Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественная критика как феномен художественной жизни Франции эпохи Просвещения : К проблеме генезиса Николаева, Алиса Александровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Николаева, Алиса Александровна. Художественная критика как феномен художественной жизни Франции эпохи Просвещения : К проблеме генезиса : автореферат дис. ... кандидата культурологии : 24.00.02 / Рос. пед. ун-т.- Санкт-Петербург, 1997.- 27 с.: ил. РГБ ОД, 9 97-5/1317-6

Введение к работе

з

Диссертация представляет собой исследование некоторых аспектов генезиса французской художественной критики в период непосредственно предшествующий ее институционализации.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является художественная жизнь Франции первой половины 18 века.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - роль "конессерской" среды в генезисе художественной критики. Становление и первые этапы развития французской художественной критики эпохи Просвещения.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ заключается в выявлении связанных по преимуществу с указанным предметом предпосылок возникновения профессиональной критики во Франции и анализе основных закономерностей ее развития на ранних этапах; в определении места художественной критики во французской художественной культуре эпохи раннего Просвещения.

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ обусловлена:

1. Уровнем разработанности проблемы в отечественной наухе об искусстве. Французская художественная критика до Дидро почти неизвестна отечественному читателю и никак у нас не проанализирована. Несмотря на то, что проблема получила достаточную общетеоретическую разработку, конкретно-исторического исследования, посвященного ранним этапам развития французской художественной критики, на сегодняшний день не существует. Только в работе В.С.Турчина* этому периоду посвящена глава обзорного характера.

В то же время, отдельные явления французской художественной критики 18 века исследованы весьма тщательно. Речь идет прежде всего о "Салонах" Дидро, которые переведены и проанализированы, чего нельзя сказать о предшествующих и современных им текстах. "Салоны", яадяясь одним из наиболее интересных образцов критической мысли эпохи Просвещения, представляют, однако, лишь одну из характерных для времени тенденций. Возможно определяющую. Но не единственную.

Таким образом, французская художественная критика 18 века не просто малоисследованна, но исследована односторонне. Это существенно обедняет и искажает предстаатения о теоретическом художественном сознании эпохи и ее культуре в целом.

Вместе с тем, отечественным искусствознанием накоплен значительный фактологический и аналитический материал в изучении французской художественной культуры эпохи Просвещения. Существенным вкладом в него явились труды М.Ю.Германа, Ю.К.Золотова, В.Н.Лазарева, Н.А.Лившиц, И.С.Немиловой, И.Н. Новосельской, А.Д. Чегодаева, А.К. Якимовича и др. Однако исследование генезиса

Турчин В. С, Из истории западноевропейской художествеиной критики XVIII-

художественной критики не являлось специальной задачей существующих монографий.

Таким образом, существование мощной научной традиции в осмыслении французской художественной культуры данного периода - с одной стороны, и недостаточная исследованность одного из существеннейших ее явлений - с другой, в сочетании с общетеоретической разработанностью проблемы, создают пространство для научных изысканий и сообщают актуальность избранной диссертантом теме.

Пробелы в исследовании ранних этапов развития французской художественной критики тем более требуют восполнения, что Франция явилась родиной этого, прочно вошедшего в художественную жизнь различных стран, явления. Таким образом, обращение к теме определяется также историческим местом французской художественной критики в истории профессиональной критической мысли.'

II. Выбор художественной критики в качестве предмета изучения обусловлен также
спецификой культурологического подхода к анализу изобразительного искусства,
предполагающего его рассмотрения в системе художественной культуры.

Художественная культура (или "художественная жизнь" как ее синхронный срез (Б.М. Бернштейн) в данном случае рассматривается как социокультурное пространство функционирования художественной критики. В этой системе координат значение последней определяется функцией поддержания художественной коммуникации в структуре "автор - произведение - реципиент", являющейся "системообразующим ядром художественной культуры" (Б.М. Бернштейн).

III. Вышесказанное служит обоснованием актуальности исследования в контексте
научно-исторического знания. Не менее важно определить значение проблемы в ее
непосредственном отношении к современной художественной ситуации и порож
даемым ею вопросам.

В эпоху, когда зыбкими оказываются границы художественного произведения и рушатся классические системы критериев художественного качества, критика держит нелегкое испытание на профессиональное мужество и независимость. В этой ситуации она как никогда нуждается в обращении к своим корням. В том спокойном историческом знании, которое, устанавливая точки опоры и отчета, помогает лучше понять драматические проблемы современности.

Важность исследования становления художественной критики определяется также местом и ролью этого явления в современном ему культурном контексте. Следует хотя бы пунктирно очертить те особенности художественной жизни Франции 18 века, которые обусловили возникновение художественной критики и определили ее — для времени — значение.

Уже в конце царствования Людовика XIV, вначале смутно, затем все более отчетливо, а с его смертью и вполне явственно, происходит смещение центра художественных ориентации. Изменяется характер соотношения искусства и общества,

Художество 17 века было официальным, придворным по своей сути. Средоточием художественного процесса являлась Академия. Со времени ее основания (20 января 1648 года), искусство становится делом государства. Людовик XIV в немалой степени способствовал укреплению позиций Академии в соперничестве с гильдией мастеров. По распоряжению короля Кольбер был определен протектором вновь возникшей корпорации. Вскоре после того Ле Брен, пользующийся покровительством министра и выражающий его мнение, получает должность первого художника короля (1662). В 1664 году Людовик XIV дарует сорока членам Академии живописи и скульптуры те же привилегии, что и членам Французской Академии.

Академия финансировалась государством. В те времена - довольно щедро. Двор обеспечивал "артистов" заказами, вверяя им оформление многочисленных празднеств и украшение дворцов.

После учреждения (в начале 1667 года) регулярных заседаний Академия окончательно - и надолго - обретает значение не только педагогического учреждения, но и источника единой официатьной художественной доктрины.

Участием Людовика XIV в судьбах современного художества объясняется, отчасти, то, порой упоенное, почтение к королевской власти, которым было отмечено развитие французского искусства в первые десятилетия нового царствования. Оно сознательно или бессознательно и - следует подчеркнуть - чаще всего искрение созданало величественный образ монаршего блеска, То, чем желал быть Людовик XIV, стало явью тщаниями современного художества.

К концу века все изменилось. В 1683 году умер Кольбер. В 1690 - Шарль Ле Брен, безусловность авторитета которого в последние годы была значительно поколеблена спором "пуссенистов" и "рубенсистов" (ок. 1685 года). К тому времени былое величие двора начинает решительно меркнуть. Единого центра ориентации и влияния, определявшего судьбы французского художества на протяжении полувека, более не существовало. Со смертью Людовика XIV искусство, окончательно отворачиваясь от трона, подчиняется вкусам общества и моде, становясь модой в свою очередь.

Безусловно, во всеобщем увлечении искусством было много суеты. Но было также вполне серьезное его осмыслений и высокий профессионализм. Не случайно коллекционеров- людей, для которых художественные пристрастия являлись, по существу, изысканным просвещенным досугом - именовали в те времена и "любителями" ("les amateurs") и "знатоками" ("les connoisseurs" — орфография того времени). Термины употреблялись практически как синонимы.

Возникновение, место и роль критики в художественной жизни Франции 18 века определялись рядом структурных характеристик французской художественной культуры того времени. Прежде всего - четкой ззаимоднфференциацией различных состаатяюших "мира искусства", высокой степенью структурированности системы в целом, наличием устойчивых каналов движения художественной и метахудожествен-

6 ной информации. Коммуникация между различными участниками художественного процесса являлась крайне интенсивной, а выработанные ими концепции искусства и системы ценностных ориентации были лишены единства.

Следует подчеркнуть,, что проблематика, связанная с современным искусством,
занимала в общественном художественном сознании значимое место. Этот момент, по
определению, важен для анализа генезиса художественной критики. Такое

положение дел определялось спецификой общественного бытования произведений современных мастеров..

Именно современное искусство обретает в 18 веке институционально закрепленные некоммерческие формы общения с широким зрителем. С 1737 года по инициативе Орри - в то время ( 1737-1745) Директора Королевских строений, итоговые выставки Академии - Салоны - становятся регулярными.

Искусство минувших эпох также находило сбои пути к зрителю. Аукционы, частные собрания, многочисленные художественные лавки — лишь некоторые из них.

Здесь, однако, необходимо сделать ряд оговорок. Художественные аукционы, представляя взору наблюдателя панораму многовекового развития искусства, оставались все же мероприятием коммерческим. Музеев 18 век не ведал. Произведения искусства прошлого обретали пристанище в частных коллекциях. В ту пору - весьма многочисленных. "Конессеры" охотно открывали свои " cabinets" для неслучайных, разумеется, посетителей. Зачастую художественные собрания становились основой для возникновения своеобразного художественно-светского салона, в котором искусство являлось предметом суждений искренне преданных ему -как профессии или как увлечению - людей ( салон в доме Кроза). И тем не менее, частные собрания, а также экспозиции многочисленных художественных магазинов на улице Сен-Жак, бьши изысканными, но все же камерными и довольно замкнутыми обиталищами прекрасного и местом встречи посвященных в его тайны ценителей.

Луврские же Салоны, будучи общедоступными, становились событием художественной жизни и содействовали формированию публики в современном ее понимании.

Картины, экспонировавшиеся на выставке, в перЕЫй раз становились предметом оценки. В этом состояло существенное отличие коммуникации между зрителем и произведением на экспозиции современного искусства от восприятия искусства прошлого. Общеизвестно, что каждая эпоха ищет свои точки отсчета и свою меру ценности культурного наследия. Однако, устанавливая ценность искусства прошлого для своего времени она вновь усганашшвает ее. На выставке же современного искусства зритель имеет дело с произведением, в указанном смысле, незавершенным. С произведением, ожидающим оценки и взыскующим ее. Такая ситуация определяет непосредственное, живое и наиболее динамичное взаимодействие систем ценностей и норм, реализованных в структуре художественного текста, с системами ценностных

ориентации зрительской аудитории. Она - классический пример диалога между художником и зрителем посредством художественного произведения в рамках современного художественного процесса.

Именно вышеперечисленные характеристики "мира искусства" сделали возможным существование и породили необходимость в "специальном механизме непринудительной, дифференцированной, синхронной регуляции и саморегуляции художественного процесса" (Б.М.Бернштейн); в структурировании "ценностных отношений современного общества" (В.Н. Прокофьев). Эта необходимость обусловила в первой половине 18 века становление художественной критики и определила ее дальнейшую роль в культурной жизни Франции эпохи Просвещения.

Цель настоящего исследования сделала необходимой постановку следующих задач -как общих, так. и конкретных. К первым следует отнести:

I. Обзор существующих определений понятия "художественная критика" и
уточнение объема понятия, принимаемого как исходное.

II. Определение понятия "художественная критика" в широком и узком его
значении.

Ш. Анализ влияния того или иного понимания сущности художественной критики на устаношіение даты его появления и периодизацию развития.

К конкретным задачам относятся:

I. Определение конфигурации - как временной, так к пространственной -"корневой системы" художественной критики и исследование ее внутренней структуры:

  1. выявление и анализ структурных особенностей французской художественной культуры 18 века значимо определивших становление и характер развития профессиональной художественной критики.

  2. анализ функционального соотношения "искусство - общество" и социопсихологической сферы диалога между искусством и зрителем в их отношении к генезису художественной критики.

  3. определение места "конессерской" среды в художественной жизни Франции 18 века. Выявление ее значимых, с точки зрения генезиса художественной критики, социокультурных характеристик. Определение роли "конессеров" в становлении исследуемого явления.

II. Исследование представленных в принадлежащих перу "конессеров" "протокритических" и первых критических текстах систем ценностных художественных ориентации и критериев оценки художественного качества. Анализ их отношения к ценностным ориентациям профессионального и общественного художественного сознания.

III. Исследование стано&тения оценочно-критической фразеологии в ее связи с содержанием ценностных художественных ориентации. Определение характера и меры влияния художественного видения 18 века на оценку искусства минувших эпох.

JV. Сопоставление "декларируемой концепции искусства" со свойственными времени системами "реальных вкусовых приоритетов", нашедшими проявление в отборе произведений для частных коллекций, динамике аукционных цен, в выборе произведений для тиражирования в технике печатной графики. Анатаз и попытка интерпретации их соотношения.

V. Изучение восприятия первых критических текстов публикой и профессиональным художественным сознанием.

Предлагаемая диссертационная работа не претендует на анализ всего комплекса проблематики, связанного с генезисом французской художественной критики эпохи Просвещения. Она представляет собой ряд очерков, в которых предпринята попытка исследования его отдельных, связанных с обозначенным предметом, аспектов.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. В отечественном искусствознании проблема получила разработку, главным образом, в общетеоретическом аспекте. Определению сущности художественной критики, ее места и функций в системе художественной культуры, ее специфики в рамках искусствознания посвящены исследования Б.М. Бернштейна, М.Ю. Германа, В.Н. Прокофьева, А.А. Каменского, Г.Ю. Стернина, М.С. Кагана, ГА.Недошивина, Т.С. Щукиной, А. Морозова, Б.Г. Лукьянова, А.А. Нуйкина, В.П. Толстого.

Прежде, чем перейти к характеристике разработанности темы в зарубежном искусствознании, необходимо сделать следующие оговорки. Степень охвата материала, к сожалению, была определена источниками и исследованиями, наличествующими в отечественных библиотечных фондах. Ввиду этого, диссертант не решается говорить о сколь-нибудь полном их анализе, считая возможным обозначить лишь основные тенденции в истории исследования проблемы.

Появление первых критических работ вызвало дискуссии и споры, нашедшие отражение в текстах, которые условно можно обозначить как "критика критики". В них гораздо больше полемического пыла, чем суждений истинно продуктивных и взвешенных. Однако, к этому же времени относятся первые попытки спокойного аналитического осмысления феномена художественной критики. В статье Мармонтеля "Критика", помещенной в IV томе "Энциклопедии" Дидро и д'Аламбера (1754) он рассматривается, вероятно, впервые. Однако рассматривается лишь в связи с критикой литературной обремененной историей куда более долгой. Специально посвященная художественной критике статья появляется только лишь в дополнении к Ларуссу, вышедшем в 1878 году. Эта заметка отмечает, одновременно, первую работу посвященную французской художественной критике 18 века (А.Буго) и является рецензией на нее.

9 Исследование ранних этапов развития художественной критики начинается во французском искусствознании в середине 19 века. Первые работы носили описательный характер и были направлены на сбор фактологического материала, публикацию ранее не изданных источников и их комментирование (А. де Монтеглон, Ж.-Ж. Гиффре, М. Турньо, Ш. Блан и др.). Первым исследованием, сочетающим выработку общетеоретических положений с последующей их проекцией на конкретно-исторический материал, является уже упомянутая книга А.Буго (Очерк о художественной критике (1877)). Однако в данной работе анализ художественной критики 18 века не выходит за рамки обзора. Исследование А. Фонтена "Художественные, теории во Франции" (1909), в известной мере, явилось обобщающим и этапным. В монографии суммирован материал востребованных к тому времени источников и вводятся в оборот источники ранее анализу не подлежавшие. Художественная жизнь и теоретическое художественное сознание эпохи впервые получают концептуальное осмысление. Отдельные аспекты истории художественной критики получают освещение в фундаментхіьном труде Ф. Бртоно "История французского языка от истоков до 1900 года", в шестом томе которого (1936) анализируется станоатение оценочно-критической фразеологии и профессиональной художественной лексики. Главным образом — в аспекте их генезиса. Из новейших следует назвать работу Ж. Базена"(1986), в которой, однако, характеристика ранних этапов развития профессиональной критической мысли ограничена обзором.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ДИССЕРТАЦИИ в целом определяется отсутствием в отечественном искусствознании отдельного исследования, посвященного становлению французской художественной критики эпохи Просвещения.

— Новизна диссертации определяется также точкой зрения на предмет, который
рассматривается с культурологических позиций. Впервые "протокритические тексты"
рассматриваются под двойным углом зрения: во-первых, в отношении к генезису
художественной критике; во-вторых, с точки зрения нашедших в них отражение
ценностных художественных ориентации. Впервые в связи с последними исследуется
становление оценочно-критической фрразеологии.

Впервые предпринята попытка сопоставления декларируемой отдельными группами участников художественного процесса, концепции искусства со свойственными времени системами "реальных вкусовых приоритетов". Впервые в подобном проблемном контексте исследуются, как показатели содержания "реальных вкусовых приоритетов", сведения о воспроизведении живописных и графических оригиналов в гравюре.

Новизна диссертации определяется также характером привлекаемого в ней материала. В работе анализируются источники 18 века — отдельные издания, каталоги,

* Bazin О. Histoire de 1' histoire d' art de Vasari anos jours. Paris, 1986.

материалы периодической печати — востребованные отечественной наукой в недостаточной мере или не востребованные вовсе.

ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Основным материалом для диссертации послужили источники, периодические и справочные издания 18 века из фондов Российской Национальной библиотеки, библиотеки Государственного Эрмитажа, Российской Академии художеств и библиотеки Академии наук. Использованные в работе тексты не переведены на русский язык. Большая их часть не переиздана на языке оригинала.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ДИССЕРТАЦИИ заключается в том, что отдельные ее положения, содержащийся в ней цитатный и фактологический материал могут быть использованы при изучении истории художественной культуры эпохи Просвещения. Равно как при подготовке соответствующих лекционных курсов по истории изобразительного искусства и мировой художественной культуры. Прилагаемая к диссертации "Хронология художественной жизни Франции" может быть использована в указанных целях как справочный материал.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Природа исследуемого феномена и способ его моделирования в качестве предмета культурологического исследования обусловили обращение к различным методам, как специальным, так и общенаучным.

1. Взгляд на художественную критику как на феномен художественной жизни
предполагает применение метода системного анализа.

2. Выбор художественной критики в качестве предмета исследования
предполагает изучение критических и предшествующих им текстов. Это обусловило
обращение к текстологическому анализу.

3. Изучение эволюции явления в рассматриваемый исторический период в целом
и на отдельных его этапах определило применение сравнительно-исторического
Мето
да.

СТРУКТУРА РАБОТЫ. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Работа снабжена примечаниями и библиографией. К диссертации прилагается "Хронология художественной жизни Франции /1699-1789/" (2 том), включающая возможно более полную информацию, относящуюся к исследуемому предмету. "Хронология..." содержит также конспективную летопись исторических событий.