Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурное наследие декабристов в Забайкалье Полетаева Людмила Григорьевна

Культурное наследие декабристов в Забайкалье
<
Культурное наследие декабристов в Забайкалье Культурное наследие декабристов в Забайкалье Культурное наследие декабристов в Забайкалье Культурное наследие декабристов в Забайкалье Культурное наследие декабристов в Забайкалье Культурное наследие декабристов в Забайкалье Культурное наследие декабристов в Забайкалье Культурное наследие декабристов в Забайкалье Культурное наследие декабристов в Забайкалье Культурное наследие декабристов в Забайкалье Культурное наследие декабристов в Забайкалье Культурное наследие декабристов в Забайкалье
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Полетаева Людмила Григорьевна. Культурное наследие декабристов в Забайкалье : диссертация... кандидата культурологии : 24.00.01 Чита, 2007 174 с. РГБ ОД, 61:07-24/112

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения роли и места декабристов в развитии Забайкалья: культурологический аспект 19

1.1. Социокультурная среда: исходные понятия и термины 19

1.2. Специфика социокультурной среды Забайкалья додекабристского периода 29

1.3. История исследования декабристского наследия в российской науке 44

Глава 2. Культурное наследие декабристов периода забайкальской ссылки 55

2.1. Основные мировоззренческие установки и их влияние на культуру края 55

2.2. Культурное наследие декабристов: содержание и виды деятельности 68

2.3.Роль декабристского наследия в развитии региональной культуры 105

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 121

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 124

ПРИЛОЖЕНИЯ 139

Введение к работе

Актуальность исследования. Необходимость специального исследования культурного наследия ссыльных декабристов в Забайкалье диктуется не только задачами истории науки, преемственностью нравственных начал в процессе обновления общества, но и требованиями современной жизни, в которой довольно отчётливо просматриваются признаки кризиса, проявляющегося в разных сферах человеческой деятельности, в том числе и культурной. Социокультурный кризис оказывает заметное негативное влияние на нравственное состояние общества и изменение менталитета. Заметно ослабевают культурообразующие функции образования. В этих условиях анализу деятельности институтов культуры придаётся фундаментальное значение. Всё острее, по выражению B.C. Библера, осознаётся необходимость «сдвига культуры и её проблем в эпицентр человеческого существования» [22, 261].

В поисках причин кризисных явлений в современном обществе исследователи истории и культуры сталкиваются с необходимостью воссоздания живой картины происходивших ранее событий не только общероссийского масштаба, но и регионального. Новое общество не создаёт своей морали на «чистом листе», имея в своём распоряжении моральные ценности, обретённые предшествующими поколениями. Мораль как самая древняя форма общественного сознания имеет общечеловеческие элементы -нравственные требования, необходимые каждому человеку. При наличии и на основе преемственности становится возможным нравственный прогресс, который и будет способствовать полному и правильному пониманию истории развития отечественной культуры. Пренебрежение к своему историческому прошлому, отвержение декабристских идей, политический нигилизм, нередко приводят к обретению уродливых форм познания этого прошлого. В декабристской программе впервые с такой силой раскрывается роль гуманизма в человеческих, нравственных отношениях. Декабристы поставили вопрос о

связи школьного дела с проблемами нравственного воспитания, о соотношении общественного и семейного участия в решении вопросов нравственности. В борьбе за утверждение нравственных идеалов и гармонизацию человеческих отношений, к обоснованию и практической реализации которых они шли постепенно, но неуклонно, декабристы сегодня могут выступать как наши современники. Память о них - это огромный нравственный потенциал россиян. Восстановление интереса к науке и истории своего народа должно стать стимулом к пониманию сущности декабристского наследия, как одного из интересных вопросов этой истории, ибо сегодняшние высказывания отдельных исследователей сводятся к ненаучному подходу: зачем изучать декабризм и историю вообще? Без анализа опыта культурного прошлого невозможно выработать критерии оценок событий, происходящих сегодня.

Актуальность данной проблемы определяется её региональным
фактором, указующим на необходимость восстановления, сохранения и
приумножения историко-культурных традиций Забайкалья,

сформировавшихся в условиях большого исторического периода. Культурная жизнь Забайкалья рассматриваемого периода (первая половина XIX века) является наиболее интересным и цельным историко-культурным феноменом, в котором значительное место занимали сосланные сюда декабристы. В анализируемых культурных «текстах» их многогранной деятельности в условиях ссылки прослеживается желание декабристов быть максимально полезными. При наличии многочисленных работ о них проблема инкультурации декабристов в социокультурной забайкальской среде ещё не была предметом специального комплексного исследования и не получила монографического освещения в контексте поставленной проблемы. Необходимость оптимизации культуросозидательных функций в воспитании человека культуры, способного реализовать себя в быстро меняющейся жизни современной России, актуализирует прикладной характер исследования проблемы инкультурации личности в полиэтническом регионе на примере

прошлого XIX века. Предпринятый автором работы анализ ряда культурологических «текстов» позволил выдвинуть предположение об оптимизирующем и инкультурирующем влиянии декабристов на разные сферы жизни Забайкалья и тем самым определить перспективы дальнейшего изучения комплексной темы по культуре края.

Транслирующая система образования и просвещения, включающая в себя уже существующую культуру, становится носителем определённого образа жизни. Переход на новый, качественно отличный от предыдущего уровень развития делает очевидным достижение мировым сообществом определённого предела. Трудно предугадать путь его в будущее, но попытаться найти разумно созидательные способы выхода из такой ситуации можно и необходимо российским обществом. Переживаемые перестроечные времена, поменявшие истинные ценности, уничтожившие связь с культурным прошлым, во многом обеднили и ограничили идею возрождения России. Как и весь мир, наша страна стоит перед выбором нового пути, и здесь культурная, духовная консолидация в её многомерно сложном характере состава-4 российской культуры может обеспечить целостность и устойчивость общества. В связи с этим особую актуальность для реформирования-российского общества обретают теоретические и практические изыскания в контексте поисков идеи возрождения России, выражающей особенности менталитета и самобытности народов, исходящей из синтеза традиционного и инновационного.

Именно идея национального возрождения сплачивала всех декабристов, чему способствовал и универсализм их образованности. Эта идея была связана с коренным преобразованием государственного строя, разрывом с устоями старого общества. Новые критерии цели и смысла жизни, новый взгляд на политические, экономические, этические и культурные вопросы, бережное отношение к национальному своеобразию России, её истории и духовной жизни народа - такое раскрытие декабристского понимания возрождения, принадлежащее Б.С.Мейлаху, поддерживает и С.Ф.Коваль. Автору данного

исследования импонирует эта точка зрения, суть которой связана с историей гуманистической идеи. Она рассматривалась в своё время просвещёнными умами Запада и Востока (Аристотель, Конфуций, М.Монтень, П.Гольбах, Дидро, Вольтер, И.Кант, Т.Мор и др.). Гуманистический аспект развития личности, раскрывающий оптимистический взгляд на природу человека, разрабатывался в трудах европейских психологов: Э.Фромма, К.Юнга и др. Он находит своё глубокое обоснование в исследованиях А.Маслоу, выдвинувшего идею самоактуализации как желания человека стать тем, кем он может стать. Полнота и зрелость декабристских высказываний по данному вопросу, думается, может быть ценной и поучительной для современной науки и практики. В этом плане интересен подход и к аграрному вопросу, где положения декабристских разработок оказались достаточно близкими к объективным тенденциям развития аграрного строя России, основанного на общинном начале хозяйственного и культурного быта.

Только такая идея сможет определить содержание и направление тех социально-культурных действий, которые будут способствовать возрождению России. К сожалению, исследования в области поисков национальной идеи пока не дали ощутимых результатов. Обеспокоенные судьбой Отечества, многие учёные как федерального, так и регионального уровня высказывали разные, порой полярно противоположные точки зрения на обозначенную проблему (Г.В. Вернадский, Г.Д. Гачев, Н.Я. Данилевский, Б.С. Ерасов, И.А. Ильин, Н.Н. Моисеев, В.А. Кобылянский, А.И. Солженицын, П.Я. Чаадаев и др.). Данный факт объясняет жизненную необходимость наличия такой идеи, допускающую многообразие трактовок, что позволяет различным общественно - культурным течениям находить в ней нечто своё, особенное. Среди множества точек зрения на данную проблему, выступающих в качестве своеобразных компонентов общенациональной идеи, может иметь место и такая, как феномен инкультурации, сущность которого связана с процессом смешения культурных традиций и образования культурного синтеза. И это имеет общественно - историческое и современное значение.

Сегодня очевидна важность глубокого философского анализа этого феномена инкультурации, в корне которого лежит понятие культа, как поклонения общечеловеческому началу, способному реально воздействовать на решение проблем современной России и органично войти в состав общенациональной идеи. Освоение истинных ценностей культуры ведёт человека к его духовному развитию, к становлению его как творческой личности, в формировании которой важнейшую роль играет память, она является нравственной категорией (Д.С.Лихачёв). Познание и восприимчивость культурных ценностей настоящего идёт через прошлое, тесно соприкасающегося с будущим.

Творческое наследие декабристов, волею судьбы сосланных в Забайкалье, многое объясняет в его культуре. Именно они, представляющие «цвет просвещённой России», внесли ощутимый вклад в развитие культуры каторжного края. Взяв всё лучшее, что было накоплено человечеством в разных областях жизни, они устремились к развитию идеи самоусовершенствования, саморазвития личности, предполагающей глубокий-интерес не только к мировой истории, но и к истории своей страны, её самобытной культуре. При единстве чувственного и нравственного в человеке декабристы, будучи романтиками, предполагали и жертвенность его ради высших морально-нравственных целей. Обращение к данной проблеме может способствовать формированию степени доверия к будущему, служить жизненно необходимым средством самоиндентификации и ориентиром ответственного поведения в настоящем. «Быть человеком как раз и значит быть ответственным» (Антуан де Сент - Экзюпери).

Декабризм как многогранное общественно-культурное явление жизни русского дворянства первой половины XIX века породил целую плеяду культурных деятелей, судьбы которых переплелись с Забайкальем. «Декабристы всегда интересны и вызывают самые серьёзные мысли и чувства» (Л.Толстой), - с этим высказыванием великого писателя земли русской трудно не согласиться. И сегодня, когда идёт серьёзный разговор о

возрождении лучших традиций русской культуры, декабризм вновь волнует своей неоднозначной оценкой, разновекторными подходами к пониманию сущности этого явления.

Актуализация значительного вклада ссыльных декабристов в культуру
Забайкалья, их заметного влияния на развитие края обусловлена рядом
причин. В творческом наследии декабристов - научные и литературные труды,
музыкальные произведения, живописные полотна, педагогические
исследования, археологические раскопки, архитектурные замыслы,
сельскохозяйственные опыты, в числе которых и решение столь важного в
любые времена аграрного вопроса. Проблема декабризма имеет не только
культурно- историческое, но современное значение, и, несмотря на обилие
научной и популярной литературы, сегодня является до конца не
исследованной. Об этом говорят и документы последних лет (С.Ф.Коваль,
В.В.Гапоненко и др.), где чётко обозначились наиболее важные проблемы по
изучению наследия декабристов, в том числе периода ссылки и каторги в
комплексном их исследовании. -

Воссоздание цельной историко-культурной картины жизни Забайкалья предусматривает анализ разных видов и форм культурной деятельности декабристов - людей высокой культуры и широкой образованности, истории адаптации их к новым условиям жизни и последующего интеллектуального и духовного влияния их наследия на местную культуру. Декабристское творческое наследие - это «уникальная источниковая база» (Коваль) масштабности их мышления и широты кругозора, это неисчерпаемый источник знаний по разным вопросам гуманитарных, точных и естественных наук. С учётом отличительной черты поколения декабристов - универсализм познания и новаторский подход - следует рассматривать их просвещённость и мировоззрение.

Актуальность рассматриваемой проблемы определяется и необходимостью исследования истории региональной культуры, выявления роли и влияния культурного наследия декабристов на культуру Забайкалья.

Степень разработанности проблемы. Проблема декабризма давно привлекает внимание учёных различных областей знаний, и пути её исследования многообразны, ибо декабризм был не только революционным, общественно-политическим, но и широким идейным и общекультурным движением. Это подтверждает замечание учёного о том, что «декабризм находился на самом высоком уровне культуры для того времени» [121,23]. Изучение культурного наследия ссыльных декабристов невозможно без использования опыта исследований различных вопросов российской культуры и мировоззрения. Литература, посвященная декабристам, поистине огромна и достижения в области изучения декабризма бесспорны. Заявленная тема потребовала изучения большого пласта культурологической, философской, исторической, краеведческой и литературоведческой литературы. Объектом исследования культурное наследие декабристов становится с момента формирования его в качестве особой элитарной формы культуры (субкультура). Осмысление комплекса вопросов данной проблемы, получившей освещение в многочисленных трудах, привело к констатации того факта, что историческая эпоха и исторические события в нашей стране способствовали излишней идеологизации рассмотрения феномена декабризма в ущерб его объективному изучению.

В последнее время предметом глубокого интереса учёных социальных и гуманитарных наук стала проблема вхождения человека в культуру, в связи с чем усилилось их внимание к исследованию механизмов культурного освоения и воспроизводства. Литература по теме исследования может быть разделена на три группы:

  1. общая, посвященная философским, историко-культурологическим и другим научным проблемам, рассматриваемым в диссертации;

  2. специальная, т.е. произведения самих декабристов;

  3. краеведческая.

Анализ культурологической литературы способствовал пониманию и обоснованию процесса инкультурации личности в определённой

социокультурной среде, и здесь автору помогли труды отечественных и зарубежных учёных: В.С.Библера, В.С.Соловьёва, П.А.Флоренского, М.Хайдеггера, А.Швейцера, К.Ясперса, антрополога К.Вальверде и др. По вопросам теоретико-методологического анализа феномена инкультурации личности было обращено внимание на труды Ю.А. Аверина, А.И. Арнольдова, М.М. Бахтина, И.А. Ильина, К. Клакхона, Э.В. Соколова, А. Тойнби, О. Шпенглера, М. Херсковица и др. В целях углублённого понимания проблемы инкультурации личности в процессе социокультурного воздействия были рассмотрены идеи М.Вебера, К.Леви-Стросс, Д.Мида, М.Мосса, П.Сорокина, Ю.Хабермаса, а также труды С.Галлигана и Р.Мертона, в которых ставится вопрос о взаимодействии социализации и инкультурации. По проблеме субъектного и интерсубъектного опыта при инкультурации личности обращено внимание на исследования И.С.Якиманской. Использовались труды психологической направленности А.А.Леонтьева, Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А Маслоу и др., рассматривающие вопрос специфики инкультурации личности. Сохранение культурных традиций инкультурированной личностью - ещё один интересный аспект, нашедший своё выражение в работах С.А.Артюнова, Э.Б.Тайлора и др. Для уяснения методологических основ историко-культурологических исследований автор воспользовался трудами А.Я. Гуревича, М.С. Кагана, И.В. Кондакова, В.Л. Кургузова, Д.С. Лихачева, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана и др.

Анализ исторической и философской литературы по проблеме декабризма способствовал пониманию и обоснованию места декабристов и их наследия в истории культуры России и сибирско-забайкальского региона. В этом плане следует считать первыми исследователями изучения «движения 14 декабря 1825 года» самих декабристов, в «Записках» которых находят отражение исторический, биографический, духовно-нравственный, мировоззренческий аспекты. Определяя место декабристов в истории русского общества, А.И. Герцен - организатор «потаённой печати» второй половины XIX века - писал о «нравственном действии» событий 14 декабря на целое

поколение, которое было разбужено пушками Исаакиевской площади. Позже революционными демократами и народовольцами декабризм рассматривался в том же ключе. В период трёх русских революций XX в. декабризм явился важным предметом исследования отечественных общественных деятелей и ученых, в трудах которых содержатся основополагающие сведения об особенностях развития российской истории и культуры. К их числу можно отнести М.В. Алпатова, В.О. Ключевского, П.Н. Милюкова, П.Г.Фёдорова и

др.

Особо следует отметить ленинскую оценку декабризма, ставшую официальной на долгие годы. В одной из первых работ революционной печати «Памяти Герцена» (1912) В.И. Ленин, определяя место и значение декабристов в истории России, писал и об их ошибках, и об удачах, называя их «революционерами, страшно далекими они от народа», дело которых было не напрасным. Ленинская оценка декабризма в русской революционной истории отличалась односторонним подходом к выявлению сущности этого многогранного явления, рассмотрению его вне общего контекста социального и культурного развития. Большой вклад в историю изучения декабризма в послереволюционный период (с 1918г.) внесли такие крупные учёные-историки и литературоведы, как Г.Г. Гуковский, А.И. Гессен, Б.С. Мейлах, М.В. Нечкина, Э.А. Павлюченко, Ю.Н. Тынянов, П.Е. Щёголев, Н.Я. Эйдельман и др., в работах которых раскрываются отдельные вопросы многогранной деятельности декабристов. Их труды составили существенную теоретико-методологическую базу диссертационного исследования, где центром внимания являются проблемы духовно-нравственных и мировоззренческих установок декабристов и их воздействия на развитие гражданского общества.

Неутраченный интерес к декабризму отмечается и в последующий период российской истории, он получает новые оттенки исследования данной проблемы. Выпущенный к 100-летию (1925) восстания 14-го декабря 1825 года читинский юбилейный сборник «Декабристы в Забайкалье» под

редакцией А.В. Харчевникова содержит богатейшие (неизданные до того времени) материалы о движении и творческом наследии «первых реформаторов». Главная мысль этого труда сосредоточена в следующих словах Предисловия: «Декабристы поняли на десятки лет раньше многих необходимость государственного переустройства, но тем не менее они были и остались людьми первой четверти XIX века. Узнать декабристов, понять условия, в каких выработалось их движение, уяснить обстановку, в какой оно протекало, значит установить теснейшую преемственную связь развития революционного движения, найти его истоки. Сохранившиеся архивы дают для этого материал» [189, 7].

Юбилейный сборник научных материалов, выпущенный к 150-летию восстания на Сенатской площади (1976), открывается Предисловием, в котором говорится о пересмотре ряда поставленных ранее вопросов и выдвижении новых, одним из них является вопрос о разносторонности интересов декабристов и об их вкладе в развитие русской культуры. Уже тогда ставился вопрос о рассмотрении этой проблемы в ряду других, как комплексной. Даже биографический аспект приобретает большую глубину при рассмотрении его в контексте социального и культурного развития.

Историк культуры В.В. Гапоненко в Предисловии к Юбилейному сборнику научных материалов, посвященному 175-летию начала декабристского движения, чётко обозначила актуальные аспекты темы «Декабристы и Сибирь», среди которых и изучение жизни декабристов на широком фоне социокультурной сибирской среды. Обращает на себя внимание статья сборника известного иркутского декабристоведа С.Ф. Коваля, недавно ушедшего из жизни, где говорится о желании некоторых лиц перевернуть нашу историю, представить её однобоко, что ощутимо сказывается на содержании и уровне духовной жизни, просвещении и культуре. Он замечает, что переживаемые нами перестроечные времена уже ощутимо сказываются на содержании и уровне духовной жизни, просвещении и культуре. Учёного беспокоит пренебрежение к историческому прошлому

России, ведущее к искаженным формам его познания по писаниям монархического толка и восхваления роли религии в истории России. «Одно обращение к религиозности декабристов, к их мыслям и высказываниям о религии уже могло бы умерить пыл поборников духовного возрождения посредством только религии, а не общего подъема образованности и культуры» [82, 6].

В последние годы получил особенно интенсивное развитие краеведческий аспект, начало которому было положено ещё в 20-е годы учёным М.К. Азадовским. В его работах, как и в более поздних трудах других исследователей: М.Ю. Барановской, Е.В. Вагановой, Г.В.Гапоненко, В.П. Изгачёва, С.Ф. Коваля, А.Н. Копылова, М.Д. Сергеева, Г.П. Шатровой и др. доказывается положение о том, что культурное наследие декабристов сыграло значительную роль в развитии производительных сил сибирского региона, просвещения, образования, сельского хозяйства, семейных отношений.

В работах В.Е. Гусева, Т.И. Михалёвой, Т.А. Роменской и других исследуются проблемы практической реализации просветительских идей декабристов, их литературной, этнографической и музыкальной деятельности. Так, в исследованиях Т.И. Михалёвой делается акцент на литературную деятельность ссыльных декабристов, характеризуется романтический герой в произведениях А.И.Одоевского и Н.А. Бестужева [123, 220]. Недавно отмеченный 180-летний юбилей декабризма (2006) показал, что интерес к изучению этого многогранного явления историко-культурной жизни России XIX века не угас. Для всестороннего освещения роли декабристов в развитии культуры забайкальского региона автор использовал работы краеведов О.М. Баркиной, В.Ф. Балабанова, Н.Е. Дворниченко, Е.Ф. Калашниковой, Е.Ф. Куренной-Берцик, И.Г. Куренной, В.Н. Немерова, Е.Д. Петряева, Р.П. Цуприк, и др.

Таким образом, осмысление комплекса вопросов данной проблемы получило освещение в социально-философских, исторических, культурологических, литературоведческих и краеведческих исследованиях.

При многочисленности работ о декабризме проблема влияния декабристов на развитие культуры края и инкультурации их в социокультурной забайкальской среде ещё не была предметом специального комплексного исследования и не получила монографического освещения в контексте поставленной проблемы.

Объектом исследования является культурное наследие декабристов периода забайкальской ссылки и каторги (первая половина XIX века).

Предметом исследования - влияние культурного наследия декабристов на развитие культурной жизни региона.

Целью исследования становится выявление роли культурного наследия декабристов в динамике культурной жизни Забайкалья.

Для раскрытия цели исследования предполагается решение следующих задач:

уточнение содержания понятий «социокультурная среда», «инкультурация» и «феномен декабризма» на примере русской дворянской культуры, деятельности декабристов в частности;

выявление специфики социокультурной среды Забайкалья додекабристского периода (нач. XIX века);

определение теоретико-методологической основы изучения места и роли декабристов в развитии региональной культуры Забайкалья;

раскрытие основных мировоззренческих, поведенческих принципов образа жизни декабристов и их влияние на развитие культуры региона;

осмысление значения культурного наследия декабристов для развития забайкальского региона.

Территориальные рамки исследования включают территорию Забайкалья в его современных географических границах.

Хронологические рамки исследования определяются периодом ссылки декабристов (II пол. 20-х - сер. 50-х годов XIX века).

Методологические основы исследования. В качестве базового методологического принципа было избрано сочетание исторического и

логического методов познания, способствовавших обобщению и систематизации научных положений по теме исследования. Междисциплинарный подход к изучению декабристов позволяет определить следующие общенаучные методы исследования: описания, анализа, синтеза. Сочетание этих методов позволило выявить общее и особенное в процессе развития культуры Забайкалья в прошлом, где декабристы были своеобразным адаптером между двумя полюсами «Восток» - «Запад». Использовался герменевтический подход при осмыслении мемуаров декабристов, воспоминаний современников. Методологическую основу исследования составили труды зарубежных и отечественных учёных, в которых раскрывается информационно-культурологическое понимание культурного наследия декабристов и обосновывается культурологический подход к изучению социокультурной среды и инкультурации личности, С.А.Артюнова, Н.А.Бердяева, В.Л.Кургузова, К.Клакхона, Б.Малиновского, Э.В.Соколова, А.Тойнби, О.Шпенглера, О.Флиера, М.Херсковица и др.

Источники по теме включают: t. .

а) сочинения декабристов;

б) материалы следствия и суда;

в) сочинения шестидесятников, включая герценовско-огаревские
издания;

г) воспоминания, мемуары, дневники, эпистолярное наследие
современников декабристского и разночинского этапов освободительного
движения.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

выявлена специфика социокультурной среды Забайкалья додекабристского периода (начало XIX века);

выделены этапы изучения декабристского наследия и основные детерминации их осмысления;

определены теоретико-методологические основы изучения места и роли декабристов в развитии Забайкалья на протяжении XIX века;

проанализированы основные мировоззренческие установки декабристов, которые сыграли важную роль в распространении их идей на территории Забайкалья;

- описано и проанализировано культурное наследие декабристов периода забайкальской ссылки, оказавшее инкультурирущее влияние на культуру региона.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическое значение предлагаемой диссертации определяется тем, что её материалы и результаты могут быть использованы при дальнейшем изучении и разработке проблемы декабризма, его места и роли в социальной и культурной жизни страны. Исследование раскрывает разносторонний потенциал такого феномена, как «декабризм» в контексте его влияния на региональную культуру, показывает необходимость изучения культуросози дательных функций данной субкультуры. Анализируется природа культурного феномена, ставшего носителем социально значимого образа жизни, заложившего системообразующие потенции для развития региональной культуры. В работе конкретизируются теории инкультурации и оптимизации социокультурной среды. Углубляется и акцентируется внимание на область знаний, связанных с комплексным изучением творчества декабристов в условиях ссылки. Разносторонняя образованность лучших дворян русского общества 20-30-х годов XIX века - это не только следствие их страстного интереса к познанию мира, но и показатель особого типа мышления, универсального по своей сути. Отсюда возникает вопрос о неких типологических особенностях личности и её психологии.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в общетеоретических и специальных курсах культурологии, литературы, краеведения; в разработке программ и методических рекомендаций по названным дисциплинам, а также в средствах массовой и электронной информации с целью знакомства с самобытной культурой Забайкалья XIX века. Они могут способствовать выработке

социокультурной модели развития региона с учетом рассмотренных в работе историко-культурных особенностей края.

Апробация исследования. Материалы диссертационного исследования апробированы на международных, всероссийских и региональных научных и научно-практических конференциях (Чита, Иркутск, Улан-Удэ, Пенза). Под руководством автора диссертации выполнены и успешно защищены выпускные квалификационные работы. Отдельные материалы данного исследования были использованы на уроках по литературному краеведению и культуре Забайкалья в педагогических колледжах г. Читы и Балея, экспериментальной культурологической школе № 13 г. Читы и юношеского туристического центра г. Читы. По теме диссертационного исследования опубликовано 30 статей, материалы его вошли в 4-х томное издание «Энциклопедии Забайкалья» (СО РАН г. Новосибирск, 2000 - 2006), учебное пособие по теме «Литературно-просветительская деятельность декабристов в Забайкалье» (1изд.: 2004; 2 изд.: 2006 г.).

Основные публикации по теме исследования:

  1. Декабризм как явление культурной жизни Восточного Забайкалья (литературный аспект) // Вестник Бурятского университета. Серия 8: Теория и методика обучения в вузе и школе. Вып. 11. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2006. С.294-301. - ISBN 5-85213-447-3.

  2. Нравственно-этический аспект творческой деятельности декабристов // Народы Забайкалья: возрождение и развитие: сб. материалов научн. конф. -Чита, 1997.- С.87-95.

3. Декабристы и народное образование в Забайкалье // Народное
образование Забайкалья: история и опыт. - Чита, 2000. - С.40-42.

4. Декабристы в социокультурной среде забайкальской ссылки. - Россия
- Азия: проблемы интерпретации текстов русской и восточных культур.
Материалы международной научной конференции. - Улан-Удэ: БГУ, 2002. -
188-190.

  1. Этнокультура в воззрениях декабристов. - Языковые и культурные контакты различных народов. Сборник статей Всероссийской научно-методической конференции. - Пенза, 2003. - 213-215.

  2. Этнокультурные мотивы в творчестве ссыльных декабристов. - Время в социальном, культурном и языковом измерении. Тезисы докладов международной научной конференции. Иркутск: ИГУ, 2004. - 51-55.

7.3абайкальские мотивы в творчестве В.К.Кюхельбекера. -Трансграничье в изменяющемся мире: Россия - Китай - Монголия. Материалы международной научно-практической конференции. - Чита: ЗабГГПУ, 2006. -226-230.

8. Литературно-просветительская деятельность декабристов в Забайкалье. Учебное пособие. - Чита: ЗабГПУ, 1-е изд. 5.6. п.л., 2004; Чита: ЧитГУ, 2-е изд. доп и испр. 7 п.л., 2006.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит три параграфа, заключения, библиографии- и приложений, включающих тексты художественных произведений самих декабристов, тексты забайкальских и русских поэтов о них, а также рисунки, созданные декабристами в период забайкальской ссылки.

Социокультурная среда: исходные понятия и термины

Анализ исходных понятий и терминов, необходимых для описания специфики социокультурной среды Забайкалья, предполагает погружение в собственно культурологический аспект. Культурологическое осмысление региональных знаний становится весьма полезным при рассмотрении общей картины познания мира и личности не раздельно, а во взаимосвязи, т.е. личности в мире; объекта познания, который есть одновременно и процесс познания.

Важнейшими понятиями в свете раскрытия данной проблемы необходимо считать следующие: «культура», «социокультурная среда», «инкультурация» «культурная традиция», «культурный синтез». Многие из них являются сложными и многоуровневыми и требуют не абстрактно-философских определений, а уточнений и введения их в систему конкретно всеобщих понятий с учётом границ гибкости. Идея «открытых» научных определений, уточнённых и дополненных исследователем, принадлежит французскому исследователю А.Молю, насчитавшему в середине XX века более 250-ти определений культуры [124, 35].

1. Культура является базовым и многоаспектным понятием рассматриваемой нами проблемы. Формирующееся понимание культуры как феномена человеческой деятельности в недрах философии жизни оказало заметное влияние на развитие культурологической науки. Современное понятие культуры складывалось как осознание кризиса ее, дисгармонии человека и природы. Следует заметить, что этот разрыв между природой и культурой был обнаружен еще романтиками. Отказ от поиска рациональных оснований этой гармонии как метода реконструкции культурной традиции сегодня очевиден. Кризис культуры осознается как нарушение внутреннего единства, переосмысление идей и ценностей, утрата гармонии. С пониманием смысла культурной деятельности, усвоением духа культуры (менталитет, культурную парадигму), сегодня всякий мыслящий человек осознаёт важность культурологических знаний. Они имеют собственный предмет исследования, обоснованное широкое проблемное поле его; результатами культурной деятельности могут быть предметы и продукты культурного творчества. В данном случае мы имеем дело с коммуникативным слоем культуры, это уровень общения, образования и воспитания. И сегодня от размышлений наметился путь к конкретным культурологическим исследованиям с использованием знаний этнографии и культурантропологии.

Культура характеризуется совокупностью достижений людей во всех сферах человеческой жизни, как материальной, так и духовной. Устоявшегося и единого определения культуры в науке нет, но нам представляется полезным его рассмотрение через призму отдельных высказываний. Так, А. Гелен, Ш.Монтескье рассматривали культуру как преобразованную в процессе человеческой деятельности природу. М.Вебер и Б.Малиновский вкладывали в это понятие искусственное упорядочение жизненного пространства людей, вмещающее в себя память, традиции, верования, идеи, обычаи, коллективные представления, язык. В своём системном подходе к культуре О.Шпенглер дал культуре такое определение: «Культура - это последняя из достижимых для нас реальностей». Такое понимание культуры как определённого состояния общества и как особого методологического аспекта его изучения является основополагающим в рамках данного исследования. Суть его состоит в том, что «ненаследуемая память», «выученное поведение» существуют во времени и пространстве, где вся предметность и данное поведение имеют определённое значение. Каждая реальная культура является качественно своеобразной, конкретно-исторической определённостью, понять культуру как социальное явление можно при рассмотрении её в определённом аспекте, где отмечены сравнимые и отличаемые друг от друга явления. Социальная информация, «запоминаемая» культурой, неразрывно связана с совокупностью знаковых систем, языков, её кодирующих, хранящих и транслирующих. Здесь и будет достигаться то единство и динамическое взаимодействие традиции и инновации, репродукции и креативности, составляющих суть в толковании культуры в данном аспекте. Такой подход в рассуждениях о культуре предполагает целостно - интегративное понимание данного термина. Конкретное применение широкого интегрального толкования культуры в современной жизни является важным и перспективным.

К числу «важнейших функциональных особенностей культуры как системы следует отнести такие, как способность к самообновлению, постоянному порождению новых форм и способов удовлетворения интересов и потребностей людей» [96, 203-204]. Как утверждает В.Л. Кургузов, культура является «мощным аккумулятором непреходящих ценностей гуманизма и гуманности и, вместе с тем, животворным каналом утверждения парадигм сосуществования, самосохранения человечества, возможностей его выживания на нашей планете» [99, 94]. В рамках данного исследования под «культурой», вслед за В. Л. Кургузовым, нами понимается часть картины мира, отображающая самосознание человека, которое изменяется в процессе рефлексии над ценностно-значимыми условиями природного, социального и духовного бытия. Видя в культуре качественную определённость форм и способов выживания людей, исторически приспособленную к условиям природной, социальной и психической среды, отмечаются наиболее важные её свойства - быть исторической и этнической определённостью. Культура в своём функционировании в обществе определяется формами социальной регламентации. Достигаемые результаты человеческой деятельности оцениваются по принятой в обществе шкале ценностей. Культура по своей природе не монистична, а плюралистична, она как система регулятивной деятельности несёт в себе аккумулированный опыт, накопленный историей. В сегодняшнем интересе к культуре лежит осознание глубокой связи между судьбой народа и судьбой его культуры, и мудрость настоящего времени состоит в признании за каждой культурой её права на самостоятельное существование. Представляется, что возродить социокультурные идеалы и традиционные для России ценности в условиях нынешней деградации и депопуляции возможно только через глубокое знание и понимание родного языка и культуры родного края, испытавшей огромное влияние со стороны сосланных сюда декабристов.

Специфика социокультурной среды Забайкалья додекабристского периода

Формирование социокультурной среды забайкальского региона обусловлено историческими и геополитическими факторами. Исторические факторы формирования социокультурной среды Забайкалья необходимо рассматривать в контексте истории Сибири, частью которой оно было. История данного региона оказалась весьма богатой, здесь уже в древности происходили события, последствия которых имели отклик далеко за его пределами. Как отмечает известный исследователь Забайкалья А.Окладников, «история Сибири есть история не только огромной страны, не только колоссальных её пространств и их основания, но и всего этого разноязычного и разнокультурного множества племён и народов. А вместе с тем история их сложных связей и отношений с народами не только соседних, но нередко и весьма отдалённых стран Востока и Запада» [138, 16]. По мнению исследователя, Сибирь есть «неотъемлемая, значительная часть всемирной истории» [138, 16]. Геополитическая ситуация забайкальского региона способствовала становлению международных контактов России с сопредельными государствами: Монголией, Китаем, Америкой. Известно, что Забайкалье в планетарном устройстве природы занимает особое место, оно лежит в двух частях планеты, и главный водораздел Земли проходит по Яблоновому хребту, где находится гора Палласа - точка мирового водораздела [159,6].

С древнейших времён Забайкалье являлось одним из крупных центров Евразии по производству бронзы, оно было своеобразным мостом, связывающим Евразию и Америку, заселение которой частично шло за счёт забайкальцев. Народы Южного Забайкалья (гунны, тюрки-уйгуры, монголы) создали великие степные цивилизации. В течение долгого времени по слабо заселённой забайкальской территории кочевали малочисленные и враждующие между собой племена эвенков (представителей тунгусо-маньчжурской языковой группы) и монголоязычных бурят. Основными занятиями их были охота, оленеводство и отчасти земледелие. Из монгольского народа постепенно выделился и сформировался бурятский этнос, занявший своё место в мировой цивилизации. «В целом, для бурят кочевничество было оптимальным видом традиционного образа жизни... Для скотовода характерна значительная напряжённость жизни: максимализация хозяйственной активности, стремление к расширенному производству посредством вовлечения пастбищных угодий, их экстенсивность... Всё происходило в цикличном возврате. Ни природа не щадила степняка, ни он её. Это скрыто в метафорах и образах мифопоэтических конструкций народной педагогики» [41,39].

Итак, середине XIX века сформировалась общность бурят, «в одной традиции видятся как хоринские, так и селенгинские буряты, что было обусловлено нелинейностью процесса этногенеза и этнической истории». [24, 28]. Кроме того, к этому времени отмечается одновременное функционирование с этнонимом буряты иного таксона - бурят-монголы, подчеркивающего общность бурят монголами.

Начало формирования другого этноса (тунгусского), сохранившегося до нашего времени, соотносится с каменным веком, культура его наполнена тысячелетними традициями в отношении к природе и её богатствам. Называемое в прошлом Даурией, Забайкалье многих привлекало легендами и довольно легким выходом к Тихому океану. «Горная страна чудес» славилась и богатыми полезными ископаемыми, в том числе серебром, лесом и пушниной, стратегически важными для развивающейся России.

Начавшееся с середины XYII века, во времена царя Алексея Михайловича, освоение восточных земель вовлекло забайкальский край в орбиту российской цивилизации с её устойчивой государственностью, книжной грамотой, огнестрельным оружием. Вместе с царским воеводой Афанасием Пашковым, казаками-первопроходцами, возглавляемыми Петром Бекетовым, сюда были отправлены и первые каторжные люди, среди которых - протопоп Аввакум, ставший не только первым ссыльным, но и первым писателем забайкальской земли. Едва ли ни первым рассказал он о природе и аборигенах края, о тех особенностях климата, который учёные называют резко-континентальным. Священник-раскольник Петров (Аввакум) открыл драматические страницы каторжной Даурии.

Большую роль в развитии Забайкалья сыграли первые русские землепроходцы, которые, одолев препятствия, стремительно вышли за одно-два поколения к Тихому океану, отметив свой путь в Забайкалье острогами (Баргузинский, Иргенский, Нерчинский, Селенгинский, Аргунский и другие), ставшими форпостами российской государственности. Они оказались носителями более высокой материальной и духовной культуры и привнесли на эти земли знания о пашенном земледелии, православной вере, городской культуре. Важным фактором формирования социокультурной среды, где наблюдалась вражда местных тунгусских племён с казаками, явилось подписание договора, по которому в 1667 году Павел Петрович Гантимур получил титул князя от русского царя и принял русское подданство и православие. Начался процесс взаимодействия двух народов и укрепления царской власти на землях Даурии.

Развитие горнорудной промышленности в России, где Восточное Забайкалье было одним из её очагов, в последней четверти XYII века определило необходимость освоения этих земель и потребовало большого количества рабочих. С началом строительства в 1682 году Аргунского (Нерчинского) завода стала проводиться политика заселения края.

В XYII-XYIII вв. здесь сложилась государственная граница, разделившая российскую и китайскую цивилизации. Обстановка на ней осложнялась нередкими набегами и грабежами то монголов, угонявших скот с российской территории, то русскими, промышлявшими в монгольских пределах воровством. Постепенному налаживанию дипломатических контактов и торговых связей между Россией и Китаем способствовали царские посланники Николай Милеску Спафарий и Избранд Идее, много сделавшие для установления дружеских отношений между странами - соседями. В марте 1692 г. выехавшее из Москвы посольство с Избрандом Идесом последовало через Забайкалье, пройдя уже отмеченный предшественником непростой путь с долгими остановками. Пройдя через Нерчинск, посольство двинулось к Аргунскому острогу, а далее в Китай, куда прибыло в августе 1693 года. Через несколько лет после возвращения в Россию Избрант Идее издаст в Гамбурге книгу (1698), в основу которой будут положены его дневниковые записи о путешествии в Китай. Есть в ней заметки о Нерчинске - «последнем владении его царского величества», и о Нерчинских конных тунгусах с их главой П.П. Гантимуром. Любопытны его заметки и о тунгусском князьке - Лялюке из Теленбинского острога, длинные волосы которого в «в 4 голландских локтя» (локоть - 0,9 метра) помещены были в мешочек. И у шестилетнего сына его тоже были большие волосы длиной в 80 см. Есть в книге материал о первых пробах руды на реке Серебрянке, где в 1704 году начнёт действовать первый в даурской земле Аргунский (Нерчинский) сереброплавильный завод. [8, 162-165]. С китайского города Цыцыкара, где находились русские, началось знакомство с культурой Востока. Представители России пожелали тогда построить в Пекине «русскую церкву иждевением государей», а из Китая позволили вывозить в Москву всякие товары: серебро, драгоценные камни, чай. Далёкий путь до российской столицы проходил через Забайкалье.

Основные мировоззренческие установки и их влияние на культуру края

Изучение мировоззренческого аспекта в духовной жизни и творческой деятельности ссыльных декабристов выявило основные тенденции интеллектуального и общественно-социального влияния их на развитие забайкальской культуры. Обращаясь к истокам мировоззренческих установок «первенцев свободы», отметим, что декабристы, сделавшие первую организованную попытку свержения тирании, самодержавия и крепостничества, стали для будущих поколений своеобразным примером гражданственности. Общеизвестно, что начавшееся 14 декабря 1825 года по организованному тайному заговору восстание дворянских реформаторов против существующего строя закончилось неудачей, а последствия его стали глубоко трагичными. Более 120 участников этого движения, закованные в «железа» (термин Николаевской эпохи), оказались в сибирской ссылке, в частности в Забайкалье. Нерчинские рудники, Чита, Петровский Завод, Акатуй, Акша, Баргузин, Селенгинск и др. места отмечены на карте как декабристские.

Блестящие карьеры молодых людей вмиг разрушились, счастье жизненного пути обернулось несчастьем. Личное и житейское переплелось с социальным и общественным. В движении декабристов образовалась большая нераздельная семья, связанная социально и духовно, её участниками становились матери, жёны, невесты, близкие родственники. Они во многом способствовали сохранению и скрытию бумаг и документов осуждённых. В «Алфавите декабристов» значатся две женщины - сестры Руткевич: Корнелия и Ксаверия. Знаменитыми они стали потому, что уничтожили все документы «Общества военных друзей», узнав об аресте брата М. Руткевича, за что поплатились заключением в монастырь. Борьба женщин за близких началась сразу же после катастрофы 14 декабря, в ход пускали всё: родственные связи, влиятельные знакомства, прошение на царское имя и деньги. Рождалось целое декабристское общество, родственное по духу окружение, противостоящее составили одну братскую семью, чистую и светлую. Женский фермент сыграл огромную роль в каторжной жизни декабристов. Когда муж Александрины Муравьёвой Никита Муравьёв писал из Петропавловской крепости: «Я причинил горе тебе и всей твоей семье...Мой ангел, я падаю к твоим ногам, прости меня», жена отвечала: «Мне нечего тебе прощать...Я самая счастливая из женщин» [141, 16]. Когда на четвёртом году заключения с узников сняли кандалы, Н.Бестужев сделал из них кольца, женщины с гордостью носили их. Такова нравственная сила декабризма.

Будущие декабристы видели и понимали, что народ, вынесший на своих плечах всю тяжесть войны, оставался в крепостной зависимости. Вот почему ликвидация самодержавия и крепостничества рассматривалась ими как патриотическая задача «спасения» России. Богатый материал по изучению мировоззренческих установок декабристов дают документы следственного дела по вопросу о причинах и поводах вступления в организацию. Декабрист -граф З.Чернышёв в показаниях отмечал, что « одна любовь к Отечеству побудила (его) вступить в тайное общество» [30, 251]. Похожие замечания высказывали и Н.Тургенев, и П.Беляев: «Одна была мечта - спасти Россию, так как мы считали её состояние ужасным» [30, 17]. В этом плане интересны признания Н.Чижова о том, что в тайное общество он вступил «единственно из любви и благу моих соотечественников». Волновал вопрос российских преобразований, по которому высказывались разные точки зрения. При всей разноголосице декабристских высказываний и несовпадений точек зрения на переустройство России, их объединяла одна общая мысль о благосостоянии своего отечества.