Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культуротворческий и воспитательный потенциал движения военно-исторической реконструкции в России Богданов Святослав Вадимович

Культуротворческий и воспитательный потенциал движения военно-исторической реконструкции в России
<
Культуротворческий и воспитательный потенциал движения военно-исторической реконструкции в России Культуротворческий и воспитательный потенциал движения военно-исторической реконструкции в России Культуротворческий и воспитательный потенциал движения военно-исторической реконструкции в России Культуротворческий и воспитательный потенциал движения военно-исторической реконструкции в России Культуротворческий и воспитательный потенциал движения военно-исторической реконструкции в России Культуротворческий и воспитательный потенциал движения военно-исторической реконструкции в России Культуротворческий и воспитательный потенциал движения военно-исторической реконструкции в России Культуротворческий и воспитательный потенциал движения военно-исторической реконструкции в России Культуротворческий и воспитательный потенциал движения военно-исторической реконструкции в России Культуротворческий и воспитательный потенциал движения военно-исторической реконструкции в России Культуротворческий и воспитательный потенциал движения военно-исторической реконструкции в России Культуротворческий и воспитательный потенциал движения военно-исторической реконструкции в России Культуротворческий и воспитательный потенциал движения военно-исторической реконструкции в России Культуротворческий и воспитательный потенциал движения военно-исторической реконструкции в России Культуротворческий и воспитательный потенциал движения военно-исторической реконструкции в России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Богданов Святослав Вадимович. Культуротворческий и воспитательный потенциал движения военно-исторической реконструкции в России: диссертация ... кандидата : 24.00.01 / Богданов Святослав Вадимович;[Место защиты: Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.].- Саратов, 2015.- 148 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Интерпретация истории и культуры движением ВИР 16

1.1. Терминология исследования 16

1.2. Объект и предмет ВИР как оригинальной формы исследования 23

1.3. Воинские культуры прошлого в зеркале движения ВИР 32

Глава II. Культуротворческий потенциал движения ВИР 43

2.1. Культурная репрезентация движения ВИР 43

2.2. Сохранение культурного наследия и развитие туризма 54

2.3. Научное направление в движении ВИР 71

Глава III. Воспитательный потенциал движения ВИР 86

3.1. Трансляция исторических образов и культурных ценностей движением ВИР 86

3.2. Воспитательные практики движения ВИР 99

3.3. ВИР как фактор формирования культуры личности 111

Заключение 120

Список литературы диссертационного исследования 123

Приложение

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Развитие постклассической системы научного знания характеризуется выделением практических интересов и нравственных ценностей субъекта культурологического познания в качестве определяющих факторов, влияющих на результат производимых исследований. В данном ключе изучение такого феномена культуры как движение военно-исторической реконструкции с позиции его участника представляется важным именно в плане теоретизации практик данного инициативного движения. В свою очередь, теоретизация данной деятельности может способствовать ее большей информационной освещенности и разъяснению той практической пользы, которую приносит для общества движение военно-исторической реконструкции.

Потребность в аккумуляции знаний об окружающем мире является естественной для любой культуры на любом этапе ее исторического развития. Культура как результат во многом практической деятельности включает весь совокупный опыт освоения мира и в этом плане является источником необходимых для жизни знаний и творческих идей. Именно поэтому сегодня важны не только передача практических знаний, навыков и технологий, но и трансляция на современность того, что наполняло духовную сферу жизни общества в более отдаленные периоды истории – зафиксированных мыслей и выкристаллизованных ценностей.

Актуальность рассматриваемой темы проистекает из того, что движение военно-исторической реконструкции становится все более узнаваемым и ярким феноменом современной общественной и культурной жизни. Разнообразные культурно-просветительские и воспитательные практики движения военно-исторической реконструкции во всем многообразии их форм и проявлений могут и должны стать объектом пристального культурологического анализа. Кроме того, на современном этапе развития культуры существует множество вопросов общественного и культурного развития, которые возможно успешно решать, используя опыт движения военно-исторической реконструкции. Среди этих вопросов – обеспечение культурной преемственности поколений, развитие военно-исторического и историко-культурного туризма как эффективной формы познавательного досуга, организация воспитательного пространства для детей, подростков и юношества в рамках дополнительного образования и т.д.

Ценности культуры в рамках движения исторической реконструкции рассматриваются как живое, подлежащее осмыслению и переработке достояние, относящееся к периодам истории, воссозданием которых занимаются объединения военно-исторической реконструкции. Как уже было от-3

мечено, данное наследие может быть пересмотрено и переработано в соответствии с современными потребностями культуры и именно поэтому настолько важны та интерпретация и визуальное преподнесение прошлого, которое выражается в деятельности военных реконструкторов. Оживающие духовные традиции, технологии и другие элементы прошлого в синтезе с настоящим рождают чувство неразрывной связи поколений, позволяют по-другому взглянуть на современную культуру и стратегии ее будущего развития.

Понимание движения военно-исторической реконструкции невозможно без проникновения в суть тех насущных и стратегических проблем, которые стоят перед данным движением. Метаморфозы и изменения, происходившие внутри движения исторической реконструкции с кон. 80-х – нач. 90-х гг. XX в., как и само его появление, являются во многом отражением тех внутренних изменений, которые претерпевало общество. В наши дни относительно малочисленные группы военно-исторической реконструкции своей общественной активностью значительно влияют на развитие культурного самосознания. Меняется отношение к памятникам культуры и к историческому прошлому. Благодаря движению исторической реконструкции возрастает внимание к культурному наследию, появляются новые динамичные формы его актуализации, а также оригинальные методы воспитательной работы с детьми и молодежной аудиторией.

Термин «потенциал», фигурирующий в названии данной работы, в своем первоначальном значении описывает нечто не раскрывшееся в полной мере. Исходя из этого, данное исследование предполагает своего рода прогностическое определение желаемой цели, которое, в свою очередь. рождает необходимость выявления тех ключевых позиций исследования, которые могут рассматриваться как наиболее значимые векторы будущего развития движения. Исследование ставит своей целью создание определенного позитивного конструкта, который может способствовать как более продуктивному поиску новых решений в рамках рассматриваемого движения, так и более внимательному отношению к деятельности военных реконструкторов со стороны общества.

Степень изученности проблемы. Исследование движения военно-исторической реконструкции с точки зрения его культурной значимости еще не нашло своего должного освещения в русскоязычной научной литературе. Поэтому при написании данной работы мы вынуждены были исходить из анализа немногочисленных научных публикаций, которые, тем не менее, были дополнены определенным количеством статей публицистического характера.

В качестве первого обстоятельного культурологического исследования на русском языке, посвященного движению исторической реконструкции, следует выделить диссертацию И.В. Глухарева «Движение военно-исторической реконструкции как социокультурный феномен». В данной работе приводятся первые попытки теоретизации деятельности военных реконструкторов, в частности анализируется вклад движения военно-исторической реконструкции в военно-патриотическое воспитание молодежи. Одним из существенных отличий данного исследования является его направленность на рассмотрение социально значимых аспектов развития движения исторической реконструкции. Некоторые положения исследования И.В. Глухарева являются спорными, в частности в разделе, посвященном перспективам развития движения, автор говорит о тенденции «поглощения движения военно-исторической реконструкции шоу-бизнесом». Можно утвердительно отметить, что спустя пятнадцать лет, которые прошли с момента публикации данной работы, ни о каком поглощении говорить не приходится и тем более о том, что вследствие этого движение «теряет свою уникальность».

Среди последующих работ можно выделить публикации В.К. Донской, в центе которых находятся проблемы формирования социальной структуры и организационные основы рассматриваемого движения, а также рассматривается историография движения военно-исторической реконструкции на примере Волго-Вятского региона. В работе Е.Л. Суздальцева рассматривается использование возможностей военно-исторической реконструкции и их применение в педагогической сфере, в частности в области подготовки будущих педагогов художественного направления.

Определенный интерес представляет диссертация Н.С. Божка «Движение исторической реконструкции как феномен молодежной культуры», в которой приводятся значительные данные об исследуемом движении, основанные на методе интервьюирования, рассматривается связь движения исторической реконструкции с литературой, приводится анализ привлекательности практик исторической реконструкции с точки зрения их социальной направленности. Взаимодействию практик движения военно-исторической реконструкции с педагогической деятельностью посвящены работы Д.А. Николаева.

Важнейшая, на взгляд автора, проблема взаимодействия движения исторической реконструкции с туристической сферой на сегодняшний день практически не нашла своего отражения в научной литературе. Единственной исследовательской работой, затрагивающей проблему развития фестиваля исторической реконструкции как конкретного объекта культуры

и оригинального туристического продукта, является статья Т.Г. Курбат «Забытая война» в интерьере военно-исторического фестиваля «Времена и эпохи»: новая жизнь и исследовательские возможности».

Определенный интерес представляет англоязычная и немецкоязычная литература по интересующей нас проблематике. Среди них особенно выделяются работы немецких исследовательниц С. Самида и В. Агнев, которые акцентируют свое внимание на направлении living history, взаимопроникновении исторической реконструкции, экспериментальной археологии и музейной педагогики, а также в целом на проблемах эмоционального восприятия истории в деятельности рассматриваемого движения. Стоит особо отметить, что в Западной Европе уровень научной теоретизации практик исторической реконструкции значительно выше, чем в России. Это, в свою очередь, можно объяснить тем, что в Западной Европе и США популярное сегодня направление «живая история» развивается уже довольно длительное время и имеет собственные многолетние традиции.

Среди исследований общего характера в первую очередь стоит отметить работы Л. Уайта, посвященные, в том числе, анализу культурно-символических систем. Фундаментальные исследования ценностных оснований культуры, предпринятые в трудах Г. Риккерта, В. Дильтея, Н.О. Лосского, Н.А. Бердяева и Р. Кронера, являются важной теоретической базой для поиска аксиологических оснований деятельности военных реконструкторов в России. Исследование М. Коула «Культурно-историческая психология – наука будущего» важно для нас с точки зрения теоретического осмысления педагогических и воспитательных практик движения исторической реконструкции.

Объектом исследования является движение военно-исторической реконструкции как феномен современной общественной и культурной жизни.

Предметом исследования является культуротворческий и воспитательный потенциал движения исторической реконструкции, раскрывающийся в процессе осуществления практик данного движения.

Целью исследования является выявление тенденций и векторов развития движения военно-исторической реконструкции в свете культуро-творческой и воспитательной проблематики.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Исследовать формы культурной репрезентации участников движения военно-исторической реконструкции.

  1. Рассмотреть конкретный вклад представителей движения исторической реконструкции в популяризацию знаний об истории и культуре.

  2. Выявить основные тенденции развития историко-культурного туризма в их связи с фестивальной практикой движения военно-исторической реконструкции.

  3. Исследовать визуальную и ценностную составляющую культурных и воспитательных практик движения исторической реконструкции.

  4. Выявить факторы, влияющие на формирование культуры личности, в рамках движения военно-исторической реконструкции.

  5. Исследовать воспитательный опыт движения военно-исторической реконструкции и его конкретное применение в сфере военно-патриотического воспитания.

Гипотеза исследования состоит в следующем.

В стратегическом отношении и в отношении той пользы, которую движение военно-исторической реконструкции приносит обществу, развитие данного инициативного движения в современных условиях может сводиться к двум основным векторам – культуротворческому и воспитательному. Культуротворческая деятельность движения исторической реконструкции направлена на преобразование культуры при помощи синтеза образов и культурных ценностей различных эпох с современностью, выработку новых методов актуализации и сохранения культурного наследия, а также на формирование позитивного отношения к истории и привитие молодежи чувства ответственности за сохранение культуры. Важнейшим элементом воспитательной деятельности движения военно-исторической реконструкции является направление, связанное с военно-патриотическим воспитанием подрастающего поколения. Общественно значимые культурные и воспитательные практики движения военно-исторической реконструкции могут быть ассоциированы с основными формами культурной репрезентации исследуемого движения.

Теоретическими и методологическими основаниями диссертационного исследования являются принцип научности, а также принцип диалектической связи культурных явлений и процессов. Данная работа сочетает в себе методы как теоретической, так и прикладной культурологии. Взаимосвязь теории и практики в изучении движения военно-исторической реконструкции выделяется как необходимое условие его более глубокого понимания. Автор также придерживался междисциплинарного подхода, целью которого является конвергенция социально-гуманитарного знания. Исследование велось на стыке таких дисциплин как культурология, военная история, философия и педагогика.

Среди используемых общих методов культурологического исследования стоит отметить диалектический метод, состоящий в рассмотрении культуры как многогранного и внутренне противоречивого явления, а также структурно-функциональный метод, фокусирующийся на роли отдельного элемента в функционировании целостной культурной системы. В качестве наглядного примера здесь можно привести исследование клуба исторической реконструкции как воспитательного института и как структурной единицы движения военно-исторической реконструкции.

Среди применяемых в данной работе частных или специальных ме
тодов культурных исследований стоит выделить культурно-
антропологический метод, в котором культура рассматривается как меха
низм передачи практических навыков и знаний. Применение данного ме
тода выражается в первую очередь в анализе разнообразной деятельности
представителей движения исторической реконструкции по сохранению ма
териального и нематериального культурного наследия, а также по воссо
зданию в современных условиях технологий прошлого. Особое внимание
уделяется методикам сохранения данного уникального культурного опыта
и его распространению в общественной среде. Применение деятельностно-
го подхода также важно для исследования феномена военно-исторической
реконструкции, т.к. в рамках данного метода деятельность отдельной лич
ности или группы рассматривается как важнейшее условие функциониро
вания культуры. Ценностный подход позволяет исследовать культуру как
живую ткань духовных ценностей и смыслов, вкладываемых в конкретные
объекты культуры в различные исторические периоды.

Источниковая база диссертационного исследования. Источники, связанные с деятельностью многочисленных объединений военно-исторической реконструкции можно разделить на две основные категории: 1) документы движения, включающие в себя уставы клубов исторической реконструкции, положения о проведении мероприятий и т.д.; 2) интернет-ресурсы, представленные в основном сайтами клубов исторической реконструкции.

Документы движения военно-исторической реконструкции являются важнейшим источником именно в свете того, что полученные из них данные позволяют нам составить общую картину деятельности разнообразных как по возрастному, так и социальному составу групп исторической реконструкции. В уставах и других внутренних документах содержатся сведения о принятых в то или иное время решениях, в том числе о выборе клубами наиболее приоритетных направлений реконструкции. Положения о проведении фестивалей исторической реконструкции включают в себя общие

данные об организуемых фестивалях, обозначают регламент данных мероприятий. Кроме того, документы позволяют проследить направленность практик данного движения, которые мы условно разделяем на культурно-просветительские и воспитательные.

В качестве самого массового источника, который был использован при написании данной работы, выступают сайты клубов и ассоциаций военно-исторической реконструкции. Среди данных ресурсов следует выделить портал Kameraden.ru, ведущий учет объединений военно-исторической реконструкции, сайт Mreen.org, выступающий в качестве хранилища разнообразных материалов о реконструкции и также содержащий в себе информацию о клубах и мероприятиях военно-исторической направленности, сайт Ассоциации раннесредневековых исторических клубов «Гардарика», сайт Международной военно-исторической ассоциации и т.д. Использование информации с данных сайтов позволяет, с одной стороны, создать довольно обстоятельную источниковую базу исследования, с другой – дает возможность заполнить ту лакуну, которая образовалась в результате отсутствия должного количества научных публикаций о движении исторической реконструкции в России.

Соответствие темы диссертации требованиям Паспорта специальностей ВАК. Исследование выполнено в рамках специальности 24.00.01 – Теория и история культуры. Тема диссертации соответствует п. 9. Историческая преемственность в сохранении и трансляции культурных ценностей и смыслов; 14. Возникновение и развитие современных феноменов культуры; 16. Традиции и механизмы культурного наследования; 23. Личность и культура; 31. Организация культурной жизни; 33. Институты культуры и их функции в обществе Паспорта специальностей научных работников ВАК Министерства образования и науки РФ (культурология).

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

  1. Впервые на уровне культурологического исследования выявлены основные формы культурной репрезентации движения военно-исторической реконструкции.

  2. Основываясь на опыте участия в движении исторической реконструкции, удалось обозначить основные направления развития данного движения, связанные в первую очередь с научно-исследовательской, туристической, культурно-просветительской и педагогической деятельностью.

3. Определена связь между деятельностью в сфере историко-
культурного туризма и сохранением культурного наследия, которая нахо-

дит свое выражение в развитии такого феномена культуры как фестиваль исторической реконструкции.

4. Установлена непосредственная связь между транслируемыми движением военно-исторической реконструкции образами и ценностями, с точки зрения их практического использования в сферах культурного и военно-патриотического воспитания молодежи.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Многообразие практик и форм культурной репрезентации движе
ния исторической реконструкции проистекает с одной стороны из много-
аспектности воссоздаваемого прошлого, с другой стороны является след
ствием применения движением разнообразных подходов к визуальному
представлению истории. Военно-историческая реконструкция из разно
видности хобби преобразуется в самостоятельную отрасль систематизации
знаний об истории и культуре, а также в систему их эффектного визуаль
ного представления. Практическое изучение материального и духовного
наследия в рамках движения исторической реконструкции, а также исполь
зование элементов музейной педагогики и экспериментальной археологии
позволяет говорить о военно-исторической реконструкции как об ориги
нальной форме исследования прошлого.

2. Объединение сфер историко-культурного туризма и военно-
исторической реконструкции представляется в качестве необходимого
условия актуализации и сохранения культурного наследия. Фестиваль ис
торической реконструкции, который является важной формой культурной
репрезентации исследуемого движения, может также рассматриваться в
качестве современного туристического продукта – т.е. в качестве конкрет
ного, поддающегося анализу объекта культуры. Проекты движения воен
но-исторической реконструкции в области историко-культурного туризма
способствуют более рациональному и эффективному использованию ре
креационных ресурсов различных регионов России, в том числе через раз
витие парков живой истории.

3. Результатом трансляции исторических и культурных образов дви
жением военно-исторической реконструкции является создание новой об
разной системы
, которая включает все многообразие переносимых на со
временность образов прошлого, связанных с военным делом, наукой, спор
том, искусством и ремеслами. Ассоциируемые с данными сферами воссо
здаваемые образы способствуют визуальному насыщению повседневности,
а также могут эффективно использоваться, в том числе, в военно-
патриотическом воспитании подрастающего поколения.

4. Формирование культуры личности в рамках движения военно-
исторической реконструкции происходит в процессе осуществления кон
кретной общественно и культурно значимой деятельности, а именно во
площения в жизнь образовательных, музейных, туристических и военно-
патриотических проектов. Анализ культурных и воспитательных практик
движения военно-исторической реконструкции выявил их значимость в
качестве уникального опыта общественной самоорганизации, который
приобретают молодые участники движения. С точки зрения развития лич
ности участие в исторических реконструкциях может рассматриваться как
эмоциональный и телесный опыт освоения истории.

5. В процессе осуществления социально значимых практик рассмат
риваемого движения раскрывается воспитательный потенциал клуба исто
рической реконструкции как инициативного общественного объединения,
стоящего на началах самоорганизации. Клуб военно-исторической рекон
струкции как структурная единица всего движения в целом предстает перед
обществом в виде модели организации воспитательного пространства.

Научно-практическая значимость диссертации в первую очередь заключается в возможности применения ее результатов в культурной и воспитательной деятельности движения военно-исторической реконструкции, а также в любой практической деятельности военно-патриотического характера. Данная работа является не только собранием теоретических построений, но и обобщением практического опыта автора, основанного на многолетней деятельности в клубах военно-исторической реконструкции. Кроме того, результаты данного исследования могут быть использованы в дальнейшем культурологическом и историческом изучении движения военно-исторической реконструкции как феномена культуры. Результаты исследования могут быть использованы при составлении методических пособий и других научных изданий по культурологии, истории современных общественных и молодежных объединений, истории науки, а также по истории культуры конца XX – начала XXI вв.

Апробация результатов исследования:

  1. Х Международная научно-практическая конференция «Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Москва, 2013).

  2. XII Международная научно-практическая конференция «Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Москва, 2013).

  3. Научная конференция «Актуальные проблемы социально-гуманитарных исследований» (Саратов, 2013).

  1. IV Международная научная конференция «Applied Sciences in Eu-rope: tendencies of contemporary development» (Штутгарт, 2013).

  2. Международная научная конференция «Историческая память России: прошлое и настоящее» (Саратов, 2014).

  3. Х Международная научная конференция «European Applied Sci-ences: modern approaches in scientific researches» (Штутгарт, 2014).

  4. III Всероссийская научно-практическая конференция «Бизнес, общество и молодежь: идеи преобразований» (Саратов, 2014).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав (шести параграфов) и заключения. Общий объём диссертации 148 страниц. Библиографический список включает 199 наименований.

Объект и предмет ВИР как оригинальной формы исследования

Середину 1990-х годов, а именно 1994 – 1995 гг. в российской реконструкции Средневековья можно охарактеризовать как – «своеобразный водораздел, точнее, турнирораздел, где-то в этот период заканчивались первые пробные шаги военно-исторического клубного (ВИК) движения и постепенно начинали сформировываться нынешние основные два его пути – спортивное и не спортивное» [52]. Два описанных здесь направления отличались друг от друга тем, что ставили на первое место с одной стороны «приоритет турнирности в ущерб историчности и более тщательную историческую реконструкцию» [52] с другой стороны.

Маловероятно, что кто-то из исследователей движения военно-исторической реконструкции сможет установить точную дату его возникновения в России, даже используя временное приближение, вплоть до месяца. Известно, к примеру, что «в мае 1990 г. произошло выделение активных сторонников идеи восстановления униформы начала XIX в. в так называемую 2-ю гренадерскую роту» [150], которая составила костяк группы реконструкции «Московский гренадер» – одного из первых объединений реконструкторов в России. В нашем же случае это не столь важно, т.к. мы будем рассматривать не историю движения исторической реконструкции, а скорее разнообразные формы его культурной репрезентации и его вклад в развитие современной культуры и воспитание молодежи.

Известный американский антрополог Л. Уайт писал в свое время: «Наука – это не совокупность данных, а методология их интерпретации» [147, С. 11]. Интерпретировать процесс становления и развития такого феномена культуры, как движение военно-исторической реконструкции представляется довольно нелегкой задачей и, тем не менее, мы попытаемся обозначить основные тенденции развития данного движения, которые помогут нам решить данную задачу. Перед рассмотрением данных тенденций необходимо установить четкое разграничение используемых терминов, иначе говоря, наладить терминологический аппарат, для того, чтобы не допустить текстовых разночтений и неверных интерпретаций некоторых используемых определений.

Ключевым понятием нашего исследования является термин «движение военно-исторической реконструкции» или «движение исторической реконструкции», что в равной степени адекватно тому явлению, которое мы рассматриваем. Авторское определение данного термина, наиболее соответствующее сути рассматриваемого движения, состоит в следующем: Движение военно-исторической реконструкции – это инициативное общественное движение, занимающееся практическим воссозданием материальной и духовной культуры прошлого на основе археологических, письменных и изобразительных источников.

Добавим здесь еще одно определение исследователя Д.А. Николаева, относящееся к самому процессу реконструкции. «Военно-историческая реконструкция – максимально достоверное, с точки зрения исторического факта, воспроизведение военных эпизодов различных эпох, происходивших в реальное время и в конкретном месте» [95, С. 38]. В различных работах военно-историческая реконструкция рассматривалась как «вид хобби» [7, С. 14] и как «ответвление эмоциональной истории» [183, С. 301]. Исследователь Т. Штерн в своем ответе на статью Б. Хауде предлагает рассматривать группы военно-исторической реконструкции в качестве «объединений досугового типа, вдохновленных экспериментальной археологией» [195, С. 18].

Совершенно неприемлемо рассматривать движение военно-исторической реконструкции как часть ролевого движения, как это освещается в статье А.Е. Каплуненко [См. 61]. Действительно, многие участники рассматриваемого движения приходили к занятию военно-исторической реконструкцией, начиная с ролевых игр, но представление в целом движения исторической реконструкции как «подгруппы» в «иерархии РИ» [61, С. 71] является абсолютно не соответствующим действительности утверждением.

В срезе нашего исследования также следует различать движение военно-исторической реконструкции и военно-историческое движение как два разных понятия. В первом случае речь идет только о движении военных реконструкторов; во втором – о более широком понятии, включающем в себя все виды деятельности, связанные с интересом к военной истории, как например увлечение военно-исторической миниатюрой, иллюстрацией или коллекционирование военного антиквариата. Таким образом, движение исторической реконструкции можно рассматривать как часть военно-исторического движения, но полное отождествление этих двух понятий является с нашей точки зрения не корректным.

Кроме того необходимо разграничить понятия движения военно-исторической реконструкции и исторической реконструкции как процесса. В первом случае перед нами – инициативное движение, стоящее на началах самоорганизации; во втором – методология и действие, связанное с воссозданием каких-либо элементов прошлого. В науке известен метод исторической реконструкции, относящийся к такой дисциплине как археология. Исследование исторических событий и явлений с позиции академической исторической науки также может включать в себя реконструкцию как попытку установления связи между событиями и фактами прошлого, но данные исследования не включают в себя практическое воспроизведение материальной и духовной культуры, что в свою очередь может рассматриваться как исключительная прерогатива движения военно-исторической реконструкции.

Воинские культуры прошлого в зеркале движения ВИР

В Германии living history «обычно переводится как живая/оживленная/испытываемая история, оставаясь определенной формой популярного представления истории и попыткой эмоционального приобретения знаний о прошлом» [193, С. 136]. Таким образом, можно отметить, что в феномене living history изначально заложена экспериментальная составляющая, позволяющая реконструкторам не только испытывать на себе условия жизни в различные исторические эпохи и свойства различных предметов, но и заинтересовывать этим потенциальных туристов и гостей фестивалей.

В России такие явления как музей живой истории или парк живой истории выступают в качестве новых элементов культурной жизни, в то время как в Западной Европе и США они уже довольно давно являются частью туристической индустрии. По мнению исследовательницы Т.Г. Курбат, что также соответствует нашим личным наблюдениям, тенденции связанные с направлением living history прочно укрепились в российской военно-исторической реконструкции только «с 2008 г.» [79, С. 82]. Как отмечает автор опыт организации фестивалей формата living history был во многом заимствован «российскими реконструкторами во время участия в мероприятиях, проводимых за рубежом» [79, С. 82].

К сохранению упоминаемого нами нематериального наследия движение исторической реконструкции имеет самое прямое отношение, т.к. в рамках фестиваля исторической реконструкции воссоздается военный церемониал

В данном ключе одним из ярких примеров успешного взаимодеймствия туризма и реконструкции выступает фестиваль «Времена и эпохи», ежегодно проходящий в Москве с 2011 года. «В целом, опыт организации и проведения фестиваля «Времена и эпохи», посвященного Первой мировой войне, позволяет считать, что он, как и другие подобные ему мероприятия, играют важную роль в сохранении исторической памяти современного российского общества. Участники и зрители военно-исторической реконструкции получают редкую возможность «прикоснуться» к прошлому, ощутить себя непосредственными свидетелями крупнейших исторических событий» [79, С. 83].

В Восточной Европе сегодня создается мощное культурное пространство, объединяющее представителей клубов из разных стран на основе общего интереса к военному наследию предков. Сегодня такие мероприятия как фестиваль «Рыцарский замок» в Выборге или фестиваль «Русборг», который «остается вторым по величине фестивалем реконструкции Средневековья в Старом Свете» [130, С. 1] стали не просто традицией, культурным или туристическим событием, но фактором, значительно изменившим культурный ландшафт современности. Если рассматривать культурный ландшафт как «сложный территориальный комплекс, являющийся структурным элементом культурного пространства» [28, С. 3], то его преображение под влиянием фестиваля исторической реконструкции можно проследить на всех уровнях – как в плане символического обогащения, так и отношении практических интересов, связанных со сферой культурного туризма.

Положительной тенденцией является увеличение количества и качества международных фестивалей исторической реконструкции. В этой связи стоит также отметить международный фестиваль исторической реконструкции и древней музыки эпохи викингов «Народы древней Балтии». В 2013 г. «международный фестиваль состоялся 13-14 июля в Зеленоградске Калининградской области России на берегу Балтийского моря, собрав около 100 участников (в числе которых группы реконструкторов из Литвы, Польши, Латвии, Швеции, Беларуси и России) и около 6000 зрителей. В программе фестиваля было выступление музыкальных групп, исполняющих старинную фольклорную музыку, реконструкция сражений викингов и показательные бои, демонстрация старинных ремесел, игры и забавы для детей и взрослых, обучение средневековым танцам, ярмарка средневековых товаров и катание на лошадях» [116, С. 2].

Подобные мероприятия заставляют взглянуть на культуру прошлого как на важную часть настоящего, с которой ассоциируются личные переживания и стремления. В результате осуществляется «присвоение пространства путем его образного расширения в рамках парадигмы самодвижущегося, саморазвивающегося наследия, как бы перемещающего прошлое в будущее посредством образно-символических и сакральных трансформаций современного пространства; настоящее тем самым приобретает свои собственные и самоценные культурные координаты, «заземленные» в конкретной местности» [55, C. 81]. В этой связи, следует упомянуть о саратовском проекте «Увек», и фестивале «Один день из жизни средневекового города». Данный проект Саратовского музея краеведения и администрации г. Саратова, осуществляемый при активном участии саратовских реконструкторов реализуется с 2012 г. и направлен на привлечение внимания общественности к судьбе одноименного средневекового городища. Первый фестиваль «Один день из жизни средневекового города» проводился в начале сентября 2012 г. Второй в 2014 г. и также как и первый был приурочен ко Дню города. Проект фестиваля был подготовлен «администрацией города Саратова, общественной организацией «Общество друзей Саратовского музея краеведения» и Саратовским областным музеем краеведения при поддержке министерства культуры Саратовской области» [159]. Фестиваль «был представлен на Всероссийской ярмарке событийного туризма в Москве в мае 2014 г.» [128, С. 4], где получил первое место в номинации «Исторические реконструкции».

Сохранение культурного наследия и развитие туризма

От созидательных ценностей перейдем к тому, что составляет смысловой стержень военно-исторической реконструкции – к военному делу и военной истории. Ценности воинских культур прошлого, которые составляют вторую группу рассматриваемых ценностей, вбирают в себя множество элементов, среди которых наиболее значимыми являются идеалы мужества и воинской доблести, а также идея защиты родной земли. В данном случае ядром всего процесса воспитания и смежного с ним изучения исторических воинских культур является воспитание воина как защитника своей земли и культуры.

Важно отметить, что вместе с развитием движения военно-исторической реконструкции возрождается и такой феномен как «рыцарственность, необходимой частью которой является культ военного искусства и воинской доблести» [17, С. 111]. Таким образом, через свою деятельность представители движения военно-исторической реконструкции предлагают обратиться к тем многочисленным образцам мужественности и героизма, которые являет нам военная история.

Ценности довольно часто связаны с транслируемыми образами, в которых и находят свое выражение. Средневековый образ рыцаря рассматривается реконструкторами как идеал воинской доблести, а сама идея рыцарства как «в высшей степени оригинальная военно-аристократическая этика» [85, С. 436] в современных условиях воплощается в реконструкции соответствующих ритуалов и воссоздании средневековой турнирной практики. В реконструкции польской шляхты, связанной, в том числе, с идеологией сарматизма также прослеживается влияние рыцарской идеи. «Рыцарский образец поведения как бы устанавливал отношения сармата с внешним миром, основной направленностью этих отношений являлась оборона Отечества» [82, с. 121]. Как показывает практика, представители многих клубов военно-исторической реконструкции заинтересованы не только в воссоздании внешнего вида воинов той или иной эпохи, но и в изучении духовных основ их жизни. Так военно-исторический клуб «Святояр» занимается реконструкцией дружинной культуры, имевшей распространение на граничащих со степью рубежах Древней Руси. В направления развития клуба входят: Реконструкция «воинского ремесла», а также «нравов и традиций, характерных для Скандинавии и Руси периода IX-XI вв.» [20]. Из данного примера следует, что реконструкция материальной культуры и воссоздание артефактов прошлого побуждает к осознанной созидательной деятельности, которая выражается, в том числе, в культурно-просветительных практиках рассматриваемого движения.

В качестве отдельной ценности можно рассматривать сохранение преемственности между частями и формированиями, игравшими значительную роль в военной истории России и современными клубами военно-исторической реконструкции. В качестве примера здесь можно привести клуб «Дроздовцы», являющийся преемником одноименного формирования времен Гражданской войны. «Чины Дроздовского объединения со всеми полномочиями, архивом и регалиями полка» [48] имеют отделения в нескольких крупных городах, в том числе в Москве и Париже. По словам участников данного объединения от других групп военно-исторической реконструкции их отличает «более серьезное и ответственное отношение к чинам и наградам, в соответствии с теми указаниями, которые были получены от официальных лиц белоэмиграции» [48].

Кроме того стоит выделить ценность иерархии, характерную практически для всех известных истории воинских сообществ. В пределах клуба военно-исторической реконструкции «иерархическая система позволяет новичкам проходить обучение, пользоваться информацией или данными, полученными старшими участниками, а также мотивирует их на дальнейшее развитие» [44, С. 413]. Ценностная установка на сохранение иерархии свойственная движению военно-исторической реконструкции характеризует его как сообщество, в котором во многом сохраняются традиционные представления о внутригрупповых отношениях.

Многоаспектность транслируемых движением исторической реконструкции образов и заключенных в них ценностей возвращает нас к сложности самого анализа такого элемента культуры как образ и к попытке осмысления того, что во многом направлено на эмоциональное восприятие. «Образ культуры в любой ее точке стереометричен. Все отражается во всем, и каждый феномен как бы растворяется в бесчисленном количестве разнонаправленных связей и отношений. Любые аналитические процедуры мышления, в силу своего линейного характера, способны лишь к выделению отдельных плоских проекций неуловимого стереометрического целого, которое никоим образом не желает сводиться к механической сумме этих отдельных аналитических проекций» [107, с. 193].

Таким образом, установленная в ходе данного исследования связь «образ ценность» помогла нам решить ряд задач, связанных, в том числе и с методологическим обоснованием деятельности исследуемого движения. Мы приходим к выводу, что военно-историческая реконструкция является не только важным инструментом осознания культурного прошлого, но и мощной базой возрождения его наиболее значимых ценностей посредством транслируемых исторических образов. Кроме того было выявлено две группы ценностей предлагаемых движением военно-исторической реконструкции современному обществу – это в первую очередь созидательные ценности, включающие в себя ценность труда и ценность гармоничного развития личности, а также ценности воинских культур прошлого, включающие в себя идеалы воинской доблести и идею защиты Отечества.

Воспитательные практики движения ВИР

При этом не стоит забывать, что стержнем всех научных поисков и практических разработок в рамках движения исторической реконструкции является изучение именно военной истории. С позиции ее практического изучения суть занятий в клубе военно-исторической реконструкции заключается в усвоении военной культуры прошлого как совокупности специфических знаний. Рассмотрим те основные пункты, которые на наш взгляд являются определяющими в понимании процесса усвоения подростками и юношеством реконструируемых аспектов военной культуры: Во-первых, усваиваются культурные дефиниции, связанные с воинским этикетом, военной культурой как специфической областью знаний; Во-вторых, в процессе деятельности воспитуемому прививается элементарная культура обращения с оружием, представленным только безопасными историческими репликами; В-третьих, военно-историческая реконструкция психологически подготавливает человека к такому негативному явлению социальной жизни, как война, на наглядном примере военной истории воспитывает в нем чувство ответственности и патриотизма.

С точки зрения военной антропологии последний пункт представляется крайне важным, т.к. в современном мире угроза новых войн не только не снимается, но даже возрастает вместе с изощренностью новых методов ведения войны. В России же, «для которой весь ХХ век явился чередой больших и малых вооруженных конфликтов, психология «человека с ружьем» оказалась преобладающей и в мирной жизни, решающим образом повлияла на весь ход ее истории» [128, С. 4–5].

С точки зрения практики военно-исторической реконструкции представляется возможным выделить несколько уровней, каждый из которых соответствует приобретаемым на нем навыкам и умениям, а также изменениям внутри будущей личности. Фокусной группой здесь являются лица подросткового периода от 14 до 17 лет, т.к. именно в этот период закладываются основы характера и фундамент мировоззрения. Все нижеизложенные обобщения, хотя и представляются несколько схематичными, тем не менее, основаны на многолетнем опыте участия в деятельности клубов исторической реконструкции. – Базисный уровень. Для него характерно знакомство с материальной культурой прошлого, овладение первичными навыками изготовления одежды и защитного вооружения, из которых формируется индивидуальный комплекс реконструктора. Происходит соприкосновение с наиболее значимыми предметами и произведениями материальной и духовной культуры прошлого. Начинающий реконструктор вовлекается в проводимые клубом исторической реконструкции общественно значимые мероприятия; – Уровень восходящего развития. Его также можно обозначить как промежуточный. На нем молодой реконструктор приступает к более глубокому научному изучению литературы и источников по выбранной им эпохе. Происходит более глубокое ознакомление с технологиями прошлого; Ментально-мировоззренческий уровень. Его можно считать последней фазой всего процесса. На нем у участника клуба исторической реконструкции складывается целостное представление о материальной и духовной культуре прошлого. Повышается и становится более ярко выраженной культурная самоидентификация личности.

Таким образом, на примере данной градации уровней мы видим, что происходит восхождение от навыков воссоздания предметов материальной культуры к целостному духовному становлению. Это доказывает, что именно в практической деятельности рождается осознание принадлежности к культуре того или иного сообщества. В определенной степени это можно объяснить взаимодействием не только с такими памятниками культуры как героический эпос, но и с материальными предметами, в которых заложены, в том числе, и духовные представления прошлых поколений о мироустройстве. Чувство личной ответственности за сохранение культурного наследия и исторической памяти, которое культивируется в движении военно-исторической реконструкции, может рассматриваться как значительный фактор формирования культуры личности, ее активной гражданской позиции.

Развивая идеи М. Коула можно отметить, что исследования в сфере культуры и культурно-исторической психологии могут выявить, хотя и в очень схематичном, условном виде, те факторы или условия, которые влияют на складывание культуры личности в рамках той или иной социальной группы. Здесь опять же проявляется такая проблема как создание для молодежи благоприятной воспитательной среды, проблема включенности подростков в социально значимое действие и т.д.

Движение военно-исторической реконструкции в процессе его дальнейшего развития и преобразования в качестве общественного института может «стать поистине прекрасной школой истории и благородных воинских идеалов» [71], а также школой приобретения практических, необходимых для жизни навыков и знаний, а также востребованных в самых разных сферах деятельности навыков организационной работы. Клубы исторической реконструкции как яркий пример самоорганизующихся сообществ сегодня имеют претензии считаться одними из наиболее эффективных негосударственных общественных культурных центров воспитательного характера, постоянно пропускающих через себя определенное количество молодежи. Данный воспитательный опыт также как и актуализируемое движением культурное наследие нуждается сегодня в сохранении.