Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Городская среда как объект философско культурологического анализа 14
1.1.Социокультурные причины эволюции понятий «городская среда», «культурный ландшафт», «ландшафтный дизайн» и их дефиниции 14
1.2. Философское осмысление природы, культуры, эстетики ландшафта (гармонические каноны природы) 34
1.3. Культурные традиции формирования городской среды 51
Глава II. Методология культуры формирования устойчивой
2.1.Социокультурные проблемы формирования устойчивой городской
2.2. Современные тенденции формирования устойчивой
2.3. Ландшафтный дизайн как комплекс методов формирования устойчивой городской среды 111
Заключение 125
Список использованной литературы
- Философское осмысление природы, культуры, эстетики ландшафта (гармонические каноны природы)
- Культурные традиции формирования городской среды
- Современные тенденции формирования устойчивой
- Ландшафтный дизайн как комплекс методов формирования устойчивой городской среды
Философское осмысление природы, культуры, эстетики ландшафта (гармонические каноны природы)
Городская среда — это комплексное понятие, включающее в себя материальную структуру (здания, сооружения, транспорт, промышленность, инженерные коммуникации и др.)и природную среду с многообразием антропогенных факторов. Закономерности и направления развития городской среды взаимосвязаны с философией, религией, наукой, эстетикой, социально экономическими отношениями, природно-климатическими характеристиками, культурой конкретной страны. Городская среда формируется под воздействием процессов, происходящих в обществе на каждом историческом этапе. В то же время, городская среда оказывает воздействие на социальное самочувствие, мировоззрение, установки, поведение, отношение, культуру горожан. Поэтому городская среда должна удовлетворять функциональные, эстетические, духовные, культурные потребности человека, способствовать созданию благоприятных условий для его жизнедеятельности. Сведения о формировании городской среды пополняются уже более двух тысяч лет. Городу, как объекту организованного действия, посвящены труды философов Гипподама, Платона, Аристотеля и других древних мыслителей. Гипподам изобрёл регулярную сетку городских улиц, дошедшую до наших дней без изменений. Гипподамову схему сохранил нью-йоркский Манхэттен. Платон описывал идеальную модель города, основываясь на общефилософских суждениях о взаимоотношениях между людьми. Аристотель в “Политике” обосновывал мысль о полисе как «высшей форме человеческого объединения, способствующей достижению счастливой жизни» [8, с.38-52].
В древнем мире сформировались стандарты строительства полисов, основанные на приспосабливании к природным условиям, которые воплощались от Евфрата до Темзы, от Нила до Рейна. Этот опыт был описан в трактатах древнего зодчего Марка Витрувия Поллиона: «...когда на основании указанных правил будут учтены все условия для здорового расположения города, когда будет выбрана местность, обильная плодами для прокормления общины, и будет обеспечен удобный подвоз припасов в город…, тогда следует приступать к закладке фундамента башен и стен…» [ 41, с.103].
Вопросы восприятия человеком города и проблемы взаимовлияния городской среды и человека рассматривали мыслители с давних пор. Томас Мор в XVI в. описал идеальный город, в котором удовлетворяются бытовые и духовные потребности горожан, господствует социальное равенство. Далее Томмазо Кампанелла, Роберт Оуэн, Сен-Симон, Шарль Фурь в своих трудах создают образ «идеального» поселения. Проблему «человека в городе» эпохи ранней урбанизации затрагивает Ф. Энгельс в работе «Положение рабочего класса в Англии». В своей работе «Город» М. Вебер показывает, что в городах различных стран и эпох базовые потребности человека обеспечиваются в разной степени. В работах Ф. Броделя «Что такое Франция?», Л. Вирта «Урбанизация как образ жизни», Р. Парка и Э. Берджесса «Город», Г. Зиммеля «Большие города и духовная жизнь», Ф. Тенниса «Община и общество», Дж. Форрестера «Динамика развития города» и др. рассматривалась социокультурная среда проживания в городе.
Отношение к месту проживания складывается исходя из качества, степени удовлетворения высших (социокультурных) и первичных (базовых) потребностей человека и оценки степени благоприятности (неблагоприятности) жизненной среды.
В различных областях знаний проблему «потребностей» исследователи относят к центральным вопросам науки о человеке. В суждениях мыслителей античности Фалеса, Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура, Карамы находим первые упоминания о человеческих потребностях. Хотя воззрения философов на данную проблему были противоречивыми, но в них прослеживаются попытки оценки поведения людей, их деятельности; исходя из анализа человеческих потребностей, ведётся поиск ответов на вопрос о том, что является основой человеческих потребностей.
Философы Средневековья Августин Блаженный, Фома Аквинский считали высшими духовные потребности, а главным стремлением человека -«потребность любви к Богу». В эпоху Возрождения, когда художественное и религиозно-мифологическое осмысление потребностей человека дополняется философским, научным, происходит изменение отношения человека к своим потребностям (Данте А., Леонардо да Винчи, Петрарка Ф., Боккаччо Дж., Мор Т., Макиавелли Н. и др.).
Философы Нового времени Бекон Ф., Монтескье, Гельвеций К., Гольбах П., и эпохи Просвещения Вольтер Ф., Руссо Ж.-Ж. рассматривали человеческие потребности с позиции взаимовлияния с внешней средой.
Мыслители XIX в. к вопросу о путях эволюции общества, сущности и потребностей человека подходят с разных точек зрения. В основе концепции Гегеля о потребностях человека лежит его учение о развитии [47]. Г. Гегель предложил рассматривать человеческие потребности как систему, в которой целостность потребностей обусловлена целостностью общества и природы. Л.Фейербах воспринимал общество как среду обитания, в которой протекает человеческая жизнь с естественными потребностями и неизменной природой. К.Маркс и Ф.Энгельс считали духовные потребности вторичными, производными от материальных [139], но при этом оказывающими сильное воздействие на последние.
Культурные традиции формирования городской среды
Философия и теория культуры, помимо выработки философских и эстетических представлений о природе и человеке, их связанности, о прекрасном и безобразном, красоте природы и человека, создала основу для возможности выработки системы категорий, методов и принципов, относимых к гармоническим канонам природы: золотое сечение, симметрия-асимметрия, диссимметрия; антисимметрия, криволинейная симметрия и симметрия подобия; пространственно-временная ритмичность.
Изучение гармоничных канонов природы является поиском красоты. Понятие красоты с трудом поддаётся теоретической расшифровке, поэтому проще говорить о гармонии – соответствии полученного результата имеющимся представлениям о красивом, привлекательном, достойном. Учение о гармонии составляет сердцевину эстетики, через него воспринимались образцы прекрасного: достичь гармонии можно, выполнив ряд условий, описываемых в классической литературе, существующих в изобразительном искусстве, архитектуре, ландшафтном дизайне.
Земная природа подчиняется закону гармонии. В естествознании последнего столетия изучаются системные единства - природные зоны, ландшафты, ландшафтная оболочка, в основе которых лежат гармонические связи. В природе существует набор гармонических сочетаний, стандартов, шаблонов, стереотипов. Французский философ П. Тейяр де Шарден, отечественные биологи Н.Ф. Реймерс, А.А. Любищев, кристаллографы И.И. Шафрановский, Е.С. Федоров и другие считали, что «в природе работают законы, ограничивающие чрезмерное многообразие форм» [150, с. 47]. Одним из гармонических канонов является золотое сечение (золотая пропорция). Золотая пропорция с давних времен была известна философам, математикам, скульптурам, архитекторам. Она лежит в основе геометрических построений Пифагора. По законам золотой пропорции построены архитектурные пирамиды Древнего Египта, памятники Древнего Рима и Древней Греции, мавзолей Тадж-Махал в Индии, средневековые храмы Руси и Византии, знаменитые парки регулярной планировки. Золотую пропорцию обозначают буквой «ф» древнегреческого алфавита, что закрепило память о знаменитом скульпторе Фидии (V в. до н.э.), творения которого украшают афинский Парфенон.
В эпоху итальянского Возрождения одним из важнейших эстетических принципов стала расцениваться золотая пропорция. Л. Пачоли назвал ее «божественной, Леонардо да Винчи обозначил её по-латыни как «Sectio аиrеа» -золотое сечение. Золотую пропорцию люди открыли в природе, однако она пронизывает всё мироздание: глобальное проявление золотой пропорции можно видеть в соотношении площадей, занятых двумя основными типами земной коры: континентальной и океанической. В ландшафтах, в их горизонтальной и вертикальной структуре могут быть обнаружены соответствующие гармонические закономерности. Самым ярким выразителем гармонии признается сам человек, обладающий совершенным телом, в котором все соразмерно.
Следующим воплощением гармонии мира является симметрия (в переводе с греческого означает «соразмерность»), которая с давних времен признавалась как эстетический критерий и рассматривалась в качестве признака красоты. Ещё в древнем мире было хорошо известно, что симметрия – универсальный метод создания композиции. Архитектура большинства общественных зданий и жилых построек основана на симметрии фасадов, а именно идентичности правой и левой частей композиции относительно гипотетической оси симметрии. В XIX в. представления о симметрии сформировались в научную теорию, был обоснован общенаучный принцип симметрии.
В природных образованиях симметрия просматривается повсеместно, но в большинстве случаев она не абсолютна. Поэтому выделяют различные категории симметричности: симметрия; диссимметрия; асимметрия; антисимметрия. Под диссимметрией понимается исконная симметрия природного объекта, нарушенная внешними воздействиями. Асимметрия обозначает частично нарушенную симметрию (склоны холма с разной инсоляцией, несущие, неоднородный почвенно-растительный покров).
Антисимметрией называют симметрию противоположностей антиравенство (взаимодополняющие явления - антиподы: тёмное - светлое, большое - малое, выпуклое - вогнутое, плес - перекат, циклон – антициклон, океаническое и континентальное полушария Земли). Эту гармоническую закономерность используют в современном ландшафтном дизайне как композиционный метод – контраст, для подчёркивания художественной выразительности ландшафта.
Представления о диссимметрии были сформулированы в середине XIX в. Л. Пастером. Он назвал этим термином все расстройства симметрии, характерные для живой природы (разнообразные проявления правизны и левизны организмов). Диссимметрия является необходимым условием любого движения. Диссимметричным объектам свойственно развитие, нарушенное равновесие, динамика, что является актуальным в формировании современной устойчивой городской среды. Классификацию природной симметрии разработал кристаллограф И.И. Шафрановский. Он выделил следующие разновидности симметрии: зеркальная, симметрия шара, симметрия конуса, радиально-лучевая. Свойства зеркальной симметрией присущи природным объектам, состоящих из двух зеркально отраженных половинок: листья растений, многие насекомые, рыбы, формы рельефа, горные хребты и др. Радиально-лучевая симметрия свойственна вертикально ориентированным природным объектам: цветам, деревьям, грибам, карстовым воронкам, вулканическим конусам, горным вершинам, холмам, сопкам и др. Симметрии шара подчиняются фигуры планет, географическая оболочка, внутреннее строение, магнитное и гравитационное поле Земли [225].
Современные тенденции формирования устойчивой
Проблемы взаимодействия человека и природы нарастают пропорционально ускорению научно-технического прогресса и преобразования городской среды. Конфликт между намерением человека охранять природу и ее высокоинтенсивной эксплуатацией вынуждает искать сбособы разрешения этой проблемы с учетом того, что естественные ресурсы заметно сократились. Городская среда, становясь все более искусственной и нередко дискомфортной, системно теряет компоненты природы. Поэтому для формирования устойчивой городской среды необходимо использование современных тенденций ландшафтного дизайна. Устойчивость городской среды определяется эффективностью использования её ландшафтных компонентов для самоподдержания, восстановления природных элементов и осуществления необходимых функций. Культура формирования устойчивой городской среды - это комплексный подход к совершенствованию городской среды с учётом коэволюционных тенденций и сохранением природных компонентов.
Творческой деятельностью по формированию устойчивой городской среды, состоящей из природных (рельеф, климат, водные ресурсы, растительность, камни) и искусственных элементов (малые архитектурные формы, скульптура, декоративные покрытия, освещение) является ландшафтный дизайн. Путем рационального использования ландшафтных компонентов возможно преодоление таких недостатков городской среды, как функциональная неупорядоченность и эстетическая невыразительность.
Объектами ландшафтного дизайна являются как открытые (улицы и площади, бульвары, скверы, пешеходные пространства, набережные, парки различного функционального назначения, жилые территории), так и закрытые пространства (интерьеры различных в функциональном отношении помещений). На всех перечисленных объектах осуществляется задача включения природных компонентов в формирование пространства и детальная проработка элементов искусственного ландшафта. В современном представлении, дизайн – художественное проектирование элементов предметного мира, обогащающее городскую среду. Современные тенденции ландшафтного дизайна по формированию устойчивой городской среды в большинстве развитых стран мира являются объективной необходимостью реагирования на ухудшение экологической ситуации. На основе экологического осмысления ведётся интенсивный поиск приёмов формирования городской среды, ориентированных на реализацию новых технологических возможностей. В связи с этим исследование взаимосвязи ландшафтного дизайна и устойчивости среды является актуальным.
Концепция устойчивого развития городов связана с введением новых подходов в практику формирования городской среды, соответствующих изменяющимся экологическим, экономическим, эстетическим, культурным требованиям общества. Игнорирование этих требований приведёт к обострению накопившихся проблем, осложняющих функционирование и культурное развитие городов.
После произошедших в начале 60-х годов радикальных изменений в представлениях о сущности и функциях архитектурной деятельности, процесс проектирования городов приобрел средовую направленность, заменив понятие «объект» на понятие «среда». Массовое сознание формирует новое отношение к эстетике городской среды. При этом красота видится не в соотношении зданий и пространств, а в совершенстве разрешения коллизий, присущих городу – от элементарного комфорта пользования транспортом до генерирования высоких духовных ценностей [25]. При средовом подходе обретает новый смысл эффективность использования городских пространств, ориентируясь на духовные потребности человека.
Средовой подход, сформулированный в 70-х годах прошлого столетия отечественными исследователями (В.Л. Глазычев, А.Э. Гутнов, И.Г. Лежава), определил повышение роли ландшафтного дизайна в формировании устойчивой городской среды [53, 65, 66]. Средовой подход означает переход к формированию целостного пространства городской среды, с переоценкой его воздействия на жителей, повышая их культуру. В понятии «среда» синтезируются процессы средового поведения, понимания, средовой деятельности, раскрывающие сложность взаимодействия людей с окружающей городской средой и мотивацию их намерений по её культурному преобразованию. Насытившийся урбанизацией человек начинает испытывать острую необходимость возвращения к естественной природе, которую необходимо включать в городскую среду, беречь и приумножать.
Обращение к ландшафтному дизайну как важнейшему экологическому ресурсу оздоровления обосновано на признании человеческого фактора в качестве основного в формировании городской среды. Для учета культурных потребностей человека в обеспечении необходимого уровня комфортности, необходим поиск средств совершенствования жизненной среды человека.
Общественно-культурная, коммуникативная, обслуживающая функции, присущие городской среде, осуществляются в действиях людей в соответствии с качеством пространства общественным потребностям. В связи с этим, обретает дополнительный смысл использование компонентов ландшафтного дизайна по организации городской среды в создании условий для нормального общения и передвижения людей, осуществления творчества и досуговой деятельности, повышения их культурного развития. Природные ландшафтные компоненты (рельеф, растительность, водные устройства) являются гармоничной жизненной сферой, эмоционально поддерживающей человека в городской среде. Создают особую природосообразную среду и культуру. Поэтому не только наличие ландшафтных объектов в городе, но и удачное их пространственно-композиционное решение влияют на физическое и психологическое здоровье жителей, их культуру поведения, отношения к окружению и окружающим.
Среди множества направлений улучшения качеств городской среды отметим следующие современные тенденций ландшафтного дизайна: -эффективное использование ландшафтных компонентов городских открытых пространств; -формирование целостного городского пространства; -учет потребностей человека для обеспечения необходимого уровня комфортности; -достижение зрительной выразительности, функциональной упорядоченности ландшафтных объектов городской среды; -оздоровление среды городских пространств; -творческое преобразование природы; -формирование узнаваемости городского пространства; -совершенствование мировоззрения, нового коэволюционного взаимодействия с окружающей средой.личностной культуры, формирование нового Культура формирования устойчивой городской среды требует эффективности применения средств ландшафтного дизайна в каждом из предложенных направлений для повышения комфортности пребывания человека в открытых объектах городской среды. Используя современные тенденции ландшафтного дизайна, возможно повышение важнейшего качества среды, непосредственно связанного с её устойчивостью - достижение функциональной упорядоченности городских пространств. Средства ландшафтного дизайна регулируют характер использования открытых пространств, что позволяет сократить хаотическое воздействие людей на окружение, обеспечивая восстановление биоты, стабилизацию и само поддержание природных компонентов городского ландшафта.
Ландшафтный дизайн как комплекс методов формирования устойчивой городской среды
Спланированное изменение пейзажа. Очень важным и непривычным аспектом пейзажных парков является то, что они переводят своё воздействие из сферы разума и знаний в область чувств человека. Сам характер парковых ландшафтов должен вызвать определённые ассоциации и будить отклик в чувствах посетителя. Ценным является совпадение настроения, созданного пейзажем, с настроением и движениями души человека. В пейзажных парках на первый план выступает элемент движения: в восприятии пейзажей во время прогулок; движение или неподвижность воды, эффект зыбкости отражений.
Многоплановость композиции. Сад любого масштаба представляет собой поток не повторяющихся видов, вызывающих смену переживаний, проживаний, эмоций в душе у посетителя и желание продолжить прогулку.
Имитация природного ландшафта. Для достижения художественной выразительности малого сада можно использовать приёмы имитации природного ландшафта. Ландшафтный объект в миниатюре может имитировать «влажные тропики», «лес средней полосы» «болотный сад», «микроландшафт пустыни с кактусами» и др. Сад, доведённый до совершенства в соответствии с определёнными эстетическими критериями, который должен настроить человека на философские размышления человека о смысле жизни, окружающем мире и т.д.
Интегрирование архитектуры с окружением. Диссонирующие архитектурные компоненты в виде монотонных поверхностей нейтрализуются включением в их структуру природных компонентов, что является позитивным воздействием визуальной среды на человека и вносит положительные изменения в потенциал биосферы. Реновация исторических ландшафтов. В исторических ландшафтах необходимо сохранение природных компонентов, дополненное современной трактовкой геометрического рисунка поверхностей, что отвечает новым потребностям общества в гармонизации среды.
Использование архитектурных стилей. Предметно-пространственная среда сада формируется с использованием определённых архитектурных стилей (ренессанс, барокко, классицизм, модерн и др.), которое достигается включением в планировочную структуру декоративной скульптуры, малых архитектурных форм, что имеет большое образное воздействие на посетителей.
Создание «духа места» (узнаваемость городских пространств) В своих исследованиях норвежский теоретик и историк архитектуры Кристиан Норберг-Шульц раскрывает философский аспект воздействия окружения на человека [250]. Раскрывая понятие «дух места», автор описывает значение для человека его окружения через ориентацию в пространстве. Окружение воспринимается человеком как индивидуальное благодаря непохожести ландшафтных компонентов среды. Создание «духа места» помогает наполнить городские пространства духовным, нравственным содержанием и созданием условий для полноценной жизни горожан.
Разнообразие городской природы. Выразительное пространство формируется за счёт композиционно оформленного и функционально осмысленного введения искусственной природы, что способствует преодолению ощущения отчуждённости человека от природы в городской среде. В своем исследовании мы рассматриваем ландшафтный дизайн как универсальный комплекс методов формирования устойчивой городской среды, так как он обладает следующими принципами: экологической устойчивости; эстетического совершенствования; экономической эффективности; многоуровневой вертикальной структуры; многоплановости; пространственной интеграции; «перетекание» интерьерного и открытого пространства; комплексности (единство природной и антропогенной среды); гуманизации городской среды; гармонизации; целостности средового объекта; всеобщности; универсальности; бионические принципы. Принцип экологической устойчивости – способность саморегуляции природы, обеспечение охраны природы, учёт условий произрастания растений, учёт уровня загрязнения воды, воздуха, почв. Соблюдение принципа не даёт развиваться хаотическому воздействию города на его природное окружение.
Принцип эстетического совершенствования – учёт художественных, архитектурных, композиционных закономерностей формообразования; организация пространства с учётом их разнообразия, выразительности, цветового решения, что создаёт визуальный комфорт, ликвидирует безликие неудобные пространства путём рационального применения природных компонентов.
Принцип универсальности – основополагающий принцип создания устойчивой городской среды. Создание доступной среды для всех категорий населения, учитывая интересы всех возрастных групп здоровых людей и требования всех категорий маломобильных групп населения.
Принцип экономической эффективности – предполагает рациональное использование затрат труда и ресурсов, необходимых для достижения полезного результата. Принцип гуманизации – учёт потребностей различных социально демографических групп населения: необходимо предусматривать антропометрические требования (высота ступеней и поручней лестниц, высота и габариты столов и скамеек, наклонов спинок сидений, габариты детского оборудования); санитарно-гигиенические требования (регулируют такие параметры формируемой среды как температура, освещённость, шум, физико химический состав воздуха); эмоционально-психологические требования, связанные с особенностями восприятия человеком информации (цвет, графика).
Принцип комплексности - проектирование не отдельных ландшафтных компонентов, а их комплексов, включающих функционально и композиционно взаимосвязанные элементы в единстве природной и антропогенной среды.
Принцип целостности средового объекта - проектирование архитектурно-ландшафтных комплексов в едином стиле, с учётом стилевых особенностей окружающей застройки и ландшафта.
Принцип безопасности – предусматривает предотвращение на ландшафтных объектах возможностей получения травм (учёт особенностей формы, фактуры поверхности дорожного покрытия, тротуаров, площадок, поверхности игрового оборудования, установление безопасной высоты), обеспечение противопожарных требований, соблюдение санитарно гигиенических норм (использование нетоксичных материалов).
Принцип гармонизации – проектирование ландшафтных объектов городской среды должно быть направлено на достижение функционального и эстетического комфорта человека. Необходима композиционная взаимосвязь ландшафтных компонентов с окружающей застройкой, их пропорционирование, сомасштабность окружающему пространству и человеку. Для усиления выразительности проектируемых пространств важно применение геопластики (моделирование рельефа), создание искусственных водных устройств, учитывать архитектонику древесно-кустарниковой растительности.