Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культура русского купечества (20-е гг. XVIII - начало 60-х гг. XIX вв.) Судакова, Ольга Николаевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Судакова, Ольга Николаевна. Культура русского купечества (20-е гг. XVIII - начало 60-х гг. XIX вв.) : автореферат дис. ... кандидата культурологии : 24.00.02.- Санкт-Петербург, 1998.- 18 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Одной из социальных общностей, сыгравшей бесспорно важную роль в истории культуры России Нового времени было, купеческое сословие. Слово «купец» появилось на Руси еще до письменности. Однако купеческое сословие, объединившее людей, для которых торговля и промытлешюсть являлись профессиональными занятиями, образом жизни, складывается в XVIII веке. Именно в этот период юридически оформляются права купечества, завершается его консолидация в особое сословие, формируется самосознание русского купечества, вырабатывается система ценносгей, отражающая сословную культуру.

По численности русское купечество являлось малой частью городского населения (всего 1-3% в первой половины XIX века). Однако, сильное в экономическом отношении и наиболее привилегированное (после дворянства и духовенства), оно оказало влияние на все стороны общественной жизни города, и во многом определило особенности развития русской культуры в пореформенный период посредством благотворительности и меценатства.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена внутренней логикой развития науки о культуре, в которой в последние десятилетия происходят процессы интенсивного научного поиска, формирования нового взгляда на историю и культуру общества. Выдвижение па первый план антропологического подхода дает возможность осветить культуру русского купечества как бы изнутри, с точки зрения людей, обитавших в рамках данной социальной общности, являющихся ее субъектами, носителями сложившихся социальных ценностей и представлений.

Объективное и всестороннее исследование самобытности культуры русского купечества 20-е гг. XVIII в. - начала 60-х гг. XIX в. актуализируется необходимостью корректировки господствующего ранее представления о слабости и реакционности купечества, а также появление в российском обществе нового социального слоя предпринимателей. Несоответствие ценностных приоритетов отечественных предпринимателей с традиционными ценностями российского общества формируют отрицательную оценку предпринимательской деятельности в целом и личности предпринимателя в частности. Поэтому современной становится проблема лояльности, уважения к иной системе ценностей, специфическому образу жизни богатых.

Таким образом, культурологическое исследование самобытной культуры русского купечества восполнит пробел в изучении отечествегаюй культуры Нового времени и косвенно решит вышеназванную проблему современных представителей купеческого сословия.

Степень разработанности проблемы. Признание общественной роли русского купечества в экономическом развитии страны, обогащении и процветании государства выделило «купеческую тему» в XVIII веке в самостоятельный сюжет исторической науки. В это время появились работы И.Т.Посошкова, ИД.Чулкова, И.И.Голикова, В.В.Крестинина, И.Б.Болтина, в которых авторы отмечали роль и значение купечества в процветании государства.

Образ «совершенного купца», необходимые навыки в его предпринимательской деятельности, личные качества и кругозор были отражены в наставлениях молодым купцам, написанных М.Чулковым и А. Фоминым.

Сведения о числешюсти купцов по городам Российской империи, о роли в жизни отдельных городов, об их культурных запросах в конце XVIII века появляются в словарях, топографических описаниях наместничеств, губерний и городов, путевых записках участников географических экспедиций и т.п. Среди них - «Географический лексикон Российского государства», составленный Ф.А.Полуниным и Г.Ф.Миллером, «Новый и полный географический словарь Российского государства» в шести томах Л.М.Максимовича.

Культурному облику русского купечества на страницах своих работ по истории отдельных городов уделили внимание А.И.Богданов, В.Г.Рубан, И.Г.Георги, П.Н.Петров.

Описание одежды, жилища, предметов быта, культурных представлений, верований, социально-бытовых традиций русского купечества в конце XVIII - начале XIX века появляются в работах о русском быте: ИХеорги, А.Терещенко, Е.Авдеевой-Полевой, И.Забелина, Н.Костомарова.

В пореформенное время появляются работы, посвященные биографиям отдельных представителей торгово-промышленного мира. В них наряду с данными о предпринимательской деятельности купцов содержались любопытные сведения, рисующие семейный быт и общественные связи, культурные запросы и отношение к образованию в купеческой среде, личные и деловые качества купцов. Среди них работы В.Вагина об иркутских купцах М.Сибирикове и М.Мыльникове; Г.Терентьева о владельцах Трехгорной мануфактуры Прохоровых; Т.Добрякова о купце С.П.Васильеве и др. Подробные сведения о русском

купечестве содержали и купеческие мемуары, опубликованные во второй половине XIX - начале XX века. Среди них мемуары НПолевого, Г.Полилова-Северцева, Н.Вишнякова, Н.Крестовникова, Н.Найденова и др.

Вопросы отношения купцов к просвещению и обучению своих детей, идеалы и взгляды на задачи, содержание образования стали предметом исследований русских ученых и публицистов во второй половине XIX века. Это работы Н.Чечулина, В.Бочкарева, Н.Фирсова, П.Словцева, Г.Н.Потанина, А.А.Кизеветтера и др. Вопросы профессионального образования купцов затрагивались в работах Н.И.Виноградова, А.Попова, Н.А.Вышеградского, М.М.Богоявленского, И.Ф.Глебова, Д.П.Иванова. Эти работы выходили к юбилейным датам коммерческих училищ Москвы и С-Петербурга и носили несколько тенденциозный характер. Развитие отношений между московским купеческим обществом и правительством при организации Московского коммерческого училища исследовал В.Сторожев.

Литературные интересы русского купечества были предметом изучения Н.Полевого, В.П.Безобразова, П.С.Сакулина, А.А.Николаева, П.А.Словцова.

Социокультурные портреты русских купцов и их семейств создали писатели, поэты, публицисты. В их числе: В.А.Крылов, Н.В.Гоголь, В.Г.Белинский, И.Ф.Горбунов, Н.В.Ремизов, Н.С.Лесков, А.В.Кольцов, Н.А.Лейкин, А.Ф.Писемский, П.Вистепгорф, А.Н.Островский, Н.А.Некрасов, Н.Е.Салтыков-Щедрин, Ф.М.Достоевский, П.И.Мельников-Печерский, П.Д.Боборыкин, М.Горький.

Таким образом, до октября 1917 года шло накопление фактического
материала по проблеме ценностных приоритетов русского купечества
Нового времени. Основываясь на архивных и личных наблюдениях,
авторами работ были обозначены проблемы: о роли купечества в
социально-экономическом и культурном развитии Российского
государства, об отношении купцов к образованию в целом и

профессиональному в частности, об особенном образе жизни русского купечества.

В советский период изучение культуры русского купечества отошло на второй план. Силы исследований в основном были сконцентрированы на изучении культуры рабочего класса и крестьянства. В 20-е годы Историко-бытовым отделом в Ленинграде в рамках исследования быта различных слоев населения дореволюционной России были организованы выставки - «Купеческий бытовой портрет XVTII-XX вв.» и «Купеческий быт XVD3-XIX вв.». В путеводителях к выставкам, написанных М.Приселковым и Е.Коршем, бытовой уклад купцов характеризовался как

религиозно-благочестивый, отмечалось проникновение в него элементов дворянской культуры.

В 30-е годы, исследуя вопросы купеческого быта, Е.Корш и О.Рустик обратили внимание на старообрядчество как религиозную основу мировоззрения русских купцов.

Середина 50-х годов ознаменовалась утверждением идей комплексного изучения вопросов культуры, связанных с исследованием не только рабочего класса и крестьянства, но и культуры формирующейся буржуазии. Появились многотомные исследования «Истории Москвы», «Очерки истории Ленинграда», «Истории Сибири», где в главах и разделах отдельных томов, написанных С.Бахрушиным, М.В.Нечкиной, М.К.Рожковой, П.Г.Рюдзинским, К.В.Сивковым, А.Е.Сукноваловым, В.Н.Берданским, СПЛупповым, Л.Л.Кагановичем, Л.В.Предтеченским и др., рассматривались вопросы быта, мировоззрения русского купечества, решалась задача показа традиционных и новых черт купеческого сословия. В обобщенных трудах встречались упоминания об известных московских и иркутских купеческих династиях. Однако классовый подход как основной методологический принцип не позволил авторам по-новому осмыслить русское купечество и его культуру.

Историко-этнографичсские аспекты темы освещались в работах этнографов-урбанистов: М.Г.Рабинович в очерках о феодальном городе, Л.А.Анохипой и М.Н.Шмелевой в исследовании быта городского населения, Г.В.Жирновой при изучении городских свадеб и др.

Диссертационные исследования начала 90-х гг. частично затронули исследуемую проблему. Так, в диссертации Е.А.Зуевой в центре внимания находится купеческая семья Сибири, ее состав, взаимоотношения в семье, проблемы воспитания, института опеки и попечительства. В исследовании А.И.Аксенова рассматриваются вопросы генеалогии, формирования купеческих династий Москвы. О.Е.Нилова в своем диссертационном исследовании определяет социальные аспекты культуры московского купечества, деятельность которых осуществлялась в рамках книжного дела (книгоиздание, книжная торговля). Исходя из этого, она характеризует образовательный уровень и культурные запросы купечества, воздействие характера деятельности, изменяющегося состава купцов на их социокультурный облик. Вопросам самосознания и коммерческого образования русского купечества XVIII века посвятила два раздела докторской диссертации Н.В.Козлова. К изучению процессов формирования и развития духовной культуры русского купечества, ее особенностям обратилась Т.В.Копцева.

Особое внимание отечественными исследователями уделяется изучению проблемы менталитета русского купечества. Среди них:

Л.И.Куприянов, А.А.Преображенский, В.Н.Разгон, В.П.Бойко, А.В.Семенова. Наблюдается огромный интерес к теме благотворительности, общественной деятельности и меценатства русского купечества. Однако эти исследования преимуществегаю охватывают вторую половину XIX - начало XX века. Это работы Т.М.Казовской, А.ААронова, Н.Г.Думовой, П.Н.Мешалкина.

Наличие огромного корпуса архивных источников и научной литературы по отдельным направлениям развития культуры исследование русского купечества 20-е гг. XYHI - начала 60-х гг. XIX вв. позволило автору осуществить настоящее исследование, целью которого стало обоснование самобытности культуры русского купечества 20-е гг. XVUI -начала 60-х гг. XIX вв.

Целевая установка предопределила решения следующих задач: -определить статус культуры купечества в структуре российской культуры Нового времени;

- выявил» устойчивые ценностные ориентации русского купечества;

определить влияние социальных приоритетов в сфере профессионального образования;

раскрыть механизм пропаганды нравственно-духовных и эстетических взглядов купечества средствами искусства (бытовой купеческий портрет);

- рассмотреть купеческий костюм как своеобразный язык культуры
сословия.

Объект исследования - русское купечество как социокультурная общность (20-е гг. XVHI в. - начало 60-х гг. ХГХ в.).

Предмет исследования - ценностные доминанты русского купечества, отраженные в материально-духовных реалиях сословной культуры.

Эмпирическую базу исследования составили источники, которые в соответствии с видовой принадлежностью можно классифицировать как законодательные акты, делопроизводственные документы, материалы частного происхождения и источники мемуарного характера.

Законодательные акты (регламенты, инструкции, уставы, положения и пр.), отражающие мероприятия правительства в сфере городской политики, организации торгово-промьгшлетгой деятельности и юридического оформления купеческого сословия Российской империи.

Группа делопроизводственных материалов включает в себя общественные приговоры Московского купеческого общества, протоколы заседаний Петербургской купеческой биржи, уставы Петербургского и Московского купеческих собраний и т.п. Эти источники представляют

данные об общественной деятельности и социокультурном облике купечества.

В источниках частного характера - записки, прошения и предложения, проекты отдельных купцов и купеческих обществ в центральные и высшие учреждения страны, духовные завещания и некрологи - отражены социально-экономические, политические, культурные взгляды и запросы, позволяющие полнее и детальнее исследовать менталитет русского купечества.

Записки, дневники, воспоминания купцов характеризуют биографии и предпринимательские карьеры, средства и формы обучения, личностные качества купцов, бытовой уклад и т.п.

Хронологические рамки исследования предопределены указами Петра I 1721 г. и 1724 г., выделившими посадских людей, занимающихся торговлей, в особый купеческий чин и разделившие их на гильдии, и указом 1863 г. Александра П, отменившим третью гильдию и определившим купеческий статус на иных основаниях.

Территориальные рамки исследования ограничиваются гт. Москва, Санкт-Петербург и Иркутск. Рассмотрение купеческих обществ этих городов обусловлено их политическим, административным, экономическим и культурным значением как для страны в целом, так и для отдельного региона (Восточной Сибири).

Методологическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных философов, культурологов, историков и социологов, в которых определены подходы и пршщипы изучения культуры как целостного явления (С.Н.Лртановский, Ф.Бродель, М.Вебер, СНИконникова, М.С.Каган, Б.Малиновский, А.И.Новиков, М.Блок, Э.С.Маркарян, Э.В.Соколов, Л.В.Петров, И.И.Кондаков, Н.З.Чавчавадзе и др.); как субкультуры отдельных социальных групп (Ю.М.Лотман, М.М.Громыко, О.Е.Нилова, Л.А.Анохина, М.Н.Шмелева и др.), а также взгляды философов, культурологов, историков, рассматривающих культуру Нового времени как конкретно-исторический тип культуры (П.Милюков, А.Мыльников, В.В.Селиванов, В.Щученко, Д.Резун, М.Рабинович и др.).

Анализ материально-духовной культуры русского купечества основывается на работах представителей семиотической (Ю.М.Лотман, Г.С.Кнабе, С.Т.Махлина и др.), искусствоведческой (В.Турчин, Г.Островский и др.), исторической (А.А.Кизеветтер, Н.В.Козлова, Н.М.Калашникова и др.) школ.

Специфика объекта исследования, поставленная цель и задачи, а также новизна проблемы обусловили необходимость использования

следующих методов: историко-генетического, историко-сравнителъного, системного, аксиологического, семиотического и описательного.

Научная новизна работы заключается: в комплексном культурологическом анализе ценностного мира русского купечества;

в выявлении социокультурной обусловленности культуры купечества, связанной с юридическим оформлением сословия, самосознанием русского купечества, прочностью ментальных стереотипов;

в определении устойчивых черт менталитета купечества, показана их общность для представителей разных поколений купцов;

в обосновании путей трансляции ценностей сословной культуры посредством создания профессиональных училищ и поддержки коммерческих классов в главных губернских училищах;

в рассмотрении купеческого бытового портрета как художественного образа русского купечества и средство ретрансляции нравственных, эстетических, социальных ценностей сословия;

- в анализе купеческой) костюма как «языка» общения и способа
выражения культурной самоидентификации его носителей.

Практическая значимость исследования. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при чтении специальных курсов по «Истории культуры сословий», «Культуры предпринимательства», курса лекций по культурологии, истории социокультурной деятельности, а также для студентов отделений менеджмента и предпринимательства.

Положення, выносимые на защиту:

1. Культура русского купечества является субкультурой целостной
национальной культуры. В ее основе находилось стремление привести в
соответствие социальные ценности купечества с ценностями,
провозглашаемые православной церковью и светской культурой Нового
времени.

2. Ведущими социальными ценностями русского купечества
являлись: стремление к богатству, трудолюбие, прагматизм,
религиозность, иерархичность в межсословных отношения и
корпоративная мораль (деловая этика).

3. Стабильность ценностных приоритетов осознанно обеспечивалась
наличием «практической» школы обучения профессиональным навыкам,
организацией и финансовой поддержкой профессиональных училищ,
выработкой стратегии и тактики профессионального образования для
подрастающего поколения.

4. Ценности русского купечества (богатство, религиозность,
родовая связь с предками, а также общественное положение и т.п.)
воплощены в бытовом портрете, как форме культурной рефлексии.

5. Купеческий костюм представляет семиотическую систему, выражающую групповую самоидентификацию и ценностные ориентации русского купечества Нового времени, специфический образ жизни, а также представления о целомудрии и стыдливости, роскоши и богатстве, социальном престиже.

Апробация работы. Результаты исследования нашли отражение в докладах на межвузовских научных конференциях аспирантов СПБГАК в 1995, 1996, 1998 годах, научно-практических симпозиумах «Мир культуры: человек, наука, искусство» (май 1996, Самара) и «Актуальные вопросы социально-культурной деятельности» (сентябрь 1997, Улан-Удэ). Основные положения исследования изложены в тезисах научных конференций и материалах научно-практических симпозиумов. Материалы использовались в лекционной работе диссертанта при чтении курса «История социокультурной деятельности», теоретические положения диссертации используются при выполнении дипломных работ в Восточно-Сибирской академии культуры и искусств.

Структура диссертационного исследования включает в себя введение, дес главы, заключение и библиографию.