Введение к работе
Постановка темы. Предмет современного знания о культуре обнаруживает себя на пересечении предметных областей других дисциплин. Среди них важное место принадлежит истории культуры. Среди актуальных в современном историческом знании процессов необходимо отметить все возрастающий интерес к изучению феномена исторического сознания. Историческая биография - жанр, традиционно привлекавший внимание исследователей. В данном исследовании предпринимается попытка изучения феномена исторической биографии на примере биографии В.Д. Вольховского.
В историографической традиции сложился определенный образ Владимира Дмитриевича Вольховского (1798-1841). Для выходца из бедной дворянской семьи В.Д. Вольховскпй сделал хорошую карьеру. Окончил Императорский Царскосельский лицей. Лицеист первого выпуска, первая большая золотая медаль. Служил в Петербурге (офицер Генерального Штаба), потом на Кавказе (обер-квартирмейстер, а затем начальник штаба Отдельного Кавказского корпуса). В отставку вышел в 1839 году генерал-майором и кавалером многих орденов, но не по своей воле. Был "прикосновенным" к следствию по делу о "злоумышленных" обществах (член союза Спасения и союза Благоденствия). Последняя опала связана с посещением Отдельного кавказского Корпуса в 1837 году Николаем I. Был женат (с 1834 г.) на Марии Васильевне Малиновской, дочери первого директора Лицея В.Ф. Малиновского. Трое детей - Анна, Мария, Владимир. Выжила только Анна, младшие дети умерли в детстве. М.В. Вольховская намного пережила мужа и умерла в 1899 году. Современники неизменно характеризовали В.Д. Вольховского как человека удивительной честности, порядочности, трудолюбия и отзывчивости.
Возможно продолжить изучение жизни Вольховского в русле традиционного биографического метода, выявляя неизвестные ранее факты, или помещая известные факты в нопые контексты. В данном исследовании предлагается другой подход. Знание о Вольховском в культуре определяется не только сводом фактов, полученных при изучении источников, но и тем, как эти факты организуются в единое целое, которое получает наименование "жизнь В.Д. Вольховского". "Жизнь Вольховского" - это единый культурный текст, которые невозможно разделить на "текст источника", "культурный контекст" и "текст историка".
Цели и задачи исследования. Цель данного исследования состоит в том. чтобы на примере формирования в русской культуре XIX - XX вв. "текста о Вольховском". раскрыть существующую историографическую традицию как феномен культуры. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
описать, как складывался образ Вольховского;
проследить, как формировались контексты восприятия Вольховского;
- определить культурные нормы, определявшие позицию авторов, писавших о
Вольховском.
Исследовательский подход. Одним из ключевых терминов, на которых строится данное исследование, является "исторический нарратив".
В классической латыни термин "narralio" использовался для обозначения части
выступления оратора, излагающей факты. В средние века это слово распространяется
также на выступление в суде. В отношении к описанию прошлого слово стало
применяться в XVII в. Собственно сочетание "нарративная историография"
распространилось в XVIII в., оно использовалось для обозначения нового типа
"связной". "повествующей" историографии, которая противопоставлялась
фрагментарным сводам данных историков-антикваров. В XIX в. с
профессионализацией исторического знания "повествующая" историография
становится основной формой написания истории, в том числе "национальных
историй", посвященных описанию политических событий в хронологической
последовательности. Выбор повествовательного стиля л ими историками
рассматривается как выбор наиболее удобного способа выражения, нейтрального пс отношению к описываемым событиям. Появление во второй половине XIX века нової с типа историографии, связанного с зарождением социальной и культурной исторш повлекло за собой возникновение термина "ненарративная (аналитическая; историография". Это противопоставление - нарративная - аналитически; историография - распространено и в современной историографической традиции Гак, работы историков школы "Анналов" зачастую описываются как обрать аналитической историографии. Это словоупотребление сложилось целиком внуїрі исторического знания.
В контексте данного исследования значимо другое употребление термин; "нарратив", или "исторический нарратив", связанное с подходом, сформульованими в рамках новой интеллектуальной истории.
Новые интеллектуальные историки не только предложили новые подходы к изучению прошлого, но и существенно изменили представление о природе исторического познания. Представление об историческом нарративе, оформившееся в рамках данного сообщества, довольно сильно отличатся от традиционного.1 Исторический нарратив представляется этими исследователями не как нейтральная форма, позволяющая донести до читателя результаты исследования, но как необходимое условие существования прошлого (представления о прошлом) как такового. Под историческим нарративом понимается не только собственно повествование, но текст историка в целом, с заглавием, сносками, примечаниями и т.д. Знание о прошлом в представлении этих исследователей непосредственно связано с формоіі, в котором оно выражается. По определению Ф. Анкерсмнта, "реальность прошлого" может быть описана как эффект, создаваемый текстом историка.2 Основная задача этих исследователей - не опровергнуть и не разоблачить основания современной исторической профессии, но представить сам феномен исторического сознания, сами тексты историков как культурный факт.'
Такая постановка вопроса не отрицает значимости труда историка для познания прошлого. Высказывания, из которых строится текст историка могут быть прочитаны двояким образом: с одной стороны, они соотнесены с некоторым фрагментом исторического прошлого и в таком понимании могут быть либо истинными, либо ложными, с другой стороны, они содержат "картину прошлого", которую историк стремится донести до читателя. Значим каждый отдельный факт, приводимый историком, однако текст историка существует как целое, и именно текст как целое позволяет нам расширить наше знание о прошлом.
В новоіі интеллектуальной истории акцент переносится с тучения истории идеи, т. е. описания уже определившихся, тапыншиу смыслов, на іпуіенне самото процесса наделения смыслом, или означивания.4 При пом существенно и'меняется
1 Aiikcrsmii F R. Narrative logic. A Semantic analysis оГ historians language. -Tlic Hague. 1ЧХЗ. White II V The content of the form' Narative discourse and historical representation. - Baltimore. 1987. LaCapra D. History and criticism - lihaca: L . 1485: LaCapra D. Rethinking intellectual history' texts, contexts, language. - Ithaca. L.. 198.3: Modern European intellectual history: Reappraisals and new perspectives / Ed. by D LaCapra. S L Caplan. - Ithaca: L. 1982
; Ankcrsinil F R. The reality ciTcct in the и riting of history. The dynamics of historiographical topology. -Amsterdam. 1989
1 Среди коїікрстіїо-іісіорнческнх, а не теоретических работ, представляющих это направление, можно на шап, Shiner L. The secret mirror. Literary form and history in Tocqucvill's "Recollections". - Ithaca: L.. 1988: OrrL, Headless history. Nineteenth century French historiography of (he revolution - Ithaca. L . 1990: Gossman L Between history and literature. - Cambridge. 1990
1 Bouvvsma W..I Intellectual history in the 1980-s: from history of ideas to history of meaning// Journal of Interdisciplinary History. - 1981. -vol.12. -P. 279-291; Towes J E. Intellectual history aflcr the linguistic turn// American Hcstoncal Rcvview. -1987. - № 4. - P.879-907: The Past before us: Contemporary historical writing in the United States - Ithaca: L. 1980.
гіредстаЕіленне об историческом источнике. Наряду с содержанием текст источника исследуется и его форма, т.е. источник, в данном случае, исторический нарраіин. привлекает внимание историка не только как свидетельство о событиях и людях прошлого, но и как определенный способ репрезентации некоторого содержания, пенный сам по себе и сообщающий не меньше, а зачастую и больше о культуре, к которой принадлежит автор источника.
Рассмотренное под таким углом, исследование исторического нарратина открывает принципиально новые возможности для изучения истории культуры. В диссертационном исследовании с этой точки зрения детально анализируются основные тексты о В.Д. Вольховском.
Ключевым термином, который используется в данной работе, является также
"означивание" (наделение смыслом). При этом вводится оппозиция - первичное
(непосредственное) означивание - вторичное (опосредованное) означивание
(восприятие). Непосредственное означивание тої о пли иного культурного феномена предполагает описание смыслов в среде их создания и нерефлекенвного бытования, причем оно может иметь место как в письменном, гак и в устной традиции. Под опосредованным означиванием понимается отстоящее во времени означивание, суть которого заключается в том. как организуются, в какие контексты .включаются первичные смыслы.
Анализ образа Вольховского предполагает изучение, прежде всего, сферы вторичного означивания. При этом сочетание "образ Вольховского" распространяется не на все случаи вторичного означивания (восприятия) Вольховского. но на целостные характеристики его жизни, запечатленные в исторических сочинениях и мемуарах.
Одной из характерных особенностей вторичного восприятия Вольховского является его мифологизация. Под "мифологизацией" мы понимаем особый піп вторичного означивания, которое предполагает дистанцирование изображение объекта, переведение его в другое пространство, отличающееся от обыденного.
Характер означивания как при непосредственном, так и при опосредованное восприятии неразрывно связан с культурной позицией автора. При характерисгнкі культурной позиции во внимание принимаются, в первую очередь, язык (стилі письменной и устной речи) и поведение.
Историография. В ходе исследования привлекался широкий круг исследовательской литературы. При характеристике культурної') ситуации первой треп XIX века значимыми для данного исследования являются несколько традиций - перва:
представлена исследователями, связанными с ОПОЯЗом5, вторая - московско-тартуской школой', третья - школой американской славистики7.
Основная литература о В.Д. Вольховском формируется вокруг нескольких тем.
Первая - Императорский Царскосельский лицей.'' В течение второй половины XIX века эта тема постепенно смешается в направлении другой темы - лицейский период в жизни Л.С. Пушкина. В XX веке лицей воспринимается почти исключительно в пушкинском контексте.1' Особым образом необходимо отметить значение исторических сочинений о Царскосельском лицее, написанных в XIX- начале XX века для создания нсточмиковой базы для изучения первого лицейского выпуска.10 В последующих работах почти не было введено в научный оборот новых документальных материалов о первом выпуске." Можно наблюдать, скорее, популяризацию трудов XIX - начала XX века." Кроме того, начинают более активно обсуждаться проблемы, связанные с влиянием воспитания, полученного в лицее, на формирование "декабристских" взглядов у некоторых лицеистов.
Вторая основная тема, вокруг которой складывается имеющая отношение к Вольховскому историографическая традиция, - движение декабристов. Эта тема представлена несколькими подтемами. Первая, связанная с декабристами на Кавказе в І820-1К30-Є гг.. находит отражение в исторических сочинениях еще в конце XIX века'1 и получает основное развитие в советской исторической науке.'4 К этой подтеме
' Тынянов IO.H. Пчшкин и сю современники. - М.. 1966; Тынянов Ю.Н. Попика. История лпісраїчрм. Кино. - М., 1477; Аропсом М., Peiicep С. Литературные кружки и са.топы/ Ред. и предисловие 5-М. Эиченбачма. - Л., 1929.
' Лоїмай Ю.М. Александр Ссрісашч Пушкин. Бнофлфпя писателя. -Л.. 1981; Лотмлн Ю.Н. Роман А.С. Пчщкипа "Евіепиіі Оиеі пи": Кочічіспіарий. - Л.. 1980; Лоїмпн Ю.М. И ;браппыс Сіам,и: В 3 і. - Тат ппш, 1992-1993.
Риская шісраїчра XX века: исследования пмерикапскпч ччсных. - СпГ).. 1993; Левпі і М.Ч. /Ііпера і\ра п по пі піка: Пчшкшккпіі пра і шик ІSK0 і о іа. - Спб . 1994; Тоді НІ У.М. Лімсра і\ра п обіцссівов >по\\ Пчіпкппа /' Пер. с ані і. А.Ю. Миро іюГмчїоіі. - Спб., І996;ТодіШ У.М. Дрч веское ппсіліо как дії і ера прпьпї жанр в пчшкіїискчіо >по\\ / Пер. с апі т. И.Ю. Кчберскої о. - Спб., 1994.
х Се.течіев И.Я, Псіорпческиіі очерк бі.шшеї о Царскосетьскоїо, іп.піе А ісксапдровскю лицея с 1811-1861 . - Спб., 1Й61; Грої Я.К. Пчшкші, еіо лшіспскпс товарищи и пасіавішкп. - Спб., 1899; Кобско Д. Импсра і орскпіі Царскосельский лнпсіі. - Спб. 1911. п дії.
' Меіідах B.C. Пмикпн н еі о тпоча. - М., 1958; Рчдснская М.П., Рудсмская С.Д. Они учились с П чіпкішим. - Л., 1976. Несколько пп\ю традицию представляет работа Егорова, который описывает линей с і очки ірспня пс і орлі і учреждения. См. Еі оров А.Д. Л і шеи России: (опыг нет. Хронологии): В 5 кн. - Кн. 5. І Імперії і орскпіі Александровский (бывший Царскосельский) .iiuteii: В 3 ч. - Иваново, 1995. Однако но шдаппе предсіавляеі чжс посісовеїскчю псторноі"рлфню.
'" Грої К.Я. Пчшкішскніі лицеи (1811-1817): Бчліаїн 1-го курса, собранные Я.К. Гротом. - Спб., 1911.
11 Можно назван, только публикацию Мсіілаза. См. Мепла.ч Б.С. Характеристика восппташіпков лппея в іаписяч Е.А. Эпгелыардта // Пушкіні. Исследования и материалы. - Т.III. - М., I960.-С.347-363.
і: Рчдснская М.П., Рчдснская С.Д. Наставникам іа благо потдадпм. - Л., 1986.
" По і ю В. Псюрия 44-ю драїчнскої о Нпжсюродского полка. - Спб., 1894; Вспденбачм Е.Г. Дс-кабрнсім на Каанак// Рісска» старіша. - 1903. - Т. 114. - мі. VI. - С 481-502.
lJ Шадчри B.C. Декабрисіская ліпсраїчра п ірч іпнская обществен! юс і ь. - Тбптисн, 1958;
примыкает и проблематика, связанная с поездкой на Кавказ Л.С. Пушкина.15 Ирм этом в научный оборот вводятся обширные комплексы источников (делопроизводственных материалов. переписки, мемуаров и др.). Вторая подтема святна с "преддекабристскими" и ранними "декабристскими" организациями."' Для всех направлений исследования, связанных с движением декабристов, характерны многочисленные публикации источников и библиографических указателей.
Как в отношении лицейской, так и в отношении декабристской тематики большую роль играли юбилеи: 100-летие Лицея в 1911 году и 150-летие восстания декабристов в 1975 [оду. Юбилейные даты отмечаются публикацией большого числа исследовании и материалов, связанных с отмечаемым событием. Существуют и некоторые друт ие іемьі. в контексте которых встречается имя В.Д. Вольховского, но они незначительны."
Особо необходимо отметить значение труда И.А. Гастфрейнда. посвященного В.Д. Вольховскому.18 Являясь важным источником для осмысления образа Вольховского, это издание, в то же время, содержит свод всех опубликованных на начало XX века и многих неопубликованных материалов о Вольховском. Сходное значение имеет очерк о Вольховском B.C. ИІадурн.1'1 Он написан и форме биографии Вольховского, too содержит также подробный обзор малодоступною сегодня архивного фонда - коллекции писем к В.Д. Вольховскому. хранящейся в Институте рукописей Грузии (Тбилиси).
Источнмковая база. Исходя из специфики исследования, источники могут быть разделены на несколько групп. Первую группу сосіаиляюі источники, отражающие сферу непосредственное восприятия В.Д. Вольховского и целою ряда святайных с ним ситуаций. Эта группа представлена письменными источниками, принадлежащими к разным видам - главным образом, делопроизводственными материалами и перепиской.
Степень сохранности источников, святаиных с жинп.ю В.Д. Во.тьхонскою. достаточно высока. Семейным архив В.Д. Вольховского. хранившийся после его смерти
Нсрснсян М.Г. Декабрпсіи и Армении. - Ереван., 1975; Дімдіарня Г.А. Декабристы к АП\а '.ни. -С\\)мп, 1470.
" Еппколопов И.К. Пміікіпі на Капкаіс. - Тбилиси. 193«. Тынянов ІО.И. О "П\ істотніш и Арір\м..." // Тынянов Ю.Н. Пмнкпи и его современники. - М.. 1966. - С. 213-244: Шад\рн B.C. Пчнпснн и іт>\ шнекая обіїїссівенносп,. - Тбилиси, 1966; Мясоедова Н.Е. О Грибоедове и Пмпкине. - Си»., 1498.
"' Нсчкнма М.В. Священная Артель. Кр\жок Александра Муравьева п Ивана Б\рцова 1815-1817 и . //Декабрікті.і и их время, материалы и сообщения. - М.: Л.. 1951; Нсчкнма MB. Сою і Спасения // Исторические іапііскп. -Т. 23. - М., 1947.-С. 137-1X4.
г Сре.тм іакмхтем, например, - Сре;шяя Ашя. См. Хадфин Н.А. Россия м хамства Среднем Ашм (пер. под. XIX в.). - М., 1974.
18 Гастфремнд Н.А. Товарищи Пушкина по Императорском) Царскосельском) лицею. Материалы для словаря ллпеис I on первою курса. 1811-1X17; В Зі. - Т.1. - Спб., 1912.
" Шадурм B.C. Покровитель сосланных на Каика) декабристов и опальных дміера іороп. -Тбнтнси, 1979.
в Каменке, рассредоточен по ряду фондов. Материалы, связанные с лицейскими годами и лицами, имевшими отношение к лицею, в конце XIX века поступили в Пушкинский музей лицея, на сегодняшний день хранятся в Институте русской литературы Академии наук России /Пушкинский дом/.20 Среди этих материалов необходимо отметить, в первую очередь, письма Е.А. Энгельгардта к В.Д. Вольховскому и переписку лицеистов первого выпуска. Другая часть семенного архива Вольховского поступила в Пушкинский дом из архива редакции журнала "Русская старина" и образует самостоятельный фонд.2' Фонд содержит делопроизводственные материалы, черновики некоторых писем Вольховского. хозяйственные бумаги и др. Часть переписки Вольховского (более 130 писем, в основном, к В.Д. Вольховскому) хранится в Институте рукописей им. К. Кеклидзе АН Грузии.
Большая часть материалов, связанных со службой Вольховского, отложилась в составе архивных фондов соответствующих учреждений и находится в Российском государственном военно-историческом архиве. Это, в первую очередь, фонды Отдельного Кавказского корпуса22, а также коллекция формулярных списков. В фондах Главного штаба е.и.в. хранятся материалы, относящиеся к следствию по делу о "злоумышленных обществах".
Вторую группу источников составляют мемуары, которые зачастую на уровне отдельных высказываний являются единственными свидетельствами о сфере непосредственного означивания того или иного феномена, но, в то же время, в качестве целостного текста, представляют из себя факт вторичного означивания.
Третью группу источников составляют целостные характеристики жизни Вольховского. отражающие его вторичное означивание в самых разных контекстах.
1X39 - дневниковая запись М.А. Корфа2"';
опубл. 1X44 - биография В.Д. Вольховского, написанная И.В. Малиновским24;
1X54 - измененный вариант дневниковой записи М.А. Корфа в его ''Записке старого лицеиста"'5:
опубл. 1X70 - очерк жизни Вольховского в "Записках декабриста" А.Е. Розена2''
-" Ф. 224.
*' Ф. 512. Фолі включасі 12) е.ншит \ранешія. Маїерпальї >юі о фонда прлкшчсскп не
о|1\б ШКОВапЫ.
-'-' Бо напое колпчсспю де.топротподс і пенных Mil іерпа. ion бьмо от f>. ліковано в XIX пеке. Акт, собранные Капка икоіі арчеш рафическои комиссией: В 12 і. / Ред. А.П. Берже. - Тифлис, 1866-1904. -
ТЛ.Х.
;1 111 "Дневника" барона (впоследствии ірафа) М.А. Корфа 1839 і. // Русская старина. - 1904.-ІІІОШ,. - С.552-55.1.
24 [Малпповскпи П.В.] О жпшп існсрал-маїїора Воть\овскоі о. - Харьков, 1844.
-'ч Записка ірафа М.А. Корфа // Грог Я.К. Пміікші, el о лпнепекпе товарищи и наставники. - 2-е під. -Спб., 1899.-С. 222-260.
-''' /Роїсп А.Е./ Записки декабриста. - Лейпциг, 1870. - С. 359-363.
опубл. 1875 - очерк жизни Вольховского Я.К. Грота":
1885 - биоі рафия В.Д. Вольховского. написанная Г..Л. Розеном";
опубл. 1912 - биография В.Д. Вольховского, написанная Н.Л. Гасгфрейпдом2''.
В совокупности эти источники позволяют проследить пути формирования знания о прошлом на примере складывания образа В.Д. Вольховского.
Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что в отечественном исследовательской литературе практически полностью отсутствует традиция изучения феномена исторического сознания в его культурном измерении. В работе предпринята одна из первых попыток изучения жанра исторической биографии в России XIX века как культурного феномена. В ходе исследования была также тщательна изучена жизнь В.Д. Вольховского. выявлены не введенные ранее в оборот архивные материалы. Представленный в диссертации метод анализа источников открывает принципиально новые возможности исследования русской культуры.
Апробация и практическая значимость работы. Диссертация была обсуждена на заседании кафедры истории и теории культуры Российского государственного гуманитарного университета. Основные положения работы были итожены в качестве научных докладов на конференциях ті круглых столах, проводившихся в РГГУ. Музее декабристов. Материалы исследования могут быть использованы при подготовке как общих, так и специальных курсов по истории мировой и отечественной культуры. Подход, представленный в работе, открывает новые возможности прочтения it истолкования источников при проведении семинарских занятий.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, трех приложении и списка использованных источников и литературы.