Содержание к диссертации
Введение
1. Аутентичный эпос о Тюште как явление художественно-исторического творчества народа 12
1.1. Эпическая история в ранних сюжетах о Тюште 19
1.2. Концепция мордовской истории в поздних сюжетах о Тюште 45
2. Поэма В. К. Радаева "Тюштя" как попытка создания "авторского" эпоса 70
3. Эпос о Тюште в эпическом своде "Масторава" 104
3.1. Сказания авторского происхождения 107
3.2. Сказания с фольклорно-литературной основой 149 Заключение 175
- Эпическая история в ранних сюжетах о Тюште
- Поэма В. К. Радаева "Тюштя" как попытка создания "авторского" эпоса
- Сказания авторского происхождения
Введение к работе
Актуальность исследования. Мордовский народ прошел большой и
ц сложный путь исторического развития, который нашел отражение как в
материальной, так и в духовной культуре этноса. Он создал большое количество
устно-поэтических произведений, отличающихся высокими художественно-
эстетическими достоинствами и вызывающих интерес не только национальных
исследователей, но и ученых других народов. Эти произведения являются
важнейшей составной частью этнической духовной культуры, ибо в них, в конечном
счете, выражается все многообразие воззрений людей, включая художественные,
эстетические, этические, философские и прочие представления. Однако в таком,
культурно-историческом, аспекте они до сегодняшнего дня не изучались. Сказанное
в полной мере относится также к песням и сказаниям о древнем эпическом герое
мордвы Тюште, эпос о котором продолжает жить, постоянно вызывая к себе
внимание ученых как определенное свидетельство перехода общества от
первобытной неустроенности к закону и порядку, утверждению мордовской
государственности. Особую актуальность приобретает изучение данного эпоса
сегодня, в условиях усиления внимания общества к национальным проблемам и
А1 судьбам конкретной нации, когда происходит ремифилогизация язычески-
архаических пластов миропонимания и демифологизация советских (вторичных) мифов, когда каждый народ стремится к упорядочению своей истории.
Хронологические рамки исследования охватывают вторую половину XIX и XX в., когда шло собирание песен и сказаний о Тюште и началось их научное исследование в связи с возрастанием интереса к истории эрзи и мокши и их духовной культуре.
Объектом исследования является эпос о царе Тюште в его фольклорно-
литературных версиях.
w Предметом исследования стали закономерности развития героической
поэзии, специфика отражения в ней исторического и эпического сознания
народа, ее сюжетный состав, культурно-историческое и типологическое сходство мордовского эпического героя Тюшти с центральными персонажами русского, финского, греческого и др. эпосов.
} Степень изученности проблемы. Собирание мордовских героических
мифов и песен относится ко второй половине 19 - первой половине 20 века. Если первые печатные сведения о мордовской песне касались прежде всего не содержания и формы песни, а вопросов его бытования, то уже в конце XIX в. появляются не только отдельные тексты, но и циклы мордовских песен и специальные их сборники на мордовском языке с параллельными переводами на русский язык.
Впервые в систематизированном виде часть их была представлена в "Очерках мордвы" П. И. Мельникова-Печерского , в которых он опубликовал мифы о сотворении мира и человека, дал описание наиболее важных божеств: Шкал, верховного бога у мокшан; Анге-патяй, богини-матери, жены Чам-паса; Шайтана; Пурьгинепаза, бога грома; Масторавы, богини эрзя-мокшанской земли и т. д. В 1889 году была издана книга В.Н. Майнова "Остатки мордовской мифологии", содержащая новые сведения о мордовских божествах. В книгах И.И. Дубасова "Очерки из истории Тамбовского края"3
^ даются космогонические воззрения мокшан и сведения о царе Тюште.
И.Н. Смирнов в своей работе "Славянские эпические традиции"4 также большое внимание уделил мифологии. Огромный вклад в собирание и публикации мордовского эпоса внес финский ученый X. Паасонен, совершивший в 1889 - 1891 годах поездки в мордовское Поволжье. Им записаны песни о Литове и царе Тюште, представляющие собой повествование о сотворении мира, об избрании эрзянами и мокшанами инязора и его правлении. Песни, им собранные, опубликованы в восьми томах его собрания5. Несколько героико-эпических песен и преданий вошло в "Мордовский
м< этнографический сборник" А.А. Шахматова, работы М.Е. Евсевьева, в
"Образцы мордовской народной словесности" и "Устно-поэтическое творчество мордовского народа"6.
Первые записи песен о Тюште были сделаны в XX веке. В 1859 году
-^ опубликован пересказ предания о мордве Кузнецкого уезда и его царе
Тюштяне. В 1885 году в журнале "Северный вестник" увидела свет значительная по объему статья о быте заволжской мордвы Бугурусланского и Бугульминского уездов, в качестве приложения к которой дана переведенная на русский язык песня о царе Тюштяне7. Четыре песни о Тюштяне записал и опубликовал в статье "Краткий этнографический очерк Мещеры" учитель-
краевед В.А. Ауновский . Собиранием и изучением песен о Тюште в XX в. занимались А.И. Маскаев, Л.С. Кавтаськин, A.M. Шаронов9.
Огромное значение при изучении данного вопроса имеют монографии и
і»
статьи Е.М. Мелетинского, А.И. Маскаева, П.И. Мельникова-Печерского,
Б.Н. Путилова, А.В. Алешкина, А.Г. Борисова, И.К. Инжеватова,
Н.Г. Юрченковой, Е.А. Федосеевой10 и других, которые занимались изучением
эпоса в целом и мордовского эпоса в частности. В настоящее время
мордовский эпос существует в своей естественно-исторической форме
(публикации фольклорных текстов) и в виде авторских произведений
д; героического содержания ("Сияжар" и "Тюштя" В.К. Радаева, "Масторава"
A.M. Шаронова и др.).
Методология исследования. Для решения поставленных задач в ходе
исследования использовались сравнительно-исторический, историко-
типологический, культурно-исторический и герменевтический методы. Опираясь на
них, осуществляются анализ и интерпретация содержания, сюжетов авторских
произведений и фольклорных текстов, устанавливаются фольклорно-литературные
связи, фольклорное и авторское начала в поэме "Тюштя" В.К. Радаева и в
"Мастораве" A.M. Шаронова.
(х/ В работе использованы: принцип историзма, предполагающего изучение
фольклорно-литературного явления в его конкретно-исторической, причинно-
следственной обусловленности и индивидуальности; принцип научной
объективности, предусматривающий охват изучаемого явления; принцип всеобщей
связи, предполагающей учет жанровых, сюжетных, идеологических и прочих
* взаимодействий между произведениями.
Целью диссертационной работы является исследование истории возникновения, собирания и изучения эпоса о Тюште, классификация его сюжетов, анализ созданных на его основе литературных произведений как новых явлений художественно-эстетической культуры.
В связи с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи:
- установить время возникновения аутентичного эпоса;
изучить этнические, художественные, эстетические характеристики эпоса о Тюште в устно-поэтической традиции и в авторских произведениях;
дать классификацию сюжетов о Тюште, учитывая эрзянские и мокшанские версии, установить архаические и поздние песни и на их основе проследить эволюцию его образа;
показать влияние устно-поэтической традиции в поэме "Тюштя" В.К. Радаева, как попытка создания "авторского" эпоса.
'^ - рассмотреть историю создания книжного эпоса мордовского народа
"Масторава", установить сюжеты, мотивы, героев, заимствованных из фольклора;
Территориальные рамки исследования. География исследования охватывает центральную часть Европейской России, преимущественно Нижегородскую, Самарскую, Пензенскую, Тамбовскую, Саратовскую, Симбирскую губернии, а также территорию проживания эрзян и мокшан в рамках современной Республики Мордовия.
Источниковой базой диссертационного исследования явились:
і*. многочисленные фольклорные произведения (мифы, сказки, предания, легенды,
и т. д.), эпические и исторические песни, поэма В.К. Радаева "Тюштя",
эпический свод "Масторава" A.M. Шаронова, русские былины, финский эпос "Калевала", эстонский эпос "Калевипоэг", серия "Устно-поэтическое творчество мордовского народа"11.
^ При написании диссертации использованы материалы Центрального
Государственного Архива Республики Мордовия (ЦГА РМ), Государственного Архива Пензенской области (ГАПО), рукописного фонда НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (РФ НИИГН) .
Научная новизна диссертации определяется тем, что в ней впервые осуществлен культурно-исторический анализ фольклорных текстов о Тюште, сказаний о Тюште в поэме В.К. Радаева "Тюштя" и в эпическом своде "Масторава"; установлены особенности художественного эпоса, обусловленные воздействием на него традиций устного поэтического творчества. Доказано, что мордовский эпос о Тюште выступает не только как художественно эстетический, но и исторический памятник, позволяющий воспроизвести национальную концепцию истории, характерным признаком которой является трагическое начало.
Практическая значимость работы. Материал диссертации может быть использован в практике вузовского преподавания, при чтении спецкурсов по героической поэзии, при написании курсовых и дипломных работ. Сделанные в
'ді исследовании выводы о мордовском героическом эпосе и поэме "Тюштя" могут
способствовать более глубокому пониманию закономерностей развития мордовской литературы в ее взаимодействии с устно-поэтической традицией, фольклорной художественно-эстетической культурой.
На защиту выносятся следующие основные положения диссертационной работы.
Эпическая история в ранних сюжетах о Тюште
Развитие ранних эпических форм эрзянского и мокшанского фольклора идет от космогонической мифологии, получающей свое продолжение в героической поэзии, которая отображает тему творения мира применительно к зарождению и становлению человеческого общества. Если в мифах героем выступает Верховный Бог (Инешкипаз, Шкабаваз, Чам-пас) и его героика заключается в творении мира и в противостоянии Идемевсю, Черту, то в эпических текстах на первый план выходит инязор, царь, представленный как полубог. Применительно к мордовскому эпосу таким героем является Тюштя, Героика эпической песни заключается в создании инязором Тюштей мордовской государственности, в ходе которого он проявляет свои незаурядные интеллектуальные, нравственные и физические данные1. Героика Верховного Бога и Тюшти схожи - это их созидательная деятельность. Если Бог вносит порядок, гармонию, красоту в сотворенный им мир, то Тюштя эти же качества вносит в человеческое общество. Космогоническая мифология эрзян и мокшан создавалась одновременно с героическим эпосом и выступает не как нечто чуждое ему, а как его органическая часть. Решая в принципе одни и те же задачи, миф и эпос утверждают друг друга. Часто в одном произведении соединяются миф о сотворении мира и человека и песня об избрании царем Тюшти и его правлении.
Внимание к песням и преданиям о Тюште со стороны этнографов, филологов, возникло не случайно. Песни представляют собой замечательный материал по истории русско-мордовских отношений. В них говорится о столкновении между русскими и мордовскими царями и их войсками, о характере вхождения мордвы в состав русских уделов. Поэтому изучающие русско-мордовские отношения в области истории, этнографии и фольклора, песни и предания о Тюштяне используют как материал, созданный и сохраненный мордовским народом2.
Эпические тексты имеют большую ценность при изучении истории и культуры того или иного этноса. В большей степени это касается младописьменных народов, у которых не сохранилось письменных свидетельств, фактов о своей истории. Безусловно, есть принципиальная разница между эпическим миром и реальной действительностью, реальной историей. В эпических текстах не показываются конкретные исторические факты, социальные связи, а создаются свои определенные модели и конструкции, которые вобрали в себя лишь некоторый исторический колорит, хотя они и мыслятся как реально существующие. Эпический мир моделирует конкретную историческую эпоху в жизни общества, но не с его событийной историей, реальными людьми, отношениями, бытом, а комплекс представлений народа об этой эпохе, в котором переплетены исторический опыт, чаяния и ожидания, традиции предшествующих эпох, - и все это подвергнуто обработке "эпическим сознанием" и " эпической эстетикой". Эпосу присуща строгая отобранность материала, из которого создается эпическая реальность3. Эпос не отвлекается от этнической и социально-политической реальности, так как идейная жизнь общества исторически обусловлена. В эпических героях и событиях олицетворяются и персонифицируются актуальные идеи и умонастроения времени. Эпическая или поэтическая история есть история идеального развития народа, формирования и движения его сознания, содержание которого составляют представления о жизнедеятельности раннеклассового общества. При всей их фантастичности они выражают действительное миросозерцание людей. В произведениях народного эпоса имеется множество героических и романтических, трагических и комических сюжетов, относящихся к различным сторонам человеческой жизни.
Эпос представляет собой синтез народного повествовательного искусства, он отличается тяготением к темам жизни коллектива - рода, племени, народа, и проблемам общенационального масштаба. Этим главным образом и отличается народный эпос от других повествовательных жанров словесного искусства4.
І У мордовского народа в героико-эпическую поэзию входят также сказания о Сабане-богатыре и чудесном Гурьяне, песня "Шекшата пандо" (На горах на Дятловых). Мы остановим свое внимание на рассмотрении песен о Тюште. По мнению А.И. Маскаева, "не все песни о Тюштяне безоговорочно можно считать героическими: ряд вариантов представляют собой сказочно-балладные песни, а некоторые из них возможно отнести к историческим песням5. Помимо песен бытовали многочисленные устные рассказы, предания и легенды.
Эпические песни являются откликом народа на наиболее важные события І в его жизни и, передаваясь из поколения в поколение, вбирали в себя события разных эпох. Поэтому эпос о Тюште охватывает огромные временные рамки и является своего рода неписаной историей мордовского народа, пусть и отдаленно связанной с реальной действительностью, но, несомненно, достойно внимания и изучения, поскольку "памятники героического эпоса составляют ценнейшую часть культурного наследия и предмет национальной гордости Л ,» народов"6.
Поэма В. К. Радаева "Тюштя" как попытка создания "авторского" эпоса
В истории мордовской литературы традиции устного народного творчества играли и до сих пор играют значительную роль. Произведения народного творчества - богатое наследие прошлого, которое оказало огромное влияние не только на художественную литературу, но и на всю культуру в целом. Мордовская литература, как и литература других младописьменных народов, возникла не на пустом месте, а явилась дальнейшим развитием того, что было накоплено в народном поэтическом творчестве. Литературе предшествовал длительный период, когда фольклор был единственной формой существования словесного искусства1. Устное поэтическое творчество самостоятельно бытовало сотни, а то и тысячи лет до возникновения письменной литературы, и оно обходилось собственными приемами раскрытия окружающего мира. В своих произведениях первые мордовские писатели сочетали авторское мастерство и народно-поэтические традиции, выработанные предшествующими поколениями. И можно сказать, что в произведениях мордовских писателей фольклор и индивидуальное мастерство взаимодействовали теснейшим образом . Начальной основой явились народные поэтические формы, которые наполнялись новой идеей. Писатели видели поразительное свойство народной речи - предельно ясно и кратко передавать свое отношение к происходящему. Именно из народного языка они черпали запасы поэтической лексики и средства художественной изобразительности. Первые произведения зачинателей мордовской литературы стояли как бы на стыке народно-поэтических традиций и профессиональной литературы. Они тогда воспринимались читателями как часть произведений устно-поэтического творчества. Зачинатели, опираясь, на фольклор, создавали произведения, отвечающие духу времени. Вместе с тем следы их работы свидетельствуют о желании создать авторские произведения, положившие начало письменной литературе3.
По мере роста литературы обращение к фольклору, как поэтическому образу, становилось более творческим. При обработке народных произведений, при создании новых произведений по фольклорным мотивам и сюжетам сохраняются индивидуальные особенности писателя, четко выражены его взгляды на изображаемую действительность, его отношение к создаваемым образам.
Говоря о прямом влиянии фольклора и полной зависимости писателей от него, А.И. Маскаев дает целый перечень имен. Он пишет: "Прямое влияние фольклора можно видеть в творчестве талантливых мордовских писателей: И. Кривошеева, П. Кириллова, А. Куторкина, М. Безбородова, А. Рогожина, М. Бебана, К. Абрамова, Т. Кирдяшкина, Т. Раптанова, В. Радаева и др." . Бесспорно, что все они хорошо знали фольклор, ибо, не зная устного народного творчества, его традиций, невозможно было бы создать значительные произведения, запоминающиеся образы. Фольклор обогащал и обогащает литературу своей лексикой, художественными средствами и приемами. Наши прозаики и поэты учатся у народа художественному мастерству, умению создавать народные характеры и верно воспроизводить явления действительности. Устная народная поэзия дала нашим писателям классические образцы ряда сюжетов и образов5. При изучении мордовской литературы сразу же бросается в глаза необычно большое количество стихотворных эпических произведений. Так, в 1930 году на русском языке появилась поэма Д. Морского "Ульяна Сосновская", в 1935 году вышла в свет историческая поэма Я. Кулдуркаева "Эрмезь", в 1940 году вышла драма П. Кириллова "Литова", в 1958 году опубликован роман А. Куторкина "Яблоня у большой дороги". Использование фольклора в современной мордовской литературе не исчерпывается лишь употреблением отдельных элементов. Писатели в своей деятельности опираются на народно-эстетические и этические нормы и некоторые творческие принципы.
Можно выделить несколько путей и форм обращения к фольклору:
1) использование традиционной формы путем наполнения ее новым содержанием;
2) использование народной песенной образности и ритмико-мелодичной структуры;
3) использование фольклорных мотивов и образов, изобразительно выразительных средств, сравнений и метафор.
Формы взаимосвязей народной поэзии и литературы разнообразны. Но наиболее распространенной является творческая форма использования, когда писатель перерабатывает фольклорный материал с учетом творческого замысла. У каждого писателя свой подход к фольклору, который неповторим и не может быть универсальным для всех. Фольклоризм писателей и поэтов проявляется у каждого по-разному. Поэтому в одних произведениях он легко прослеживается, в других практически незаметен, но непременно присутствует в духе поэзии, в языке, в связи писателя с народной идеологией. Соединение литературных и фольклорных традиций неизбежно рождает принимаемую народом эстетическую, художественную ценность.
Сказания авторского происхождения
За свою долгую историю мордовский народ создал огромное культурное и духовное богатство, которое из века в век накапливалось и развивалось в рамках устно - поэтической традиции. Наиболее ярким его показателем являлся эпос, существовавший в виде отдельных произведений - мифов, песен, преданий, легенд. Не раз предпринимались попытки создания цельного произведения путем объединения многочисленных тематически близких сюжетов. В конце 19 в. крестьяне Самарской губернии С.А. Ларионов и Т.Е. Завражнов, опираясь на фольклорную основу, попытались создать такой эпический свод.
По поэтике и манере изложения исторических и легендарно-мифологических мотивов "Мордовская история" С.А. Ларионова и Т.Е. Завражнова очень близка к прозаическим повествовательным формам сказительного творчества. По общественным функциям, характеру отражения историко-культурных потребностей народа, а отчасти и по форме художественного изложения "Мордовская история" ныне воспринимается как своего рода летописная история, близкая по своей содержательно-поэтической структуре жанровым формам древнерусской литературы, скажем таким, как "Повесть временных лет", в которых наряду с устными преданиями авторами были использованы и письменные источники. Отбирая в общий корпус повествования исторические предания и достоверные факты только общенародной значимости, создатели "Мордовской истории" придавали им ореол эпического величия. Иначе говоря, "Мордовская история" в идейно-содержательном смысле возникает как отражение двух различных эпох, одна из которых представляет собой предмет эпического изложения, а другая порождает необходимость осмысления прошлого в соответствии с новыми социально-историческими и национальными потребностями1.
В 30-е годы 20 в. подобную попытку предприняли фольклорист и историк М.Т. Маркелов и известный эрзянский поэт Я.Я. Кулдуркаев, написавший эпическую поэму "Эрьмезь". В этом направлении много работал В.К. Радаев, написавший по фольклорным мотивам поэмы "Сияжар" и "Тюштя". Но лишь в 90-е годы 20 в. удалось создать литературный вариант эрзянско-мокшанского героического эпоса под названием "Масторава", которую на основе древних эрзянских и мокшанских мифов, эпических песен и сказаний написал A.M. Шаронов. Им создан труд поистине мирового значения, которому, несомненно, предстоит занять достойное место в ряду многочисленных книжных памятников подобного характера, таких, как "Илиада" и "Одиссея" Гомера, "Калевала" Э. Леннрота, "Калевипоэг" Ф. Крейцвальда, "Лачплесис" А. Пумпура, "Витязь в тигровой шкуре" Ш. Руставели . Как "Калевала" не могла появиться в историческом смысле ни раньше, ни позже, чем она в действительности появилась, ибо фигуры леннротовского масштаба всегда выдвигает определенная историческая эпоха с ее особыми задачами, вытекающими из потребностей нации и культуры, так и "Масторава" невозможна была до своего времени3.
"Масторава" воспроизводит в поэтической форме эрзянско-мокшанскую историю, начиная с мифологических времен и заканчивая вхождением мордвы в состав Московского государства. Она состоит из пяти частей: "Пазонь пинге" ("Век богов"), "Кезэрень пинге" ("Древний век"), "Тюштянь пинге" ("Век Тюшти"), "Ятонь пинге" ("Век ворогов"), "Од пинге" ("Новый век"), которые в свою очередь состоят из отдельных сказаний. Каждая часть отражает определенный период в жизни народа. Поскольку у каждой эпохи свои песни и сказания, проблемы и герои, то они и определили содержание, сюжет и композицию свода. Всего в "Мастораве" восемнадцать сказаний. В одних частях их больше, в других - меньше. Обусловлено это особенностями развития народной поэзии. Свои названия сказания получили по именам основных героев. В первой части "Век богов" рассказывается о сотворении мира и человека верховными богами, о возникновении эрзянско-мокшанского народа и его жизненных устоев, сюда же включены семейно-брачные мифы о свадьбах богов и 4 людей. Особенностью мифолого-эпического миропонимания древней мордвы является единение богов и людей в создании ими совершенного миропорядка. Боги не господствуют над человеком, а служат ему, помогают устроить на разумных началах семейную и общественную жизнь4. В "Мастораве" эпические песни, разные по тематике и настрою, фиксируют все важные исторические события, которые были в жизни эрзи и мокши, в них человек как бы фильтруется, выходит на передний план не в качестве божества, а божество само создает, обновляет его. Человек с его мечтами и заботами, горем и радостью, трудом и праздниками - вот то главное, что осталось в памяти наших предков, вот что легло к в корень эпоса.