Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Кинематограф в развитии культуры Королевства Иордании: история и современность Аль Рабат, А.Ф.

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Аль Рабат, А.Ф.. Кинематограф в развитии культуры Королевства Иордании: история и современность : автореферат дис. ... кандидата культурологии : 24.00.02.- Санкт-Петербург, 1996.- 20 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Распад колониальной системы империализма в Азии открыл новую эру в жизни народов Арабского Востока, Разрушение политических основ колониализма означало пробуждение национального самосознания не только в экономической, политической и социальных сферах жизни общества, но и явилось мощным стимулом развития кинематографической культуры населения и арабского киноискусства. Этому в немалой степени способствовало глубокое историко-культурное единство мусульманской идеи и образа жизни арабских стран, общность языка и религии, сформировавшиеся е глубине веков. После обретения каждой из арабских стран независимости это единство стало существенным фактором революционных преобразований во всех областях и сферах жизни. Вместе с тем каждая арабская страна, в том числе и Иордания, имеет свою историю развития культуры и опыт обретения независимости, что конечно же, находит отображение средствами киноискусства этой страны и преломляется в призме национального самосознания своей причастности к формированию новой арабской культуры как частицы общемировой человеческой культуры. Арабский Восток по праву считается одним из центров зарождения мировой цивилизации. В свою очередь Иордания расположена почти в географическом центре Арабского Востока.

В период колониализма в Королевстве Иордании не было национального киноискусства, а тем более собственного кинопроизводства. Кино этой эпохи выполняло социокультурологическую миссию культурного превосходства колонизаторов, служила целям удержания народных масс страны в условиях технико-экономической отсталости и недопущения формирования национальной государственности и развития культуры и просветительства до уровня мировых достижений человеческого общества.

Современный этап развития нашей страны, которая освободилась от колониальной зависимости, имеет не только колониальную методологию управления экономикой, но унаследовала систему взглядов на искусство, которую предстоит преодолеть, и переломить взгляд, в частности, на кино как на средство материального обогащения, развлечения, либо рекламного подспорья для коммерческих структур туристического бизнеса.

В настоящем диссертационном исследовании впервые предпринято

всестороннее исследование проблем киноискусства и кинематографии арабского мира и особо полно рассмотрены культурологические и просветительские проблемы кино Иордании как с точки зрения производства фильмов, так и с точки зрения объективности отражения реалий иорданской действительности.

Иорданское кино рассматривается в диссертации с различных точек зрения. Это прежде всего кино как часть национальной культуры, как вид искусства, кино как сфера материального производства, и кино как культурно-зрилищная услуга.

Кино как гид искусства, предполагает творческий процесс от идеи, рождающейся в голове режиссера фильма до реального воплощения творческим коллективом артистов, операторов, звукорежиссеров, монтажеров, трудом которых создается кинолента. В диссертации подробно освещены проблемы создания фильма и его содержательная сторона, кратко описаны кинофильмы, созданные в Иордании.

Кино как сфера материального производства, предполагает следующий этап, в котором осуществляется кинопроизводство. Это тиражирование авторской киняленты в количествах, достаточных для одновременного показа кинокартины по всей стране и за ее пределами в др; гих арабских странах. Экономические аспекты киноискусства в настоящей работе не представлены, так как это самостоятельный объект исследования, имеющий свою специфику и методы исследования.

Кино как культурно-зрелищная услуга, есть ничто иное как просто момент реализации произведения киноискусства, ради чего собственно и трудится вся киноиндустрия. Киносеанс - конечный рельтат, при котором средства, вложенные в создание и производство, начинают возвращаться.

Кинекетограф кроме вышеперечисленных проблем имеет еще одну культурно-просветительскую сторону, и в этой связи в диссертации уделено внимание документально-хроникальному кино, а также фильмам туристическо-развлекательной направленности.

В диссертации отмечается существенная недооценка со стороны правящей элиты Иордании роли кино как средства политического и идеологического воспитания населеция. Сегодня кино в Иордании не заняло должного места в обществе и находится на второстепенных ролях. Кино не ценится как мощное средство преодоления экономической и колониальной отсталости. Кино в Иордании находится на начальном этапе его формирования. Развитие национального телевидения

других средств информации пока не может конкурировать с кинематог-афией.

Целыо исследования является выделение и обоснование факторов азвития кинематографии Иордании и их влияние на формирование социо-ультурной и просветительской деятельности общества в целях реали-ации проводимых в стране реформ.

Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие сследовательские задачи;

  1. Рассмотреть степень научной разработанности проблемы разви-ия кинематографии Иордании г целях выявления общих закономерностей ормирования зрительской мотивации на произведения киноискусства рабского мира.

  2. Проанализировать современное состояние иорданского кино-скусства, как фактора социокультурного просветительского развития орданского общества, выявить основные проблемы и противоречия в го развитии.

  3. Определить совокупность факторов, воздействующих на моти-ацию зрительского поведения в отношении к произведению киноискусст-а и разработать систему мер, обеспечивающих его оптимальное раз-итие.

Объектом исследования явилось современное киноискусство стран рабского Востока и особенно Королевства Иордании.

ПРЕДМЕТОМ исследования стали произведения арабской кинематог-афии, как культурно-просветительский фактор формирования зритель-кой культуры в иорданском обществе.

В качестве БАЗЫ исследования избрана кинематография стран все-о мусульманского мира, а не только Иордании, как источник взаимо-роникающих национальных культур, имеющих единство языка и вероис-оведания; как мощное цементирующее средство социокультурной общ-ости арабов и в то же самое время обладающее существенными диалект-ыми различиями в пределах государственных границ, обусловленными е только собственно языком, сколько историческим фоном борьбы за езависимость и приоритетами экономического развития.

Базой сравнительного анализа стали национальные произведения инематографии стран Арабского Востока и деятели кинематографии тих стран, а также особенности зрительского восприятия араба и вропейца с точки зрения адекватности понимания произведения кино-скусства.

Степень разработанности проблемы. Проблема развития иорданской кинематографии как совокупности факторов, влияющих на формирование и реализацию единой общенациональной идеи, проводимых в стране реформ путем отображения средствами кино,пока что не стало предметом анализа и глубоких научных исследований в Иордании. В основной массе литературы по данному вопросу есть ничто иное, как статьи современных кинокритиков, напечатанные в арабских газетах и журналах, в которых излагаются сведения о киноактерах, отдельные заметки и публикации, затрагивающие отдельные стороны жизни деятелей кино, исполь зуемые в чисто рекламных целях.

Кинематографическая литература в строго научном понимании этого слова отсутствует, нет серьезных научных монографий по киноискусству, кинопроизводству, а также по проблемам социокультурного и просветительского восприятия кино рядовыми гражданами как зрителями. Нет работ по проблемам развития и пропаганды национального киноискусства Иордании.

Вот почему при проведении научного исследования диссертант опирался на литературные источники, опубликованные в.последние 10-15 лет. В основном это работы Абу-Ганима X., Абу-Али Мустафы, Абд-Камаля, Ад-Даббас Хасана, Ад-Даст Халиля, Аль-Кессан Шана, Ас-Сайд Нура, Ат-Таййр Риза, Ваййя Хусейна и других.

Поименованные публикации позволили автору по крупицам воссоздать целостную картину развития кинематографа в странах Арабского Востока с момента зарождения и до наших дней.

Изучение истории и теории вопроса, с использованием поисково-исследовательских и прикладных работ по отслеживанию последних новаций в кинематографической сфере деятельности, возволило сформулировать концептуальные идеи по социокультурному и просветительскому направлению мотивации зрительской массы иорданского общества с выработкой рекомендательных предложений по теме исследования.

Методологическую основу исследования предопределила концепция социокультурной и просветительской деятельности, понимаемой как освоение, сохранение, распространение и продвижение созданных кинематографических ценностей, обеспечивающих дальнейшее духовное развитие личности кинозрителя.

Исследование строилось на принципах системного подхода в логической последовательности от общего к частному. Теоретические построения подкреплены практической аргументацией фактического ма-

териала. Кажущаяся мозаичность излежения является своеобразным методологическим приемом, позволяющим охватить мир арабского кино как единое целое.

Ряд положений диссертации являются научным вкладом исследователя, его видением, а потому носит дискуссионный характер.

Научная новизна диссертационной работы заключается в постановке, теоретическом обосновании проблем совершенствования процесса Функционирования национального киноискусства Иордании. Б исследо-гянии получены следующие наиболее существенные научные результаты:

1. Нг основе комплексного изучения проблем организации кино

в Иордании ден научный анализ основных направлений развития арабского кинематографа и путей его преобразования.

  1. Исследованы особенности развития киноискусства в различных арабских странах.

  2. Исследованы социокультурное и просветительское значение иорданского кино и его влияние на различные стороны жизни общества.

  3. Разработаны пути совершенствования информационной функции иорданского кино.

  4. Доказана необходимость введения новых форм в развитии как художественного, так и документального кино - как методологическая предпосылка развития отечественной кинематографии с учетом достижений мирового кинематографа.

  5. Даны рекомендации по совершенствованию национального кино, как основного источника повышения культуры широких масс.

  6. Обоснована необходимость глубокого, вдумчивого решения единой общенациональной идеи проведения реформ,в том числе и с помощью отечественного киноискусства.

Введено в научный оборот имя иорданского критика и деятеля культуры Абу-Ганима X., чье творчество имеет большое значение для развития культурно-просветительской деятельности в Иордании.

Практическая значимость работы нашла выражение в обосновании необходимости решения проблем отечественной кинематографии, учета многообразия факторов, формирующих духовный мир личности и жизни общества средствами кино. Результаты исследования имеют актуальнТую значивость при разработке практических мер по совершенствованию национального киноискусства, а также для выработки решений социокультурного и просветительского характера с целью повышения зрительской культуры восприятия кинопроизведений.

На защиту выносятся: Теоретические положения о том, что:

  1. В современных исторических условиях значительный удельный вес в арабской культуре приобретают средства массовой коммуникации, как мощный инструмент воздействия на все стороны жизни государств арабского мира. Историческая культурология предоставляет возможность комплексного анализа различных сторон этого воздействия, в том числе и средствами национальной кинематографии.

  2. Современное состояние и перспективы дальнейшего совершенствования арабского, и в частности, иорданского кинематографа обусловлены объективными историческими причинами: своеобразием пути развития культуры, специфическими особенностями религии, социальными и политическими условиями существования государства, не до конца решенными национальными проблемами, положением женщины в арабской культуре.

  3. Ретроспективный обзор путей развития арабского кинематографа в целом и по отдельным странам, произведенный в диссертации, дает возможность представить картину развития этого вида художественной культуры как наднациональный процесс, представляющий из себя единое целое, и вместе с тем выступающий, как часть общекультурного,

общеарабского и мирового развития.

  1. Взаимоотношение кинематографа и телевидения в этом свете должно рассматриваться, как взаимодействие равноправных и дружественных партнеров, перед которыми стоят важные общекультурные задачи.

  2. В повседневной жизни иорданцев массовые средства культуры еще не нашли должного места, хотя пути применения их в обществе достаточно очевидны.

  3. В связи с этим можно предложить развитие новых видов и жанров кинематографа, которые смогли бы выполнять указанные выше задачи.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы докладывались и получили одобрение на научных сессиях профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов Санкт-Петербургской Академии культуры в 1993-1996 годах. Разработанные рекомендации используются в учебном процессе СПГАК.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, характеризуется степень изученности, формулируется цель и задачи исследования, определяется его предмет и объект, раскрываются научная новизна и практическая значимость полученных результатов.

В первой главе "Развитие и достижение кинематографии стран Арабского Востока и Иордании" исследуется зарождение и развитие арабского кино в Египте, Алжире, Ираке, Сирии, Ливии, Тунисе и в других странах. Рассматриваются культурологическое значение арабской литературы и религии, особенности развития иорданского кинематографа и роль иорданского киноклуба. Даются основы теории арабского кино.

Во второй главе "Социокультурная и просветительская роль иорданского кино и его влияние на различные стороны жизни общества" раскрываются основные направления развития иорданской кинематографии и ее влияние на различные аспекты жизни общества, на политику, религиозные структуры, роль женщины в кино, а также на систему воспитания детей и подростков в традициях Востока как пример эстафеты культурного наследия поколений.

В заключении диссертации подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы и практические рекомендации.