Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Философско-теоретические подходы к исследованию культурных стилей и молодежных субкультур .20
1.1. Готика как стиль и культурно-историческая эпоха: теоретические подходы .20
1.2. Теоретические подходы к изучению молодежных субкультур 38
Глава 2. Феномен готики в культурном пространстве прошлого и современности .62
2.1. Готический роман, романтизм и декаданс: культурная преемственность готического стиля в XVIII – начале ХХ вв. 62
2.2. Генезис и развитие субкультуры готов (конец 1970-х – начало 2010 х гг.) 77
2.3. Субкультура готов и массовая культура: взаимодействие и взаимовлияние 105
Глава 3. Субкультура готов: символические коды и репрезентация в Интернете .122
3.1. Символические коды субкультуры готов 122
3.2. Репрезентация субкультуры готов в Интернете и в виртуальных социальных сетях 137
Заключение 158
Список литературы .
- Теоретические подходы к изучению молодежных субкультур
- Генезис и развитие субкультуры готов (конец 1970-х – начало 2010 х гг.)
- Субкультура готов и массовая культура: взаимодействие и взаимовлияние
- Репрезентация субкультуры готов в Интернете и в виртуальных социальных сетях
Введение к работе
Актуальность исследования молодежной субкультуры, с
самоназванием «готы», далее готическая субкультура, с философско-культурологической точки зрения определяется:
Во-первых, необходимостью понимания влияния процессов глобализации и глокализации на культурную идентичность индивидов, противостоящих унификации общества созданием собственного субкультурного поля.
Во-вторых, последние десятилетия современное общество живет, говоря словами Э. Тоффлера, «при «субкультурном взрыве»1. Высокая скорость обновления культуры делает приоритетным изучение механизмов, ответственных за сохранение и трансляцию культурного опыта. Недостаточное философское осмысление причин возникновения, развития и обновления субкультур может привести к дисгармоничному развитию общества.
В-третьих, готическая субкультура является элементом современной
культуры, предоставлящим молодым людям возможности творческой
реализации, определенную свободу выбора в части альтернативности
инновационного стиля и образа жизни.
В-четвертых, недооценен энтропийный эффект, оказываемый
молодежной субкультурой готов на развитие общества. Философско-культурологический анализ онтогенеза субкультуры позволяет своевременно выявить причины деструктивных тенденций и признаки социальной дезинтеграции в духовной жизни молодого поколения.
В-пятых, молодежная субкультура готов продолжает оставаться малоизученной, что нередко приводит к искаженному восприятию ее обществом. В то же время осмысление данного феномена жизненно необходимо для эффективного взаимодействия, оптимизации процессов коммуникации в семьях, образовательных коллективах, учреждениях
Тоффлер Э. Футурошок. – СПб.: Лань, 1997. – С. 227.
культуры и масс-медиа. Научное осмысление данного феномена будет способствовать толерантности общества в целом.
Степень разработанности проблемы. Проблемы готики, как историко-культурного явления и молодежной готической субкультуры, как явления современной культуры становились предметом исследования как зарубежных, так и российских историков, философов, культурологов, социологов. Теоретическими основами данной работы стали труды зарубежных и российских ученых в области культурологии, философии истории и культуры. Необходимо отметить исследования Р. Барта2, М. Бахтина3, Ж. Бодрийяра4, М. Вебера5, Ю. Лотмана6, Х. Ортеги-и-Гассета7, П. Сорокина8, Э. Тайлора9, Й. Хейзинги10, О. Шпенглера11, рассматривающих процесс трансформации культуры в широком историческом контексте.
Готике посвящен ряд исторических, культурологических и
искусствоведческих исследований, в том числе работы Ж. Базена, А.Я. Гуревича, Ж. Дюби, Ж. Ле Гоффа, А.Ф. Лосева, Л. Д. Любимова, К.М. Муратовой, Э. Панофски.12 Феномену «готического романа», не утратившему до сих пор своей популярности, посвящены монографии и диссертации Е.
2 Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. – М.: Прогресс, 1989. – 616 с.
3 Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – 2-е изд. – М.:
Худож. лит., 1990. – 543 с.
4 Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. – М.: Культурная революция, Республика,
2006. – 269 с.
5 Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990. – 808 с.
6 Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства / Предисл. С. М. Даниэля, сост. Р. Г. Григорьева.
– СПб.: Академический проект, 2002. – 543 с.
7 Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. Сост., предисл. и общ. ред. А. М. Руткевич. – М.: «Весь мир», 1997.
– 704 с.
8 Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Политиздат, 1992. – 543 с.
9 Тайлор Э. Первобытная культура. – М.: Политиздат, 1989. – 573 с.
10 Хейзинга Й. Homo Ludens. Человек играющий. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 352 с.
11 Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. Образ и действительность. – Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская
издательская фирма, 1993. – 592 с.
12 Базен Ж. История истории искусства: От Вазари до наших дней. – М.: Прогресс, Культура, 1995. – 528 с.;
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры / А.Я. Гуревич. Избранные труды. В 2 т. Т. 2.
Средневековый мир. – М.: ЦГНИИ ИНИОН РАН, 1999. – С. 17-262; Дюби Ж. Европа в средние века. –
Смоленск: Полиграмма, 1994. – 312 с.; Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М.: Прогресс,
1992; Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. Исторический смысл эстетики Возрождения. Сост. А. А. Тахо-
Годи. – М.: Мысль, 1998. – 750 с.; Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. Средние века. Возрождение в
Италии. – М.: Просвещение, 1976. – 319 с.; Муратова К.М. Мастера французской готики XII – XIII веков.
Проблемы теории и практики художественного творчества. – М.: Искусство, 1988. – 370 с.; Панофский Э.
Готическая архитектура и схоластика. – СПб.: «Азбука-классика», 2004. – 336 с.
Григорьевой, Г. Заломкиной, М. Ладыгина, Н. Соловьевой, Ю. Ясаковой13, а
также ряд статей14. При этом особую ценность представляет целостное
осмысление средневековой готики в диссертационном исследовании Н. К.
Насоновой «Феномен готики в системе культуры».15 Также интересен
сравнительный анализ готики с феноменами и атрибутикой современной
культуры, в частности, в работе Н.В. Миньковой «Репрезентация смерти и
коды позднесредневековой «макабрической культуры» в социокультурной реальности»16.
В спорной работе Д. Хапаевой «Готическое общество или морфология кошмара» понятие «готика» расширяется, под ним понимается не столько художественный стиль, сколько тип общества, противоставляющий себя идеалам просвещения и рационализма.
Для решения проблемы, поставленной в нашей диссертации, оказался
необходимым анализ работ, обращенных к молодежной субкультурной
тематике: К.Маннгейма,17 Т.Парсонса,18 С.Эйзенштадта, С.Холла и
13 Григорьева Е.В. «Готический» роман и своеобразие фантастического в прозе английского романтизма:
автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.05. – Ленинград, 1989. – 17 с.; Ладыгин М.Б. Английский
«готический» роман и проблемы предромантизма: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.05. – М., 1978. –
16 с.; Заломкина Г. В. Поэтика пространства и времени в готическом сюжете. – Самара: Самарский ун-т,
2006. – 224 с.; Соловьева Н.А. У истоков английского романтизма. - М.: Изд-во МГУ, 1988. – 232 с.; Ясакова
Ю.Б. «Готический» роман Анны Радклиф. - Набережные Челны: Набережночелнинский фил. ФГБОУ ВПО
«НГЛУ», 2012. – 224 с.
14 Водолажченко Н.В. Становление и развитие английской готической новеллы в XIX веке // Вестник
Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. – 2014. – № 1. – С. 60–64; Напцок
Б.Р. Английский «готический» роман: к вопросу об истории и поэтике жанра // Вестник Адыгейского
государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. – 2008. – № 10. – С. 139–144;
Напцок Б.Р. Хронотоп замка в «готическом» романе Х. Уолпола «Замок Отранто» // Вестник Пятигорского
государственного лингвистического университета. – 2009. – № 4. – С. 222–225; Усова Е.А. От Матильды Г.
Уолпола до Матильды П.Б. Шелли (об эволюции женских персонажей в готическом романе) // Вестник
Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – 2013. – № 4. –
С.292–296; Федунина О.В. Поэтика сна и картина мира в готическом романе («Удольфские тайны» А.
Радклиф и «Монах» М.Г. Льюиса) // Новый филологический вестник. – 2007. – № 1. – С. 105–117.
15 Насонова С.К. Феномен готики в системе культуры. Дис… канд. культурологии 24.00.01. – СПб., 2004. –
151 с.
16 Минькова Н.В. Репрезентация смерти и коды позднесредневековой «макабрической культуры» в
социокультурной реальности рубежа XX – XXI веков. Автореферат… канд. филос. наук 09.00.13. – М., 2010. –
22 с.
17 Mannheim K. Essays on the Sociology of Knowledge. – N. Y.: Routledge & Kegan Paul, 1952. – P.276–322;
впервые эссе «Проблема поколения» было опубликовано К. Маннгеймом в 1923 г.
18 Parsons T. Age, Sex in the Social Structure of the United States / T. Parsons. Essays in Sociological Theory. –
Glencoe (Ill.): Free Press, 1954. – P. 91–92 (первая публикация – 1942 г.)
Т.Джефферсона 19 , Д.Хебдиджа,20 М.Брейка21, Т.Рошака22, С. Коэна.23 Ряд
монографий зарубежных исследованийй посвящены изучению какой-либо
одной субкультуры.24 Субкультуру готов изучал П. Годкинсон25, а также А.
Джаспер и М. Исситт26. Музыку этой субкультуры исследовал К. Джексон, Ч.
Мюллер, Д. Томпсон27, моду - В.Стил и Дж. Парк28, проявления сексуальности
и гендерной идентичности - Д.Брилл29. В начале 2000-х гг. в исследовании
молодежных субкультур появился новый подход, названный
постсубкультурным (А.Беннетт, Р.Вайнцирль, Р.Маглтон)30.
Первые отечественные исследования молодежной культуры появились в
1960-е годы благодаря работам И.С.Кона, В.Т.Лисовского,
С.Н.Иконниковой31. В связи с либерализацией советского общества в 1980-е – 1990-е гг. произошел молодежный «субкультурный взрыв», с последующим
19 Resistance Through Rituals. Youth Subcultures in Post-War Britain. Ed. by S. Hall, T. Jefferson. – 2nd ed. - L.: Routledge, 2006. – 292 p. (Первое издание – 1976 г.)
Hebdige D. Subculture: The Meaning of Style. – 10th ed. – L.: Routledge, 1996. – 196 р. (1-ое издание – 1979 г.) Brake М. Comparative youth culture: the sociology of youth cultures and youth subcultures in America, Britain
and Canada. – L.: Routledge & Kegan Paul, 1985. – 240 p.
22 Рошак Т. Истоки контркультуры. – М.: АСТ, 2014. – 380 с. (на английском языке данная работа впервые
была издана в 1968 г.).
23 Cohen S. Folk Devils and Moral Panics: The Creation of the Mods and Rockers. – Oxford: Basil Blackwell, 1987.
– 235 p. (первое издание – 1972 г.); см. о значении данной работы: Омельченко Е. Молодежные культуры и
субкультуры. – М.: ИС РАН, 2000. – С. 54.
24 О’Хара К. Философия панка: больше, чем шум! – М.: Нота-Р, 2003. – 206 с.; Hannon Sh. Santa Barbara, Calif.: Greenwood Press, 2010. – 181 р.; Haenfler R. Straight Edge: Clean-
Leaving Life, Hardcore Punk, and Social Change. – New Brunswick: Rutgers University Press, 2006. – 264 p.
25 Hodkinson P. Goth: Identity, Style and Subculture. – Oxford: Berg, 2002. – 219 р.
26 Issitt M. L. Goths: a Guide to an American Subculture. – Santa Barbara, Calif.: Greenwood, 2011. – 159 р.; Jasper
A. «I am Not a Goth!». The Unspoken Morale of Authenticity within the Dutch Gothic Subculture // ETNOFOOR.
– 2004. – XVII (1/2). – P. 90–115; Jasper A. Mysts of the Gothic Underground: an Endo-Ethnographic Perspective
on Gothic Subculture: Identity, Consumerism and the Gothic Aesthetic from the Inside Out (MA Thesis). – Univ. of
Amsterdam, 2006. – 157 р. [Электронный ресурс] URL: dare. uva.nl/en/scriptie/208753 (дата обращения
20.03.2015).
27 Jackson K. Gothic Music and the Decadent Individual // The Resisting Muse: Popular Music And Social Protest.
Ed. by I. Peddie. – Farnham & Burlington, VT: Ashgate Publ., 2006. – P. 177–188; Mueller Ch. A. The Music of
the Goth Subculture: Postmodernism and Aesthetics. – Tallahassee: Florida State Univ., 2008. – 245 p.; Thompson
D. The Dark Reign of Gothic Rock. – L.: Helter Skelter, 2002. – 288 p.
28 Стил В. Готика. Мрачный гламур / В. Стил, Дж. Парк. – М.: Новое литературное обозрение, 2011. – 192 с.
29 Brill D. Goth culture: gender, sexuality and style. – Oxf.: Berg, 2008. – 214 p.
30 Bennett A. Subcultures or neo-tribes? Rethinking and relationship between youth, style and musical taste //
Sociology. – № 33 (3). – 1999. – Р. 599–617; Muggleton D. Inside subculture: The Postmodern Meaning of Style
(Dress, Body, Culture). – Oxford: Berg, 2000. – 208 p.; The Post-Subcultures Reader. Ed. by D. Muggleton, R.
Weinzierl. – Oxford: Berg, 2003. – 338 p.
31 Иконникова С.Н. Молоджь как социальная категория / С.Н. Иконникова, И.С. Кон. – М.: ИСКИ АН
СССР, 1970. – 14 с.; Социология молодежи/ Под ред. проф. В.Т. Лисовского. – СПб.: Изд-во С.-
Петербургского университета, 1996. – 460 с.
его изучением32. К настоящему времени такими отечественными
исследователями, как Д.В. Громов, С.И. Левикова, Е.Л. Омельченко, Т.Б.
Щепанская создан ряд монографических работ по молодежным
субкультурам33. Продолжают изучать отечественные философы и
контркультуру, отказавшись при этом от односторонних и негативных оценок, даваемых ей ранее34.
Проблематике готической субкультуры посвящены статьи С.И. Левиковой35, а также прикладное исследование «Готы», проведенное во второй половине 2000-х гг. в Санкт-Петербурге для Городского центра профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних36. В целом можно отметить, что целостное философско-культурологическое исследование молодежной готической субкультуры ещ не предпринималось.
Проблемная ситуация состоит в том, что на сегодняшний день не дана оценка философской значимости самой субкультуры и ризомоморфности е характеристик. Проблемность обусловлена переходным релятивистским характером молодежной готической субкультуры, ее постоянной творческой самоактуализацией, незавершнностью этического конструкта субкультуры, находящейся в состоянии постоянной критической рефлексии, духовного поиска.
32 Молодежные субкультуры / Исламшина Т.Г., Максимова О.А., Салагаев А.Л., Сергеев С.А. и др. – Казань:
Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 1997. – 116 с.; Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры. –
СПб.: Наука, 1993. – 340 с.
33 Молодежные уличные группировки: введение в проблематику / Сост. Д.В. Громов; отв. ред. Н.Л.
Пушкарева. – М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2009. – 340 с.; Молодежные субкультуры
Москвы. Сост. Д.В. Громов, ред. М.Ю. Мартынов. – М.: ИЭА РАН, 2009. – 544 с.; Левикова С.И.
Молодежные субкультуры. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 608 с.; Омельченко Е. Молодежные культуры и
субкультуры. – М.: Институт социологии РАН, 2000. – 264 с.; Щепанская Т. Система: тексты и традиции
субкультуры. – М.: ОГИ, 2004. – 286 с.
34 Малахова Е.В. Эстетическая составляющая современной молодежной субкультуры (на материале
движений «хиппи», «панков», «готов») : автореферат дис. ... канд. филос. наук : 09.00.04. – М., 2013. – 26 с.;
Плахов А.С. Специфика социального поля контркультуры: автореферат дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11.
– М., 2010. – 24 с.
35 Левикова С.И. Готика как она есть // Философские науки. – 2006. – № 7. – С. 79–92; № 8. – С. 91–101; № 9.
– С. 117–127; Левикова С.И. О готах, готике и больном российском обществе // Общественные науки и
современность. – 2006. – № 4. – С. 155–165.
36 Готы. Анализ субкультуры и движения в Санкт-Петербурге. Июль 2009 г. / В.А. Гущин, И.С. Черепенчук,
Лустберг А.Э., М.А. Дедюхина [Электронный ресурс] // URL: (дата обращения 20.03.2015).
Рабочая гипотеза состоит в том, что субкультура готов является звеном в цепи культурной традиции, берущей начало в эпохе европейского средневековья, последующими вехами которой стали предромантизм и романтизм, неоготика и декаданс. В свою очередь, молодежная готическая субкультура вырабатывает специфическое мировоззрение, выражающееся в особом стиле и творчестве, оказывающем влияние на современную массовую культуру.
Объект диссертационного исследования – молодежная субкультура готов.
Предмет исследования – философско-культурологический анализ особенностей молодежной субкультуры готов.
Цель диссертационной работы – охарактеризовать философско-культурологические особенности генезиса молодежной субкультуры «готы», ее стиль, ценности, культурные практики и влияние на современную культуру.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать философско–культурологическую специфику
готического стиля и мировоззрения, и выявить основные этапы его развития в
европейской культуре;
2) рассмотреть основные философско-культурологические подходы к
изучению молодежных субкультур;
3) выявить причины генезиса и развития молодежной готической
субкультуры (конец 1970–х – начало 2010–х гг.);
4) выявить основные направления и пути влияния готической
субкультуры на массовую культуру конца ХХ–начала ХХI вв.;
5) проанализировать главные культурные практики и особенности
репрезентации мировоззрения молодежной готической субкультуры в
виртуальном пространстве.
Методологическую и теоретическую основу исследования составило
сочетание исторического, историко-культурного, аксиологического
(ценностного) и системного подходов. В диссертации использованы
следующие исследовательские методы: историко-сравнительный метод,
позволивший проанализировать развитие готического стиля как в
синхроническом, так и в диахроническим плане, выявить логику его
трансформации; структурно-семиотический, позволивший описать и
проанализировать знаковую систему готического стиля и готической субкультуры; феноменологический – при анализе стиля, символов, ценностей и практик субкультуры. В ходе исследования применяется метод качественного контент-анализа, предметом которого являются содержание текстовых массивов готических сайтов, групп в социальной сети «Вконтакте», готические форумы.
Автор руководствовался теоретическими идеями, высказанными в работах Р. Барта, М. Бахтина, Ю. Лотмана, С. Махлиной, Х. Ортеги-и-Гассета, Г. Почепцова, П. Сорокина, Й. Хейзинги и О. Шпенглера. При анализе субкультуры готов были использованы подходы, содержащиеся в работах М. Брейка, С. Коэна, Т. Рошака, Д. Хебдиджа и Ст. Холла.
Научная новизна результатов исследования. Настоящая диссертация является первой попыткой целостного философско–культурологического анализа молодежной готической субкультуры, как варианта трансляции готической традиции западноевропейской культуры и трансформирующего воздействия субкультуры на современную массовую культуру.
К новым научным результатам можно отнести следующее:
– на основе целостного философско–культурологического анализа эволюции готического стиля прослежена мировоззренческая преемственность художественных традиций исторической готики, начиная от средневековых жанров «макабр» и «ванитас», неоготики периода предромантизма и декаданса до современного творчества готической субкультуры;
– показано, что стилевые решения молодежной готической субкультуры
являются альтернативой эстетике массовой культуры, что достигается
примом деконструкции – «переворачиванием», с использованием
кодированного обмена знаками. При этом доказано, что культурные
универсалии приверженцев субкультуры готов соответствуют основным ценностям постиндустриального общества;
– выявлен тренд заимствования и тиражирования готической субкультурной символики в массовой культуре;
– в научный оборот введены новые материалы и данные исследований по молодежной субкультуре готов в России (анализ стилистики и символики), выявлены основные составляющие этики субкультуры;
– посредством контент–анализа текстов готических групп в социальных сетях интернета установлено, что практики молодежной готической субкультуры перемещаются в виртуальное пространство социальных сетей. В молодежных субкультурных готических группах интернета обнаружены явления ризомоморфности и абсорбирования традиционных культур.
На защиту выносятся следующие положения:
-
Философско–культурологический анализ молодежной готической субкультуры с позиции трансдисциплинарного подхода позволяет по–новому оценить общенаучную и философскую значимость молодежной субкультуры в контексте проблем глобализации и унификации культур, их плюрализма. Становится очевидным факт неприемлемости для современного общества стилевой однородности, специфического маркера замедления социодинамики. Субкультурная неоднородность – фактор успешного развития общества.
-
Теоретическое пространство исследования феномена готики и готического стиля в современной культурологической науке достаточно обширно. Готический стиль ризомоморфно развивался и видоизменялся на протяжении почти целого тысячелетия, охватывая все сферы художественной культуры: от архитектуры и скульптуры до литературы, кино, музыки и моды, став одной из предпосылок для формирования современной молодежной готической субкультуры, с присущими ей мировоззрением, стилем, ценностями и культурными практиками.
3. Стиль субкультуры «готы» обнаруживает преемственность по
отношению к стилю средневековой и ренессансной готики, а также стилю
предромантизма (проявившегося, в частности, в «готических романах»),
романтизма и декаданса. Их общую этическую доминанту можно определить
как «величественный ужас» или «ужасающую величественность», с
пристальным вниманием к смерти, ужасу, темным, иррациональным сторонам
человеческого существования. Периодическое возвращение подобных
настроений в западной культуре, по–видимому, является результатом
эмоциональной солидарности поколений, когда страхи и ужасы прошлых эпох
совпадают по накалу эмоций с алармизмом нового тысячелетия, что позволяет
заимствовать из предшествующих культурных пластов архаизмы,
трансформируя их в ценности постиндустриального общества. Таким образом, готическую молодежную субкультуру отличает критико–рефлексивное мировоззрение, являющееся нонконформистским ответом на вызовы современной цивилизации.
4. Каждая из молодежных субкультур представляет собой определенный
результат предшествующего культурного развития, одновременно являясь
попыткой коллективного решения социальных и культурных проблем
молодежи или ее отдельных групп. Решение это приобретает символическую
форму, выражаясь в специфическом субкультурном стиле. Связь этого стиля с
социокультурным контекстом показывают обстоятельства генезиса
субкультуры готов. Она появилась в конце 1970-х – начале 1980–х гг. на волне
разочарования и упадка, после поражения «молодежной революции» конца
1960-х гг.; в начале эпохи постмодерна, репрезентировала себя бриколажем
макабрической, постапокалиптической символики, которая через творческий
катарсис способствует преодолению социальной напряжнности, дает
возможность индивиду избежать личностной деструкции.
5. К готической субкультуре тяготеют молодые люди творческой
направленности, ценители искусства, что стимулирует саморазвитие
субкультуры, повышает креативный потенциал готических сообществ и
способствует «долгожительству» этой молодежной субкультуры.
Концентрация творческой молодой энергии в субкультуре, в свою очередь,
способствует энтропийной экспансии ряда элементов готического стиля в том виде, как они сложились, в массовую культуру – в кинематограф, музыку, компьютерные игры, литературу.
6. Философско–культурологический анализ страниц готических групп в социальных сетях позволил сделать вывод о потенциале критико-рефлексивного осмысления действительности, особом мировоззрении, присущем молодежной готической субкультуре. Критическое, рефлексивное осмысление присутствует в субкультурном творчестве – поэзии, литературе, рисунках и фотографиях, и является не только выражением культурных интересов, но и попыткой найти решения ряда проблем современности. Проблемы этики глубоко волнуют субкультурную молоджь, выбирающую для своего творчества наиболее спорные, пограничные, амбивалентные формы. Характерный для субкультурного творчества «черный юмор» с философско-культурологической точки зрения помогает деконструкции коннотата страха.
Теоретическая и практическая значимость диссертации. Материалы исследования, а также его результаты могут послужить основой для дальнейшей теоретической разработки проблем молодежных субкультур. Материалы диссертации и ее выводы могут быть использованы для написания обобщающих работ по тематике молодежных субкультур, разработке учебных курсов по культурологии, философии и социологии культуры, а также составить основу специальных курсов, посвященных истории, теории и современному состоянию молодежных субкультур и массовой культуры. Материалы работы и ее выводы могут быть использованы в работе государственных и муниципальных структур, реализующих молодежную политику, социальных служб, а также СМИ и творческих союзов.
Соответствие паспорту специальности. Диссертационное
исследование, посвященное философско-культурологическому генезису, стилю и ценностям молодежной субкультуры «готы», соответствует следующим пунктам паспорта специальности 24.00.01 «Теория и история
культуры» (философские науки) п. 1.9 «Историческая преемственность в сохранении и трансляции культурных ценностей и смыслов» и п.1.16 «Традиции и механизмы культурного наследования» паспорта специальности 24.00.01 «Теория и история культуры» (культурология), 1.20 «Культура и субкультуры. Региональные, возрастные и социальные ориентации различных групп населения в сфере культуры» а также п.2.2 «Культура как ценность и как понятие. Причины бесконечного многообразия определений культуры», п.2.5 «История культуры и история культурологи» и п.2.11 «Культурно-исторический процесс».
Апробация диссертационной работы. Основные выводы и положения
работы получили предварительную апробацию на международных
конференциях в Санкт-Петербурге («Теоретические и практические аспекты развития науки», 24–25 сентября 2014 г.) и в Праге (XI международная научно-практическая конференция 27 февраля 2015 г.), а также на Всероссийской научно-практической конференции «Конфликты в социальной сфере» (Казань, 20–21 марта 2015 г.) и научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Дни науки КНИТУ» (2014). Основные положения диссертационного исследования представлены в восьми публикациях, три из которых размещены в научных журналах, рекомендованных ВАК РФ для публикации результатов диссертационных исследований.
Структура диссертации обусловлена логикой рассмотрения проблемы и состоит из введения, трех глав, включающих в себя семь параграфов, заключения и библиографического списка из 265 наименований.
Теоретические подходы к изучению молодежных субкультур
Примечательно, что именно понятие стиля (как «жизненного стиля») было в основе первой отечественной молодежной субкультуры, появившейся в СССР в конце 1940-х – начале 1950-х гг. – стиляг. Стилягами называли в то время тех, кто «танцует стилем» и «давит стиль», т.е. одевался и вел себя наперекор доминировавшему в СССР моностилизму. При этом определение «стиляга» носило экзогенный характер, т.е. сами стиляги его не употребляли, считая оскорбительным71. Значение стиля понимали и противники стиляг. В фельетоне Г. Гогоберидзе «Стиль и его поклонники», опубликованному в 1955 г. газетой «Советская культура», особо подчеркивается, что «стилягу» вы узнаете по особому «стилю» в разговорах, в манерах – по кричащему костюму, нагловатому взгляду»72.
Л. Ионин считает, что появление стиляг было для процесса трансформации советского общества даже более важным фактором, чем деятельность шестидесятников. Шестидесятники, по его мнению, хотели улучшить социализм, не забывая о собственной карьере; стиляги же бросили вызов «советской серости», а вместе с тем «всей советской жизни и Их стиль был попыткой революции снизу, причем революции не политической, а стилевой, что, может быть, даже важнее73.
Таким образом, в 1950-е – 1960-е гг. в СССР начался переход к полистилистической культуре, не завершенный до сих пор, хотя различные жизненные стили уже завоевали себе «место под солнцем». Зрелая полистилистическая культура характеризуется, по мнению Л. Ионина, терпимостью граждан по отношению к новым и чуждым культурным стилям, а также наличием формальных (в т.ч. утвержденных законодательно) правил взаимодействия различных стилей в повседневной жизни74.
Возможно, одним из таких стилей станет готический стиль, являющийся объектом настоящей работы. Поэтому ниже будут рассмотрены генезис данного стиля и его основные характеристики.
Историки искусства могут с большой точностью определить «день рождения» готического стиля и того историко-культурного феномена, что мы сегодня называем готикой – 14 июля 1140 г. Именно в этот день по инициативе аббата Сугерия начались строительные работы по обновлению хора церкви в бенедиктинском монастыре Сен-Дени (расположенном в нескольких километрах севернее Парижа). Эта церковь поистине стала вершиной художественного мастерства, гармонично объединив в себе элементы и мотивы, которые мы теперь считаем характерными признаками готики, и тем самым заложив основу для возникновения нового стиля75.
Однако в известной степени парадоксом является то обстоятельство, что ни аббат Сугерий, ни другие известные и неизвестные творцы готического стиля не называли его готикой; другим парадоксом является то, что готика и готический стиль не имеют прямого отношения к готам – германскому племени или союзу племен, существовавшему в Западной Европе II – VIII вв. и сыгравшему важную роль в Великом переселении
Архитектура. Скульптура. Живопись / ред. Р. Томан. - Кльн: Konemann, 2007. – С. 28. народов и падении Западной Римской империи. Слово «готика» в итальянском и других европейских языках в средние века употреблялось в значении «варварский, странный, дикий». Средневековье так и не выработало единого термина для определения нового типа архитектуры, а, начиная с XV в. определение «готический» начинает употребляться ренессансными гуманистами как негативная характеристика средневековой культуры. По мнению Ж. Базена, одним из первых это слово – применительно к испорченной латыни средневековых письменных памятников – употребил в 1476 г. Лефевр д Этапль. Позже, в 1524 г. оно встречается у Гийома Бюде. «По всей видимости, первым, кто применил слово «готика» к средневековой архитектуре, был бельгийский иезуит Карол Скрибаний, охарактеризовавший построенное в 1531 году здание антверпенской биржи как «opus gothicum»»76 (историческая хронология тогда лишь формировалась, и он не знал, что между последними готами и постройкой первого готического собора прошло не менее 300 лет).
Негативное восприятие готики ренессансными гуманистами не было чем-то случайным. Главная причина пристрастного отношения к готике, свойственного Ренессансу и более поздним эпохам, заключалась в том, что она воспринималась как символ средневековья; образцом же, на который следует ориентироваться и которым следует восхищаться, объявлялась античность. Фр. Петрарка в XIV в. и Ф. Брунеллески в XV в. резко отзывались о средневековой архитектуре как о наследии варваров77. Негативное отношение к средневековой архитектуре («maniera tedescha», т.е. «немецкая манера») выражено и в знаменитом письме Псевдо-Рафаэля римскому папе Льву X (1513-1521) о ходе строительства собора Св. Петра в Ватикане (письмо приписывалось Рафаэлю, Бальдассаре Кастильоне, portal-slovo.ru/art/35841.php Браманте, Перуцци и Леонардо да Винчи)78. Итальянский архитектор, художник и писатель Джорджо Вазари (1511 – 1574) писал, что стиль средневековой архитектуры, несоразмерный и дисгармоничный, был изобретен «готами, ибо после того, как были разрушены древние постройки и войны погубили и архитекторов, то оставшиеся в живых стали строить в этой манере, выводя своды на стрельчатых арках и заполняя всю Италию черт знает какими сооружениями»79. Впрочем, ассоциативная связь «средневековье – дикость, невежество, грубость» весьма устойчива, яркие примеры чему дал и XX в. Так, в конце эпохи «оттепели», в 1964 г. почти одновременно вышли две научно фантастические повести советских писателей, отождествляющие средневековье с мракобесием и изуверством: «Лезвие бритвы» И.А. Ефремова (глава 6, «Тени изуверов») и «Трудно быть богом» А. и Б. Стругацких80 (правда, с большей уверенностью в случае А. и Б. Стругацких, с меньшей – в случае И. Ефремова можно предположить, что изображенное ими средневековье – метафора для обозначения сталинизма). Следует подчеркнуть, что третирование средневекового искусства «титанами Возрождения» - не случайность и не каприз вкуса, а результат осознания того, что новая эпоха в мировоззренческом и аксиологическом отношениях во многом диаметрально противоположна средневековью, и потому должна быть отринута, дискредитирована и высмеяна. «Готика, символизировала прошлое, против которого выступали и с которым боролись прогрессивные силы настоящего. Подобное отношение долго не давало возможности непредвзято рассматривать готическое искусство и заслоняло подлинное своеобразие и художественную цельность готического стиля».81
Генезис и развитие субкультуры готов (конец 1970-х – начало 2010 х гг.)
Более поздние дефиниции определяют контркультуру как «совокупность норм и ценностей группы, резко противоречащих нормам и ценностям, господствующим в обществе, частью которого эта группа является» (Дж. М. Йингер)152 или как субкультуру, «в которой наиболее резко выражается неприятие молодым поколением современной западной культуры («культуры отцов», освящаемого ею образа жизни и формируемого ею типа личности» (Ю. Давыдов)153.
Контркультура появилась в США и Западной Европе как реакция на технократические и милитаристские тенденции в общественной жизни. Ее предшественники – романтическая традиция в западноевропейском искусстве, художественный авангард начал ХХ в., восточный и западный мистицизм и оккультизм, фрейдизм и неомарксизм франкфуртской школы154. При всей разнородности этих источников их объединяет неприятие рационализма, сциентизма и позитивизма. И, хотя среди участников контркультурного движения подавляющую часть составляла молодежь, идеологами и «гуру» были люди старшего поколения. Т. Рошак называет среди них Г. Маркузе, одного из ведущих представителей франкфуртской школы, создателя критической теории, объединившей марксизм и фрейдизм; психоаналитика Н. Брауна; поэта А. Гинзберга; священника и апологета дзен-буддизма А. Уоттса; проповедников психоделического «расширения сознания» Т. Лири и О. Хаксли; писателя, публициста и утописта П. Гудмена155.
Контркультурное движение началось примерно в 1961-1962 гг. и достигло пика в 1967-1968 гг. В нем выделялись два различных направления – первое, представленное хиппи, принципиально дистанцировалось от политики и выступало за уход от американского общества, второе – радикальные студенческие активисты, вдохновлявшиеся идеями «новых левых», ставили целью революционизировать политическую жизнь156. Т. Рошак делает тонкое замечание, что эти два столь различных направления объединял не только общий враг, но и общие ценности: любовь, ненасилие, уважение к человеческой личности, неприязнь к формализму и бюрократизму157.
Стала ли контркультура достоянием истории? Т. Рошак, первым описавший и проанализировавший е, полагает, что в начале 1970-х гг. контркультурное движение потерпело поражение (на значении этого события для возникновения субкультуры готов остановимся чуть ниже). Причины этого он видит в отсутствии прочной организации, недооценке стабильности и ресурсов корпоративного истеблишмента, оперевшегося на «самые невежественные и нетерпимые слои» американского общества, упразднение корпорациями в ходе неоконсервативной политики 1980-х гг. социальных гарантий158. Но контркультурное движение, которое можно назвать «молодежной революцией», не было напрасным: оно дало сильный стимул для развития экологических движений, движений за гражданские права расовых и этнических меньшинств, трансформировало стиль жизни западных обществ. Д. Брукс в книге «Бобо в раю: откуда берется новая элита» подробно описал стиль жизни бывших приверженцев контркультуры, ставших «бобо» - «богемной буржуазией»: «на поле битвы выросла новая культура. Мало-помалу стал формироваться новый свод правил светских и потребительских, замещая конкурирующие принципы богемы и буржуазии.
Этот новый свод правил определяет потребительское поведение образованного класса, поощряет те траты, которые считаются добродетельными, и порицает те, что отдают дурным вкусом и фанаберией… типичный бобо отрицает накопительство и провозглашает окультуривание. В своем потребительском поведении он должен демонстрировать сознательность и хороший вкус»159. С легкой иронией Д. Брукс отмечает, что с точки зрения «контркультурного капиталиста» выкладывать 25000 долларов за ванную комнату – позволительно, а 15000 за акустическую систему или широкоэкранный телевизор – дурной вкус, тратить несколько сот долларов на самую дорогую модель походных ботинок вполне позволительно, а вот покупать кожаные туфли под костюм за ту же сумму -неприлично.160 Это касается не только стиля потребления, но и стиля ведения бизнеса: в тех сферах, куда бобо принес контркультурный образ жизни, «официально принятая и насаждаемая руководством идеология сильно похожа на принципы богемы и радикалов»: максимальная свобода, постоянные изменения, страсть ко всему новому.161
В то же время существует точка зрения, согласно которой контркультура продолжает существовать, только место хиппи заняли другие субкультуры, в первую очередь панки, появившиеся «как протест против коммерциализации контркультуры 1960-х и инкорпорирования ее в истеблишмент»162. Если важнейшей характеристикой массовой культуры является необходимость извлечения прибыли, то DIY (от англ. Do It Yourself — рус. «сделай это сам») панк-культура не преследует финансовых целей. О. Аксютина приводит в качестве примера высказывание одного из владельцев небольшого магазина альтернативной музыки в Германии: «главный мотив
«Если я не могу танцевать…», С. 71. этой малоприбыльной деятельности – желание заниматься любимым делом, но в случае везения удается заработать немного денег»163. Общие тенденции субкультурного развития на протяжении последних 70 лет можно представить в виде сменяющих друг друга волн молодежных субкультур164. К субкультурам первой волны, начавшей подниматься в 1940 е гг., относятся битники и байкеры; на излете эта волна породила тедов и модов. Вторая, более мощная волна, поднимается в середине 1960-х гг., порождая хиппи и их антагонистов – скинхэдов. После поражения «молодежной революции» конца 1960-х гг. среди молодежи развитых индустриальных стран начинают распространяться настроения разочарования, упадка и отчаяния. Именно этот нисходящий тренд породил сначала субкультуру панков с ее лозунгом «Будущего нет!», а затем и готов, появившихся на рубеже 1970-х – 1980-х гг. как одно из постпанковских течений.
Субкультура готов и массовая культура: взаимодействие и взаимовлияние
Обвинения в связи готики и сатанизма звучат в основном со стороны религиозных и околорелигиозных консервативных организаций, в то время как среди готов практически не встречаются ни сатанисты, ни дьяволопоклонники. Как отмечает Д. Кравчук, готы «не удовлетворяют полностью ни одному принципу и не разделяют идей сатанистов. Они не призывают ни к совершению грехов, ни к животному удовлетворению страстей, ни к мстительности, ни к вседозволенности»302. Хотя многие готы интересуются различными направления оккультизма, явной связи между субкультурой готов и какими-либо религиями не обнаруживается. Более того, в большинстве свом готы атеисты или агностики.
Другое из распространенных обвинений в адрес готики – пропаганда суицида. Готика может привлекать людей с комплексами, психологическими проблемами, склонных к депрессии, но нет оснований полагать, что готы совершают суициды чаще, чем молодые люди, не принадлежащие к субкультурам. Вероятно, обвинение спровоцировано использованием готами танатофильной символики; но, как подчеркивает В. Хазов, все символы,
Кравчек Д.И. Кто такие эмо и готы, С.164. заимствованные готами, были реинтерпретированы субкультурой, и «танатофильская» символика в контексте субкультуры готов становится символикой перехода, инициации, преобразования внутреннего мира, преодоления обыденности и ограниченности303. По наблюдениям К. Джексон, готическая музыка, при всей своей мрачности, «не только не ввергает е поклонников в депрессию, но и оказывает на них положительное воздействие – улучшает настроение, помогает почувствовать себя увереннее и комфортнее»304. Группа санкт-петербургских социологов и психологов, на протяжении 2003 – 2009 г. изучавших сообщество готов Санкт-Петербурга, отмечала, во-первых, заметную утрату интереса готов на протяжении указанного периода к сатанизму (при наличии контактов с сатанистами) и, во-вторых, что «суицид не является субкультурной нормой готов. Ранее тема суицида, долгое время присутствовала в качестве одной из декларативных норм. Однако в настоящее время данная тема утратила значимость в рамках субкультуры»305.
Менее распространенным (но более, на наш взгляд, серьезным) является обвинение готов в симпатиях к нацизму. Как и другие обвинения, оно не базируется на твердых доказательствах, а оперирует отдельными актами, вырванными из контекста, слухами, которые иногда порождены прямыми провокациями. Известно, в частности, что солистка «Siouxsie and the Banshees» Сьюзи Сью во времена своей панковской молодости демонстративно носила нацистскую атрибутику. Позже она объясняла, что делала это для того, чтобы «эпатировать буржуазию»306. Чтобы защититься от обвинений в сочувствии нацистам, Сьюзи написала песню «Металлическая открытка», посвящнную художнику-антифашисту Джону
Что касается готов в Великобритании и США, то они, как правило, аполитичны либо симпатизируют либералам и умеренным левым; симпатии к правым, по мнению Д. Брилл, для готов нетипичны307. Ситуация в России в целом сходна. Российскими неонацистами в 2000-е гг. были созданы сайты nazi-goth.narod.ru и Right Gothic Front – «Правый Готический Фронт», представлявшие собой имитацию готических ресурсов с целью выдать себя за готов, но безуспешно. Попытки неонацистов вести свою пропаганду на готических сайтах и форумах встречали либо непонимание, либо неприязнь, и подавляющее большинство готов высказывалось против неонацизма308 (что совсем не удивительно, учитывая описанные выше ценности готов).
Несмотря на то, что, как было показано выше, обвинения в адрес готов носят характер недоразумений или инсинуаций, субкультура готов в России также часто подвергается общественной критике. В июне 2008 г. имела место попытка запретить ее на государственном уровне, когда Государственная дума рассматривала «Концепцию государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности». Готы в ней были приравнены к таким агрессивным субкультурам, как футбольные фанаты и наци-скинхеды309. Проект вызвал как возмущенные статьи, направленные против предлагаемого запрета субкультурной атрибутики, так и протестные акции представителей субкультур.
Подобные запреты, как считает Е. Омельченко, есть прямое проявление социального страха или фобии перед стремлением молодежи к инаковости, прежде всего, стилистической, за которой видится опасность развития других форм мысли, которые могут быть потенциально опасны для проводимой демографической политике; Общественный совет Центрального федерального округа. – М., 2008. – 413 с. идеологии (хотя доля сторонников всех субкультур составляет обычно не более 8-10 % численности молодежи)310. Готы неагрессивны по отношению к себе или окружающим, но могут становиться объектом агрессии со стороны обывателей, хулиганов или агрессивных молодежных субкультур. Ряд таких случаев, произошедших за рубежом, получили широкий общественный резонанс. Так в августе 2007 г. в г. Бэйкап (графство Ланкашир) агрессивно настроенная группа подростков напала на 20-летнюю девушку Софи Ланкастер и ее молодого человека. Они так были сильно избиты, что молодой человек стал инвалидом, а Софи через 13 дней скончалась в больнице311. Памяти Софи Ланкастер были посвящены двенадцатичасовый музыкальный марафон, в котором участвовали 10 рок- и поп-групп, и октябрьский фестиваль в Уитби 2007 г.312 В память о ней был учреждн кинофестиваль инновационных и экспериментальных фильмов Bacup Film Festival. Родители и друзья Софи основали благотворительный фонд «S.O.P.H.I.E.» (англ. Stamp Out Prejudice, Hatred And Intolerance Everywhere – «Избавимся от предубеждений, ненависти и нетерпимости повсеместно»313) с целью пропаганды толерантности среди молоджи. В апреле 2013 г. полиция графства Большой Манчестер официально объявила, что преступления против готов или представителей других субкультур будут квалифицироваться как преступления на почве ненависти (что считается победой родственников и друзей Софи, настаивавших на этом в течение пяти лет)314.
Репрезентация субкультуры готов в Интернете и в виртуальных социальных сетях
Прическа как признак принадлежности к готической среде не является столь значимым группообразующим признаком, как у хиппи. Прически готов многообразны: от брутально маскулинных до утонченно фемининных. Викторианские или антикварные готы чаще всего берут в качестве образца прическу соответствующей эпохи; впрочем, молодые люди при этом нередко выбривают виски и зачесывают волосы на одну сторону (выбритые виски нередко встречаются также среди готов-фетишистов и готов-вампиров). Преемственность по отношению к субкультуре панков выражается в прическах-ирокезах, влияние клубной субкультуры – в окрашивании волос в яркие «кислотные» цвета, что нередко встречается у глиттер-готов и кибер-готов.
Остановимся подробнее на некоторых особенностях телесного кода, характерных для киберготов. Впрочем, применительно к этому подстилю довольно сложно говорить о предметном коде или о телесном коде: куда отнести провода или другие технические аксессуары, заплетенные в волосы? Происходит слияние телесного и предметного кодов, и это весьма примечательный факт, могущий указывать определенные направления дешифровки символического кода киберготов. Действительно, что они хотят сказать, вплетая провода в волосы, окрашенные в яркие цвета, используя как украшения печатные платы, транзисторы, разъемы и пр.?
Первая интерпретация может быть названа «историко психоаналитической». Действительно, прически девушек-киберготов имеют весьма угрожающий вид, обладая сходством с мифологическим образом, весьма важным как для античной, так и для западноевропейской культуры –
Медузы Горгоны. В интерпретации З. Фрейда, ужас перед головой Медузы вызывается страхом кастрации или комплексом кастрации378.
При этом с исторической точки зрения образ Медузы Горгоны восходит к образу Богини-Матери доиндоевропейской Европы; Богиня-мать или жрицы ее культа нередко изображались со змеями. По предположению А. Голана, змея или священный змей был культовым животным Богини-матери или е сакральным супругом379. Почитаемое ранее божество впоследствии стало чудовищем, когда олимпийский пантеон богов вытеснил культ Богини-матери. Представление же о том, что взгляд Горгоны превращает вс живое в камень, как предполагает А. Голан, видимо, родилось из страха древних перед взглядом богини380. К. Г. Юнг, исследуя архетип матери, отмечал как позитивные его стороны, так и негативные: «в негативном плане архетип матери может означать нечто тайное, загадочное, темное: бездну, мир мертвых, вс поглощающее, искушающее и отравляющее, т.е. то, что вселяет ужас и что неизбежно, как судьба»381.
Но, возможно, для дешифровки этого символического кода не следует заходить так далеко. Угрожающая прическа киберготов может восходить к образу Хищника из одноименного фильма 1987 г. – агрессивного пришельца, охотящегося на людей. При этом важный атрибут Хищника – его заплетенные во множество косиц волосы – возможно, отсылает зрителя к субкультуре раста, появившейся в 1950-х – 1960-х гг. на островах Вест-Индии. Одним из главных элементов стиля этой субкультуры являются дреды – волосы, заплетенные во множество кос, поскольку, по представлениям приверженцев раста, растаманов, волосы не следует ни стричь, ни обрезать: они должны расти естественным путем382. Первоначально раста была субкультурой исключительно темнокожей молодежи, воплощая протест против «Вавилона» - современной капиталистической цивилизации, социального и расового угнетения383. Для раста дреды символизируют гриву африканского льва и протест против Вавилона. Символическое значение дредов заключается также в противопоставлении их обладателей белым «слугам Вавилона» с их «нормальными» волосами384. При этом растаманы, как правило, неагрессивны; как и для хиппи, мир и любовь для них являются основными ценностями385. Возможно, режиссер «Хищника», наделяя инопланетного агрессора дредами, тем самым выразил неприятие цветной молодежи (поскольку та не желала интегрироваться в западную культуру, а предпочла собственный путь) и страх перед ней.
Вторая версия, возводящая прическу киберготов (киберлоки) к дредам растаманов и Хищника, выглядит убедительнее, нежели неожиданная активизация древних архетипов. Также, возможно, объяснение символики печатных плат и им подобных аксессуаров, используемых киберготами в качестве украшений, можно найти в современной фантастике (киберпанк и близкие жанры): героям, пережившим техногенные катастрофы, имплантируются искусственные органы и они превращаются в суперменов или киборгов. Характерным в этом отношении является название стихотворного сборника современного российского поэта Ф. Сваровского – «Все хотят быть роботами». Большинство стихотворений сборника – длинные баллады, антураж которых заимствован из произведений примитивной (трэшевой) фантастики (звездолеты, роботы, космические сражения с использованием лазеров, плазменного оружия и пр.). Однако ни к трэшу, ни к романтическим балладам отнести их нельзя из-за авторской иронии, доходящей порой до сарказма, и экзистенциальной тоски, которая, по Сваровскому, присуща даже боевым роботам. Уже в первом стихотворении, давшем название сборнику, описан тип современных людей, желающих стать как роботы: «Один / в 10 лет мечтал дружить с роботом / в 14 представлял, как женится на девушке-андроиде / в 20 думал о том, как со временем сменит органику / на сверхпрочные углеродные материалы». При этом в мире Сваровского роботы сохраняют больше человеческих чувств, избавившись при этом от ряда недостатков: они «не хотят ни есть, ни пить / смерти не знают / искусственное сердце ничем кроме любви-то и не занято даже / только любят, надеются / скучают, страдают»386. В стихотворении «Бой при Мадабалхане» робот, «после 121-ой атаки» оставшийся один в пустыне, молится Богу: «если я вс-таки есть / пускай я / тупая / жесть/ и спутанные провода / и меня за тридцать девять секунд убивает вода / но я прошу / избавить меня / от этой / непонятной тоски». Этот внутренний монолог искалеченного робота плавно переходит во внутренний монолог лежащего на диване любителя фантастики; ему тоже плохо – «с перепоя /или от того, что начинается грипп» – и он просит вышнего адресата избавить его «от этой тяжести мыслей /от этой тупой некрасивой жизни»387.
Трэшевая атрибутика и авторская ирония маскируют болезненные размышления над одной из серьезных проблем современной цивилизации: в изменившейся среде обитания человек превращается в робота (или ему кажется, что он превращается в робота), обретает новую плоть, но продолжает испытывать прежние человеческие эмоции: страх, одиночество, тоску. Возможно, в русле этой тенденции действуют и киберготы (если они рефлексируют над этим): украшая себя проводами, печатными платами, разъемами и пр., они желают обрести новую, постчеловеческую плоть, сохраняя при этом человеческие чувства.