Введение к работе
Актуальность темы исследования обусловлена остротой проблемы сохранения культуры, актуализации и трансляции её ценностей. А также возрастающей ролью зрелищной культуры и устойчивым тяготением современного человека к визуальным формам коммуникации. Ускоряющийся темп жизни индустриального общества, влекущий за собой быструю смену социальных приоритетов и заимствование культурных стереотипов, привел к разрушению основ традиционной культуры. Развитие процессов урбанизации, стандартизация и унификация всех сторон жизни привели к возрастанию роли «потребительского», количественного начала над качественным, к превалированию внешних, зрелищных форм в художественной культуре. Следствием этого стало осознание кажущейся неотвратимой утраты народной культуры. С другой стороны в этих условиях возрос интерес населения страны к своей истории, искусству, фольклору в значительной мере определенный стремлением сохранить, отстоять культурную самобытность. Это объясняется не только мировой модой на аутентичность, но и усилением национального самосознания, этнической самоидентификации, понимания своей национальной целостности, социально-культурной и территориальной.
Необходимость научного осмысления обращения общества к этнонациональным духовным ценностям в значительной мере обосновано современным состоянием традиционного искусства и отношением к нему и общества и государства. Так, создание при поддержке государственных структур системы самодеятельных («дома культуры») и профессиональных объединений, позиционирующих себя в качестве продолжателей региональных традиций национального фольклора, носит в значительной мере характер авторского вокально-хорового творчества и не отвечает специфике традиционной культуры, перенимая лишь внешнюю форму, не сохраняя глубинных исконных смыслов. В результате фольклор, весьма широко понимаемый и толкуемый обществом, уже не представляет собой спонтанного «повседневного творчества» людей, а предстает в современном мире структурированным «якобы народным искусством», то есть элементом массовой, а не традиционной, культуры.
В то же время в мире конца ХХ – начала XXI в. очевидно повышение престижности традиционной культуры в условиях глобализации и информатизации мирового сообщества.
Как известно, фольклор представляет собой одно из важнейших проявлений духовной культуры. Устная народная поэзия, народное сценическое искусство (мимика, жест, драматическое действо при исполнении драматизированных обрядов: свадебных, похоронных, земледельческих игр – и при сказывании былин, сказок, при исполнении песен), хореографическое (народные танцы, пляски, хороводы), музыкальное и вокальное искусства определяют историко-культурный облик того или иного народа, формируют традиции, являющиеся основой самореализации индивидов и социальных групп как в традиционном, так и в современном обществе. Необходимость теоретического исследования и практического воплощения фольклорного театра обусловлена значимой ролью фольклора в утверждении ценностей традиционной культуры в современном обществе, в обеспечении гармонии процессов наследования, трансляции социальной памяти, социально значимого опыта и знания.
Необходимость создания в современном, урбанизированном обществе основ культурного пространства для функционирования фольклорного наследия, актуализации традиционных форм праздничного поведения, неоднократно обсуждалась отечественными и зарубежными специалистами.
Деятельность музея во все времена неотделима от социального, культурного, профессионального и других аспектов его функционирования. По мнению специалистов (В.Ю.Дукельский), современный музей не только осуществляет свои основные функции, но активно участвует в процессах культурации общества, окружающей среды, придавая ей историческое и эстетическое звучание, порой приближаясь в этом к области искусства.
В этой связи представляется важным изучение фольклорного театра как феномена современной культуры, деятельность которого направлена на сохранение, поддержание традиций и трансляцию ориентированных на канон достижений национального художественного наследия, национальных культурных ценностей. При этом исследование фольклорного театра как явления современной культуры сопряжено с представлением о нем не только как о совокупности «простонародных» (до-театральных обрядово-ритуальных, игровых, драматических) действ, но и как о специфическом социально-культурном институте, который возник в результате деформации народных ритуально-обрядовых практик, и неразрывно связан с существующим в современном обществе институциональном и организационным пространством существования традиционных ценностей и деятельностных практик.
Можно констатировать, что современная практика актуализации и трансляции этнокультурного наследия в значительной мере опережает теоретическое осмысление этих процессов. Фольклорный театр – феномен, наполненный поликультурным смыслом, вполне отражает процесс «вживания», культурной диффузии архаичного и современного. Фольклорный театр как вид искусства и как форма социальной общности способен помочь современному человеку в этнической идентификации, создавая особое духовное пространство для сохранения и развития народных традиций. Именно это определяет актуальность разработки научных основ деятельности фольклорного театра в условиях современности.
Степень научной разработанности темы. Изучение фольклорного театра в контексте социально-культурных процессов опирается на существующую в отечественной науке и культуре традицию исследований в рамках культурологии, философии, социологии, этнологии, этнографии и других наук. Работы XIX – начала ХХ в. в этой области преимущественно посвящены вопросам происхождения, этнографическому описанию народного русского театра. Представленные материалы этого времени содержат попытку осмысления драмы как особого рода (вида) фольклорной культуры, представленную в двух аспектах: как начальной формы русского профессионального театра и как проблему литературоведения.
Исторический аспект появления народного драматического творчества содержат научные работы П.Н.Беркова, В.Н. Всеволодского-Гернгросса, Н.Н. Евреинова, В.В. Каллаша, П.О. Морозова, Д.А.Ровинского, Н.И.Савушкиной, Б.М. Соколова. Этнографический аспект раскрыт в трудах В.Е. Гусева, Н.Е. Ончукова.
Рассмотрению художественной специфики народного творчества, исполнительскому началу, сущности игровых явлений в фольклоре посвящены исследования В.П. Аникина, П.Г. Богатырева, Н.Н. Велецкой, В.Е. Гусева, Б.С. Лащилина, А.Ф.Некрыловой, В.Я. Проппа, Н.И.Савушкиной, В.И. Чичерова. Описание в художественной литературе сцен народного действа, интерпретируемых как театр, мы находим в произведениях Ф.М. Достоевского («Записки из Мертвого дома»), А.Н.Островского («Воевода»), С.Н. Максимова («Нечистая, неведомая и крестная сила»), Л.Н.Толстого («Юность»), А.А. Шаховского («Двумужница»). Также в мемуарном и эпистолярном наследии С.Т.Аксакова, А.С. Грибоедова, В.Я. Брюсова, Ф.И. Буслаева, А.Е.Измайлова, А.Ф. Писемского, А. Ростовцева, И.С. Тургенева, Ш.Токаржевского содержатся интересные сведения и впечатления о простонародном театре. Описание ряженья, сценки народных представлений в составе календарных действ содержат сочинения И.П.Еремина, С.Н.Максимова, Ф.О. Нефедова, А.М. Ремизова, С.С.Писарева, И.Л.Щеглова.
Вербальная сторона драматических действ, литературоведческий анализ художественных средств, язык, структура представления нашли отражение в работах таких исследователей, как М.М. Бахтин, П.Н. Берков, Н.Н. Виноградов, А.К. Малинка, Н.Е. Ончуков, Е.Н. Опочинин, В.Н.Перетц, С.С. Писарев, Д.А. Ровинский.
Театроведческий аспект рассмотрения вопроса народного драматического творчества содержат исследования П.Г. Богатырева, Н.Н.Велецкой, В.Н.Всеволодского-Гернгросса, В.Е.Гусева, Н.Н.Евреинова, Л.М. Ивлевой, В.Ю. Крупянской, Л.Н. Кулаковского, А.Ф. Некрыловой. Осмысление драматического народного творчества как результата взаимодействия литературы и драматургии, и введение в научный оборот термина «народный (фольклорный) театр» находим в исследованиях П.Н.Беркова, П.Г. Богатырева, В.Е. Гусева, П.Н., В.Ю. Крупянской, В.Д.Кузьминой, Г.А. Хайченко. Обоснование необходимости разделения понятий «драма» и «драматизм» как характерной жанровой особенности в искусстве обнаруживают работы Д.М. Балашова, В.Е. Гусева.
Связь фольклорного театра с ритуально-обрядовыми практиками раскрывается в статьях и монографиях А.Д. Авдеева, Б.Н. Асеева, В.Н.Всеволодского-Гернгросса, Л.М. Ивлевой, Н.И. Савушкиной, Н.И.Толстого, Э.Уорнер.
Культурологический аспект особенностей фольклорного театра представлен в трудах Б. Аламбре, А. Банфи, Р. Барта, М.М. Бахтина, Н.А.Бердяева, Ж.Ж. Кайуа, К. Клакхона, Д.С. Лихачева, Ю.М Лотмана, Б.Малиновского, Д. Фрезера, М. Хайдеггера, Й. Хейзинги, М. Элиаде. А также в ряде исследований В.П. Большакова, Г.П.Выжлецова, С.Н.Иконниковой, М.С. Кагана, Э.С. Маркаряна, С.Т. Махлиной, Л.В.Петрова, Г.Г. Почепцова, В.В.Селиванова, Н.А. Хренова, К.В. Чистова. Особую значимость в контексте диссертационного исследования имеет концепция «музея-храма» Н.Ф.Федорова и идея «живого музея» П.Флоренского.
Социологический и социально-коммуникативный аспекты развития фольклорных традиций находят отражение в трудах А.А. Зубова, Л.Г.Ионина, Д. Камерона, Т. Парсонс, В.В. Попова, Г.Г. Почепцова, А.В.Соколова.
В процессе исследования автор обращался к работам ведущих отечественных фольклористов: С.Б.Адоньевой, В.П. Аникина, А.К.Байбурина, Н.Н. Велецкой, В.Е.Гусева, И.И. Земцовского, Л.М.Ивлевой, Н.П. Колпаковой, А.С.Каргина, В.П.Лапина, С.Ю. Неклюдова, А.Ф.Некрыловой, В.Я. Проппа, Ф.А.Рубцова, Ю.М.Соколова, К.В. Чистова.
Институциональный аспект взаимодействия музея и театра рассматривается в работах специалистов в области музееведения: Е.Л.Галкиной, В.М. Грусмана, Т.П. Калугиной, Н.В. Мастеницы, Н.А.Нагорского, Р. Стронг, А.Л. Филатова, Л.М. Шляхтиной, И.А.Щепетковой, Т.Ю. Юреневой.
Несмотря на многочисленность аналитических и историко-теоретических работ, раскрывающих различные аспекты русского простонародного искусства, фольклорный театр как специфический феномен современной культуры до сих пор не выступал в качестве отдельного предмета культурологического анализа. На восполнение этого пробела направлена данная диссертационная работа.
Цель исследования состоит в раскрытии специфики культурного потенциала современного фольклорного театра как формы художественного объединения и институционализации культурного пространства. Достижение поставленной цели связано с решением следующих задач:
охарактеризовать специфику восприятия и трансляции фольклорных традиций в современном обществе;
рассмотреть основные характеристики фольклорного театра;
раскрыть исторический аспект фольклорного театра в отечественной культуре на основе культурологического анализа деятельности Экспериментального (Этнографического) театра (1921 – 1936) в Русском музее;
проанализировать институциональное и коммуникативное пространства деятельности фольклорного театра и музея;
рассмотреть современный опыт деятельности фольклорного театра в музейном пространстве через аспект сохранения и актуализации ценностей культуры.
Объектом исследования является культурное наследие, русский фольклор.
Предмет: деятельность фольклорного театра как института культуры в коммуникативном пространстве музея.
Теоретико-методологическую базу исследования составили идеи и научные труды в области русского фольклора, этнологии, театроведения, музееведения, культурологии, философии, социологии, психологии. Методология и методы исследования носят междисциплинарный характер, обусловленный многоплановостью предмета исследования, а также поставленными целью и задачами. Системный, структурно-функциональный и сравнительно-исторический подходы составляют методологическую базу исследования, необходимую для выявления закономерности внутренней организации, развития и функционирования фольклорного театра в социально-культурной среде.
Эмпирической базой исследования послужили исторические документы из архивов Государственного Русского музея, Российского этнографического музея, Театрального музея, Центрального государственного архива литературы и искусства, Архива кино-фоно-фотодокументов в Москве и Санкт-Петербурге.
Научная новизна исследования в целом определяется тем, что фольклорный театр впервые последовательно рассматривается как специфический феномен современной культуры, адаптирующий и актуализирующий культурное наследие.
1. Уточнено понятие «театрализация фольклора», под которым в диссертации понимается практика институционального и межличностного взаимодействия с целью организации публичных народных представлений, сохраняющих специфические признаки традиционного искусства: синкретизм, импровизационность, вербальность, каноничность.
2. На основе рассмотрения деятельности в Русском музее Экспериментального (Этнографического) театра, выявлены тенденции перехода музея от функции хранилища ценностей к «живому музею» и к театрализации как одному из способов актуализации ценностей культуры прошлого в настоящем.
3. Введены в научный оборот архивные материалы Экспериментального (Этнографического) театра.
4. Обосновывается гипотеза о том, что в современном обществе институциональная интеграция музея и фольклорного театра является значимой предпосылкой сохранения, трансляции традиционных социально-культурных ценностей и норм. Фольклорный театр представлен как «драматическая», «живая» часть музейной экспозиции, способствующая эффективному освоению различных элементов народной культуры.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Театрализация фольклора в коммуникационном пространстве музея есть современный метод актуализации и репрезентации национального культурного наследия, основывающийся на зрелищности, развлекательности, игровом характере ритуально-обрядовой и фольклорно-театральной практик. Традиционные ценности в современной аутентичной интерпретации обуславливают трансляцию культуры, социокультурных коммуникаций, инкультурации и социализации, способствуют возрастанию творческого потенциала индивидов и социальных групп.
2. Феномен фольклорного театра может быть рассмотрен в двух аспектах: как театр-институт и как театр-действо. Первый аспект характеризует современное явление национальной культуры, отражающее интерес общества к историческому прошлому страны и реализующееся в институциональном взаимодействии фольклорного театра с организационными формами трансляции традиционных культурных ценностей. Второй аспект характеризует этнокультурное наследие в классических формах народного творчества, на основе которых ведутся исследования по возрождению традиционной культуры в современных условиях.
3. Деятельность Экспериментального (Этнографического) театра и концепция «живого музея» В.Н. Всеволодского – Гернгросса представляет значимый опыт развития русского театра от театральности (игровой образности, преображения) к театрализации, активному способу освоения культурного наследия в рамках институциональной интеграции театра и музея.
4. Этнографический музей являет собой органичную институциональную и коммуникативную среду деятельности фольклорного театра в современном обществе, который, в свою очередь, рассматривается как «драматическая» («динамичная», «живая») форма экспозиционной деятельности, в единстве активности и интерактивности, способствующая удовлетворению информационных, когнитивных, эмоциональных и рекреационных потребностей посетителей.
5. Актуализация и интерпретация народного творчества средствами современного фольклорного театра способствует действенности в восприятии музейных ценностей, перевода культурного наследия из пассивного, «бессознательного» состояния в активное пространство современной культуры.
Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретические положения диссертации могут использоваться при дальнейших исследованиях фольклора и современных форм его существования. Выводы, результат исследования и введенные в научный оборот архивные материалы могут быть использованы в учебно-педагогической работе по курсу русского традиционного искусства, а также в деятельности современных исторических объединений, творческих коллективов, фольклорных ансамблей.
Апробация результатов исследования. Разработки сценария основных календарных действ легли в основу практической деятельности фольклорно-этнографической студии «Пан-театр» при Российском этнографическом музее. Основные положения и результаты исследования легли в основу курса лекций о русской традиционной культуре на факультете режиссуры и продюсерского мастерства Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, а также были изложены в материалах международной научной конференции «Музей. Традиции. Этничность. ХХ-ХХI вв.», посвященной 100-летию Российского этнографического музея (Санкт-Петербург, 2002 год); IX международной научной конференции «Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии» (Санкт-Петербург, 2006 год); V научной конференции по изучению народной культуры Русского Севера «Рябининские чтения-2007» (Петрозаводск, 2007год), Научно-практической конференции «Театрализация в музейном пространстве: за и против» (Санкт-Петербург, 2010 год).
Результаты диссертационного исследования нашли отражение в семи научных публикациях общим объемом 2,2 п. / листа.
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры теории и истории культуры факультета культурологии Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка. Общее количество страниц – 181.