Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Э. Т. А. Гофман: философия жизненного и творческого континуума Лаптева Ирина Валерьевна

Э. Т. А. Гофман: философия жизненного и творческого континуума
<
Э. Т. А. Гофман: философия жизненного и творческого континуума Э. Т. А. Гофман: философия жизненного и творческого континуума Э. Т. А. Гофман: философия жизненного и творческого континуума Э. Т. А. Гофман: философия жизненного и творческого континуума Э. Т. А. Гофман: философия жизненного и творческого континуума
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Лаптева Ирина Валерьевна. Э. Т. А. Гофман: философия жизненного и творческого континуума : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01.- Саранск, 2001.- 167 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-9/37-1

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. КОНТЕКСТ ЭПОХИ И ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
ГОФМАНА 10

  1. Романтическая доктрина и эстетика писателя 10

  2. Универсальность дарования Гофмана 50

ГЛАВА 2. ОТ РОМАНИЗМА К МИСТИЧЕСКОМУ РЕАЛИЗМУ И

МОДЕРНИЗМУ.. 77

2.1.. Фантасмагория жизни и проблема зеркальности в творчестве

Гофмана ;.. .....у,-,. ..>»..,....; 77

2.2. Проповедь иррационалЁйого познания 101

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 124

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 127

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 140

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 145

Введение к работе

Актуальность исследования. Интерес к творчеству Гофмана сегодня выражается в многочисленных дискуссиях и публикациях. Это не случайно, так как Гофман всегда воспринимался лишь как писатель, творчество которого сложилось в русле романтизма. Его наделяли самыми невообразимыми характеристиками: «человек - сжатая пружина», «странный чудак», «несовместимые крайности бурлили в нем, как в котле», «отличался обостренной впечатлительностью». В его душе действительно жили и инфантильный Ан-сельм, и почтенный Линдгорст, и странствующий подвижник Крейслер, и старательный чиновник, и провидец, волшебник, «властитель огненных духов».

Настало время раскрывать многогранный талант Гофмана, постепенно поднимая завесу над его «тайнами», воспринимать мир Гофмана как смешение реального и ирреального, мистики, образов-двойников, поэзии кошмаров и ужасов, как жизненного и творческого континуума писателя и человека.

Гофман - персонифицированный синтез искусств: писатель, поэт, композитор, живописец, график, музыкальный драматург, критик, оперный и симфонический дирижер, режиссер, певец, театральный декоратор и художник. И везде - новатор, непревзойденный по силе художественного воображения, художник, предвосхитивший принципы Станиславского и Мейерхольда, музыкальные опыты Вебера и Шумана, «модернизм театра абсурда, экспрессионизм Кафки» (И. Гарин). В связи с 200-летним юбилеем художника многие из его шедевров увидели свет.

Проблематика данной диссертации возникла именно из стремления автора осмыслить творчество Гофмана с позиций нового постмодернистского видения, в русле которого Гофман раздвинул границы искусства еще в XIX веке, предвидя развитие науки и техники, обогащение художественно-выразительных средств искусства, создание новых видов, жанров, синтетических искусств.

Философия его искусства рождалась не из страха, небытия, а, наоборот, из слишком тесного контакта с жизнью, из столкновения внутреннего мира поэта с внешним миром жизни. Щедрыми мазками он кладет на полотно фантастическое и реальное, веселое и трагическое, мечтательное и действительное, поэтическое и прозаическое, сказочное и правдивое. За прихотливой игрой скрывается трепетность душевных порывов и проникновенная глубина. Его герой всегда многозначен как и сам автор, всегда сочетает в себе взаимоисключаемые качества.

Вступив в общество имени Гофмана в немецком городе Бамберг, автор имел возможность ознакомиться с деятельностью гофмановедов, их организацией, их новыми приобретениями, составом этого общества, ежегодными собраниями и публикациями.

Председателем этого общества является директор государственной библиотеки Бамберга, профессор доктор Бернгард Шеммель, который помог автору диссертационного исследования получить последние статистические данные, дающие представление о работе организации: в 2000 году общество включало в себя 371 гофмановеда из 18 стран мира, в том числе и из России.

Из статистики видно, что интерес к гениальному писателю до сих пор не иссякает. Каждый конкретный ученый рассматривает те стороны жизни Гофмана, которые являются для него особенно значимыми. К примеру, Н.А. Корзина считает, что «уникальность художественного мира Гофмана - в необыкновенной полноте, мощности и целенаправленности претворения принципов романтической идеи универсализма, частным проявлением которой была идея синтеза искусств» (86.110). Н. Я. Берковский считает одним из открытий Гофмана «прозу, доведенную до предела и после того переходящую в область фантастики» (22.476).

Диссертант же видит его уникальность в отсутствии границы творчества (между реальным и ирреальным), в наличии теоретических знаний философии и многих видов искусства, психологизма, рожденного на почве романтического двойничества, в особом методе, который раскрывает инди-

5 видуалъностъ и субъективный подход к предметам и явлениям жизни, в его иррациональности и отсюда виртуальности. Мы поддерживаем точку зрения Д.Л. Чавчанидзе о том, что у Гофмана «субъективное доведено до полнейшего художественного воплощения» (152.303).

Сложнейший и своеобразнейший художник, самобытность которого ускользнула от современников, и сегодня остается не до конца открытым. Задача диссертанта - восполнить некоторые пробелы в актуализации творчества Гофмана в современном культурфилософском пространстве.

Степень научной разработанности проблемы. Разносторонность проблем, отражающих философию жизнетворчества писателя, указывает на «многогранность художественности» (И. Гарин). Основанием обращения автора к столь неординарному художнику послужили актуальные оригинальные источники, отражающие проблемы его мировидения, которые получены от общества имени Гофмана в Бамберге. На основе новых данных стало возможным выявление портрета Гофмана-художника, Гофмана-новатора, Гофмана-модерниста.

Автором использовались: современные исследования русских гофмановедов (А.Б. Ботникова, Н.М. Берновская, И.И. Гарин, Н.И. Корзина, А.А. Морозов, Л.Э. Скородумова, Ф.П. Федоров, Д.Л. Чавчанидзе), а также неадаптированные работы немецких гофмановедов (В. Зегебрехт, Р. Гейнритц, Р. Левандовски, Б. Шеммель) в переводе автора, которые содержат актуальные на сегодняшний день проблемы понимания мировидения писателя; исследования по эстетике романтизма (Н.Я. Берковский, Ю.Б. Борев, В.В. Ванслов, В.М. Жирмунский, А.В. Карельский, И.В. Клюева, Е.А. Маймин, А. и Ф. Шлегели), а также по музыкальной эстетике романтизма (Е.Ф. Бронфин, И.Ф. Бэлза, А.В. Михайлов, В.П. Шестаков), в которых рассматриваются философские и эстетические основы романтизма как направления в искусстве; теоретические исследования по эстетике модернизма и постмодернизма (Н.И. Воронина, И.П. Ильин, Ю.А. Кондратенко, М.В. Логинова, Н.Б.. Маньковская, В. По дорога, М.Б. Ямпольский), дающие характеристику этим явлениям современного искусства конца XX века и позволяющие сопоставить эстетическое мировидение Гофмана с модернистским миропониманием; общетеоретические исследования по эстетике и философии искусства (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, Л.С. Выготский, Г. Гегель, А.Я. Гуревич, М.С. Каган, И. Кант, Ю.М. Лотман, А.А. Потебня, Б.А. Успенский, Т.С. Элиот), в которых рассматриваются проблемы содержания, формы и принципы художественности в произведениях искусства; теоретические работы анализа синтеза искусств (Аристотель, Ю.Б. Бо-рев, В.В. Ванслов, А.Я. Зись, М.С. Каган), раскрывающие сущность и различные классификации синтеза видов искусства; работы известных литературных деятелей (В.Г. Белинский, А.А. Блок, А.А. Вознесенский, Р. Вагнер, И.В. Гете, А.И. Герцен, А. Зегерс, В.Ф. Одоевский, В. Пелевин, У. Шекспир), характеризующие мировидение художника, природу таланта и уникальные способности креативного сознания Гофмана; современные словари по философии и культуре XX века (под ред. Е.Ф. Губского, Вл.С. Соловьева, А.А. Радугина, В.П. Руднева), помогающие адаптировать творчество Гофмана в современный контекст философии культуры в целом; воспоминания о Гофмане его современников (Ю. Хитциг, Т.Г. фон Гиппель, А. Годен), характеризующие отдельные периоды жизни писателя, его мировосприятие;

Таким образом, накоплен обширный источниковедческий материал, который позволил выделить малоисследованные аспекты жизнетворчества Гофмана, рассмотреть эволюцию мировидения писателя от традиций роман-

7 тизма к мистическому реализму, сделав первую попытку определения его творчества предтечей постмодернизма, а самого Гофмана модернистом.

Цели и задачи исследования. Цель диссертации - рассмотреть философию жизненного и творческого континуума Гофмана.

В соответствии с целью диссертации ставятся следующие задачи: выявить эстетическую концепцию творчества Гофмана; рассмотреть универсальность дарования Гофмана, опираясь на романтический синтез искусств; исследовать фантасмагорию жизни в его творчестве и проблему зеркальности; выявить аспекты иррационального мировидения писателя, обозначив взаимопересечения с направлениями философии культуры и искусства XX века.

Методологическая база исследования. Предложенный автором ракурс рассмотрения культурфилософской сущности творчества Гофмана обусловил выбор теоретических оснований как философских, так и культурологических, искусствоведческих и психологических исследований М.М. Бахтина, НА. Бердяева, Ю.Б. Борева, Б.Э. Быховского, В.В. Ванслова, Н.И. Ворониной, Л.С. Выготского, М.С. Кагана, А.В. Карельского, Ю.М. Лотмана, А.А. Потебни, Ф.П. Федорова, Б. Шеммеля. Источниковедческой базой стали прежде всего художественные произведения, размышления об искусстве, письма самого Гофмана, прочитанные как в оригинале, так и в различных переводах.

В диссертации использованы следующие методы, обусловленные спецификой данной работы: - сравнительно-исторический метод, на базе которого определяют ся эстетические основы и характерные черты творчества Гофмана, отличающие его от других романтиков и позволяющие представить эволюцию мировидения писателя от романтического идеализма до . мистического реализма; - метод логической реконструкции, открывающий миропонимание

Гофмана сквозь призму культурфилософского знания; - интегративный метод, позволяющий применить знания, получен ные различными науками, к разрешению задач, поставленных в на стоящем исследовании.

Научная новизна исследования. Культурфилософская реконструкция мировидения Гофмана позволила сформулировать новые положения, выносимые на защиту:

Выявлено большое влияние работ Ф. Шеллинга (субъективный идеализм) и работ по сомнамбулизму и магнетизму на эстетическое мирови-дение Гофмана, которое наряду с влиянием немецких классических философов (дуализм И. Канта, индивидуализм И. Фихте) привело к эволюции от романтического идеализма к мистическому реализму (модернизму) в его творчестве.

Показана «многогранность художественности» писателя, объясняемая универсальностью его дарования, впервые в истории достигшего как понимания, так и конкретного воплощения синтеза искусств.

3.Впервые проблема зеркальности в творчестве Гофмана рассматривается как проблема идентитета своего «Я», а также экзистенциальное направление в философствовании Гофмана, и его зеркального отражения в произведениях.

4. Выявлено новаторство Гофмана во всех синтезирующихся в его творчестве видах искусства через проповедь иррационального познания: неуверенность: осознание бренности человеческого бытия, безличный мир «man» без субъекта действия, как предтеча экзистенциализма; безысходность и фатализм, трагическое бессилие человека перед абсурдностью мира, впоследствии развитые Ф. Кафкой; идеи «муррианы», как художественная парафраза к идеям С. Кирке-гора: бессмысленное бытие мира, вызывающее страх и отчаяние (Кот Мурр -символ краха романтизма, пародия на романтическое мироощущение); - глубинные познания человеческой души, бессознательные порывы души его персонажей - как предтеча психоанализа 3. Фрейда; художническая возвышенность и индивидуалистический эгоизм - две стороны души, впоследствии развитые Ф.М. Достоевским; темные стороны гофмановской жизни и жизни его героев, наполненные дьяволизмом (цикл «Ночные рассказы»), его «патология» как предтеча гоголевских образов.

Эти основания дают право впервые утверждать, что Гофман - модернист, на столетие опередивший появление нового мышления в культуре и искусстве; он же выступил предтечей экзистенциализма, предвосхитив главные опасности массовых, тоталитарных обществ, механизацию жизни, синдром подражания, ролевой характер жизни.

Практическая значимость исследования. Актуальность темы исследования позволяет использовать материалы и выводы диссертации в общих и специальных курсах культурологии, истории и теории культуры, философии культуры, зарубежной литературы, страноведения, а также в практике обучения студентов романо-германским языкам.

Апробация работы. Основные идеи и результаты настоящего исследования были использованы в выступлениях на Огаревских чтениях (Саранск, 1997-2000), на конференциях молодых ученых (Саранск, 1997-2000), на межрегиональной научной конференции «Язык, культура, коммуникация: контексты современности» (Саранск, 2000).

Основные положения изложены в 8 публикациях автора.

Структура работы. Диссертация изложена на 167 страницах, состоит из введения, двух глав, заключения, 2 приложений. Библиографический список включает 185 наименований.