Введение к работе
Актуальность теми. Диссертационное исследование посвядено пьтурнс—историческим воззренитл Л.П.Карсавина, в особенности элодии его взглядов на культуру, ее место и роль в историче--ом процессе.
Философские я культурно-исторические взгляды Карсавина ладнвались в слонный период развития России. Карсавин начал ой путь в науке как глубокий исследователь средневековья, ециально изучавший религиозно-культурную яизнь Западной Звропы. ечественная наука не может развиваться без учета того, что ло создано отечественными исследователями в 10-30-х годах него века. Поток иностранкой переводной литературы не может не должен заслонить ярких русских имен,одним из которых явля-ся Карсавин. Вклад Карсавина в русскую культуру многообразен -о труда по философия, истории, культурологии, религиоведению, тодологии истории и культуры. Карсавин выступил в целом ряде правлений как новатор. 2го исследование культуры, политики, тории, философии привлекает внимание не только отечественных, и западных ученых. Он был некоторое время идеологом евра-йства, интерес к которому не ослабевает и в настоядее время, ращение к творчеству Карсавина позволяет успешнее решать огие из насудных вопросов современной культурологии, в особен-сти вопросы соотношения культуры и истории, культуры и рели-и, культуры и личности.
Цель исследования: обобщить философские и культурно-исто-ческие идеи Л.П.Карсавина, выявить их основные направления и казать реальное значение его взглядов для современной культуро-гии. 3 соответствии с поставленной целью в исследовании реша-ся следующие задачи:
анализ сущности культурологических взглядов Карсавина;
рассмотрение связей культуры и исторического процесса;
характеристика соотношения православия, русской культуры национального характера;
обоснование связей личности и развития культуры, в ізличнне исторические периода.
Объект исследования: эволюция культурно-исторических воззрений Л.П.Карсавина.
Предмет исследования: развитие теоретико-методологических взглядов Л.П.Карсавина на соотношение культуры и исторического процесса.и типологию культур.
Степень разработанности проблемы.
В отечественной исторической и историко-философской литературе теоретическое творчество Л.П.Карсавина, а также его трагическая судьба отражены в ряде публикаций, подчас посвященных не только лично Л.П.Карсавину, но кругу его исторических и релі гиозно-философских идей (религиозная жизнь средневековой Италш история католичества, Восток, Запад и русская идея, соотношение церкви, личности и государства, евразийские концепции).
Проблемы исторической культурологии, методологии и философии Карсавина в настоящее время привлекают внимание специалистов. Обобщающих работ, посвященных его творчеству пока нет, имя Карсавина встречается в монографических исследования, колле тивных работах, посвященных истории русской культуры и философи начала И. века. В то же время целый ряд вопросов историке—кулы рологичесвой проблематики требует углубленной разработки. Одной из причин затруднений, особенно в области исторической культуро логии, является отсутствие перевода на русский язык с литовског наиболее масштабной работы Карсавина "Мсгория европейской культуры" в 5 томах.
Среди проблем, ожидающих исследователя, - методология и философия истории, политические и религиозные взгляды Карсавина. Представленка диссертация посвящена исследованию теоретических и методологических основ культурологии, проблем структуры средневековой западной и русской культур, нашедших свое отражение в творчестве Л.П.Карсавина. Данная работа одна из первых попыток обобщить и структурировать многогранное культурно-историческое творчество Карсавина.
В процессе исследования теоретического творчества Л.П.Карсавина диссертант опирался на труда таких фидососЬов и историков как Н.А.Бердяев, М.Блок, Р.Ю.Виппер, Г.Ф.Гегель, Э.Гиббон, Я.Га Г.Э.Грюнебаум, Л.Н.Гумилев, А.Я.Гуревич, Е.В.Гуткова, Н.Я.Данилевский, И.М.Дьянонов, В.В.Зеньковский, В.0.Ключевский, Н.И.Ко» рад, А.Ф.Лосев, Н.О.Лосский, Л.Люко, С.В.Платонов, Б.Рассел,
К.Рерих, Б.Г.Сафронов, Н.Тальберг, Е.Н.Трубецкой, Г.З.Флоров-ий, И.Іейзинга, М.де Унамуно, О.Шпенглер; льтурологов, как С.С.Аверинцев, Е.Н.Артановский, А.А.Гряка-в, П.Н.Гуревич, С.Н.уіконникова, Ю.М.Лотман, Т.Ф.Кузнецова, М.Мвхщев, В.В.Селиванов, М.Раев, Э.З.Соколов, Г.Л.Тульчинский; гориков русской философии, как В.О.Гошевский, Б.В.Емельянов, А.Ермичев, А.Ф.Замалеев, А.Л.Казин, А.Корольков, В.П.Кошарний, Я.Новиков, В.О.Пустырников, С.С.Хоружий,. В.А.Щученко.
3 то же время значительные и оригинальные, собственно* льтурологические воззрения Л.П.Карсавина в контексте его лигиозно-философской концепции еще не выявлены в полной мере, о и стало побудительным мотивом данного исследования.
Методологическая основа исследования. Предает и объект следования предопределили методологию и методику исследования.
"етоды исследования и его основные источники.
3 процессе исследования культурно-исторических взглядов рсавина применялись различные методы, взятые в их взаимосвязи, эблемно-логический метод дал возможность выявить основные гегории культурологии и историографии Карсавина, внутреннюю гику его концепции, место культуры в системе развивающихся ей мыслителя.
Исторический метод дал возможность рассмотреть в хронологи-ской последовательности и в конкретных формах развитие куль-рологических воззрений Карсавина. Сравингельно-исторический год переходит от ранних форм культуры к более поздним и обратно, о дало возможность тщательнее пронаблюдать эволюцию взглядов рсавина. Биографический метод позволил глубже понять личность рсавина, уяснить связь его взглядов с воззрениями современ-ков.
Научная новизна исследования:'
Выявлена связанная с деятельностью Л.П.Карсавина особая ния в русской исторической культурологии, характеризующаяся ссмотрением истории культуры в органической связи с националь-й историей (Италия, Россия) и историей религии (католицизм, авославие).
Воссоздана структура процесса эволюции идей Л.П.Карсавина
от чисто-исторических исследований к разработке методологии исторического знания и далее к кулътурологичеокому обобщению исторического процесса.
Показано развитие Л.П.Карсавиным традиций отечественной метафизики всеединства и обогащение ее понятием триединства.
Осуществлен анализ категориального аппарата историко-культурологической концепции Л.П.Карсавина ("первоединство" , "симфоническая личность", "социальная личнооть", "индивидуация* "соборный субъект").
Исследовала поставленная Л.Карсавиным проблема исторического времени в сфере культуры: синхрония и диахрония.
Дана обобщенная характеристика сущности религиозной кулі туры и культурно-исторической роли христианства, в особенности православия.
Научно-практическая значимость исследования выразилась в том, что на основе диссертационных материалов проведены курсі для работников культуры, ліатериаш исследования могут быть испс зованы в педагогической и научной работе в высшей школе в лекщ по культурологии, истории русской философии, теории и истории культуры, философии истории. Представленный в исследовании материал может быть использован в ходе дальнейших исследований области отечественной культурологии и истории Западной Европы и России.
На зашиту выносятся научные положения и выводы по следующим основным вопросам:
-
Культура у Карсавина характеризуется как система каче-ствовннийтой или иной индивидуальности и система изменений, вписанных в исторический процесс. Культура фокусирует в себе весь комплекс характеристик социума.
-
Культура и личность находятся во взаимосвязи. Карсавин разделяет личность и индивидуум, понимая личность - как начало божественное и само божество(соборные личности в истории). Личность мояет достичь успеха, лишь преодолевая себя как ограні ченное эгоистическое начало. Любая нация осуществляется в ряде соборных личностей, соответственно как семья и народ раскрываем как личное иерархическое многоединство в мире, представляющем
і себя всеединную симфоническую личность.
3. Культуры раскрывают себя в течение исторического времени,
шдая последующая по времени культура преображает в себе предше-
:вующие этапы и формы культуры. По Карсавину история культур -
?о не просто суша фактов (атомов) и исторических факторов
;ил) и,соответственно, задача историка культуры не в исследова-щ этой атомизированности, а в выяснении существа культуры ірез ее религиозное функционирование как высшее начало.
-
Культура основательнее всего качествуюг в религиях, ірсавин показал, что высшей формой религиозного проявления куль-грн является христианство, утверждающее абсолютную ценность ганости и всех ее проявлений, среди которых высшей формой явля-ся православие, позволившее выстоять России в ее сложной исто-ІИ. Возможности русского народа и русской культуры проявились государственности, науке, искусстве.
-
Историю культуры Карсавин понимает как раскрытие некото-ій основной психической стихии, проявляющейся через индивидуа-ные осуществления во всех сферах жизни изучаемой коллективиста .
S. Своеобразным синтезом взглядов Карсавина на историю, литику, культурологии, философию стал период его краткого сот-дничества с евразийством,в некоторых своих работах этого периода систе?латззкрует понятие культуры как огосударствленного целого, льтура первична перед государственностью, государство выполет лишь слухе бную роль по отношению к культуре.
Апробация исследования. Основные выводы и положения диссер-ции отражены в опубликованных работах - статьях и тезисах док-дов на международном семинаре и региональных конференциях.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух ав, разделенных на четыре параграфа, заключения и списка пользованной литературы.