Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Частное коллекционирование как явление современной культуры 18
1.1. Теоретико-методологические основы частного коллекционирования в художественной культуре России 18
1.2. Основные этапы развития частного коллекционирования в России 45
Глава 2. Культурная модальность объектов частного коллекционирования 71
2.1. Типология и классификации частных коллекций 71
2.2. Особенности собирательства артефактов в пространстве элитарной и массовой художественной культуры 95
Глава 3. Специфика частного коллекционирования в процессах сохранения и трансляции художественной культуры 112
3.1. Социально-культурный и правовой статус частного коллекционера 112
3.2. Частное коллекционирование произведений искусства в процессе культурной коммуникации 137
Заключение 160
Список литературы
- Теоретико-методологические основы частного коллекционирования в художественной культуре России
- Основные этапы развития частного коллекционирования в России
- Особенности собирательства артефактов в пространстве элитарной и массовой художественной культуры
- Частное коллекционирование произведений искусства в процессе культурной коммуникации
Введение к работе
Актуальность темы исследования. В XXI в. в качестве одного из ответов глобализационным вызовам эпохи формируется новое культурологическое мышление, изменяется как элитарное, так и массовое сознание, психология, концептуальное отношение людей к художественной культуре в целом и к частному коллекционированию как ее особенному феномену – в частности, а также активизируется интерес общества к его современному состоянию, связанному с культурными, правовыми и экономическими аспектами, равно как и сохранением, освоением и интерпретацией историко-культурного наследия, к объективации творческой художественной деятельности, а также к культурным артефактам, и особенно – произведениям искусства.
С течением времени институт частного коллекционирования в отечественной художественной культуре подвергался как логически оправданным – системным и эволюционным, так и ситуационным изменениям, и к XXI в. суть и содержание данного явления приобрели новые характерные черты и признаки. При этом, исследуя традиции частного коллекционирования в художественной культуре России в ретроспективном ключе, исследователи, как правило, не рассматривают специфику данного феномена в XXI в., уделяя ему внимание преимущественно в историческом контексте. Интерес к коллекциям прошедших эпох – особенно крупным, которые непосредственно участвовали в формировании отечественного культурного наследия и музейного фонда, неизменен в своей стабильности и имеет давние традиции. Исследование современного частного коллекционирования представляет высокий интерес для отечественной культурологической науки.
Данное исследование посвящено комплексному теоретическому анализу аксиологических, институциональных, деятельностных, психологических, эстетических, репрезентативных и исторических аспектов частного коллекционирования как современного института в пространстве художественной культуры России; исследованию гносеологических и онтологических аспектов, значимых для оценки смысловых характеристик частного коллекционирования; определению новых смыслов и значений частного коллекционирования как особого вида культурной деятельности, исследуемых в аспектах культурных коммуникаций и социально-культурных проблем современного российского общества.
Частное коллекционирование рассматривается в качестве развивающегося явления отечественной художественной культуры. Возникшее как продолжение западноевропейской традиции частного коллекционирования, заимствовавшее ее содержание и характеристики, с течением времени отечественное коллекционирование культурных артефактов выработало собственные приемы и традиции, и учитывает такие аспекты, как: взаимовлияние современного художественного рынка и частного коллекционирования; особенности развития современной экспозиционной деятельности; формирование виртуального пространства; аккумулирование в частных коллекциях произведений искусства и иных культурных артефактов; накопление культурных артефактов как формы сохранения культурного наследия; интеграции культурного наследия в современный
социальный контекст; обращение произведений искусства и иных культурных артефактов.
Рассматриваемая с институциональных позиций, современная частная коллекция предполагает сбор, присвоение, освоение, накопление, систематизацию, хранение, экспозицию, популяризацию и обращение коллекции, ее виртуализацию, а также инвестиционную стратегию развития, что непосредственно предполагает существование системы прочных связей частного коллекционирования с художественным рынком, организацией музейного дела, системой специального художественного образования, экспертной деятельностью (исследованием и атрибуцией артефактов), выставочно-экспозиционной деятельностью, средствами информации и коммуникации.
Культурные артефакты, образующие коллекцию, представляют собой сегмент фундамента художественной культуры социума, являются достоверными документами соответствующей эпохи, в которых предметно воплощена художественная культура, уникальными источниками информации для современных и будущих исследователей. Коллекционному объекту присваиваются характеристики, присущие культурно значимому артефакту, выявляющие его характерные особенности: внеутилитарность, подлинность и уникальность, а также аттрактивность, его эстетическое и символическое значения, особое «музейное» к нему отношение коллекционера. Поэтому частное коллекционирование рассматривается и в качестве формы обращения культурных артефактов и в качестве формы «символического капитала» (П. Бурдье).
Применение категорий семиотики позволяет рассматривать частную коллекцию как текст художественной культуры, представляющий собой систему ее кодов, посредством которых осуществляется накопление, передача и трансляция культурного опыта, традиций и культурного наследия. Этой системе присуща организованность и способность взаимодействовать, а также вступать в дискурс как с собственными структурными элементами, так и с иными объектами, обладающими собственными информационными ресурсами. В результате символического освоения коллекции возникают новые смыслы и значения собранных культурных артефактов.
Частное коллекционирование, исследуемое в рамках деятельностной концепции, анализируется как особый вид человеческой деятельности в художественной культуре, включающий в себя как субъектно-объектные, так и межсубъектные формы общения, включая «автокоммуникацию» (Ю.М. Лотман), и общение с «квазисубъектом» (М.С. Каган), и предполагающий различные аспекты активности – внешней и внутренней – коллекционера, как непосредственного субъекта коллекционерской деятельности.
Исходя из позиций концепций психоанализа в культурологии – частное коллекционирование представляет собой способ участия личности в художественной культуре, ее самореализации в художественной культуре, форму ее свободного волевого выбора и объективацию сублимации индивида, а в ряде случаев, реализуются механизмы катарсиса, художественного сотворчества, и возможность самовыражения коллекционера в игровой форме.
С позиций социологии культуры частное коллекционирование рассматривается в качестве части социальной системы, социальных отношений, в качестве особого института, обладающего функциональными свойствами (в первую очередь, ценностно-ориентирующими, коммуникативными и познавательными) и особенностями. В данном случае важны способы упорядочения социальных отношений по поводу частного коллекционирования, их формализация, нормативность, гарантии и механизмы реализации, позволяющие установить место частного коллекционирования в современном обществе, его роль и значение в общественных структурах и социальных институтах, выявить его взаимосвязи с другими формами и видами общественной организации. С этих позиций частное коллекционирование в социокультурной коммуникации, как осуществляемое на определенной территории и в определенном (в том числе социокультурном) пространстве обеспечивается особыми коммуникационными процессами.
Степень научной разработанности темы исследования. Несмотря на то, что институт частного коллекционирования традиционно вызывает большой интерес у отечественных и зарубежных исследователей, специальных исследований и диссертационных работ, посвященных комплексному культурологическому исследованию частного коллекционирования как заметного современного явления художественной культуры России до настоящего времени не было представлено. За границами современных научных культурологических исследований остается предметная область, очерчивающая деятельностные, аксиологические, психологические, семиотические и институциональные детерминанты феномена частного коллекционирования.
Теоретическую основу научных изысканий в сфере исследования частного коллекционирования как части художественной культуры России составляют классические и современные концепции, теории и гипотезы в области философии культуры, истории, истории культуры, социологии культуры, искусствоведения, музееведения, и чрезвычайно важными представляются результаты исследований на стыке этих дисциплин. В этой связи необходимо рассматривать институт частного коллекционирования с позиций междисциплинарного анализа.
В современных культурологических исследованиях некоторые теоретико-методологические основы проблематики частного коллекционирования представлены рядом диссертационных исследований (О.Л. Бильвина, С.В. Любимцев, Л.А. Марихбейн, Т.В. Бадинова, И.В. Шлаева, М.В. Катагощина, В.В. Казакова, Ю.И. Быкова, А.Л. Свердлова, Е.А. Сергеева).
Социология культуры рассматривает частное коллекционирование в качестве социально-культурного института, выполняющего общественные функции, как механизм удовлетворения специфических художественных и в более широком смысле – культурных запросов и потребностей общества и личности. Подобные идеи отражены в работах И.В. Шлаевой, Н.Ф. Петровой, А.И. Ма-линкина.
Отдельные аспекты проблематики генезиса и эволюции частного коллекционирования нашли отражение в музееведении. Исследовательские задачи решаются посредством использования различных форм теоретических дискурсов поднятой проблематики, рецепции творческих научных идей, и их осмыс-5
ления на музейном материале (О.А. Неверов, М.П. Боткина, В.Ф. Левинсон-Лессинг, М.Б. Пиотровский).
Достаточно обширна база научных исследований, авторами которых в качестве объекта исследования была избрана история отечественного частного коллекционирования (И.В. Саверкина, Н. М. Полунина, А. И. Фролов, О.Я. Неверов, И.Г. Спасский, В.П. Грицкевич, С.А. Овсянникова).
Особое значение для настоящего исследования имеет обращение к философским и культурологическим основаниям музейной теории и практики, научным направлениям и концепциям:
– философии культуры (И. Кант, А.Я. Флиер, М.С. Каган, П.А. Сорокин, Э. Фромм);
– символической концепции культуры (П. Бурдье, Э. Кассирер, Д.С. Лихачев);
– диалоговых концепций культуры (М.М. Бахтин, Л.С. Клейн, Э. Фромм, В.С. Библер, С.Н. Иконникова, В.П. Большаков);
– музеефикаторского типа культур (Т.П. Калугина, О.С. Сапанжа, Т.А. Алешина, Л.С. Именнова, Н.А. Никитина);
– психологических концепций культуры (З. Фрейд, Г. Маркузе, Л.С. Выготский, А. Маслоу, Й. Хейзинга);
– семиотики культуры (М. Элиаде, У. Эко, Ю.М. Лотман, С.Т. Махлина);
– постмодернизма (Ж. Бодрийяр, Ж. Деррида, М. Фуко, Б. Гройс, У. Эко, Н.Н. Суворов);
– консьюмеризма (Ж. Бодрийяр, Х. Ортега-и-Гассет, В.И. Ильин, М.В. Новак, А.Ф. Поляков, Д.В. Смолкина, Д.Я. Северюхин).
Таким образом, источниками исследования явились российские и зарубежные труды по общим вопросам теории и истории культуры и искусства, а также частного художественного коллекционирования; монографии и диссертационные исследования о частных собраниях; материалы российской периодической печати; каталоги художественных коллекций, музеев, выставок; справочные издания; периодические издания и пр.
Объект исследования: частное коллекционирование произведений художественной культуры.
Предмет исследования: частное коллекционирование как феномен современной художественной культуры в России.
Цель диссертационного исследования: раскрыть специфику частного коллекционирования в художественной культуре современной России.
Задачи исследования:
-
Охарактеризовать теоретико-методологические основания исследования частного коллекционирования.
-
Рассмотреть основные этапы развития частного коллекционирования в России.
-
Раскрыть формы культурной модальности частного коллекционирования: терминологию, функции, типологию и классификацию.
-
Выявить особенности собирательства артефактов в массовой и элитарной культуре.
-
Проанализировать частное коллекционирование как форму культурной деятельности.
-
Выявить специфику эстетического потенциала частных коллекций для сохранения и трансляции культурного наследия в пространстве современной отечественной художественной культуры.
-
Охарактеризовать содержание и характерные признаки культурного, социального и правового статуса частного коллекционера в современной России, а также проанализировать его психологический тип и мотивации.
Методология и методы исследования. Представленное культурологическое исследование основано на теоретико-методологических принципах современной культурологии и рассматривает частное коллекционирование как институт художественной культуры с институциональной и аксиологической позиций, предполагая выработку собственной – комплексной междисциплинарной методологии к изучению проблематики и применение особых научных подходов. Предложена методология рассмотрения феномена частного коллекционирования как сложной культурной формы, требующей применения в первую очередь междисциплинарного комплексного подхода, позволяющего совместить различные методологии структурализма, эволюционизма, постмодернизма и функционализма, что и обуславливает необходимость применения теоретико-методологических положений изучения частного коллекционирования, и определяет выбор методов исследования. Положенный в основу методологии данного исследования междисциплинарный подход к проблеме, заявленной в диссертации, включает теоретические и эмпирические методы исследования, анализ и сравнительное изучение культурологических, исторических, музееведческих и искусствоведческих источников.
Междисциплинарный принцип предполагает включение многообразных методологических подходов к исследованию частного коллекционирования – наиболее важными являются: аксиологический, исторический, социокультурный, искусствоведческий, семиотический и психологический подходы.
В процессе работы были использованы различные научные методы, адекватные содержанию исследуемой проблемы и комплексу поставленных задач – системный, структурный, функциональный, семиотический, исторический, сравнительный, аналитический, а также метод типологического анализа.
Кроме того, методологический плюрализм, применённый при проведении исследования, позволяет выделить и специальные (конкретнонаучные) методы: социокультурного наблюдения и социокультурной рефлексии; реконструкции культурных полей; социокультурный историко-генетический метод.
Научная новизна диссертационного исследования обусловлена тем, что впервые в отечественной культурологии осуществлено комплексное исследование современного частного коллекционирования как важного феномена в художественной культуре России. В результате исследования выявлены системообразующие начала частного коллекционирования как особого вида человеческой деятельности, реализуемого в рамках современной художественной культуры России:
– определены теоретико-методологические основания исследования современного частного коллекционирования в художественной культуре России (уточнено понятие частного коллекционирования, определены функции частного коллекционирования, произведены классификация и типология частных коллекций);
– выявлены типологические характеристики основных этапов исторического развития частного коллекционирования в России;
– выявлено, что частное коллекционирование выступает особым видом творческой человеческой деятельности в современной художественной культуре;
– раскрыты психологические мотивации, определяющие современное частное коллекционирование как особый вид творческой человеческой деятельности;
– обосновано понятие «коллекционности» культурного артефакта, включенного в состав частной коллекции как части современной художественной культуры;
– определен социально-культурный и правовой статус частного коллекционера в художественной культуре современной России;
– охарактеризованы механизмы функционирования современного частного коллекционирования в сфере коммуникационных, информационных и виртуальных направлений развития художественной культуры;
– выявлено, что современное частное коллекционирование носит эвристический характер, так как стимулирует рассмотрение важных социокультурных проблем, таких как избирательность коллекционных артефактов, мода на коллекционирование, формирование современного аксиологического художественного поля.
Положения, выносимые на защиту:
-
Уточнено понятие частного коллекционирования как особого вида человеческой деятельности – целенаправленного собирательства, включающего в себя: составление, присвоение, освоение, владение, накопление, сохранение, изучение и систематизацию коллекционных культурных артефактов, связанных особой общностью признаков или же имеющих внутреннюю целостность, объективирующих в себе уникальный внеутилитарный познавательный, творческий, эстетический, художественный и экономический интерес коллекционера.
-
Современное частное коллекционирование конца XX – начала XXI в. реализуется в совершенно новом, наделенном самостоятельными характеристиками этапе развития, который следует рассматривать в качестве пятого по исторической хронологии. I этап – начало XVIII в., характеризующийся в качестве начала частного коллекционирования в России, реализовывавшегося в качестве элитарного по субъектному признаку, спорадического и бессистемного сбора артефактов, от которого достаточно быстро отделилось возникшее на его основе, но в качестве самостоятельного музейное коллекционирование; II этап – конец XVIII в. – бурный расцвет частного коллекционирования, связанный с исследовательским интересом и началом институционализации частного коллекционирования; III продолжительный этап – начало XIX – начало XX в. – в течение которого развивались и усовершенствовались все уже сложившиеся тенденции институционализации и появлялись некоторые новые; IV этап –
практически весь XX в., за исключением его начала и завершения, при котором частное коллекционирование существовало преимущественно как элитарное, а также развивалось массовое собирательство не имеющих художественной ценности объектов; и современный V этап – конец XX – начало XXI в., который характеризуется новыми тенденциями: процессами самореализации личности коллекционера на фоне институциональных форм коллекционерской деятельности и вложением средств коллекционера в произведения искусства; виртуализацией собраний; также частное коллекционирование в ряде случаев перестало быть индивидуальным занятием и стало результатом деятельности совместных усилий собственника и специалистов, осуществляющих собрание артефактов и обеспечивающих функционирование коллекции.
-
Частное коллекционирование предполагает выработку понятия и критериев коллекционности собираемых культурных артефактов в процессе осуществления современной коллекционерской деятельности, реализуемой, в первую очередь, в рамках элитарного направления: внеутилитарности, подлинности, уникальности, аттрактивности, аксиологической ценности и эстетической ценности и особого «музейного» к ним отношения коллекционера.
-
Выделяются различные формы, цели и содержание феномена современного частного коллекционирования в контексте массовой и элитарной культур. Элитарная сфера развития художественной культуры позволяет формировать и обеспечивать функционирование ценных, в первую очередь в аксиологическом отношении, частных коллекций, включающих в себя подлинные произведения искусства и культурно значимые объекты, тогда как собирательство имеющих невысокую художественную ценность или не имеющих художественной ценности артефактов, носящее несистемный характер и преследующее скорее количественные показатели, реализуется в сфере массовой культуры.
-
В настоящий период существует современный субъект частного коллекционирования – статус частного коллекционера определился как с культурной, социальной, правовой, так и с психологической позиций. Коллекционер осуществляет особый вид творческой культурной человеческой деятельности, он представляет собой уникальный тип личности, реализующей себя в художественной культуре. Образовательный, культурный и социально-экономический уровни коллекционеров весьма высоки при осуществлении элитарного коллекционирования и статичны при осуществлении собирательства в пространстве массовой культуры. В настоящее время действует законодательство, регулирующее различные аспекты осуществления коллекционерской деятельности.
-
Современное частное коллекционирование побуждается целым комплексом мотиваций, среди которых: эстетическая, творческая, патриотическая, познавательная, мотивация социального престижа, саморазвития, коммерческая и пр.
-
Частное коллекционирование представляет собой особый вид творческой человеческой деятельности в современной художественной культуре. Дея-тельностный подход к коллекционированию предполагает изучение не только отношений, возникающих в общении между участниками (субъектно-субъектные отношения), но и отношений между участниками и опредмеченными
объектами (субъектно-объектные отношения) и особую форму отношений с художественным образом как с «квазисубъектом».
8. Частное коллекционирование рассмотрено как теоретическое обоснование обращения культурных артефактов (и особенно произведений искусства) – процессов, происходящих в современной межкультурной коммуникации. Обращение культурных артефактов в рамках художественного рынка – традиционная форма обращения материальных и символических ценностей – в настоящее время получила новый ресурс развития – информационный и виртуальный. Частное коллекционирование как часть художественной культуры связано с включением культурных и художественных ценностей в современные коммуникационные процессы и обеспечением их преемственности для будущих поколений.
Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что ее результаты могут способствовать объективному развитию исследования проблематики частного коллекционирования и его роли в художественной жизни России и открывают перспективы для дальнейших исследований в сфере отечественной художественной культуры, а также выявлений необходимых научных подходов. Результаты, выводы и обобщения, сформулированные в исследовании, могут стать основой для изучения частных коллекций, коллекционерской деятельности и некоторых аспектов функционирования отечественного художественного рынка – частное коллекционирование определяется, в том числе, и как один из этапов обращения культурных артефактов, а также и в аспекте его правового статуса. Кроме того, выводы и материалы исследования могут служить основой для дальнейших исследований частного коллекционирования в контексте современных социокультурных практик, формирующихся в художественной культуре России.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что результаты исследования могут использоваться в образовательном процессе при составлении курса лекций по истории российского художественного коллекционирования, при разработке программ социального и культурного развития, научных основ теории и истории культуры. Материалы исследования могут быть использованы в педагогическом процессе в рамках учебных курсов «Культурология», «Социология культуры», «Социология искусства», «История культуры», «Прикладная культурология», «Арт-менеджмент и галерейное дело», «Эстетика», «Музееведение». Кроме того, практическая значимость диссертации состоит и в том, что ее материалы могут быть использованы при организации художественных выставок, проведении экспертизы и атрибуций произведений искусства, научной каталогизации произведений искусства, в том числе негосударственной части Музейного Фонда Российской Федерации.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности.
Отраженные в диссертации научные выводы посвящены исследованию частного коллекционирования как феномену современной художественной культуры России и соответствуют пунктам паспорта специальностей научных работников 24.00.01. Теория и история культуры (исторические науки, искусствоведение, культурология): п. 1.3. Исторические аспекты теории культуры, миро-
воззренческие и ментальные аспекты теории культуры; п. 1.9. Историческая преемственность в сохранении и трансляции культурных ценностей и смыслов; п.1.12. Механизмы взаимодействия ценностей и норм в культуре; п. 1.13. Факторы развития культуры; п.1.14. Возникновение и развитие современных феноменов культуры; п.1.15. Роль культурного наследия в жизнедеятельности общества; п.1.21. Традиционная, массовая и элитарная культура; п. 1.23. Личность и культура; п.1.24. Культура и коммуникация; п. 1.30. Художественная культура как целостное образование, ее строение и социальные функции; п.1.33. Институты культуры и их функции в обществе.
Степень достоверности исследования определяется применением разнообразного теоретического и эмпирического материала, применением специальной научной терминологии, произведенным системным и полным обобщением собранного в ходе исследования материала. Авторский подход к концепции исследования отражен в последовательной упорядоченной логике диссертации, подборе и исследовании материалов исследования, в обоснованности сформулированных выводов.
Апробация результатов исследования: диссертация была обсуждена на заседании кафедры теории и истории культуры СПбГИК. По теме диссертационного исследования опубликовано 7 научных статей (в том числе четыре в изданиях, рекомендуемых ВАК Минобрнауки РФ). Основные положения настоящего исследования были высказаны в рамках: VII международной научно-практической конференции «Культура. Духовность. Общество» (ЦРНС, Новосибирск, 31 октября 2013 г.); научно-практической конференция молодых ученых «Культура и искусство: междисциплинарный подход» (СПбГУКИ, Санкт-Петербург, 16–18 апреля 2015 г.); всероссийской научно-практической конференции «Культурное пространство России: генезис и трансформация» (СПбГИК, Санкт-Петербург, 1 апреля 2016 г.); научно-практической конференции молодых ученых «Культурные индустрии: традиции и современность» (СПбГИК, Санкт-Петербург, 19 апреля 2016 г.).
Структура и объем диссертации: диссертация общим объемом 196 страниц состоит из введения, трех глав, каждая состоящая из двух параграфов, заключения и списка литературы из 301 наименования.
Теоретико-методологические основы частного коллекционирования в художественной культуре России
В ХХI веке фундаментальные вопросы гуманитарного научного знания в целом носят во многом прикладной характер10, поэтому даже при первом приближении к проблематике «частное коллекционирование как феномен художественной культуры», таковая в рамках культурологического подхода может быть рассмотрена на двух уровнях: институционально-прикладном (вид, система, типология, функционирование и обращение частной коллекции) и на духовно-эмоционально содержательном (ценностном, психологическом), что, разумеется, не является исчерпывающим воззрением, и в процессе рассмотрения вопроса выявляются новые (и иногда неожиданные) глубины понимания.
Институциональный уровень и духовно-эмоциональный аспекты проблематики рассматривается нами исходя из положений концепции деятельностной теории в культурологии. Коллекционерская деятельность представляет собой ценностно ориентированный способ существования индивида (коллекционера) в художественной культуре, связанный с предметами, объективированными в ней. Но, прежде всего, это именно вид человеческой деятельности, т.е. активности, охватывающей и материально-практические, и интеллектуальные, духовные операции; и внешние и внутренние процессы – способы существования человека11.
Частная коллекция, рассматриваемая в институциональном ключе, должна функционировать12. Основными формами функционирования частной коллекции является выявление, присвоение, освоение, сбор, накопление, хранение, систематизация и иногда экспонирование (или публикация) артефактов, и – достаточно нечасто в российской практике – информирование, популяризация, а также обращение коллекционных объектов.
Выявление и сбор артефактов, т.е. процесс составления и наполнения частной коллекции осуществляется различными способами. Артефакты могут быть получены в дар или по наследству, но преимущественно они приобретаются или обмениваются коллекционерами. Важнейшую роль при этом играет художественный рынок и степень его развитости.
Частные коллекции являются самостоятельным элементом, связанным и даже включенным в состав художественного рынка, определяемого в специальной литературе различно: в качестве компонента экономической системы общества13; системы социальных институтов14; и «рынка символических ценностей»15. Терминологически в исследованиях и в публицистике для обозначения такового общеупотребительно синонимично применяются термины «художественный рынок» и «арт-рынок»16.
Понятие «художественный рынок» может применяться в двух значениях: в широком – где оно определяет товарооборот любых художественных артефактов, включая зрелищные искусства, музыку и литературу, и в узком – когда данное понятие в большинстве случаев относят только к товарообороту произведений искусства17 (при этом художественный рынок может подразделяться еще на первичный и вторичный; на официальный и неофициальный). Отметим высокое значение художественного рынка России как составного элемента институциональной системы современной художественной культуры18, призванного регулировать обращение и распространение художественных ценностей в обществе, посредством которого искусство доходит до потребителя19.
Современный художественный рынок удовлетворяет различные художественные запросы и включает в себя богатейшую амплитуду выставляемой на продажу и обмен продукции: от антиквариата до различных форм и видов современного художественного творчества; от произведений искусства до сувенирной продукции – действует сложнейший механизм оборота артефактов и художественных ценностей и предоставления сопутствующих услуг. В пространстве художественного рынка формируются спрос и предложение на артефакты и предметы искусства, определяется их эстетическая ценность и материальная стоимость. В рамках художественного рынка не определяется истинная и универсальная – однозначно принимаемая всеми участниками художественной жизни – мера художественной ценности артефакта, вырабатывается мера стоимости, исходя из критериев полезности, экономической оценки, уникальности, коллекционности, художественности, аттрактивности. Товаром в данном случае является артефакт, произведение искусства, информация и художественный сервис20. Являясь одной из практик художественной культуры, художественный рынок подвергается изменениям общественного интереса, но и сам вырабатывает механизм ответного воздействия на таковой (используя Интернет, средства массовой информации и пр.). В настоящее время в структуру художественного рынка входят художественные и антикварные галереи и салоны; специализированные магазины; страховые компании; Интернет-порталы; арт-банкинг; аукционные дома; коммерческие посредники; специалисты: эксперты, оценщики, реставраторы; антиквары (и их сообщества); частные коллекционеры, и т.п.
Художественный рынок выступает пространственно-временным полем для коллекционера: его насыщенность, ситуационные особенности функционирования, экономические и юридические аспекты, мода и спрос, определяют наполненность и содержание частных коллекций
Кроме того, художественный рынок представляет собой сферу «обращения символических ценностей»21, которая основана на теории, трактующей современный художественный рынок как функцию «символического капитала»22. По мнению Е. Барабанова, художественный рынок представляет собой «общий механизм по ограничению дикого рынка, современный рынок искусства, будучи механизмом в достаточной мере законодательно упорядоченным социально-экономическим механизмом, имеет дело с символической продукцией и символическим обменом внутри системы потребления символических благ»23. Художественный рынок не может быть расценен исключительно в качестве системы товарного обращения культурных артефактов и произведений искусства, он охватывает и духовно-художественную и прагматическую сторону художественной жизни. Причем символическая ценность артефакта неизменно возрастает в результате обращения на рынке. Поэтому в силу своего уникального происхождения и особого положения на художественном рынке, культурный артефакт предполагает обязательное наличие специфических значений (эстетических, культурно-исторических и др.), указывающих на возможность бескорыстного несобственнического восприятия, т.е. «символического присвоения», не сводимого к фактическому обладанию объектом.
Основные этапы развития частного коллекционирования в России
Для настоящего исследования необходимо определить понятие объекта такого вида деятельности как частное коллекционирование, его виды, признаки, свойства, значение в художественной культуре России, а также возможные классификации и типологию. Поскольку в настоящей работе рассматривается не бессистемно-хаотичное собирательство вообще любых предметов, производимое по неопределенному признаку симпатий и предпочтений, а, напротив, мотивированное и упорядоченное коллекционирование как важный элемент современной художественной культуры, и особенно – элитарного ее направления, то предметом такого коллекционирования следует рассматривать особый коллекционный объект. Коллекционный объект представляет собой культурный артефакт, обладающий специальными характеристиками: подлинностью, уникальностью, внеутилитарностю, аттрактивностью и особой аксиологической (духовной) ценностью, а также эстетической ценностью, и предполагающий «музейное» (особое символическое) к нему отношение коллекционера.
«Культурный артефакт» представляет собой искусственно созданный объект материального и нематериального мира, в котором воплощены ценностные смыслы культуры, имеющий символическое и знаковое содержание, результат «продуктивной деятельности людей»186, он одухотворен и социализирован, это продукт индивидуального восприятия и интерпретации культурной формы – поскольку, не всякий, например, исторический артефакт сам по себе, бесспорно, является феноменом художественной культуры, а, кроме того, он не всегда является носителем определенных духовных или же эстетических ценностей.
Коллекционный объект способен отражать ценностно-эстетические установки не только отдельной личности коллекционера, но и современного ему общества, это культурный артефакт, который может воплощать различные ценности культуры: художественную, историческую, эстетическую, научно-познавательную, патриотическую и пр. Доминирующую роль в данном контексте играют, в первую очередь, произведения искусства как наиболее ценные артефакты, причем вне зависимости от того, в каком именно ключе коллекционер понимает искусство – эстетическом, интеллектуальном, мировоззренческом, связывая его объекты с переживанием красоты, реализацией игровой деятельности, природных инстинктов; физико-эволюционном, опытном или ином187.
Такое свойство как коллекционность собираемых объектов можно рассматривать с различных точек зрения – от сугубо рыночной, основанной на законах спроса-предложения и модных тенденций (востребованной в рамках художественного рынка) до символически идеализированной, основанной на ценностной (художественной, эстетической) уникальности объекта. Предмет, становясь коллекционным, выполняет функциональную и смыслообразующую миссию в истории конкретного собрания и в художественной культуре в целом, становясь ее элементом. В данном случае речь идет о выделении ценности предмета именно с точки зрения возможной его включенности в собрание артефактов – причем критерии определения такой значимости могут быть различны.
Коллекционный культурный артефакт в первую очередь представляет собой подлинное произведение (оригинал), единственное и уникальное; источник познания; более того – элемент исторического процесса; имеет значение его культурная биография, провенанс, даже «мифология» – легенда конкретного памятника, его история – в первую очередь, документированная информация – «модус бытования вещи в том или ином сообществе»188. Наличие культурной биографии коллекционного объекта является свидетельством его исторической и социальной подлинности и сложности. Для того чтобы культурная ценность артефакта могла стать самостоятельным предметом анализа, требующего особой методологии исследования, должна быть описана и определена его биография.
Если рассматривать «подлинность» как «совокупность всего, что она способна нести в себе с момента возникновения, от своего материального возраста до исторической ценности»189, то, очевидно, что в современную эпоху технической воспроизводимости художественное произведение зачастую лишается своего режима уникальности. Обладание предметом через его образ, приближенность к нему и одновременная отчужденность от оригинала изменяет отношение личности к искусству. Появляются новые виды, критерии и градации подлинности. Если несомненное достоинство технического репродуцирования артефакта расширяет экспозиционные возможности и изменяет процесс его восприятия, то, в то же время, традиция «единственности» произведения, когда именно оригинал определяет понятие его подлинности, заметно видоизменяется. Нужно отметить, что репродукция существует не сама по себе, но всегда отсылает к подлиннику. Чтобы не быть симулякром, репродукция должна являться ссылкой на подлинник. Техническая репродукция произведения искусства, кроме того, сама по себе не является подделкой – она, напротив, представляет собой новое явление, обладающее даже некоторой самостоятельностью по отношению к оригиналу. Данная проблема особенно актуальна для собирательства в массовой культуре, т.к. репродукция не является художественной ценностью. Репродукции как основа виртуальных музеев и частных коллекций становится все более популярной формой осуществления новой культурной формы собирательства.
Подлинные и уникальные коллекционные артефакты традиционно составляют основу частных собраний и музеев, существующих в пространстве элитарной культуры.
Уникальность культурного артефакта, даже в ряде случаев его сакрализация в культурном пространстве частной коллекции также представляет собой свойство, которое определяется понятием подлинности – самой сущностью культуры является выделение единственного, уникального1
Особенности собирательства артефактов в пространстве элитарной и массовой художественной культуры
В современном мире отечественной художественной культуры существует легальный субъект коллекционирования – частный коллекционер, имеющий юридическую, финансовую и организационную возможности осуществлять как случайное, так и систематизированное собирательство артефактов, и который фактически выступает в культурном, социальном и правовом пространствах в качестве самостоятельного субъекта, реализующего свое право на такой вид культурно значимого поведения, как частное коллекционирование и воспринимающего гарантии этого права, а также и права частной собственности в области культуры.
Понятие «статус» выражает, прежде всего, социальную сущность явления290, но культурный смысл и наполнение деятельности коллекционера как особой формы человеческой практически-духовной деятельности, нуждается и в юридическом оформлении, что позволяет выстраивать особую последовательность отношений коллекционера с окружающим его миром художественной культуры.
Частный коллекционер в аспекте его правового статуса, установленного нормами российского законодательства, – это российское (или зарубежное) физическое лицо (обладающее признаками правоспособности и дееспособности), в ряде случаев (если речь о предпринимательской деятельности, связанной с обращением культурных ценностей или иных объектов коллекционирования) – индивидуальный предприниматель; или же это юридическое лицо (коммерческое или некоммерческое – в зависимости от осуществления оборота художественных объектов) – подлежащая государственной регистрации организация, обладающая правоспособностью.
Современный частный коллекционер выполняет разные задачи для наиболее эффективного функционирования своей коллекции – это и созидатель, и исследователь, и любитель, и предприниматель и инвестор291.
Коллекционирование как вид деятельности не регулируется нормами трудового законодательства Российской Федерации (т.к. не рассматривается в качестве формы реализации труда – профессионального или непрофессионального и трудовой функции человека), и не связано с трудовыми правоотношениями. Коллекционирование следует понимать как индивидуальную деятельность, осуществляемую по собственной инициативе в личных интересах, а не в интересах работодателя.
Социальный статус современного коллекционера может быть различен. В настоящее время существуют коллекционеры, которые владеют своими собраниями уже не в первом поколении, но появились и коллекционеры, чьи собрания сформировались не более чем за одно десятилетие. Коллекционеры стремятся не только вложить деньги в ценности культуры, но и укрепить свой престиж, а также найти в коллекционировании сферу своих интеллектуальных интересов. Среди современных коллекционеров можно обнаружить представителей творческих профессий, и интеллигенции, и бизнесменов.
В данном случае имеют значение имущественное и экономическое положение – коллекционные артефакты, особенно собираемые в пространстве элитарного направления художественной культуры, как правило, весьма дорогостоящи.
Важен и образовательный уровень коллекционера, что еще раз отсылает нас к проблеме элитарного и массового направлений в коллекционировании. Эрудированность коллекционера может обеспечить теоретическая база в виде разнообразной литературы, а также возможность путешествовать и знакомиться с зарубежными коллекциями; находить контакты с художниками; приобретать коллекционные предметы на аукционах. Элитарное коллекционирование предусматривает высокий образовательный и социально-экономический уровень коллекционера, обладающего особой «психологической установкой»292, развитым эстетическим вкусом и уважением к историческим традициям, а, кроме того, безусловную ценностную ориентацию, характеризующуюся способностью включать мир «возвышенной образности»293 в повседневную жизнь. Элитарный характер собирательства предполагает способность и возможность оценки и освоения коллекционного объекта с точки зрения исторической, эстетической, интеллектуальной и ценностной. Современные коллекционеры отмечают, что коллекционирование как особый вид деятельности требует серьезного к себе отношения: «коллекционирование – это не хобби … требует не только денег, но и знаний»294.
В 2012г. в Музее личных коллекций, отделении ГМИИ имени А.С. Пушкина была проведена выставка «Портреты коллекционеров. Западноевропейское и русское искусство из частных собраний Москвы»295, призванная продемонстрировать состояние частного художественного коллекционирования в России. На выставке было представлено приблизительно 300 произведений изобразительного искусства из разных московских коллекций – А. А. Авдеева, П.О. Авена, И.Б. Баженовой, В.А. Бондаренко, М.А. Боксера, А.А. Гарина, И.С. Глазунова, В.Г. Горященко, К.И. Григоришина, В. А. Дудакова и М.К. Кашуро, А.Г. Егорова, Ю.А. Игнатьева, М.Б. Кочерова, В.А. Логвиненко, Т.О. и И.Р. Манашеровых, О.В. и Я.В. Панченко, М.Е. Перченко, Ю.М. Петухова, С.А. и Т.А. Подстаницких, М.В. Салиной и С.А. Кривошеева, А.Ю. Смузикова, М.А. Суслова, В.В. Царенкова, А.Н. Чистякова, А.Г. Швейделя296.
Мероприятие позволило выявить круг коллекционеров живописи и обозначить круг их интересов. Так, В.А. Бондаренко владеет ценной и систематизированной коллекцией иконописи XV-XX веков297, включая работы новгородской и тверской школ, подписные работы мастеров Оружейной палаты конца XVII – начала XVIII веков, «Троицу» Гурия Никитина, «Рождество Богоматери» Василия Уланова, «Троицу» Кирилла Уланова и другие шедевры. В коллекции И.С. Глазунова находятся произведения русского искусства XVIII–XIX веков – полотна Ф. Рокотова, Д. Левицкого, В. Боровиковского. В коллекции В.А. Дудакова и М.К. Кашуро собраны уникальные произведения художников-символистов, входивших в объединение «Голубая роза»: П. Кузнецова, П. Уткина, С. Судейкина, Н. Сапунова, А. Арапова, В. и Н. Милиоти, Н. Крымова. В коллекции В.А. Логвиненко находятся полотна П. Рубенса «Союз Земли и Воды», «Поклонение пастухов», «Тарквиний и Лукреция»298. В собрании Д.Е. Рыблоловлева находится коллекция картин импрессионистов, включая полотна Модильяни, Ван Гога и Пикассо. Л.А. Федун собирает картины Николая Рериха
Частное коллекционирование произведений искусства в процессе культурной коммуникации
Система стереотипов, образующая устоявшуюся форму восприятия социальной реальности, включает разные их виды: этнические, религиозные, идеологические, профессиональные, возрастные, гендерные. Стереотипы восприятия частного коллекционирования как культурной формы в пространстве и времени современной художественной культуры России выступают как относительно устойчивые, повторяющиеся акты деятельности, служащие средством передачи социально – культурного опыта, в основе которых лежат определенные алгоритмы действий.
Под стереотипом подразумевается образ (представление, суждение, оценку и т.п.) социально значимого предмета или явления, сформированного под воздействием определенной информации (опыта, наблюдения и т.п.), зафиксированного в сознании индивидов с помощью эмоции, обладающего рядом признаков (устойчивостью, эффективностью и пр.) и реализуемого в поведении422. Некоторые авторы указывают на мифологические корни, лежащие в основе стереотипа423. Стереотип восприятия частной коллекции представляет собой в достаточной мере устоявшееся в обществе отношение к явлению, форму представления о нем, основываясь на которой – как на предварительном эмоционально окрашенном знании (основанном скорее не на личном опыте, а на полученной информации), индивид воспринимает его424.
Стереотипы восприятия частного коллекционирования как явления художественной культуры неоднократно пересматривались и переосмыслялись обществом в различные эпохи. Если в начале XVIII века частное коллекционирование воспринималось как эксклюзивный, дорогостоящий, недоступный и не очень понятный широким массам вид увлечения исключительно вельмож, то уже ко второй половине XVIII века оно взывало всеобщий интерес, и даже восторг, уважение, стремление к подражанию, и постепенно стало желанным и популярным видом времяпрепровождения уже не только дворянства, но и достаточно широких слоев населения. Тенденции популяризации и «раскрепощения» частных собраний XIX века превратило частное коллекционирование в максимально положительно воспринимаемый вид деятельности всех слоев населения. К сожалению, исторические события XX века (и особенно – некоторые аспекты государственной политики недоверия и порицания частных коллекционеров вкупе с политикой неуважения к историческому наследию) сформировали скорее негативное отношение общества к институту частного коллекционирования. В настоящее время частное коллекционирование восстанавливает свои позиции в общественной жизни и воспринимается обществом достаточно позитивно как социально и экономически престижное явление (так, отмечается, что «накопленный частными коллекционерами опыт сохранения, изучения и представления обществу художественных произведений сегодня востребован»425).
Научно апробированных социальных исследований стереотипов современного частного коллекционирования за последние десятилетия в России практически не проводилось. Но, вместе с тем, отечественные коллекционеры отмечают, что в обществе сложились устойчивые представления об их деятельности. Так, отмечается не всегда позитивное отношение к частному коллекционеру – в социуме существует некоторое недоверие к его способности сохранить культурные артефакты для общества и будущих поколений людей, – такое мнение основано на негативном предшествующем опыте распыления собраний в ХХ веке. Существует также некоторая предубежденность относительно состава частых коллекций и недостаточной их научной обоснованности – описания, идентификации и атрибуции. В некоторых отечественных исследованиях отмечается, что современное частное коллекционирование производно, или, по крайней мере, прочно связано с музейным. Иногда высказывается сомнение в достаточности образовательного уровня коллекционеров для глубокого восприятия и оценки находящихся в их собственности культурных артефактов, которые могут приобретаться под воздействием экономической заинтересованности вложения капиталов или под воздействием моды. Также считается, что коллекционеры не популяризируют свои собрания. Коллекционеры, со своей стороны, стараются изменить эти предубеждения426 и популяризируют свою концепцию, утверждая, что современный коллекционер – это высокообразованный эксперт-специалист в сфере искусства; арт-промоутер; менеджер, помогающий организовывать выставки; помогающий художникам меценат, который не связан с исключительно инвестиционными предпочтениями
Существуют и позитивно окрашенные представления – например, мнение, что в России исторически представлены коллекционеры европейского типа, что коллекционеры – это деятели культуры, представляющие отечественную художественную культуру. Также существует убежденность, что частные собрания рано или поздно будут либо преданы в музей, либо на их основе таковой будет создан – таким образом ценное собрание станет доступным для широкой публики. Кроме того, частное коллекционирование, безусловно, ассоциируется с культурным подвижничеством, особенно в ХХ веке, когда именно частные коллекционеры сохраняли и собирали бесценные артефакты в сложных идеологических и экономических условиях. Но и для XVIII-XIX веков данная тенденция весьма характерна – коллекционеры (например, С.И. Щукин, П.М. Третьяков) создавали и открывали для всеобщего обозрения свои бесценные собрания искусства.
Культурные практики частного коллекционирования всегда носят ситуативный характер. Частное коллекционирование как особый вид человеческой деятельности реализуется в творческих, коммуникативных, нормативных, исследовательских культурных практиках, направленных на освоение различных аспектов частного коллекционирования во всем многообразии его осуществления, поиск и апробацию новых форм и способов его осуществления, приобретения опыта коммуникации и эмоционального опыта.