Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Дизайн-деятельность как социокультурная практика: репрезентация в актуальном рекламном дискурсе Епифанова Анастасия Геннадьевна

Дизайн-деятельность как социокультурная практика: репрезентация в актуальном рекламном дискурсе
<
Дизайн-деятельность как социокультурная практика: репрезентация в актуальном рекламном дискурсе Дизайн-деятельность как социокультурная практика: репрезентация в актуальном рекламном дискурсе Дизайн-деятельность как социокультурная практика: репрезентация в актуальном рекламном дискурсе Дизайн-деятельность как социокультурная практика: репрезентация в актуальном рекламном дискурсе Дизайн-деятельность как социокультурная практика: репрезентация в актуальном рекламном дискурсе Дизайн-деятельность как социокультурная практика: репрезентация в актуальном рекламном дискурсе Дизайн-деятельность как социокультурная практика: репрезентация в актуальном рекламном дискурсе Дизайн-деятельность как социокультурная практика: репрезентация в актуальном рекламном дискурсе Дизайн-деятельность как социокультурная практика: репрезентация в актуальном рекламном дискурсе Дизайн-деятельность как социокультурная практика: репрезентация в актуальном рекламном дискурсе Дизайн-деятельность как социокультурная практика: репрезентация в актуальном рекламном дискурсе Дизайн-деятельность как социокультурная практика: репрезентация в актуальном рекламном дискурсе Дизайн-деятельность как социокультурная практика: репрезентация в актуальном рекламном дискурсе Дизайн-деятельность как социокультурная практика: репрезентация в актуальном рекламном дискурсе Дизайн-деятельность как социокультурная практика: репрезентация в актуальном рекламном дискурсе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Епифанова Анастасия Геннадьевна. Дизайн-деятельность как социокультурная практика: репрезентация в актуальном рекламном дискурсе: диссертация ... кандидата : 24.00.01 / Епифанова Анастасия Геннадьевна;[Место защиты: Челябинская государственная академия культуры, искусств].- Челябинск, 2016.- 146 с.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современная культура,

представляя собой сложную многоуровневую и многофункциональную систему, включает субстанциональные социокультурные практики, репрезентуемые в ее ценностях и нормах, и функциональные социокультурные практики, конституирующие сам процесс культурной деятельности. В рамках культурологического осмысления, на наш взгляд, дизайн-деятельность является результатом совмещения названных вариаций: с одной стороны, она репрезентует культурные ценности, сложившиеся в обществе, с другой, способствует продуцированию новых, крайне актуальных в рамках одной из доминирующих тенденций – культуры потребления.

В постиндустриальном информационно-техногенном обществе культ
потребления достиг максимума, с одной стороны, а избыточный
визуальный контент притупил потребительский импульс, с другой.
Вследствие чего, роль дизайн-деятельности выходит на первый план,
провоцируя, с одной стороны, проявление импульсного, спонтанного
потребления как результата эстетически обусловленного восприятия ее
продуктов, с другой – выполняя присущую ей функцию эстетизации
культурной среды в более широком, самоценном смысле. Следует
подчеркнуть, что сегодня практически любое потребление

детерминировано конгломератом различных культурных факторов, среди которых особое место занимает визуальность.

Современный мир наполнен множеством визуальных образов,
реперезентирующих и конструирующих картину мира человека. То есть,
феномен визуальности позволяет создавать не просто интегрированное
представление реальности, а воспроизводить саму эту реальность,
захватывающую актуальностью и образно воплощенной ценностью.
Можно отметить, что визуальная культура сегодня оказалась не просто
источником визуальной информации и эстетического наслаждения, но и
функциональным элементом индустриального производства,

пространством репрезентации продукта для потребителя.

Неотъемлемым элементом пространства современной культуры является реклама, оказывающая влияние на мировоззрение, формирование эстетического вкуса, ценностные предпочтения массового потребителя и, в конечном итоге, картину мира через совокупность рекламных образов. Способность визуального образа взаимодействовать напрямую с эмоционально-чувственной стороной отражения реальности, позволяет наиболее быстро, точно и полно интериоризировать культурные смыслы, представленные в рекламном сообщении, обеспечивая эффективную ориентацию и адаптацию личности в социокультурной среде. С другой стороны, «рекламная визуализация» смысла, формируя стереотипы

восприятия, ограничивает возможности самостоятельного продуцирования этого смысла или проникновение его в сознание через более сложные, самодостаточные образцы культуры.

От качества и «продвинутости» инструментов и технологий дизайн-деятельности зависит успех конкретного рекламного сообщения; от полноты, универсальности и доступности дискурса как организационной структуры современной коммуникации – восприятие фундаментальной культурообразующей информации; от точности и эстетической ценности креолизованного текста рекламного сообщения как продукта дизайн-деятельности – эффективность и успешность соучастия рекламы в конструировании личностной идентичности и самоактуализации в пространстве современной культуры.

Стоит обратить внимание и на тот факт, что современные, наиболее актуальные явления социокультурной среды представлены в большинстве своем через урбанизированные формы. Можно полагать, что горожане, выступая, в том числе, и спонтанными участниками «городского дискурса», считывают актуальные социокультурные смыслы через образы, сконструированные и представленные в знаково-символической форме в текстах наружной рекламы. То, насколько дизайн-деятельность в рекламе точно сконструирует смыслы культуры, опираясь на доступный специфический образно-графический инструментарий, определяет ее роль и значимость в публичном дискурсе.

За последние несколько лет появилось множество работ, посвященных изучению дизайн-деятельности, в которых она рассматривается в контексте различных научных подходов и технологий практической деятельности, исходя из этого становится очевидным, что дизайн-деятельность – это сложное и многогранное явление. Поэтому его изучение требует интегрированного, междисциплинарного подхода, в котором особое место занимает культурологический анализ. Именно такой подход позволит выявить сущностные характеристики дизайна как феномена современной культуры, в основе которого лежит практическая деятельность по созданию продуктов культуры с ярко выраженной в визуальной форме художественно-эстетической природой, участвующих в репрезентации и конструировании ценностного пространства актуальных аспектов образа жизни, определить его место в процессе воплощения дискурсивных миров современной культуры в целом.

Степень научной разработанности проблемы. Проблематизация современной культуры с точки зрения культурологических подходов, актуальных для нашего исследования, представлена галереей следующих авторов: деятельностный подход рассмотрен в работах зрения Н. Злобина, М.С. Кагана, С.В. Комарова, С.И. Кордона, П.А. Сорокина, В.С. Степина, Э.С. Маркаряна, А.Я. Флиера; информационно-семиотические аспекты изучения явлений культуры отражены в работах М.Ю. Лотмана, Ч.У.

Морриса, Ч.С. Пирса, Ф. де Соссюра, Г. Фреге Б. Успенского; аксиологический подход обозначен в работах М.С. Кагана, А.С. Кармина.

Культурная динамика в обществе потребления актуализируется в работах А.В. Ананьевой, Ж. Бодрийяра, Н.В. Гришанина, Ф. Джеймисона, В.И. Ильина, S. Miles, Э. Фромма и др.

Особую группу практико-ориентированных исследований

составляют работы, посвященные изучению и реализации в практической деятельности теории дискурса, разворачивающиеся в текстах: Т. Ван Дейка, В.С. Григорьевой, В.И. Карасика, К.В. Киуру, Н.И. Клушиной, В.В. Красных, Т.Н. Колокольцевой, О.В. Магировской, Е.И. Морозовой, М.Л. Макарова, О.Ф. Русаковой, Г.Я. Солганика, Н.В. Смирновой, V.A. Schmidt, Е.А. Терпуговой, И.С. Шевченко и др.

Проблемы визуальности, визуального мышления в культуре, антропологии, философии разрабатываются в трудах Р. Арнхейма, Р. Барта, Х. Бельтинга, Ф. Броделя, П. Бурдье, М. Вебера, А.В. Венковой, В.Г. Власова, Г.Д. Гачева, О.И. Генисаретского, Ю. Громыко, О. Джеймса, И.А. Добрицыной, А.А. Жигаревой, Л.Б. Зубановой, Н.А. Колодия, В.В. Колодия, М.С. Кухтой, Ю.М. Лотмана, А.Ф. Лосева, Н. Лумана, П. Митчела, О.М. Моргуна, А. Мориса, В.М. Розина, К.Б. Соколова, С.С. Соковикова, А.Р. Усмановой, З. Фрейда, М. Фуко, П. Штомпки, К. Ясперса и др.

Рассматривая дизайн-деятельность в пространстве культуры, мы опираемся на работы Е.Л. Абаимовой, А.О. Андросовой, О.И. Генисаретского, В.Л. Глазычева, Д. Глоага, В.В. Головача, М.С. Кагана, А.Е. Камзина, К.М. Кантора, А.С. Кармина, Т. Мальдонадо, М.С. Мамардашвили, Э.С. Маркаряна, Д. Нельсона, Д. Понти, Л.М. Птицыной, В.И. Пузанова, Г.Рида, П.А. Сорокина, А.Я. Флиера, В.С. Цукермана, Ф. Эшфорда и др.

Исследования культурологического аспекта города как «воплощения культуры» представлены в работах Н.П. Анциферова, В.Л. Глазычева, И.М. Гревса, М.С. Кагана, Г.М. Казаковой, О.В. Киреева, Л.Н. Когана, Т.А. Смолицкой и др. Роль и место дизайна в контексте организации городской среды раскрывается такими авторами, как: Е.В. Асс, Н.И. Барсукова, В.Л. Глазычев, Т.М. Дридзе, М.М. Егоров, Т.В. Ильина, А.В. Иконников, А.Г. Краснобородкина и др.

Несмотря на то, что в современной гуманитарной науке формируется социо-гуманитарная традиция изучения дизайн-деятельности, тем не менее, многие важные аспекты нуждаются в более глубоком и системном осмыслении с точки зрения культурологии.

Проблема исследования определяется противоречием, которое имманентно присуще дизайн-деятельности как социокультурной практике по конструированию визуальной среды современной культуры. Это противоречие заключается в том, что, с одной стороны, она с

необходимостью должна реализовывать прагматическую направленность,
создавая действенный образ рекламируемого продукта, способного
стимулировать потребительскую активность, а с другой – решать задачи
эстетизации окружающей среды, гармонизации и оптимизации

социокультурной коммуникации на различных уровнях. Именно такая
функциональная дуальность определяет специфичное медиальное

положение дизайн-деятельности между рыночной прагматикой и самодостаточной эстетичностью. В подобном статусе эта деятельность требует более глубокого анализа.

Цель диссертационного исследования раскрыть

функциональную значимость дизайн-деятельности в пространстве культуры как культурогенного, смыслонесущего явления, интегрирующего прагматические и духовно-эстетические интенции современного общества, воплощающего это предназначение в конкретике рекламных сообщений в современной урбанизированной визуальной среде (на примере анализа наружной рекламы Челябинска).

Поставленная цель определяет исследовательские задачи:
1. Выявить актуальные проблемные аспектации в осмыслении
феномена культуры современной культурологической теорией,

сопряженные с темой диссертационного исследования.

2. Сформулировать культурологическое понятие дизайн-деятельности
в контексте концептов визуальности, коммуникативности и теории
потребительства как трендов современной культуры и предметных
областей культурологического знания.

  1. Осуществить анализ дискурса с точки зрения культурологии, проанализировать характеристики и особенности дискурсивного пространства современной рекламы.

  2. Охарактеризовать специфические функции и задачи дизайн-деятельности в рекламном дискурсе, а также выявить актуальные формы ее репрезентации.

5. Проанализировать, каким образом дизайн-деятельность через
создание продуктов «городской» рекламы участвует в конструировании
социокультурного пространства современного города.

6. Осуществить содержательный анализ репрезентации продуктов
дизайн-деятельности в формате городской наружной рекламы и выявить
доминирующие в ней ценности и смыслы.

Объект исследования – дизайн-деятельность как социокультурная практика.

Предметная область исследования – репрезентация дизайн-деятельности в актуальном рекламном дискурсе.

Научная новизна исследования:

Основные результаты исследования, определяющие его научную значимость и новизну, заключается в следующем:

1. Сформулировано представление о дизайн-деятельности в рамках
культурологической теории, которое не тождественно пониманию
феномена дизайна и раскрывается в предметном поле данной науки через
информационно-семиотическую, деятельностную и аксиологическую
концепции.

2. Определено, что дизайн-деятельность сегодня – это одна из
эффективных практик по конструированию визуального пространства
современной культуры, оптимизирующая различные уровни
социокультурной коммуникации и направленная на стимулирование
потребления, обладающая функциональной дуальностью и
ориентированная в точки зрения глубинного смыслокультурного
содержания на реализацию задачи «облагораживания» среды обитания
человека и его собственной природы в том числе.

2. Доказана особая функциональная значимость дизайн-деятельности в условиях современной культуры по сравнению с предшествующими периодами, в силу того, что она:

– дизайн-деятельность реализует роль медиатора между миром прагматического потребления и сферой реализации высоко-эстетических идеалов (в том числе и в продуктах рекламы);

– сегодня кардинально увеличилась плотность рекламной

коммуникации в общей структуре культурного пространства, что обеспечивает высокую востребованность и эффективность данной практики;

– произошел резкий рост разнообразия рекламной продукции, с одновременным усилением эффекта ее воздействия;

– сформировалась особая рекламная среда, как некое единое и потенциально целостное образно-смысловое пространство, наиболее полно проявляющееся в условиях города.

  1. Установлено, что актуальный рекламный дискурс, транслирующий смысловые доминанты культуры, создается за счет активного использования технологий дизайн-деятельности, позволяющих обеспечить наиболее точное прочтение и усвоение этих смыслов современной личностью. Это происходит за счет функциональной разнонаправленности и коммуникативной плотности, органично присущих дизайн-деятельности и оказывающих противоречивое, но весьма действенное влияние создаваемых ею рекламных продуктов на потребителя.

  2. Зафиксировано, что репрезентация продуктов дизайн-деятельности осуществляется в формате городской наружной рекламы, доступной для восприятия и анализа любому жителю города, основной задачей которой, в рамках рекламного дискурса, является создание яркого целостного образа рекламируемого продукта, и реализация основных социокультурных функций: познавательно-гармонизирующей, адаптивной, регультативно-эстетической, коммуникативной.

6. Выявлено, что доминирующими в формате городской рекламы
выступают преимущественно смыслы, представляющие воплощения в
актуальных формо-образах векторы традиционной культуры: семья, дети,
продолжение рода, здоровье, женственность, мужественность,
благосостояние, безопасность, комфорт, статус, престиж, но
реинтерпретированные в стилистиках урбанистического образа жизни.

7. Определено, что продукты дизайн-деятельности, представленные в
форме наружной рекламы, способны создавать единую визуально-
коммуникативную среду современного города, потенциально целостную,
но обладающую ярко выраженной гетерогенностью и
рассогласованностью субъектов рекламы и, как следствие,
противоречивостью в восприятии и интерпретации аудиторией.

Теоретическая база диссертационного исследования.

Основополагающим в работе является деятельностный подход,

представленный в работах Н. Злобина, М.С. Кагана, С.В. Комарова, С.И.
Кордона, П.А. Сорокина, В.С. Степина, Э.С. Маркаряна, А.Я. Флиера,
позволяющий рассматривать культуру, а, соответственно, и дизайн-
деятельность как человеческую активность с ярко выраженной
креативностью, содержащую в себе сознательный, целенаправленный,
целесообразно избираемый по задачам и средствам способ

«опредмечивания человеческих замыслов».

Особое место в работе занимают информационно-семиотический и аксиологический ракурсы, отраженные в трудах Б. Успенского, М.С. Кагана, А.С. Кармина, М.Ю. Лотмана, Ч.У. Морриса, Ч.С. Пирса, Ф. де Соссюра, Г. Фреге, А.Я. Флиера. Информационно-семиотический дает возможность сформулировать тезис о том, что в основу функционирования дизайн-деятельности положены смыслы, которые выражают ориентиры современной духовной жизни. Аксиологическое видение позволяет представить дизайн-деятельность с позиций ценностей и достижений культуры.

Для определения характера включенности дизайн-деятельности в современную культуру был использован функциональный анализ. При этом выявление основных параметров функциональности дизайн-деятельности было достигнуто с помощью применения к данному феномену контекстуального (дискурсивного) метода анализа.

Рассмотрение дизайн-деятельности как социокультурной практики производилось с учетом положений, представленных в работах Е.Л. Абаимовой, А.О. Андросовой, Н.И. Барсуковой, П. Бергера, Т.Ю. Быстровой, О.И. Генисаретского, В.Л. Глазычева, Л.М. Дмитриевой, М.С. Кагана, А.В. Казарина, К.М. Кантора, Т. Лукмана, В.А. Ляшенко, И.Е. Никитиной, В. Папанека, Л.Б. Переверзева, Л.М. Птицыной, А.Г. Раппапорта, Г.П. Щедровицкого, В.Ф. Сидоренко и др.

Реклама в контексте ее воздействия на общество и культуру анализируется с опорой на работы Г. Аксель, В.А. Блинова, Б. Гарфилда, А.Р. Дегтярева, С.А. Дзикевича, И.Н. Дубовской, А.А. Дударевой, И. Имшинецкой, И.В. Крылова, И.Г. Морозовой, А.Н. Назайкина, Г.Г. Николайшвили, А.Д. Овруцкого, Е.П. Павловская, А.П. Репьева, И.П. Рещиковой, Е.В. Ромата, Е.В. Сальниковой, А.В. Ульяновского, В.В. Ученовой, К. Хопкинса, А.В. Шамаевой, В.Н. Ясонова и др.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Работа имеет, прежде всего, теоретическое значение в контексте развития культурологического знания, расширения и углубления проблематики изучения дизайн-деятельности, более предметной и полной интерпретации ее культурных значений. Результаты работы могут представлять интерес для углубленного изучения данного феномена. Положения данной работы могут быть применены в качестве учебного материала для разработки таких учебных курсов, как «Информационные технологии в рекламе», «Дизайн рекламного сообщения».

Кроме того, практическая значимость работы видится в широких возможностях применения ее результатов в деятельности дизайнеров-практиков, занятых в сфере дизайна среды, рекламе, массовой коммуникации в целях повышения качества создаваемых продуктов, опирающихся не только на принципы художественного творчества, но и на ценностно-смысловые доминанты культуры.

Методология и методы диссертационного исследования. Проблема исследования определила применение нескольких подходов к изучению выделенной предметной области, внутренняя же сущность дизайн-деятельности, детерминирующая ее полифункциональную природу и высокую степень культурной динамики, обусловила междисциплинарный характер исследования. Частные методы таких научных дисциплин, как культурология, социология и теория коммуникаций использовались для решения заявленной проблемы.

Применение деятельностного подхода к исследованию дизайн-
деятельности базировалось на совокупности философских и
культурологических концепций. Философские работы позволили
рассматривать деятельность как основу пребывания индивида в обществе,
взаимодействия и взаимовлияния людей в процессе делания, возможности
человека придать своей деятельности четкую смысловую направленность.
Это дало возможность исследовать дизайн-деятельность как часть
материальной культуры в ее духовном преломлении, практическую
деятельность, имеющую субъектно-объектную структуру, целевую
направленность, предметное воплощение, включающую средства и
приемы создания рекламных артефактов.

Рассмотрение дизайн-деятельности как целостной системы,

состоящей из взаимосвязанных элементов, дало основание применить

методы структурно-функционального анализа как наиболее эффективного в отношении сложных, многоаспектных явлений культуры. Этот методический ракурс предопределил использование метода факторного анализа, который позволил выявить доминирующие факторы влияния на изучаемую социокультурную практику.

Аксиологическое видение обосновывает изучение культуры как совокупности ценностей, которые понимаются как идеалы, к достижению которых стремится данное общество. Этот подход дает нам возможность рассматривать продукты дизайн-деятельности в качестве выражения ценностей современной культуры и анализировать их содержание с точки зрения значимости и важности представленных в них образов.

Наше исследование также опиралось на информационно-

семиотический подход, благодаря которому мы можем утверждать, что
дизайн-деятельность как специфическая социокультурная практика
создает артефакты, имеющие знаково-символическую природу,

наполненные смыслом, в которых транслируется необходимая и актуальная социальная информация.

Также в нашем случае можно говорить об использовании целого комплекса методов научного исследования, включающем, в том числе, анализ, синтез, компаративный и диахронный методы, применяемые к основным исследуемым феноменам: культура, деятельность, дизайн, реклама, преимущественно синхронный метод применялся в исследовании дизайн-деятельности и ее продуктов. Кроме того, при анализе содержательных характеристик рекламы на улицах Челябинска нами использовались некоторые элементы такого метода, как контент-анализ.

Положения, выносимые на защиту:

1. Современная культура в актуальной культурологической трактовке предстает как системная связанность процессов и результатов человекосообразной деятельности, производящей по отношению к человеку и обществу регулятивный эффект, в том числе через выстраивание ценностно-нормативных основ бытия посредством образно-символических артефактов, создающихся преимущественно на основе технологий дизайн-деятельности и транслирующихся в визуальной форме. Вместе с тем, этот эффект проявляется разноречиво, обнаруживая и воплощая, в том числе, и диссонансные интенции.

2. Дизайн-деятельность как особая социокультурная практика окончательно сформировалась вместе с появлением в начале ХХ века дизайна – явления, порожденного индустриальным обществом и имеющего изначально прагматическую направленность, трансформировавшегося в доминирующую практику по проектированию, созданию «новой качественной культурной среды». Основополагающие приемы дизайн-деятельности сегодня используются при конструировании не только продуктов визуального характера и материальной среды, но и объектов

социально-духовного характера. Тем самым подтверждается тенденция
определенной универсализации значения дизайн-деятельности в

актуальных современных ситуациях.

3. Дизайн-деятельность как вид социокультурной практики, выполняя функцию насыщения внешней среды визуальными образами и проявляясь в пространственно-временном социальном континууме через материальные и идеальные аспекты рекламного дискурса, потенциально способна к созданию нового, целостного, гармоничного и перспективного образа жизни, формированию ценностного содержания, соответствующего вектору поступательного развития общества.

Данная практика представляет собой вид культуротворческой деятельности, отражающей социокультурную значимость реального продукта через представление его позитивного образа как объекта рекламного дискурса и носителя позитивных культурных смыслов.

4. Дизайн-деятельность рассматривается нами в качестве одной из
актуальных практик по конструированию не только материально-
предметной реальности, но и виртуальной и желательной реальности для
человека в условиях современной культуры, что потенциально позволяет
ей оптимизировать взаимодействие человека с социокультурным
пространством, т.е. сделать его более управляемым, осмысленным,
комфортным, максимально эффективным. В этом контексте особо
значимой выступает роль дизайнера как функциональной фигуры,
осуществляющей активную деятельность в следующих коммуникативных
ситуациях: объект рекламы – потребитель, дизайнер как автор рекламного
сообщения – аудитория.

5. Являясь практикой по формированию позитивного образа
рекламируемого продукта, дизайн-деятельность воплощает и проецирует в
визуальную среду актуального социокультурного пространства его
потенциальные культурные смыслы, коррелирующие с ценностными
ориентациями и ожиданиями современного социума.

Дизайн-проектирование как инструмент социальной коммуникации способно представлять культурно-смысловые аспекты содержания рекламируемых продуктов, связанных с социокультурными контекстами различного масштаба (страны, региона, города и т.д.) и характера (национального, этнокультурного, субкультурного, консъюмеристского, конфессионального и пр.).

Этому способствует такое имманентное свойство дизайн-

деятельности, как специфичная дуальность: с одной стороны

символичность и образность, с другой – прагматичность и предметность,
сохранение баланса этих сторон, их оптимальный синтез обеспечивает
точное считывание рекламных образов. Восприятие рекламных

сообщений, в свою очередь, осуществляется в трех основных модусах: предметно-образном, знаково-символическом и культурно смысловом,

позволяющим потребителю реализовывать эффективную социокультурную коммуникацию.

6. Дизайн-деятельность понимается как культурная практика,
основанная на целенаправленной, профессионально ориентированной
активности культурных субъектов (как отдельных лиц, так и коллективных
сообществ) по формированию и трансляции в публичное культурное
пространство целесообразных, в первую очередь, визуально-выраженных
образов, побуждающих аудиторию, воспринимающую эти образы, к
позитивным стратегиям (вариантам) потребления, опосредованно
обретающим более глубокое, духовно-смысловое значение.

В качестве последних рассматривается широкий спектр ожидаемого
потребительского поведения, отнюдь не ограниченного сугубо

материальными, прагматическими аспектами, но предполагающего, в том числе, и самодостаточное культуроемкое содержание, например, собственно-эстетический эффект восприятия дизайнерски решенного рекламного продукта.

7. В качестве результирующего эффекта дизайн-деятельности в
культурном пространстве возникает явление совокупной рекламно-
визуальной среды, сформированной наружной рекламой, обладающей
свойствами константности, плотности, симультантности воздействия как
объективными характеристиками. Органически присущая
урбанистической среде регулярность контактов жителей города с
подобным типом рекламных посланий как неустранимой характеристикой
пространства современного города, обладающей дуальной
функциональностью и гетерогенностью субъектов рекламы, порождает
противоречия в ее восприятии и интерпретации транслируемых ею
смыслов. Выявленная противоречивость порождает в реальных практиках
предпосылки к дисгармоничности, рассогласованию представленных в
этой среде отдельных рекламных сообщений, нарушающих или не
создающих визуально-образной целостности этой среды. Последнее
предполагает возможность решения этой проблемы путем поисков
создания единой, непротиворечивой концептуальной платформы в
контексте культурной политики.

Степень достоверности результатов диссертационного

исследования подтверждается обоснованной постановкой проблемы,
определением предмета, позволяющим выделить качественные

характеристики объекта; предметно ориентированными формулировками цели и задач, на основе чего предложена концепция дизайн-деятельности в аспектах ее сущности, становления и воспроизводства; корректным использованием категориального аппарата культурологии, методов и подходов культурологии; совокупностью проанализированных научно-исследовательских источников, а также анализом необходимого объема конкретных материалов рекламных сообщений.

Апробация результатов исследования. Материалы диссертации обсуждались на заседании кафедры культурологии и социологии Челябинского государственного института культуры, кафедры массовой коммуникации Южно-Уральского государственного университета.

Различные аспекты проблематики диссертационного исследования
получили разработку в статьях, тезисах, докладах, выступлениях на
конференциях и симпозиумах, мастер-классах различного уровня:
Всероссийская научно-практическая конференция «СМИ в условиях
глобальной трансформации социальной среды» (Москва, 2007),

Международная научно-практическая конференция «Актуальные

проблемы журналистики в условиях глобализации информационного
пространства» (Челябинск, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015),
Международная научно-практическая конференция «Актуальные

проблемы рекламной деятельности: теория и практика» (Тамбов, 2011),
Международная научно-практическая конференция «Общество, культура,
личность. Актуальные проблемы социально-гуманитарного знания»
(Прага, 2013), Международная научно-практическая конференция

«Практика коммуникативного поведения в социально-гуманитарных
исследованиях» (Прага, 2013), Международная научно-практическая
конференция «Наука и образование в жизни современного общества»
(Тамбов, 2013), Международный конгресс «Связи с общественностью и
реклама: теория и практика» (Челябинск, 2013, 2014, 2015),
Международная научно-практическая конференция «Деятельность

социально-культурных институтов в современной социокультурной
ситуации: проблемы теории и практики» (Прага, 2014), «Вестник
Челябинской государственной академии культуры и искусств» (Челябинск,
ЧГАКИ, 2014), Международная научно-практическая конференция
«Развитие творческого потенциала личности и общества» (Прага, 2015),
Международная научно-практическая конференция «Общество, культура,
личность в современном мире» (Прага, 2015), «Вестник Оренбургского
государственного университета» (Оренбург, ОГУ, 2015), Международная
научно-практическая конференция «Современные философские

парадигмы: взаимодействие традиций и инновационные подходы» (Прага,
2015), «Вестник Челябинской государственной академии культуры и
искусств» (Челябинск, ЧГАКИ, 2015), Международная научно-

практическая конференция «Наука, техника и технология в условиях глобализации: парадигмальные свойства и проблемы интеграции» (Прага, 2015), научный журнал «Общество: философия, история, культура» (Краснодар, 2016).

Результаты исследования используются автором в чтении таких курсов, как «Дизайн рекламного сообщения», «Основы колористики и дизайна», «Имиджелогия», «Информационные технологии в дизайне»,

«Разработка рекламного продукта», «Корпоративная культура» в ЮжноУральском государственном университете.

Публикации. Основные положения диссертации отражены в 34 публикациях, в том числе четырех, размещенных в ведущих рецензируемых научных журналах.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (283 источника). Общий объем работы – 146 страниц.