Введение к работе
Диссертация представляет собой результат изучения корейской ментальности в современной художественной культуре республики Корея на примере анализа произведений живописи западно-европейского стиля, созданных художниками Ким Хван Ка и Пак Су Гана.
Актуальность темы исследования. Каждый живущий на земле, в этом мире, который мы называем "глобальной деревней", желает сблизиться с другими, чтобы жить как в семье, составлять единое сообщество под одной крышей, невзирая на различие территорий, рас и идеологий. Однако действительность такова, что желание народа одной страны остаться самим собой среди других наций растет все сильнее.
Изучение фактов показывает, что различие в искусстве, художественном вкусе народов естественны, поскольку страны, и даже регионы одной страны, отличаются друг от друга культурой. Под этим углом зрения открывается актуальность и значимость изучения "кореанизма", в котором лишь по ошибке можно усмотреть выражение национализма или консерватизма. Путь к глобализации останется неизведанным, если мы не изведаем откровенно себя, и поэтому, следуя определению "самое универсальное — этническое", теперь как никогда ранее необходимо исследовать корни этничности эстетического сознания, изучить "кореанизм" и установить национальную ориентацию художественной культуры республики Корея.
Сегодня, в ситуации безудержного влияния западной культуры, наиболее важной задачей корейских художников, особенно молодых, является распознавание самобытного облика традиций и поиск современных художественных форм ее передачи следующим поколениям.
Представленное исследование может послужить теоретическим пособием в исполнении указанной задачи, поскольку в нем прослеживается ход формирования современного западного стиля корейской живописи, рассматриваются художественные идеалы и эстетические представления корейцев, определяется содержание понятия "кореанизм" и анализируются средства его выра-
4 жения в произведениях Кима Хван Ки и Пака Су Гана — двух наиболее известных современных художников Кореи. В работе дана культурологическая оценка творчества обоих художников, которое признается наиболее этничным в современном корейском искусстве.
"Вол Ган Ми Сул", престижный корейский ежемесячный журнал искусств, назвал обоих художников самыми чтимыми и оплачиваемыми мастерами, состязающимися за первое и второе места в популярности. Отмеченный прессой факт свидетельствует о всеобщем признании их выразителями корейской национальной художественной идентичности.
В то время, когда работы молодых авторов часто не несут признаков традиции и достойны упрека в плагиате и повторении западной манеры, ибо в них под угрозой оказывается этническая идентичность искусства — в подобное время творчество таких авторов как Ким Хван Ки и Пак Су Ган заслуживает внимания и достойно уважения за то, что сохраняя этничность художественной традиции, оно сохраняет культурную идентичность целого народа.
Со времени Олимпийских Игр 1988 года, проводившихся в Сеуле, вслед за политикой, художественный мир Кореи оказался интенсивно вовлеченным в процесс глобализации. Этот процесс востребовал от местных авторов самоопределения в рамках этнических установок художественной культуры.
Тенденция глобализации позволила корейцам осознать, нас-, колько.для них самих важны их собственные дух, земля, обычаи и традиции, а также понять, что эти ценности достойны международного признания.
Выставка "5000 лет корейского искусства", проводившаяся в Сан-Франциско (Калифорния, США), показала публике высоту художественных стандартов корейской культуры. Как отмечалось в средствах массовой информации, к причинам успешного развития современной Кореи можно отнести унаследованную ею 5000-летнюю культуру, чей потенциал неисчерпаем. Выставку посетили 53000 зрителей, что намного превышает число посетителей выставок предметов египетского искусства из гробницы Тутанхамона и искусства китайской цивилизации, проводившихся приблизительно в то же время.
В диссертации существование "кореанизма" прослеживается с культуры эпохи Накрили (108 г. до н.э. - 313 г. н.э.), а затем — в культуре последующих Трех стран (объединение Шилла, Корея и Чосон) и до современной эпохи. Отмечается, что "кореанизм" не следует ограничивать характером древнего искусства Кореи или
5 сводить его выражение к произведениям культуры Чосон как очень высокого уровня развития древней художественной культуры корейского полуострова. "Кореанизм" проявлялся во всей истории художественной культуры.
Современное искусство Кореи, возникшее с падением японского колониального режима, обнаружило возобновление интереса ряда художников к этнической аутентичности своего творчества и к восстановлению их ориентации на комплекс культурных норм, эстетических ценностей, художественных идеалов, которые народ вырабатывал на протяжении многих веков. Этот комплекс и определяется понятием "кореанизм".
Автор целенаправленно воздержался на текущем этапе исследования от кросскупьтурного сопоставления средств этнической выразительности в искусстве Кореи и других стран, ограничив предмет анализа отечественным материалом и, в частности, творчеством двух современных выразителей "кореанизма". Диахроническое и синхроническое сравнение способов экспликации зі-нической ментальности о мировых художественных культурах может основываться только на предварительно осуществленных исследованиях локальных этнических традиций, поэтому автор счеп методологически эффективным сосредоточиться на рассмотрении таких начал "кореанизма" как культ среды обитания, устройство жилой среды, традиционные костюм и кухня, организация ремесел и искусств.
Признаки ориентации творчества современников на этнические и эс.етические идеи, на национальные художественные образы прослеживаются автором в культуре Кореи с 1930 гг. — начала современного периода, через смутное время 1946-1956 годов, через годы модернизации Кореи с 1952 по 1956, называемые повторной эпохой, и, далее, через 60-е — начало 70-х годов, когда ориентация сложилась и стала переживать интенсивный прогресс.
Рынок произведений корейского искусства, недавно открытый для всего мира, скоро испытает наплыв отлично исполненных образцов зарубежного искусства, что может вызвать недооценку творчества отечественных мастеров частью населения, воспитанной в духе отрицания всего родного и безоговорочного принятия всего чужеземного. Этот прогноз побудил автора подтвердить своим исследованием ценностный статус тех свойств художественного образа, которые задаются этническим мироощущением и национальными эстетическими критериями. Произведения, где есть "дух Кореи" сохраняют национальный эстетический вкус, выражая его общепонятными современными художественными средствами, поэтому такие работы востребованы мировым рын-
ком.
Самыми аутентичными выразителями этнического миросозерцания, как отмечалось, признаны художники Ким Хван Ки и Пак Су Ган. Они старались возродить традиционную этническую форму в соответствии с корейскими обычаями и чувствами. В данном исследовании рассматривались специфические характеристики мышления художников, интересующая их натура, техника и материалы, выявлялся эстетический базис их работ и художественных идеалов, систематизировались общие формы "кореанизма" в современной корейской живописи западного стиля с учетом индивидуальных особенностей творчества живописцев.
Работы Кима Хван Ки и Пака Су Гана имеют уникальные индивидуальные формы, но этническая манера и исторические стили искусства Кореи различных эпох неизбежно проникли в их работы, поэтому в исследовании диссертантом выясняется истинная природа "кореанизма" путем ретроспективного обращения к тысячелетиям корейских обычаев, культуры и жизни предков.
Поскольку исследование не должно излагать лишь субъективное мнение автора, для очерка формирования современной корейской живописи западного стиля, а также места занимаемого обоими художниками в истории искусства XX века, постольку автор привлекает большое число компетентных источников, художественные альбомы, излагает основания "корейской красоты" в эстетических терминах принятых у корейцев, вскрывает природу "кореанизма" и сравнивает эти данные с работами современных, художников Кима Хван Ки и Пака Су Гана. В результате анализа структурных компонентов живописи указанных художников автор эксплицировал свойственные им обоим общеэтнические установки, что позволило определить современные художественные средства выражения "кореанизма".
Степень разработанности проблемы. Современные формы корейского изобразительного искусства внимательно изучаются в республике в последние десятилетия. Недавно в связи с 60-летием рождения современного профессионального искусства Кореи было опубликовано значительное число альбомов р репродукциями произведений известных корейских художников. Изданы различные популярные и научные издания о творчестве Ким Хван Ки и Пак Су Гана, о национальных особенностях новой корейской живописи. Проблеме "кореанизма" посвящены лишь две работы. Эго брошюра Вун Беом Мо "Кореанизм в современном корейском изобразительном искусстве" (1995г.) и небольшая коллективная работа "Встреча с изящным искусством, которое идентично нам" (1993г.). При наличии значительной литературы об изобразиіель-
ном искусстве Кореи не было монографического или диссертационного исследования, специально посвященного "кореанизму" как этнической характеристике художественной культуры в сравнительном исследовании произведений самых выдающихся корейских художников, освоивших европейский стиль искусства XX века. В российской науке современная корейская живопись не исследована ни в искусствоведческом ни в этнокультурологическом аспектах.
Объектом данного диссертационного исследования является изобразительное искусство как феномен корейской культуры.
Предмет исследования — этничность корейской художественной культуры выражающаяся в понятии "кореанизм" и ее воплощение в живописи выдающихся национальных художников Ким Хван Ки и Пак Су Гана.
Цель работы — провести систематическое изучение живописи как феномена современной художественной культуры республики Корея, выбрав в качестве базы исследования произведения тех мастеров, в творчестве которых наиболее полно выражен корейский менталитет, прежде всего — традиционный эстезис в его новой культурной модификации и на этой основе попытаться определить основные характеристики "кореанизма" как категории, отражающей специфическую этничность корейской культуры. Достижению поставленной цели были подчинены задачи:
изучить процесс становления профессиональных форм искусства в контексте социокультурных процессов в Корее в XX в.;
определить периодизацию развития художественной культуры республики Корея;
рассмотреть закономерности развития корейской живописи западно-европейского стиля как явления модернистской и пост-модернистской культуры XX в., представив соответствующие художественные группировки и их наиболее ярких мастеров;
исследовать основы "кореанизма", особенности этнических представлений о красоте природы и человека и способах ее отражения в традиционных формах культуры;
проследить поэтапно процесс формирования современного профессионального искусства Кореи, ориентирующегося на эталоны западного стиля и ищущего новых способов воплощения этничности на примере творческого пути Ким Хван Ки и Пак Су Гана^
проанализировать проявления "кореанизма" в произведениях Ким Хван Ки и Пак Су Гана, отметив их выдающиеся достижения в этой области и моменты ограниченности понимания фе-
номена этничности искусства.
Научная новизна работы: впервые систематически с позиций исторической культурологии исследован феномен "кореанизма" в живописи западно-европейского стиля, показаны поиски национальной идентичности и способы ее воплощения крупнейшими представителями современной художественной культуры Кореи — Ким Хван Ки и Пак Су Ганом.
Методология исследования обусловлена спецификой изучаемого материала и задачами исследования. Использовались компаративистский и структурно-типологический методы в изучении явлений художественной культуры республики Корея.
Источниковедческая база: весь комплекс произведений живописи представителей художественных группировок, работающих в стиле западно-европейского искусства XX века, а также все основные исторические и теоретические источники о национальной корейской культуре и в особенности — изобразительном искусстве Кореи.
Основные положения диссертации выносимые на защиту:
становление профессиональных форм корейской живописи происходило в крайне драматической и быстро меняющейся социокультурной ситуации (японская колонизация, освобождение, корейская война, модернизация и глобализация), которая обострила поиски национальной идентичности во всех областях культуры;
формирование новейших структур профессионального нацио-. пального искусства могло состояться только путем ученического, а затем творческого освоения авангардных направлений мировой культуры и развития личностного самосознания художников;
- в ситуации безудержного влияния западной культуры наиболее важной задачей корейских художников является распознание самобытного облика этнических традиций и поиск современных художественных форм ее передачи следующим поколениям;
наиболее яркими выразителями "духа Кореи" являлись выдающиеся художники XX века Ким Хван Ки и Пак Су Ган; опиравшиеся на общеэтнические эстетические установки коренящиеся в культе Природы, среды обитания, специфической организации жизни, предметного мира, выборе ведущих этических духовных ценностей, сложившемся художественном вкусе;
"кореанизм" — это то, что сотпоряется волей художника в результате его диалогического освоения традиционного национального и современного мирового художественного опыта;
- глобализация культур неизбежна, это уже историческая реальность; в этих условиях мировым становится самое типично этническое, сознательно сохраняемое и развиваемое художником в ситуации масштабного мультикультурного действия. Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут служить теоретическим основанием для творческих поисков современных национальных художников, расширить представления о современной культуре народов тихоокеанского региона, укрепить значение этнических систем в современном процессе глобализации культур. Материалы диссертации могут быть использованы при чтении лекции по этнокультурной проблематике и по истории искусства Востока. . Апробация работы.
Данные результаты исследования проверялись творческой художественной практикой автора диссертации; основные положения публиковались в виде статей и докладов (список прилагается), использовались в чтении спецкурса по корейскому изобразительному искусству в средней и высшей школе республики Корея. Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на 222 страницах и состоит из шести глав, в том числе вводной и заключительной, восьми иллюстраций, библиографического списка, содержащего 149 наименований и двадцати пяти цветных репродукций произведений современных корейских художников.