Введение к работе
Актуальность темы исследования. Современный процесс реформирования России затронул все сферы жизни общества - экономику и политику, социальное развитие и основы духовности, в частности, воспитание и об\ченпе. Необходимость смены парадигмы воспитания и образования потребовала обращения ученых п практиков к осмыслению культурно-исторического опыта людей, в том числе теории культуры и образования в целом.
Человечество выходит на новый уронен;, осознания своего существования, на новое понимание того, что им самим создано. Культура - неотъемлемое условие существования человечества и человека: это одновременно смысл, значение, знание (идеальное) и их воплощение в материальных предметах и вещах, используемых человеком; это все, созданное человеком и несуществующее в природе в естественном состоянии. В современном мире изменилось место культуры, которая становится содержанием жизнедеятельности человека и выступает как социальная память общества, формирующая механизмы воспитательного воздействия на человека и содержательную часть образовательных технологий.
Вышеизложенное определяет приоритетность развития культурологии как знания многоуровневого и многопрофильного по своему содержанию. По своей внутренней структуре культурология охватывает философско-культурологическое осмысление и культурологическое структурирование знаний и ценностей и прикладное содержание всего многообразия проявлений мировой художественной культуры. Специфика и сложность курса обусловливают необходимость научно-методологического осмысления его внутренней целостности, особенностей отдельных частей, уровней и их функциональной значимости.
Образование как освоение новых знаний и навыков становится повседневным, растворившись в технологии профессиональной деятельности. Расширилась реальная антиномия между потребностями государства в человеке как узком профессионале и потребностями семьи, общества и современной цивилизации в специалисте как гуманном человеке.
В образовательной системе различных стран, в том числе и России, все больше обнаруживается зависимость цивилизации от формирующейся модели "культурного человека". С одной стороны, традиционная система образования, доставшаяся современному обществу в наследство, пришла в состояние кризиса. С другой, - сложившаяся ситуация в образовании оценивается как революция. Компьютеризация, информатизация, развитие аудиовизуальных и технических средств коренным образом меняют образовательные возможности индивида, активизируют его образное мышление, расширяют временные параметры в использовании печатного слова и информационного потока.
Обе тенденции свидетельствуют о том, что происходят существенные изменения в содержании образовательной деятельности.
Вышеизложенное определяет актуальность рефлексивного исследования образовательного процесса в области культурологии, новации а организации учебно-воспитательной деятельности и обеспечения регионального аспекта в преподавании такого междисциплинарного курса как "Мировая художественная культура".
Рассмотрение взаимосвязи культурологии и образовательного курса "Мировая художественная культура" важно в нескольких аспектах. Во-первых, теоретическая культурология помогает демонстрировать сущностное проявление отдельных процессов в рамках сложной системной взаимосвязи феноменов культуры. Во-вторых, она поставляет новые методы и объяснительные- схемы, с помощью которых анализируются культурные процессы. В-третьих, культурология позволяет очертить границы предмеїа "Мировая художественная культура". В-четвертых, она указывает пути междисциплинарной интеграции и взаимодействия составных частей курса.
Состояние научной разработанности проблемы. В отечественной истории становление культурологии как научной отрасли знания и методологии предмета образовательного курса "Мировая художественная культура" шло параллельно с философским осмыслением культуры как полноценного самостоятельного феномена.
Отечественные школы истории культуры и современное состояние историко-культурных исследований представлены в теоретических работах Н.С.Арсеньева, С.А.Арутюнова, А.С.Библера,
А.Я.Гуревича, Г.С.Кнабе, Н.И.Конрада, Д.С.Лихачева, Ю.М.Лот.мана, Б.А.Рыбакова и др.1 Антропологическая школа в истории культуры развивалась в работах М.М.Бахтина, В.Д.Выготского, П.С.Гуревпча, В.Я.Проппа.2 Важную роль в создании нового образа и места культуры сыграли теоретические работы по проблемам духовной жизни общества и общественного сознания, разработке "технологической" (З.С.Маркарян), "аксиологической" (Н.З.Чавчавадзе) и других концепций культуры. J Фундаментальные изменения мировоззренческих взглядов в теории, методике и практике образования были связаны с общим изменением взгляда на человека. "Деятельностные" концепции культуры разработаны в трудах А.И.Арнольдова, В.Е.Давидовича, Ю.А.Жданова, М.С.Кагана, Л.Н.Когана, В.М.Межуева4 и др. Последнее привело к развитию концепций культуры, в которых личность и творчество стали ее центральными определениями. Были переосмыслены такие феномены культуры как эстетическое сознание, религия, политика, нравственность, право. Утверждение ценностного подхода, развитие аксиологии способствовали пониманию этих феноменов не в
Арутюнов С.А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. - М.. 1989; Библср B.C. Or наукоучения к логике культуры. -М. 1991; Конрад Н.И. Запад и Восток. - Екатерніюург, 1993; Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. -М.. 1993: Лихачев Д.С Русское искусство от древности до авангарда. -М„ 1992; Лотман Ю.М. Культура и взрыв. -М.. 1992: Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. - М. 1995: " Бахтин М.М. Философия : Философия и социология науки и техники. Ежегодник. -М., 1984 -1985; Выготский В.Д. Философия образования и образовательные политики. - М, 1993; Гурсвич П.С. Философская антропология. -М.. 1997;
3 Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. - М.: 1983; Чавча-
вадзеН.З. Культура и ценности. -Тбилиси. 1984.
4 Арнольдов А. Человек и мир культуры. - М.. 1993: Давидович В. Куль
тура мира на исходе XX столетня. // Известия ВУЗов Сев.-Кав. региона
(серия "Общественные науки".). - 1996. - № 4. - С. 11-15; Давидович В..
Жданов Ю. Сущность культуры. - Ростов н/Дону, 1979; Каган М. Историче
ская типология художественной культуры. - Самара, 1996; Каган М.С. Фило
софия культуры. - СПб.: Петрополис. 1996: Коган Л.Н. Теория культуры. -
Екатеринбург. 1993: Мсжусв В.М. Культурология и философия культуры. //
Культурология сегодня: Основы, проблемы, перспективы. / РАУ - М.. 1993.
их гегельянской традиции, а как форм ценностного осознания культуры.1
Все это позволило сформулировать подходы к рассмотрению культурологии как фундаментальной научной дисциплины, определить ее границы и место в системе человеческих знаний. Многоуровневая структура культурологического знания рассматривается в современной учебной литературе и в статьях, посвященных самоопределению культурологии как науки.
Анализ научной литературы свидетел-твует, что теоретических и исследовательских публикаций по проблемам культуры и содержания общеобразовательного процесса много. К сожалению, в научно-философской, культурологической и педагогической литературе недостаточно исследовательских работ по развитию межпредметных связей и регионального аспекта е образовательной практике. Научных исследований такого рода пока мало, несмотря на работы некоторых авторов, анализирующих нравственное содержание ,>-. овностп и личности человека , современные социокультурные проблемы образова-
' Драч Г.В. Основы теории культуры. //Человек, культура, общество. Ростов и/Дону. 1993: Каган М.С. Философия культуры. - СПтб.. 1996; Культурология. /Под ред А.Радушна. -М.. 1996; Культурология: История мировой культуры. /Под. ред А.И.Марковой. -М, 1995.
" Амонашвили Ш. А. Личность - гуманная основа педагогического процесса. - М.. 1990; Арнольдов А. Человек и мир культуры. - М.. 1993; Инновационное обучение и наука: Научно-аналитический обзор. -М. - 1992; Милитарсв В.Ю.. Алихьян НА., Занадворнов М.С. Мифы педагогического сознания. // Кулыура - традиции - образование. Ежегодник. -М. -1993; Философия образования для XXI века. -М. -1992; Философские проблемы образования. -М. -1996. и др.
Аннсимова В.Е. Личность как способ бытия и проявления целостности человека : Авторсф. дисс. канд. философ, наук. -М.„ 1996; Бараш Л.А. Межсубъектные отношения в .художественном освоении мира : (Культурно-историч. аспект) : Авгорсф. дисс. канд. философ, наук. - СПб.. 1996; Добки-на НИ. Нрава венное содержание духовности: Авторсф... дисс. канд. философ, наук. -М.. 1996: Суворов А.В. Человечность как фактор саморазвития личности: Дне. в форме науч. докл. доктора психологнч. наук.: -М.. 1996.
7 ния , модели интегративной учебной программы "Мировая художественная культура"."
Ценным методологическим материалом в анализе многоуровневого культурологического знания является опыт педагогов-новаторов, самостоятельно разработавших уникальные методики использования историко-культурологического опыта в преподавании различных предметов школьного образования. На основе этого опыта сегодня разраоатываются концептуальные подходы к построению курса "Мировая художественная культура" на базе принципов фундаментальной культурологии, создаются программы изучения этой дисци-плиньґ. Нами была использована теоретическая и методическая литература, касающаяся прикладного культурологического знания и его различных видов. В первую очередь нас интересовали статус и методическая специфика образовательного курса "Мировая художественная культура" в рамках культурологического знания.
Воронина Т.П. Философские проблемы образования в информационном
обществе: Авторсф. дисс. доктора философ, наук. -М. 1995; Куем ">ва А.Ж.
Взаимодействие общества, личности и государства в сфере обра зова,шя: Авторсф. дисс. доктора философ, наук. -М., 1996; Должснко О.В. Социокультурные проблемы становления и развития высшего образования: Авторсф. дисс. доктора философ, наук. -М., 1995; Бараш Л.А. Межсубъектные отношения в художественном освоении мира : (Культурно.-историч. аспект) : Авторсф. дис. канд. философ, наук - СПб., 1996: Рейнгач А.Д. Феномен культуры: содержание и социальные функции.: Авторсф. дис. каш. философ, наук. - М.. \(-у.
' Нерсесян Л. С. Изобразительное искусство в системе художественного образования и эстетического воспитания школьников.: Авторсф. дисс. доктора пед. наук. -М., 1992; Солодовников Ю.А. Аксиологико-типологическая модель интегративной учебной программы (на примере художественной культуры).: Авторсф. дисс. к. пед. н. -М., 1996.
3 См.: "Мировая художественная культура" //Программы авторских курсов по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам для высшей школы. -М., 1996.
Усилиями Л.М.Предтеченской впервые была разработана программа курса "Мировая художественная культура"1, новые программы и учебные пособия по отдельным разделам данного курса появились в Москве и в некоторых регионах (Астрахань, Ростов-на-Дону, Краснодар, Самара, Санкт-Петербург, Ярославль).2 В то же время серьезных исследований методологического и систематизированного характера пока нет.
Одна из главных проблем в методологии и методике курса "Мировая художественная культура" лежит на стыке эмоционального и рационального, образного и понятийного, идейно-теоретического и художественного способов постижения мира. В этом трудность и специфика изучаемого предмета. Для решения указанных проблем были использованы труды по эстетике, философии искусства, работы, в которых проводится сравнительный анализ научного и художественного мышления".
Прсдтсчснская Л.М. Методика преподавания мировой художественной культуры в 9 классе. - М, 1985; Прсдтсчснская Л.М. Мировая художественная культура: Авторская программа курса. -М., 1988.
: Андреева О.И. Программа н тематический план курса "История художественной культуры". - Ростов-на-Дону. 1994: Мировая художественная культура: планы семинарских занятий дня студентов факультетов иностранных языков. / Сост. Швец М. - Самара, 1995; Проблемы преподавания мировой культуры в педагогическом вузе. // Тезисы сообщений на Вссрос-сийск. совещании. М.. 1990; Мировая художественная культура. /Программы общеобразовательных учреждений. - М.; Просвещение. 1995; Теория и история мировой и отечественной культуры. Фундаментальный курс. Программа. / Сост. Оганов А.А.. Хангсльдисва И.Г. - М. 1992; Химик ИЛ Как преподавать мировую художественную культуру. -М.. 1994 и др.
' Арнольдов А. Человек и мир культуры. - М.. 1993; Арутюнов С. А. Народы и культуры. - М.. 1989; Артамонов В.А. Национальный характер и история. Стили мышления к поведения в истории мировой культуры. - М.. 1995; Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М.. 1996; Гуманистические ценности современной культуры. -М., 1988: Гуревич А.Я. Философия культуры. М., 1995; Духовная культура и этическое самосознание. -М.. 1994; Коробейникова Л.А. Эволюция представлений о культуре и культурологии. // Социс. - 1996. -№ 7; Моисеев Н.Н. Современный рационализм и мировоззренческие парадигмы. -М..1993 н др.
Для рассмотрения проблем исследования нами была использована серия научных и научно-методических материалов, разработанных в рамках комплексной темы «Система регионального непрерывного художественно-эстетического образования» педагогами - специалистами в областях различных видов искусств Краснодарской государственной академии культуры и искусств (научный руководитель Н.Г.Денисов).1. Мы также опирались на теоретические выводы, сфор-мулированые в трудах по истории Северного Кавказа и в экспериментальной программе «История культуры Кубани»".
Источники исследования. В ряду источников можно рассматривать основательно фундированные работы ученых философов, социологов, педагогов, историков педагогики и обществоведов, исследовавших развитие культуры, образования, методологические и методические аспекты гуманитарного, прежде всего, культурологического знания.
Использовались официальные документы центральных и местных властей, принятые в исследуемый период.
Для методологического и методического рассмотрения и обоснования образовательного курса "Мировая художественная культура" большое значение имели программы, разработанные педагогами-
Дснисов Н.Г. Методологические аспекты и :'спсримсіггальньііі опыт внедрения системы регионального непрерывного художественно-эстетического образования и воспитания подрастающего поколения. - Краснодар, 1997; Иваницкая Е.М. Театр. - Краснодар, 1997; Туравсц Н.Р.. Чурсина В.И. Музыкальная культура Кубани: традиции и современность. - Краснодар, 1997; Священко В.Н., Овсчкнна И.С. Хореография; Вакулснко Е.Г.Народнос декоративно-прикладное искусство; Лубашова Н.И. Экранные виды искусства; Денисов Н.Г., Лях В.И. Мировая, отечественная и региональная художественная культура. - Краснодар, 1997.
" История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца 18 века. - М.. 1988; История народов Северного Кавказа (конец XVIII -1917 г.) -М.. 1988; По страницам истории Кубани. - Краснодар. 1993: Громов В.П.. Минц С.С. История культуры Кубани. Экспериментальная образовательная программа. - Краснодар, 1990; Прошлое и настоящее Кубани в курсе отечественной истории. / Под ред. Ратушняка В.Н. - Краснодар. 1995: Очерки истории Кубани с древнейших времен до 1920 г. / Под общ. ред. В.Н.Ратушняка. - Краснодар, 1996 .
новаторами Л.М.Предтеченской, Ю.А.Солодовниковым и др., сотрудниками Краснодарского экспериментального центра развития образования.
Самостоятельную группу источников составляют материалы периодической печати - журналов: «Вопросы философии», «Общественные науки и современность», «Наше наследие», «Человек», «Народное образование», «Искусство в школе» и другие, газеты "Культура" и "Искусство".
Совокупность использованных источников дала возможность полнее изучить проблему, заострить внимание на актуальных вопросах, неполучивших еще должного освещения в научной литературе. Вместе с тем, исследование было сопряжено с определенными трудностями объективного характера. Не все интересующие нас проблемы в одинаковой мере обеспечены источниками, многие теоретические и методические вопросы только намечены и находятся в стадии начального осмысления.
В целях углубленного изучения вопроса соискатель принимал участие в социологических исследованиях устойчивости интереса школьников к проблематике курса "Мировая художественная культура", его эффективности, что позволило точнее осмыслить задачи исследования, особенности рассматриваемой дисциплины, глубже осознать трудности в определении специфики мировой художественной культуры, ее роли в формировании образа мира.
Хронологические рамки исследования охватывают период с середины 1980-х по 1997 г. В эти годы шли активные поиски альтернативных форм образования и воспитания, обозначились тенденции, которые принципиально меняли мировоззренческие и идеологические установки на рассмотрение проблемы, вырабатывались концептуальные подходы к накопленному социальному опыту, определялись перспективы развития и гуманизации всей системы образования и рассматриваемой культурологической парадигмы, в частности.
Все это позволяет выделить исследуемый период и определить его роль в дальнейшем развитии системы накопления, передачи и развития социального опыта средствами общеобразовательной педагогики с историко-культурологкческнх позиций.
Объектом исследования в диссертации являются методологические и концептуальные основы культурологического знания.
Предметом исследования выступает взаимосвязь методологии, теории и методики внутри различных уровней в системе культурологического знания: философии культуры, фундаментальной и прикладной культурологии, курса "Мировая художественная культура".
Цель и задачи исследования. Основная цель проведенного исследования заключается в осуществлении рефлексивного культурологического анализа содержания, методологии и методической специфики образовательного курса "Мировая художественная культура" с точки зрения принципов современной теоретической культурологии.
Для реализации цели в диссертации бВши поставлены следующие задачи:
-
выявить методологические и концептуальные связи культурологии с прикладными, образовательными и воспитательными стратегиями и методиками;
-
рассмотреть содержательную и методическую специфику учебного курса "Мировая художественная культура", выделить нова-ционные тенденции и методики с точки зрения современной ситуации в культурологии;
-
провести культурологический анализ и дать культурологическую оценку учебным новаторским методикам и технологиям 60 -90-х гг;
-
обозначить региональную специфику культурологического знания, очертить его проблемное поле и оценить его значимость.
Методология и методы исследования. В качестве методологиче
ских принципов и регулятивных положении в диссертационной рабо
те применяются теоретические положения классиков отечественной
философской, культурологической и педагогической науки:
А.С.Макаренко, В.А.Сухомлпнского, К.Д.Ушинского,
Л.С.Выготского, Э.В.Ильенкова, М. С. Кагана, П.В.Копнина, С.Л.Рубинштейна и др.
Важную роль в рассмотрении культурных закономерностей в целом, универсалий культуры и традиционных ценностей сыграли труды русских философоь и литераторов разных направлений: В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, А.И.Герцена, Н.Я.Данилевского,
В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева, А.Ф.-Лосева и др. Мы также опирались на фундаментальные работы классиков мировой культурологии: М.Вебера, Г.Риккерта, Э.Кассирера, В.Дильтея, К.Юнга, Х.Ортегн-и-Гассета, Р.Барта, К.Леви-Стросса и др.
Мы исходили из того, что культурологическая методология является синтезом нескольких аналитических подходов: генетического, исторического, структурно-функционального, факторного, моделирующего и пр.
При описании предмета и методов культурологии использован социально-философский и гносеологический анализ. В культурологической области мы стремились руководствоваться системным характером рассматриваемых явлений и процессов. Применение исторического подхода в нашей работе было подчинено принципу проблемно-логического анализа и теоретического моделирования.
Принцип системности в диссертации сопряжен с принципами деятельности и проблемності!. Все это совмещено с синхроническим и диахроническим рассмотрением художественных систем и использованием цивилизационного подхода при типологизацин культурных и художественных явлений.
Мы также учитывали опыт современной культурологической парадигмы нетрадиционного направления, которая выражена принци:....ли синергетического, постмодернистского видения мира и нелинейной логики. Это направление представлено работами как отечественных, так и зарубежных авторов, в основном постструктуралистского направления.1
При исследовании практической педагогики и ее методов важ
ную роль сыграли положения, сформулированные педагогами - нова
торами И.П.Волковым, Е.Н.Ильиным, С.Н.Лысенковой,
В.Ф.Шаталоьым, М.П.Щетининым и др.
Аршинов В.И. Синергетическос познание в контексте проблемы единства двух культур. // Высшее образование в России. - 1994. - № 4. - С. 13-16; Вин-дельбанд В. Философия культуры и трансцедентальный идеализм. - М. -СПб.: 1992; Гуманитарные науки и новые информационные технологии. -М.. 1993: Шевелева С.С. К становлению синсргстичсской модели образования. // Общественные науки и современность. -1997. -№1.
Культурно-психологический и культурно-семантический подходы остались за рамками данного исследования.
Основные научные результаты, полученные соискателем, и научная новизна диссертации заключаются в том, что в ней :
-
рассмотрена иерархия фундаментального и прикладного культурологического знания с точки зрения содержания и задач образовательного курса "Мировая художественная культура", прослежена взаимосвязь методологии с методиками преподавания и обучения;
-
изучены интегратпвность и полипредметность курса "Мировая художественная культура", обладающего сложным строением и особым языком, проведен историко-культурологический анализ его методической организации; представлена гносеологическая специфика курса как органического соединения эмоционального и рационального, организации мышления, основанного на эстетическом типе абстракции, и мышления, основанного на научном типе абстракции;
-
даны культурологические оценки ряду образовательных моделей, программ и технологий, рассмотрены культурологические основы и содержание;
-
проанализирована роль культурологического знания в формировании модели "культурный человек" на современном этапе, методы и методические приемы "педагогики сотрудг . ^ства", а результаты анализа экстраполированы на область интегративного курса "Мировая художественная культура";
5) предпринят прогноз относительно будущих образовательных
тенденций, содержательной и методической организации форм куль
турологического знания и гуманитарного образования.
Практическая значимость исследования. Выводы, сделанные в диссертации, обладают методологической значимостью для изучения многоуровневых процессов в культуре, для анализа содержательной и методической организации культурологического знания. Обобщенный и систематизированный материал, обобщения и рекомендации могут быть использованы преподавателями культурологии и учителями, ведущими курс "Мировая художественная культура", для разработки его программ, в процессе фгагментирования и выстраивания по этапам ОТДеЛЬНЫХ блОКОВ ЗИП' НИ и тем.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации изложены автором в научных статьях, в выступлениях на III краевой научно-практической конференции молодых ученых "Развитие социально-культурной сферы Кубани" (Армавир, 1996), конференции "Композиторское творчество и музыкальная наука Кубани", межвузовской научной конференции "Методологические аспекты языкознания и музыкальной педагогики", научно-теоретической конференции "Культура. Цивилизация. Личность." (Краснодар, 1997).
Соискателем проводились исследования и практическое воплощение рекомендаций в работе экспериментальной площадки на базе средней школы № 33. Результаты исследования использовались автором в организации и управлении общеобразовательным процессом, в учебной и воспитательной деятельности педагогического коллектива.
Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры теории и истории культуры Краснодарской государственной академии культуры и искусств.
Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения, списка литературы и источников. Каждая глава состоит из двух параграфов. Разделы работы завершаются выводами и предложениями, которые аккумулировано представлены в заключении.