Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурно-охранительная природа красоты Девдараидзе, Екатерина Анатольевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Девдараидзе, Екатерина Анатольевна. Культурно-охранительная природа красоты : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01 / Девдараидзе Екатерина Анатольевна; [Место защиты: Тюмен. гос. ун-т].- Омск, 2012.- 147 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/392

Введение к работе

Актуальность исследования определяется утратой чётких представлений о том, что сокрыто под понятием «красота», утратой её духовной ценности.

В конце XX века стало совершенно очевидным, что мировые катаклизмы вызваны не только политическими причинами, а утратой внутренних ценностей, утратой человеком самого себя, того, с чем он себя идентифицировал, во что он веровал. Человек заболел выраженной дезориентацией, не зная больше по каким идеалам жить.

Западная цивилизация, ориентированная на материальные блага, породила «аномалии»: «материальный прогресс» обернулся очевидным снижением этического, эстетического и интеллектуального потенциала общества.

Моделируя реальность с помощью видеоклипов, реклам, телевидения, компьютерных игр, интернета, массовая культура все смешивая, создает новый образ того, что в наши дни можно считать красивым. Однако этот реализм «все возможно», на самом деле базируется на деньгах при отсутствии этических критериев и внутренней цензуры, произведения искусства оцениваются согласно той прибыли, которую они обеспечивают. Потрясения социальных отношений, ожесточенная конкуренция, закрепленное в социальных группах умение человека (субъекта, функционера) ладить с другими, точнее манипулировать ими, вызывают тоску по утраченной человеческой теплоте, по утерянным формам красоты: красоты труда, красоты поступка, сочувствия, сопереживания.

Современное бытие актуализирует потребность в осмыслении проблемы красоты также в связи с разрушением в широком смысле экологической среды. Снимки из космоса показывают, как безумно пренебрежительно люди обращаются со своей планетой. Загрязнение океанов, рек и озер, утончение озонового слоя — все это результат разрушения экологии человеческой души. Некоторые футурологи заходят так далеко, говоря: если будущее не будет «зеленым», экологическим, его не будет вообще. Сегодня, как никогда важно, звучит мнение тех, кто пытался усовершенствовать мир посредством обретения цельности и

гармонии в самом себе. Наслаждаясь красотой природы, человек начинает мыслить категориями гармонии и симметрии, прекрасный пейзаж обновляет дух. Созерцание истинной красоты пробуждает сильное чувство сострадания и любви. И слово «человек» начинает звучать как слово «друг» («брат»).

Объединяя и возвышая человека во все эпохи, красота (искусство) дает ему не только общий способ постижения мира, но и способ взаимного понимания и сопереживания, даже средство защиты, устремляет к добру, милосердию и духовному согласию, сохраняет общественный климат исторических эпох, обогащает сущностное человеческое бытие, ставшее несколько выхолощенным выражением: «Красота спасет мир» (Ф. М. Достоевский). Эта мысль оказалась в наше время не всегда востребована, а порой просто забыта. Мир, забывший о красоте и благодати, становится жертвой технического прогресса, лишенного духовного измерения, «ловушка рациональности» угрожает вырождением. Неизбежные спутники нашего проживания: стремительно меняющаяся окружающая среда, всепоглощающий рационализм, страдания, болезни, равнодушие, обнищание — препятствуют развитию склонности к созерцательной жизни, творчеству, наслаждению красотой. К тому же материальная сторона жизни и идеалы потребительского общества, оказались не всегда взаимосвязанными с индивидуальным счастьем человека. Общение с красотой — это гуманное преодоление одиночества и ощущения отчуждения и своей случайности в мире, безболезненное решение антиномии: «быть со всеми» и «быть одному». Творчество по сути есть путь спасения для человека, т, к. оно дает начало новой жизни, способного «спасти» мир. Творческое поведение, может стать решающим фактором в организации наличного пространства жизни, формировании современных социальных стратегий развития.

Культура есть единение жизни и красоты. Искусство как часть культуры является тем, что проявляет и реализует красоту. Исходя из этого, понятия: культура, искусство и красота, диссертант использует, по необходимости и в не принципиальных случаях, как синонимы или как взаимозаменяемые понятия.

Предначертанная культуре (следовательно: искусству и красоте) задача — связывать людей в единое человечество — находит выражение в целом ряде её конкретных общественных функций: социальной памяти, адаптационно-охранительной, гносеологической, человекотворящей, т. е. созидающей и преобразующей человека. В реальной жизни разграничение функций культуры невозможно. Они тесно сплетены, переходят одна в другую и практически представляют собой единый процесс, в целом обеспечивая движение человечества. В функциональном подходе имеется прямое указание на то, что главной функцией культуры является человекотворящая. За культурой признается первостепенное, жизнеобеспечивающее значение. Однако у культуры исчезают эти функции, когда красота теряет свое значение, когда красота нивелируется, когда ее разбавляют с безобразным и низменным, извращается вкус, рождается неразборчивость. Безобразное — порождение зла, т.е. все то, что способствует отлучению человека от общечеловеческих ценностей: от истины, блага и красоты. Отсутствие же веры в высшие духовные ценности, обесценивание эталонов красоты приводит к эстетизации безобразного, падению нравов, к трансформациям сущностных качеств человека, разрушению и распаду духовного климата общества, исчезновению государства.

Как видим, идеалы прекрасного зависят от общественных идеалов, при отсутствии их в обществе возникают кризисы. Потому важная роль в формировании таких идеалов, которые определяющим образом воздействовали бы на все области жизни, принадлежит интеллектуальной элите общества и культуры.

Степень научной разработанности проблемы. На протяжении тысячелетий существуют культурологические концепции, в которых утверждается в качестве центральной идея о том, что философское осмысление красоты сопряжено с глубокой и длительной традицией и осуществляется, исходя из различных ми-ровоззренческо — методологических доминант. На основании идей Сократа, Платона, Аристотеля, Ж.-Б. Альберта, И. Канта, Ф.В.Й. Шеллинга, Шопенгауэра, У. Морриса, Ф. Ницше диссертант раскрывает значение и смысл понятия

«красоты», особенности её культурно-охранительной природы, что дает возможность учитывать ее многоаспектное^. Идеи красоты (прекрасного), изложенные в трудах этих мыслителей, составили одно из важнейших концептуальных оснований, согласно которым наше представление о мире и себе стало возможным, благодаря созерцанию красоты.

Необходимо отметить, что одухотворяющая и охранительная, нравственная и «душеспасающая» ценность красоты была выявлена диссертантом, благодаря трудам Плотина, Боэция Северина, Фомы Аквинского, Блаженного Августина, Гильома Овернского, Цезаря Ареатского, Сугерия, Ф. Вольтера, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, И.-Г. Гердера, С. Кьеркегора. Красота как проблема духовности и целостности личности глубоко рассматривалась в русской философии и литературе: ВС. Соловьевым, Ф М. Достоевским, Л.Н. Толстым, П.А. Флоренским, И. А. Ильиным, Л П. Карсавиным, Н. О. Лосским, С.Л. Франком, Е.Н. Трубецким, К. Леонтьевым, Н. Фёдоровым, Н.А. Бердяевым, В.В. Розановым, В.О. Кандинским.

Взгляды, изложенные в работах М Хайдеггера, А. Эйнштейна, Г. Вейля, Ж. Делёза, И.О. Лосского, Г. Гордона, Р. Барта, В.И. Самохваловой помогли автору раскрыть гносеологический потенциал красоты. Связь истины и красоты, традиционно почитаемой «лицом истины и добра», очевидна для многих философов, ученых, художников, красоты как объективного способа и высшего уровня оптимальной организации мира.

Анализируя феномен красоты, как культурно-охранительную ценность, диссертант использует: социально-культурную типологию П. А. Сорокина; культурологические взгляды: Г. Зиммеля, А.Ф. Лосева, С. Лангер, М.С. Кагана, Д.С. Лихачева, Ю. Лотмана, М. М. Бахтина, Т. Куна, Л. Столовича, М.Д. Купара-швили, Э.В. Ильенкова; футуристические идеи Рольфа Йенсена; эстетический анализ красоты Шлегеля, Г.-Ф. В. Гегеля, Э.В. Ильенкова, Г.-Г. Гадамера, В.П. Шестакова, К. Кантора, Д. Лукача.

При выявлении культурно-охранительной природы красоты существенную

роль сыграли взгляды философов-экзистенциалистов: А. Камю, Ж.-П. Сартра, X. Ортега-и-Гассет, К. Ясперса, а также философов-постмодернистов: Ж. Бод-рийяра, М. Фуко, Ж. Лакана, У. Эко. Их поэтическое мышление и художественная аргументация использованы как способы смыслообразования.

Специфика предмета потребовала обращения и анализа литературно-художественных и поэтических произведений: А. Данте, В. Шекспира, У. Блей-ка, Ф.М. Достоевского, Ш. Бодлера, Г. Гессе, М.И. Цветаевой, А. Вознесенского, О.Э. Мандельштама, В.А. Солоухина.

Проблема исследования - в поиске новых подходов к изучению культурно-охранительной природы красоты, актуализация значимости нравственных оснований в становлении самоценности красоты. Дискуссия о природе эстетического, как феномена чувственного сопереживания мира, показала, что прекрасное не может быть понято само по себе, вне системы других эстетических категорий и понятий (гармонии, меры, ритма, идеала, образа, эстетического восприятия). Такой системный подход к анализу категории прекрасного показал свою плодотворность и специфику эстетического бытия человека.

Объектом исследования является ценность эстетического бытия человека.

Предметом исследования является культурно-охранительный статус красоты.

Проблема исследования согласуется с целями и задачами диссертации.

Целью исследования является выявление культурно-охранительной природы красоты в изменяющихся условиях современности.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

  1. анализ онтологических истоков и оснований красоты — как высшего способа обретения духовного опыта и организации мира;

  2. исследование гносеологического потенциала красоты, представляющего ценность не только в познании и самопознании, но и смыслотворения;

  1. анализ историко-культурологических трансформаций феномена красоты: определение красоты как способа организации древнегреческого космоса; обоснование красоты как меры воспитания духа и богомерности человека в Средние века; изучение основ рационализации красоты в Ренессансе; раскрытие социального-охранительного значения красоты, воспитания вкуса в эпоху Просвещения;

  2. выявление нравственных и религиозных оснований красоты как исторически необходимой культурно-охранительной ценности, гармонизирующей предметный мир и духовное бытие человека; определение красоты как феномена «непрактичности», её духовно-обогащающего, культурно-охранительного статуса;

  3. утверждение красоты из «тотального безобразия мира», значимости красоты, как высшей духовной ценности и как созидающей и духовной силы для человека и общества в целом.

Методологические основы исследования. В ходе исследования были использованы: историко-сравнительнй метод, основанный на анализе и сопоставлении понимания сущности красоты, а также её механизмов трансформации на протяжении различных исторических эпох, начиная с античности и заканчивая современностью; системный и структурно-функциональный метод, на основе системного подхода осуществлялось изучение монографий, научных статей и публикаций в периодической печати, учебно-методических, справочных и библиографических изданиях. В функциональном подходе имеется прямое указание на то, что главной функцией культуры является функция человекотворения; герменевтический метод используется, как необходимое средство интерпретации и понимания прекрасного, способствующий раскрытию смысловой культурно-охранительной сущности феномена красоты; аксиологический анализ, направленный на раскрытие красоты как высшей духовной охранительной ценности выступает в качестве базовой методологии.

Научная новизна исследования и его результаты состоят в выявлении пре-

емственноста интереса к истокам и проблеме красоты, её культурно-охранительной природы, её влияние на нравственное состояние человека и общества в целом. Определены значимые для современностн — гносеологический потенциал красоты, её этические и религиозные основания, а также ценность созерцания красоты как способа конструкции духовнопозитивного общественного климата.

Диссертационная работа состоит в осуществлении аксиологического подхода в изучении культурно-охранительной природы красоты: рассмотрение генезиса, выявление ценности красоты как целостного культурного явления, тесно связанного с культурной картиной мира и моделирующего его своими средствами.

Положения диссертации, выносимые на защиту:

В качестве нового положения диссертант называет: — выявление основной культурно-охранительной природы красоты, так как она способствует сохранению, развитию и совершенствованию в человеке (и в обществе) духовного потенциала, его — в буквальном смысле слова — очеловечивание;

Определено исключительное значение восстановления глубинных связей между красотой и искусством, красотой и нравственностью, красотой и истиной, что составляет основу культурно-охранительной природы красоты. Потребность в красоте, творчестве — извечная потребность человека выразить своё духовное происхождение, свою человеческую, глубинную суть, что имеет прямое отношение со стремлением социального самосохранения;

Обоснована эмоциональная ценность красоты, реализованная в искусстве, что срабатывает как инструмент для смягчения нравов, «успокоения страстей», формирования импульсов познавательных возможностей и средства упорядочения ощущений хаоса. Приобщение к искусству (красоте) развивает и обогащает нравственные, интеллектуальные потенции личности и общества;

Доказано, что чувственное созерцание мира, так же, как и теоретическое мышление представляет собой необходимое условие не только творческой деятельности, но и мыслесостояния человека; красота (гармония, равновесие, ме-

pa) — это закон, наделенный свойством, лежащем в основе организации мира, обеспечивающим его упорядоченное сохранение и развитие;

Подтверждено, что красота как идеал эстетического совершенства по необходимости оставаясь непостижимой, требует перманентного внимания со стороны общества и каждому поколению ставит в обязанности не только рефлексировать и интерпретировать существующие формы и принципы, но и активно трансформировать их внешние проявления, сохраняя глубинную сущность красоты.

Практическая и теоретическая значимость исследования работы заключается в возможности использования её результатов для дальнейшего углубления представлений о культурно-охранительной сущности красоты. Материалы и полученные выводы диссертации, историко-культурологаческий анализ категории «красоты» могут быть использованы в разработке курсов лекций, в подготовке учебных пособий спецкурсов, семинаров в рамках программных курсов по философии искусства, эстетике и литературе, истории и теории мировой и отечественной художественной культуры как для средних, так и для высших учебных заведений в целях эстетического воспитания. Положения, доказываемые в диссертации, представляют еще один шаг к новому взгляду на культурно-охранительную природу красоты. Выводы и положения диссертационного исследования могут быть учтены при написании научных трудов по истории и теории культуры. Исследуемая проблема требует дальнейшей конкретизации некоторых практических положений, касающихся духовно-охранительного взаимодействия красоты и человека, способствует инициации дальнейшей разработки, например, теоретических и практических основ арттерапии.

Апробация работы. Результаты исследования представлены в статьях научного журнала «Омский научный вестник», входящего в перечень изданий, рекомендованных ВАК, в выступлениях на следующих международных и отечественных научных конференциях: «Анализ гуманитарных проблем современного российского общества: Материалы всероссийской научной Интер-

нет — конференции с международным участием» (Омск, 2005), «Молодежь —
наследница Победы» ( Омск, 2005), «Книга и мировая культура» ( Омск, 2008,
2010), «Языки культуры: историко-культурный, философско-

антропологический и лингвистический аспекты» (Омск, 2009), «Социально-экономические коммуникации в современном обществе» (Омск, 2009), « Теоретические знания — в практические дела ГОУ ВПО» (г. Москва-г.Омск, 2010).

Основные положения обсуждались: на расширенном заседании кафедры философии ОмГУ; на теоретических семинарах кафедры философии ОмГУ, на методологических семинарах кафедры связи с общественностью Ом-ГУПС; на межвузовских, межрегиональных ц международных семинарах и научно-практических конференциях ОмГУ, ОмГУПС, ОмТГУ; результаты исследования были использованы в практической библиотечной сфере: в культурно-просветительской работе библиотеки ОмГУПС.

Структура диссертации определяется поставленной целью и отражает поэтапное решение задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, состоящих из девяти параграфов, заключения, библиографического списка, оформленного по ГОСТу 7.1-2003 и включающего 231 источник. Диссертационное исследование изложено на 153 страницах.