Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Благотворительность в культуре среднего Поволжья (ХIХ-начало ХХ века) Анучин Олег Иванович

Благотворительность в культуре среднего Поволжья (ХIХ-начало ХХ века)
<
Благотворительность в культуре среднего Поволжья (ХIХ-начало ХХ века) Благотворительность в культуре среднего Поволжья (ХIХ-начало ХХ века) Благотворительность в культуре среднего Поволжья (ХIХ-начало ХХ века) Благотворительность в культуре среднего Поволжья (ХIХ-начало ХХ века) Благотворительность в культуре среднего Поволжья (ХIХ-начало ХХ века) Благотворительность в культуре среднего Поволжья (ХIХ-начало ХХ века) Благотворительность в культуре среднего Поволжья (ХIХ-начало ХХ века) Благотворительность в культуре среднего Поволжья (ХIХ-начало ХХ века) Благотворительность в культуре среднего Поволжья (ХIХ-начало ХХ века) Благотворительность в культуре среднего Поволжья (ХIХ-начало ХХ века) Благотворительность в культуре среднего Поволжья (ХIХ-начало ХХ века) Благотворительность в культуре среднего Поволжья (ХIХ-начало ХХ века) Благотворительность в культуре среднего Поволжья (ХIХ-начало ХХ века) Благотворительность в культуре среднего Поволжья (ХIХ-начало ХХ века) Благотворительность в культуре среднего Поволжья (ХIХ-начало ХХ века)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Анучин Олег Иванович. Благотворительность в культуре среднего Поволжья (ХIХ-начало ХХ века): диссертация ... кандидата Исторических наук: 24.00.01 / Анучин Олег Иванович;[Место защиты: ФГБОУ ВО Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.], 2017.- 237 с.

Содержание к диссертации

Введение

Общая историко-культурная характеристика феномена благотворительности России и Среднего Поволжья

Духовно-нравственные основы благотворительности в России Государственная система благотворительности

Особенности региональной благотворительности (на примере Среднего Поволжья) Культурное движение благотворительности в Среднем Поволжье (вторая половина XIX в.)

Новые тенденции в традиции милосердия в Среднем Поволжье во второй половине XIX века Особенности конфессиональной благотворительности населения Средней Волги

Социокультурные принципы сословной благотворительной деятельности .

Глава 3. Благотворительность и милосердие в структуре повседнев ности современного мира

Средневолжская благотворительность как диалог культур рубежа веков XIX-XX и начала XXI столетия

Система всесословной благотворительности Среднего Поволжья конца XIX - начала XX века

Культурная преемственность в сфере благотворительности

Заключение .

Духовно-нравственные основы благотворительности в России Государственная система благотворительности

Особое значение для исследования движения благотворительности имеет применение системного подхода, посредством которого стало возможным объединение всего комплекса проблем, стоящих перед российским обществом в XIX - начале XX века, а также в начале XXI столетия. Системный анализ, расширяет возможности для более глубоких обобщений, философской концептуализации представлений о человеке, способном помогать другим преодолевать жизненные трудности.

Теоретические обоснования строились при помощи научных методов: аксиологического, реконструкции, интерпретации, сравнительного анализа, обобщений. Это позволило: определить роль и место культуры благотворительности и милосердия в культуре Среднего Поволжья; проследить динамику благотворительности в культурно-историческом процессе; раскрыть сущность феномена благотворительности и милосердия как особого пространства самореализации человека в региональной культуре; показать преемственность духовно-нравственных основ в культуре благотворительности региона.

Эмпирические исследования в работе основаны на изучении архивных материалов, редких книг, опубликованных в XIX - начале XX века, а также на вторичном анализе результатов, проведенных другими авторами исследований, которые были опубликованы в научной литературе. Это способствовало выявлению необходимых для исследования исторических фактов и обнаружению в них фактов культуры - определенных знаков, отражающих представления о мире и месте в нем человека. Применительно к этому основными методами являются: контент-анализ; метод системного анализа; сопоставительный метод и методы исторических исследований научной литературы.

В работе использовались специальные методы, разработанные в культурологии: социокультурных рефлексий, методы социокультурных наблюдений и метод культурогенеза, а также методы других научных специальностей: логический, ретроспективный, проблемно-хронологический, синхронный и др. Применение данных научных методов в едином комплексе диссертационного исследования позволило систематизировать и обобщить культурно-исторический материал, выявить и проанализировать специфику и особенности культуры благотворительности, а затем сделать теоретические выводы о развитии системы благотворительности в Среднем Поволжье.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем культура благотворительности и милосердия России и Среднего Поволжья изучена как системный фактор, связывающий общественное служение с ростом духовно-нравственных качеств в российском обществе.

В работе обозначены новые культурологические исследовательские приоритеты: анализ исторической, социокультурной и нравственно-этической сторон благотворительности как добродетели, являющейся источником социального и нравственного оздоровление нации в России и Среднем Поволжье.

В данной работе впервые в отечественной гуманитарной науке реализован культурологический подход к анализу социокультурных функций движения благотворительности, восстановлению эмпатии через благотворительные общественные учреждения и частные организации. До сих пор исследование проблем благотворительности и милосердия осуществлялось преимущественно с других научных позиций: экономической, исторической, социологической, социально-психологической и др.

Научная новизна диссертационной работы подтверждается авторскими выводами и анализом собранного материала, часть которого вводится в научный оборот впервые.

Достоверность и надежность полученных научных результатов и сделанных на их основе выводов обеспечивается обоснованностью исходных методологических положений, совокупностью методов, адекватных цели, задачам и предмету исследования, привлечением и анализом большого объема теоретического и эмпирического материала, экспертными оценками, а также апробацией результатов исследования.

При этом научная новизна диссертационного исследования непосредственно заключается в том, что впервые: - выявлены и проанализированы специфические черты и функциональные особенности, присущие движению благотворительности Среднего Поволжья XIX в., его этнические, нравственно-конфессиональные отличия; - предложена новая интерпретация социокультурного феномена «культура благотворительности и милосердия» – особой, уникальной добродетели, основы духовно-нравственного возрождения народов региона; - в результате изучения культурной среды Среднего Поволжья выявлены социокультурные принципы сословной благотворительной деятельности и ее роль в структуре повседневности XIX - начала XX века; - исследованы преимущества всесословной благотворительности Среднего Поволжья конца XIX - начала XX века; - обоснована возможность культурной преемственности в сфере благотворительности и восстановления эмпатии через благотворительные общественные учреждения и частные организации; - выявлены социокультурные мотивы благотворителя, принципиальные отличия между жертвователями XIX и XXI веков; - выделена и дана культурологическая характеристика современной системы благотворительности и меценатства в Среднем Поволжье. Исходя из ее параметров утверждается и аргументируется то, что культура благотворительности и милосердия имеет позитивный потенциал, способствующий изменению вектора развития всего культурного процесса, а также духовно-нравственных приоритетов применительно к сложившийся ситуации.

Особенности конфессиональной благотворительности населения Средней Волги

Итак, православная церковь оперативно откликалась на бедствия в тяжелые периоды в жизни страны. Церковь обращалась с воззваниями о пожертвованиях, напоминала прихожанам о милосердии, побуждала к оказанию помощи. Например, священник Д. Филимонов обратился с воззванием о пожертвовании в 1891 году в связи с тяжелой ситуацией в крестьянских семьях из-за голода. Отклик людей превысил ожидание: к 1 января 1892 года пожертвования деньгами и мукой составили 5092 руб.40 коп. Нередко священники сами становились примером милосердия1.

В трудные периоды в истории страны главным мотивом в деятельности православной церкви была ее миротворческая миссия, стремление снять напряжение в обществе. Это достигалось через оказание моральной и материальной помощи нуждающимся2. В целом, православная благотворительность в Среднем Поволжье развивалась успешно. Так, в ведомстве православного вероисповедания в 1898 году состояло 23 благотворительных учреждения (около 20 % из всех имеющихся). Однако система церковно-приходских попечительств3 еще не полностью соответствовала своему назначению. Из 269 таких попечительств только 10 оказывали помощь неимущим4. Сборы средств приходами были незначительными5. Так, в России к началу ХХ века всего насчитывалось 19983 церковно-приходских попечительств, которые собрали 5403988 рублей пожертвований. Например, в церковно-приходском попечительстве Боголюбовой церкви г. Казани в 1894-1895 годах на нужды беднейшего населения было потрачено 600 рублей6. Учреждение приходских попечительств свидетельствовало о стремлении правительства, опираясь на христианскую любовь, призвать жителей приходов к делам благотворительности. Как уже было замечено, церковь сама существовала на благотворительные средства. Поэтому важное значение имело призрение бедных духовного звания и жертвы на нужды самой церкви, а они были значительными. Так, например, в отчете о состоянии Казанской епархии (1871 г.) читаем: «пожертвования в пользу церквей в духовенства не оскудевают. Сумма всех этих пожертвований простирается за прошедший год до двухсот тысяч»1.

Часть из этих средств шла на просветительские нужды: открытие школ, издание букварей, учебных пособий и книг на языках народов Поволжья. Это объективно способствовало приобщению народов региона к русской культуре. Однако известно, что, например, общество Св. Гурия, действующее в Среднем Поволжье, было миссионерской организацией, целью которой было проводить русификацию местного населения. Причем одним из эффективных методов была благотворительность2.

В это время наблюдалась тенденция к созданию миссионерских школ. При этом особенно отличались отдельные представители нерусского населения. Например, такие школы были построены крещеным татарином В. Алексеевым, а крещенные инородцы прихода с. Норвань, обратились к своему священнику с просьбой, чтобы он похлопотал об открытии и у них братской школы и т.п.3

Вместе с тем исторические факты говорят о высокой духовности и стремлению к милосердию попечителей того времени. Следует сразу оговориться, несмотря на то, что православие в России численно и духовно доминировало, представители других конфессий имели все возможности проявлять милосердие, как к единоверцам, так и к другим слоям населения. Вместе с тем религиозные убеждения диктовали свои правила, включая и благотворительность. Рассмотрим некоторые конфессиональные особенности других народов региона.

Мусульманское население во второй половине XIX века, которое было представлено, в основном, татарами является для Средней Волги коренным, хотя и малочисленным. Однако в экономической и политической жизни региона они всегда были активны. Исламская культура в исследованный период была одним из главных действующих субъектов на территории Среднего Поволжья и включала в себя не только религиозные догматы, обряды и ритуалы, но и вопросы социального и духовно-нравственного бытия мусульман.

Регламентация быта в мусульманской среде в тот период осуществлялась посредством российского законодательства, но при сильном влиянии исламского права (шариат и адат) на повседневную культуру. Например, в социальном плане нормы исламского права требуют соблюдать принцип справедливости (адалят), не раздумывая, подавать нищим милостыню (сада-ку) и т.п. Или другой пример. Традиционно окончание паломничества знаменуется «праздником жертвоприношения». Тушка жертвенного барашка делится на три части – для себя, для гостей и для мечети, где мясо раздается нищим и голодным. Весь праздник жертвоприношения (4 дня) предписывается богатым угощать бедных.

Исламский культ включает в себя 5 «столпов», два из которых непосредственно соотносятся с исследуемыми проблемами:

Ежегодный пост – ураза. Невыдержавшие пост должны возместить «долг» перед Аллахом позже (кафара). Тот, кто не смог выдержать пост, должен возместить его в двойном размере, либо кормить 60 бедняков в течение дня, либо одного бедняка 60 дней.

Социокультурные принципы сословной благотворительной деятельности

Развитие современной России тесно связано не только с решением социально-экономических проблем, но, прежде всего, с формированием у россиян духовно-нравственных, патриотических качеств, соответствующих культурной динамике и народным традициям. Бесспорно, что традиции милосердия и благотворительности, получившие наивысшее развитие в конце XIX – начале XX века, должны получить достойное продолжение и в веке XXI.

На протяжении четверти века в нашей стране в качестве универсального образца предлагается либеральный стандарт, сущность которого заключается в приоритете материального над духовным, нравственными и религиозными ценностями. Толерантность, мультикультурализм, внедряемые в общественное сознание политическими элитами, являются отходом от традиционных идеологий. Духовно-нравственные ценности, накопленные веками, в такой системе сведены к минимуму.

Сегодня уже понятно, что рыночная экономика, бездумная либерализация не способны решать социальные проблемы на достойном уровне и не в состоянии улучшить нравственные качества людей и тем более создать общество милосердных, отзывчивых на чужую беду людей. Опыт развития общества в период либеральных реформ XIX века показал, что несмотря на некоторые улучшения социально-экономических условий жизни, распространение научных знаний, изменение культурной среды все же наступил духовно-нравственный кризис, который вызвал катастрофические явления в политике, экономике, социальной сфере Российской империи. Видимо, без радикальных изменений духовно-нравственного состояния общества невозможно осуществление реформ. Однако на фоне общего кризиса российского общества конца XIX – начала XX века, своеобразным прецедентом стала всесословная благотворительность.

Состоявшийся в марте 1910 году первый Всероссийский съезд деятелей по призрению отметил существование в стране 4762 благотворительных обществ и 6278 благотворительных заведений. Их бюджет на 75% пополнялся за счет средств частной благотворительности1, т.е. из добровольных пожертвований. Для современной России эти цифры пока не достижимы, но уже заметны попытки части населения с повышенным уровнем эмпатии оказывать помощь людям в трудной для них ситуации. Позитивный опыт функционирования системы благотворительности Российской империи, по нашему мнению, актуален и сейчас. Структурно разноплановые элементы тогда удалось объединить в эффективную систему благотворительности, в том числе и в Среднем Поволжье.

В условиях буржуазных реформ XIX века и некоторого ускорения социально-экономического развития России стала возможна модернизация системы помощи нуждающемуся населению. Тогда на местном уровне были включены в управление все слои населения через создание всесословных земских учреждений2. Реформирование и дальнейшее развитие системы благотворительности определялось Земским положением 1864 года3 и Городовым положением 1870 года4, а также Уставом об общественном призрении, изданным в 1892 году5.

В Земской реформе получили закрепление некоторые либеральные принципы. Губернские и уездные земские собрания рассматривали и утверждали сметы, раскладки повинностей и т.д., а также осуществляли общий надзор за ходом земских дел. Естественно, что в поле их деятельности сразу же попало призрение бедствующего населения. В основном это были крестьяне и мещане, которые воспроизводили нужду в невероятных размерах и обеспечить нуждающихся эффективной помощью не могли.

Расцвет благотворительности в конце XIX – начале XX веков стал благодаря купечеству, предпринимателям и промышленникам. В пореформенный период происходит расслоение купеческого сословия. Выделяются крупная буржуазия, фабриканты, банкиры. Небольшая часть купцов становится государственными служащими, и даже вливается в науку, искусство, образование. Необразованность и связанная с ней некультурность купцов остаются в прошлом. Им уже свойственны высокие духовные запросы, а не погоня за прибылью, особенно у представителей третьего поколения. Они хорошо образованы, любят культуру, хотя многие их них остаются талантливыми организаторами производства и торговли. Это произошло в силу естественного накопления интеллектуального и вообще культурного потенциала в этом сословии – «меценат этого периода сочетал в себе черты европейской учености и русской православной духовности»1. Поэтому в значительной мере стремление к западноевропейским стандартам жизни у них сочеталось с их крестьянским, как правило, христианским наследием любви к ближнему, помощи нуждающимся. Более того, как подметил историк В. О. Ключевский еще с древности в нашей стране понимали и ценили только личную, непосредственную благотворительность, милостыню, подаваемую тайно из рук в руки2. Для всесословной благотворительности именно такая форма была наиболее распространена.

Система всесословной благотворительности Среднего Поволжья конца XIX - начала XX века

Однако в ныне действующем Федеральном законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»2 отсутствует важный участник этой деятельности – меценат. Есть только благотворители, осуществляющие благотворительные пожертвования в различных формах.

Формально меценатство входит в благотворительность, так как охватывает более узкую сферу деятельности (поддержка культуры, науки и искусства). Но если коснуться духовно-нравственных аспектов, влияющих на мотивацию жертвователя, то различия очевидны. Меценат ищет и поддерживает талант, одаренность, гениальность, выявляя и показывая их общественную роль. Он не ставит своей задачей решение острых, в основном, материальных проблем (лечить, накормить, научить). В сфере внимания мецената духовная национальная культура – ее поддержка, сохранение и приумножение. При этом они заботились в прошлом и заботятся сейчас о доступности ценностей культуры и искусства народным массам.

Современный меценат мало чем отличается от мецената XIX века. Это, как правило, умный, образованный предприниматель, материально помогающий возрождению традиций и поддержанию новаций в творчестве и искусстве. Одно их объединяет с прошлым и будет обязательно присутствовать в будущем – они, в первую очередь, созидатели. Это «нормальный путь развития отношений богатства и бедности, сопряженный с высокой религиозностью и нравственностью»3.

России и региону в благотворительной сфере как раз не хватает меценатов, которые бы отличались от других благотворителей профессионализмом в российской культуре и обладали соответствующей ценностной системой координат. Примером могут служить меценаты XIX века, которые добились значительных результатов в благотворительной деятельности благодаря профессионализму и высоким личностным духовно-нравственным качествам.

«Профессионализм в меценатстве – это еще и обладание особым даром инициативы, интуиции видеть и делать то, что для отечественной культуры имело непреходящее значение». Профессионализм с этой точки зрения равен таланту, который имеет тенденцию к постоянству и системности и утверждает свою значимость в поддержке национальной культуры1. В этом контексте следует согласиться с К. С. Станиславским, что «для того, чтобы процветало искусство, нужны не только художники, но и меценаты»2.

Меценатская деятельность в XIX в. в первую очередь имела духовное измерение. Для меценатов деньги не являлись целью, поэтому они сами проявляли инициативу: оказывали финансовую помощь, содействовали государству, общественным организациям и отдельным людям. Постепенно все большее число предпринимателей приходило к осознанию своей социальной ответственности.

Стоит отметить, что в XIX веке, когда благотворительность была явлением широко распространенным, деятельность российских меценатов не всегда находила понимание современников. Даже такой уважаемый и последовательный в своих действиях меценат, как Павел Третьяков не исключал возможности быть осмеянным в главном деле своей жизни. Весьма неоднозначно относилась к меценатам и интеллигенция. Но бесспорным остается факт, что именно «благодаря их щедрости на рубеже XIX–XX веков произошел настоящий расцвет русской культуры», были найдены новые таланты, собраны и сохранены для потомков работы российских художников и др.1

Понимание этого особенно важно в настоящее время, когда безвозвратно теряются многие культурные достижения прошлого, а нередко и настоящего.

Таким образом, благотворительность и милосердие в современной региональной культуре не только восстанавливает прежние традиционные формы и методы, но и развивает и внедряет новейшие технологии. Благотворительность Среднего Поволжья постепенно приобретает соответствующую времени структуру, ее формы становится разнообразными. Она осуществляется посредством материальных вложений и личным участием.

Современная благотворительность, в первую очередь, способствует духовному росту самого дающего. Стремление проявить себя, оставить о себе добрую память является мотивом большинства из них. Благотворители оказывают материальную помощь и моральную поддержку нуждающимся людям и организациям. Их деятельность направлена на общественно-полезные цели в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Система благотворительности формирует как у благополучателей, так и благотворителей систему базовых культурных ценностей (идеалы добра, дружбы, взаимопомощи, душевной щедрости, благородства и др.). Благотворители, помогая людям, сами становится чище, добрее, милосерднее, а, отключив эмоции сострадания, оказываются неспособными к самосовершенствованию.

Стимулирование интереса к культуре может явиться одной из предпосылок благотворительности. Воспитательный потенциал благотворительности в настоящее время становится важнее собранных финансовых средств. Поддержка благотворительной деятельности государством вызывает у благотворителей, меценатов, спонсоров ощущение полезности обществу, воспитывает чувство патриотизма.

Традиционные ценности (солидарности, щедрости, благородства), как и прежде, выступают мотивами благотворительной деятельности. Это обстоятельство указывает на тесную взаимосвязь благотворительной деятельности с ростом общей культуры населения региона на основе преемственности лучших культурных образцов.