Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурная деятельность татарской общины в Санкт-Петербурге в XVIII - нач. XX веков Гибадуллин, Анзяб Анисович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гибадуллин, Анзяб Анисович. Культурная деятельность татарской общины в Санкт-Петербурге в XVIII - нач. XX веков : диссертация ... кандидата культурол. наук : 24.00.02.- Санкт-Петербург, 2000.- 148 с.: ил. РГБ ОД, 61 00-24/79-6

Введение к работе

Актуальность. — В современной экономике и политике, в нынешней духовной жизни происходят значительные изменения. В качестве основной тенденции происходящих перемен, как представляется, выступает поиск национальной идентичности. Каждая нация ищет себя, заново открывает и осознает свои исконные «слагаемые». Проблема культурной полифонии, диалога культур в наши дни встает во всей своей сложности. Исследование исторического опыта позволяет найти подход к многим запросам современности.

Петербург XVIII — начала XX вв. являет собой пример диалога национальных культур, объединенных в единое русло. Татарская община в XVIII — начале XX вв. являлась одной из наиболее представительных в петербургской культуре наряду с немецкой, шведской, французской и пр. Деятельность петербургской татарской общины, расположенной на столь значительном расстоянии от основной этнической территории, как Петербург, отражает одни из аспектов сложного пути развития истории и культуры татарского народа.

Исследование культурной деятельности татарской общины в Санкт-Петербурге в XVIII — начале XX вв. представляется чрезвычайно актуальным. Вопросы исторического бытования национальных культур в контексте российской, в частности петербургской культуры, являются в настоящий момент особо важными.

История и культура Петербургской татарской общины, просуществовавшей почти три столетия, представляет собой один из интереснейших эпизодов в жизни татарского народа и в истории Санкт-Петербурга. По различным историко-эко-помическим причинам, начиная с XVII века, татары составляли значительную прослойку в населении многих русских городов. Как свидетельствуют переписи населения, в Петербурге их численность постоянно увеличивалась.

История петербургской татарской этнодисперсной группы делится на два периода, первый из которых ведет свое начало с основания Петербурга. Второй период (с середины XIX века) связан с бурным ростом промышленности. С этого момента увеличивается число молодых людей, направляющихся в Петербург на учебу. Многие из них, окончив учебные заведения и военные училища или отслужив свой срок в Армии, остаются в столице для дальнейшей службы или работы. В результате был создан крупный очаг татарской

культуры, сыгравший значительную роль в укреплении дружбы и культурного сотрудничества между народами.

Общеизвестно, что главное в судьбах человечества — его социальный прогресс. Тем не менее, ныне мы все больше убеждаемся в том, что национальные аспекты человеческого бытия также требуют к себе пристального внимания. Поскольку еще совсем недавно национальная проблематика была одной из закрытых зон жизни нашего общества, сейчас к ней необходим совершенно новый подход. В частности, при изучении национальных отношений основное внимание уделялось общереспубликанским показателям, чему немало способствовал и характер статистических показателей, из которых в последнее время исчезали национальные параметры социальных явлений. Однако национальное и республиканское отнюдь не тождественны, особенно в многонациональных республиках.

Объект исследования — татарская община в Санкт-Петербурге как социально-культурное явление.

Предмет исследования — культурная деятельность татарской общины в Санкт-Петербурге в XVIII — начале XX вв.

Цель исследования — основной целью диссертационной работы является рассмотрение культурной деятельности татарской общины как феномена петербургской культуры XVIII — начала XX вв.

Задачи. — В соответствии с основной целью исследования можно выделить следующие задачи:

Ф Проанализировать истоки и основные этапы формирования татарской общины в Петербурге. Рассмотреть исторические, этнографические, социально-культурные аспекты бытования татарской общины в Петербурге XVIII — начала XX вв. Раскрыть духовное и социально-культурное значение

Соборной мечети в Санкт-Петербурге. Осветить вклад рода Юсуповых в развитие отечественной культуры XVIII — начала XX вв. в Дать подробный анализ направлений культурной деятельности татар в Санкт-Петербурге XVIII — начала XX вв. & Выявить основные культурные доминанты просветительской, публицистической, преподавательской и научной деятельности ведущих представителей татарской общины за два века; проанализировать вклад А. Баязитова,

М. Бигиева,в развитие культуры Санкт-Петербурга XVIII — начала XX вв.

Гипотеза. — Предварительный анализ исследования позволил сформулировать исходную гипотезу. Смысл ее заключается в том, что исторпко-культурологнческое исследование бытования татарской общины позволяет проследить взаимное влияние культур в разные времена и традиции развития, проанализировать пути и поиски идентичности в инокуль-туріюі'і среде, выявить механизмы интеграции двух культур. Однако при выполнении этого исследования анализ деятельности петербургских татар и культурного пространства татарской общины дает возможности более выпукло увидеть .сложную картину многонациональной петербургской культуры.

Методологической основой исследования явились этно-культурологпческие и исторпко-культурологнческие труды Л. М. Гумилева, М. С. Кагана, С. Н. Иконниковой, С. Н. Ар-тамовского, Э. В. Соколова, В. В. Селиванова, А. И. Новикова, В. А. Щучспко, М. Б. Пиотровского, Г. Л. Тульчии-ского и др.

При написании исследования применялись общенаучные п специальные методы: сравнительно-исторический, исторпко-аііалитпческиіі, биографический и др.

База исследования, источники—архивные материалы, памятники литературы и музыкальной культуры, городской фольклор, интервью с потомками деятелен культуры.

Состояние исследованиости проблемы. — Существует значительный объем литературы, посвященный исследованию татарского этноса. В ряде исследований рассматриваются отдельные аспекты бытования татарской общины в социально-культурном и историческом пространстве Петербурга. Работы А. С. Мыльникова по истории народов Европы, Г. В. Старовойтовой по социологии Петербурга, исторические очерки Д. А. Аминова и А. А. Бахтнярова, работы Т. М. Смирновой о национальных театрах Петрограда-Ленинграда, работы С. Н. Артаповского о концепции этнпчпостн в культуре, труды С. Н. Иконниковой и М. С. Кагана о диалоге культур послужили важными историко-этнографи-ческими, социологическими и культурологическими источниками при изучении явлений, происходящих в этно-террнто-риальных общностях. Так, благодаря этим исследованиям появилась возможность выявить обстоятельства отделения представителей этноса от основного этнического ядра и вы-

бора ими миграционного направления, определить характер этнических процессов внутри формирующейся татарской этпо-дисперсной группы Санкт-Петербурга.

Однако, в настоящее время нет целостного исследования, посвященного культуре татар в Санкт-Петербурге XVIII — начала XX вв.

Данное исследование — первая попытка дать целостную картину культурной деятельности татар в Петербурге XVIII — начала XX вв. Впервые исследуются различные направления культурной деятельности татарской общины; рассматриваются ранее не исследованные исторические персоналии, в частности А. Баязитов, М. Бигиев, внесшие существенный вклад в развитие отечественной культуры. Впервые в научный оборот вводятся архивные материалы, иконографические источники и др., анализируется культурное пространство Петербурга XVIII — начала XX вв. как уникальный пример культурной полифонии, в которой одну из существенных ролей играла культурная деятельность татарской общины.

Существенные недостатки накопились и в нашем исследовательском инструментарии — понятийном аппарате, в котором проявляется общая мажорная направленность подхода к национальной проблематике. Следует иметь в виду и многозначность самого исходного термина «национальный» имеет этатпческое значение (например, «национальный доход»). В этой связи все чаще признается эвристнч-ным рассмотрение «этнического» в качестве родового понятия по отношению к «национальному». Иначе говоря, «национальные общности» выступают одной из разновидностей этнических образований. Такая понятийно-терминологическая исходная позиция в интересующем нас случае весьма существенна, ибо рассмотрение человека сквозь этническую призму открывает возможность более широкого подхода к одному из специфических аспектов этого феномена, нередко выпадающего из поля зрения исследователей. В наше время повсеместно наблюдается рост этнического, национального самосознания, что является одной из сторон этнического парадокса современности.

Другую его сторону составляет неуклонная интернационализация культуры всех народов мира. Соответственно, все более ослабевают объективированные формы существования этнической специфики. В этих условиях, казалось бы, и субъективное ее выражение должно ослабевать. Однако,

этническое самосознание, как только что отмечалось, повсеместно усиливается. Одна из общих причин этого — в условиях быстрого технического прогресса средств массовой информации. Они стимулируют как виутриэтническую интеграцию, так и межэтническую дифференциацию. В результате сокращаются расстояния, усиливаются контакты между однотипными этноформами, и в то же время делаются более ощутимыми межэтнические различия.

Существенно и то, что интернационализация способствует естественному стремлению ценить самобытные черты собственной национальной культуры. Такая тенденция, несомненно, прогрессивна, благодаря возможности спасения человечества от сенсорного голода, порождаемого монотонным культурным однообразием. Однако очевидно, что современная культура не может быть сведена лишь к ее традиционным компонентам. Необходим грамотный, взвешенный подход к соотношению в пей традиций и новаций. Между тем, отдельные представители тех национальностей, у которых процесс интернационализации происходит особенно интенсивно, подчас воспринимают его как угрозу полной утраты своей национальной самобытности, культуры, языка и т. д. Быстрое технико-экономическое развитие, сопровождающееся ломкой многих традиционных, в том числе, нравственных устоев, а также серьезными экономическими издержками, вызывает у некоторых людей ностальгию по прошлому, идеализацию всего патриархального. С этим связаны и имеющие место случаи оживления наиболее старой, традиционной идеологии — религии, которая одновременно воспринимается и как связь с прошлым, и как утверждение своей национальной самобытности. Отсюда и стремление замкнуться в собственной национальной культуре. Эта ориентация чревата серьезными проблемами: она разобщает народы, каждый из которых апеллирует лишь к своим предкам, оборачивается застоем и провинциализмом для национальных культур.

К сожалению, в исторической литературе многие факты далеко не простой этнической истории народов нашей страны либо просто игнорируются, либо трактуются упрощенно, а то и вовсе искажаются. В ряде республик вопрос о происхождении коренных пародов становится откровенно болезненным. Его освещение нередко сопровождается стремлением историю своего народа сделать более древней, чем это было на самом деле,

Одной из важнейших составляющих этнического, национального самосознания каждого человека выступает представление об общности исторических судеб всех членов того этноса, к которому он принадлежит. Но, как показывает анализ этнической истории человечества, этот «субъективный» компонент этнического самосознания выступает на передний план тем больше, чем ослабевают возможности обращения к объективным особенностям культуры своего этноса. Идеологически очень важно, на что будут направлены соответствующие знания: на формирование патриотизма и интернационализма или только на национальное прославление, ведущее к обособлению народов.

Научная новизна и теоретическая значимость проявляется:

9 в раскрытии механизма диалога культур, обладающего уникальными возможностями для сохранения и развития национальных особенностей,

в определении историко-культурологических особенностей становления и формирования татарской общины,

в определении основных направлений культурной деятельности,

в раскрытии духовного значения Соборной мечети,

в выявлении общественно-культурной значимости известных деятелей татарской общины.

Практическая значимость. — Результаты, достигнутые в ходе исследования, материалы диссертации могут быть использованы в качестве методических рекомендаций в организации деятельности национальных и культурных центров в регионах, чтении лекционных курсов по исторической культурологии, по проблеме культурных контактов и диалога культур, истории Санкт-Петербурга и т. д.

Положения, пыносимые на защиту:

Культурная деятельность татарской общины в Петербурге XVIII —начала XX вв. явилась неотъемлемой и существенной частью петербургской . и отечественной культуры в целом.

Деятельность татарской общины в Санкт-Петербурге сложилась под воздействием двух культур — татарской и русской (в ее петербургском варианте).

Ф Татары Петербурга получали значительные общекультурные возможности, предоставленные столицей государства Санкт-Петербургом, — получение образования,

издание художественно-публицистических трудов, контакты с выдающимися деятелями России и т. д.

@ В Санкт-Петербурге предоставлялись возможности для развития собственно татарской культуры через создание школ, обществ н религиозных организаций в ареале Соборной мечети.

Отдельные представители татарской общины —такие, как Юсуповы, Л. Баязитов, М. Бигиев, — внесли, значительный вклад в культуру Санкт-Петербурга.

Диалогпчность петербургской культуры стала важнейшим условием вхождения татарской общины в единое культурное пространство, обогатив его самобытными достижениями.

Апробация. —Материалы диссертации были представлены на следующих российских и международных конференциях: «Санкт-Петербург и национальные объединения» (16.12.98, Санкт-Петербург), «Сохранение, восстановление, использование исторического, культурного, природного наследия народов России» (1998 г., г. Березники Пермской обл.), «Досуг творчество, культура» (1998 г., г. Омск), «Проблемы культуры и искусства» — аспирантская научная конференция Санкт-Петербургского университета культуры и искусств (1999 г., Санкт-Петербург).

Структура диссертации.— Работа состоит из введения, двух глав и заключения.