Введение к работе
Актуальность темы исследования. В своей работе мы предприняли попытку совместить общетеоретический анализ феномена государственной культурной политики, в ее максимально расширительном понимании, с локальным примером осуществления такого рода политики, проявленной к конкретному национальному меньшинству - немецкой диаспоре, уже несколько веков существующей в пределах российского (советского) государства. Такой поворот темы был избран нами отнюдь не случайно. Практическая политика государства в области культуры по отношению к населению страны в целом имеет наиболее выраженное воплощение в ее реализации по отношению к инородцам. Может быть, было бы некоторым преувеличением определять этот срез в качестве квинтэссенции подобной политики, но именно аіней, по нашему мнению, подлинная сущность государственной культурной политики раскрывается с наибольшей откровенностью, хотя ее обычно пытаются закамуфлировать идеологическими манифестациями в духе пресловутой "дружбы народов" и т.п. (которая реально вполне может иметь место совершенно независимо от государственных манифестаций). На самом деле, как говорят англичане, "дьявол прячется в мелочах", и в подобных "мелочах" (например, степени общекультурной или религиозной толерантности по отношению к инородцам) часто бывают заложены подлинные намерения властей по отношению ко всему населению, однако умеряемые теми или иными политическими соображениями.
Для того, что бы всесторонне охватить столь сложный вопрос, оказалось необходимым провести на материале доступных источников масштабное теоретическое исследование целей и средств государственной культурной политики вообще, определить ее объектно-субъектные, коммуникативные и инструментальные параметры, а также конкретные сферы формирующие картину мира у различных субкультурных групп населения.
Разумеется, наше исследование - далеко не первое по проблемам государственной политики в целом и ее национальному аспекту в частности. Опираясь на десятки работ наших уважаемых предшественников, мы делаем попытку рассмотреть выделенный предмет в избранном нами своеобразном ракурсе - проанализировать культурную политику как способ культурной самоидентификации государства как по отношению к этническому большинству населения, так и по отношению к диаспорам инородцев, проживающих в этом государстве. В этом собственно и заключается основная научная проблема, которую можно отнести к числу малоисследованных. В качестве эмпирического объекта исследования нами не случайно выбрана именно немецкая диаспора в России, поскольку именно она традиционно отличалась одним из наиболее высоких уровней культурной устойчивости к ассимиляционным устремлениям государства, являлась предметом определенных "культурных комплексов" русских по отношению к западноевропейцам и именно на ее.примере соответствующая политика властей выглядела наиболее выраженной. Несмотря на самоочевидность приведенных доводов, как ни странно, вопрос государственной культурной политики (в отличие от политики, связанной с вопросами безопасности) по отношению к немецкому населению России еще не нашел своего специального исследователя, что делает нашу работу первой в своем роде. Ее актуальность представляется нам тем более высокой, что затрагивает не только "дела давно минувших дней", но и впрямую касается современных российско-германских отношений, играющих одну из ключевых ролей в сегодняшней российской внешней политике.
Уровень исследованности проблемы. Диссертация состоит из двух частей: теоретической, рассматривающей феномен государственной, национально-культурной политики, ка< таковой, и эмпирической, рассматривающей официальную культурную политику Российского (Советского) государства но отношению к немецкой диаспоре, которую мы попытались увидеть глазами самих немцев и оценить с соответствующих позиций. -С -этим связаны и два сравнительно самостоятельных пласта источников и литературы, относящихся к этим вопросам.
Вопросы сущности государственной культурной политики сравнительно редко становились предметом специальных научных исследований. Вместе с тем, в трудах большинства философов и антропологов тема "государство и культура" присутствует как непременный элемент (у Дж.Вико, И.Г.Гердера, Г.Спенсера), и особенно у немецких исследователей школы диффузионизма (Л.Фробениуса, А.Гребнера, англичанина Э.Эванс-Причарда и др.). В российской дореволюционной традиции этих проблем касались в основном А.Уваров и К.Победоносцев, но в весьма незначительном объеме. Пожалуй, лишь на раннем этапе Советской власти в работах В.И.Ленина, Н.К.Крупской, А.В.Луначарского, И.В.Сталина, А.А.Жданова и некоторых других руководителей страны эта тема получила свое обильное освещение (разумеется в специфической большевистской интерпретации). Если же говорить об ученых, касавшихся этого вопроса, то он получил разработку в ряде трудов А.И.Арнольдова, Ю.Б.Борева, М.С.Кагана, Ю.М.Лотмана, К.Э.Разлогова, Е.Н.Соколова, Т.В.Томко и др. В последние годы этой теме уделяют большее или меньшее внимание Н.И.Киященко, Т.М.Дридзе, Э.А.Орлова, В.М.Розин, А.Я.Флиер и другие исследователи. Разумеется, вопросами национально-культурной политики как инструментом ассимиляции или, напротив, резервации традиционной культуры занимаются этнологи (Ю.В.Бромлей, Р.Ф.Итс, В.А.Тишков).
Проблема пребывания немцев в России начала обсуждаться историками со времен Карамзина, который, не исследуя немецкую проблему специально, не может не касаться этих вопросов в рамках описания российской истории в целом. Яркую картину жизни в немецких колониях конца XVIII века нарисовал П.С.Паллас в своем труде "Путешествие по разным провинциям Российского Государства". Обоснование действий Екатерины II, связанных с приглашением иностранцев, для экономического освоения новых земель, дано в исследовании профессора Г.Писаревского "Из истории колонизации в России в XYIII в.".
Значительный вклад в изучение истории российских немцев с 1764 г. по наше время сделан в работах Я.Т.Дитца, Р.Губергрица и Ф.Шиллера, опубликованных в 20-гг нашего века. Помимо собственных исследований они дают перечень публикаций, как по истории российских немцев, начиная с середины XVIII века. Библиографический свод, приводимый этими авторами включает в себя 957 источников.
В период существования АССР немцев Поволжья, её истории уделялось сравнительно мало внимания. В 20-е годы вышли работы Ф.Юнга и А.Моора, посвященные, главным образом, описанию борьбы в немецких колониях с голодом 1921-1922 гг. Исследованием различных сфер общественной жизни немецкой автономии в период с 1918 по 1928 гг. являются книги Э.Гросса, М.Гульчака. В 30-е годы практически не было издано ни одной серьезной научной работы по данному вопросу. Нельзя не упомянуть также публикации в журналах "Unsere Wirtschaft" ("Наше хозяйство") и "Жизнь национальностей", издававшемся в 1918-1923 гг. Народным Комиссариатом по делам национальностей.
Из современных авторов, освещающих советский период истории российских немцев выделяется А.А.Герман. Интересны исследования истории нем-
цев Сибири, которые провел профессор Л.В.Малиновский. В 1992 г. в Институте истории СО РАН г.Новосибирска была создана исследовательская группа под руководством профессора Л.П.Белковца. Материалы, опубликованные этой группой, раскрывают трагедию сибирских немцев в период массовых репрессий 30-годов.
Наиболее значительным за последние десятилетия стал труд В.А.Аумана и В.Г.Чеботаревой. В нем дана полнейшая подборка документов, материалов, законодательных актов, касающихся немецкого населения России (СССР), начиная с 1764 года по 1992 год, многие из которых до недавнего времени были снабжены грифом "совершенно секретно".
Отдельные аспекты данной темы нашли освещение в публикациях Г.Г.Вормсбехера, Г.А.Вольтера, Н.Ф.Бугай, К.Исакова, В.П.Бочкарева. Широко и подробно изучались история и политические процессы в среде российских немцев учеными Германии: А.Айсфельдом, И.Фляйшгауером, К.Штумппом. Серьезную исследовательскую работу ведет землячество российских немцев в Германии, издающее альманах "Heimat Buch" ("Книга Родины"), в которой публикуются материалы по истории, культуре, традициям и обычаям российских немцев.
Объект исследования - государственная национально-культурная политика в ее целевом, структурном, инструментальном и иных аспектах, декларируемых официально и реконструируемых аналитически;
Предмет исследования - фактические цели национально-культурной политики, выявляемые посредством соотнесения официальных деклараций с реалиями политической практики (в данном случае по отношению к немецкой диаспоре в России-СССР в период с конца XVLU по конец XX вв.).
Цель работы Диссертационное исследование посвящено попытке проанализировать внутреннюю системность, структуру, идеологию и мотивацию национально-культурной политики как специфического способа управления общественной жизнью, а также сопоставить манифестируемую сторону этой политики России-СССР в течение середины XVL1J - конца XX вв. с ее реальными проявлениями по отношению к одной из крупнейших и культурно сплоченных национальных диаспор в стране - "российским" немцам.
Поставленной целью определяются и две основные задачи работы:
- систематизация и анализ государственной национально-культурной поли
тики, ее субъектов, объектов и средств осуществления как специфической техно
логии регуляции общественной жизни;
- исследование национально-культурного аспекта жизни немцев в России-
СССР на протяжении двух веков и выявление внутренних причин расхождений
между официальными декларациями и политической практикой государства в
этом вопросе.
Теоретической и методологической основой исследования послужили классические работы философии и политической науки Нового< и Новейшего времени, посвященные национальному вопросу в целом, философии и теории политики вообще и ее национальному и культурному аспектам в частности; исследования мировой и отечественной этнологии (культурной антропологии) по проблемам национально-культурной политики. Основными методами исследования по необходимости явились классический исторический (исследование официальных и приватных документов, относящихся к изучаемой теме), анализ результатов полевых этнографических и социологических исследований, отра-
жающий точку зрения самих современных российских немцев на изучаемые вопросы, сравнительный анализ информации, содержащейся в официальных декларациях, с реалиями, выявленными в полевых исследованиях, рассказах и записях непосредственных свидетелей, мемуарах очевидцев и т.п. Тематическая специфика нашего исследования и хорошая в целом изученность проблем, связанных с национальным аспектом политики, публикация в последнее десятилетие огромного массива ранее скрытых материалов на эту тему и т.п., не потребовали от нас применения сложных методологий и методов опосредствованного или модельного выявления истины; нам показался достаточным и существующий набор методов историко-этнографического и компаративного анализа непосредственного эмпирического материала. Тем более, что значительная часть его уже прошла предварительную обработку историками и этнографами, и наши задачи свелись преимущественно к точному выбору ракурса аналитического переосмысления этого материала.
Эмпирической базой работы стали факты, собранные и опубликованные в научных исследованиях о национально-культурной политике в целом и российской (советской) в частности, созданные нашими предшественниками (по тематике 1 части), а также многочисленные материалы полевых этнографических, социологических и некоторых иных профильных исследований (например, Российского центра по исследованию эмиграционных процессов), а также мемуарная литература. Некоторая часть материалов была собрана непосредственно автором диссертации в ходе полевых этно-культурологических исследований, проводившихся в последние годы.
Научная новизна исследования определяется тем, что:
автором разработана и предлагается оригинальная систематизация це-леустановок, структуры и внутренней динамики самого феномена национально-культурной политики государства;
впервые непосредственно исследуется применение этой политики по отношению к инородческому населению страны вообще и в частности к немецкой диаспоре России, выявляется ее внутренне противоречивый характер;
впервые исследуется динамика национально-культурного бытия немецкой диаспоры в России на протяжении двух веков в условиях меняющейся национально-культурной политики эволюционирующего государства.
Научное значение работы определяется прежде всего ее теоретической новизной. В диссертации удалось подтвердить гипотезу, гласящую, что национально-культурная политика государства лишь в сравнительно редкие периоды истории носит осмысленно целеполагающий характер, но чаще бывает полустихийной, подчинялась сиюминутной политической выгоде, недальновидному расчету. Подобный нетривиальный подход к анализу государственной национальной политики России представляется весьма эвристичным и помогает адекватно понятии оценить многие не вполне понятные своей нелогичностью деяния государственной власти. Другим аспектом научной значимости работы является "сквозной" двухвековой анализ национально-культурной жизни многотысячной немецкой диаспоры России и выявление определенных закономерностей в динамике этой жизни. Теоретические результаты исследования могут быть с успехом применены и при исследовании национально-культурных аспектов жизни других национальных меньшинств, использованы для лучшего понимания изгибов государственной политики по отношению к ним.
Практическое значение диссертации в существенной мере определяется тем, что вопрос о государственной политике по отношению к немецкому населению России остается актуальным и по сегодняшний день. Несмотря на сравнительно массовый выезд этнических немцев в Германию. За последние годы, в России остаются еще сотни тысяч граждан немецкого происхождения, и, что самое удивительное, у государства до сих лор не сложилась твердая позиция касательно политики в отношении этой диаспоры. Может быть, настоящая работа позволит хоть в какой-то мере если не определиться в этой политике, то по крайней мере систематизировать знания по истории данного вопроса (что является необходимым этапом в выработке обоснованной политики).
Положения, выносимые на защиту.
-
В ходе работы нами выделяется такая исследовательская категория как культурная жизнь, представляющая собой совокупность сравнительно стихийных процессов по удовлетворению людьми своих актуальных культурных:потребностей (как потребительских, так и в плане личностного - авторского самовыражения), реализующихся в основном в пределах сравнительно свободного рынка культурных продуктов и услуг. Основными субъектами культурной жизни мы определили: государство, население (как статистическую совокупность частных лиц, населяющих это государство и представляющих собой различные субкультурные общности), общество (как наиболее структурированную и организованную часть населения, обладающую каналами выражения своей коллективной точки зрения) и авторов культурной продукции (материальной, интеллектуальной, художественной и пр.).
-
Поведение государства и правящих кругов по отношению ко всему населению может быть обобщенно названо политикой, в конечном счете преследующей цель поддержания и воспроизводства в следующем поколении определенного социального порядка (форм жизнеустроения, социальной иерархии, мировоззрения и т.п.), т.е. соответствующей картины мира и образа жизни. Поэтому та часть государственной политики, которая направлена на идеологическое ее обеспечение в виде формирования, поддержания и межпоколенной трансляции в сознании населения определенной картины мира, объясняющей необходимость существующего социального порядка и способствующей лояльному отношению к нему, может быть названа культурной политикой.
-
Таким образом, культурная политика является одним из существенных средств управления культурной жизнью. Мы выделили ее как категорию, представляющую собой набор относительно целенаправленных и идеологически обоснованных практических управленческих действий, преследующих цель регулирования стихии культурной жизни и ее рынка, ее осмысленного прогрессивного развития (при одновременном сохранении традиций, культурного наследия и т.п.), организационной и материальной поддержки признаваемых перспективными культурных направлений и авторов, а также социальных слоев, стремящихся к повышению уровня своей культурной компетентности. Основным субъектом культурной политики, по нашему мнению, является государство, а объектами -население и авторы культурной продукции. При этом общество выступает как связующий канал обратной связи, будучи, с одной стороны, также объектом культурной политики государства, но, с другой, - располагая возможностью влияния на некоторые аспекты государственной культурной политики и даже активного участия в ней (или действуя параллельно с ней) в форме деятельности меценатов, творческих и иных союзов и организаций, органов художественной критики,
научных учреждений, СМИ и т.п., вносящих свою лепту в организационно-регулятивные и экономические процессы культурной жизни в стране.
-
Целью культурной политики, как правило, является поддержание в обществе в качестве доминирующего некоторого культурного ядра, концентрированно отражающего основные параметры общей государственной идеологии и связанной с ней картины мира, обеспечивающих стабильность социума .
-
В принципе национально-культурная политика поддается классификации и типологизации по различным основаниям: консервативная и инновационная, либеральная, патерналистская и тоталитарная и т.п., однако в реальной исторической практике, в "чистом виде" эти типы почти не встречаются (даже у тоталитарных режимов), а представляют собой более или менее сложные композиции из черт и элементов разных типов. Эти композиции в зависимости от исторических условий могут отличаться заметной динамикой, а могут быть и весьма устойчивыми. Одним из главных факторов, влияющих на степень динамичности культурной политики, является наличие в обществе мощных субкультур, оказывающих давление на государство и его культурную политику.
-
Национальный аспект культурной политики государства принципиально не отличается от ее общеполитических целей и, в зависимости от последних, может иметь преимущественно инновационную или консервативно-охранительную направленность. Это в равной мере касается как доминирующего в государстве этноса, так и национальных меньшинств. Можно утверждать, что если по отношению к национальным меньшинствам ассимиляционный нажим со стороны государства связан преимущественно со стремлением культурно-этнографически растворить данное меньшинство в основном этносе, то инновационная культурная политика по отношению к основному этносу является скрытой формой его частичной аккультурации s социокультурных нормах народа, избранного как пример "правильного развития" (вспомним германофильские или франкофильские культурные тяготения многих русских императоров, советский антиамериканизм. Культурно-охранительное направление культурной политики, если оно является осмысленным и целенаправленным, как правило, в равной мере распространяется на все этносы, населяющие государство. Однако более частым примером является фактическое отсутствие осмысленной национально-культурной политики государства, что порождает смешанный тип культурной политики, избирательной по отношению к разным этническим группам, и регулируемый преимущественно текущей политической (прежде всего внешнеполитической) конъюктурой.
-
Национально-культурная политика России-СССР по отношению к немецкой диаспоре на протяжении двух веков являлась типичным примером рассогласованности экономических и культурных интересов государства. Экономически государству была нужна высоко эффективная в своей деятельности немецкая диаспора; культурно-политическое отношение к российским немцам определялось актуальной внешнеполитический конъюктурой, периодическим сближением государства с Русской православной церковью (практически всегда стоявшей на "антиинородческих" позициях) и т.п. У нас есть достаточные основания утверждать, что за редкими исключениями, когда российская (советская) национальная политика была жестко увязана с остроактуальными идеологическими соображениями (эпоха реформ Петра Великого, период наполеоновских войн, начальные периоды Первой и Второй мировых войн, кампания "тотального интернационализма" первого послереволюционного десятилетия, "новое мышление" горбачевской эпохи), государственная национально-культурная политика России-СССР
преимущественно была лишена более или менее осмысленных идейных целеус-тановок и подчинялась преимущественно сиюминутной политической конъюкту-ре.
Апробация работы:
-
Основные результаты исследования были доложены на 1V Ме>кдународ-ном философско-культурологическом симпозиуме (Санкт-Петербург, .1998 г.).
-
Материалы диссертации использовались автором при чтении, курса по теории и истории мировой и отечественной культуры и спецкурса в Московском педагогическом государственном университете, .','
-
Ряд положений диссертации получили свое развитие в исследовательском проекте Института этнографии и антропологии РАН "Моделирование механизмов социокультурной и политической адаптации этнических групп диаспоры (на примере российских Немцев в XX веке)", поддержанном фантом РФФИ № 98-06-80358 на 1997-2000 гг.
-
Диссертация была рассмотрена и рекомендована к защите на заседании кафедры культурогіогии МПГУ 20/марта 2000 г., протокол № 7.
Структура диссертации. Работа состоит из Введения, двух частей, (первая из которых включает три главы, а вторая - две) и Заключения, суммарным объемом в 164 стр. и списка использованных источников и литературы общим числом в 201 название на русском и немецком языках.