Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Морская культура Кольского Севера: историческая типология и современная морфология Терещенко Елена Юрьевна

Морская культура Кольского Севера: историческая типология и современная морфология
<
Морская культура Кольского Севера: историческая типология и современная морфология Морская культура Кольского Севера: историческая типология и современная морфология Морская культура Кольского Севера: историческая типология и современная морфология Морская культура Кольского Севера: историческая типология и современная морфология Морская культура Кольского Севера: историческая типология и современная морфология Морская культура Кольского Севера: историческая типология и современная морфология Морская культура Кольского Севера: историческая типология и современная морфология Морская культура Кольского Севера: историческая типология и современная морфология Морская культура Кольского Севера: историческая типология и современная морфология Морская культура Кольского Севера: историческая типология и современная морфология Морская культура Кольского Севера: историческая типология и современная морфология Морская культура Кольского Севера: историческая типология и современная морфология Морская культура Кольского Севера: историческая типология и современная морфология Морская культура Кольского Севера: историческая типология и современная морфология Морская культура Кольского Севера: историческая типология и современная морфология
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Терещенко Елена Юрьевна. Морская культура Кольского Севера: историческая типология и современная морфология: диссертация ... доктора : 24.00.01 / Терещенко Елена Юрьевна;[Место защиты: ФГБОУ ВО Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена], 2017.- 401 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Историография и методология изучения морской культуры 3..0

1.1. Историография морской культуры Кольского Севера 30

1.2. Методологические основания изучения морской культуры 5. 7

1.3. Феноменология и историческая типология морской культуры 76

1.4. Общие принципы морфологии морской культуры

Заключение к главе 1 1.1 9

Глава 2. Традиционная морская культура доиндустриального общества 1.2 3

2.1. Древние формы морской деятельности на Кольском Севере 1 23

2.2. Средневековая морская культура Кольского Севера 134

2.3. Морская культура Кольского Севера в эпоху Просвещения 1 45

Заключение к главе 2 152

Глава 3. Морская культура индустриального общества 155

3.1. Морская культура Кольского Севера в эпохи Романтизма и Позитивизма XIX века 155

3.2. Морская культура Кольского Севера в эпоху Модернизма на рубеже XIX–XX веков 164

3.3. Морская культура Кольского Севера в советский период 1..72

3.4. Искусство в морской культуре Кольского Севера в советский период 1. 98

Заключение к главе 3 209

Глава 4. Морская культура постиндустриального общества 212

4.1. Морская культура Кольского Севера в эпоху Постмодернизма в конце ХХ – начале ХХI веков 2 12

4.2. Морфология современной морской культуры Кольского Севера 2. 26

4.3. Морская культура в контексте современной государственной культурной политики России 248

4.4 Культурная память и морская культура Кольского Севера (материалы проекта «Электронная информационная система и база источников “Культурная память современной России: Евро-Арктический Север”») 2 64

4.5. Морская культура и культурные индустрии Кольского Севера (материалы проекта «Культурные индустрии современного Кольского региона:

состояние, способы обновления и практики») 295

Заключение к главе 4 3 16

Заключение 319

Список литературы

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования.

Кольский полуостров – особая территория Евразийского континента, омываемая Белым и Баренцевым морями, соприкасающимися с океаническими просторами Атлантики и Арктики. Уникальное местонахождение полуострова, возможность круглогодичной навигации обусловили формирование и развитие на этой территории разнообразных видов морской деятельности. Их историческая эволюция, этнические, национальные и региональные особенности образуют морскую культуру – исторически изменяющиеся способы и результаты морской деятельности.

Морская культура является важнейшей частью истории культуры человечества и связана со множеством е компонентов и конфигураций. Уже древние стоянки на береговых территориях свидетельствуют о большом значении моря в процессах адаптации и выживания человека. Эволюция способов мореплавания, строительство кораблей, маяков, составление морских карт и конструирование приборов – важная часть истории материальной культуры. Морские мифы и легенды, морские религиозные символы, а также научные знания о морской деятельности людей, составляют особую сферу духовной культуры человечества. Морские образы – целый мир в его художественной культуре. Современные технологии в развитии морского дела позволили географически расширить область влияния человека на море, включив в не весь Мировой Океан, а также обусловили развитие новых видов морской деятельности (освоение шельфа, строительство островов, развитие морского туризма и спорта). Количество разнообразных форм морской (хозяйственной, политической, образовательной, научной, рекреационной, художественной и др.) деятельности постоянно растет, что делает актуальным их изучение и обобщение. Подчеркнм, что в Морской доктрине РФ – основополагающем документе, определяющем национальную морскую политику, указано, что освоение пространств и ресурсов Мирового океана – одно из главных направлений развития мировой цивилизации в третьем тысячелетии.

В настоящее время в России большое внимание уделяется развитию, изучению, сохранению и популяризации морской культуры: в стране развивается военно-морское дело и рыболовецкий флот, действуют морские музеи, морские архивы, морские храмы, собраны обширные морские коллекции, воссоздаются исторические и традиционные суда, развивается подводная археология, возрождаются морские традиции. На Кольском Севере продолжают активно развиваться области экономики, образования, науки, религии, художественной культуры, связанные с морем. Города и поселки Кольского Заполярья славятся своей морской историей, в творчестве каждого северного поэта, писателя, художника можно проследить морскую тематику.

Отдельные области морской деятельности Кольского Севера получили широкое освещение в науке. Вместе с тем накопленный здесь веками исторический опыт морской деятельности и многообразный мир современной морской культуры до сих пор не стали предметом системно-целостного анализа. Обойдены исследователями такие важные проблемы морской культуры Кольского Заполярья как е историческая типология и современная морфология. Изучение этих проблем имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Актуализация историко-культурного потенциала морской деятельности будет способствовать сохранению, изучению и возрождению региональных морских традиций, популяризации деятельности морского фло-

та, научных достижений, развитию морского образования, туризма, спорта, развитию морских клубов, молодежных движений, морских музеев, проведению морских праздников и фестивалей. Исследование морской культуры в контексте сменяющих друг друга исторических эпох позволит увидеть эволюцию способов морской деятельности, е современное содержание и архитектонику.

Актуальность исследования морской культуры Кольского Севера обусловлена следующими причинами:

необходимостью разработать теоретико-методологические подходы к изучению морской культуры в целом;

необходимостью междисциплинарного исследования морской деятельности как деятельности в области изучения, освоения и использования ресурсов Мирового океана в интересах безопасности, устойчивого экономического и социального развития Российского государства;

необходимостью включить морскую деятельность на Кольском Севере в общекультурный контекст и изучить исторически изменяющиеся способы и результаты морской деятельности с древнейших времн до настоящего времени;

необходимостью выявления основных типов морской культуры в древнейший и древний периоды, Средние века, Новое и Новейшее время: соотнесения морской деятельности Кольского Севера с изменяющимися культурными системами различных эпох - Просвещения, Романтизма, Позитивизма, Модернизма, Постмодернизма и современностью;

потребностью раскрыть структурные, морфологические особенности современной морской культуры Кольского Севера;

потребностью научной систематизации информации о значении Кольского Заполярья в истории освоения Евро-Арктического Севера, Белого и Баренцева морей;

потребностью показать роль общественных организаций, морских музеев, архивов, библиотек и СМИ в сохранении и популяризации обширного морского наследия региона;

необходимостью выявить особую роль изобразительного искусства, литературы, киноискусства, театра, музыки в формировании образа человека в море, прославлении труда моряков, исследователей, защитников морских рубежей.

Географический ареал исследования: прибрежные территории Кольского полуострова (Мурманский, Терский и Кандалакшский берега) и акватории Белого и Баренцева морей.

Основными источниками исследования явились:

Музейные экспозиции Российского государственного музея Арктики и Антарктики, Музея Мирового океана, Центрального военно-морского музея, постоянные экспозиции, коллекции фондов и материалы выставок Мурманского областного краеведческого музея, Мурманского областного художественного музея, Музея истории Полярного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н.М. Книповича, Музея истории Мурманского морского пароходства, Военно-морского музея Северного флота, Арктического выставочного центра «Атомный ледокол “Ленин”».

- Материалы, полученные в рамках трехлетнего научно-исследовательского про
екта «Культурные индустрии современного Кольского региона: состояние, способы
обновления и практики»: социологическое исследование культурных предпочтений
молодежи, анализ морской тематики в СМИ и комплексное исследование морской
специфики культурных индустрий Мурманской области.

Материалы, полученные в рамках двухлетнего проекта «Электронная информационная система и база источников «Культурная память современной России: Евро-Арктический Север»»: мемуарные записи, дневники, интервью с жителями приморских городов и поселков Кольского Севера, представленные в коллекциях «Культурная память поморской семьи», «Культурная память Колы», «Культурная память Териберки», «Культурная память российских арктических моряков».

Материалы Мурманского государственного архива: тематические подборки приказов, отчетов, фотографий: «Мурманское морское пароходство», «Кино-Мурман», «К юбилею И.Д. Папанина», «К 100-летию со дня рождения Константина Симонова».

Материалы краеведческого отдела и фонда редких книг Мурманской областной государственной универсальной научной библиотеки (труды Н.М. Книповича, М.Ф. Рейнеке, Е.К. Огородникова). Материалы отдела по изучению историко-культурного наследия Мурманской области в Мурманском областном краеведческом музее (список объектов культурного наследия).

Мемуары, воспоминания исследователей северных морей: Ф.П. Литке «Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге “Новая Земля” в 1821 - 1824 гг.» (1800 г.), СО. Макарова «”Ермак” во льдах» (1999 г.), В.С. Васнецова «Под звездным флагом “Персея”» (1974 г.), воспоминания И.Д. Папанина «Лед и пламень» (1977 г.), Н.В. Пинегина «Записки полярника» (1952 г.).

- Официальные документы, регулирующие социально-экономическое развитие и
морскую деятельность России и Мурманской области: «Морская доктрина Россий
ской Федерации на период до 2020 г.», «Стратегия развития морской деятельности до
2030 г.», где определены цели, задачи и перспективные пути развития основных ви
дов морской деятельности; «Стратегия социально-экономического развития Мурман
ской области до 2020 года и на период до 2025 года», «Генеральный план МО “Сель
ское поселение Териберка”», «Комплексный инвестиционный план муниципального
образования Терский район на период 2016-2025 гг.», «Стратегический план социаль
но-экономического развития города Мурманска до 2020 года и на период до 2025 го
да», Государственная программа Мурманской области «Развитие культуры и сохра
нение культурного наследия региона на период 2016-2018 гг.», где представлены ос
новные показатели и стратегии социально-экономического и культурного развития
данных территорий.

Периодические издания («Мурманский вестник», «Полярная правда», «Рыбный Мурман»), где содержатся данные о разнообразных событиях и фактах в политической, экономической, научной и рекреационной сферах морской культуры.

Степень изученности темы.

На сегодняшний день существует много исследований, посвященных отдельным феноменам или историческим периодам морской деятельности: истории морских цивилизаций, истории судостроения, морскому духовенству, морским образовательным учреждениям, морской символике. В целом, все труды, которые касаются морской деятельности человека можно разделить на три группы:

историография морской практической и социальной деятельности (история кораблестроения, хозяйственного и военно-морского освоения морского пространства).

историография духовного (философского, мифологического, религиозного, научного) осмысления проблем взаимодействия моря и человека;

историография художественного восприятия морского пространства.

В работах А.В. Висковатого, Н.П. Боголюбова, Н.П. Загоскина рассматривается история судостроения и мореплавания. История научного изучения морей представлена в работах Н.Н. Зубова, А.В. Ефимова, В.М. Пасецкого, М.И. Белова, Д.М. Пин-хенсона, А.В. Плахотника. Морская культура в философско-религиозном контексте представлена в работах Н.М. Теребихина, морские символы и обряды в древней и средневековой культуре рассматривали Б.А. Успенский, А.П. Окладников, А.С. Уваров, Д.А. Анучин. Художественная сфера морской культуры (корабельная архитектура и скульптура, жанровые особенности морской тематики в музыке, литературе, изобразительном искусстве) представлена в работах Ю.Н. Павлюченко, Т.М. Матвеевой, В.П. Вильчинского, Р.С. Липец, В.Д. Доценко. Важные составляющие морской культуры рассмотрены в работах С.Ю. Курносова, И.А. Третьяковой, А.Н. Гусева, Л.И. Новиковой, в сборниках статей «Проблемы изучения и сохранения морского наследия России» (2010 г.), «Сохранение морского наследия в музеях России» (2012 г.), в которых изучены проблемы функционирования морских музеев, архивов, библиотек, особенности развития исторического судостроения и подводной археологии, вопросы сохранения морского культурного наследия.

Комплексное исследование истории Кольского Севера содержится в работах И.Ф. Ушакова, А.А. Киселва, П.В. Федорова. Древнейший и древний периоды развития морской культуры на Кольском полуострове изучены в работах Б.Ф. Землякова, Н.Н. Гуриной, А.В. Шмидта, В.Ф. Старкова. Петроглифы Кольского полуострова (в том числе изображения лодок, сцен морской охоты) рассмотрены в работах В.Я. Шумкина, Е.М. Колпакова, В.А. Лихачева, А.В. Бубенцовой. Проблемами комплексного изучения поморской культуры занимались В.Ю. Визе, Т.А. Бернштам, П.Ю. Черносвитов, В.В. Ануфриев, Э.Л. Базарова, Н.В. Бицадзе, Г.Е. Дубровин, А.В. Окороков, В.Ф. Старков, И.А. Разумова, П.А. Филин и др.

Морская хозяйственная культура ХХ века рассмотрена в работах Г.П. Попова и Р.А. Давыдова, B.C. Никольского, А.А. Киселева, А.И. Краснобаева, И.Н. Чеснокова, Е.А. Ореховой, В.М. Блинова, В.С. Георги. Истории Северного военно-морского флота посвящены работы И.А. Козлова, В.С. Шломина, А.Г. Дьяконова, В.В. Сорока-жердьева. История научного изучения арктических морей представлена в работах Н.М. Адрова, М.И. Ципорухи, А.Ф. Сухановского, И.Ю. Слободянюка, Ю.А Лайус. Религиозные и художественные аспекты морской деятельности рассмотрены в серии сборников «Поморские чтения по семиотике культуры», «Культурный ландшафт приморских регионов», историко-литературном альманахе «Соловецкое море». Отдельные виды искусств и произведения на морскую тематику рассмотрены в работах М.В. Наумлюк, Е.Г. Трудковой.

Несмотря на достаточно большой объем работ по морской проблематике, число культурологических работ весьма ограничено. В этом отношении показательны труды Л.С. Вагиновой, Л.М. Мосоловой, А.В. Федотовой, А.В. Бубенцовой, О.С. Мишу-ровской. В них преимущественно рассматриваются вопросы исторической типологии региональной, в том числе морской культуры, и в особенности художественная культура на разных этапах е развития.

Таким образом, анализ степени изученности темы показывает, что морская культура до настоящего времени не стала предметом специального изучения. Вследствие этого феномен морской культуры вообще и морская культура Кольского Севера в частности требуют системного и целостного изучения в рамках культурологии.

Гипотеза диссертационного исследования определяется следующими положениями:

применение системно-целостного культурологического подхода в исследовании морской деятельности на Кольском Севере даст возможность выявить особенности формирования и развития морской культуры как особой подсистемы в эволюции культуры и послужит основанием для актуализации обширного морского наследия региона и его использования в различных социокультурных практиках;

комплексное взаимодействие трех уровней познания: философии культуры, культурологии и частных культуроведческих наук позволит дать многосторонне-целостную характеристику развития морской культуры Кольского Севера с древнейших времн до настоящего времени, проследить эволюцию е основных исторических типов, выявить сложность е морфологии и многообразие форм.

включение морского наследия в современные культурные индустрии, образовательные и просветительские программы будет способствовать развитию морского социокультурного потенциала региона и формированию высокого самосознания акторов морской деятельности и всех жителей Кольского Севера.

Объект исследования: культура Кольского Севера Российской Федерации.

Предмет исследования: феномен морской культуры Кольского Севера, его историческая типология и современная морфология.

Цель исследования – выявить особенности содержания, историческую типологию и современную морфологию морской культуры Кольского Севера и показать е значимость в культурно-историческом развитии региона.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть историографию изучения морской культуры и выявить е современное проблемное культурологическое поле.

  2. Выявить культурную специфику морской деятельности и определить теоретико-методологические основания изучения морской культуры.

  3. Изучить особенности культурогенеза морской деятельности на Кольском полуострове от древности до современности.

  4. Определить историко-типологические черты морской культуры Кольского Севера в рамках доиндустриального, индустриального и постиндустриального обществ России и соотнести развитие морской деятельности Кольского Севера с изменяющимися системами культурны в эпохи Просвещения, Романтизма, Позитивизма, Модернизма, Постмодернизма и современности;

  5. Проанализировать морфологию современной морской культуры Кольского Севера.

  6. Рассмотреть морскую культуру в контексте современной культурной политики России.

Теоретико-методологическая основа исследования. В качестве базовой методологической основы рассматриваются научные теории культуры и исторической культурологии, изложенные в работах М.С. Кагана, Э.С. Маркаряна, В.С. Стпина, И.В. Кондакова. Проблемы культурогенеза морской деятельности и морфологии морской культуры в диссертации анализируются в рамках культурологических теорий А.Я. Флиера, Э.А. Орловой. Изучение семиотики морской культуры основано на концепциях Ю.М. Лотмана, Н.М. Теребихина.

Существенной основой научного анализа стали:

философско-культурологические концепции В.М. Межуева, Ю.Н. Солонина; культурологические теории И.М. Быховской, Н.А. Хренова, А.П. Маркова, А.С. Запе-соцкого, Л.К. Кругловой;

социологические концепции: теория единого индустриального общества Р. Арона, постиндустриального, информационного общества Д. Белла, Э. Тоффлера, С.Ф. Хантингтона, Г.М. Маклюэна, П. Бурдье, М. Кастельса, а также концепция культурной истории П. Берка;

историко-культурологические и геополитические идеи о влиянии природы (моря) на формирование культуры и цивилизации Л.И. Мечникова, Ф. Ратцеля, К. Шмит-та, В.П. Семенова-Тян-Шанского, А. Мэхэна, Дж. Маккиндера, П.Н. Савицкого, Ф. Броделя, Н.Я. Данилевского, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, Г.В. Вернадского, Л.Н. Гумилева;

В диссертации учитывались результаты изучения культур различных регионов как специфических и устойчивых историко-культурных зон, полученные в работах Г.С. Лебедева и А.С. Гердта, а также методология изучения историко-культурных ареалов, представленная в трудах А.Л. Кребера.

В работе использовались идеи исторической культурологии, содержащиеся в работах С.Н. Иконниковой, Л.М. Мосоловой, А.А. Хлевова, А.Ю. Чукурова, А.Ю. Ко-тылева. Исследование современной культурной политики и культурных индустрий Кольского Севера проведено на основе концепций О.Н. Астафьевой, И.В. Кондакова, Л.М. Мосоловой, А.Я. Флиера, а также отдельных работ М.Л. Магидович, В.А. Сули-мова, И.Е. Фадеевой.

Принимался во внимание обобщающий анализ культуры Русского Севера, представленный в работах Н.М. Теребихина, Ю.П. Окунева, П.Ю. Черносвитова, Л.С. Вагиновой, А.Б. Пермиловской, Ю.П. Шабаева. Теоретической основой для изучения общей истории Кольского Севера явились труды И.Ф. Ушакова, А.А. Киселва, П.В. Федорова, И.А. Разумовой.

Методологически важной основой исследования морской культуры явился принцип е трехуровневого познания с позиций философии культуры, культурологии и культуроведения.

Философия культуры позволяет рассмотреть природу и сущность культуры вообще, а морскую культуру как подсистему культуры. При этом основными подходами в изучении морской культуры являются деятельностный, системный и структурно-функциональный.

В рамках культуроведения силами многих частных наук (истории культуры, искусствоведения, этнографии, религиоведения, геополитики, экономики, культурной географии) собран обширный материал о развитии морской деятельности с древнейших времн до настоящего времени. Этот специализированный материал явился историко-феноменологической базой изучения морской культуры. Семиотический подход предполагает трактовку феноменов морской культуры как знаков и текстов, которые несут в себе определенные значения и смыслы. Антропологический подход в исследовании морской культуры базируется на понимании человека как творца и творения культуры и роли конкретной личности в развитии морской деятельности.

В рамках культурологии морская деятельность в данном исследовании рассмотрена с теоретической, исторической и прикладной точек зрения. В рамках теоретической культурологии решаются вопросы культурогенеза и исторической типологии, а также морфологии морской культуры. Морфологический метод позволяет

выявить формы морской культуры на каждом историческом этапе, а историко-генетический метод - специфику порождения и становления новых культурных феноменов и форм.

Основные методы исторической культурологии - сравнительно-исторический и историко-типологический - позволяют на региональном материале построить ис-торико-культурологическую типологию и выявить основные направления в динамике развития морской культуры. Методы прикладной культурологии (методы комплексного конкретного обследования, моделирования и др.) позволяют выявить проблемы сохранения морского культурного наследия и выявить возможности актуализации морского потенциала региона в образовательных и просветительских практиках, а также в культурных индустриях Кольского Севера.

На защиту выносятся следующие положения:

Исследование морской деятельности с позиций философии культуры позволило рассматривать е как один из сложнейших феноменов культуры, связанный со специфической деятельностью человека и е изменениями в истории. Морская культура предстала как способ и результат морской деятельности, а освоенное человеком море - как культурное пространство. В системно-целостной модели культуры морская культура является е подсистемой. В структурном отношении она включает в себя материально-практическую, социально-организационную и духовную сферы, а также может воплощаться в художественно-образной сфере. Общая структура морской культуры на разных этапах истории и в различных региональных условиях конкретизировалась в особом морфологическом выражении, в смене своего состава, доминант, форм и направлений развития.

С позиций исторической культурологии морская культура Кольского Севера рассматривалась в эволюционной динамике деятельности человека в этом регионе на разных этапах и стадиях развития, в рамках больших и малых исторических эпох. Основным методом познания крупных конфигураций, объектов морской культуры явился метод типологизации. Выявление исторических типов морской культуры проводилось на основании ансамбля признаков, которые позволили многомерно охарактеризовать е общие и локально-региональные особенности. Своеобразие каждого исторического типа и подтипа культуры определялось характеристикой субъектов деятельности, их активностью, «топосом» - пространственной организацией деятельности, взаимосвязью и целостностью их структурных элементов и форм, и «хроносом» - особенностями исторического времени обитания людей в этом северном локусе России. Иначе говоря, своеобразие исторических типов морской культуры зависело от «логики субъектов деятельности» с их особыми целями, идеями, интересами и ценностями, с особыми материальными, социальными и гуманитарными технологиями, «логикой северного пространства» и «логикой времени» с е вызовами и потребностями. Специфичность исторического типа морской культуры каждый раз определялась е морфологией, комбинаторикой взаимодействия преобразовательной морской деятельности с познавательной, социально-организационной, информационно-коммуникативной, а также с системой ценностей (политических, нравственных, религиозных, правовых, художественно-эстетических).

В пределах основных исторических типов общества (доиндустриального, индустриального и постиндустриального) сформировались три основных исторических типа культуры - традиционный, личностно-креативный и либерально-индивидуалистический. Морская деятельность в рамках традиционного типа

культуры основана на доминировании традиций в материально-практическом, религиозно-мифологическом и художественном осмыслении морского пространства. Морская деятельность в культуре личностно-креативного типа связана с доминантой идей прогресса, личностного роста в контексте индустриального освоения морского пространства, приоритетом науки, специализацией и институциализаци-ей отдельных видов и форм морской деятельности (профессионального морского образования, новых хозяйственных, военных, правовых, религиозных, художественных институциональных форм). Морская деятельность в культуре либерально-индивидуалистического типа основана на доминанте рыночной экономики, демократически-субъективного начала и внедрении информационных технологий во все виды материально-практического, духовного и художественного освоения морского пространства. В рамках этих общеисторических типов возникали и развивались локальные региональные типы и подтипы морской культуры Кольского Севера.

В древнейший период истории в доиндустриальном обществе на Кольском Севере развился традиционный синкретический тип культуры, в недрах которого сформировался особый локальный тип прибрежно-промысловой деятельности, которая осознавалась мифологически. Массив орудий морского промыла, найденный на местах стоянок на побережье Баренцева моря, позволяет рассматривать культу-рогенез морской деятельности на Кольском Севере с эпохи мезолита, а наскальные рисунки полуострова Рыбачий этого времени свидетельствуют о ранних формах духовно-практической, в том числе морской, деятельности жителей прибрежных территорий Кольского полуострова.

С эпохи неолита на Кольском Севере развивается традиционный тип древней культуры, обусловленный взаимодействием финно-угорских племн, мигрирующих с юго-востока, и автохтонного населения. Сформировавшийся в этот период локальный традиционно-промысловый тип морской культуры древнего периода характеризуется развитием прибрежного рыболовства и морской охоты, о чем свидетельствуют орудия промысла (гарпуны, крючки), найденные на местах стоянок на побережьях Белого и Баренцева морей и захоронения Оленеостровского могильника; духовно-практические способы морской деятельности выразились в символах и ритуальных образах, связанных с сакрализацией моря и мореплавания (петроглифические изображения крупных лодок с гребцами, больших морских животных, сцен морской охоты на островах Канозера).

В Средние века на Кольском Севере развиваются два локальных этнокультурных типа: саамский и поморский. Морская культура Кольского Севера претерпела глубокие изменения в связи с расселением русских (преимущественно новгородцев) на прибрежных территориях. Новгородские переселенцы, прибывшие на Кольский полуостров, сформировали поморский традиционно-промысловый тип культуры, который характеризовался активной дифференциацией видов морской деятельности: развивались морские коммуникации, морские и зверобойные промыслы, кораблестроение, морская торговля, тоневое хозяйство. Религиозные аспекты понимания морской деятельности проявлялись в формировании пантеона святых-покровителей мореплавания, в установке обетно-благодарственных, памятных и тоневых крестов, строительстве морских храмов. О развитии научных знании о море свидетельствуют промысловые календари, навигационные кресты, рукописные книги и «расспросные карты». В художественной сфере морская тематика нашла воплощение в архитектуре морских храмов, иконописи, произведениях

устного и музыкального фольклора на морскую тематику, в традиции украшать резьбой и росписью суда. Русские поморы познакомили местное население с более совершенными способами промысловой деятельности, технологией судостроения, что обусловило дальнейшее развитие традиционно-промыслового типа морской культуры Средних веков. Существенно, что к концу Средневековья борьба Московского государства со скандинавскими странами за присоединение Кольского полуострова (Лапландии) к Москве закончилась прикреплением восточной части Лапландии к Русскому государству.

В Новое время (XVIII – XIX вв.) Российская империя переживала несколько качественных периодов культурно-исторического развития. С позиций исторической культурологии – это эпохи Просвещения, Романтизма и Позитивизма. В контексте особенностей этих эпох развивалась морская деятельность на севере и юге России. В эпоху Просвещения Кольский Север являлся периферией балтийского плацдарма Новой России. Завоевание Балтики Петром I продолжилось в последующем созиданием Российской империи. Далее осуществлялся также поиск выхода России в океанские просторы, стала осознаваться необходимость использования стратегических морских ресурсов. Просветительские идеи в сфере морской деятельности Кольского Севера воплотились в проведении первых научных экспедиций Морской академии и Академии наук Российской империи. Вместе с тем здесь сохранилась локальная этнокультурная дифференциация; субъектами морской деятельности оставались русские поморы и саамы, которые воспроизводили традиционный тип морского промысла и ценности, связанные с христианством и язычеством.

С середины XIX века в определенной степени в Кольское культурное пространство проникают идеи Романтизма, связанные с ростом национального самосознания в освоении северных морских рубежей. Заметные изменения произошли на Мур-мане в последующую эпоху Позитивизма – урбанизационные, индустриальные, научно-креативные. Правительственная политика была направлена на поощрение колонистов, заселяющих Мурманский берег, активно обсуждались общественные планы и государственные проекты (С.Ю. Витте), нацеленные на практическое преобразование Кольского края в благополучную северную губернию России с развитой рыбной промышленностью, судоходством, торговым флотом, морскими коммуникациями, железной дорогой и пограничными морскими силами. На основе позитивистского понимания «природы как мастерской» и «человека как работника», культурный статус которого стал зависеть от личных, персональных усилий, сформировался личностно-креативный (или персоналистский, прогрессист-ский) тип культуры России. В сфере морской деятельности россиян на Кольском Севере он особенно заметно воплотился в комплексных научных исследованиях моря и морских ресурсов, создании первых научных организаций.

Культурные процессы в эпоху Модернизма обусловили инновационный характер развития морской деятельности на Кольском Севере. В материально-практической сфере инновации проявились в применении новых промышленных технологий, формировании рынков капитала и товаров; в сфере политики – в демократизации, включении широких масс в политические процессы, распространении прогресси-стской идеологии; в духовной сфере – в развитии индивидуализма; секуляризации, рационализации сознания на основе широкого распространения достижений научно-технического прогресса. Модернистские идеи, основанные на признании ценности инноваций, риска и эксперимента отразились в освоении на рубеже XIX-XX

вв. Северного морского пути и покорении Северного полюса. Грандиозным модернистским проектом стало основание новых портовых городов – Александров-ска-на-Мурмане (1899 г.) и Романова-на-Мурмане (1916 г.).

Советская эпоха в динамике культуры Кольского Севера ярко отмечена реализацией широкомасштабных программ социально-экономического развития этой территории, о природных богатствах которой в досоветское время сложился устойчивый и притягательный образ. В годы индустриализации правительство спланировало добычу полезных ископаемых и активное развитие морской промышленности на всем протяжении субарктических параллелей СССР. Существенное внимание уделялось организации охраны северных морских границ России. Советский цикл развития Кольского Севера стал уникальным процессом культурного строительства в новых духовно-идеологических условиях социалистического романтизма, породившего необычайный созидательный подъем народов. Культура края гигантским скачком продвинулась на передовые рубежи научно-технического прогресса ценой народного героизма и больших социальных трагедий (репрессий). Морская деятельность обрела здесь фундаментальные культурные формы, сравнимые с самыми развитыми морскими державами. Это освоение Северного морского пути, создание военного, ледокольного, тралового флотов, научных центров по исследованию моря и др. Северный флот смог отстоять побережье и военно-морские базы Кольского Севера, обеспечить проводку северных конвоев во время Великой Отечественной войны. В последующие годы советской эпохи, особенно в 50-80-е гг., Кольский Север превратился в мощный индустриальный и стратегически важный для развития морского дела регион. Он стал основной базой для Северного флота и форпостом освоения Арктики. Были созданы атомный ледокольный флот, нефтегазовые системы разведки, новые предприятия рыбной промышленности и судоремонта, сформированы и другие компоненты морфологического комплекса морской деятельности, отвечавшие высоким научно-техническим и социальным требованиям ХХ века (морское образование, морские научные исследования, морские музеи, СМИ, морские формы досуга, спорта, туризма). В итоге масштабного культурного строительства в советскую эпоху Кольский Север стал целостным социокультурным регионом с особым промышленным обликом с высокоразвитыми горнодобывающим, военно-морским, рыбопромышленным профилями, с самым высоким в циркумарктической зоне уровнем урбанизации (более десяти новых городов), народонаселения (только в Мурманске 500 тыс. жителей) и собственной интеллигенцией, занимающейся самыми разными морскими специальностями.

В конце ХХ в. начинает развиваться либерально-индивидуалистический (информационный, сетевой) тип культуры постиндустриального общества. Морская культура в данный период характеризуется активным развитием индивидуальной деятельности человека по изобретению, проектированию и тиражированию форм освоения морского пространства, широким применением информационно-коммуникационных технологий в различных видах морской деятельности. В морской хозяйственной сфере появляются коммерческие предприятия, развивается рынок услуг (транспортных, логистических, посреднических, рекламных), совершенствуется оборудование. В научной, рекреационной и художественной сферах реализуются проекты, рассчитанные на массовую аудиторию, широкое распространение получают электронные средства массовой информации. В эпоху Постмодернизма конца ХХ – начала ХХI вв. происходит тотальный пересмотр мо-

дернистской идеомифологии, распад социокультурного единства и изменение общественной структуры. В морской культуре Кольского Севера данные изменения выразились: в хозяйственной сфере – в развитии рыночной экономики, появлении коммерческих предприятий, в духовной – распространении либеральных ценностей, исчезновении партийных структур на флоте, в сокращении научных арктических исследований; художественной – сокращении произведений на морскую индустриальную тематику. Фактом развития процессов глобализации становится международное сотрудничество стран Баренц-региона. В современной морской культуре Кольского Севера активно развитие получило позиционирование региона как центра арктических инноваций.

Систематизация ранее разрозненных данных, накопленных в рамках гуманитар
ных и социальных наук, а также естественно-научного и технико-
технологического знания; в результате многолетнего изучения морской деятель
ности ученые выявили обширную морфологию морской культуры. Она предстала
как системно-синергетическая модель совершенствования форм самоорганизации
социальных групп, осваивающих морское пространство, результатом которой ста
ли дифференциация и постепенное усложнение видов и способов морской дея
тельности от синкретических форм древней культуры, локальных форм Средних
веков, институциональных форм Нового времени до комплексных многофункцио
нальных форм ХХI в. Самые первые формы морской культуры можно обозначить
как синкретические, непосредственным образом связанные с важнейшими вопро
сами формирования человека, общества и рождения культуры. Эти формы харак
теризуются, в первую очередь, адаптивно-адаптирующими характеристиками, со
единением практической деятельности с магией, ритуалом, художественным твор
чеством. Дальнейшее развитие морской культуры традиционного типа связано с
усовершенствованием способов морской деятельности, выделением части населе
ния, специализирующегося на морском рыболовстве, торговле, судостроении. Это
определило развитие локально-специфических форм морской культуры: морских
традиций, праздников, обычаев, выразилось в формировании промысловых кален
дарей, разнообразии способов лова и типов кораблей для морского рыболовства и
торговли, а также специфике промысловых жилищ и поселений. Развитие лично-
стно-креативного типа культуры индустриального общества на Кольском Севере
характеризуется сложением институциональных форм (морской промысловый
флот, морской торговый флот, военно-морской флот). Развиваются институцио
нальные формы изучения, сохранения и трансляции знаний о море (морские науч
но-исследовательские институты; морские музеи, архивы, морские университеты,
специализированные морские СМИ); формы досуга и рекреации (морские клубы,
морской туризм; морской спорт). Формирование либерально-

индивидуалистического типа культуры способствовало дальнейшему развитию рыночной экономики, разнообразных форм социальной организации и регуляции морской деятельности, форм познания и ценностного осмысления морского пространства, форм социальной коммуникации, хранения и трансляции морского опыта, форм морской рекреации.

Одно из ключевых значений в развитии морской культуры приобретает эффективная культурная политика как направление политики государства, скоординированно осуществляющего функции социокультурной регуляции жизни граждан России. Е целью является, прежде всего, развитие всех сущностных сил, возможностей и качеств человека, а также его созидательной деятельности в любой, в том

числе морской, сферах социокультурной жизни России в изменившихся условиях существования. Современная культурная политика в области морского дела стала охватывать формирование качеств человека как субъекта морской деятельности, развитие его профессионального, гражданского и общекультурного сознания, а также воспроизводство лучших морских традиций и создание современных форм морской культуры во всех сегментах е обширной морфологии.

Новизна диссертационного исследования состоит в том, что впервые:

  1. разработана историография морской культуры Кольского Севера, начиная с описания ранних форм древнего периода и заканчивая современными. Собраны и систематизированы уникальные источники (полевые, музейные, архивные, материалы СМИ), что позволило интегрировать результаты междисциплинарных исследований и обобщить обширные персонологические сведения, связанные с многовековым освоением морского пространства этническими и социальными группами, проживающими на Кольском полуострове.

  2. разработана методология исследования морской культуры, основанная на взаимодополнительности деятельностного, системного, феноменологического, типологического и морфологического подходов в предметном поле теоретической и исторической культурологии. Это позволило описать морскую культуру как уникальную, целостную систему, обладающую собственной логикой развития и функционирования.

  3. с позиций исторической культурологии создана концепция многотысячелетней эволюции морской деятельности различных социальных общностей, проживающих на полуострове более восьми тысячелетий; предложены целостные описания особенностей различных комплексов морской культуры Древности, Средневековья, Нового и Новейшего времени.

  4. в контексте многовекового культурогенеза в этой северной ойкумене отечества исследованы разнообразные составляющие морской деятельности, е виды, разновидности, формы и проведены выявление и генерализация основных типов морской культуры, существовавших в параметрах социокультурного развития доиндустри-ального, индустриального и постиндустриального обществ.

  5. разработана морфологическая модель морской культуры в е динамике и современном состоянии, включающая многообразие форм организации и регуляции морской деятельности; познания и ценностного осмысления морского пространства; социальной коммуникации, хранения и трансляции морского опыта; морской рекреации и реабилитации в морской культуре Кольского Севера;

  6. начата разработка отраслевых направлений развития морской культуры (культурология морских музеев, художественной маринистики, портовых городов, морских храмов, морских СМИ, морского образования, морского туризма и т.д.);

  7. определено современное содержание, цели и направления культурной политики в сфере морской деятельности на Кольском Севере.

Теоретическая значимость диссертации заключается в следующем: - осуществленный анализ обширного историографического материала позволяет увидеть относительно целостную панораму развития морской деятельности с древнейших времн до современности и тем самым предоставляет историко-культурологическую модель для дальнейших исследований различных форм морской культуры и анализа других общих и частных проблем культурологического изучения морского пространства;

проведенное исследование продемонстрировало значимость историко-типологического метода для изучения любых феноменов и форм морской культуры и возможность более глубокого постижения закономерностей развития разнообразных видов морской деятельности в системе общероссийской и региональной культуры.

представленная в диссертации морфология морской культуры в е динамике и многообразии форм существенна для выработки концепции сохранения и развития регионального морского наследия в современных условиях.

Практическая значимость исследования: В связи с актуализацией в последнее время арктического вектора развития и интереса к морскому наследию Кольского Севера, материалы и результаты диссертации могут быть использованы:

в развитии просветительской и культуроохранной деятельности;

в разработке научно-исследовательских проектов по изучению морской культуры региона;

для создания пособий по региональной культуре для средних и высших учебных заведений;

при разработке проектов развития региональных культурных индустрий (туристской, выставочной, музыкальной, издательской, празднично-событийной, медиа-индустрии).

Достоверность результатов диссертационного исследования обеспечивается фундаментальным характером поставленной проблемы; опорой на современную философию и теорию культуры, комплексностью методологии; обобщением обширного материала, полученного в ходе научной и образовательной деятельности.

Личный вклад автора связан с разработкой методологических оснований исследования морской культуры, анализом обширного историографического материала, предметов морского наследия в музеях Санкт-Петербурга и Мурманской области, личным участием в научно-исследовательских проектах:

«Культурные индустрии современного Кольского региона: состояние, способы обновления, практики» при поддержке РГНФ (№12-03-00394, руководитель проекта - доктор искусствоведения Л.М. Мосолова),

«Электронная информационная система и база источников ”Культурная память современной России: Евро-Арктический Север”» при поддержке РГНФ (№14-01-12003 в, руководитель проекта - Е.Ю. Терещенко),

участием в экспедиции в с. Териберка (проект РГНФ № 12-11-51600 «Культурная память старожильческого населения в условиях социальных трансформаций», руководитель проекта - доктор исторических наук П.В. Федоров),

в организации VII Всероссийского молодежного научно-практического семинара «Культурный ландшафт приморских регионов: Европейский Север России» при поддержке РГНФ и Правительства Мурманской области (№ 12-13-51500 г/с, руководитель проекта - Терещенко Е.Ю.).

Апробация работы. Материалы диссертации представлены в монографии «Морская культура Кольского Севера: история и современность», 2016 г.; в пяти коллективных монографиях («Континуум культуры регионов», 2012 г.; «Культурные индустрии Кольского Севера: пролегомены к исследованию», 2012 г.; «Культурные индустрии Кольского Севера: социолого-культурологическое исследование», 2013 г.; «Культура Северо-Запада России», 2013 г.; «Культурные индустрии Кольского Севера в контексте современной государственной культурной политики России», 2014 г.), а также отражены в публикации 32 статей по теме исследования (15 из перечня ВАК),

в разработанном интернет-ресурсе «Электронная информационная система и база источников “Культурная память современной России: Евро-Арктический Север”», выступлениях на конференциях:

на Культурологических конгрессах (СПб., 2006, 2008, 2010, 2013 гг.), Международном научном конгрессе «Наследие Л.Н. Гумилва и судьбы народов Евразии: история, современность, перспективы» (СПб., 2012 г.),

- международных конференциях: «Проблемы изучения и сохранения морского
наследия России» (СПб., 2010 г.), «Гуманитарные науки и современность» (Москва,
2012 г.); «Сохранение морского наследия в морских музеях России» (Калининград,
2012 г.); «Современные модели развития культурных индустрий в регионах России»
(СПб, 2014 г.); «Социальное развитие северных территорий России и зарубежных
стран: опыт, проблемы, перспективы» (Мурманск, 2014 г.), Международная конфе
ренция, посвященная 20-летию сотрудничества в Баренц-регионе (The 20th Anniver
sary of the Barents Cooperation in higher education, Finnmark University College, Alta,
Norway, 2013 г.);

всероссийских конференциях и семинарах: Всероссийская конференции «Российская наука и освоение Евро - Арктического Севера: история, перспективы» (Мурманск, 2012 г.), Всероссийский семинар «Региональная культурная политика на Кольском Севере и развитие культурных индустрий» (Мурманск, 2014 г.); «Арктический дизайн» (Мурманск, 2015 г.), «Поморские чтения по семиотике культуры» (Архангельск, 2016 г.), «Полярные чтения» (Санкт-Петербург, 2016 г.), «Культурно-исторические типы в глобальном мире: памяти Н.Я. Данилевского» (г. Симферополь, 2016 г.).

региональных научно практических конференциях: «Чарнолуские чтения» (Мурманск, МГГУ 2009, 2010, 2011 гг.); «Культурный ландшафт приморских регионов» (Мурманск, МГГУ 2008, 2009, 2010, 2011, 2012 гг.), «Ушаковские чтения» (2012, 2014 гг.), «Масловские чтения» (Мурманск, МГГУ 2010, 2012, 2016 г.), «Гражданское общество в Мурманской области. Опыт, проблемы, перспективы» (Мурманск, 2011 г.); «Наука в гуманитарном университете: исследовательские практики и гуманитарные технологии» (МГГУ, 2013 г.);

- научных семинарах: «Проблемы и перспективы изучения культуры в простран
стве МГГУ» (МГГУ, 2012 г.), «Культурные индустрии Кольского Севера» (МГГУ,
2011, 2012 гг.). «Социокультурные механизмы повседневности в Приполярном мире»
(МГГУ, 2011 г.), «Северный Флот в истории, культуре и повседневности Заполярья»
(МГГУ, 2012 г.); в собраниях Научно-образовательного культурологического обще
ства (2010, 2011, 2012, 2016 гг.).

Теоретические и эмпирические материалы использовались в разработке и реализации учебного курса «Морская культура Кольского Севера» для студентов Мурманского арктического государственного университета, обучающихся по специальностям 050403 «Культурология», 050602 «Изобразительное искусство», 420302 «Журналистика»; курса «Морская культура» для магистерской программы 44.04.01 «Этно-культурологическое североведение», в организации музейной практики студентов в Российском государственном музее Арктики и Антарктики (2007, 2010, 2012 гг.), Арктическом выставочном центре «Атомный ледокол ”Ленин”«) (2012 г.), Мурманском областном художественном музее (2007, 2010, 2012 гг.), Мурманском областном краеведческом музее (2012 г.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем исследования 400 страниц, библиографический список содержит 402 наименования.

Методологические основания изучения морской культуры

Советская эпоха в динамике культуры Кольского Севера ярко отмечена реализацией широкомасштабных программ социально-экономического развития этой территории, о природных богатствах которой в досоветское время сложился устойчивый и притягательный образ. В годы индустриализации правительство спланировало добычу полезных ископаемых и активное развитие морской промышленности на всем протяжении субарктических параллелей СССР. Существенное внимание уделялось организации охраны северных морских границ России. Советский цикл развития Кольского Севера стал уникальным процессом культурного строительства в новых духовно-идеологических условиях социалистического романтизма, породившего необычайный созидательный подъем народов. Культура края гигантским скачком продвинулась на передовые рубежи научно-технического прогресса ценой народного героизма и больших социальных трагедий (репрессий). Морская деятельность обрела здесь фундаментальные культурные формы, сравнимые с самыми развитыми морскими державами. Это освоение Северного морского пути, создание военного, ледокольного, тралового флотов, научных центров по исследованию моря и др. Северный флот смог отстоять побережье и военно-морские базы Кольского Севера, обеспечить проводку северных конвоев во время Великой Отечественной войны. В последующие годы советской эпохи, особенно в 50-80-е гг., Кольский Север превратился в мощный индустриальный и стратегически важный для развития морского дела регион. Он стал основной базой для Северного флота и форпостом освоения Арктики. Были созданы атомный ледокольный флот, нефтегазовые системы разведки, новые предприятия рыбной промышленности и судоремонта, сформированы и другие компоненты морфологического комплекса морской деятельности, отвечавшие высоким научно-техническим и социальным требованиям ХХ века (морское образование, морские научные исследования, морские музеи, СМИ, морские формы досуга, спорта, туризма). В итоге масштабного культурного строительства в советскую эпоху Кольский Север стал целостным социокультурным регионом с особым промышленным обликом с высокоразвитыми горнодобывающим, военно-морским, рыбопромышленным профилями, с самым высоким в циркумарктической зоне уровнем урбанизации (более десяти новых городов), народонаселения (только в Мурманске 500 тыс. жителей) и собственной интеллигенцией, занимающейся самыми разными морскими специальностями.

В конце ХХ в. начинает развиваться либерально-индивидуалистический (информационный, сетевой) тип культуры постиндустриального общества. Морская культура в данный период характеризуется активным развитием индивидуальной деятельности человека по изобретению, проектированию и тиражированию форм освоения морского пространства, широким применением информационно-коммуникационных технологий в различных видах морской деятельности. В морской хозяйственной сфере появляются коммерческие предприятия, развивается рынок услуг (транспортных, логистических, посреднических, рекламных), совершенствуется оборудование. В научной, рекреационной и художественной сферах реализуются проекты, рассчитанные на массовую аудиторию, широкое распространение получают электронные средства массовой информации. В эпоху Постмодернизма конца ХХ – начала ХХI вв. происходит тотальный пересмотр модернистской идеомифологии, распад социокультурного единства и изменение общественной структуры. В морской культуре Кольского Севера данные изменения выразились: в хозяйственной сфере – появлении коммерческих предприятий, в духовной – распространении либеральных ценностей, исчезновении партийных структур на флоте, в сокращении научных арктических исследований; художественной – сокращении произведений на морскую индустриальную тематику. Фактом развития процессов глобализации становится международное сотрудничество стран Баренц-региона. В современной морской культуре Кольского Севера активно развитие получило позиционирование региона как центра арктических инноваций.

Систематизация ранее разрозненных данных, накопленных в рамках гуманитарных и социальных наук, а также естественно-научного и технико технологического знания; в результате многолетнего изучения морской деятельности ученые выявили обширную морфологию морской культуры. Она предстала как системно-синергетическая модель совершенствования форм самоорганизации социальных групп, осваивающих морской пространство, результатом которой стали дифференциация и постепенное усложнение видов и способов морской деятельности от синкретических форм древней культуры, локальных форм Средних веков, институциональных форм Нового времени до комплексных многофункциональных форм ХХI в. Самые первые формы морской культуры можно обозначить как синкретические, непосредственным образом связанные с важнейшими вопросами формирования человека, общества и рождения культуры. Эти формы характеризуются, в первую очередь, адаптивно-адаптирующими характеристиками, соединением практической деятельности с магией, ритуалом, художественным творчеством.

Средневековая морская культура Кольского Севера

Духовная и художественная сферы морской культуры рассматриваются в статьях ежегодного сборника научных статей «Поморские чтения по семиотике культуры», историко-литературном альманахе «Соловецкое море» [307], сборнике статей «Культурный ландшафт приморских регионов» [175]. Обширный объем информации о морских храмах, праздниках, приходах, событиях православной жизни представлен в «Православном словаре Кольского Севера» [350].

В 2000 г. в результате произошедшей во время учений катастрофы в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка «Курск». К десятилетию трагедии в издательстве «Ладан» вышла книга игумена Митрофана (Баданина), потомственного моряка-подводника, «Неугасимая лампада “Курска”» (2010 г.) [235]. Этому же автору принадлежит книга о святых-покровителях моряков «Кашкаранские святыни Терского берега» (2012 г.) [127].

В 2007 г. в Мурманске вышла в свет книга «Терские поморы» из серии «Традиционное экологическое знание» [336], изданная Кольским центром охраны дикой природы. В книге собран фольклор о природе и традициях, записанных на Терском берегу Кольского полуострова. Памятники истории и культуры Терского берега рассмотрены в книге «Памятники природы и достопримечательности Мурманской области» (2006 г.) [328]. Российским институтом культурологии изданы две обобщающие работы, посвященные истории и современному состоянию поморов. Коллективные монографии «Культура русских поморов: опыт системного исследования» (2005 г.) [169] и «Культура русских поморов: историко-культурологический анализ» (2013 г.) [170] содержат богатый эмпирический материал по различным сторонам поморской культуры, позволяющий оценить трансформацию, которую претерпела общерусская национальная культура в среде поморского населения Русского Севера.

Морская тематика в художественной культуре рассмотрена наиболее полно в монографии Л.С. Вагиновой «Художественная культура Кольского Заполярья» [39]. Морская тема в отдельных видах искусства представлена в монографиях А.В. Федотовой «Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Севера» [351], М.В. Наумлюк «Региональная литература Кольского Севера XX–XXI века в аспекте идентичности и мультикультурности» [232], в работах Л.М. Мосоловой «Виталий Бубенцов – художник Русского Севера» [228], Е.Г. Трудковой «Эстетическое воспитание студентов педагогического вуза средствами поморских народных музыкальных традиций» [339]. Корабельная архитектура рассмотрена в работе «Ленин колет лед» [187] по материалам русско-австрийской выставки на атомном ледоколе «Ленин» в Мурманске (2014 г.).

Источниками данного исследования послужили постоянные экспозиции и материалы выставок Российского государственного музея Арктики и Антарктики, Музея Мирового океана, Центрального военно-морского музея, Мурманского областного художественного музея, Музея истории Полярного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н.М. Книповича, Музея истории Мурманского морского пароходства, Военно-морского музея Северного флота, Арктического выставочного центра «Атомный ледокол “Ленин”», материалы фондов Мурманского областного краеведческого музея.

В Российском государственном музее Арктики и Антарктики представлена коллекция предметов, раскрывающих историю открытия и освоения Арктики и Северного морского пути. В экспозиции содержатся: фрагмент наружной обшивки и носовая часть древнего коча, реконструированная промысловая одежда XVII в., штурвал и магнитный судовой компас ледокола «Ермак», палатка первой дрейфующей научной станции «Северный полюс» под руководством И.Д. Папанина (1937 г.), модель атомного ледокола «Ленин», созданная на Адмиралтейском заводе и модель атомного ледокола «Арктика».

Музей Мирового океана в г. Калининграде содержит коллекции, раскрывающие историю исследования российских морей. В состав музея входят научно-исследовательское судно «Витязь», подводная лодка «Б-413», судно космической связи «Космонавт Виктор Пацаев», рыболовное судно-музей«СРТ-12» и ледокол «Красин» (г. Санкт-Петербург).

Центральный военно-морской музей – старейший морской музей России, который был создан в 1709 г. по распоряжению Петра I как Модель-камера, где хранились корабельные чертежи и модели. В коллекцию входят экспонаты, рас-крывающиеисториюВоенно-МорскогоФлота России.

Морская культура Кольского Севера в эпоху Модернизма на рубеже XIX–XX веков

Вопросы культурогенеза морской деятельности ставятся в отечественных исследованиях истории мореплавания и судоходства начиная с XIX в. Морской офицер, писатель и внук А.Н. Радищева Н.П. Боголюбов в книге «История корабля», изданной в 1879 г. начинает отсчет с древнего периода. «Как давно началось судостроение? Где было его начало? Положительный ответ на эти вопросы немыслим. Люди жили ещё до всемирного потопа. Библейские сказания указывают на окрестности Тигра и Евфрата, как на колыбель рода человеческого. Место построения Ноева ковчега, согласно библейским сказаниям, полагают в окрестностях Вавилона» [31, С. 1].

Ф.Ф. Веселаго «Очерк русской морской истории» (1875 г.) рассуждает о естественных условиях возникновения кораблестроения. «При непроходимых лесах, естественными путями сообщения служили реки… Лодка представляла тогда удобнейшее и безопаснейшее средство, как для сообщений, так и для перевозки тяжестей» [45, С. 1].

Во второй половине XIX в. А.В. Висковатов в книге «Краткий исторический обзор морских походов русских и мореходства их вообще до исхода XVII столетия» говорит о том, что «Мореходство у русских появилось в одно время с основанием их государства» [53, С. 1]. Но уже в начале XX в. историк русского права, общественный деятель. Н.П. Загоскин пишет, что «Воды и умение утилизировать их для устройства своего быта и для урегулирования условий своего существования – всегда, начиная с древнейших, даже доисторических, времён, представлялись важным фактором в жизни народов и племён славянского корня» [95, С. 1].

В.В. Мавродин в середине ХХ в. относит зарождение мореплавания ко времени мезолита «Уменье переправляться через реки и озера восходит, конечно, к седой древности, к тому периоду времени, когда еще не существовало ни славянских языков, ни самих славян, и по рекам и озерам Восточной Европы плавали лишь предшественники восточных славян времен мезолита и неолита» [199, С. 1].

Современные исследователи указывают на значительную роль морской деятельности в культурогенезе. А.А. Хлевов в статье «Корабль в культуре Скандинавии бронзового века: географический аспект» пишет: «Роль судостроения в культурогенезе обществ Северной Европы от эпохи неолита до настоящего времени очевидна и общеизвестна. Не будет преувеличением сказать, что кораблестроение, навигационные практики и обусловленные ими специфические возможности внешних и внутренних контактов стали наряду с ландшафтными корректорами основными факторами формирования весьма своеобразной северной культуры» [363, С. 65].

В ХХ в. были найдены археологические свидетельства судостроения, в большинстве случаев они датируются эпохой средневековья. Наиболее обширные исследования проводятся в Новгороде и Старой Ладоге. В 1960 г. при раскопках у Владимирской башни Новгородского кремля были найдены остатки трех лодок, которые были датированы XI в. [4]. С 1938 г. археологические исследования в Ладоге проводились под руководством В.И. Равдоникаса [282], с 1972 г. к раскопкам приступила Староладожская археологическая экспедиция Института истории материальной культуры РАН под руководством А.Н. Кипичникова. В ходе раскопок были обнаружены около ста остатков жилых, производственных и хозяйственных построек, датированных VII–X вв. [130]. В одном из домов были найдены фрагменты обшивки судов. «Отмеченный под № 9 большой дом, не похожий по размеру и устройству на все остальные… Дом, по ладожским меркам, действительно обширен и создавался людьми, владевшими кораблями или использовавшими их. Пол дома выстлан досками бортовой обшивки судов» [131, С. 17].

К редким находкам древнейшего периода относится найденный в Нидерландах челн однодеревка из Пессе, датированный лабораторией Гронинген в пределах 6 315 ± 275 лет [92, С. 26]. К эпохе неолита-бронзы относятся долбленые суда, найденные и поднятые на Дону близ с. Щучье Воронежской области в 1954 и 1956 гг. [12] и примитивный челн, найденный в 1953 г. на высохшем озере Сарнат в Латвии археологом Л.В. Ванкиной (3 800 лет) [345]. IV–III вв. до н.э. датируется ладья из Хьёртшпринга, найденная на территории Дании в 1921–1922 гг. [354, С. 18].

Долгое время территория Кольского полуострова была покрыта ледником, который начинает уходить к 12 тыс. до н.э. Первые племена морских охотников пришли на Кольский полуостров из Скандинавии и обосновались к западу от Кольского залива в период мезолита (X до VI–IV тыс. до н.э.). Этот первый мезолитический период деятельности человека подробно изучен археологом Б.Ф. Земляковым и назван «арктический палеолит». В своей работе [99] он приводит данные норвежского археолога и хранителя Национального музея в Осло Андреаса Нуммендаля, который в начале ХХ в. открыл стоянки древнейших обитателей Фенноскандии и показал тесную зависимость их расположения от береговой линии. Стоянки указанного типа на севере Норвегии и Финляндии были найдены вплоть до российской границы. В 1935 и 1937 гг. были организованы экспедиции на полуостров Рыбачий и в ходе исследований были найдены 12 стоянок, 9 из которых сосредоточены на восточном берегу полуострова. В 1964 и 1972 гг. под руководством Н.Н. Гуриной были проведены новые экспедиции, обнаружившие стоянки в бухтах Амбарная, Малая Волоковая, в Вайда-губе. Анализируя антропологический тип эпохи мезолита, Н.Н. Гурина предположила, что это были переселенцы из южных степей Восточной Европы, отличающиеся средним ростом, европеоидными чертами лица и строением черепа [71, С. 18]. По предположению С.В. Жарниковой, историко-культурным ареалом индоарийцев явилось пространство от приполярного Урала до Фенноскандии и берегов Баренцева моря [91]. Эти данные позволили ученым предположить, что древнейшие племена охотников и рыболовов Кольского Севера можно отнести к индоевропейской семье народов.

Одним из решающих показателей древности памятника является его высотная отметка по отношению к современному уровню моря. Все мезолитические стоянки занимают возвышенные морские террасы по сравнению со стоянками неолита и раннего металла. Расположение мезолитических стоянок вдоль морского побережья является важным фактом для исследования истоков морской культуры. На месте стоянок обнаружены наконечники стрел, резцы, скребки, рубящие и комбинированные орудия. Распространенными орудиями являются вытянутые пластинки из кремня и роговика, пластинки, заостренные при помощи косого скола, скребки, а также тяжелые орудия из кварцита, изготовленные из нуклеусов или больших и массивных отщепов.

Культурная память и морская культура Кольского Севера (материалы проекта «Электронная информационная система и база источников “Культурная память современной России: Евро-Арктический Север”»)

В киноискусстве Кольского Севера морская тематика получила развитие с 20-х гг. ХХ в. Первым фильмом, снятым на Кольском Севере, стала документальная лента «Мурманский край и его естественные богатства» [128], появившаяся на экранах в 1925 г. В 1928 г. Георгий и Сергей Васильевы сняли полнометражный документальный фильм «Подвиг во льдах» о трагической гибели дирижабля итальянца Умберто Нобиле и спасении его команды экипажем ледокола «Красин». В 1939 г. в Мурманске заработал постоянный корпункт Ленинградской студии кинохроники. В фильмах студии описывались будни тралового лова, нелёгкая служба военных моряков, арктические походы: «Траловый флот на севере», «На северной вахте: Северный морской флот», «Седовцы». В период Великой Отечественной войны кинохроника заняла место ведущего жанра. К началу 90-х гг. документальные ленты по мурманским сюжетам делали на Ленинградской, Свердловской и Дальневосточной студиях кинохроники, на студиях Центрнаучфильм, Леннаучфильм и Киевнаучфильм. Кольский Север становится местом съемок многих художественных фильмов столичных киностудий: «Повесть о “Неистовом”» (Б. Бабочкин, 1947 г.), «Командир счастливой “Щуки”» (реж. Б. Волчек, 1973 г.), «Правда лейтенанта Климова» (реж. О. Дашкевич, 1982 г.).

Одной из самых известных фотографий Мурманска является снимок закладки храма и города Романов-на-Мурмане 4 октября 1916 г. В Мурманске неоднократно издавались фотоальбомы, в которых неизменно присутствует морская тематика. В 1978 и 1980 гг. Мурманское книжное издательство выпустило фотосборник «Мурман Советский», где были собраны фотографии, сделанные Семеном Майстерманом [202]. В сборнике представлены многочисленные снимки Мурманска, Колы и других городов области, окружающей природы и жителей.

Таким образом, в советский период активное развитие получила морская тематика в художественной культуре. Северная маринистика (тематическое направление в художественной культуре Кольского Севера) представлена в живописных, музыкальных, театральных произведениях, в монументальной скульптуре, кино и фотоискусстве. В изобразительном искусстве морская тематика представлена в творчестве В. Крайнего, В. Баранова, А. Хуттунена, В. Бубенцова; в музыкальном – Е. Чугунова, В. Попова, Г. Каликина, В. Гостинского; в литературе – Н. Блинова, Л. Крейна, Б. Романова, В. Маслова; в фотоискусстве – С. Майстермана; в театральном искусстве – В. Плучека, Ю. Фекеты и в творчестве многих других художников, писателей и композиторов Кольского Севера. Морские образы Кольского Севера воплощены в произведениях В. Пикуля «Реквием каравану PQ-17», К. Симонова «Мурманские дневники», В. Каверина «Два капитана», в песнях «Прощайте скалистые горы» (Е. Жарковский, Н. Букин), фильмах «Повесть о “Неистовом”» (Б. Бабочкин, 1947 г.), «Командир счастливой щуки» (реж. Б. Волчек, 1973 г.), «Правда лейтенанта Климова» (реж. О. Дашкевич, 1982), в театральных спектаклях «Офицер флота» А. Крона (1944 г., реж. В. Плучек), «Белое море» Ю. Германа (1945 г., реж. В. Плучек), «Не отврати, судьба!..» В. Евграфова по морским рассказам К. Станюковича (1997 г., реж. Ю. Фекета) и многих других. Основными темами художественных произведений о море являются: военно-морская, этническая (поморская), индустриальная.

Морская специфика региона ярко выражена в монументальной скульптуре и архитектуре. В городах Кольского Севера установлены монументы в честь подвига героев-североморцев (Памятник Героям – защитникам Заполярья в Североморске, 1973 г.; мемориал-обелиск в честь моряков и кораблей тралового флота, погибших в боях за Родину, 1975 г.), тружеников тыла (Обелиск портовикам, погибшим в Великую Отечественную войну, 1967 г.), покорителей Арктики (памятник ледоколу «Ермак», 1965 г., монумент покорителям Арктики, 1975 г.), исследователей северных морей (памятный знак исследователям и добытчикам богатств северных морей, 1974 г.). В городах Кольского Севера строятся Дома культуры рыбаков (1929 г.), моряков (50-е гг.), дома капитанов (1934 г.), здания для организаций морского флота (здание Мурманского морского пароходства, 1961 г.), морской вокзал (1962 г.). Уникальным произведением корабельной архитектуры является атомный ледокол «Ленин».

В целом, морская тематика явилась ведущей в искусстве Кольского Севера в советский период, поддерживалась государством и обществом, находила отклик в душах жителей Кольского Севера и всей страны. Северная маринистика Кольского Севера, отражая ценности морской культуры, представлена реалистическими и лирическими произведениями. В каждом произведении на морскую тему главный герой – человек, его судьба, мысли, чувства. Северная маринистика выполняла просветительскую и эстетическую функции: лирические морские образы раскрывали различные состояния моря, показывали мощь и величие северной природы; героические – прославляли труд моряков, подвиг североморцев.