Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Китайская крестьянская картина нунминьхуа и ее место в современной мировой художественной культуре Комаровская Полина Антоновна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Комаровская Полина Антоновна. Китайская крестьянская картина нунминьхуа и ее место в современной мировой художественной культуре: диссертация ... кандидата : 24.00.01 / Комаровская Полина Антоновна;[Место защиты: ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»], 2018

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Понятие, общая характеристика и условия зарождения жанра китайской крестьянской картины 14

Глава 2. Важнейшие центры производства нунминьхуа 37

Глава 3. Нунминьхуа из городского района Хуи (ранее – уезд Хусянь) 71

Глава 4. Наиболее показательные художники хусяньской школы нунминьхуа 94

Глава 5. Жанры и художественные манеры, предшествовавшие нунминьхуа 115

Заключение 164

Список литературы 168

Приложение I. Иероглифический указатель 182

Приложение II. Терминологический словарь 202

Важнейшие центры производства нунминьхуа

Современный стиль нунминьхуа сформировался в 1980-е гг., и к этому же времени относится возникновение большинства современных локальных вариантов производства крестьянской картины. Ранние центры образовались в конце 1950-х гг. и в своем развитии их стилистика прошла через следующие стадии:

1). наивное любительское искусство (1950 – 1970 гг.) – картины рисуются непрофессиональными художниками в рамках политических кампаний;

2). политизированное искусство, тяга к реализму и подражание пропагандистскому плакату (1970-е гг.) – при содействии профессиональных наставников стиль крестьянской картины становится более гладким и глянцевым (доподлинно известно, что художники, работавшие педагогами на курсах живописи для крестьян, вносили коррективы в их произведения74);

3). современная нунминьхуа (с 1980-х гг.) – в крестьянскую картину вносятся элементы из различных жанров китайского народного и западного искусства, формируется ее нынешняя манера.

Данные временные периоды были четко отражены в экспозиции музея городского района Хуи (г. Сиань, до 24 ноября 2016 г. – уезд Хусянь, пр. Шэньси, рис. 2.1, 2.2), который автор диссертации посетил в 2010 г. В 2015 г. там был проведен ремонт, и некоторые картины убрали в запасники. Центр в Хуи является наиболее развитым и изученным из всех, и потому его история будет детальным образом рассмотрена в Главе 3. До ремонта первый зал музея занимали картины первой волны, самые ранние из которых относятся к 1958 г. Экспозиция начиналась с картины «Церемония открытия водохранилища» (Шуйку лочэн цзиндянь) художника Ян Чжисяня (годы жизни неизвестны) (рис. 2.3). На ней можно заметить правку в прорисовке гор, внесенную рукой профессионального художника. Интерес представляет также самостоятельно выполненная Ли Найти (годы жизни неизвестны) работа «Необъятный початок кукурузы» (Ибан юйми да у бянь, 1959 г., рис. 2.4), где явно прослеживается присущее как политическому плакату, так и наивному искусству стремление к гипертрофированному увеличению центральных для картины образов и предметов. Немногие картины 1960-х гг. стилистически не сильно отличаются от предшествующих, однако в них уже гораздо чаще встречается усиленная прямая пропаганда («Солнце в кормушке», Сыян шили дэ тайян, автор Чжао Куньхань (1945 г. р.), 1964 г. рис. 2.5; «На вас надежда», Сиван цзито цзай нимэн шэншан, автор Чжан Цинчунь (годы жизни неизвестны), 1965 (?) г., рис. 2.6). Созданные после 1970 г. нунминьхуа выглядят вполне профессиональными произведениями на фоне ранних наивных картин («Развитая промышленность требует большего труда», Едагэн циньцзянь, автор Чжан Линь (1948 г. р.), 1973 г., рис. 2.7; «Утки нашей бригады», Дадуй яцюнь, автор Ли Чжэньхуа (годы жизни неизвестны), 1974 г., рис. 2.8).

Следует также отметить, что некоторые ранние центры не перешли на более высокий уровень, не сумев, либо не пожелав адаптировать свое искусство в соответствии с веяниями «периода реформ и открытости», в связи с чем и прекратили свое существование.

Все рассмотренные в данной главе центры имеют одно или несколько специальных почетных званий, таких как «волость китайской народной картины», «волость китайской народной культуры и искусства» и «волость современной китайской народной живописи».

В книге «Исследование нунминьхуа из Хусяня» приводятся две наиболее распространенные версии возникновения крестьянской картины. Согласно первой, она зародилась в форме стенописей в 1956 г., когда крестьянин Чжан Кайян (годы жизни неизвестны) из деревни Чанли уезда Пэйсянь (пров. Цзянсу) организовал художественную группу из шести человек. Целью деятельности организации провозгласили служение обществу и критику всего устаревшего. Летом 1957 г. Чжан Южун (годы жизни неизвестны), другой крестьянин из той же деревни, при помощи золы и других подручных средств впервые создал настенную живопись критической направленности. В 1958 г., в уезде Шулу (пров. Хэбэй) была провозглашена кампания по рисованию и написанию стихов на стенах, во время которой была заложена основа для дальнейшего крестьянского творчества в этих местах. Чуть позднее ее поддержали жители других уездов. В соответствии с другой версией, годом возникновения нунминьхуа следует считать 1958 г., когда в КНР была объявлена аналогичная кампания под лозунгом «Стихи и картины заполняют стены» (Шихуа маньцян). Помимо Хусяня, Пэйсяня и Шулу, в нее включились также г. Цинян (пров. Ганьсу), г. Фуян (пров. Аньхуэй) и пр75.

Для нашего исследования немаловажно проследить историю развития жанра крестьянской картины в ее первых прославленных центрах – Пэйсяне и Шулу, нунминьхуа из которых получили массовую известность в сентябре-октябре 1958 г.76 Автору диссертации удалось найти редкое букинистическое издание,77 посвященное творческой деятельности в Пэйсяне (Пэйчжоу). В соответствии с приведенными в книге сведениями, первые стенописи в этом уезде появились в не 1956 г., а 1955 г.78, к которому относится также самая ранняя картина на бумаге из этих мест под названием «Жалоба старого гнедого быка» (Лаохуанню гаочжуан, рис. 2.9). Содержащая критику на местных скотозаводчиков, она вызвала сенсацию среди местных жителей. Авторами картины выступили упомянутые выше Чжан Южун и Чжан Кайян. Любительская живопись стремительно набрала популярность в уезде, где к 1958 г. было уже 2 тыс. самодеятельных художников. Было подсчитано, что всего за два дня (с 8 по 10 апреля 1958 г.) только в одном из поселков уезда число стенописей возросло с 4 тыс. до почти 27 тыс.79 В каждом дворе разрисовывали стены, в качестве красок использовались зола, краснозем, сок рожкового дерева и другие материалы. Художникам Пэйсяня посвящается передовица главной газеты КНР «Жэньминь Жибао», после чего они обретают всенародную славу. В Пекине проводится выставка, выходит ряд печатных изданий, самым объемным из которых стала изданная в 1958 г. в Шанхае книга, упомянутая выше. О пэйсяньцах снимают новостные сюжеты, о них становится известно за границей. 13 августа 1960 г. на Третьей всекитайской культурной ассамблее представитель Пэйсяня встретился с премьером Госсовета Чжоу Эньлаем. Следующими важными вехами развития крестьянской картины Пэйсяня является участие в выставке в пекинском Национальном музее искусств КНР в 1988 г., а также присвоение звания «волости современной китайской народной живописи» в 1991 г.

Автор настоящей диссертации склонен предполагать, что в отрезке между 1960 и 1980 г. в Пэйсяне организовывались художественные курсы с профессиональными наставниками, как это широко практиковалось и в других центрах. Об этом говорит разительная и характерная для других создающих крестьянскую картину уездов перемена, произошедшая с местными нунминьхуа в 1970-х гг. – картины этого десятилетия схожи по стилистике с политическим плакатом и тяготеют к социалистическому реализму по своему сюжету и решению («Прививка молодого растения», Цзяцзе синьмяо, автор неизвестен, рис. 2.10) , в то время как более ранние произведения могут быть четко отнесены к примитивному искусству («Завод по производству лапши нашей коммуны», Гуншэ фэньсычан, автор неизвестен, рис. 2.11) .

В 1980-х гг. художникам Пэйсяня удалось изменить стиль своей картины в соответствии с новыми веяниями. Автор диссертации сумел найти современные произведения из этого центра: их можно назвать типичными образцами современной нунминьхуа. Картины написаны на темном фоне, заполненном мелкими деталями. На композициях изображено большое количество людей, занятых разными видами сельскохозяйственных работ. Сюжет отличается проработанностью, композиции картин надолго приковывают к себе взгляд (рис. 2.12).

Нунминьхуа из городского района Хуи (ранее – уезд Хусянь)

Городской район Хуи принадлежит г. Сиань (пров. Шэньси). Он расположен в центральной части Великой китайской равнины, к югу от гор Циньлин и к северу от реки Вэйхэ. Название уезда предположительно происходит от фамилии клана Ху, по преданию жившего в этих местах в период Ся (2070 – 1765 гг. до н. э.). Ранее находившийся в его границах уезд Хусянь был ликвидирован 24 ноября 2016 г. в рамках программы расширения г. Сиань117. Первый иероглиф в топониме «Хуи» является историческим – это упрощенная форма [h] из «Хусянь», которая использовалась для записи этого названия до 1964 г. (рис. 3.1).

Сравнительно благоприятное географические положение и обильные дожди позволяют выращивать в этих местах как хлопок, так и пшеницу. 118 В год здесь собирается до 35 млн. т. зерновых. Общая площадь уезда составляет 1282 км, численность населения – 60.66 млн. чел. Среднегодовая температура составляет 13С, среднегодовая норма осадков – 879 мм, безморозный период насчитывает 219 дней. На территории Хуи расположено 13 поселков, его земли богаты полезными ископаемыми: недра южных склонов хребта Циньлин, обладающего густыми лесами, богатой флорой и фауной, содержат золото, медь, железо, графит, мрамор и 28 прочих видов полезных ископаемых. В горах расположены горячие источники, температура воды в которых составляет 60С. На севере лежат плодородные земли. По территории уезда протекает 36 рек и ручьев, общий запас водных ресурсов составляет 400 млн. м. В настоящее время Хуи промышленно развит: широкий ряд заводов и фабрик производит медикаменты, строительные материалы, электронику и пр. Свои производства здесь открыли и представительства ведущих мировых компаний, таких, например, как Джонсон и Джонсон.

История Хуи насчитывает более 2 тыс. лет. Здесь находятся столицы легендарного правителя Вэнь Вана, а также династий Тан и Хань. Всего на территории уезда расположено 106 объектов культурного наследия119. В сельской местности уезда имеется множество монастырей и храмов, в одном из которых автору диссертации довелось побывать (рис. 3.2), кроме того, в Хуи развито народное искусство, особенно женское народное творчество, такое, как бумажные узоры, вышивка, мягкая игрушка из ткани и пр. Здесь существует развитая традиция народной оперы, и по этой причине Хуи часто называют «гнездом оперы» (сивоцзы).

Разумеется, эти факторы оказали большое влияние на формирование народной картины. В качестве примера можно привести обстоятельства жизни Лю Чжидэ (р. 1940), одного из прославленных местных художников, подробная биография которого будет рассмотрена автором диссертации позднее. С рождения художника окружали люди, занимавшимся народными промыслами. Отец Лю Чжидэ зарабатывал на жизнь созданием декоративных фигурок из бумаги, а няня, у которой мальчик жил до 4-5 лет, славилась среди односельчан своими умениями вырезать бумажные оконные украшения и лепить статуэтки из теста. В 7 лет Лю Чжидэ с ее помощью совершает свои первые творческие шаги — овладевает ремеслом изготовления фонариков и бумажных украшений для окон. Посещая начальную школу, мальчик параллельно учился у отца его искусству. 120 Лю Чжидэ является поклонником народной оперы, и ее элементы (например, типичные позы персонажей) часто оказываются отражены в его картинах.

Как уже упоминалось выше, история нунминьхуа четко подразделяется на три периода. Они послужат рамками для последующих разделов данной главы, в которых будут рассмотрены обстоятельства развития крестьянской картины в уезде Хусянь.

Если годом появления нунминьхуа в Хусяне можно назвать 1958 г., то массовое культурное движение предшествующих лет является своего рода инкубационным периодом: уже тогда уездное начальство провело ряд серьезных мероприятий, нацеленных на распространение художественной деятельности в крестьянской среде. Еще зимой 1950 г. по указанию партии было принято решение о необходимости обучения крестьян рисованию «пропагандистских картин на черных школьных досках» (хэйбаньбао сюаньчуань). Организаторы посетили 50 деревень и подобрали около десятка одаренных рисовальщиков, для которых провели обучающий курс. Позднее вышел сборник, в котором была опубликована часть работ. 14 октября 1951 г. в Хусяне прошло первое собрание по вопросам культуры, на котором учредили «Хусяньскую руководящую группу по вопросам литературы и искусства», которую возглавили Се Чжиань (р. 1923) и Шань Цзинмин (годы жизни неизвестны). На следующий год число художников под их началом достигло ста человек. Их стали официально называть «крестьянские художники-любители» (нунцунь еюй мэйшу цзочжэ). После 1956 г. по указу партии в уезде было организовано 50 сельских клубов и 30 художественных кружков. В том же 1956 г. преподаватель искусства Дин Цзитан (р. 1935) был переведен в Управление по культуре Хусяня на кадровую должность ответственного за искусство. Для того, чтобы повысить уровень подготовки художественных групп, в 1957 г. управление пригласило эксперта по вопросам искусства Сю Цзюня (1925 – 1994) для чтения лекций для тридцати художников-любителей. К концу года число художественных кружков достигло восмидесяти, а количество состоявших в них авторов составило 180 человек.121

В период «большого скачка» Хусянь стоял на творческой передовой линии: в июле 1958 г. здесь провозгласили кампанию «Целый народ принимает участие во всепартийной мобилизации, за месяц ожесточенной борьбы сделаем из Хусяня культурный уезд!». Местные жители восприняли ее с энтузиазмом, за июль и август в двадцати трех поселках уезда создали 130 тыс. росписей. Они имели различную направленность: идеологическую – «Большой скачок к социализму» (Сян шэхуэй чжуи юэцзинь), «Большой марш к технологической и культурной революции» (Цзишу вэньхуа гайминь дацзиньцзюнь), внешнеполитическую – «Уничтожим американского волка ударным производством зерна и стали» (Дочань лян хэ ган тунцзи Мэйго лан), а также освещали радости повседневной жизни народа – «Игра в баскетбол» (Даланьцзю) и «Танец» (Гэу) . Известность получили такие художники, как Дун Чжэнъи (1917 – 1989) , Ян Чжисянь (годы жизни неизвестны), Шань Чуньжун (годы жизни неизвестны) , Сун Хоучэн (1942 г. р.), Ли Фэнлань (1933 г. р.) , Цюань Бинхэ (1940 г. р.). 122

В сентябре-октябре 1958 г. в Сиане наивысшего подъема достигла кампания «Поэзия Чанъани» (Ши хуахуа Чанъань). Местные чиновники в это время оживленно дискутировали о воплощении в жизнь теории о внедрении образования в народную среду. Эту идею поддержали молодые художники, в числе которых был Чэнь Шихэн (годы жизни неизвестны), молодой выпускник Сианьской Академии Искусств. Желая организовать художественные курсы для крестьян, он начал объезд сельских районов провинции Шэньси. Чэнь побывал в Тунгуане, Баоцзи и многих других уездах, однако нигде не сумел воплотить свое намерение в жизнь. Это удалось лишь в Хусяне, где художника поддержали партийные кадры: вечерние курсы были организованы на стройке сталелитейного завода Тайпин и водохранилища Ганьгу и действовали с 4 ноября по 3 декабря 1958 г. в вечернее время. В условиях ударного труда периода «большого скачка» из набранных сорока слушателей полный срок отучилось лишь семеро. 123

Опыт, полученный в результате проведения этого и последующих мероприятий, был использован в более поздних кампаниях по развитию самодеятельного искусства по всей стране. Несколько произведений, созданных крестьянами под руководством Чэнь Шихэна, были отправлены на выставку искусства «большого скачка» в Сиань, где произвели благоприятное впечатление.

Наиболее показательные художники хусяньской школы нунминьхуа

Среди художников из Хуи было и есть немало талантов, однако объем и формулировка темы настоящей кандидатской диссертации позволяют остановиться лишь на наиболее, по мнению автора, показательных живописцах. Имена и произведения трех из них хорошо знакомы западным исследователям искусства КНР, однако неизвестны в нашей стране. Кроме того, на примере нескольких поколений художников из семьи Лю автору диссертации хотелось бы представить семейную преемственность искусства нунминьхуа.

Заявивший о себе на раннем этапе развития нунминьхуа Дун Чжэнъи (1917 – 1989) с рождения и до последних дней прожил в Хусяне. Он впервые начал рисовать нунминьхуа в 1960 г. Художник происходил из бедной семьи и воспитывался в русле даосизма. В молодые годы Дун Чжэнъи занимался храмовой живописью и стенописями, а также достиг успехов в жанрах «горы-воды» и «цветы-птицы-рыбы-насекомые». После того, как художник включился в деятельность по созданию нунминьхуа, он кардинально изменил стилистику своей живописи с народно-храмовой на современную, однако мастерски сумел интегрировать традиционную технику и приемы в нунминьхуа, что позволило его произведениям резко выделиться на фоне прочих.

Дун Чжэнъи не был общителен и не имел семьи, слывя чудаком среди односельчан. В преклонные годы он мало рисовал, не пожелав включиться в новое течение нунминьхуа 1980-е гг., в связи с чем умер в бедности. 156 Дун Чжэнъи был избран членом Ассоциации работников искусства КНР и посмертно признан народным художником провинции Шэньси (1996 г.). 157

После образования КНР его картина «Новый облик Хусяня» выставлялась в Китае и за границей, где произвела хорошее впечатление. Эта исполненная оптимизма работа признана шедевром и «произведением, служащим политическим целям». Самой знаменитой работой Дун Чжэнъи является «Рыбный пруд коммуны» (Гуншэ юйтан, 1972 г., рис. 4.1) Картина выставлена в зале провинции Шэньси пекинского Дома народных собраний. Автором было создано также несколько копий, одна из которых была передана в дар президенту США Р. Никсону. «Рыбный пруд» получил очень большое распространение в форме политического плаката. Поскольку Дун Чжэнъи не искал личной славы, его произведения, за исключением «Рыбного пруда», достаточно сложно найти в сети Интернет. Однако в настоящее время именно эта картина является одной из узнаваемых «визитных карточек» ранней хусяньской нунминьхуа, и поэтому на ней автор диссертации остановится более подробно.

«Рыбный пруд коммуны» представляет собой сцену рыбной ловли: около десяти мужчин и женщин, стоя по колено в воде, тянут на берег сеть, переполненную бьющейся яркой рыбой. Дун Чжэнъи почти профессионально передал глубину водоема, физическое напряжение на лицах и телах довольных большим уловом людей, складки их одежды, блеск рыбьей чешуи и мельтешение сотен пойманных карпов. Слегка искаженная перспектива и белые всплески пенящейся воды, написанные характерными для буддийской храмовой живописи мазками, привносят в картину ритм и индивидуальность. Произведение наполнено духом изобилия и довольства, здесь нет явной агитации, типичной для нунминъхуа того периода. Политический подтекст (прославление народных коммун периода «большого скачка») передан только через название. Сам Дун Чжэнъи охарактеризовал свою картину следующим образом: «Мы, художники, изображаем будущее и революционные идеалы, а не только реальность такой, как она есть. Рыбный пруд в нашей коммуне не совсем такой; он окружен стеной. Но для того, чтобы изобразить светлое будущее, я заглянул за стену. Чтобы передать высокую производительность нашего хозяйства, вся рыба прыгает, каждая чешуйка светится и блестит... Маленькие рыбки выскальзывают из сети. Сеть пропускает их. Маленькие рыбки - новое подрастающее поколение. Это призвано показать развитие; мы не съедаем всю рыбу»158.

Дун Чжэнъи стал первым, кто изобразил в нунминъхуа рыбную стаю. Необходимо отметить, что мотив карпа очень часто встречается в искусстве нянъхуа. По омонимии иероглифы Й [y] (рыба) - [y] (избыток), а также Ш [l] (карп) - Щ [l] (прибыль) указывают на достаток и безбедную жизнь.159 Кроме того, в Китае существует известная легенда, повествующая о том, что преодолевший пороги на пути к верховьям горной реки карп превратился в дракона. Это символизировало подъем по социальной лестнице через успешную сдачу чиновничьих экзаменов. В настоящее время фразой «Карп прыгает через Драконьи ворота» в Китае подбадривают людей, добивающихся успеха упорным трудом160. Изображение косяка крупных карпов очень часто встречается в современной крестьянской картине как Хусяня, так и других центров. С ним перекликаются столь же распространенные мотивы больших стад скота или стай птиц, а также обильного урожая фруктов, овощей и злаков.

Западные исследователи предполагают, что профессиональные художники внесли в «Рыбный пруд коммуны» ряд поправок161, однако высказанные выше факты биографии Дун Чжэнъи свидетельствуют о наличии у художника уровня подготовки, вполне достаточного для самостоятельного создания подобного произведения.

Несмотря на большую популярность «Рыбного пруда коммуны», Дуань Цзинли называет лучшей работой Дун Чжэнъи картину «Благодатные поля Золотой долины» (Цзиньгу маньцан, прибл. 1972 г., рис. 4.3). На ней изображены пять крестьянок, занятых обработкой урожая на поле. Доминирующим цветом композиции являются различные оттенки желтого, на котором яркими пятнами выделяется одежда женщин. Тщательно прорисованы их крепкие фигуры и сельскохозяйственный инвентарь, скрупулезно передана различная фактура колосьев, соломы и зерна. Все произведение переполнено светом и передает атмосферу благополучия. Как и в «Рыбном пруде коммуны», автором намеренно искажена дальняя угловая перспектива. В «Благодатных полях Золотой долины» Дун Чжэнъи удалось сочетать приемы социалистического реализма с утонченным цветовым решением и изящной простотой, придав работе сходство с храмовой росписью, чуть тронутой временем.

Несмотря на свой необщительный характер, Дун Чжэнъи неизменно пользовался большим уважением среди хусяньцев. Он изображен за работой на картине художницы Дун Лицюнь (р. 1962) «Старый художник» (Лао ижэнь, 1990-е гг. (?), рис. 4.3). На проходившей в 2010 г. в Выставочном зале Хусяня выставке известного художника нунминьхуа Цао Цюаньтана (1957 г. р.) автор диссертации видел копию «Рыбного пруда коммуны», созданную в современной стилистике крестьянской картины.

Другим известным художником нунминьхуа является Лю Чжидэ (1940 г. р.), создатель картины «Старина партийный секретарь» («Лао шу цзи», 1973 г., рис. 4.5), произведения, по своей значимости равного «Рыбному пруду коммуны». В 1980-е гг. художник встал у истоков нового стиля хусяньской нунминьхуа. Позднее он будет занимать такие значительные посты, как вице-президент Собрания исследователей крестьянской живописи Китая, член и художник первой категории Академии исследования народного искусства КНР, член, директор и вице-председатель провинциальной, городской и уездной Ассоциации деятелей искусства, заместитель председателя провинциальной и уездной Ассоциации крестьянской народной картины162. Лю Чжидэ является народным художником провинции Шэньси и удостоен ряда других почетных званий.

В 2011 г. в Сиане вышла биография Лю Чжидэ, и поэтому автор диссертации имеет возможность подробно рассмотреть основные вехи жизненного и творческого пути художника. Одним из авторов книги стал сын художника Лю Либинь (годы жизни неизвестны) , предисловие к изданию было написано известным искусствоведом, преподавателем Сианьской Академии Искусств Чэн Чжэном.

Лю Чжидэ родился в 1940 г. в поселке Цинь (Циньчжэнь) уезда Хусянь, расположенном в живописной местности на берегу реки Фэн.

Жанры и художественные манеры, предшествовавшие нунминьхуа

Такие характеризующие нунминьхуа понятия, как примитивное, наивное и самодеятельное искусство имеют западное происхождение. В этой связи необходимо вкратце рассмотреть историю исследований европейского любительского, наивного и примитивного искусства, что позволит бегло сравнить ее с китайской традицией, где владение основами живописи считалось неотъемлемой принадлежностью любого образованного человека.

В XIX в., во времена, когда преклонялись перед достижениями высокого Возрождения, под примитивом подразумевали творчество итальянских художников прото- и раннего Ренессанса, таких, например, как Джотто (ок. 1267 – 1337). В настоящее время этим термином обозначают другие художественные формы. Современные исследователи обсуждают правомерность причисления тех или иных произведений к примитиву, однако никто не оспаривает их ценности, как это было ранее. 186

Интерес к примитиву и наивности в истории искусства впервые возник в конце ХIХ в. Его стимулировало возникновение новой науки – психологии. В это время искусство уже не так сильно связано с церковными заказами, романтики и, позднее, импрессионисты заявляют о свободе творчества. Создаются условия для появления в рядах художников такой фигуры, как Анри Руссо (1844 – 1910). Американский исследователь искусства Мейер Шапиро (1904 – 1996) начал рассматривать творчество французского художника П. Сезанна (1836 – 1906) в свете концепций психоанализа, и вслед за этим в исследовательских кругах возник интерес к полотнам «таможенника», как назвали Руссо, и душевнобольного англичанина Ричарда Дадда (1819 – 1887). Однако в анналы истории искусства их имена были вписаны лишь по прошествии нескольких десятилетий после смерти. Так, произведения Руссо широко оценят только в конце 1940-х гг. На протяжении почти пятидесяти лет работы этих художников лежали вне круга интересов профессиональных исследователей и не были вписаны в контекст истории искусства. Тем не менее, в настоящее время Анри Руссо гораздо более знаменит, чем многие из современных ему мастеров Парижского салона, творениями которых он вдохновлялся.

Тягу к самодеятельному, народному искусству и «исконной» культуре испытывали многие знаменитые мастера начала ХХ в. Так, творчеством Руссо увлекались П. Пикассо, К. Писсарро (1830 – 1903) и П. Синьяк (1863 – 1935), братья К. М. Зданевич (1892 – 1969) и И. М. Зданевич (1894 – 1975) открыли Н. Пиросмани (1862 – 1918), знаменитый стиль И. Я. Билибина (1876 – 1942) формируется в российской провинции, П. Гоген (1848 – 1903) вдохновляется яркими красками природы Таити.

В 1912 г. в Мюнхене выходит альманах «Синий всадник» (рис. 5.1), издателями которого выступают русский живописец В. В. Кандинский (1866 – 1944) и немецкий художник-экспрессионист Ф. Марк (1880 – 1916). В книге отразилась мечта Кандинского о создании новой универсальной художественной культуры ХХ в. Наряду с произведениями Эль Греко (1541— 1614) и импрессионистов, в нем впервые были представлены русские народные картинки, образцы баварской «подстекольной» живописи, детские рисунки, работы любителей и т.п. Альманах вызвал огромный интерес – немалый тираж (17 тыс. экз.) был быстро распродан. В 1914 г. выпустили повторный тираж. Главной идеей альманаха было отрицание формальных правил в искусстве. 187

В 1912 г. прошла Вторая выставка художников группы «Синий всадник», на которой также экспонировались традиционные гравюры для широких слоев населения. Участвовавший в ней художник М. Ф. Ларионов (1881 – 1964) в 1913 г. проводит в Москве «Первую выставку лубков».

Знаковым событием в развитии наивного искусства стала выставка, организованная в 1927 г. в Париже Вильгельмом фон Уде (1874 – 1947). Этот историк искусства, арт-дилер и коллекционер, немец по национальности, много лет прожил во Франции, где открыл многих художников-любителей. Уде назвал выставку «Художники Святого сердца», в ней приняли участие пятеро: таможенник Анри Руссо, почтовый служащий Луи Вивен (1861 – 1936), разнорабочий Камиль Бомбуа (1883 – 1970), садовник Андре Бошан (1873 – 1958) и Серафина Луи (1864 – 1942), всю жизнь проработавшая домашней прислугой. Впервые на этой экспозиции наивное искусство рассматривалось как единое направление.

Однако художники Святого сердца, в отличие от кубистов или фовистов, не представляли собой единой группы. Каждый из них являлся индивидуальной творческой личностью. В 1930-х гг. в художественной среде наблюдается спад моды на авангард и новый поворот к реализму.

Тем не менее, Уде сумел пробудить в искусствоведах интерес к наивному искусству. В 1930-е гг. давний знакомый Уде, Генри Бинг-Бодмер (1888 – 1965) организует в Цюрихе первую галерею наивного искусства. В 1937 г., совместно со швейцарским коллекционером Францем Меером (1889 – 1962) Бинг-Бодмер устроил в Цюрихе выставку «Народные художники в реальности», которую через год была привезли в Париж, и позднее в Нью-Йорк.

В 1938 г. Р. Голдуотер выпускает монографию «Примитив в современном искусстве» (“Primitivism in Modern Art”), в которой творчество непрофессионалов впервые указывается в качестве ценной составляющей ряда художественных течений.

В этом же 1938 г. в Берлине проходит «Выставка дегенеративного искусства», где соцреализм противопоставляется авангарду как нездоровому дилетантизму, который, по словам А. Гитлера, «следовало бы отправить обратно в пещеры». Из музеев убрали более 16 тысяч картин, среди которых были работы Ван Гога, Матисса (1869 – 1954), Гогена, Пикассо, Кандинского. Большую часть продали за границу, часть экспроприировал в личное владение Г. Геринг (1893 – 1946), а около 5 тысяч полотен сожгла берлинская пожарная команда 20 марта 1939 г. Вильгельм фон Уде, отказавшийся признать нацистскую точку зрения на искусство, был лишен германского гражданства. По счастливой случайности он избежал рук гестапо во время оккупации Франции.188

Разумеется, любительское искусство было распространено задолго до того, как Анри Руссо попал в поле зрения искусствоведов, и поэтому в настоящее время к примитивному и наивному искусству относят, по сути, всех ранних американских художников, таких, например, как Эдвард Хикс (1780 – 1849), Юстус Да Ли (1793 – 1878), Джэймс Бард (1815 – 1856) и многих других. Среди американских наивных художников более позднего периода следует упомянуть имя Анны Робертсон Мозес (1860 – 1961), больше известной под своим творческим псевдонимом «бабушка Мозес». Будучи матерью пятерых детей, женщина смогла посвятить себя рисованию только в возрасте 67 лет. На протяжении одиннадцати лет она без всякого успеха отдавала свои картины в лавку женского рукоделия, пока их, наконец, не обнаружили коллекционеры. Успех пришел к восьмидесятилетней бабушке Мозес в 1940 г. после выставки в Нью-Йорке189. В работах художницы, часто рисовавшей сельские пейзажи, можно обнаружить те же мотивы, что присутствуют в нунминьхуа (рис. 5.2).

Среди европейцев можно назвать имена британца Дениса Корбетта (1826 – 1909) и Олуфа Брарена (1787 – 1839) с острова Фёр, входящего в состав Германии. К наивному искусству можно отнести также большинство произведений из альбомов благородных европейских барышень XIX в.

В СССР было воспитано множество наивных художников, и, возможно, наиболее известным из них был П. П. Леонов (1920 – 2011). Некоторые типичные для его творчества приемы, такие как линейное и фризовое построение композиции, контрастность и ритм характерны для китайской крестьянской картины190.

На протяжении всего ХХ в. на Западе наблюдался возрастающий интерес к традиционному искусству народов Австралии, Океании и пр. Его видным коллекционером стал пропавший без вести в Новой Гвинее М. Рокфеллер (1838 – 1961), собрание которого было выставлено в 1982 г. в нью-йорком музее Метрополитен, заняв там целое крыло. Это событие стало стало катализатором для организации выставок в других музеях и роста цен на произведения традиционного искусства этих народов191. После американской выставки модное увлечение этническим искусством распространилось по всему миру.