Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ярмарка в социально-экономическом и культурологическом аспектах Ижикова, Наталия Васильевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ижикова, Наталия Васильевна. Ярмарка в социально-экономическом и культурологическом аспектах : диссертация ... кандидата культурол. наук : 24.00.01.- Москва, 1998.- 135 с.: ил. РГБ ОД, 61 99-24/22-3

Введение к работе

Актуальность исследования определяется потребностями изучения и осмысления закономерностей формирования и функционирования ярмарки как особого явления культуры, в котором тесно переплетаются экономические, социальные и коммуникативные компоненты.

В современной России, обновляющейся от застоя, идеологического диктата, развивается свобода выбора и деятельности, что ведет к увеличению возможностей для самореализации личности, расширения кругозора, к свободному рынку результатов разнообразной деятельности, будь то товары или услуги. Несомненно, это благо. Нынешняя ситуация начального этапа накопления капитала напоминает то же состояние российской жизни XVIII - XIX веков, когда для страны, расставшейся с патриархальной обособленностью, открывались другие хозяйственные, культурные миры. И их начальное познание происходило, как это не тривиально будет сказано, на рынке, на торгово-праздничной ярмарке: ярмарки были циклически действующим регулятором спроса и предложения, производства и потребления, обмена информацией, сохранения и приумножения народных и культурных традиций. Ярмарки выполняли именно те функции, которых так сегодня не хватает нарождающемуся российскому рынку.

Актуальность изучения ярмарки определяется самим существом ее коммуникативных функций, которые она выполняет на протяжении всей своей истории: объединение людей для обмена разнообразными результатами их деятельности, регулирование процессов социокультурной, экономической интеграции.

Зачастую рынок, как место торгового действа, как базар, понимается не односложно экономически, а как носитель идеи праздника. На рынке, как правило, ощущается праздничное настроение, связанное с торжеством вещного изобилия: не зря многочисленные «торговые пятачки» называются ярмарками. В этом обнаруживается тяга или необходимость культурного одухотворения вульгарного и прагматического смысла торговли. -

Такие явления современной общественной жизни, как биржа (товаров, ценных бумаг, труда), выставка продуктов технической деятельности, аукцион, презентация в исторической перспективе восходят к ярмарке как социальному институту, как празднику, представлению - зрелищу.

Современные презентации - это всего лишь праздничные представления по поводу выхода в свет произведений духовного, материального, художественного труда. Вместе с тем задача презентации - не только праздничное мероприятие, но и коммерческая - с целью ознакомить с товаром, дать ему рекламу и, в конечном счете, - продать.

Собственно, презентация - это скрытая форма рекламы: реклама же, в свою очередь, это часть товара. В этой связи можно, пожалуй, признать, что даже реклама есть в некотором смысле порождение ярмарочного процесса. Пресс-конференция, опять же объединяющая людей добывающих, фиксирующих и издающих информацию, по поводу того или иного предшествующего или последующего события (выхода в свет книги, спектакля,

ярмарки) так же, как и презентация со своей праздничностью находит отправные точки в торге, который по сути своей, идентичен торжеству. То есть и здесь обнаруживаются проявления ярмарочной культуры, которая в изначальном своем смысле приводит к реализации идеи торга как торжества, праздника, основывающегося на эйфории свободы выбора, игре спроса и предложения и, главное, на радости общения.

Степень изученности проблемы ярмарочного торга как явления культуры характеризуется тем, что она специально никем практически не ставилась1. История ярмарки - одна из малоизученных проблем отечественной культуры. Во времена преобладания идеи планового хозяйства считалось, что ярмарка как место встречи производителя и потребителя стала анахронизмом. Вместе с таким подходом и сама тема истории и развития ярмарки фактически оказалась на окраине интересов советских историков. В последнее десятилетие ситуация в данном вопросе изменилась к лучшему. Но, тем не менее, даже сейчас можно говорить только о начальных этапах как исторического, социологического, так и культурологического изучения явления ярмарки.

Работа с письменными источниками XIX века позволила диссертанту выявить ряд историко-экономических и культурных аспектов ярмарочного явления. Статистические отчеты по Олонецкой губернии, публикации в номерах газеты «Олонецкие губернские ведомости», разного рода архивные документы содержат сведения: о количестве ввезенного на ярмарки товара, его качестве, о месте его производства, о закупке и доставке, о поименном составе торговых людей с обозначением их постоянного места жительства, о том, сколько народу присутствовало: («Стечение народу было значительное»), сколько местной церкви или в пользу города от арендаторов торговых лавок «было доходу».

Материалами по изучению ярмарки как явления культуры послужили также научные публикации, о которых следует сказать особо. Так, истори-ко-научному исследованию ярмарка подверглась в работах Т. К. Щегловой2, И. Андропова, А. Смирных3, А. А. Лебедевой4, А. Ю. Друговской5,

1 Можно привести лишь одну публикацию: Теребихин Н. М. Северная ярмарка как
явление духовной культуры: Об одной концепции О. М. Фрейденберг // М. В. Ло
моносов и значение его деятельности для развития просвещения: Тезисы докл. Все-
союз. научно-практ. конф. Архангельск, 1986. С. 210-212.

2 Щеглова Т. К. Ярмарки Алтая XIX века: Автореферат диссертации на соискание
ученой степени кандидата исторических наук. Томск, 1990.

3 Андропова И., Смирных А. Ирбитский торг (Сословия гостевого города) // Родина.

1994. №10. С. 27-36.

4 Лебедева А.А. Русские Притоболья и Забайкалья (Очерки материальной культуры
XVII - н. XX века. Глава 3. Ярмарки и торжки // Отечественная история. 1993. №2.
С. 165-175.

5 Друговская А.Ю. К 700-летию Коренной пустыни. Ярмарки в Курской губернии //

Роль народной культуры в духовном возрождении России. Курск, 1995. С. 19-24.

Б. А. Гущина6. Интересны в этом отношении зарубежные работы: «Ярмарки и рынки в Ирландии XVI века, 1600 - 1800»7, «Экономическая история Англии» (глава 5 - «Средневековые рынки, ярмарки и города»)8.

В названных выше публикациях, основное внимание исследователей уделено хозяйственно-экономической части ярмарки. В монографиях же А. Ф. Некрыловой9, Н. М. Зоркой10, А. Я. Алексеева-Яковлева" исследованию подверглась другая, праздничная сторона ярмарки: с гуляниями, увеселениями и развлечениями, с лубочной продукцией. Эти авторы выделяют характерные черты лубочной культуры, выражающей, несомненно, и ярмарочную, культурную организацию, но градаций не проводят. Поэтому тот или иной отмечаемый ими факт имеет отношение и к народному гулянию и ярмарочному торжеству. Н. М. Зоркая ставит вопросы о природе лубочного явления, основная функция которого - быть востребованным на рыночной, ярмарочной площади, о тех или иных приемах достижения коммерческого успеха, удовлетворения потребительского спроса. Ученый делает вывод, что массовые пристрастия и предпочтения являются «не результатом «манипулирования», навязывания зрителю неким посредником, пропагандистом дурного вкуса и «кича»..., а закономерным выражением глубинных архетипических структур»12. Для нашей работы это обстоятельство имеет немаловажное методологическое значение.

В других искусствоведческих, этнографических, историко-культуро-логических, фольклорно-лингвистических научных работах, темами исследования которых стали народные промыслы, декоративно-прикладное искусство, площадной театр, увеселения и развлечения, языковая культура действующих лиц праздничных и ярмарочных площадей13, также принципиального рассмотрения отличий и сходства ярмарки и гуляния (народного праздника) не проводится. Тем не менее, следует отметить, что понятие «ярмарочная культура» получило распространение в связи не только с яр-

6 Гущин Б.А. Заонежские ярмарки (XIX - н. XX вв.): Научная справка. Государст
венный историко-архитехтурный и этнографический музей-заповедник «Кижи».
Петрозаводск, 1992 (на правах рукописи).

7 Markets and fairs in Ireland, 1600 - 1800: Index of economic development and regional
growth IIG. Of Hist7 Geography, 1. Ets., 1985, vol. 11, № 4, p. 364-378.

8 Frederick С Dietz An economic history of England. - New York, 1942. - (chapter 5
«Markets, fairs, and towns in the middle ages», p. 57-80.)

9 Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища (к.

XVIII -н. XX века). Л., 1988.

10 Зоркая Н. М. Сюжетные и зрелищные формы русской лубочной культуры конца

XIX - начала XX веков / Автореферат диссертации на соискание ученой степени
доктора искусствоведения. М., 1992.

1' Алексеев-Яковлев А. Я. Русские народные гуляния / В записи и обработке Е. Кузнецова. Л.; М., 1948.

12 Зоркая Н. М. Сюжетные и зрелищные формы русской лубочной культуры конца
XIX - начала XX веков. С. 5.

13 Красноречие русского торжка. Материалы из архива В. М. Симакова. Публика
ция Т. Г. Булак// Из истории русской фольклористики. Л., 1978. С. 107-157.

маркой, но любого рода народно-площадной праздничностью, публично-зрелищной культурой.

Источники художественного творчества дают нам особенно полезную с культурологической точки зрения и существенную по полноте информацию о российской ярмарке, которая жила насыщенной жизнью в прошлом (в основном, XVIII - начало XX века), и имела первостепенное значение для страны. Освоение произведений художественной культуры, искусства, содержащих художественные образы, созданные воображением человеческого ума при посредстве фантазийных импульсов, приводит к результатам, характеризующимся нераздельным единством смысловых и чувственных моментов. Автору исследования представляется важным вопрос, следует ли отличать художественные образы ярмарок, явно вымышленные, обобщенного плана, от тех, которые рождались в воображении писателя на основе реально увиденной конкретной ярмарки, то есть «списанной» с жизни. Для диссертанта ценнее художественно оформленные сведения о прошлой ярмарочной действительности очевидцев: они оставляли свои впечатления в мемуарах, очерках, записках путешественников, а также на страницах повестей, романов. В исследовательской работе автор пользовался сочинениями писателей Н. В. Гоголя, М. Горького, П. С. Мельникова (А. Печер-ского), В. А. Гиляровского.

В других случаях художественно-осмысленная ярмарка интересна как символ. Анализ таких произведений как «Путешествие Пилигрима» Д. Баньяна, «Ярмарка тщеславия» У. Теккерея, «Мертвые души» Н. В. Гоголя, проведенный литературоведом Т. Э. Демидовой, выявил характерные смысловые нагрузки ярмарки, как правило, базирующиеся на негативных сторонах человеческой жизни. В «Путешествии Пилигрима» ярмарка по имени Базар Житейская суета самым непосредственным образом причастна к жизни города «Житейская суета», получившего определение исследователя как «седалище тщеславия»14. Название это произошло от того, что все там продающееся и находящееся в обороте - житейская суета. На этой круглогодичной ярмарке, как пишет автор статьи, продаются дома, почести, привилегии, титулы, даже королевства, различные удовольствия, публичные женщины, развратники, жены, мужья, господа, слуги, жизнь, кровь, тело, душа, золото, серебро, драгоценные камни. На ней можно увидеть «жонглеров, клоунов, шулеров, разбойников, попадались воришки, клятвопреступники, прелюбодеи»15. В гоголевском романе «Мертвые души» ярмарка Тьфуславль, по мнению Т. Э. Демидовой, также содержит доминанту тщеславия. Ученый раскрывает смысл названия ярмарки в сходстве со словом тщеславие, близким по значению «пустая слава», и выходит на характеризующие понятия «кривой» жизненной дороги: «не восхождение, а «бездумное коловращение» (Гоголь) по горизонтали». Такое же осмысление

14 Демидова Т. Э. Духовное и мирское в «Метафорической теме» дороги в «Путе
шествии Пилигрима» Д. Баньяна и «Ярмарка тщеславия» У. Теккерея // Филоло
гические науки. 1993. № 2. С. 99.

15 Там же. С. 106.

получает и ярмарка У. Теккерея: «Вне сомнения, ярмарка символизирует собой тормозящее начало. Это движение - чисто внешнее, не глубинное, а просто «коловращение», «хоровод» (Гоголь), «лабиринт» (Диккенс), «карусель» (Теккерей). Мирское заманчиво, не требует больших усилий, потому и побеждает... Основное и самое страшное на Ярмарке Житейской суеты - продажность»16.

Ярмарка (конкретно) исследователями рассматривалась не как праздник, а только как обслуживающее звено праздника (М. Бахтин)17, как экономический фактор праздника (К. Жигульский, но вопрос о необходимости детального рассмотрения этого фактора он ставил)18, то есть как торговля.

Для диссертанта же представляется важным раскрыть в явлении ярмарка эти оба аспекта.

Предмет исследования. Объектом исследования в диссертации является культурная жизнь общества, отраженная в историческом явлении ярмарки. Предметом исследования является историческая действительность общественной ярмарочной деятельности, о которой составляется мнение, благодаря разного рода источникам.

Цель исследования - рассмотреть ярмарку в исторической перспективе в аспектах экономической и праздничной культур. В соответствии с этим поставлены следующие задачи:

изучить специфику ярмарки - социального института, принципы его организации в контексте экономической культуры.

выявить и описать структурные и функциональные элементы культуры управления социальным институтом ярмарки.

вычленить институциональное содержание двух уровней, среди которых: собственно организационная ярмарочная структура и социумы, образованные профессиональной деятельностью (по видам - производственной, посреднической между производителем и потребителем или другим посредником, потребительской) в контексте совокупности профессиональных знаний и навыков, хозяйственных нравов и обычаев, норм и ценностей.

проанализировать официальную и неформальную сферы институциональной культуры ярмарки.

определить новые формы экономической культуры ярмарки-института, приобретенные в процессе освоения меняющихся норм экономического поведения.

установить характерные для ярмарочной вещи социокультурные свойства, заложенные в результате производственной общественной деятельности, проявляющиеся в обменном ярмарочном процессе.

определить место человека и человеческой телесности в экономической культуре ярмарки, культурные смыслы, ценностные ориентиры, вырабаты-

16 Там же.

17 Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и
Ренессанса. - М., 1990.

18 Жигульский К. Праздник и культура. (Праздники старые и новые.) Размышления
социолога. - М., 1985.

ваемые в процессе производственной, обменной, потребительской деятельности на ярмарочной площади.

обосновать правомерность понимания ярмарки как явления праздничной культуры.

Теоретико-методологическое основание работы составили философско-культуроведческие изыскания А. Ф. Лосева, М. М. Бахтина, О. М. Фрей-денберг, М. С. Кагана, Э. Фромма, Б. С. Ерасова, В. Д. Рузина. Историко-культурологическое исследование проводилось в развитие идей Н. М. Зоркой, А. К. Дживелегова, Ф. А. Гельвальда, О. М. Фрейденберг. Прямое влияние на автора диссертации оказали книги и статьи В. М. Пивоева, Ф. И. Минюшева, М. М. Алексеевой.

Научная новизна исследования. Впервые ярмарка рассматривается как культурный феномен, предпринята попытка проследить логику ее внутренних, культурных процессов. В диссертации предлагается типологический анализ ярмарки как явления культуры. В ней выделяется хозяйственно-экономическая культура ярмарки и праздничная культура.

В диссертации ярмарка рассматривается как праздничный торг с выходом на обрядовые, ритуализированные традиции, связанные с обменом подарками, в самом торге обнаруживается праздничность, что вытекает из тождественности торга и торжества. Диссертантом выявлено и осмыслено постепенное изменение акцентов в ярмарке, обнаружено увеличение роли торга и уменьшение - торжества, что приводит к трансформации ярмарочного явления в новые социокультурные образования.

В качестве новизны следует указать на введение и определение важнейших понятий: ярмарка, торг, товар - раскрытие их культурно-мифологических подтекстов.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее положения могут быть использованы для работы над теорией экономической культуры, праздничной культуры и истории культуры в целом.

Полученные данные и теоретические выводы могут найти применение при подготовке учебных пособий, спецкурсов для вузов и средних специальных учебных заведений, факультетов и специальностей гуманитарного профиля. Результаты исследования можно использовать при разработке региональных программ социокультурного развития и методик для учреждений культуры.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации отражены в опубликованных работах, кроме того были вынесены на обсуждение на следующих научных конференциях: «Фольклор как основа гуманитарного и экологического образования: научная методология и проблемы» (Москва, 1995); ««Свое» и «чужое» в культуре народов Европейского Севера» (Петрозаводск, 1997).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Основное содержание изложено на 135 страницах. Структура работы соответствует поставленным задачам.