Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Благополучие как социокультурный феномен Боровская Нина Васильевна

Благополучие как социокультурный феномен
<
Благополучие как социокультурный феномен Благополучие как социокультурный феномен Благополучие как социокультурный феномен Благополучие как социокультурный феномен Благополучие как социокультурный феномен
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Боровская Нина Васильевна. Благополучие как социокультурный феномен : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01.- Тюмень, 2001.- 200 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-9/218-8

Содержание к диссертации

Введение

Глава І. Содержательная многомерность понятия "благополучие" 13

1.1. Понятие "благополучие" в ряду сопоставимых понятий 13

1.2. Благополучие в контексте учения о благе 26

Глава 2. Смысловые аспекты благополучия как феномена социальной реальности 40

2.1. Духовно-нравственный аспект благополучия 40

2.2. Политико-правовой аспект благополучия 60

2.3. Финансово-экономический аспект благополучия 82

Глава 3. Благополучие как приближение к совершенству через творчество 107

3.1. Взаимодополняемость смысловых аспектов благополучия в идее совершенства 107

3.2. Творческая деятельность как средство достижения благополучия 121

Заключение 134

Библиографический список использованной литературы

Благополучие в контексте учения о благе

Как известно многие понятия гуманитарных наук обладают весьма трудновыразимым смыслом. И хотя многозначность позволяет каждому исследователю выстраивать собственную версию смысла, это не означает, что они лишены объективного содержания. К ним, вне всякого сомнения, принадлежит понятие "благополучие".

Понятие "благополучие" давно и прочно вошло в наш повседневный обиход и научный лексикон. Ему присваиваются в разных контекстах различные значения. Разночтения можно объяснить большой содержательной емкостью, многомерностью этого понятия. В качестве синонимов к понятию "благополучие" можно назвать такие слова, как благоденствие, благосостояние, богатство, довольство, достаток, достаточность, зажиточность, обеспеченность, преуспевание, процветание, состоятельность, счастье и другие. Однако это не значит, что оно стало настолько ясным и прозрачным, что более не способно вызвать удивление и не достойно философского исследования. "То, что для практики представляется само собою разумеющимся, для философствующего ума нередко ставит наиболее трудные проблемы"1. Попытаемся обозначить проблемную ситуацию, открывающуюся перед нашим взором.

Из предложенного синонимического ряда укажем лишь два понятия как наиболее близкие по содержанию к понятию "благополу чиє". Это "счастье" и "благосостояние". Следует отметить, что последнее слово, понятие "благосостояние" даже по звучанию и написанию напоминает искомый нами термин. Тем не менее, в первую очередь рассмотрим понятие "счастье", поскольку нас интересует не внешняя сторона проблемы, а внутренняя, не формальная сторона дела, а содержательная.

Категория "счастье" занимает центральное положение в гуманистической этике, а как выразился Э.Фромм, во всей науке "искусства жить"1. И на протяжении всей истории духовной культуры человечества, включающей науку, искусство, религию, философию, это понятие наполнялось самым различным содержанием. Древнегреческий философ Платон писал, "в жизни - как, по возможности, в здешней, так и во всей последующей — всегда надо уметь выбирать средний путь, избегая крайностей; в этом - высшее счастье для человека"2. Из современных авторов можно назвать польского философа В.Татаркевича, который в дефиниции счастья отмечал следующие аспекты. Во-первых, счастье заключается в удовлетворенности жизнью в целом. Во-вторых, счастье связано с длительностью. Человек не способен непрерывно радоваться жизни. В-третьих, особенность счастья состоит в том, что удовлетворение жизнью в нем полное. В-четвертых, само удовлетворение имеет не только чувственную сторону, но и интеллектуальную. В-пятых, счастливая жизнь - это жизнь как совокупность событий, в которых человек принимал участие. В шестых, счастье - это удовлетворение обоснованное.

Наиболее определенно негативное отношение к идее счастья выразил русский философ Н.Бердяев. Понятие счастья представлялось ему пустым и бессодержательным, поскольку счастье не может быть объективировано, к нему неприменимы никакие измерения количества. Он писал, что "утверждать нужно не право на счастье для каждого человека, а достоинство каждого человека, верховную ценность каж-дого человека, который не должен, быть превращен в средство" . Подчеркивая противоположность персонализма эвдемонизму, Н.Бердяев соглашался с утверждением Дж.Ст.Милля: "Лучше быть недовольным Сократом, чем довольной свиньей". И этим он оправдывал большую ценность страдания, боли и протеста человека, борющегося против угнетения. Достижение счастья как наивысшего удовольствия возможно только в творчестве, основанном на созидании добра.

Далее рассмотрим наиболее распространенное значение понятия "благосостояние". Благосостояние - это термин, характеризующий обеспеченность населения необходимыми материальными и духовными благами, т.е. предметами, услугами и условиями, удовлетворяющими определенные человеческие потребности. Благосостояние зависит, прежде всего, от степени экономического развития общества и выражается системой количественных и качественных показателей: объемом реальных доходов на душу населения, уровнем и структурой потребления продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, уровнем и динамикой цен на основные предметы потребления, ставок квартирной платы, тарифов коммунальных и транспортных услуг, продолжительностью рабочего дня и рабочей недели, жилищными условиями, объемом выплат и льгот из общественных фондов потребления, уровнем образования, медицинского обслуживания, средней продолжительностью жизни и т.д.

Всем указанным критериям благосостояния, как нам представляется, как нельзя лучше соответствует город Когалым. Для наглядности и примера приведем лишь некоторые показатели благосостояния. В городе Когалыме насчитывается более 670 предприятий и организаций. Преимущественное развитие имеет нефтедобывающая промышленность. Непосредственно на высокий уровень материального благосостояния жителей города указывают следующие данные. В рейтинге городов области город Когалым занимает первое место по объему промышленной продукции и объему бытовых услуг населению, второе место занимает по обороту розничной торговли в расчете на душу населения. Характеризуя материальный уровень жизни, можно также отметить, что численность постоянного населения в городе Когалыме на 01.01.2000 года равнялась - 55,5 тыс. человек. В отношении национального состава, из них 59 % - русские, 16,7 % - украинцы, 8,1 % -татары, 0,06 % - ханты, 0,03 % - ненцы. На 1000 человек населения по городу Когалыму и подчиненным ему населенным пунктам родившихся приходится 12,4 чел., а умерших - 2,9 чел., т.е. в целом естественный прирост населения составляет - 9,5 человек. Среднемесячная начисленная заработная плата в 1999 году составила 5695 руб., а в Сбербанке России остатки вкладов населения в этом же году составили 132,4 млн.руб.

Политико-правовой аспект благополучия

Цель настоящего параграфа - рассмотреть политико-правовые вопросы как составные элементы философской модели феномена благополучия. Значение политико-правового аспекта определяется его ролью в создании условий, необходимых для осуществления свободной, творческой и разумной жизни. необходимости соединения философского опыта с политико правовой сферой указывал уже Платон в диалоге "Государство". Бо лее того, философ утверждал, что личное и общественное благополу чиє неосуществимы другим способом. "Пока в государствах не будут царствовать философы либо так называемые нынешние цари и влады ки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино - государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди - а их много, - ко торые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор, дорогой Главком, государствам не избавиться от зол, да и не станет возможным для рода человеческого и не увидит солнечного света то государственное устройство, которое мы только что описали словесно. Вот почему я так долго не решался говорить, - я видел, что все это будет полностью противоречить общепринятому мнению; ведь трудно людям признать, что иначе невозможно ни личное их, ни об щественное благополучие"

Далее, следует указать, что на благополучие человека влияет степень его правовой информированности. Люди стремятся получить правовую информацию, но обладают ею в незначительном объеме. Потребность в ней особенно возросла в связи с обсуждением проблем правового государства, с пересмотром старых и созданием новых законодательных актов. С началом демократических преобразований изменился характер информации. Содержательно она трансформировалась из констатирующей в дискуссионную. Такие источники правовой информации как телевидение, газеты и радио в настоящее время выполняют скорее функцию пропаганды, чем систематического образования. В недавнем прошлом много усилий в деле распространения правовых знаний прилагали работники суда, прокуратуры, милиции, но сегодня эта работа почти окончательно свернута и превратилась в форму платных услуг за консультирование людей при решении конкретных проблем. Наиболее точные, надежные сведения содержат периодические издания, однако ими пользуется сравнительно узкий круг людей. Это не означает отсутствие интереса населения к правовым знаниям. Переход от старых форм распространения правовых знаний к новым формам еще не завершен.

Правовая неграмотность приводит к вольным и невольным нарушениям законодательства. В обществе функционируют искаженные правовые сведения, которые порождены произвольным толкованием правоприменительной и правоохранительной практики. Поэтому для правовых знаний особенно актуальны гласность всей юридической практики, разъяснение населению того, как незнание или слабая информированность могут привести к неточным, а иногда и неправильным действиям.

Уровень правовой осведомленности среди правонарушителей оказывается очень часто выше уровня знаний правопослушных граждан. Данное обстоятельство указывает на то, что правовые знания сами по себе не служат гарантом хорошего поведения человека в обществе, настоящего осознания им своих действий и поступков. Наоборот, среди правонарушителей эти знания используются для сокрытия или искажения истинного положения дел с целью избежать ответственности перед обществом.

Одна из трагических ситуаций в советское время заключалась в том, что очень часто нельзя было сделать полезное дело иначе, как нарушив закон. Преобразования, осуществляемые в настоящее время, почти не изменяют ситуацию во взаимоотношениях людей с правом. Правонарушения в экономике и поныне остаются одним из огромных пластов всех нарушений закона.

В массовом сознании преобладает недоверие ко всем существующим правовым институтам, что отражается в устойчивых выражениях: "Закон как дышло, куда повернешь, туда и вышло", "Я прав, потому что имею больше прав". Поэтому формирование правовой убежденности в истинности и верности законов - дело сложное, хотя это убеждение и складывается на основе определенного знания. При совершенствовании правового воспитания следует учитывать, что если у человека сложилось неправильное отношение к обязательному исполнению закона, то эта позиция будет относиться к номам и уголовного, и административного, и семейного, и других отраслей права. Несогласие с общим правовым принципом находит конкретизацию применительно к требованиям норм права в той или иной сфере общественной жизни. Поэтому необходимо ознакомление людей не только с правом в целом и его принципами, но и с конкретными нормами отдельных отраслей права.

Совершенного был прав Н.Г.Чернышевский, когда писал, что, "благосостояние общества уменьшается существованием невежественных, безнравственных или ленивых людей в обществе; эти вредные качества в людях могут быть устранены только двумя способами: заботою о том, чтобы каждый человек получал надлежащее воспитание, и обеспечением человека от нужды. Достаточны или недостаточны средства известного общества для полного достижения таких целей, об этом каждый может думать как ему угодно; но против того никто не может спорить, что выгода общества требует всевозможных усилий для наилучшего возможного достижения этих целей"1.

Все сказанное указывает на важность коренной реорганизации процесса распространения правовых знаний. Она необходима для всех социальных групп и слоев общества. Особенно значима для руководителей, для которых знания трудового и административного права становятся обязательным условием решения задач повышения эффективности и качества работы.

Формирование эффективной правовой системы - важнейшая задача любого демократического государства. Кризисная ситуация в обществе потребовала от государственных органов РФ новых подходов не только на федеральном, но и на региональном уровнях, наполнения реальным содержанием конституционных прав и свобод граждан.

В Конституции (Основном Законе) Российской Федерации 1993 года уже в первом предложении содержится указание на значимость благополучия. "Мы, многонациональный народ Российской Федерации, ... стремясь обеспечить благополучие и процветание России, ... принимаем Конституцию Российской Федерации" . В статье 7 отмечается: "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Финансово-экономический аспект благополучия

Вся тщетность богатства обнаруживается именно в трудные минуты жизни. "Но и в самых обычных условиях оно может быть вредно, ибо тот, кто им располагает, привыкает к нему и поэтому страдает, когда потеряет. Не каждый теряет то, что имеет, но каждому грозит потеря, а с этим связано беспокойство, а значит страдание", - отмечает В.Татаркевич. Более того, люди страдают оттого, что не имеют богатства, когда хотят его приобрести. Опасно не столько обладание материальными благами, сколько стремление и привязанность к ним.

Вместе с тем, общество не может существовать, не производя материальные блага. Материальное производство обеспечило могущество человека. Не располагая определенным минимумом материальных благ, человек просто не в состоянии существовать. Если же говорить не о физиологическом минимуме, а о жизни без ощущения собственной ущербности, то количество этих благ должно быть довольно большим.

В качестве первого условия достойной жизни нужно назвать отсутствие голода. Сытый человек может позволить себе роскошь быть выше сытости. Но нет ничего более разрушительного для личности, чем голод. Р.Л.Лившиц пишет, "нормальное, полноценное питание -фундаментальная предпосылка человеческого благополучия, здоровья, плодотворной, интеллектуальной деятельности и творчества. Кроме хорошего питания, человек нуждается в жилье, одежде, он должен иметь возможность покупать книги, газеты. Совершать поездки, навещать родственников и друзей и т.п. Короче говоря, нормальная жизнь требует обладания некоторым количеством материальных благ"1. Это вовсе не означает, что духовно-нравственный аспект появляется лишь тогда, когда материальный аспект удовлетворен. Признание за каждым человеком права на нормальные условия жизни есть признак цивилизованности общества.

Итак, поскольку обычный человек жаждет благополучия для себя или для своих близких, и ему не важно, будет ли этот способ пригоден для всех других людей, а нам важно выработать такую форму благополучия, которая имела бы всеобщий характер, то можно сделать следующие выводы. Во-первых, финансово-экономический аспект благополучия не является основополагающим, а, во-вторых, поскольку большинство людей свое благополучие предпочитают связывать с материальным благосостоянием, внешними материальными благами, то финансово-экономический аспект все-таки должен присутствовать в модели благополучия.

Разрешить это противоречие возможно через привлечение к анализу категории совершенства. Мы покажем взаимодополняемость всех смысловых аспектов благополучия в идее совершенства.

Понятие "совершенство" произошло от латинского слова perfecio, которое обозначает "завершение", "совершение", "окончание", "доведение до конца".

Анализ проблемы совершенства следует начать с Платона. "Совершенное для всех желанное и всеблагое"1, - писал древнегреческий философ. Платон связывал слово "совершенный" со словом "законченный". Когда-то слово "совершенный" употреблялось наряду со словами целый, весь. Согласно его убеждениям, приближение к идее совершенства делает людей совершенными.

Самая ранняя дефиниция "совершенства", ставшая уже классической, представлена в философии Аристотеля. Он выделил три значения понятия. Во-первых, совершенно то, что является полным, содержит все необходимые части, вне чего нельзя найти хотя бы одну его часть. Во-вторых, совершенно то, что является настолько хорошим, что по достоинствам и по ценности не может быть превзойдено в своей области. В-третьих, совершенно то, что достигло хорошего конца2.

Стоики определили совершенство как гармонию. Человек, достигший гармонии с самим собой и природой, будет жить счастливо. Зенон в трактате "О человеческой природе" заявил, что "конечная цель - это жить согласно с природой, и это то же самое, что жить согласно с добродетелью: сама природа ведет нас к добродетели"3. Совершенство проявляется в способности стойко переносить все пре

вратности судьбы, не споря с природой и подчинять страсть разуму, а тело - духу. "Только непрестанное бдение и усердие доводят любую вещь до совершенства, да и то с трудом"1, - писал Сенека.

Христианское понятие совершенства опирается на Библию. "Будьте столь же совершенны, как отец небесный"2. Совершенство является синонимом безупречности, справедливости, доброты. Все эти слова означают то же, что и понятие "совершенство" в узком значении слова: как то, в чем отсутствуют недостатки. Фома Аквинский утверждает, что конечной целью всех существ служит совершенство. Для человека совершенство связано с блаженством и состоит в уподоблении Богу. Таким образом, наивысшей целью человека является, как наивысшее совершенство, так и наивысшее блаженство. Раскрывая наивысшее блаженство, Фома Аквинский следует за логикой размышления Аристотеля. Наивысшее блаженство для человека не может состоять в наслаждении, а только в деятельности, поскольку у всех существ не деятельность имеет своей целью наслаждение, а наоборот наслаждение имеет целью деятельность.

Творческая деятельность как средство достижения благополучия

Значение политико-правового аспекта как составного элемента философской модели феномена благополучия определяется его ролью в создании условий, необходимых для осуществления свободной, творческой и разумной жизни. В политико-правовой сфере благополучие возможно лишь при условии решения проблемы справедливости. При ее решении недопустимо как прямое заимствование зарубежных концепций, так и полное игнорирование теоретического опыта зарубежных исследователей. Анализ взглядов указывает, что мы имеем несопоставимые и конкурирующие концепции справедливости, и что ресурсы политической и правовой культуры не позволяют разрешить споры между ними рациональным путем. Философия отражает дебаты и разногласия культуры столь верно, что ее противоречия оказываются неразрешимыми точно так же, как неразрешимы сами политические и правовые противоречия. Отсюда следует, что наше общество не может надеяться на достижение консенсуса. К.Маркс был прав, усматривая в центре современной социальной структуры конфликт. По мере развития в соответствии с объективными потребностями для сбалансированного и устойчивого развития должны каждый раз вновь вырабатывать критерии справедливого распределения материальных и духовных благ. Другого пути в политико-правовой сфере для достижения благополучия не существует.

Действительно, справедливое распределение благ есть законный принцип, но абсолютизация распределения и забвение из-за него экономического производства есть философское заблуждение. Это является еще одним аргументов при рассмотрении финансово-экономического аспекта благополучия. Материальная обеспеченность людей, удовлетворение субъективных потребностей необходимые предпосылки культурного роста. К тому же большинство людей в мире находятся далеко за чертой бедности, и поэтому нельзя утверждать, что материальные условия жизни - вещь второстепенная. Для создания богатства нужна такая предпосылка как любовь к нему. Годы экономических реформ в России не прошли даром. Общественное сознание признает положительное значение частной собственности. Она дает собственнику чувство уверенности, доверие к людям и к вещам, желание вложить в хозяйственный процесс свой труд и свои ценности. Она воспитывает в человеке правосознание. Она воспитывает человека к хозяйственной солидарности. И конкуренция собственников ведет не только к борьбе, но и к творческому напряжению, необходимому для народного хозяйства. Но достижение экономических целей не является гарантией достижения благополучия. Благополучие автоматически не вытекает из материального достатка. Существует относительная зависимость благополучия от экономических условий жизни. К важнейшим факторам последних относятся деньги. Наличие денег помогает снизить остроту дискомфорта, а также повысить настроение. Люди, имеющие большие доходы, лишь в незначительно большей степени удовлетворены своим уровнем и образом жизни, чем люди с более низкими доходами. Поэтому деньги не делают людей счастливыми или, по крайней мере, не являются основным фактором повышения благополучия.

Исследование трех смысловых аспектов благополучия (духовно-нравственного, политико-правового и финансово-экономического) подводит к идее смыслообразующего, приоритетного фактора благополучия. Однако философский анализ, а также данные социологических исследований не дают оснований для однозначных и категорических выводов. Разрешить это противоречие возможно через привлечение к анализу категории совершенства. Все смысловые аспекты благополучия через идею совершенства вступают друг с другом в отношение взаимодополнительности. Этот вывод делают возможным еледующие положения, полученные в ходе историко-философского анализа: Во-первых, самая ранняя дефиниция "совершенства", ставшая уже классической, представлена в философии Аристотеля: совершенно то, что является полным, содержит все необходимые части, вне чего нельзя найти хотя бы одну его часть. Во-вторых, смысл совершенства состоит в непрерывном улучшении, постоянном дополнении, обогащении, т.е. совершенство неотделимо от человеческой деятельности. В-третьих, понятие совершенство в истории постоянно обогащалось новым содержанием. И в отличие от философских интерпретаций прошлых столетий в современную эпоху совершенство человека отождествляется со счастливой жизнью, с хорошим физическим и психическим состоянием, с благополучием.

Из второго положения, гласящего, что совершенство неотделимо от человеческой деятельности с необходимостью вытекает требование рассматривать человеческую деятельность как средство приближения к благополучию. Действительно, для человека труд является формой существования, однако к благополучию человека ведет не однообразная, рутинная деятельность, которая не позволяет человеку реализоваться в духовно-нравственном смысле. Благополучие возможно лишь на уровне зрелой личности, для которой труд становится творческим призванием. Как величайшая загадка и одновременно великое счастье для людей, которым оно доступно, творчество возвышает личность над повседневной реальностью и приближает к совершенству.

Итак, благополучие не только постигаемо, но и достижимо. Изучать его необходимо как в целях научного познания, так и для улучшения жизни отдельного человека и общества в целом. В данном исследовании благополучия немало трудностей. Не случайно многие выводы и обобщения по сути дела, не столько подводят итоги, сколько намечают пути для дальнейших размышлений и гипотез. Открытыми остаются многие вопросы. Но такова реальность самого феномена благополучия, в изучении которого сделаны лишь первые шаги. Актуальность данной философской модели благополучия заключается не в том, что она предлагает окончательную картину соподчинения нескольких концептуальных элементов. Этот вопрос пока остается открытым. Ее ценность в том, что она охватывает в единой описательной схеме спектр разноплановых смысловых аспектов благополучия, включая те, которые выходят за пределы материальных потребностей.