Введение к работе
Актуальность темы диссертационного исследования: Новая северная столица Российской империи на протяжении своей истории была необыкновенно привлекательным объектом для исследования, этот интерес не ослабевает и сегодня. Поэтика города, его загадочность и неразгаданность, насыщенность и напряженность культурного пространства, особый стиль уникальной петербургской культуры мало кого оставляет равнодушным, все глубже актуализирует вовлеченность ученых в круг исследований большой "петербургской" темы.
В российской истории с Петербургом связана новая концепция города, горожан и городской культуры. Совокупность разнородных элементов, присущих городу фазные сословия, виды деятельности и функционирование города) повлекла за собой разнообразную палитру городских праздников, которые постепенно оформились в особую систему, составляющую праздничный календарь Петербурга. Он стал своеобразной праздничной летописью города.
Постановка проблемы "особого города и особых горожан" требует новых подходов к осмыслению петербургских праздников, актуализирует проблему соотношения праздничных традиций и новых явлений в праздничной культуре, связи прошлого и настоящего.
Актуальность историко-культурологического исследования петербургских праздников, соответствующих различным статусам города - имперской столицы, города трех революций и современной культурной столицы России, связано с неразрывностью исторической традиции и актуализацией новых социокультурных смыслов.
Петербургская праздничная культура, являясь частью городской культуры, имеет свои специфические черты. Сегодня остро встала проблема детального изучения и сохранения петербургских праздников, которые немыслимы без петербургского контекста и являются национальным достоянием.
Приближающийся трехсотлетний юбилей города придает особую значимость исследованиям петербургской культуры и части этой большой темы - праздничной культуры Петербурга.
Актуальность проблемы определила тему и цель исследования.
Цель работы - историко-культурологическое исследование городских светских праздников Петербурга XVIII-XX веков.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
определить сущность городской культуры и факторы, обуславливающие культурнуё жизнь города;
определить духовные и материальные аспекты петербургской праздничной культуры;
показать необходимость включения проблемы петербургской ментальности в историко-культурологическое исследование светских праздников Петербурга;
выявить значимые характеристики петербургской ментальности на основании анализа специфики города, его сущностных категорий и их атрибутов;
рассмотреть особенности праздничного пространства Петербурга;
проанализировать различные виды петербургских праздников в исторической перспективе;
систематизировать праздники по социокультурному признаку;
определить подходы к формированию современного праздничного календаря Петербурга.
Объектом исследования является праздничная культура Петербурга XVIII-XX веков.
Предмет исследования - динамика развития и изменения праздников Петербурга в исторической перспективе во взаимосвязи со спецификой города и ментальностыо горожан.
Предварительный анализ проблемы позволил сформулировать исходную гипотезу исследования, исходящую из того, что историко-культурологическое исследование городской праздничной культуры позволяет проследить праздничные традиции в их развитии, проанализировать содержание праздников, типологизировать их и определить праздничную доминанту.
Но если это исследование дополнить осмыслением петербургской ментальности и праздничного пространства как духовного и материального аспектов праздничной культуры, то можно выявить особый стиль петербургской праздничной культуры, специфику петербургских праздников, доказать доминантность официальных торжеств и типологизировать праздники по социокультурному признаку.
Программа исследования предопределила методологию и методику изучения праздничной культуры Петербурга. Методологической базой исследования явились разработанные в теории и философии культуры теоретические концепции изучения культуры города; в трудах западных медиевистов -теоретические концепции ментальности; в этнографии, фольклористике, культурологии, социологии - теоретические концепции праздника как социально-культурного явления. Решением теоретико-методологических проблем при формировании культурологического подхода к изучению культуры города занимались С.Н. Артановский, С.Н. Иконникова, М.С. Каган, Ю.М. Лотман, Э.В. Соколов, ГЛ. Тульчинский и др.
Объект и предмет исследования обусловили применение историко-сравнительного метода исследования при создании описательных моделей различных видов праздников. Методика исследования включает в себя использование системного подхода и метод исторического (ретроспективного) моделирования, позволяющий проследить структуру и эволюцию петербургских праздников.
Необходимость изучения влияния города, его пространства и духовности на культуру празднования потребовало изучения специфики Петербурга и его культуры. Наиболее близки к данной теме исследования труды Н.П. Анциферова и И.М. Гревса, в которых Петербург выступает как живой организм с его "душой" и "физиологией", работы М.И. Пыляева, ПН. Стол-пянского, современные труды Г.В. Вилинбахова, Д.С Лихачева, Ю.М. Лотмана, ЛЯ. Лурье, РД. Тименчика, В.Н. Топорова, ГЛ. Тульчинского, БА. Успенского, Н.В. Юхневой и др.
Теоретические исследования в области праздничной культуры, начиная с 30-х гг. ХГХ века принадлежат И.М. Снегиреву, А.В. Терещенко, И.П. Сахарову, И.П. Калинскому, В.Ф. Миллеру, А.Н. Веселовскому и др., которые посвящены изучению народных календарных праздников. В советское время - это фундаментальные труды Вії. Проппа и М.М. Бахтина.
Специальных исследований, посвященных официальным государственным праздникам ХГХ - нач.ХХ вв. не проводилось. Однако, описание этих праздников как фрагментов столичной петербургской жизни встречается в трудах ИГ. Георги, П.Н. Свиньина, М.И. Пыляева, П.Н. Столпянского, С.Н. Шубинского, Н.К. Шильдера, И.Н. Божерянова, а также в периодических изданиях: "Живая старина", "Северная пчела!', "Санкт-Петербургские ведомости".
Значительный вклад в теорию праздника внес в советское время А.И. Мазаев, который исследовал в историческом и социальном аспектах традиционные праздники, официальные торжества и революционные праздники как специфическое явление культуры.
Праздники Красного календаря исследованы в трудах Я.П. Белоусова, А.В. Бенифанда, Д.М. Генкина, К. Жигульского, АЛ. Коновича, которые рассматривают советские праздники как педагогическую систему, представляют методику организации и проведения массовых праздников.
Ряд этнографических работ А.К. Байбурина, Н.В.Брагинской, В.Г. Власова, А.Н. Зелинского, ТД. Златковской, BE. Ларичева, Е.Г. Рабиновича, В.И. Чичерова посвящены праздничному календарю, который в фольклористике и этнографии трактуется как традиционный народный календарь. Праздничный календарь конкретного города как отдельная тема научного исследования стал привлекать ученых только в самое последнее время, среди этих работ - статьи Л.Я. Лурье.
Если теория праздника в широком понимании довольно полно разработана, то более узкая тема - специфика петербургской праздничной культуры малоизучена, рассматриваются лишь отдельные аспекты - это традиционные народные гуляния в трудах A5I. Алексеева-Яковлева, А.Ф. Некрыловой, A.M. Конечного, А.Г. Левинсона, декоративному оформлению петербургских праздников посвящены работы О.В. Немиро. Эти труды обозначили тот рубеж, с которого можно продолжить исследования петербургской праздничной культуры как части уникальной городской культуры Петербурга.
Научная новизна и вклад исследования в теорию состоит в том, что в работе выполнено комплексное историко-культурологическое исследование городских, светских праздников Петербурга XVIII-XX веков, включающие:
анализ специфики города и его культуры;
определение значимых характеристик петербургской мен-тальности, обусловленных сущностными категориями города (историко-географическое пространство, статус, архитектурное и художественное пространство) и их атрибутами, выражающими петербургский смысл категорий;
концепцию исследования петербургских праздников в соотнесении с материальной сущностью города, выраженной через праздничное пространство и духовностью Петербурга,
выраженной через ментальность субъектов - участников праздника;
в исследовании специфики петербургского праздничного пространства, которое рассматривается как многофакторная и многомерная система, специфическое явление праздничной городской культуры, определяющее особую форму общественного поведения;
изучении праздников Петербурга во взаимосвязи со спецификой города, ментальностью горожан и особенностями праздничного пространства;
рассмотрении петербургских народных гуляний как явления столичной праздничной культуры;
рассмотрении петербургских государственных праздников XVIII века как принципиально нового явления светской праздничной культуры;
осмыслении эволюции праздников Петербурга в контексте динамики культурных процессов;
рассмотрении советских праздников в контексте уникальной культуры Ленинграда.
Практическая значимость результатов исследования выразилась:
-
На основе результатов диссертационного исследования определены принципы формирования современного светского праздничного календаря Петербурга;
-
На основе диссертационных материалов читаются курсы специализации: "Праздничная культура Петербурга XVIII-XX вв.", "Культура полиэтнического Петербурга", "Празднично-обрядовая жизнь русского народа" (раздел в курсе "История социально-культурной деятельности") для студентов Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов;
-
Теоретические положения диссертации используются при определении тематики и подготовки дипломных работ в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов;
-
На основе диссертационных материалов разработана авторская экскурсия "Праздники и светские увеселения Петербурга XVIII - XIX вв."
На защиту выносятся:
1. Историко-культурологическая концепция исследования петербургских праздников XVIII-XX веков в контексте большой "петербургской" темы - уникальной культуры города. Основой концепции является исследование светских праздников во
взаимосвязи со спецификой города, ментальностью горожан и особенностями праздничного пространства.
2. Разработка проблемы петербургской ментальности, обус
ловленной сущностными категориями города и их атрибутами,
рождающими специфические характеристики ментальности,
влияющими на все проявления петербургской культуры, и в
частности, на актуализацию определенных праздников внутри
многообразной праздничной палитры, праздничное поведение,
самочувствие, функционирование праздника.
-
Концепция петербургского праздничного пространства, существующего в рамках "праздничного" времени, временного по отношению к постоянному (обыденному) архитектурному пространству, обладающего некиими константами: композиционный центр, темпо-ритм, язык, цвет, звук, тип движения, которые преображают его и наделяют праздничным смыслом. Петербургское праздничное пространство специфично по отношению к другим российским городам и может рассматриваться как явление петербургской праздничной культуры.
-
Систематизация праздников по социокультурному признаку, в основе которой взаимоотношения Человек/Бог, Человек/Государство, Человек/Традиция, Человек/Цом определяют включенность человека в социальную жизнь. Особенности взаимоотношений с социокультурными объединениями (церковь, государство, нация, семья) обуславливают, с одной стороны, характер праздника, а с другой, их типологию. Религиозные, государственные, народные, домашние праздники имеют свои особенности, связанные с определенным праздничным мышлением, поведением, настроением; имеют свои праздничные календари. В Петербурге каждый тип праздника, наряду с особыми признаками, имеет общий объединяющий петербургский стиль, колорит, звучание.
5. Обоснование необходимости сохранения петербургских
праздников в константном праздничном пространстве как до
стояние отечественной культуры.
Апробация работы: теоретические положения и результаты исследования отражены в опубликованных работах, а также обсуждались на "круглых столах" по теме: "Городские праздники: история и современность" (декабрь 1996 г., май 1997 г.) для руководителей отделов культуры администрации городов Северо-Запада России, на заседании Междисциплинарного семинара молодых ученых и преподавателей гуманитарных наук Санкт-Петербурга (февраль 1997 г.).
Разработан проект современного светского праздничного календаря Петербурга, принятый и утвержденный в 1994 году Комиссией по Культуре Петербургского Городского Совета народных депутатов.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения. Объем диссертации составляет 186 мл.стр., библиография 185 наименования.