Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование этнической идентичности в дискурсе современной моды (XX-XXI вв.) Чернодед Анастасия Борисовна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чернодед Анастасия Борисовна. Формирование этнической идентичности в дискурсе современной моды (XX-XXI вв.): диссертация ... кандидата : 24.00.01 / Чернодед Анастасия Борисовна;[Место защиты: ФГБОУ ВО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.»], 2018

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Мода и этническая культура – дискурс и механизмы идентичности 20

1.1. Мода как объект изучения гуманитарных дисциплин 20

1.2. Этничность в структуре социальной идентичности и строение этнического самосознания 39

1.3. Проблема моды в контексте исследований этнической культуры 56

Глава 2. Влияние этнического фактора на мировую модную индустрию 62

2.1. Отражение этнических процессов современной индустрией моды 62

2.2. Этнические мотивы в контексте современной высокой моды 85

2.3. Современная мода: этническая идентичность и глобализация культур 137

Заключение 146

Список литературы 150

Приложения 171

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Актуальность темы исследования заключается в том, что этнокультуры являются неизменным и наиболее плодотворным источником появления новых форм и образов в современном костюме.

Проблема феномена моды на протяжении XX–XXI вв. неизменно вызывала интерес у ученых разных отраслей знания. Она множество раз являлась объектом исследования многих отраслей знания: культурологии, искусствоведения, социологии, философии психологии и др. Это связано с неоднозначностью и многогранностью данного явления, оказывающего влияние на многие стороны человеческого бытия.

Мода в качестве проводника между социальными и культурными
идеями и повседневностью стала существенным фактором, оказавшим
серьезное влияние на процессы культурной динамики XX в. Изменчивость и
быстротечность этих процессов приводит к необходимости разработки
новых стратегий исследования культуры в целом и моды, в частности,
позволяющих выявлять основные закономерности развития изучаемых
феноменов. В этой связи изучение моды представляется наиболее
интересным именно в рамках культурологического и философского знания,
обладающих междисциплинарным статусом, поскольку позволяет

проследить как историческую, так и современную динамику культурных процессов.

Актуальность темы исследования обусловлена переходом моды из обыденного явления в разряд феноменов культуры и неразрывно связана с расширением границ ее влияния на все сферы деятельности человека и пониманием его экзистенциальных ценностей. Данный переход наглядно прослеживается при анализе эволюции моды, начиная от появления ее праэлементов в доиндустриальном обществе и заканчивая преобразованием в систему, с элементами самоорганизации, в эпоху постиндустриализма. Постепенно мода становится фактором, дающим ценностно-образующие параметры обществу и ценностные ориентации культуре, а также мода выступает в качестве ценности в современном западноевропейском обществе.

Современное постиндустриальное общество вступило в фазу нелинейного развития и не является простым продолжением общества индустриального. В свою очередь культура также представляет собой сложную эволюционирующую структуру и предполагает возможность трансформации и структурной перегруппировки элементов, где одним из воплощений трансформации является мода.

В результате смены мировоззренческих установок и традиционных ценностей, происходящих в период постиндустриализма, конструируется новая мода, состояние которой, ее основные признаки, характерные особенности, позволяют говорить о ней как о системе с элементами

самоорганизации. Именно это ее состояние представляет интерес для исследователя.

Сложная природа моды развивалась вместе с динамикой общества, поэтому социальная обусловленность и направленность моды, ее укорененность в социуме неизменно являются актуальной темой для исследования. Экзистенции моды, как правило, выражаются в непрерывных изменениях, ориентации на новизну и неожиданность. В этой связи обостряется проблема личностного выбора в области модных новаций. Нельзя не отметить регулятивное воздействие моды, способной детерминировать сознание человека, что особенно актуально в обществе массового сверхпотребления.

Следует также подчеркнуть исторически обусловленное влияние западноевропейских ценностей на формирование единого мирового поля моды. Именно Западная Европа заложила основу для интернационализации моды. Данное явление, имея несомненные плюсы (возможность любого человека в любое время и в любом месте земного шара присоединиться к единому модному пространству), приобретает и отрицательные черты, например, всемирная экспансия массовой американской культуры). В связи с этим остро встает вопрос об утрате своеобразия культурных традиций разных народов. Поэтому чрезвычайно важным является вопрос о том, в какой форме и каким образом те, кто имеет отношение к модным новациям, оказывают влияние на актуализацию, распространение и функционирование культурных ценностей Запада во всем мире. Несомненную значимость также приобретает рассмотрение преломления тенденций глобализации в сфере моды.

Моду нередко рассматривают как своеобразный и неповторимый элемент культуры, оказывающий на нее свое влияние в виде выработки культурных норм и ценностей. Однако мода последних лет в контексте примененного к ее явлениям постмодернистского дискурса производит впечатление полной дезориентации и потери ценностных ориентиров. Полистилизм, реминисценции к стилям прошлого, компиляция и цитирование - вот характерные черты моды третьего тысячелетия. В связи с этим остро встает вопрос о будущем моды как феномена культуры.

Эволюция моды, выраженная в развитии от простых форм к сложной системе, приблизилась к точке бифуркации – состоянию выбора нового пути развития, пройдя которую, современная мода либо выйдет на качественно новый, ранее не известный уровень, приобретя совершенно иные смыслокультурные основания, либо исчезнет из жизни социума как самостоятельное явление-феномен, растворяясь в абсолютной свободе выбора из множества разнообразных мод, устанавливаемых каждым индивидом в отдельности.

Явление этнической моды в одежде до сих пор не стало объектом целенаправленного научного изучения, что явилось одной из причин написания данной работы. Во многих исследованиях рассматриваются

только отдельные элементы этого феномена. В целом они сводятся к изучению отдельных частных случаев влияния этнических культур на моду, при этом общая картина не раскрывается.

Выявление причин становления, формирования и поэтапного развития феноменов костюма представляет комплексную историко-культурную, психологическую и искусствоведческую проблему, попытки решения которой в настоящее время становятся возможными во многих областях знания. Определение функций костюма в различных сферах деятельности человека, возможно, является основополагающим аспектом изучения данных явлений на разных стадиях исторического развития.

В XX – XXI вв. дизайнеры не перестают искать вдохновение в этнических культурах и их творчестве, зачастую элементы этнодизайна видим не только в декорировании предметов, но и в моделировании модной одежды.

Одними из основных для исследования понятий являются «этнос» и «идентичность». Эти понятия уже давно приобрели междисциплинарный характер. Реакции общества на глобализацию и модернизацию современной культуры требуют осмысления. Существует потребность ответить на вопросы «кто мы?», «кто наши предки?», «какие традиции соблюдаем?», «что мы едим?», «что мы носим?», объединяет ли нас общая коллективная историческая память, и эти вопросы стимулируют изучение идентичности. Понятие этноса, как категории, обобщающей признаки этнических общностей на всех этапах истории человечества, разрабатывалось преимущественно в российской, советской и постсоветской этнографии.

Современные миграционные процессы, вызванные экономическими и
политическими причинами, привели к смешению многих национальных
традиций. В ряде государств, таких как США, Канада, Австралия, вызванные
этническим многообразием проблемы принято интерпретировать и решать в
духе концепции мультикультурализма. В Европе и России подобные
тенденции получают более сложную и неоднозначную оценку и в рамках
идеологической риторики, и в повседневной практике. Тема

мультикультурализма в России все чаще рассматривается в исследованиях
отечественных культурологов, политологов и социологов как вариант
разрешения проблем на этнонациональной почве. Критики же

рассматривают мультикультурализм как разрушительную идею, которая расколет единое культурное пространство страны на фрагменты и приведет к напряжению в межэтнических отношениях, будет способствовать не диалогу культур, а их конфликту. И мода на сегодняшний день образно, через символическую систему отражает сложные процессы интеграции и дезинтеграции национальных и этнических процессов.

Степень изученности проблемы. Необходимо выделить несколько подходов к изучению моды. Теоретические основы изучения моды с культурологической позиции были освящены Л.В. Петровым, Э. Сепиром, Й. Хейзингой и др. Например, по мнению Л.В. Петрова, в оформлении

внешнего вида человека играют важную роль знаковые системы, и они
должны отражать социальный статус человека, его половую

принадлежность, статусно-престижное положение и возрастную группу. Э. Сепир писал о месте моды в личностной идентификации, укреплении своего «Я» и самовыражении.

Исследуемая проблема привлекает внимание ученых из разных областей знания, что потребовало изучения обширного круга научной литературы. В контексте исследования большое значение имеют труды, посвященные теоретическим аспектам культуры таких ученых, как Э.С. Маркарян, В.М. Межуев, М.С. Каган, А.С. Кармин, А.Я. Флиер и др. Также немаловажный интерес представляют работы, затрагивающие проблематику массовой культуры, которая имеет непосредственное отношение к объекту исследования. Данному феномену посвящены работы зарубежных ученых: Т. Адорно, X. Ортеги-и-Гассета, М. Хоркхаймера и др., а также отечественных исследователей: А.В. Захарова, А.Ф. Полякова, К.Э. Разлогова и др.

Различные аспекты культуры и этнической истории россиян изучались в трудах В.Д. Бабуевой, К.Д. Басаевой, О.В. Бураевой, И.Б. Галсановой, К.М. Герасимовой, Н.Б. Дашиевой, Н.Л. Жуковской, Т.М. Михайлова, Б.З. Нанзатова и др.

Также следует отметить работы, непосредственно связанные с темой исследования. В истории гуманитарной мысли труды, посвященные проблеме моды, носили как описательный, так и аналитический характер. В той или иной мере, данный феномен нашел отражение в трудах, опубликованных Р. Бартом, И. Богардусом, Ж. Бодрийяром, П. Бурдье, Т. Вебленом, Г.В.Ф. Гегелем, В. Зомбартом, Ю. Кавамура, И. Кантом, А. Кребером, Ж. Липовецкий, Д. Ричардсоном, Л. Свендсеном, Ж.-Г. Тардом, Дж. К. Флюгелем. В отечественной науке мода освещена в работах К.С. Аксакова, Д. А. Башкатовой, Н.А. Бердяева, В. Ю. Борева, Т.А. Гришаевой, А.Б. Гофмана, И.А. Ильина, М.И. Килошенко, О.М. Клименко, А.В. Коваленко, А.В. Коневой, К.Ю. Михалевой, Б.Д. Парыгина, Л.В. Петрова, В.Л. Петрушенко, М.Н. Топалова, Л.И. Ятиной и др.

Особый интерес для настоящего исследования представляют диссертационные работы Е.А. Амброзе, М.И. Галитбаровой, Т.А. Грусман, А.В. Коневой рассмотревшие моду в культурологическом ракурсе. Этнический аспект моды отражен в работах Т.П. Алексеевой, Н.В. Алехиной, Ж.В. Васильевой, А.Ю. Демшиной, З.У. Махмудовой, Т.С. Поздняковой, Р.Ф. Самархановой, B.C. Святогоровой, И. Стар и др.

Большое значение уделяется работам, в которых освещаются
проблемы изучения костюма. Теоретический, исторический и

символический аспекты рассмотрены в трудах А.И. Затулий, Р.В. Захаржевской, Н.М. Калашниковой, О.В. Калашниковой, P.M. Кирсановой, Т.В. Козловой, И.Н. Мерцаловой и др.

Обращаясь к социологическому подходу рассмотрения моды в целом и ее структуры, социальных функций, он характерен для работ А.Б. Гофмана,

В.П. Терина, Г. Блумера и др. В современной отечественной социологической литературе анализу современного состояния моды в России посвящено значительное число публикаций. Существенный вклад в разработку социологических проблем внесли научные труды Е.Я. Басина, В.А. Крючкова, Т.Б. Любимовой и др. Общим для всех социологических концепций моды является признание моды как важного социального феномена, оказывающего влияние на социум. Среди отечественных исследователей необходимо выделить книгу «Мода: за и против» (1973 г.), в которой авторы пытались проанализировать противоречивость моды как социального явления, а также ее место и роль в отечественной культуре. Данная работа, несмотря на ранний год издания, относится к числу наиболее часто цитируемых в российской социологии моды.

При эстетическом подходе мода рассматривается с точки зрения тех эстетических требований, которые предъявляет эпоха. Значимые работы в этой области для исследования: В. Брун «История костюма от древности до Нового времени», Е.Н. Устюгова «Стиль и культура: Опыт построения, общей теории стиля» и др. Альбом В. Бруна «История костюма от древности до Нового времени» знакомит нас с историей костюма: с тем, как он изменялся от эпохи к эпохе (начиная с Древнего Египта и до периода Грюндерства (1871–1890 гг.), когда произошло смешение стилей).

Психологический подход представлен работами М.И. Килошенко «Психология моды: теоретический и прикладной аспекты», Б.Д. Парыгина «» и др. В этом аспекте интересна работа М.И. Килошенко «Психология моды: теоретический и прикладной аспекты» тем, что в книге представлен обзор теорий и гипотез, богатый фактический и экспериментальный материал. В этой книге М.И. Килошенко говорит о моде как о подражании, раскрывает психологические механизмы моды.

Представители философского подхода указывали на знаковость сущности моды и говорили о существовании особого «влечения к моде». Это авторы Г. Зиммель «Философия культуры», В. Зомбарт «Народное хозяйство и мода» и др.

Но одними из самых значимых работ для исследования являются работы историков моды, искусствоведов: Т.В. Козловой «Стиль в костюме ХХ века», Г.С. Гориной «Народные традиции в моделировании одежды», М.Н. Мерцаловой «Народный костюм и мода», Ф.М. Пармон «Композиция костюма», Ж. Липовецкий «Империя эфемерного. Мода и ее судьба в современном обществе» и др.

Теоретическую основу работы составили исследования культурологов и социологов, которые посвящены проблемам мультикультурализма. При изучении специфики и структуры этнической моды необходимо обратиться к теме мультикультурализма как направления западной философии, которое возникло как ответ на культурное и религиозное разнообразие. Различными

аспектами мультикультурализма в своих работах занимались многие зарубежные ученые: Э. Гидденс, М. Кастельс, Ю. Хабермас и др.

В отдельную категорию необходимо выделить литературу,

посвященную этносу и этнической идентичности. Анализ степени
разработанности данной проблемы показал, что в основном исследования
происходят на стыке нескольких наук: философии, культурологии,
психологии, социологии и политологии. Проблема идентичности связана с
философскими проблемами сущности человека, его индивидуальности и
личности. Большинство ученых делали акцент на роли общества в
формировании и существовании идентичности, на зависимость

идентичности от конкретных социальных условий и сообщества. Другие работы посвящены этнической идентичности и этносу: Г. Лебон, Ю.Б. Бромлей, С.А. Арутюнов, С.В. Чешко, Е.В. Дзякович и др.

Основы теории этноса были заложены в 1920-х гг.

С.М. Широкогоровым, который рассматривал этнос как основную форму
существования локальных групп человечества, а основными признаками его
считал «единство происхождения, обычаев, языка и уклада жизни». В 1960–
1980-е гг. концепция С.М. Широкогорова была развита советскими
этнографами. Наиболее последовательной её марксистской интерпретацией
стала дуалистическая теория этноса Ю. В. Бромлея. Он предлагал различать
«этникосы» (этносы в узком значении слова) как совокупности людей,
объединённых общим языком, культурой, самосознанием и самоназванием
(этнонимом), и «этносоциальные организмы», или «ЭСО» (этносы в
широком значении слова) как этносы, сопряжённые с территориально-
политическими общностями (государственно-образующими или
существующими в пределах государств).

Данный термин был разработан в трудах зарубежных авторов, таких как Б. Малиновский, Л. Морган, А.Р. Рэдклифф-Браун, Г. Спенсер, Э. Тайлор и др. Среди отечественных исследователей необходимо выделить работы А.С. Арутюнова, Ю.В. Бромлея, Л.Н. Гумилева, А.В. Костиной, И.Л. Набока, В.А. Тишкова, С.А. Токарева, Н.Н. Чебоксарова, СМ. Широкогорова и др.

Многие иностранные исследовательские работы посвящены теме этнических мотивов в массовой моде. Работа «The Folkwear Book of Ethnic Clothing: Easy Ways to Sew & Embellish Fabulous Garments from Around the World» («Книга этнической одежды: простые способы сшить и украсить невероятную одежду со всего мира») представляет собой иллюстрированный обзор традиционной одежды со всего мира, в ней раскрываются секреты инновационных технологий для изготовления и украшения одежды. В тексте «Dress and Ethnicity» («Платье и этническая принадлежность») исследуется этнос через анализ феномена человека и одежды. Авторы – этнографы, фольклористы – представляют конкретные примеры со всего мира, чтобы проиллюстрировать свои теории и предположения.

В книге «Dress, Gender and Cultural Change: Asian American and African American Rites of Passage (Dress, Body, Culture)» («Одежда, пол и культурные изменения: азиатские, американские и афроамериканские обряды (платье, тело, культура)») описываются обряды совершеннолетия и то, что они служат основой культурных изменений. Для каждой из общин выбор платья отождествляется с культурным подтверждением. «Ethnic Style: History and Fashion» («Этнический стиль: история и мода»). В этой книге прослеживается этнический стиль в Азии, Африке и Америке. Архив фотографий и современные документы показывают, как головные уборы, украшения, и одежда символизируют убеждения, престиж, принадлежащих определенному сообществу.

Выявление элементов системы моды как феномена культуры и определение выполняемых ими функций потребовало изучения литературы по философии и теории культуры. При наличии достаточно большого количества исследований феномена моды не обнаружено концептуального единства в его понимании. Изучение литературы позволило выделить следующие подходы, которые были использованы для построения модели моды как системы, выявляющей своеобразие её единого смыслового поля.

С формированием открытого общества мировой цивилизации в нашу жизнь неизбежно входят стереотипы и стили поведения Запада, с одной стороны, и стремление к общечеловеческим ценностям – с другой. Вопрос в том, в какой форме и каким образом оказывается воздействие на становление и функционирование культурных стереотипов, ценностей и норм современного российского общества теми, кто имеет отношение к модным новациям. Этот вопрос во многом остается нерешенным. Его открытость застрагивает экзистенциальную, ментальную проблемы, связанные, в свою очередь, с поиском глобальных смыслов человеческого бытия. Несомненно, российская культура не может обойтись без поиска новых смыслокультурных парадигм и не учитывать парадигмы, порожденные феноменом моды. При этом она не может игнорировать российские культурные традиции, необходимые для стабилизации и продуктивного развития социальной системы. Поэтому, на наш взгляд, изучение феномена, моды, его значения для формирования нового российского социума и культуры человеческого общества в целом, а также перспектив его развития и управления им является чрезвычайно важной проблемой.

Таким образом, объектом исследования диссертации являются этнические мотивы в моде, а предметом – способы репрезентации этнических традиций в моде.

Цель и задачи исследования. Цель – выявить проявление этнической идентичности в современной моде XX – XXI вв. как актуализирующийся интерес к этническим мотивам.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования обозначены следующие задачи:

  1. проанализировать подходы к исследованию феномена моды, выделить в их многообразии существенные особенности;

  2. раскрыть суть дискурсивного подхода к интерпретации феномена моды;

  3. рассмотреть взаимодействие этнокультур и моды в обществе XX – XXI вв.;

  4. определить циклы и закономерности обращения мировой моды к этническим мотивам в XX – XXI вв.;

  5. выявить проявление этнических мотивов в коллекциях модных дизайнеров.

Методологические основы исследования. Объект, предмет, цель и задачи определили выбор методов исследования – метода социологического наблюдения, системного метода, сравнительно-исторического метода.

Поскольку культурология является наукой, синтезирующей результаты исследования культуры из многих научных областей, применение разнообразных методов и подходов представляется допустимым и оправданным. Непосредственно для достижения цели диссертационного исследования использовались следующие методы:

  1. культурно-исторический метод, позволивший рассмотреть социокультурный контекст появления и развития моды;

  2. диалектический метод, способствовавший раскрытию внутренних противоречий моды как источника ее развития;

  3. структурно-функциональный анализ, который позволил адекватно раскрыть полифункциональность моды;

  4. метод компаративного анализа, применение которого дало возможность сравнить и сопоставить идеи авторов, принадлежащих различным историческим эпохам;

  5. метод системного анализа, на основе которого мода была рассмотрена как сложная система, состоящая из многих подсистем и элементов;

  6. метод моделирования, позволивший посредством идеализации реконструировать теоретическую модель моды.

Системный метод позволяет рассмотреть этническую моду как часть культуры общества. С помощью сравнительно-исторического метода выявлены изменения в состоянии этнической моды в одежде, определены тенденции ее развития. Проводилось социологическое наблюдение за проявлением этнической моды в общественной жизни человека.

С помощью системного метода мода была рассмотрена как сложная система, состоящая из многих подсистем и элементов. В основу была положена классификация А.Б. Гофмана, он выделяет четыре основных элемента, образующих структуру моды: модные стандарты, модные объекты, модные значения и поведение участников моды.

В соответствии со сравнительно-историческим методом выделены два периода во влиянии этнической моды на людей: это XX и XXI вв. Именно в это время этническая мода достигла пика своего развития и продолжает

покорять мир и сейчас. Выяснилось, что 1990-е гг. были самыми яркими и показательными в проявлении этнической моды. Именно тогда знаменитые дизайнеры Жан-Поль Готье, Ив Сен-Лоран, Кензо, Карл Лагерфельд создали свои незабываемые и популярные этнические коллекции, вдохновленные культурами Африки, Азии, Индии.

В данном исследовании использован структурно-семиотический подход и интерпретация, предметом которой является образ как система знаков, несущая культурные смыслы, привязку к этническим структурам.

Выборка составила период 2012–2016 гг., который рассмотрен на основе коллекций осень/зима, весна/лето. Всего проанализировано 200 изображений и 120 фотообразов с показов.

Инструментарий исследования включил характеристики: цветовая гамма, орнамент, аксессуары, основные формы кроя, ткани, компоненты одежды (в вариациях), поскольку она является не только выражением индивидуальности человека, гораздо чаще она подчёркивает его статус, должность, положение в обществе и в политической иерархии.

Достоверность и обоснованность результатов диссертационного
исследования обеспечена проработкой литературы по теме диссертации и за
счет обращения к широкому кругу официальных источников, корректным
использованием материалов визуальных источников и их

репрезентативностью, использованием современных методологических приемов и подходов.

Научная новизна исследования состоит в том, что были расширены и дополнены известные факты взаимодействия этнических культур и моды в обществе XX – XXI вв.; структурированы подходы к исследованию феномена моды; впервые выделены существенные особенности влияния социально-экономических явлений разных эпох на историю костюма; впервые определены циклы и закономерности обращения мировой моды к этническим мотивам посредством анализа этнических коллекций известных модельеров; обоснована гипотеза о существовании циклов влияния этнических мотивов на мировую моду; определена связь циклов влияния этнических культур на моду с циклами исторического развития общества; конкретизированы проявления этнических мотивов в коллекциях XX–XXI вв. модных дизайнеров.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

  1. мода в современном мире связана с идентичностями человека – гендерными, этническими, возрастными, статусными и т.д. Она выступает в качестве проводника между социальными и культурными идеями, оказывая влияние на процессы культурной динамики XX в. Мода воздействует на межкультурные коммуникации во время глобализации, ломает национальные границы, но одновременно с этим старается поддержать национальные культуры;

  2. индустрию моды следует рассматривать как феномен, который, с одной стороны, имеет знаковую (семиотическую) природу, а с другой –

дискурсивную, где дискурс – обусловленный системой социокультурных ограничений процесс конструирования знания о том или ином явлении культуры. При таком подходе мода как совокупность смыслов является продуктом дискурса и пространством его воплощения;

  1. в XX – XXI вв. наблюдается глобализация моды, которая помогла развиться коммуникациям между народами и культурами. Появились новые поликультурные дизайнеры, которые могут сочетать в своей одежде и традиции, и современные концепции, заимствуя при этом из разных культур национальные черты. Массовое обращение к этническому в последние десятилетия способствовало проявлению двойного кодирования: с одной стороны, сохранению аутентичности народов, а с другой – с каждым годом это увлечение ускоряет процесс распада значимости национальных традиций и культур;

  2. обращение моды к этническим мотивам имеет циклическую закономерность, колебания этих циклов зависят от экономической, политической, социально-культурной среды. С развитием общества связана и динамика самой моды, подлинно революционные преобразования в основных образцах – явление относительно редкое и всегда обусловлено социальными изменениями. Толчком для немедленных изменений моды служат политические революции, крупные исторические потрясения (войны). Локальные войны (например, Египетский поход Наполеона I Бонапарта или война в Боснии) также привели к появлению новой моды. Все политические события, которые привлекают внимание общества, влияют на возникновение новых модных стандартов и образцов. Мода циклична, она, словно живой организм, рождается, взрослеет, стареет и умирает, оставляя после себя потомство в виде модных стилей, а иногда исчезает, казалось бы, навсегда, чтобы по прошествии десятилетий или веков возродиться в новом виде. На протяжении XX в. мы видим три наиболее ярких и динамичных периода использования этнических мотивов в одежде и аксессуарах. Это конец 1920-х гг., начало 1950-х – середина 1970-х гг., конец 1980-х – 2000-е гг. Два других периода: начало 1930-х – конец 1940-х гг. и середина 1970-х – начало 1980-х гг. – более замкнуты на внутренних проблемах и мало обращались к традициям других культур;

  3. в современном мире дизайнеры стремятся сделать одежду произведением искусства, для этого они зачастую используют элементы национальных костюмов. Они акцентируют внимание на форме изделия, его цвете и декоре с учетом этнических элементов.

Теоретическая и научно-практическая значимость исследования.

Результаты могут быть использованы при дальнейшем изучении этнических мотивов в современной моде, а также введены в общий контекст культурологических и научно-методологических исследований. Материал, изложенный в диссертации, может быть использован в организации практической деятельности краеведческих и этнографических музеев, при разработке курса лекций по этнической идентичности, по теории и истории костюма, по культурологии и т. д. Также результаты работы могут быть

использованы при работе Департамента культурного наследия в Министерстве культуры.

Соответствие темы диссертации требованиям Паспорта специальностей ВАК Минобрнауки РФ. Исследование выполнено в рамках специальности 24.00.01 - Теория и история культуры. Тема диссертации соответствует п. 2.5. История культуры и история культурологии; п. 1.19. Культура и этнос; п. 1.28. Культурные контакты и взаимодействие культур народов мира; п. 3.9. Социальные условия развития массовой и народной культуры в современных условиях.

Апробация полученных результатов исследования.

Промежуточные и итоговые результаты исследования были обсуждены на методических заседаниях кафедры философии культуры и культурологии СГУ, а также на научных конференциях, форумах и круглых столах различного уровня:

Межрегиональный круглый стол молодых ученых «Региональная культура: опыт исследования» (Саратов, СГУ, 10 декабря 2014 г.);

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием - Дыльновские чтения «Российская идентичность: состояние и перспективы» (Саратов, СГУ, 12 февраля 2015 г.);

Международная научная конференция «Социокультурные факторы национальной безопасности России» (Москва, МГУ, 27-29 мая 2015г.);

Международная научно-практическая телеконференция «Advancesin Science and Technology» (Пенза, Пензенский государственный университет 18 сентября 2015 г.);

IV Международная научно-практическая конференция «Культурное наследие г. Саратова и Саратовской области» (Саратов, СГУ, 22-24 октября 2015 г.);

Всероссийская конференция VII Аскинские чтения «Философия времени: онтологические начала и ценностные дискурсы» (Саратов, СГУ, 21 октября 2016 г.).

Основные положения и результаты диссертации отражены в одиннадцати научных публикациях, из них три опубликованы в изданиях, включенных в Перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук по культурологии.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе содержатся три параграфа, во второй главе - три параграфа. Нумерация параграфов сквозная. В конце каждой главы в виде кратких тезисов сформулированы основные выводы. В приложениях к работе помещены фотографии и рисунки. Работа изложена на 170 страницах, не включая приложение, список литературы включает 237 наименований на русском и английском языках.

Мода как объект изучения гуманитарных дисциплин

При социокультурных отношениях одним из важнейших регуляторов является мода. Мода как феномен проявляется в различных областях нашей жизни и обладает большим влиянием. Она имеет непосредственное влияние на экономическую и социальную жизнь общества. Мода – это средство общения между людьми разных культур, вероисповеданий, политических взглядов. Это форма массовой коммуникации. Многие исследователи подчеркивают, что мода связана с важнейшими психологическими механизмами, такими как подражание, внушение, убеждение. Также напрямую с модным поведением связана социальная идентификация. Это механизм общения, при котором происходит сознательное уподобление и одновременно обособление. Благодаря в том числе и моде, человек уподобляется членам своей группы и при этом противопоставляет себя членам других групп.

Термин «коммуникации» в современном мире имеет большое значение, и поэтому многие исследователи его используют в своих работах, и культурологи, и философы, и социологи, и психологи, и лингвисты. Коммуникативная проблематика оказывается одной из самых запутанных, многие исследователи связывают это с тем, что коммуникация столько же разнообразна, как человеческое общество. Исследовательский интерес к проблемам коммуникации заметно возрос во второй половине XX в. Вызвано это было развитием кибернетики и математической теории коммуникации и систем связи. С появлением работ Н. Винера, К. Шеннона, У.Р. Эшби, наших отечественных ученых А.И. Берга, А.Н. Колмогорова термины «коммуникация», «информация», «информационный обмен» получили широкое распространение в самых разных отраслях науки и стали едва ли не самыми многозначными.

Этот термин будем использовать для рассмотрения процесса обмена и передачи информацией между людьми, и в обществе для воздействия на различные социальные процессы, а также для обозначения связи всех объектов духовного и материального мира. Знания, навыки, традиции и обычаи существуют только в рамках системы культуры. Поэтому сохранение культуры обычно связано с важностью сохранения и передачи культурного наследия последующему поколению

Произошедшие важные исторические события в начале XX в. были тесно связаны с переменами нормативно-ценностных ориентиров во многих государствах. Естественно это сыграло роль в возникновении различных модных образцов, транслирующихся в тенденциях моды. Ведь мода — это отражение постоянно изменяющегося общественного и культурного содержания. И только изучение социокультурного контекста сути моды и ее направлений сможет поднять её на более высокий уровень, способный оторвать суть моды от обычных поверхностных суждений.

Культура одежды относится к одной из важнейших антропологических парадигм и с теоретической точки зрения и с эмпирической. Интерес к одежде появился еще в далеком прошлом, когда кожа, камни и другие материалы имели защитное или декоративное свойство для человеческого тела. После, с течением времени, одежда и аксессуары стали наделяться различными функциями: защитной, эстетической, морально-религиозной, эротической, стали демонстрировать социальный статус и позицию в обществе. Некоторые из этих значений менялись под влиянием культуры, приобретали или теряли новые значения.

Мода является неотъемлемым элементом социальной жизни. Наиболее важными можно считать исследования таких социологов как Г. Тард, Г. Спенсер, Г. Зиммель, В. Зомбарт, Т. Веблен, Г. Блумер, П. Бурдье, которые предложили новые теории моды уже в период индустриального общества. Доктрина социологического подхода к моде была задана работами Г. Блумера во 2-ой половине XX в. На базе эмпирических фактов, Г. Блумер «определяющим в развитии и движении моды считал рядовую публику» [31, С. 321]. Основываясь на тестах, которые были проведены с аудиторией престижных показов, были изготовлены заключения о ведущей роли улицы в формировании fashion тенденций. Одним из главных принципов социологического подхода является массовая природа деятельности моды, катализатором для её распространения могут быть как элита, так и «низы» общества. Основным тезисом является мысль о «власти демоса» в формировании моды. Выбор той либо другой моды, ее актуализация представляет собой активное проявление особенности и общественного статуса. Свидетельством социальной обусловленности моды является её тесная связь с социальным капиталом. П. Бурдье отмечает, что «изменения структуры в мире моды — всего лишь эффект изменения структуры в области власти (области беспристрастных структур меж фракциями доминирующего класса)» [35, С. 87-96]. Мода, являясь ресурсом власти, есть отражение императивных отношений.

Современная мода становится полезным источником формирования новых идентичностей, ведь в ее власти находится не только само тело (его тип), но и его изменение (одежда – это средство трансформации настоящего тела в безупречное «модное» тело). Телесность все чаще является предметом научного интереса в социальных и гуманитарных науках, также благодаря социологии моды. Исследование разных «технологий красоты» (диета, фитнес, бодибилдинг и проч.), промышленности красоты, обращает внимание к исследованию телесности как идеологии современной моды.

Так как объектами для моды стали пол, тело, идентичность и социальный статус, то костюм представляет собой всего лишь личный вариант такого изменения, хотя и более тривиальный для оценивания. При всем этом мода является прорывом к другой, игровой социальности. Акцент в характеристике моды и идентичности сдвигается в сторону игры и ее привлекательности для современного человека и общества, в общем. В игре присутствует бескрайняя вариативность, нежданность, а основное — наслаждение и чувство свободы (точнее ее иллюзия), как раз то, чего так не хватает и одновременно, чем так насыщено современное общество

В итоге трех шагов развития моды, её власть над человеком стала всеобъятной. Сначала мода была более однородной, в ней имелись малые вариации в одежде. Мода выступала как чужое, вне групповое. Позднее мода стала управлять знаковым обменом и референтной группой, главным становится господствующий класс, который задает и выбирает ценности моды. Современная мода становится стилем жизни, происходит проникновение во все до этого не доступные ей сферы. Таким образом, воздействие моды видоизменяется вместе с развитием экономики и социального сектора общества, следует за задаваемыми векторами.

Мода, как правило, существует в тех социальных и общественных системах, которые отвечают следующим признакам: динамичность, открытость, социальная мобильность, избыточность, то есть существует конкуренция.

Сначала мода в культуре рассматривалась как классовое явление и как принадлежность высших классов. Дело в том, что пока не возникло машинное производство, пошив модной одежды требовал больших затрат, поэтому не существовало, так называемой, сезонной моды.

В середине XIV в., после эпидемии чумы 1346—1350 гг. в западнохристианском мире все чаще стали издаваться законы против роскоши и предписания об одежде. На эту тему есть несколько монографий, посвященных отдельным городам, но фундаментальных научных трудов о законах против роскоши, которые сначала издавали короли и феодалы, затем городские власти и аристократы пока нет. В различных формах законы эти просуществовали вплоть до XVIII в. и в определенной мере повлияли на повседневную моду нового и новейшего времени.

Называют три вероятные причины, почему этот закон появился. Во-первых, экономическая причина, необходимо было ограничить расходы на одежду и пресечь расточительство. Во второй половине XIV в. среди дворянства расходы на одежду стали огромными, страсть к богато декорированным нарядам граничила с безумием. Во-вторых, моральная причина, была необходимость поддерживать христианскую традицию скромной и добродетельной жизни. И самая главная, третья причина, идеологическая – одежда должна была стать средством сегрегации. Каждый был обязан носить костюм, который соответствует его социальному статусу, полу, рангу и заслугам. То есть этот закон стал средством сохранения общественной иерархии. Представителя того или иного класса можно узнать по его одежде, не происходит никакого смешивания. Таким образом, с середины ХIV в. одежда человека строго регламентировалась его происхождением, уровнем доходов, возрастом, родом занятий, социальной и профессиональной принадлежностью.

Мода, как социальный феномен начала развиваться в XVI в. в городах Западной Европы. Этому способствовало развитие городской культуры, и необходимость в новых формах коммуникации. В городах стали появляться цеховое производство, которое изготавливало вещи на продажу, потом появилась мануфактура. И естественно, прежде всего, местом, где создавалась мода, был двор короля и высшего класса. Можно сказать, что индустрия моды до конца XIX в. отсутствовала, потому что уровень жизни основной массы населения очень долго оставался низким, потребление было ограничено предметами первой необходимости с функциональными свойствами. Массовое производство одежды не возникло, пока не появился средний класс. Мода как механизм визуальной презентации сформировалась к XVII в. У философов эпохи Просвещения можем уже найти определения моды как значимого явления для общества, И. Кант говорит о моде, как о выражении общественного вкуса, Г. Гегель пишет о роли моды, как средства коммуникации. Примерно с 1890-х до 1960-х гг. производство модной одежды превращается в массовое явление и становится уже индустрией.

Проблема моды в контексте исследований этнической культуры

Процесс глобализации, который происходит в современном мире, вызывает большой интерес у исследователей культурной идентичности и самобытности. Особенно традиционный костюм, ведь он выражает наши религиозные представления, этническое самосознание и помогает нам определиться в категории «свой» - «чужой».

Одежда давно уже не просто убежище от непогоды, но и средство выражения, идентификации и общения. В таком общении человек создает свою индивидуальность через внешние данные. В рамках углубленного изучения визуального языка одежда, мы получаем удивительные открытия о людях, человеческих привычках, особенностях, секретах и т. д. Мы можем прийти к выводу, что одежда, мода, ткани и дизайн никогда, даже в абстрактной форме, не могут существовать без человека, истории, культуры и привычки.

Костюм – это наша материальная оболочка, которая помогает коммуницировать с окружающим миром и пространством, можно сказать, что в костюме заключено миропонимание конкретного индивида. Мода играет жизненно важную, если не самую важную роль, в том, чтобы позволить людям создавать и выражать свою идентичность, особенно в крупных мегаполисах, где они смешиваются с толпой незнакомцев и значение имеет лишь один момент, чтобы произвести на них впечатление. Одежда – это культурные артефакты, встроенные в современные и исторические наборы значений, сформированные социальными и экономическими факторами, отражающие текущие социальные и культурные проблемы. Действительно, большая роль одежды, как мы отмечали, заключается в том, чтобы сделать социальную разницу конкретной и видимой. Но одежда также позволяет нам решать вопросы пластичности тела и идентичности.

Есть несколько причин, по которым возникает необходимость выразить свою личность, и в основном они связаны с вопросами социального статуса, экономического класса, пола, сексуальной ориентации, возраста, расы, этнической принадлежности и религиозного положения. С помощью творческого использования моды люди могут либо подтвердить, либо подорвать некоторые из этих аспектов относительно их идентичности, а, следовательно, передавать визуализированные культурные сообщения о себе. Модное тело - это буквализация характера, вкуса, сексуального предпочтения, экономического статуса, образовательных достижений и т.д.

В связи с этим целесообразным будет введение такого понятия как «игровая социальность». Под игровой социальностью предлагаем понимать – симулякр социокультурной идентичности. Раса, этническая принадлежность и национальность являются тремя важными выражениями при рассмотрении вопросов идентичности. Мы, как люди, естественно привлекаем людей, которые похожи на нас и имеют общую историю. В работах А. Аппадурая, посвященных феномену глобализации в XX в., говорится о концепции глобального этнографа – массовом и быстром движении людей из одной части мира в другую. Это не только породило мировую моду, но и потребность в том, чтобы люди могли показать свое присутствие в зарубежных странах, чтобы общаться с другими людьми, которые разделяют одну и ту же этническую идентичность. Этнический костюм носят члены одной группы, отличаясь от других и говоря о своем культурном наследие.

Многие страны, культуры и религии во всем мире имеют конкретные представления о мужском и женском образе. Джоанн Б. Айхер в книге «Одежда и идентичность» пишет: «Национальная одежда связана с социально-политической концепцией национальных и политических границ, таким образом, определяя граждан конкретной страны» [217, С.302]. Во многих случаях национальная одежда может служить в качестве одежды для одной этнической группы в городе, состоящем из большого числа людей и/или этнических групп. Примером страны, включающей широкий спектр этнической и религиозной идентичности, является, например, Индия.

Сегодня мы можем наблюдать большие изменения в культуре различных народов. Т. Б. Норбуева говорит, что «в эпоху глобализации этнические культуры служат фундаментальными началами, которые противостоят унифицированию культурных ценностей» [53, С.17]. Многие исследователи задаются вопросом: «Как сохранить и развить национальную самобытность и культуру»? Думается, что это возможно в том числе через традиционный этнический костюм, потому что он напрямую связан с процессами в мировой моде, вдохновляя дизайнеров на создание современных коллекций одежды. Многие дизайнеры обращаются к наследию разнообразных культур и опираются на них в создании своих шедевров. «Современный мир многонационален и сейчас становится популярным использование этнических элементов в костюме. Мы можем наблюдать недостаточность изученности появления «этники» в зарубежной моде и необходимость культурологического изучения этого феномена» [13, С. 28].

Следует дать определение понятию этнической моды. Это господство некоторых этнических мотивов в культуре, которые вызваны закономерностями развития экономической, политической, социальной и культурной систем. Использование этнических мотивов ведет к переосмыслению и созданию новых образов. Любой дизайнер всегда опирается на опыт предыдущих поколений, основываюсь на определенном крое, орнаменте и т.д. Перед дизайнерами стоит очень сложная задача, прогнозировать закономерности обращения мировой моды к этническим мотивам. Дело здесь в способности создания новых форм костюма на основе прогноза, который научно обоснован.

В эпоху глобализации, в начале XXI в. мы наблюдаем два противоположных течения. Одно — это культурный универсализм, который почти всегда нивелирует этническую специфику, а другое в противоположность ему – локальное этническое своеобразие региональных культур. Эту ситуацию описал Р. Робертсон термином «глокализация», подчеркивая локальный аспект глобального и глобальный нюанс локального. Все эти комбинации, глобализации и регионализации хорошо подчеркивают суть происходящего сегодня в fashion-индустрии.

Мода способствует культурной и экономической глобализации. К.Ю. Михалёва писала, что «…модная система как институт культурного доминирования и навязывания стандартов потребления, послужила одной из основ процесса глобализации, …одной из инфраструктур, которые обеспечивают движение глобальных потоков, структур и отношений и способствуют им» [147].

Если говорить о глобализации моды, то важной характеристикой является международная интеграция, которая предполагает формирование единого модного пространства на основе глобальной индустрии массовой культуры. Модные глянцевые журналы пропагандируют определенные тенденции, но они не различают этнорегиональные нюансы всех культур, потому что они опираются на международные трендовые агентства, а те в свою очередь разрабатывают актуальный стиль жизни современного человека. Это порождает единое мнение производителей одежды, текстиля, косметики, мебели, и это все то, что составляет нашу бытовую жизнь.

Такие агентства возникли в Европе во второй половине ХХ в., чтобы помочь производителям ориентироваться на модном рынке. Так называемые книги-прогнозы (trend-books) – это «The Future Laboratory», «Studio Edelkoort» и «Trend Union». Например, «Trend Union» делится на несколько книг, каждая посвящена своей теме, основные цвета сезона, направления принтов и узоров, силуэты и формы, есть даже книга о правильном образе жизни и т.д. Люди, которые работают над этими книгами, определяют дальнейшую стратегию развития fashion-индустрии и создают условиях, в которых у многих модных Домов появляются схожие стилистические коллекции одежды. Отсюда, если эта книга-прогноз делает упор на этнику, то этнические мотивы мы можем проследить в любых проявлениях нашей жизни, не только в костюме.

Некоторые исследователи пессимистично настроены по отношению к процессу глобализации. Они считают, что этническая специфика постепенно размывается и скоро совсем исчезнет, в связи с этим понижается статус национальной моды и происходит утрата традиционных систем знаков.

Есть также мнение, что глобализация вызывает обострение вопроса этнической идентичности. Например, А.И. Уткин отмечает: «На рубеже третьего тысячелетия обозначился массовый поворот к старым ценностям вплоть до этнически-трайбалистского начала» [202, C. 171]. Этнические группы стараются противостоять угрозе растворения в унифицированном мире. Разработчикам одежды сейчас приходится учитывать локальный фактор, т.к. такое усиление этнического фактора не могло остаться не замеченным fashion-индустрией.

Этнический стиль сегодня позволяет дизайнерам привнести в моду новый крой, цвет, материал, аксессуары. Голландский бренд «Viktor & Rolf» обращает внимание на культурное наследие своего региона. Авторы воспроизводят традиционный метод пошива и декорирования одежды. Если говорить об отечественном опыте, то это, конечно, В. Зайцев, он пропагандирует актуальность русского костюма, особенности национального кроя, цветовую гамму. Источником вдохновения ему служат сарафаны, кафтаны, понёвы, душегреи и другие элементы русского традиционного костюма (коллекция «Ностальгия по красоте» 1992-1993 гг.).

Локальная мода сегодня пытается противостоять процессу глобализации, благодаря новым медиа некоторые центры моды территориально изменились. Огромное влияние на рынок оказывают российские и азиатские женщины, как одни из самых платежеспособных. Кроме того, сегодня распространены локальные Недели моды в различных городах, таких как Москва, Киев, Баку, Сан-Пауло и др. На таких неделях представляют коллекции местные дизайнеры, которые часто учитывают специфику региона, его традиционный костюм, крой, фасон и орнамент. В восточных fashion-пространствах вообще особое место занимают показы местных модельеров, которые создают одежду для правоверных мусульман и цитируют традиционные исламские мотивы.

Этнические мотивы в контексте современной высокой моды

Во все времена мода подчинялась законам исторического развития общества и отражала настроения данного времени. Каждой эпохе соответствовали свои каноны красоты, которые формировались под влиянием всех сфер жизни. С изменением исторических условий жизни менялся стиль одежды и вся мода.

ХХ в. с бурным развитием в науке и технике расширил возможности моды. Появляются новые материалы, новые технологии кроя и обработки. Это дало толчок развитию нестандартных идей в моделях костюмов. В моде возможно все и все дозволено: платье из денежных купюр или консервных банок, изрезанное в клочья либо собранное из плюшевых мишек, любые цвета и формы, существующие в природе, искусстве, технике, отображаются в моде.

Современная мода – смешение противоречий. Разнообразные стили, строгие и свободные силуэты, короткие и длинные изделия – все слито в единое целое. В моде полная свобода, что, несомненно, является преимуществом, т.к. позволяет подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки.

Если говорить о культуре, то в центре находятся культурные образцы, которые несут в себе конкретное значение. Для моды же все наоборот – ценность образов будет определяться сменой модных стандартов. В связи с этим, А. Гофман говорит о том, как происходит смена инновации в моде: «обновление через актуализацию традиций, отмечая, что данное направление не изобретение современности» [58, С. 43].

Национальные костюмы отражают дух эпохи, указывают на константы общества и определенные культурные заимствования. Исследование процессов, связанных с появлением, продолжительностью и изменением определенных элементов одежды и их состава, оказывает влияние на глобальную систему ценностей, которая идентифицируется, а также на точные условия, при которых формируется и развивается конкретное этническое сообщество. С этой позиции каждый костюм с национальным элементом в определенном этническом сообществе является надежным эталоном политической истории и достоверной иллюстрацией всех социально-экономических отношений и культурного облика в целом.

Возвращение модных образов прошлого возможно с помощью инноваций, которые используют ключевые элементы культуры предыдущих эпох. В центре дискурса моды культура становится ценностью, только если она актуальна здесь и сейчас.

Напоминая о традициях, мода позволяет, этому культурному ядру сохранятся и обновляться. В данном контексте этнотенденции интересны как способ сохранения отношений между человеком и природой, как часть традиционной культуры.

Сегодня пространство повседневности, визуальный образ человека становятся местом пересечения различных пластов культуры. «В результате пространство повседневности становится насыщенным множеством культурных знаков и кодов, это приводит к установлению быта и повседневности. Быт, который раньше противопоставлялся культуре, сейчас становится ее частью», – отмечает В. Лелеко [124, С. 52].

Веками основным принципом костюма был принцип соответствия – «Кто я есть, так я и выгляжу», по нему можно было точно определить не только социальное и семейное положение, национальную принадлежность, но и профессию, место жительства человека. Сегодня же костюм представляет не только реальную, но и желаемую национальную, социальную, культурную идентичность, предоставляя каждому выбор по принципу – «Я выгляжу, как мне нравится/хочется». С данной точки зрения развитие этнического направления в дизайне, которое, с одной стороны, превращает культурные отличия в краску транскультурного образа, с другой – пытается сохранить их как актуальные для современного человека, становится важной темой для изучения. Ведь, как отмечает М. Каган: «Глобализм не всегда является синонимом унификации культуры. Он способен органически вживаться в «тело» культуры только тогда, когда единое общечеловеческое культурное поле органически сливается с традиционно-специфическим, в том числе, связывая распавшуюся связь времен» [90, С. 135].

Самые различные области современной культуры заинтересованы в этнической теме. На общекультурном уровне этот интерес воспринимается в противоположность систематизированным процессам, на субкультурном уровне же – как альтернатива массовой культуре. Это находит свое применение во многих областях жизни человека: в дизайне, музыке, искусстве, моде.

«При анализе места этнотенденций в современном дизайне нужно учесть связь актуализации этнической темы с общекультурными действиями, историю формирования этого направления в моде, главные признаки этнического стиля, творческое осмысление этнической темы у разных дизайнеров» [68, С. 75].

Тема и история национальных мотивов в дизайне выходит за пределы XX в. Но тема этнического костюма – тема послевоенного времени, вообще этническое направление в позиции теории дизайна современный тренд подиумов и уличной моды, очень актуальное направление в общем дизайне.

«Понятие этнического направления более широкое, чем понятие этнический стиль. Если стиль – определенная акцентированность элементов, набор композиционных, технических приемов, нашедших воплощение в конкретном произведении искусства, то направление – больше категория художественного мышления. Этнический стиль в интерьере проявляется через ткани с орнаментом, шкуры зебр, экзотические диковины, маски, которые хорошо сочетаются с функционалом пространства. Специфика этнического мышления связана не только с народным творчеством, но и с национальными особенностями, и с экологическим мышлением, фолк-стиль также можно назвать частью этнического направления» [68, С. 75].

Рассматривая тему этнических тенденций в моделировании и декорировании одежды, следует разграничивать понятия этнических тенденций, национального стиля и фольклорного стиля. С точки зрения теории между ними есть существенная разница. Национальный стиль подразумевает обращение к традициям, их обобщение и трактовку. Этнический стиль в основном нацелен на государственный спектр, экологию этнографической среды и аспекты стиля того либо другого государства. Этнический стиль пропагандирует идею гармонии человека и природы, но не говорит о преобразовании национального костюма в современный. Эта тенденция идет ещё от хиппи, которые предпочитали одежду без половых различий. Их одежда была основана на сочетании этники и ковбойского стиля – рваные джинсы, рубахи, расшитые индейскими орнаментами. Практически хиппи актуализировали новую городскую этнографию, которая до настоящего времени остается одной из главных тем огромного дизайна. Например, одежда 1960-х гг. была вдохновлена костюмами американских индейцев, африканскими племенами, эскимосами Аляски.

Особая тема в исследовании моды – фольклорный стиль. «Фолк-стиль в переводе с английского обозначает стиль в современной одежде, использующий элементы народного костюма» [92, С. 216]. В фолк-стиле идет смешение женственного кружевного стиля и элементов из экологических материалов. Это говорит о взаимовлиянии, о смешении стилей.

Одежда в фольклорном стиле изготавливается из натуральных тканей, вязаных кружев и вышивки. Специалист в области моделирования по народным мотивам Г. С. Горина писала: «фольклорная одежда показала миру моды, помимо структуры народного костюма, дух оптимизма, радости, веры в доброе начало» [56, С.34]. Кантри, деревенский стиль, мотивы европейского крестьянского костюма активно проявляются в моде 1930-х, в повседневной одежде 1970-х гг.

Важно, что ткани обрабатывались с помощью традиционных технологий. Это было связано с тем, что производство искусственных тканей вредно для окружающей среды, ведь они почти не создаются с помощью природы. Популярными являются такие техники украшения одежды, как вышивка бисером и пэчворк. «Вещи, сделанные своими руками, считались символом неприятия буржуазных ценностей, этническая орнаменталистика – частью возвращения к природе. Все это было быстро использовано модной индустрией и высокой модой, некоторые модели приспособили для массового тиражирования. Во многих интерьерных магазинах стали продавать аксессуары для дома с этническим колоритом. Трудоемкость ручной вышивки, ручного изготовления кружева, изделий из бисера сделали их предметом роскоши, и, конечно же, это сразу отразилось в высокой моде» [73, С. 104].

Модельеры, дизайнеры прочитывают этническую тему по-разному. Например, Жан-Поль Готье сочетал этно и ретро с современными материалами. В 1990-е гг. он создает модели в этническом стиле, коллекция «Рабби-шок» (осень/зима 1993/1994) представлена длиннополыми жилетами, головными уборами в стиле «кипы». Коллекция «Тату» 1994 г. – это переосмысление костюмов Африки и Юго-Восточной Азии, с использованием имитации татуировок и граффити.

«Другой вариант развития этнического направления – через актуализацию в дизайне специфики мышления, демонстрируют японские модельеры, которые заставили весь мир увидеть этнотрадицию не как экзотику, а как часть мировой моды. Им удалось сохранить свою культурную идентичность, вписав ее органично в часть современной транснациональной культуры. Ближневосточная мода, влияние которой на мировой арене заметно усилилось последние годы, активно продвигает своеобразие костюма как форму презентации этнической, религиозной принадлежности. Например, Ашиш Гупта эпатажно деконструирует индийский традиционный костюм, а Хусейн Чалаян соединяет европейскую телесность и формы мусульманского костюма» [73, С. 22].

Современная мода: этническая идентичность и глобализация культур

Одной из доминирующих тенденций развития цивилизации XXI в. является глобализация общества. Она оказывает мощное влияние не только на материальные и геополитические аспекты развития большинства стран мира, но также оказывает ощутимое воздействие на духовные и культурные ценности, искусство и моду. Материальные, технологические, информационные и экологические предпосылки, обусловливающие процесс глобализации, проявляют себя на данный момент в различных сферах культуры, искусства, моды. Соответственно их исследование и прогнозирование возможных последствий, как положительных, так и отрицательных, представляется чрезвычайно актуальным.

Для потребителя в западных странах глобализация означает обилие моды, которую продают гигантские ритейлеры. Потребители покупают образы сексуальной силы, атлетизма, беззаботной радости, которые знаменитые бренды распространяют благодаря отличному маркетингу. Но гораздо менее заметным является эффект глобализации на производство моды. Глобальный стиль создается через границы и культуры посредством интернета, фильмов, музыкальных клипов, журналов. Большие торговые центры в богатых странах располагают всеми стилями под одной крышей, они обслуживают потребителей любого возраста, пола, этнической принадлежности и субкультуры.

Сегодня мода не просто многомиллиардная индустрия, которая должна выжить на конкурентном глобальном рынке, это также нематериальное благо и способ передачи изменений обществу. Мода – это культурный товар, который мы каждый день носим с собой, и она играет большую роль в нашей повседневной жизни. Поэтому способ создания и передачи глобальных тенденций влияет, как на распространение культуры, так и на культурные изменения в обществе.

Вообще мода, как и любая другая индустрия, страдает от экономической глобализации. Но, в отличие от любой другой, она производит эфемерные культурные товары, и поэтому на производство одежды еще повлияла новая модель передачи модных течений с культурной глобализацией.

До глобализации распространение тенденций в сфере моды и одежды было направлено вертикально, то есть Дома мод были предназначены для высших слоев общества. Поэтому низший класс всегда подрожал верхам, перенимая у них тенденции. В XX в. ситуация стала меняться, в том числе благодаря изменению роли женщины в обществе. Ярким примерном, конечно, послужит Г. Шанель, дочь коммивояжера и домохозяйки, которая создала один из самых больших модных брендов и изменила правила моды навсегда. Её костюмы были созданы для аристократов, но вдохновлялась она всегда простыми людьми из низов.

Вертикальная система начала разрушаться с середины XX в. Западное общество стало более открытым и демократичным, что не могло не повлиять на распространение моды. Власть и экономический успех перестали быть такими узнаваемыми. Все слои общества могли улучшить качество своей жизни. Мода стала более демократичной, в 1950-е гг. все могли позволить себе носить модную, но недорогую одежду. Некоторые ученые отмечают развитие индивидуализма как одну из причины для изменения в передаче мод. Ж. Липовецкий называл это «второй индивидуалистической революцией», где частная жизнь становится более важной, чем общественная. Гедонистические ценности заменили старые нравственные устои, которые были основаны на послушании.

Теперь модные течения могут распространяться моментально благодаря развитию информационных и коммуникационных технологий. Мода теперь становится для собственного удовольствия и подтверждения свободы. Граница между прет-а-порте и уличной модой исчезла, любые социальные классы теперь могут влиять на дизайнеров. Вертикальное распространение тенденций исчезло, и его заменил, так называемый, хаотичный порядок, то есть все классы смешиваются друг с другом и служат источником вдохновения. Мода распространяется как вирус и чаще всего источник обнаружить сложно. Необычную теорию выдвинул Р. Докинз в книге «Эгоистичный ген» [72], по его мнению, любая культурна идея, поведение, мода или стиль распространяется неуправляемо и называются «мем». Мемы реплицируют себя, прыгая от индивидуума к индивидууму бесконечной имитацией, и сравнивая с генами в теории эволюции Ч. Дарвина, конкурируют друг с другом. Это новая форма передачи тенденций.

Тем не менее, многие критикуют такой подход, считая, что классическая пирамидальная модель все еще существует, а массам просто говорят, что делать или что надеть рекламные и медиа-истории, которые действуют как фильтр тенденций для среднего класса. Но, как бы то ни было, нельзя отрицать тот факт, что сегодня массовая культура оказывает огромное влияние на крупные Дома моды. И при существовании широкого выбора тенденций, сейчас почти невозможно быть полностью, как говорится, dmod (вне моды).

Экономический фактор в обществе потребления становится достаточно весомым для формирования системы моды и определения путей ее развития, в процессе развития, которого наблюдается ряд деструктивных течений. Положительная тенденция развития темпов производства нивелируется кризисом неограниченного потребления и экологическими проблемами.

Потеря индивидуальности, базирующаяся на оптимизирующей «вариабельности» массовой моды и быстро меняющимися трендами, приводит к эскапизму. С. Бенхабиб писал: «Экономическая экспансия неосвоенных рынков интернациональной престижной торговли содержит в себе также культурологическую экспансию, когда государство-лидер навязывает свою моду, культуру, систему духовных ценностей, часто находящихся в разногласии с классическими ценностями государственных культур остальных стран» [18, С.89]. Процесс глобализации открыл рынки для престижной интернациональной торговли. И это привело к ещё более резкому развитию экономики почти всех стран, но и привело нас к общей мировой моде.

Об изменения в современном обществе и общей тенденции развития общества говорил социолог М. Кастельс в книге «Информационная эпоха: экономика, общество и культура». Он считает, что «капитализм в последнее время принял специфическую форму, став жестче по своим целям и гибче по средствам, и приняв глобальный масштаб. Такое новое общество можно назвать сетевым. Наше общество все больше структурировано полярной оппозицией Сети и Самости (идентичности)» [97, С. 204]. В понятие сети и сетевого общества М. Кастельс включает и общественные движения, и транснациональные корпорации, и Интернет-сообщества. Но местные культуры и сообщества пытаются сохранить свою уникальность и идентичность, поэтому постоянно находятся в конфликте с современным капитализмом и стандартизирующим миром.

В области культуры унификация сочетается с локальным культурным кодом, иногда локальные культуры сопротивляются глобализации. Сегодня технические средства могут глобализировать все, что нас окружает – науку, культуру, искусство, туризм, моду и т.д. Наступает момент, когда массовая культура переходит в разряд глобальный и универсальный.

Если рассматривать глобализацию с точки зрения культурологии, то распространение западной культуры несет в себе опасность уменьшения значения национальных культур, распространения единой, гомогенизированной культуры.

Самобытность культуры, по мнению некоторых исследователей, является необходимым условием для легкого вхождения страны в мировое глобальное пространство. Универсальным чертам образа жизни помогает сформироваться одежда, спорт, массовая культура и информационные технологии. Культуры, которые тиражируют эти элементы, занимают лидирующие позиции в экономике.

Современный образ жизни в мегаполисах стандартизирует и унифицирует все вокруг себя. Но при и этом порождает процесс появления специфических субкультур, таких как молодежных, этнических, гендерных, локальных и т.д.

Стиль одежды в современных городах стал более однородным, не подразумевающим мощных национальных и культурных различий. Процесс глобализации моды предполагает объединение общества в единый «модный организм», который зависит от общих тенденций и эталонов глобального рынка. В 1990-х гг. мы наблюдали усиление этой тенденции в связи с возникновением межнациональных компаний, таких как Nike, Gap, либо огромных конгломератов, объединяющих Дома моды под одним именем, например, LVMH Бернара Арно, PPR Франсуа-Анри Пино, Richemont Group. Таким образом, хотя они продают всей мировой аудитории, но владельцами самых важных роскошных Домов моды по-прежнему остаются европейцы. Кроме того, эта концентрация предполагает больший контроль над организаторами, поскольку на карту поставлены интересы более крупного бизнеса. Например, Balenciaga был создан испанским Cristbal Balenciaga, который владел брендом и создавал свои творения, пока не умер в 1972 г. Теперь же креативный директор Balenciaga Александр Вэнг, американец, рожденный от вьетнамских родителей, а сам бренд принадлежит французской группе Kering. И такая судьба у всех брендов, созданных столетие назад и функционирующих по сей день. Исключение составляет только Chanel и Herms, владельцы которых связаны с семьей.

Появление таких конгломератов всегда приводит к глобализации промышленных связей и формированию унифицированной культуры общества. Поэтому глобализацию иногда расшифровывают, как современную форму монополизации и всеобщую вестернизацию («TheWestversustherest») [113, С. 171].