуре. Прошлое в культуре - реализованная вечность... В прошлой форме времени вечность из сверхреальности превращается для человека в доступную и памятную реальность. Поэтому прошлое и значимее для бытия культуры, чем вечное» [103, с.95]. Лихачёв Д. С. считал память одной из величайших основ, на которых зиждется культура [82]. Но культура не может ограничиться только прошлым. Очень многое переосмысливается, создаётся заново, заимствуется у других народов. Без такого обогащения культура становится застывшим памятником истории, музейным реликтом. Каждое новое поколение не консервирует культуру, а обновляет её, переосмысливает, включает в свою жизнь. Новое поколение оставляет для себя наиболее актуальное и понятное, добавляет своё и передаёт следующему поколению. Функционирование народного исполнительства долгое время на уровне народного быта позволяло сохранять традицию, которая является механизмом непосредственной передачи культурной информации во времени. По словам М. С. Кагана, именно традиция является, несомненно, «механизмом социокультурного наследования», который сменяет действующий в природе «механизм» генетического наследования [56, с. 76].

Первоначально слово «традиция» означало «передача», «предание», что подчеркивало её устойчивость и преемственность. Традиция по сравнению с обычаями и обрядами является более обобщенной, интегральной формой деятельности. Подчёркивая важность и необходимость существования механизма традиции, М. С. Каган писал: «Подчинение норме, канону, правилу, закрепляемым традицией, стало культурной формой наследственной передачи информации, необходимой человечеству на первом этапе его истории, когда индивидуальное "я" еще не имело реальных практических условий для самоопределения, для осознания своей уникальности в пространстве и во времени...» [56, с. 131]. И, кроме того, выступая как коллективная память, традиции являются важным элементом самосознания и самобытности нации. Содержание традиций могло меняться, но традиционность сохраняла свои господствующие позиции в культуре. Традиция - это своеобразный механизм культуры, заменивший действие генетического кода, который сохраняет и передаёт биологическую информацию. Иначе говоря, она оказывается совокупной памятью человечества, нации, социальных групп [59, с. 313]. Но там, где существует человек, всегда есть новое, творческое обновление того, что существует в культуре. Соотношение нового и традиционного всегда не стабильно, но оно существует. Необходимость передавать из поколения в поколение опыт и одновременно его расширять, обогащать, развивать, и делает бытие человечества историей, а не простым репродуцированием действий предков. Таким образом, творческое начало - особенность человека, хотя его действие немыслимо без связи с повторением усвоенного, со следованием традиции, потребностью выхода за пределы традиционного, разрыва с прошлым. Преодоление стереотипа поведения является основным и необходимым качеством человека как субъекта деятельности. Поэтому законом истории становится неразрывная связь традиции и новаторства.

Известно, что создание нового всегда было доступно людям одарённым, с особым мироощущением, способным выразить общую идею. Творец в народном исполнительстве, как носитель эстетического начала и выразитель определённой традиции, двигается только в рамках этой традиции, идёт проторённым путём. Вновь созданный продукт всегда будет узнаваем, что очень важно в традиционном искусстве. Это подчеркнул в своём исследовании В. М. Межуев: «Этнические культуры держатся на силе традиции, раз и навсегда принятых образцов поведения и мышления» [101, с. 32]. В создании нового в народном исполнительстве всегда присутствует консерватизм и творческое начало. Консерватизм выражается именно в сохранении элементов, передающихся от поколения к поколению и дошедших из глубины веков, тех элементов, которые составляют основу народной традиции, а творческое начало выражается в развитии, видоизменении, обновлении. Деятельность по созданию нового в народном исполнительстве превратилась в традицию и воспроизводится в пространстве, заполненном символами.

Бережное отношение к культурному наследию - важная отличительная черта любой культуры. Опыт, ценности прошлого, воспроизведение их в собственной деятельности являются основой для создания нового. Об этом писал В. М. Межу ев: «Хранить традицию, бережно относиться к культурному наследию -неотъемлемое свойство любой высокоорганизованной культуры. Не опираясь на опыт прошлого, не воспроизводя его в собственной деятельности, нельзя создать и ничего нового. Культура не отрицает прошлого во имя настоящего и будущего, но в любом случае сохраняет связь с прошлым, т. е. включает в себя не только новацию, но и традицию» [101, с. 289]. В народно-певческом исполнительстве, которое является неотъемлемой частью культуры, обновление происходит на основе сохранения традиций, нравственных ценностей и опыта прошлых поколений. Этот факт отметил П. Г. Богатырёв: «Одним из основных признаков всех видов народного искусства - изобразительного, музыкального (вокального), хореографического, словестного, драматического - является строгое следование его творцов и исполнителей нормам традиционного стиля, идущего от отцов и дедов» [13, с. 393]. В народном исполнительстве очень важным является сохранение связи прошлого, настоящего и будущего, поэтому оно включает в себя традиционное и новое. Американский культуролог Л. А. Уайт любое искусство называет базовым способом освоения опыта, при помощи которого человек может приспособиться к окружающей среде [151, с. 169].

Известно, что фольклор самая консервативная часть музыкальной культуры. Он мало эволюционирует, практически не развивается. Это подчёркивал ещё Н. А. Бердяев, который писал: «В культуре два начала - консервативное, обращенное к прошлому и поддерживающее с ним преемственную связь, и творческое, обращенное к будущему и создающее новые ценности» [12, с. 526]. Эта же мысль в отношении народной музыки подтверждена Б. В. Асафьевым, который заметил, что «...народное творчество - непрерывная эволюция, но эволюция медленная, консервативная (как и всякая устная традиция), цепляющаяся за привычные формулы выражения» [6, с. 100]. В коллективной памяти народа откладывается тот музыкальный репертуар, который возник в разное время и в разных условиях и сохраняет свою ценность и значимость для новых поколений. В этом процессе огромна роль исполнителей, так как жизнь народной песни, её сохранение, передача следующим поколениям начинается с момента исполнения. Сама возможность существования народных песен заключается в их исполнении.

Функции народно-певческого исполнительства в социокультурном пространстве

Это связано с традиционностью как выражением коллективного начала в народном творчестве [43, с. 890]. На анонимность и безыменность народных песен, как один из основных признаков жанра указывала А. В. Руднева [133, с. 10]. Передаваясь от поколения к поколению устно, образцы песенного фольклора теряли своё авторство, но коллективность мышления и творчества, возможность общения в момент исполнения позволяли творить и создавать новые варианты распевов и поэтических текстов. При этом анонимность творчества в русском народно-певческом исполнительстве не сделало его безликим. В этом сыграли определённую роль и коллективное начало, и принадлежность к певческим традициям, которые определялись географической территорией, и наличие ярких личностей исполнителей, хорошо знающих эту традицию. По словам Е. В. Гусева: «Коллективность - не безличное творчество, а длительный и сложный процесс творческого сотрудничества многих одарённых личностей, чья творческая индивидуальность подчинена (сознательно или бессознательно) коллективно выработанным нормам и традициям» [31, с. 171].

Талантливые мастера не только исполняли уже существующие песни в новых условиях, но и создавали новые, которые в соответствии с законами устного народного творчества, распространялись уже без имени автора. Индивидуальное восприятие одного человека всегда совпадало с коллективным и традиционным. Как писал И. И Земцовский: «За такой неразрывной связью исполнителей со средой (в большинстве народно-песенных жанров), за такой неразделённостью "песенной общины" на индивидуального исполнителя и его аудиторию стоит мощное эстетическое своеобразие русского народно-певческого искусства» [44, с. 6-7]. В XVIII - XIX веках не было профессиональных исполнителей народных песен, певцы и сказители оставались крестьянами, ремесленниками. С общественным разделением труда возникали своеобразные профессии, связанные с созданием и исполнением произведений народного творчества (гусляры, скоморохи, сказители и т.д.); 2 - творчество, создание нового всегда было доступно людям одарённым, с особым мироощущением, способным выразить общую идею. Творец, как носитель эстетического начала и выразитель определённой традиции, создавая, например, новый напев, двигается только в рамках этой традиции, использует знакомые мелодические и ритмические формулы. Вновь созданный напев всегда будет узнаваем, что очень важно в традиционном искусстве. В создании нового всегда присутствует консерватизм и творческое начало. Консерватизм выражается именно в сохранении элементов, которые составляют основу традиции и передаются от поколения к поколению, а творческое начало - в развитии, видоизменении, обновлении музыкальных и поэтических форм. Всё это является принадлежностью одной певческой школы, выразителем которой является творец. Традиция и была той певческой «школой», которую он сначала перенимал от предков и которая, впоследствии, диктовала темы и правила для вновь создаваемых песен, исполнительские приёмы. «В русском песенном фольклоре существуют разнообразные местные певческие вокальные школы, причём нередко очень своеобразные, характерные» - пишет фольклорист, исследователь В. М. Щуров [179, с. 47]. Эти певческие школы отличались манерой исполнения, бытующими жанрами, использованием художественных средств выразительности, но напев воспроизводился, видоизменялся и в соответствии с личным отношением и вкусом новых исполнителей; 3 - канон - это неизменная, традиционная совокупность законов, норм, правил в различных сферах деятельности человека. Он соблюдался всегда, начиная с первых жанров народного исполнительства. Фольклорная музыка самая консервативная часть музыкальной культуры и в исполнении песен всегда присутствуют определённые правила в смысле времени исполнения, манеры исполнения, использования средств выразительности, музыкальных инструментов. Например, песни, приуроченные к обрядам, могли исполниться в определённое время года, в связи с конкретной ситуацией. Но в коллективной памяти народов откладывается тот музыкальный репертуар, который возник в разное время и в разных условиях и сохраняет свою ценность и значимость для новых поколений. Нужно подчеркнуть, что в исполнении русских народных песен понятие канона тесно смыкается с понятием традиции; 4 - традиция, которая имеет силу закона и является основой, на которой базируется русское народно-певческое исполнительство. Сам процесс передачи уже является традицией. Новое поколение не консервирует традицию, а обновляет её, включает в свою жизнь, переосмысливает, добавляя своё, наиболее актуальное, передаёт следующим поколениям. Эти коррективы касаются жанровой структуры, исполнительских средств, которые обогащают народно-певческое исполнительство новым, характерным для эпохи. Когда начался активный процесс собирания, изучения песенного наследия, аутентичные ансамбли, являющиеся первоисточником и хранителем «народной памяти», всё равно сохраняли устную форму передачи традиции молодому поколению как единственный и естественный для них способ. Как утверждает И. И. Земцовский, «Традиция - это не покой, а движение особого типа, т. е. уравновешенность, достигаемая борьбой противоположностей, из которых важнейшие -устойчивость и изменчивость (вариативность), стереотипность (сохранение определённых формул) и существующая на её основе импровизационность» [43, с. 890]. Если традиции воспроизводят уже накопленный культурный опыт, стереотипы поведения, то творчество - это деятельность, которая подразумевает выход за рамки существующих стереотипов, создание новых по замыслу культурных форм и материальных ценностей, предполагающее внутреннюю работу мыслей и чувств, эмоциональный настрой, соавторство, собственное прочтение и, что обязательно в народном исполнительстве, знание традиции. Всё новое в народном исполнительстве требует сохранения и повторения, то есть превращения в традиционное. В конечном итоге, как утверждал М. С. Каган, традиция берёт верх над новаторством, делая культуру на протяжении

Трансформация функций народно-певческого исполнительства в современном социокультурном пространстве

Функция трансляция социального опыта трансформировалась в функцию трансляции ценностей, информации, так как ценности в своей культурной динамике в современном обществе часто вынуждены приспосабливаться к условиям информационного общества. В народных песнях в наибольшей степени сконцентрирован исторический, нравственный, моральный, этический жизненный уклад и опыт народа. В протяжных песнях наиболее ярко проявляются характерные музыкальные, исполнительские особенности разных певческих традиций, выразительность музыкального языка и мышления. Современные исполнители доносят информацию, заложенную в поэтические тексты, являясь посредниками между слушателями и песней. Необходимость сохранения и передачи из поколения в поколение ценнейших истин, опыта, традиционных исполнительских особенностей даёт право современным народно-певческим коллективам создавать концертные программы, обрядовые действа, в которые вовлекаются слушатели, ощущающие себя частью народной традиции, культуры. Но, попадая в другую среду, «фольклор неизбежно меняет свою семантику, поскольку изменяются условия его воспроизведения: он исполняется на концертах, на фестивалях и пр., без учета календарной приуроченности, привязанности к определенному обряду, ритуалу, жизненной ситуации; со сцены, в условиях разграничения на исполнителей и зрителей и т. д. В такой ситуации фольклорный текст начинает восприниматься как художественное произведение, а, следовательно, теряет одни функции - соционормативные и приобретает другие - эстетические, познавательные (если это концерт-лекция), развлекательные. Фольклор становится собственно искусством, утрачивая исходную синкретичность» [23, с. 111-112]. Записи фольклорных образцов сохраняют по возможности текстовые и музыкально-интонационные компоненты, композицию, стилевые и жанровые особенности первоисточников и «играют в основном мемориальную, художественно-эстетическую роль, а также выполняют функцию накопления и трансляции культурной информации» [23, с. 115].

Коммуникативная функция имеет место в исполнительском коллективе, так как исполнительское искусство, как процесс творческой деятельности обязательно включает в себя эмоциональную передачу художественных образов, взаимодействие всех участников, согласованность действий, стремление к единому результату. Исполнение подразумевает не только обмен информацией (коммуникацию), но и полноценный процесс общения, что подтверждает в своём исследовании И. И. Земцовский, рассуждая о музыкальном интонировании: «Интонацию/интонирование я понимаю как содержательно развертываемое музыкальное общение, материализацию этого мышления в культуре...Суть интонирования как вида человеческого мышления — единство (совпадение и т.д.) "музыкального" и "социального"..., ибо интонирование всегда содержательно (это входит в его атрибуцию), а содержание всегда конкретно (т.е. "социально", "этнично", "функционально" и т.п.). Тем самым интонирование неизбежно несет информацию не только о музыкальном, но и о слитом с ним "социальном", но -своими, чисто музыкальными средствами» [47, с. 99].

Народная певческая традиция основывается на коллективной памяти народа и предполагает особый тип общения. Как отметила Л. В. Шамина: «Само это коллективное сотворчество неразрывно связано с трудом и бытом, со всей жизнедеятельностью народа и составляет органическую часть целостного комплекса социализированных форм общения. Знание их позволяет услышать традицию изнутри и судить о ней по её собственным законам» [172, с. 11]. В народно-песенном исполнительстве можно выделить следующие виды общения:

Первый вид общения существует в любом исполнительском искусстве. Народное исполнительство уникально по своей природе, потому что возникает и существует для самих носителей этого искусства, а поэтому является наиболее эффективной формой проявления способностей, возможностей, таланта каждого исполнителя. По мнению Ю. М. Лотмана, произведение фольклора выступает как побудитель общения с самим собой, и в этом акте автокоммуникации и осуществляется прирост информации [86]. Кроме того, процесс пения - это физиологические и эмоциональные ощущения исполнителя. Это процесс, который требует обращения внутрь себя, к своим переживаниям, эмоциям, чувствам, потому что здесь «как нельзя ярче проявляются свойства музыки как эмоционального языка, как средства передачи чувств» [6, с. 110]. Каждая песня требует внутреннего переживания, личного отношения, потому что она «подлинный живой свидетель народного быта, трудового уклада и культа, обрядов и игр. Песня отражает душевный строй и мир эмоций, и горе, и радость, и печаль, и раздумье, и юмор» [6, с. 91]. Каждая песня исполняется как будто о своём, личном, от первого лица, иначе исполнение не будет правдивым. По определению Б. В. Асафьева в народном исполнительстве главное - «это непосредственный ответ на личное волнение или на потребности тех или иных бытовых явлений и желание его тотчас передать в звуках» [6, с.101].

Второй вид общения связан с взаимным обменом информацией, чувствами, переживаниями, эмоциями, взаимодействием во время исполнения русских народных песен разных жанров. Это объясняется тем, что всё «в народно-песенной эстетике связано с тем, что пение для народа - не нечто привнесённое и заученное. А его органический язык, воплощение его собственного художественного мышления и, что особенно для нас важно, его живая речь. Народ говорит песней, художественно общается песней» [44, с. 7].

Исполнительскую деятельность народно-певческого коллектива можно представить как непосредственный коммуникативный акт (взаимный обмен информацией) и музыкальное общение (эмоциональный контакт), происходящий между единомышленниками. Это своего рода сотворчество исполнителей, благодаря которому сохраняется традиция исполнения народных песен с соблюдением всех правил и канонов, которые связаны с функциональной ролью песни (приуроченная или неприуроченная), условиями её исполнения (в доме, на улице, в поле), жанровой и стилевой принадлежностью, диалектными характеристиками исполнительского стиля. Но в процессе исполнения важен не только обмен информацией, но и взаимообмен эмоциями, настроением, которые предаются через мимику, взгляд, интонацию, тембры голосов поющих. Любой народно-певческий исполнительский коллектив - это не случайный набор талантливых людей. Это близкие по духу и целям люди и их внутренним единством, и полнотой человеческих взаимоотношений объясняется гармоничность, цельность их звучания как певческого коллектива. В результате рождается особая энергетика звучания, которая захватывает исполнителей и слушателей, позволяя ощутить огромную духовную силу народного искусства.