Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование профессиональной идентичности личности в современной культуре Козлова Елена Геннадьевна

Формирование профессиональной идентичности личности в современной культуре
<
Формирование профессиональной идентичности личности в современной культуре Формирование профессиональной идентичности личности в современной культуре Формирование профессиональной идентичности личности в современной культуре Формирование профессиональной идентичности личности в современной культуре Формирование профессиональной идентичности личности в современной культуре Формирование профессиональной идентичности личности в современной культуре Формирование профессиональной идентичности личности в современной культуре Формирование профессиональной идентичности личности в современной культуре Формирование профессиональной идентичности личности в современной культуре Формирование профессиональной идентичности личности в современной культуре Формирование профессиональной идентичности личности в современной культуре Формирование профессиональной идентичности личности в современной культуре Формирование профессиональной идентичности личности в современной культуре Формирование профессиональной идентичности личности в современной культуре Формирование профессиональной идентичности личности в современной культуре
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Козлова Елена Геннадьевна. Формирование профессиональной идентичности личности в современной культуре: диссертация ... кандидата : 24.00.01 / Козлова Елена Геннадьевна;[Место защиты: Санкт-Петербургский государственный университет], 2016

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Понятие идентичности в научной литературе .11

1.1. Индивидуальная и коллективная идентичность в истории общества: теоретико-культурологический аспект 11

1.2 Проблема идентичности в философских науках 29

1.3 Модели идентичности личности в психологии и социологии 53

Глава 2. Профессиональная идентичность и ее место в структуре идентичности личности 73

2.1. Психофизические и социокультурные основания идентичности личности 73

2.2. Проблема идентичности в современной культуре 81

2.3 Место профессиональной идентичности в структуре личности .90

2.4. Профессиональные требования к специалисту в современной культуре 105

Глава 3. Профессиональная идентичность культуролога 115

3.1. Современная социально-культурная ситуация: вызовы профессиональной идентичности культуролога 115

3.2. Медиареальность как актуальная форма репрезентации современной культуры 132

3.3. Профессиональное становление и сферы деятельности культуролога в современном мире 146

Заключение .165

Список использованной литературы

Проблема идентичности в философских науках

В конце IX века в структуре общества складываются отношения между тремя сословиями: служителями церкви, воинами и работниками. Первым текстом, в котором озвучена организация общества, представляющего из себя три типа сословий, является трактата Боэция «Об утешении философией», сделанный королем Альфредом Великим в последней четверти IX века. В нем речь идет о портрете идеального короля, а три сословия, выделенные в отдельные категории, являются необходимыми материалами для достижения цели монархии, для создания государства великодержавного. Эти три категории имеют конкретные ценности для общества – духовные, военные и экономические.

Идентифицировать работников в одну экономическую категорию довольно сложно. Основной интерес, который работники представляли для государства – это экономический подъем, экономическое развитие. Поэтому далеко не все рабочие профессии относились к этому третьему благословенному сословию. Многие профессии даже, напротив, осуждались и запрещались по разным причинам. Одни промыслы осуждались безоговорочно: ростовщичество, проституция; другие - лишь в определенных случаях, в зависимости от обстоятельств - торговля с целью наживы и работа по воскресеньям. «Попытавшись составить исчерпывающий список, нам пришлось бы перечислить едва ли не все средневековые профессии (сам по себе, впрочем, красноречивый факт), так как обвинения варьируются в зависимости от документа, региона, эпохи. Назовем упоминаемые чаще других: трактирщики, мясники, жонглеры, комедианты, маги, алхимики, врачи, хирурги, солдаты, сутенеры, проститутки, нотариусы, купцы. Далее идут сукновалы, ткачи, шорники, красильщики, кондитеры, сапожники; садовники, художники, рыбаки, цирюльники; бальи, сельские стражники, таможенники, менялы, портные, парфюмеры, торговцы требухой, мельники и так далее»9. Причины запретов таились также в присутствующем мифологическом сознании, и страхе перед кровью (для хирургов, мясников, аптекарей и других), грязью (для красильщиков и поваров и прачек). Также осуждались профессии, занятие которыми приводило к грехопадению. Чревоугодие, например, было поводом для неодобрения трактирщиков, пекарей и кондитеров. Порицанию подвергались содержатели таверн, в чьих заведениях всегда присутствовали греховные вино, игры и танцы. Крестьянство в средние века, конечно, не было под запретом, но в то же время не относилось к сословию рабочих. Крестьяне становились чаще проблемой для государства, поскольку исповедовали язычество и не хотели принимать христианскую веру. При этом они были необразованные и не стремились к улучшению своего положения.

Запреты на профессии постоянно пересматривались. В XI-XIII веках на христианском Западе происходит экономическая и социальная революция, которая приводит к стремительному росту городов, и вместе с тем развитию производства и разделению труда. Рождаются и развиваются новые профессии, появляются и заслуживают полноправное место в социальной структуре новые профессиональные категории; новые социально-профессиональные классы разрастаются, приобретают силу и значимость, завоевывают престиж, соответствующий их силе. Они добиваются того, чтобы их уважали и с ними считались. В это время значительно уменьшается количество запрещенных профессий.

Причины неуважения к труду постепенно переосмысливаются. Хотя остается неизменным убеждение: человек создан по образу и подобию Божьему и должен в своей деятельности уподобиться ему. Труд Божий - это Творение. Значит, человек своим трудом должен создавать что-либо. Деятельность, которая не приводит к созданию чего-то нового, считается дурной или низкой. Трудом можно обеспечивать урожай, как это делает крестьянин, или из сырья создавать изделия, как ремесленник. Купец вызывает неодобрение за то, что он ничего не создает. В 1351 году Поместный собор Византийской Церкви принимает догмат о Божественных энергиях: он утверждает, что человеку - тварной природе возможно соединение с Богом по энергии и невозможно соединение по сущности10. Христианская культура утверждает восхождение человека к Богу как способ обретения собственной личности, духовное преображение души, ума и тела. Сопричастность с божественным началом представляет собой высшее духовное состояние, к которому призван человек и которого он может достичь. Церковнослужители находят, что подобное духовное состояние исходит из таинства соединения души человека с Божественной энергией – благодатью. Действие благодати проявляется в виде радости, утешения, доброты, любви, спокойствия, твердости, постоянства, душевной гармонии. Наличие этих состояний не зависит от экономического, социального положения, культурного уровня и физического состояния. Противоположностью этому состоянию станет раздражительность, неуступчивость, агрессивность, жестокость, уныние, внутренней нестабильность.

В эпоху Средневековья складывается принципиально новая традиция воспитания. Для нее характерны - особое внимание к личности человека и душе, приоритет веры над знанием и наукой, неразрывная связь образования с нравственным воспитанием, осознание высокой роли труда и трудового воспитания с ранних лет, подготовки к физическому и духовному труду.

Средневековое образование, его возникновение и становление, связывают как правило с развитием церковной культуры. «Впервые вопрос о необходимости разработки программы церковного обучения в целях осознания народом христианства был поставлен философом и богословом поздней античности Аврелием Августином (Блаженным), который одним из первых выступил против присутствия языческих начал знания в христианском воспитании… Его образовательная программа предусматривала светские знания, необходимые

христианскому полемисту и проповеднику, - изучение языков, истопи, диалектики, риторики, основ математики, способствующих также, по его мнению, углубленному пониманию религии. Эта программа предназначалась как для закрытых, «внутренних» монастырских школ, готовящих учеников для монашества, так и для открытых, «внешних», обучающих будущих священнослужителей и лиц мирской службы. Из философов, заслуживающих изучения в школе, Августин Блаженный рекомендовал произведения последователей Платона как наиболее полно отражающих христианство»11. В начале VII века благодаря активности монашества появляются первые школы при церквях. Эти школы давали возможность классового продвижения даже для людей с низким социальным положением. Вместе с тем, образование служило и средством приобщения человека к общественным нормам, укрепления государственного и церковного порядка.

Появление множества текстов и сочинений о воспитании стало предпосылкой для обособления педагогики в отдельную зарождающуюся науку. Помимо распространения множества церковных и нецерковных школ средневековье выработало такую форму обучения, как ученичество. Мастер-ремесленник брал себе в подмастерье одного-двух учеников за определенную плату. Подобное обучение могло длиться от двух до шести лет. По прохождении курса ученик мог самостоятельно зарабатывать себе на жизнь тем видом труда, которому его обучили.

Модели идентичности личности в психологии и социологии

Хотелось бы отдельно коснуться тенденций, которые определяют формирование идентичности сегодня. Степень свободы гражданина в Европейском обществе менялась от жестко ограниченной до либерально демократической. Новые условия обеспечивают людям гораздо больший простор для выбора своего образа жизни, мировоззрения, увлечений, профессиональных устремлений и поиска своей идентичности. Однако, с другой стороны, увеличивается давление на человека в виде необходимости сделать выбор и принять для себя определенное решение по поводу своей идентичности. Несколько веков назад возможности для самоопределения были сильно ограничены полом, родством, положением в обществе. У мужчин и женщин были совершенно разные возможности для того, чтобы обозначить себя в обществе, и, как правило, эти пути были закрыты для противоположного пола. Постепенно большинство подобных ограничений были сняты и возникли диапазон свобод и широкий выбор возможностей для реализации собственного потенциала и выбора жизненного пути. Индустриализация, урбанизация, развитие торговых отношений, социальная и географическая мобильность предоставили человеку возможность выбирать, кем он хочет быть, чем он хочет заниматься.

Современное образование сыграло особую роль в данных условиях. Образование в настоящее время служит универсальным фоном для широкого круга профессий, специализация в определенной области происходит на последнем этапе образовательной карьеры. Опора на образование освобождает человека от прежних ограничений, таких как пол или семейное положение, и дает возможность начать профессиональную деятельность в интересующей сфере и поменять сферу в случае неудовлетворительных результатов. Весьма распространенная в прошлом система ученичества в подмастерьях готовила к определенному виду деятельности и была бесполезна в случае отказа от этой деятельности. Таким образом, ученики были достаточно крепко привязаны к выбранному ими или их ближайшим окружением профессиональному пути. Либеральное же образование предусматривают подготовку специалиста широкого профиля в заданной области, предлагая мораторий в области профессионального самоопределения. Однако это в свою очередь порождает новую проблему - имея возможность выбирать, человек теряется и часто жалеет о выборе, который он не сделал. Непережитое становится более серьезным переживанием, упущенным лучшим образом собственного Я. «В высокодифференцированных обществах, -по сравнению с тем путем который открывается индивиду в иных, менее дифференцированных обществах, - чрезвычайно разветвлен, хотя степень этой разветвленности отличается у индивидов, принадлежащим к различным социальным слоям… Природа обществ, требующих от отдельного человека более или менее высокой специализации, как раз состоит в том, что на обочине остается множество неиспользованных альтернатив, непрожитых жизней, несыгранных ролей, непережитых переживаний и упущенных возможностей»71.

В то же время изменения, которые происходят в структуре общества, предполагают плюралистическое разнообразие жизненных ценностей и толерантное отношение к ним. В период единства государства и религии вопросы морали и базовые ценности рассматривались как объективные факторы, а не вопрос личного выбора. В современном западном обществе декламируется, что каждый человек вправе следовать собственным убеждениям и идеалам. Однако это накладывает на каждого из нас ответственность за свой выбор. «Человек оказывается перед непрерывно трансформирующейся позицией выбора между приятным, неприятным и должным. Одновременно процесс идентицификации и, прежде всего, самоидентификации становится постоянной борьбой с миром, причем и природным, и культурным»72.

Наличие же самих ценностей и ориентация на них необходима человеку, поскольку они являются определяющими факторами при наличии некоего выбора, на них ссылаются как на независимый моральный эталон. Но что важнее, эти ценности наполняют жизнь положительным значением и смыслом. По мнению Хабермаса, подобные базовые ценности легко разрушаются и теряют свою актуальность в эпоху постмодерна. Он выделяет, что по отношению к рациональности сейчас существует две позиции: первая «реалистическая», основывается на онтологической предпосылке мира как случайности, а установившемуся в мире порядку вещей соответствуют рациональные и целенаправленные действия; другая позиция – «феноменологическая» -предполагает, что действующий рационально индивид сам выступает предпосылкой объективного мира73. Традиция, опираясь на религиозные ценности, объясняла необходимость тех или иных поступков человека, однако современные условия заменяют прежние ритуалы рациональными процедурами принятия решения. Такой способ действия часто оказывается эффективен, однако не находит моральной основы, характерной для Традиции. Религия более не имеет прежней силы. Однако основной проблемой является то, что замена прежним ценностным установкам еще не найдена.

Утрата ценностных основ становится распространенной проблемой в западном обществе, поскольку возникает культурный дефицит, при котором жизнь утрачивает прежнее значение, и нивелируются базовые принципы. На смену приходят новые интерпретации, теперь нравственный императив понимается как стремление к реализации собственных интересов и самоактуализации. Подобная ориентация на самого себя является беспрецедентной. Прежде человек был медиатором, сыном Неба и Земли и в то же время важным элементом в механизме общественной системы, позднее он стал онтофанией, человеком-творением, ищущем спасения в Боге. Теперь человек становится самим собой74. Согласно этой новой точке зрения, он имеет моральное право и даже обязанность, делать то, что хорошо для него, например, познать и научиться понимать самого себя и культивировать свои способности и таланты. Так, озабоченность собственной идентичностью в последнее время – это не просто мода, а скорее отражение возникающих проблем в области самоопределения, ценностных ориентиров, осмысленности собственной жизни. «Современная «невротическая» культура для решения возникающих конфликтов, в том числе личностных, начинает обращаться к внутреннему потенциалу. Так, К. Хорни пишет, что для развития отдельной личности более продуктивным оказывается метод самоанализа. Пресыщенность внешними «продуктами культуры» оказывается столь велика, что выдвигает лозунги: «помоги себе сам», «спасение утопающего – дело рук самого утопающего», «сделай своими руками»

Профессиональные требования к специалисту в современной культуре

Существующие в мире культуры не нуждаются в единственно верной, с точки зрения Запада, системе либеральной демократии. Так, нынешний восточно-азиатский экономический успех нельзя объяснить тем, что в ней, наконец, приняты западные идеи, этот успех обусловлен самой восточно-азиатской культурой; также как причины провала принятия демократических идеалов в большей части мусульманского мира кроются в исламской идентичности и культуре.

Известно, что ведущие лидеры европейских стран сегодня заявляют о несостоятельности разработанных ими стратегий межкультурного взаимодействия. В октябре 2010 года Канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила о полном провале попыток построить мультикультурное общество в Германии. Премьер-министр Баварии Хорст Зеехофер провозгласил: «Мультикультурализм мертв». И не менее радикальные утверждения содержатся в открытом письме уже упомянутого Ральфа Джордано по поводу заявления президента ФРГ Кристиана Вульфа: «политический и воинственно настроенный ислам невозможно никуда никак интегрировать, да и «обычный» ислам более чем достаточно проблематичен»108. Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон также оценивает негативно политику мультикультурализма в своей стране: толерантность, основанная на невмешательстве в дела тех, кто отвергает западные ценности, себя не оправдала. Но, при этом, Д. Кэмерон, в отличие от Р.Джордано, проведет четкую грань между исламской религией и идеологией исламского экстремизма и делает более «мягкие» выводы109.

Сегодняшние попытки интегрировать беженцев в Европе ярко демонстрируют различие культур в странах Африки и Ближнего Востока, как между собой, так и в рамках европейского общества. Опыт Франции показывает, что спустя три поколения, иммигрировавшие в страну мусульмане в 60-70-е годы, сохраняют свою субкультуру, не признавая европейские трудовые и цивилизационные ценности. Сегодня беженцам предлагают всевозможные образовательные программы, чтобы их пребывание в европейских станах было максимально комфортно для них, но не в меньшей степени и для местного населения. Знание языка еще не гарантирует отсутствие барьеров для взаимодействия тех и других. Мигрантам нужно усвоить правила поведения в обществе с другой культурой. Особенно актуальны проблема принятия гендерного равенства со стороны беженцев из мусульманских стан, поскольку для них женщина является практически собственностью мужчины, и зачастую обычное поведение европейских женщин воспринимается ими как провокация. Фактически эти программы направлены на перевоспитание уже взрослых людей, коррекцию их поведения, традиций и взглядов. «Германия - это чистая страна, мусор необходимо выбрасывать в специально предназначенные для этого мусорные баки. В Германии сначала оплачивают товар в супермаркете, а затем уже его открывают», - так прямолинейно беженцам объясняют правила поведения в земле Баден-Вюртемберг»110. Приходится объяснять самые элементарные по европейским стандартам правила: в Европе нельзя купить себе жену, нужду здесь справляют исключительно в туалетах, а не на улице, в парках, или у заборов, билеты покупают перед поездкой в общественном транспорте и т.д. Назревающий кризис ставит под угрозу не только спокойствие граждан, но и возможность существования Европейского Союза, единой экономической зоны, в которой прежде все могли перемещаться без ограничений.

Как следует из заявлений современных политиков, ими осознан тот факт, что «концепция мультикультурализма базируется на упрощенных и редуцированных предпосылках. Уже в самой идеологии модерна, отказавшей трансцендентной реальности в праве гражданства, содержался исток большой проблемы. От того, что религию объявили частным и индивидуальным делом, не значит, что она не может навязать свой тоталитарный дискурс рационалистическому сообществу»111.

Политическое либо экономическое взаимодействие между различными традициями возможно при наличии некоторого регламента, установленных рамок, при этом каждая из сторон может оставаться целостной и сохранять свои ценности, однако культурное взаимодействие предполагает проникновение и попытку «примерить» ценности другой культуры на себя, либо же наоборот. Понимание возможно только лишь в случае полного погружения и проживания, через отчуждение собственного культурно-исторического прошлого и абсолютное принятие традиций и ценностей новой для себя культуры. Это своего рода подвиг отрешения от собственных предрассудков и принятие нового для себя опыта как единственно возможного и правильного.

Коллективное сознание, до глубины восприятия охваченное мифопоэтическими взаимосвязями и смыслами, имеет все признаки синкретического сознания: эмоционально-образное восприятие мира, которое впоследствии имеет логическое его осмысление, единство в объяснении реально наблюдаемых явлений природы и вымысла. Это так называемые «медленные» общества, в которых преобладает повторяемость циклов жизни, традиции, канон.

Традиционное общество характеризуется мифологическим сознанием. Для того чтобы сформировалась идентичность какой-либо общности, ей необходимо обособиться от остального мира, закрыться от взаимодействия с другими культурами и сформировать свой собственный взгляд на мироздание. В это время формируются традиции общества, правила поведения внутри общности, внутренняя иерархия, табу, возникает татем. После того, как идентичность сформировалась, общность становится устойчивой и может начинать взаимодействовать с другими группами, не опасаясь за свою целостность. Кроме того, теперь, взаимодействуя с другими культурными группами, она развивается и обогащается. Одной из главных характеристик общности являются ее традиции. Она является опорой идентичности. Человек, отрицающий связь со своей культурой, теряет самого себя, ибо корни традиции являются опорой для собственного самоопределения.

В центре мироздания традиционного общества всегда стоит сакральное, священное. «Сакральное – это отношение к миру как к открытой системе, каждый элемент которой напрямую восходит к божественному началу, проявляющему себя сквозь этот элемент»112. Это невидимое, неуловимое присутствие, будучи зафиксированным, вызывает у человека особое чувство – смесь предельного беспричинного ужаса и головокружительного восторга.

Таким образом, традиционные общества гораздо крепче стоят на ногах, чем наукоцентричная Европа, переживающая в настоящий момент кризис духовности и пытающаяся вернуть религиозные идеалы обществу, потерявшему свои ориентиры. Даже если некоторые ритуалы принимаются в обществе, они не выполняют своей системообразующей функции, не выполняют свою центральную роль. М. Элиаде ссылается на работу Юнга «Современный человек в поисках души», в которой по его словам «он подразумевал, что современный мир, находящийся в кризисе со времени своего глубокого разрыва с христианством, находится в поисках нового мифа, который позволит ему черпать из новых духовных источников и обновит его созидательные силы»113.

Медиареальность как актуальная форма репрезентации современной культуры

Быть уверенным, что именно такие профессии будут актуальны, и именно такие навыки следует развивать, невозможно. Есть определенные направления, которые в данном исследовании уже определили как перспективные - комплексные понимание и знание культуры, этнический, культурный и религиозный плюрализм, признания культурного разнообразия, системность мышления на основе здравого смысла, углубленные навыки работы с компьютером, клиентоориентированность и умение работать в условиях неопределенности.

Классические учреждения культуры, использовавшие привычные методы на протяжении многих лет, также вынуждены меняться, чтобы соответствовать современным стандартам и оставаться актуальными. Музеи - учреждения, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью — уже отходят от традиционного формата экспонатов за стеклом с описательной табличкой рядом. Сейчас в каждом музее хочется видеть медиаповерхности, интегративные коммуникации, виртуализацию пространства, возможность трогать руками. Музей превращается в живой квест, гиперссылку, наполненный виртуальными экспонатами, материалами, знакомство с которыми проходит с экрана монитора. Геймификация — один из трендов современности, познание, обучение, воспитание, образование - все может происходить через игру, и все усваивается легко и с интересом, поскольку игровая форма позволяет увлекать и удерживать внимание продолжительное время.

Непременными условиями достижения профессиональной идентичности культуролога являются социальная практика взаимодействия с другими и с собой, личностное включение студента в освоение профессиональной деятельности, профессиональный опыт самостоятельной деятельности студента в процессе обучения, использование потенциала досуга в целях приобщения к социально-культурным процессам в обществе, использование диалогического подхода во взаимодействиях преподавателя и студента, обеспечивающий сопряжение эмоционально-ценностного и профессионально-личностного опыта их носителей.

Личностное включение и заинтересованность студента в освоении профессии являются ключевыми в процессе обучения и овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками. Поступая на учебу в вуз, студенту нужно включиться в образовательный процесс как можно скорее, для того чтобы его обучение в университете стало продуктивным, целенаправленным, успешным. Система высшего образования, его формат и цели в корне отличаются от привычных для учащегося образовательных стандартов принятых в стенах школы. Его личная заинтересованность поможет ему быстрее влиться в процесс обучения, стать самостоятельным и осознанным студентом, примерить на себя идентичность выбранной специальности.

Досуговую деятельность студента можно так же рассматривать как способ профессионального совершенствования и роста. Обращение к искусству при этом рассматривается не как самоцель, а как средство духовного развития личности, формирования самоанализа, самооценки, эмпатии, преодоление трудностей в общении, кроме того, в непосредственном соприкосновении с эстетическими ценностями раскрывается и совершенствуются этические способности личности, воображение, чувство тона, ритма, гармонии, ассоциативное и «пластическое» мышление, способность воспринимать форму и содержание в их единстве. Досуговое время, при творческом подходе к его освоению удовлетворяет потребность в свободе и независимости; способствует раскрытию природных талантов, приобретению полезных для жизни умений и навыков; стимулирует творческую инициативу; способствует формированию ценностных ориентаций; способствует формированию объективной самооценки; формирует позитивную Я-концепцию; обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие; способствует самовоспитанию личности; формирует нормы поведения в обществе.

Значимым звеном в профессиональном образовании является личность преподавателя. Его статус, опыт и знания могут положительно сказаться на формировании профессиональной идентичности студентом через идентификацию и подражание референтной личности.

Образовательные стандарты предполагают подготовку специалистов для достаточно обширного спектра возможностей занятости. При этом тенденции таковы, что многие профессии устаревают и становятся невостребованными, однако на их место приходят другие, комбинирующие знания, умения и навыки из самых разных областей профессиональной подготовки. Быть гибким, готовым к переменам, откликаться на тенденции, обозначающиеся в обществе – это обязательное требование к современному специалисту.